Особенности троеборной посадки

17 марта 2017 г.

Особенности троеборной посадки

Правильная посадка – это основа верховой езды. Она дает ощущение единства с лошадью, позволяет контролировать ее тонко и незаметно. В этой статье выдающийся американский спортсмен и тренер Jim Wofford рассказывает об основах троеборной посадки.

Первое, что замечают всадники, это то, насколько значимым становится фактор скорости при росте уровня троеборца от начинающего до профессионала.

Louis (Paddy) Neilson и Haffaday преодолевают легендарное 13-е препятствие Maryland Hunt Cup 1971 года.

Пожалуй, мало кто из троеборцев знает о кроссе столько, сколько Рaddy, всадник, трижды одержавший победу на турнире Maryland Hunt Cup, где «мертвые» препятствия порой достигают полутораметровой высоты и строятся из деревянных бревен, жердей и досок. Так вот, Рaddyне раз отмечал: «Ошибки на скорости дорого обходятся!»

Фраза Paddy - страшное напоминание о том, что правильная посадка на маршрутах такого уровня становится залогом вашей безопасности. Чтобы уберечь вас от несчастных случаев и травм, она должна быть безупречной, потому что скорость увеличивает тяжесть последствий ваших ошибок.

Чем выше уровень, тем короче стремена

Правильная посадка всадника на соревнованиях более низкого уровня не отличается от классической конкурной: путлища должны быть такой длины, которая позволит вам сохранить между бедром и голенью угол 90º.

Если вы выступаете на соревнованиях начального уровня, то сохраняете длину стремян и на конкуре, и на кроссе. Скорость прохождения кросса не высока, препятствия не столь серьезные.

Но с усложнением маршрутов увеличивается и скорость. В такой ситуации вы должны будете уменьшить длину путлищ так, чтобы закрыть угол бедра. Это позволит остаться в равновесии и в контакте с лошадью. Поднимайте стремя на 2,5 см с каждым повышением уровня сложности соревнований, с каждой звездой. К примеру, на соревнованиях 1*, разница между конкурными и троеборными стременами - 2,5 см, на соревнованиях уровня 2** - 5 см и так далее.

Некоторые троеборные тренера предлагают вернуться к посадке, которая использовалась в 18-м столетии: всадник ехал, стоя на длинных стременах. К счастью исследования подтвердили ее неэффективность. Такая посадка плохо влияет на качество галопа лошади, и уже этого достаточно, чтобы ее не использовать.

Независимо от длины, путлище должно образовывать прямую вертикальную линию на любой фазе прыжка и в движении. Стремя не сможет корректно поддерживать ваш вес, если путлище не вертикально.

Некоторые всадники пытаются ехать на коротких стременах в седлах, которые не предназначены для этого. В результате на приземлении нога уходит назад. Если у вас такое седло, не укорачивайте стремена, даже если это грозит потерей скорости. Используйте длину, как для конкура.

Если вы собираетесь принять участие в скоростном кроссе, вы должны убедиться, что ваша лошадь сбалансирована и правильно реагирует на средства управления.

Вы должны не мешать лошади, сидя на коротких стременах на скорости около 30 км/ч. Мы требуем от лошадей выполнения сложнейших прыжков, и обязаны помогать им, следуя за их движениями и находясь в балансе.

Вы сможете улучшить свою посадку, постоянно работая над ней. Прежде чем работать на рыси или галопе, старайтесь укорачивать ваши стремена хотя бы на одно деление.

Можете ли вы долго ехать на рыси на двухточечной посадке? Часто всадники не в состоянии сделать этого даже на протяжении длительной разминки рысью и пересаживаются на обычную трехточечную посадку. Даже если у вас не получается, старайтесь проехать столько, сколько сможете. Это окупится на маршруте. Работать на коротких стременах, без сомнения, тяжело, но, как только вы освоитесь, ваша результативность на кроссе улучшиться в разы.

После того, как вы поработаете какое-то время на коротких стременах, а затем вернетесь к обычной длине путлищ, используемой на конкуре, вам покажется, что стремена намного длиннее, чем ощущались до этого. Этот эффект похож на эффект от езды без стремян для улучшения выездковой посадки. После урока без стремян вам кажется, что они слишком коротки, хотя вы вообще не изменяли длину путлищ.

Жертвуем чувствительностью ради безопасности

Скорость на кроссе вносит еще несколько корректировок в вашу посадку. Если на конкуре ваша стопа лежит на стремени в своей широкой части и мизинец расположен у внешней дужки, то для троеборье вам нужно будет подвинуть стопу глубже в стремя: ее широкая часть будет напротив внутренней дужки. При таком положении стопа становится не такой гибкой и чувствительной, однако всаднику так будет безопаснее. Чем короче стремена, тем труднее взять их вновь после потери и тем больше последствий такая потеря может повлечь. Помните, скорость усиливает последствия ваших ошибок.

Когда соревнования проходят в дождь, почва превращается в грязь, а протектор стремян и ваша подошва становятся скользкими, лучше поставить стопу как можно глубже в стремя: пусть ваш каблук касается его нижней части. Да, это противоречит правилам, но лучше принесите в жертву чувствительность и сохраните безопасность.

На галопе не забывайте коротко держать повод. Если вы отрегулировали повод, когда сидели в седле, то, когда вы станете в двухточечную посадку, он окажетсяслишком длинным (ваш корпус пойдет вперед, к шее лошади).

Bruce Davidson – троеборец, Золотой медалист Олимпийских Игр и Чемпионатов Мира. Его победы, несомненно, стали результатом большого опыта и знаний во всех трех областях: кроссе, выездке и конкуре. На фото он и Appolinax преодолевают 13-е препятствие на турнире Maryland Hunt Cup 1983 года. Его крепкая позиция в седле сохраняется благодаря положению шенкеля и стопы.

Неподвижность на скорости

Вот и пришло время обсудить ваше общее положение в седле во время галопа.

В среднем на кроссе размещают от 20 до 30 препятствий. Это внушительная цифра, но весь курс уложится всего в несколько сотен темпов галопа. Передвижение от препятствия до препятствия займет у вас больше времени, чем уйдет на прыжки. Поэтому вам нужно определиться с позицией, которая будет наиболее безопасной и эффективной при перемещении по маршруту на галопе на высокой скорости.

Название может отличаться в зависимости от терминологии, но чаще всего такую посадку называют двухточечной. Ваш вес переносится на колени и голени, а корпус находится над спиной лошади.

Вы не должны садиться в седло, но не должны ехать и в облегченной посадке. Находитесь как можно ближе к седлу. Ваш корпус должен наклоняться вперед под углом около 45º, а ваши локти - находиться перед тазом.

Вы можете проверить правильность вашей посадки в манеже, если он оборудован зеркалами, или попросить кого-то поснимать вас на видео.

Убедитесь в том, что вы амортизируете движения вашей лошади коленями и голенями, а не тазобедренными суставами. Должно создаваться такое чувство, что вы стоите на батуте, амортизируя в коленях. Посмотрите на свою тень, когда вы верхом. Убедитесь, что расстояние между седлом и седалищем не меняется, а ваш корпус не движется вперед-назад. Если такие движения присутствуют, это будет означать, что вы не сбалансированы, и этим будете мешать вашей лошади.

Вы должны сидеть на галопе как можно спокойнее. Это легко понять, но трудно реализовать на практике. Изучайте свою посадку на видео, просите подсказок у других спортсменов и тренеров, смотрите на работу других всадников. Проявите упорство и терпение. Успех в современном троеборье требует совершенства в каждой дисциплине. Вы должны работать над всеми направлениями. Чтобы проехать кросс, недостаточно тренироваться только в выездке и в конкуре. Работайте над кроссом, работайте над собой и тогда победа будет не за горами.

Джим Воффорд; перевод Валерии Смирновой (источник)

Комментарии
Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь для комментирования