Статьи, Мотивация лошади к общению с человеком | Prokoni.ru

Мотивация лошади к общению с человеком

10 апреля 2017 г.
Автор - Антонина Шевченко

Мотивация лошади к общению с человеком

Иногда мы огорчаемся, потому что не видим от лошади той же отдачи, которую получаем при дружеских отношениях с людьми или, например, другим близким компаньоном человека – собакой. Мы вкладываем в отношения душу и искренне любим лошадь, а она, при первой возможности предпочитает поесть, побыть в компании сородичей или просто позаниматься своими делами. Крайне редко можно наблюдать картину, когда лошадь бросает свой табун на пастбище и радостно несется навстречу человеку, бегает вокруг него в ажиотаже и приглашает пообщаться, поиграть и так далее. Но зато мы часто видим такое поведение у собак. Что не так с лошадьми?

На мой взгляд, отношения лошадей и людей сильно отличаются от отношений, скажем, между человеком и собаками или людьми между собой. Ниже я объясню, почему.

Потребность в общении

Человек, лошадь и собака – социальные существа. Это означает, что у всех этих видов есть потребность в общении. Мы с ней рождаемся. Ее не нужно в нас воспитывать. По сути уже одно это толкает нас к общению и формированию отношений с другими. Однако есть некоторые отличия в направленности социальной потребности.

Человек, в силу своих психических особенностей, может удовлетворять эту потребность за счет общения не только с себе подобными. Мы легко переносим все наши чувства, например, на животных. Испытываем к ним нежность и любовь, воспринимаем их друзьями, сердимся на них, обижаемся, считаем членами семьи и так далее. Считается (и наблюдения это подтверждают), что собаки тоже могут успешно общаться с другими видами и складывать с ними отношения, наподобие отношений с сородичами. Они воспринимают человека и его семью, как членов своей стаи и демонстрируют по отношению к человеку поведение, которое они также адресуют и своим сородичам. А в вот у лошадей такие переносы обычно не происходят. Это значит, что социальная потребность в норме у них узко направлена только на своих сородичей. А человека изначально они не воспринимают, как «своего».

При знакомстве с сородичем лошади демонстрируют особое поведение, которого никогда не проявляют при знакомстве с человеком.


Обратите внимание, например, как лошади знакомятся с представителем своего вида, и как они ведут себя при встрече с незнакомым человеком. В двух случаях они продемонстрируют совершенно разное поведение. В случае с незнакомым сородичем лошадь сразу же обратит на него внимание и пойдет знакомиться. Нормально социализованная лошадь обязательно тщательно обнюхает тело сородича в определенном порядке – от носа до паха. При этом обе лошади будут проявлять набор поведенческий действий, характерный для ритуала знакомства.

По отношению же к незнакомому человеку лошади в норме не демонстрируют таких действий. Изначально незнакомая с людьми лошадь при виде человека насторожится, как и при виде любого незнакомого и потенциального опасного объекта. Лошадь приблизится и обследует человека, только если на расстоянии тот не вызвал у нее опасений. Обследовать человека лошадь будет, как и любой незнакомый объект. Специфического поведения, которое происходит при ритуале знакомства лошадей, она не демонстрирует! Это яркое свидетельство тому, что лошади изначально не рассматривают нас, как членов табуна, с которыми можно вести себя «по-лошадиному» и складывать какие-то социальные отношения.

«По большей части незнакомые с людьми лошади реагируют на человека так же, как на любого хищника. Отстраняясь, они демонстрируют поведение, помогающее им избежать давления: физического и/или психологического». Дэниэл Миллз и Сью МакДоннелл, «The Domestic Horse»

Поэтому не нужно ждать, что отношения с лошадью возникнут мгновенно сами по себе, просто оттого, что мы любим лошадь и хорошо к ней относимся. Изначально для лошади мы просто незнакомый объект окружающей среды! И нам еще придется ей объяснить и доказать, что с этим объектом можно общаться и с ним можно дружить.

Разная эволюция

Такая колоссальная разница во взаимоотношениях собаки-человека и лошади-человека, на мой взгляд, обусловлена эволюцией отношений.

Связь человека и собаки уже с самого начала складывались на основе взаимовыгодного партнёрства. Одна из теорий одомашнивания собаки, которая кажется лично мне наиболее правдоподобной, гласит о том, что домашние собаки берут свое начало не от прирученного волка или иного дикого представителя собачьих.

Вероятно, изначально предки собак по своей воле стали жить поблизости от человека: их привлекали пищевые отходы.


Предком домашних собак послужила особая «прослойка» диких псовых, которые сами по себе в какой-то момент выбрали и предпочли жизнь поблизости от человека. Человек оставлял после себя пищевые отходы, которыми и стали питаться эти животные. То есть по сути, дикий предок собак добровольно занял определенную нишу – возле человека.

Поначалу, возможно, человек просто получал пользу от того, что животные, которые постоянно были где-то поблизости, могли поднимать тревогу, если приближались враги. Собаки получали пользу в виде легкодоступной еды. Никакого ущерба для своего благополучия и жизни собаки при таком взаимодействии не получали.

Впоследствии именно потомки этих «мусорщиков» были приручены и стали домашними собаками. Но изначально стремление к близости к человеку и контакту с ним развилось в этих животных само по себе, эволюционно! Именно поэтому собаки так легко формируют с нами связь и легко начинают воспринимать нас как членов своего социума.

Предков лошадей, как и других крупных копытных, первобытный человек просто ел. Основа для взаимовыгодного партнерства в этом случае отсутствовала.


А вот отношения человека и лошади складывались по-иному. Изначально лошади были для человека просто источником пищи. Их загоняли, отлавливали, убивали и ели. Не было никакой особой прослойки лошадей, которые бы добровольно поселились рядом с человеком на взаимовыгодных условиях, без ущерба своему благополучию и жизни. Соответственно, никакого стремления контактировать с человеком у лошадей и не сформировалось. Отражение этому мы видим в поведении современных лошадей.

Поэтому, если вы хотите, чтобы лошадь воспринимала вас как друга, с которым приятно общаться и иметь дело, нужны активные действия с вашей стороны. Отношения не появятся сами собой. Придётся приложить некоторые усилия и строить общение определённым образом. Метод EquiFlow подробно этому обучает.

Общие интересы

На протяжении истории развитие отношений человек-собака и человек-лошадь опять же идут разными путями.

Практически все виды использования собак человеком строятся на охотничьем инстинкте этого хищника: работа по следу, караульная служба, пастушья работа, охрана имущества человека и так далее. А этот инстинкт – не что-то натренированное или воспитанное искусственно. Это одна из важных потребностей собаки. По сути, у собаки есть необходимость совершать все это поведение, а человек просто дает ей возможность реализовывать это поведение и получает от этого выгоду для себя. Формируется истинное партнерство, в котором каждый преследует свои личные внутренние интересы и получает от этого удовлетворение.

В ходе общения с человеком собака реализует свои внутренние потребности. У лошади же нет внутренней потребности делать то, что традиционно предлагает ей человек.


С лошадью же опять всё иначе. Человек использует лошадь для удовлетворения своих потребностей, которые традиционно сводятся к верховой или упряжной езде и получению пищи. Но в процессе этой работы лошадь не реализует каких-либо своих внутренних потребностей, как собака. У лошади нет природной потребности двигаться в экипаже, возить всадника и уж тем более служить кому-то пищей. Чтобы понять, есть ли у животного какая-то потребность, достаточно посмотреть на его поведение в дикой среде, без влияния человека. Собаки и без человека в их жизни прекрасно будут проявлять все то поведение, которое они делают для него: выслеживать, охранять территорию, охотиться, что-то защищать. Лошади же в дикой жизни никогда не будут искать случая, чтобы кого-то повозить или куда-то впрячься.

Мы говорим, что хотим быть друзьями лошади, но разве друзья-лошади тренируют друг друга и подвергают тем воздействиям, которые обрушивает на лошадь порой человек?

«Лошади-компаньоны проводят большую часть времени непосредственно вблизи друг от друга, всегда отдыхают рядом, часто двигаются вместе, обмениваются уверенными тактильными сигналами и занимаются грумингом. Молодые лошади обычно играют друг с другом» Дэниэл Миллз и Сью МакДоннелл, «The Domestic Horse»

Мало кто из людей проводит время рядом с лошадью таким образом. Часто мы видим совсем другое.

Человек часто побуждает лошадь делать действия, которые полностью противоречат естественным потребностям лошади:

— мы уводим лошадь в одиночку или с незнакомым компаньоном от ее табуна,

— заставляет работать рядом с доминантной особью (особенно если та демонстрирует свое раздражение)

— требуем от лошади занять в группе движущихся лошадей удобное нам, а не ей место (например, она предпочла бы идти в хвосте, а мы ставим ее головной)

Прогулки по незнакомым местам без компаньонов — развлечение или стресс для лошади?


— ездим верхом без привычных ей компаньонов в незнакомые места по незнакомым маршрутам,

— побуждаем преодолевать препятствия (в природе лошадь будет стараться их обойти)

— заставляем воспроизводить поведение, характерное для определенных ситуаций, вне контекста (пассажи, пиаффе, подъемы на задние ноги – элементы, характерные для социального взаимодействия: ритуала знакомства, полового поведения или игр. И лошадь в норме не демонстрирует их, находясь одна).

То есть такое взаимодействие несет лишь одностороннюю выгоду, лошадь в нем не заинтересована. Более того, в ряде случаев она еще и получает ущерб: ущерб здоровью и психический стресс. Все это тем более не способствует формированию гармоничных отношений и развитию дружбы.

Можно возразить, что человек, конечно, дает лошади взамен кров, пищу и способствует выживанию и распространению вида. Однако важно понимать, что то, что хорошо для вида, не всегда означает благополучие каждой отдельной особи этого вида. И уж тем более не повышает ее мотивацию делать что-то в данный конкретный момент.

Другими словами, да, вид может процветать и размножаться в руках человека, однако при этом это автоматически не избавит каждое отдельное животное от каждодневных страданий, если человек об этом не думает. Поэтому в каких бы хороших условиях ни жила лошадь, у нее все равно не возникнет потребность и мотивация делать ту работу, которую традиционно возлагает на нее человек.

Итак, общие интересы – еще один «кирпичик» в отличной мотивации к общению с человеком у собак. И, увы, этот «кирпичик» будет напрочь отсутствовать при традиционной работе с лошадьми. Именно поэтому для создания мотивации к общению с человеком в методе EquiFlow мы предлагаем чаще делать такие активности, которые действительно могут быть интересны лошади, и не сводить все общение с ними к верховой езде или работе в упряжи. Подробнее об этом читайте также в статье «Что повышает мотивацию».

Член семьи или гость?

Осложняет ситуацию еще и тот факт, что в большинстве своем конники проводят рядом с лошадью ничтожно малое количество времени! Мы приходим к ним на часок-другой иногда всего пару раз в неделю, а иногда и того реже. Лошадь же будет воспринимать своей семьей лишь тех, кто находится в ее окружении ежедневно и длительное время.

Не ограничивайте отношения с лошадью только тренингом. Приходите и просто так: погулять, попасти. Это поможет создать нужную связь.

По сути, если вы хотите стать для лошади «частью ее табуна», вам нужно жить вместе со своей лошадью и постоянно в течение дня с ней контактировать. Причем не только по вопросам тренинга. Приходите к ней, чтобы почистить, покормить, погулять, попасти ее или даже просто почитать книжку рядом с ней в леваде, сидя на траве. Тогда лошади действительно начинают обращать больше внимания на появляющегося человека, приветствуют его, устремляются к нему при появлении. И отношения качественно меняются.

Я лично прослеживаю эту тенденцию очень четко. Могу привести массу примеров, когда отношение лошади к конкретному человеку очень сильно менялось, просто потому что человек строил свою конюшню и начинал жить в окружении своих лошадей. При этом можно даже вообще не заниматься никаким тренингом, и все равно стать для лошадей значимой фигурой.

Возможны ли отношения?

Обобщая всё вышесказанное, можно сделать вывод о том, что изначально лошадь не имеет вообще никакой собственной мотивации к общению с человеком и традиционный тренинг и содержание лошади этому мало способствуют. Максимум, на что можно рассчитывать – это простой интерес к незнакомому, новому объекту. Речь, разумеется, о лошади, которая не имела ранее активного контакта с людьми. Именно этот контакт может очень сильно повлиять на дальнейшее отношение лошади к человеку. Если первый опыт общения с людьми был связан со стрессом, болью, дискомфортом и принуждением, лошадь может выработать страх перед человеком или агрессию по отношению к нему. Если лошадь, например, привыкла получать от человека еду, но все взаимодействие сводилось только к кормлению, она вполне может воспринимать человека, просто как своеобразную «кормушку» и терять интерес к нему, как только у последнего кончается еда. И в любом случае это вряд ли можно назвать гармоничным взаимодействием.

Однако не нужно отчаиваться. Во многих случаях ситуацию можно исправить!


Чтобы лошадь начала воспринимать человека, как существо, с которым можно общаться и социально взаимодействовать, нужно понимать, как и чем можно заинтересовать лошадь, и как строить тренинг и общение так, чтобы она начала получать удовольствие при контактах с вами, даже если вы не живете с ней бок о бок. Всё это последовательно раскрывает метод EquiFlow.


Главный вопрос – создать правильную мотивацию. Поскольку изначально лошадь в норме не настроена работать и делать что-то для нас, важно с самого начала правильно мотивировать лошадь на это. О том, какими инструментами мы для этого можем пользоваться, я расскажу в следующем блоке статей.


Антонина Шевченко, http://equiflow.ru/; Facebook; Vkontakte.

Комментарии
Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь для комментирования