Статьи, Подготовка лошади к соревнованиям по конному туризму | Prokoni.ru

Подготовка лошади к соревнованиям по конному туризму

31 марта 2017 г.
Автор - Алена Зюзько

Подготовка лошади к соревнованиям по конному туризму

В настоящее время набирает популярность новый для нашей страны вид спорта "Спортивный туризм на конных дистанциях". Соревнования необычайно зрелищные, и в то же время доступные большему числу любителей. Все что нужно для участия - уметь пользоваться компасом и картой, и ну и конечно же - владеть искусством верховой езды.

Возраст участников имеет лишь нижнее ограничение - 14 лет. Лошади же должны быть не моложе 4 лет.

Сами соревнования включают в себя три дисциплины:

  • ориентирование по проложенному маршруту на расстояние до 30 км с соблюдением аллюра и контролем времени;
  • контроль аллюра (на 150 метрах обозначенного отрезка лошадь должна показать самый медленный галоп и самый быстрый свой шаг);
  • короткая дистанция с препятствиями, имитирующими те, что можно встретить в естественных условиях (поваленные деревья, узкие проезды, мосты, канавы).

Расстояние длинной дистанции вроде бы небольшое - прохождение 30 км для лошади, находящейся в регулярном тренинге, проблемой стать не должно, тем более что и скорость на маршруте невелика - всего 9-11 км/ч.

Преодолеть 150 метров коротким медленным галопом и такое же расстояние шагом - и вовсе ерунда. Прыжок через поваленное дерево или проход через узкий проезд в поводу также не составляют труда.
На такие соревнования можно выехать в любой момент и на любой лошади, тем более, что никаких особых требований к лошади не предъявляется. Главное - здоровье.

Однако, и у этой кажущейся простоты есть свои нюансы. Если к контролем аллюра все более или менее понятно (короткий галоп и прибавленный шаг - умения, прививаемые лошади в процессе заездки и выездки), то в отношении длинной и короткой дистанций возникают некоторые вопросы. Попробуем в них разобраться!

Длинная дистанция, или ориентирование по проложенному маршруту на расстояние до 30 км с соблюдением аллюра и контролем времени.

Чтобы без вреда для здоровья пройти указанный маршрут, лошадь должна быть к этому готова. Но помимо хорошей физической формы на маршруте ей потребуются еще и некоторые навыки, - о них и поговорим.

Первый и, на мой взгляд, важнейший из них - умение лошади идти одной, без хвоста впереди или сзади, отсутствие у нее страха остаться без других лошадей.

На маршруте всадники едут поодиночке, с интервалом в 5 минут. На контрольных пунктах пришедших одновременно всадников останавливают и дают «отсечку», т.е. выпускают на следующий отрезок пути так же по очереди, с интервалом в те же 5 минут.

Представьте: вы приехали третьим, значит стоять придется около 15 минут, во время которых перед вами будут стартовать другие участники. Представили?

Во время тренировок на дальнюю дистанцию наша команда в обязательном порядке отрабатывала маневры - разъехаться (сначала в поле видимости друг друга, а затем постепенно доводя до "вместе выехали и на маршруте в трех местах встретились и выяснили, что у всех все в порядке"), постоять пока все ускакали, съехаться.

Такие действия приучают лошадь, что одиночество – это не навсегда, что за поворотом, не за этим, так за следующим, она непременно увидит других лошадей, и ничего дурного не случится.

Следующий немаловажный пункт - «вездеходность». В пути может встретиться брод через немелкую реку (о небольших канавах и лужах я даже не говорю). Едете вы один, хвоста, за которым можно пройти, нет и может не появиться, а время поджимает….

Поэтому необходимо тренировать смелость и уверенность лошади, ее доверие к вам. Лошадь должна четко понимать, что с человеком не страшно, и если он куда-то направляет, – можно двигаться вперед без сомнений. И здесь не сработает грубое подчинение - оно чревато срывом в самый неподходящий момент в силу стресса от новых для лошади обстоятельств.

Во время тренировок (опять же в группе) можно приучать лошадь переходить сложные участки за кем-то. Затем ставить ее во главе группы. Так лошадь постепенно поймет, что хотя и первая, но не одна. После разъезда лошадь остается уже в компании всадника, но не сородичей.

Устойчивость хода по пересеченной местности. Странно, но факт: лошадь, которая по дорожке идет полным ходом, попав на обычное русское поле с кочками и высокой травой, просто теряется. Лошадь должна уметь смотреть под ноги, "ловить" себя, быть устойчивой.

Мы нарабатывали такое умение в полях (манежных условий выставить те же кавалетти у нас не было). Участники группы выстраивались в ряд параллельно друг другу (в середине находилась опытная лошадь). На спокойном шаге коням предоставлялся шанс как следует рассмотреть пространство под ногами. Сначала кони очень отвлекались друг на друга: конечно, 6 жеребцов идут не в смене, как привыкли, а стоят рядом, как на старте.
Это же «упражнение» помогло не только несколько сгладить жажду соперничества и укоренить в лошадях чуткость именно к всадникам (животные стали очень сосредоточенными, внимательными), но позволило не ударить в грязь лицом на построении, на Параде открытия этапа.

Нашей ошибкой в подготовке своих коней стала отмена тренировок в дождливую погоду. Ездим мы в сухую погоду, по идеальному грунту, выезжаем на старт... и дождь: трава мокрая, тропинки местами скользкие, а ни лошади, ни всадники к такому явлению не адаптированы (и это не говоря о риске травм для неподготовленной лошади на скользком грунте).

Уже много позже мы увидели разницу в ходе всех наших лошадей по сухой и мокрой траве, на скользкой дороге, и все наши кони выучили команду «осторожно» - по ней баланс ловится виртуозно, шаги становятся коротенькими и «весь мир вокруг ждет». Сейчас тренировки мы не отменяем ни по какому грунту и лишь корректируем нагрузку, добавляем по необходимости средства защиты для ног и спин.

Чтобы подготовить лошадей к прохождению длинной дистанции, мы тренировали их на беговом круге (1200 м). Нашей стандартной работой было: 1 круг шагом, 2 рабочая рысь, 1 круг шагом, 2 круга рысь-резинка собрать-растянуть+элементы короткой дистанции, 1 круг шагом + работа в поводу, 1 круг галопа, 1 круг шагом, 1 круг галопа + элементы короткой дистанции, 2 круга заминки в седле и в руках. В выходные дни в любую погоду мы выезжали в дальние поля на 13-15 км, раз в месяц - на 20-30 км. Отметим, что еще одной нашей ошибкой было после дальних полей давать коням выходной.

Короткая дистанция (КД) с препятствиями, имитирующими встречающиеся на местности.

Сам по себе этап соревнований очень динамичен и зрелищен, особенно благодаря тому, что на боевом поле одновременно находится две пары всадник-лошадь.

Но вместе с тем этот этап и самый сложный: ограниченное время на прохождение дистанции, набор разнообразных препятствий, которые проходятся как в седле так и в руках, вторая пара на боевом поле…
Про управляемость лошади мы не говорим - без нее никуда, так же, как и без баланса.

Что особенно запомнилось….
Этапы в поводу: поваленное дерево, мостик, канава. Хотя фактически за технику прохождения этапов в руках штрафов не было, я полагаю, что с развитием судейства и повышением уровня соревнований они появятся. Поэтому и здесь без приучения лошади будет не обойтись.

Узкий проезд. Ширина дорожки в нем составляет 60-100 см. Понятно, что здесь классическим способом лошадь не провести - нужно, чтобы конь двигался ЗА всадником, не "мотыляясь" из стороны в сторону (заступ за границы проезда карается штрафом) и не наступая на ноги ведущему.

Учили мы коней этому долго, ошибок делали много. Но как ни банально, помогла практика и только практика, отработка не столько именно такой манеры водить, сколько «уважения к личному пространству человека» в принципе. Тренировались мы и в леваде без седла, и в поле после работы.

Канава, бревно. На этих препятствиях ошибки допустили многие участники соревнований. Мне, как человеку, работающему с жеребцами, иногда было страшно смотреть на происходящее.

Поясню. Чтобы лошадь прыгнула, она должна видеть, «куда», и иметь пространство для прыжка. Однако часто происходило следующее: всадник спешивается, НЕ заправляет стремена, перелезает через бревно, встает и тянет за собой коня. Если конь прыгнет, то прыгнет на всадника или резко в сторону (причем в сторону ему прыгнуть сложнее – на краях бревна флажки), или перевалится. При прыжке несобранные стремена могут спровоцировать еще один прыжок. Подводя итог, хочется сказать, что обучать лошадь прыгать в поводу надо так же постепенно, как и напрыгивать ее в конкуре (например). Будь вы трижды уверены в своей лошади, но если она раньше никогда ничего вместе с вами не перешагивала-перепрыгивала в поводу и с седлом, начинать нужно с маленькой палочки на земле. Пусть лучше конь скопирует ваше поведение на этом препятствии, чем наступит на вас, не рассчитав маневра.

Мостик. Его проходят хоть в поводу, хоть под седлом. Мы были удивлены этим еще на стадии подготовки, но если мостик над каким-то ручьем или канавой может восприниматься как нечто должное, то мостик, лежащий на земле, вызывает удивление. Оно и верно – ну зачем куда-то лезть по какому-то мосту, когда вариантов обойти – тьма? Из чего мы сделали вывод, что даже если лошадь где-то в поле на маршруте спокойно переходит по мосту речки и овраги, то это не гарантирует, что так же она взойдет и на настил на поле на соревнованиях. Следовательно, лошадь и к этому нужно готовить. Методы тут у каждого свои – кто-то "заманивает" вкусняшками, кто-то проводит за хвостиком, кому-то лошадь просто доверяет.

Низкие ветки. Кто бы мог подумать, что на галопе наклонить голову и нырнуть в коридор из «веток» окажется проблемой. Однако...высота препятствия – 30 см над седлом, лошадь, чтобы пройти по маршруту, должна наклониться тоже. В лесу ветки воспринимаются нормально, а вот на поле, в узком коридоре...КАК наши кони уносили нас от этих горе –«веток», сколько веток сняли мы головами именно коней…В итоге опять помогло обучение - сначала в поводу, потом в поводу под всадником, потом без помогающего. В ответственный момент кони нас не подвели.

Особое внимание стоит уделить и посадке справа. Удивлению некоторых коней не было предела, когда всадники нарушали установленный порядок действий. Да и всадникам изначально ноги сводило еще в момент отталкивания.
Отметим, что сам этап включает в себя до 3 спешиваний и посадок за 8 минут - именно поэтому мы в обычные свои тренировки так много слезаем и садимся, как рядом с "домом", так и в дальних полях.

Нельзя забывать и о флажках, и о ярких препятствиях. Лошадям, привыкшим к соревнованиям, они, возможно, и нипочем. А вот некоторые хобби-лошади могут нуждаться и в особой подготовке.

Подводя итог, скажу, что все оказалось не таким уж и простым, каким казалось до старта. Но если приложить ради подготовки к соревнованиям некоторые усилия, можно замечательно выступить и получить огромное удовольствие от происходящего.

Удачи! И до встречи на стартах!

Алена Зюзько, капитан команды по конному туризму ГЗК "Калужская" (https://www.gzk-kaluga.ru).

Комментарии
Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь для комментирования