Статьи, Об угрозе, нависшей над Немецкой школой верховой езды (интервью с ​Сюзен Миснер) | Prokoni.ru

Об угрозе, нависшей над Немецкой школой верховой езды (интервью с ​Сюзен Миснер)

9 июня 2017 г.
Автор - Кристофер Гектор

Об угрозе, нависшей над Немецкой школой верховой езды (интервью с Сюзен Миснер)

Сюзен Миснер - выдающаяся всадница и замечательный тренер, которую мы всегда стараемся посетить, приезжая в Германию. Сюзен - не только теоретик и автор многочисленных статей и книг о конном спорте и верховой езде, но и опытный всадник, с легкостью демонстрирующий отличную работу на манеже. Чтобы показать вам на примере то, о чем она говорила, она без колебаний садится верхом.

Не диванный теоретик - Сюзен Миснер и Рональдо.

Несмотря на то, что она является приверженкой классических принципов, Сюзен всегда открыта свежим идеям и современным веяниям, поэтому, даже говоря о классике, она умеет заинтересовать своего слушателя. У нее всегда есть что-то новое, что можно обсудить...

Сегодня мы затронули удививший меня вопрос: по мнению Сюзен, методы работы лошадей в процветающей Западной Германии сегодня ставят искусство верховой езды под угрозу?! И кто бы мог подумать, что оплотом классических принципов верховой езды окажется Германия Восточная?!

"После падения Берлинской стены Пол Штекен, Майкл Раш, который был тогда главой Немецкой Академии верховой езды, и я посетили Восточную Германию, чтобы оценить качество езды всадников - так ли оно хорошо, как у всадников Западной Германии. Ожидалось, что всадники Восточной Германии не покажут выдающихся результатов. Для нас эта поездка была своего рода приключением. Восточная Германия была в ужасном состоянии. Мы посетили четыре крупных конных центра. Мы были поражены, но тогда, тридцать лет назад все всадники были одинаковы. Да, одни из них были более талантливы, чем другие, но все они работали по одним и тем же методикам обучения. Т

Тридцать лет спустя я повторила свое "путешествие" и снова была поражена. У меня на семинаре присутствовало 8 лошадей и около 150 всадников, и все они ехали одинаково, потому что тренеры в этой части Германии обучают по одним и тем же методикам, основанным на классических принципах. И все лошади были хороши! Да, они не работали так же, как большепризные лошади национального уровня, но все равно были хороши! А всадники понимали, что именно и зачем они делают, над чем работают. Они знали, что в основе всего - ритм и расслабленность...

Мой путь домой занял пять часов, но я была очень довольна увиденным. Несмотря на то, что и лошади, и всадники отличались разными уровнями подготовками, они работали по единым принципам, люди руководствовались общими идеями".

«Когда я провожу семинары здесь - в западной части Германии, где я живу - я вижу, что все всадники тренируются и используют в работе абсолютно различные методики и системы, и это вызывает определенные проблемы....

У нас в стране множество ветеринарных клиник, в которых работают настоящие профессионалы. Им, как никому другому, известно, насколько "счастливы" лошади, находящиеся там на лечении. Сколько у нас всадников-любителей, полагающих, что с лошадью не нужно делать ничего - просто сидеть сверху, катаясь на природе? Они искренне верят, что их лошади счастливы. Только потом эти лошади попадают в эти самые клиники.

Почему? Да просто потому, что люди не понимают основ! Лошади не рождаются для того, чтобы возить на себе всадников. К этому их нужно го-то-вить! А понимают ли это коневладельцы?"

Сюзен указывает на противоречие: лошади стали лучше, но что происходит с их подготовкой?

"Задумайтесь! Мы разводим так много хороших лошадей, но где же они? В Рио Германию представляло около 10-15 великолепных лошадей. Но где стальные?

Я убеждена, что понимание принципов классической выездки и подготовки, которая должна продолжаться в течение нескольких лет, утеряно многими всадниками. Вы можете отвергать эти принципы и работать с одной лошадь как-то иначе, но в не сможете сделать это с 20-30 лошадьми. Если вы не имеете никакого представления о биомеханике и основных принципах работы, вы далеко не уйдете. Вы ничего не добьетесь без знаний".

"Каждый может увидеть ритмично движется лошадь или нет, расслаблена она или нет. Понимание самого смысла контакта, умение добиться его - ключ ко всему, что вы делаете - к податливости, прямолинейности и истинному сбору - не сбору Анки ван Грюнсвен, которая никогда не могла достичь его, не псевдосбору Тотиласа. Контакт - это ключ к шкале Выездки".

"Чем старше я становлюсь, тем больше внимания уделяю деталям. Вчера вечером у меня был семинар с шестью совершенно разными всадниками, и сегодня все они направляют мне SMS сообщения с благодарностью. За что? За то, что я потратила 20 минут, объясняя, как ездить в контакте с лошадью. Не просто смягчать повод до тех пор, пока лошадь не упадет на перед, а побудить ее работать цельно задом и передом, создать связь от задних ног по линии верха, через рот лошади к рукам всадника. Так лошадь сможет облегчить перед, сбалансироваться, уравновеситься, а следовательно "танцевать" лучше".

"Есть еще один важный элемент - влияние всадника на лошадь через корпус, поясницу. Когда-то этим секретам учил меня Ричар Вайс, и сегодня остающийся моим дорогим другом".

"Что самое важное в верховой езде? Всадник и лошадь должны двигаться гармонично, как единый организм. Когда люди танцуют в паре, они могут общаться друг с другом. Но в верховой езде ваш партнер - это лошадь, и вы должны думать за двоих. Лошадь, хотя у нее и есть интеллект, не обладает логическим мышлением - она руководствуется инстинктом. Поэтому мне не очень нравится, когда я слышу от всадников что-то вроде "Мой конь сегодня вышел из денника так, что я вижу, что он не хочет работать". Верховая езда сложнее танцев".

"На последнем моем семинаре присутствовало не очень много людей - около 100, и среди них была одна маленькая девочка на пони. Пони был хорош, но у девочки была очень жесткая рука. Я пару раз попросила ее смягчить руку, но это не возымело эффекта. Поэтому я заставила себя забыть о девочке и сосредоточилась на ее пони. Я добилась того, чтобы пони двинулся вперед, восстановил ритм, и вы знаете что? Руки девочки стали намного мягче, пони позволил ей сидеть, принял на спину и девочка расслабилась. Так ей стало проще сопровождать руками рот лошади. Езда верхом может быть простой задачей, если лошадь принимает вас на спину. Вот почему я так часто сравниваю танцы и езду. Даже лучший танцор в мире не сможет танцевать с партнером. который не гибок, закрепощен и не может следовать за движениями".

"Сегодня в Германии существует классическая выездка. И в выездке, как в любом другом виде спорта, любые улучшения в области технической поддержки, инфраструктуры, тоже послужат на благо. Посмотрите, как благодаря труду заводчиков изменились лошади, какими яркими стали соревнования, как выросли призы, сколько появилось зрителей! Но что остается неизменным, так это лошадиные инстинкты, биомеханика и основные принципы тренинга. Мы можем изобрести более классные седла, уздечки, сделать лошадей еще лучше, но тогда нам потребуются и лучшие всадники!"

"Даже лучшим лошадям иногда не хватает баланса, даже им нужно время, чтобы исправить это. И работая над таким исправлением, нам нельзя подпадать под влияние тех или иных новых идей или людей, которые не понимают, о чем они говорят на самом деле, возможно, даже никогда не сидели верхом на лошади. Допустим, можно использовать в работе достижения физиотерапии (даже Людер Бербаум так делает), но не стоит основывать на них всю свою работу по исправлению лошади".

"Недавно у меня был интересный опыт. Я гостила в Ирландии у Ани Фрёмминг. Раз в два года мы ездим туда для экспертной оценки тренеров. В этот раз мы работали с тренерами Prix St Georges. В первый день мы оценивали четырех человек - они рассказывали нам о том, как подготовиться к езде Prix St Georges, а затем сами проехали эту схему. Разумеется, перед "экзаменаторами" все были напряжены, поэтому езда была не самой лучшей. После езд мы пообщались с ними - хорошие всадники, настоящие конники. Никто не может ездить без ошибок.

Видите ли вы проблемы с шагом? Видите ли вы проблемы с контактом? - задали мы вопросы и пояснили, что имели в виду. И все эти всадники, вернувшись на следующий день, работали над тем, что необходимо им и их лошадям, над ритмом, расслабленностью, контактом, импульсом. Лошади были настолько фантастическими, что у меня по спине побежали мурашки".

"Понимание и принятие принципов классической выездки предполагает не только стремление получить идеально выезженную лошадь, но и заботу о ее благополучии. И это благополучие не сводится к вопросам защиты прав животных или езде без железа. В Европе с этим наблюдается проблема".

"Аня Фрёмминг рассказала мне, что недавно в продаже появилась некая подпруга для лошадей со специальными элементами, стоимостью 1300 евро - это сумасшествие! И проблема в том, что люди, которые готовы покупать такое, даже не могут хорошо ездить. Есть целая толпа "экспертов", которые говорят нам, в чем нам нужно ездить, вместо того, чтобы вернуться к истокам, к ритму, расслаблению и сбору".

"Как выглядит Шкала подготовки лоошади в Австралии? Она включает ритм/расслабленность или податливость? Когда я жила в Америке, то постоянно слышала дискуссии по поводу того, что есть расслабление? Что такое податливость? В Германии - это обозначается словом "lossgelassenheit". Но, с одной стороны, мы имеем "los" (свободно и расслабленно), а с другой - "tension" (напряженность). Однако всадники упускают, что между первым и вторым у нас идет податливость. Я думаю, если бы известный теннисист Борис Беккер был бы слишком напряжен, он не мог бы отбивать мячи, а будь он слишком расслабленным, то мячи не долетали бы до сетки. Чтобы игра была хорошей, должна существовать актуальная взаимосвязь. Это касается всех видов спорта, в том числе и конного".

"Мы можем видеть всадников, которые едут просто фантастически, обладают шикарной посадкой - Карл Хестер, Шарлотта Дюжарден, Кристина Сфер, но даже они нуждаются в тренере, который контролировал бы их технику. Иногда на лошадь оказывается слишком много давления, иногда наоборот, маловато. Нужно видеть всю картину. Никто не в состоянии постоянно поддерживать баланс. Всегда существует колебание от слишком большого уровня расслабленности до слишком сильной напряженности. Нужно всегда ловить подходящий момент".

Карл Хестер наблюдает за работой Шарлотты.

"Ганс Генрих Эйзенбах всегда говорил, что "существуют моменты счастья", и я очень люблю это выражение. Бывают просто фантастические моменты. Но ни один всадник в мире не может сказать, что способен ощущать их хотя бы 10-15 минут, - они кратковременны, мгновенны. Прекрасно быть таким всадником, как Шарлотта, но я думаю . что мы слишком сосредоточены на хороших всадниках и забываем о посредственных. Очень важно протянуть руку помощи именно тем, кто все еще борется с основами".

"Даже совершенно неопытный всадник может посмотреть на работу Шарлотты и сказать, что она совершенна. Я на каждом своем семинаре в теоретической части не устаю повторять, что я еще никогда не видела лошади, которая находится в состоянии ролл-кюра, когда всадник может по-настоящему сидеть в седле, особенно на средних или прибавленных аллюрах. Люди используют специальные седла, позволяющие поддерживать посадку, но не хотят вернуться к основам...И именно в этом направлении развивается наш спорт".

"Происходит что-то странное. На протяжении пяти лет я участвовала в аукционах (мне до сих пор нравится эта идея). Нашим рекламным лозунгом был - "Хотите ли вы по-настоящему податливую лошадь", лошадь которая ежедневно работается согласно Шкале подготовки? Это была совершенно иная концепция подготовки лошадей к продажам. Очень многие пришли посмотреть - присутствовали даже Балкенхол, Бектолшеймер, Надин Капельман. Наши лошади демонстрировали сказочные вещи около полуминуты, после чего мы уводили их с ринга. Потенциальные покупатели говорили "здорово", но большинство из них позднее отправились на аукционы, где лошади демонстрировали прибавленную рысь - 20 кругов по манежу".

"Это свойство человеческой природы - мы всегда думаем, что за наши деньги должны получить лучшее прямо сейчас. Понимания, что некоторые вещи могут формироваться на протяжении нескольких лет, нет".

"Деньги разделяют всадников, которые участвуют в домашних соревнованиях ради развлечения и всадников, которые могут купить лошадь за миллионы евро! Спорт разделяет. Когда я присутствую на Юниорских и Юношеских турнирах, вы не поверите, - я часто вижу коневозы стоимостью 700 000-800 000 евро и лошадей стоимостью 200 000-300 000 евро Молодые всадники не ходят в школу - они только развлекаются и ездят верхом. Это страшно!"

Слова Сюзен о выездке похожи на слова Джорджа Морриса о конкуре, и не удивительно, ведь она - поклонница Джорджа...

"Аня и я были наверное единственными представителями Германии, которые присутствовали на форуме Global Dressage, который проводился год назад в Академии Бартелс. Мы решили, что должны быть там, несмотря на то, что форум был очень ориентирован на Голландию, - мы хотели услышать, о чем там говорилось. Там же присутствовал Джордж Моррис. Он был одет в бриджи, когда вышел в манеж. Джорджу было 77 лет, и я подумала, что он оделся так для того, чтобы подчеркнуть, что ездил ранее.

Его выступление называлось " Как вы думаете, Классические правила еще имеют смысл"? Сначала Джордж говорил о жизни, и его речь была полна юмора - мы все хихикали. Затем он крикнул: "Где моя лошадь?" И все что он делал верхом - это просто двигал лошадь шенкелем и останавливал поводом. "Где препятствие? Поставьте препятствие". Джордж немного поговорил о балансе - ничего сложного. Его семилетний конь пребывал в обычной рамке.

- "Теперь я хочу прыгнуть! " Прямолинейный подход (он не делал ничего сложного), но лошадь просто взлетела. "Нет, я хочу выше, еще выше, такую высоту и курица прыгнет!" И снова невероятные прыжки.

Когда он спешился, многие голландские всадники спрашивали его о том, что он думает о развитии выездки. Джордж сказал: "Чего я никогда не понимал (поскольку я очень люблю лошадей), так это то, почему мы забираем основное чувство лошади -зрение?" И голландцы онемели: " Нет, мы делаем как вы, мы даем лошади потянуться шеей и смотреть вперед". Это выглядело печально...А Джордж, безусловно, великий человек".

Сюзен Миссер не из тех многочисленных теоретиков, которые критикуют всадников, но ни разу сами не сидели в седле. Сюзен готовила большепризных лошадей и сама участвовала в соревнованиях уровня Гран-При. Ее дочь - Аннабель - успешная конкуристка.

"Я по-настоящему счастлива, что моя дочь добилась успеха на международной конкурной арене. В 18 лет ее выбрали для участия в съемках учебного фильма, в котором также снимались Филипп Вайсхоф и Тон Хассман - действительно выдающиеся всадники. Ей сказали, что выбор пал на нее, так как она одна из немногих молодых всадников-кокнуристов,которые действительно могут ездить на лошади правильно. Мы очень гордились ею. Моей главной целью было сделать ее не только хорошей конкуристкой, но и хорошим берейтором конкурных лошадей. Как и в выездке, и в конкуре , и в троеборье, когда я готовлю берейтора, я всегда наблюдаю за парой, за лошадью и всадником".

По окончании интервью Сюзен отправилась на тренировку - ее ученица, берейтор Анн-Катрин Кулла вывела работать 6-летнюю кобылу Finess и демонстрировала ранее описанный логический и традиционный подход Сюзен к профессиональной подготовке. Мы не могли не задержаться, чтобы понаблюдать.

"Когда эта кобыла попала ко мне три месяца назад, она уже выигрывала некоторые турниры, но работалась неправильно. Лошадь выглядела великолепно, но не работала спиной, была слишком легкой в руке, сбрасывалась с повода. Нам нужно было перебалансировать ее. Мы работали над сбором, так, что кобыла правильно приняла повод. Затем трудились над созданием импульса".

"Не имеет значения, какого возраста лошадь, - три ей года или тринадцать, самое важное, чтобы она умела ходить на свободном поводу. Тогда лошадь действительно тянется, мышцы ее расслабляются и растягиваются. Анн-Катрин как раз прошагивает Finess на свободном поводу. Видите, лошадь становится счастливее, ее уши смотрят вперед".

"Так как обучение кобылы прежде не было корректным, ее спина не достаточна развита для ее возраста. Обучение Finess было направлено на победы в турнирах, а не на правильное развитие. В идеале, первые 15 минут работы с лошадью как эта должны быть потрачены на растяжение мышц. Посмотрите на ее линию спины, все не так уж плохо, но и не хорошо. Легко отличить хорошее от плохого".

"Езда на свободном поводу полезна не только для лошади, но и для всадника. Анн хорошая всадница, она со мной уже 17 лет - с 14-летнего возраста. Посмотрите, сейчас она стала лучше сопровождать лошадь и двигаться расслабленнее, после того, как прошагала два круга по манежу на свободном поводу".

"Мы бы могли уже начать работу на рыси, но я хочу видеть, как после серии полуодержек на шагу в работу подключится зад. Кобыла она очень легка в поводу, многие всадники посчитают это хорошим признаком, но для меня это не так. Анн должна двигать ее, чтобы получить в руке более чувствительный контакт (более ощутимое давление). Нужно держать контакт, двигать лошадь вперед и держать контакт. Сейчас не так важно выполнить идеальную полуодержку - важно побудить лошадь подключить зад. Если вы чувствуете положительное давление в руке, вы можете начать работать на рыси".

На рыси работа та же самая - устанавливается стабильный контакт, лошадь балансируется.

"Сосредоточьтесь на переходах, восходящих и нисходящих. Двигайте лошадь от зада. Когда Анн подбирает лошадь, она все равно двигает ее вперед на руку, вы можете продолжать езду до тех пор, пока не почувствуете, что задние ноги дают импульс, который приходит к вам в руку. Когда лошадь действительно пойдет на повод, вы сможете смягчить его".

"Теперь становимся в полупосадку, чтобы дать спине лошади отдохнуть. Система работает - лошадь ищет контакт. Теперь всадник может подавать руки вперед. Если бы Анн сделала это пять минут назад, она потеряла бы баланс. Наконец, повод отдается полностью, чтобы лошадь растянула линию верха. Существует большая разница между тем, как вы удерживаете лошадь внизу, и тем, как она растягивается и свободно уходит вниз, чтобы найти свой собственный баланс.Теперь вы можете увидеть, как начинает работать спина и прорисовывается линия верха. Пол Штекен любил говорить: "Если лошадь слишком легка в поводу, вы можете дать ей свободу на два круга по манежу, но не более". То, что делает сейчас Анна, для кобылы как йога - полная растяжка".

"Многие тренеры захотели бы одеть на эту лошадь оголовье, чтобы выполнить менки ног в воздухе. Я же сразу предупредила владельцев, что сначала мы будем работать над правильным балансом, и только потом двигаться дальше. Лошадь была так несчастна, когда ее привезли сюда... Когда лошадь хорошо обучена, она может стать такой же "длинной" перед седлом, как и позади него".

"Выполни полуодержку и помни, что полуодержка - это половина одержки..Я не чувствую от кобылы достаточно энергии...

"Двинь ее сильнее и скажи, что она должна двигаться вперед. Используй переходы рысь/галоп, чтобы взять лошадь между средствами управления. Меня не устраивает посредственность, возвращаясь к строевой рыси, я хотела бы что бы она расслабила мышцы спины еще больше.

Конечно, мы могли бы выбрать альтернативный метод: учебная рысь и два длинных хлыста, но лошадь не сбалансированна и этот метод не поможет ей обрести баланс. Эти действия не имеют смысла. Если вы не сбалансировали лошадь, она может сделать принимание, может двигаться контр-галопом, но зачем? Фриц Темпелманн говорил мне, что хороший сбор достигается движением вперед, не иначе"!

Танец продолжается изо дня в день, и до тех пор, пока у нас есть такие думающие тренера и всадники как Сюзен.

Кристофер Гектор (источник); перевод Валерии Смирновой.

Комментарии
Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь для комментирования