Schwung - расширение рамки

13 апреля 2018 г.

Schwung - расширение рамки

Schwung можно наблюдать во время движения вперед рысью и галопом и во время выполнения переходов между ними.

Шаг – базовый аллюр, но он не имеет Schwung'а. Schwung - это тот феномен, который при создании силы в результате воздействия ног и поясницы всадника «проходит» через спину лошади, совершающую колебательные движения, холку, шею и рот и возвращается в эластичную руку всадника. Schwung не застревает в руке, а возвращается назад через рот лошади, шею, холку и спину к ее задним конечностям. Этот цикл повторяется снова и снова.

Schwung - важнейшая составляющая тренинга лошади. Старые мастера поставили его на четвертую ступень Шкалы обучения. Без Schwung'а не происходит ничего.

Возможно, Schwung может существовать без сбора, но вы никогда не достигнете настоящего сбора без Schwung'а. Это верно для каждого перехода, поворота и бокового движения. Часто мы видим всадника, который выталкивает лошадь за ее "границы", излишне двигая ее вперед. Но скорость не имеет ничего общего с Schwung'ом; наоборот, когда лошадь движется слишком быстро, она теряет чистоту своего ритма, страдает ее баланс; контакт становится слишком тяжелым; она опирается на руки всадника, становясь беспокойной и напряженной. Расслабленность, также как и доверие лошади ко всаднику, и ее уверенность в себе исчезает.

Еще одна распространенная ошибка, связанная с попыткой развить Schwung, заключается в том, что всадник, используя сильный шенкель и шпоры, пытается заставить свою лошадь стать в повод, взять железо. Лошадь снова излишне напрягает мышцы, и гармония между ней и всадником теряется. Вы получаете принудительный сбор без Schwung'а. Принуждению и силе нет места в обучении. С их помощью еще никто не создал ничего прекрасного.

Итак, каков же правильный способ развития Schwung'а ? Будучи начинающим всадником, я старался в первую очередь помочь лошади расслабиться умом и телом. Это Losgelassenheit - термин, который действительно нуждается в описании.

Но позвольте мне вернуться к теме Schwung'а. Всякий раз, когда один из моих учеников прошагивает лошадь на свободном поводу, я напоминаю ему перед тем, как он начнет подбирать повод, что он имеет дело с самой чувствительной частью тела лошади (почти такой же, как спина), поэтому он должен быть очень осторожен со своими руками. Когда мы наталкиваем лошадь в руку, мы всегда должны двигать больше, чем сдерживать. Это нелегко для нас, людей, привыкших во всем полагаться на руки. Мы всегда стремимся решить руками любую проблему, которая перед нами возникает.

Мы хотим, чтобы лошадь продемонстрировала хороший, активный, живой, но не заторопленный шаг - такой, из которого мы в любой момент можем поднять ее в рысь или галоп. И рысь, и галоп должны быть такими, чтобы мы в любой момент могли выполнить любой переход. У нас должно быть ощущение, что лошадь на шагу настолько активна, что для подъема в рысь нам нужно лишь слегка подтолкнуть ее тазом (это концепция согласованных усилий ягодичных мышц, седалища и копчика) и увеличить давление ног (это еще одна концепция согласованных усилий бедер, коленей и шенкелей).

******

При всем этом важно обратить внимание на то, чтобы сбалансировано (!) воздействовать на лошадь средствами управления, не толкая лошадь в рысь сильными, преувеличенными движениями. Как только лошадь найдет свой подходящий темп рыси, мы возвращаем ее в шаг, поддерживая активность зада. Вскоре после этого мы снова высылаем лошадь в рысь и т.д. Таким образом, лошадь развивает schwung почти незаметно. Только когда эти два перехода гармоничны, плавны и характеризуются наличием schwung'а, мы можем начинать сокращать и удлинять шаг рыси. Двухтактность рыси должна сохраняться, когда мы сокращаем рамку и длину шагов. Зад должен становиться еще активнее. Мы аккумулируем энергию лошади именно так. Чтобы удлинить ее рамку, нам не нужно прикладывать силу – достаточно подать руку вперед, смягчить кисть (это удлинение происходит через все ее тело). Через пару шагов мы захватываем этот schwung с помощью легкого сдерживающего воздействия руки и опускания пяток (когда всадник опускает пятку, лошадь чувствует, как его вес опускается глубже в седло). Если мы сядем тяжело, то это будет неудобным для спины лошади, и она прогнет ее вниз. Когда вы опускаете пятку, шенкеля воздействуют на лошадь, побуждая ее подвести зад под корпус и принять на него больше веса.

Как только слегка сдерживающая рука захватила schwung, она немного смягчается, но без потери контакта. Мы можем делать прибавку на рыси, только пока лошадь сохраняет баланс и движется от зада. Только после того, как лошадь сможет делать более мощные шаги и сохранять чистоту рыси, ей не составит труда сделать несколько шагов средней или прибавленной рыси без потери расслабленности, ритма или schwung'а.

Особый индивидуальный темп лошади также должен быть согласован с конкретной длиной ее рамки. Лошадь может поставить переднее копыто в точку, на которую указывает ее нос. Таким образом, чем длиннее шаг, тем длиннее должна быть рамка!

Важно, чтобы всадник всегда и везде обладал достаточным «чувством», чтобы иметь возможность сделать переход от прибавленной рыси в собранную без необходимости использовать усиленные средства управления. Это важнейший навык. О таких всадниках говорят, что они могут двигать горы.

Так же, как мы развиваем Schwung на рыси, используя частые переходы, мы можем сделать это и на галопе. Опять же важно, чтобы у лошади был хороший, активный, живой, но не заторопленный шаг с четкими четырьмя тактами, при котором создавалось бы ощущение, что для подъема в галоп от всадника требуется легчайший посыл. Только когда всадник может дать посыл в галоп в нужный момент, самый первый «прыжок» галопа будет полон schwung'а.

Поначалу почти все всадники испытывают трудности с своевременностью подъема в галоп. Если всадник чувствует момент, лошадь сразу же поднимается в желаемый галоп. Но если всадник упускает его, давая посыл слишком рано или слишком поздно, лошадь либо ошибается, либо поднимается вяло, так как физически не может сразу начать движение правильно.

Предположим, что мы едем ездой налево и хотим поднять лошадь в левый (или внутренний) галоп. Крайне важно, чтобы шаг лошади был живым и активным. Если у всадника нет тренера, который может подсказать ему, что наступил нужный момент, то ему придется смотреть на правое (внешнее) плечо лошади и давать посыл, когда это плечо начнет двигаться назад. В тот же момент правая (внешняя) задняя нога находится на земле и может оттолкнуться для подъема в левый галоп.

Первый темп галопа должен быть таким же мощным (полным schwung'а), как и последний. Каждый шаг галопа - это новый подъем в галоп. Во время галопа у всадника всегда должно быть ощущение, что он едет вверх по склону горы. «Ехать в небеса вверх, а не в ад вниз», - я всегда говорю эту фразу своим ученикам во время тренировки.

Когда всадник в результате частых подъемов начинает сам находить нужный момент, ему больше не разрешается смотреть на плечи лошади - он должен полагаться на свое развивающееся чувство и «ощущать», когда следует давать посыл.

Точно так же ученик должен научиться давать посыл и для нисходящего перехода с галопа. Представьте лошадь-качалку, которая сначала опускает зад, поднимая перед, и наоборот. Галоп дает такое же ощущение. Правильный момент, чтобы сделать нисходящий переход с галопа, - когда лошадь поднимается спереди. Это тот момент, когда ее задние конечности более всего подведены под корпус. Это тот самый момент, когда мы можем перевести лошадь в шаг, слегка воздействуя сдерживающей рукой и выполняя один или несколько (в зависимости от уровня ее подготовки), полуодержек внутренним поводом.

Зачем делать полуодержки внутренним поводом? Причина заключается в том, чтобы прервать очередность выноса ног на галопе. Если мы сделаем полуодержку внешним поводом, лошадь воспримет ее как сигнал собраться, и выполнит команду по мере возможностей, но не сделает переход. Мы используем полуодержку внешним поводом, чтобы улучшить «прыжок (темп)» галопа и собрать его. В этих случаях лошадь должна ступать под корпус задними ногами с большим schwung'ом.

Благодаря частым подъемам в галоп, которые активируют задние конечности лошади, галоп улучшается. А полуодержки, предшествующие переходу в шаг, дают возможность сделать последний «прыжок» на удерживающую руку мягким, таким, что переход будет словно снежинка, опустившаяся на землю. Но шаг должен быть настолько энергичным, чтобы лошадь была готова почти сразу же вновь подняться в галоп. Очень важно, чтобы лошадь демонстрировала правильный шаг между двумя репризами галопа. Если лошадь напрягается, мы должны либо перейти к другому упражнению, либо остаться на шагу и поездить по извилистым линиям, пока шаг не восстановит свою "правильность". Только тогда мы сможем возобновить упражнения на галопе.

Когда лошадь может подняться в правильный галоп после нескольких тактов рыси и перейти в активный шаг после нескольких темпов галопа, тогда мы можем начать работать над удлинением галопа. Здесь мы снова должны обратить внимание на удлинение шага посредством сопровождающего его удлинения всей рамки. Мы не должны просто гнать лошадь вперед. Мы можем только попросить лошадь удлиниться, пока она остается под контролем (под контролем седалища всадника). Каждый темп галопа, каждый его «прыжок» - это новый подъем в галоп, посредством которого мы множество раз захватываем schwung и разрешаем ему выразится через удлинение рамки. Во время прибавленного галопа достигается предельное удлинение рамки. Здесь снова действует то же правило - мы можем прибавлять, только пока лошадь надежно работает в наших средствах управления и мы можем в любой момент собрать и удлинить аллюр вновь.

В заключение я хотел бы еще раз напомнить всем всадникам, что все переходы должны гармонично переходить друг в друга. Чем менее заметны средства управления всадника, тем легче лошадь будет следовать им. Любого преувеличения следует избегать.

Вальтер Зеттль (источник); перевод Валерии Смирновой

Комментарии
Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь для комментирования