Статьи, Секреты Райнера Климке | Prokoni.ru

Секреты Райнера Климке

4 августа 2017 г.
Автор - Ингрид Климке

Секреты Райнера Климке

Ингрид Климке и ее отец, покойный доктор Райнер Климке, в 1999 году.

Часто всадники, независимо от того, в какой дисциплине конного спорта они специализируются, говорят о том, что их цель - натренировать лошадь или подготовить ее для участия в соревнованиях до определенного уровня, и это абсолютно нормально. Однако мы не должны забывать, что подобные цели вторичны по отношению к главнейшей цели любого конника - сделать наших лошадей более красивыми и сохранить их здоровье в процессе обучения.

Конечно, мой отец, покойный доктор Райнер Климке, всегда стремился к олимпийской славе, но он прекрасно понимал, что не достигнет ее, если в своей работе будет руководствоваться шаблонами. Он знал, что лучше подождать, чем форсировать тренинг лошади. Он научил меня анализировать строение каждой лошади и составлять ее психологический портрет, потому что без этого невозможно разработать индивидуальную систему обучения, гарантировать сохранность здоровья лошади. Мы работаем не только с телом лошади, учитывая малейшие особенности и недостатки ее экстерьера, но и с ее душой. Эти две составляющие неразделимы.

Независимо от того, работал ли мой отец молодую лошадь, троеборную или выездковую лошадь, лошадь уровня Гран-При, процесс тренинга он всегда выстраивал, опираясь на три принципа:

  1. Сохранение разнообразия в обучении.
  2. Достижение прогресса маленькими шагами.
  3. Воспитание личности лошади.

Что бы он ни делал, он никогда не отступал от данных принципах и учил меня поступать так же.

Ингрид Климке верхом на Дрезден Манн под руководством тренера Мортена Томсона.

Разнообразие в обучении

Мой отец считал, что в работе следует использовать те методы, которые помогают развивать мускулатуру лошади, совершенствовать ее физическую форму так, чтобы тренировки не оказывались бы для лошади изнурительными, чтобы ее организм был готов к постепенно повышающимся требованиям. Он был уверен, что только гармонично развитая лошадь может оставаться счастливой и мотивированной в учебном процессе. Будучи успешным троеборным всадником международного уровня, мой отец знал о положительном влиянии работы на кавалетти на развитие силы лошади и поддержание ее спортивной формы. Все его выездковые лошади работали на кавалетти...

Можно работать на кавалетти по-разному: бегать по одиночной жерди или по нескольким жердям в ряду, можно разложить жерди на земле или поднять их. Все мои лошади работают на кавалетти, независимо от их уровня подготовки, и мой олимпийский чемпион, ганноверский Abraxxas, и большепризный Liostro. Мои выездковые лошади также прыгают невысокие препятствия - это замечательный способ внести разнообразие в учебную программу, и большинство лошадей начинают получать удовольствие от такой работы, как только втянутся в нее. Так, мой будущий конь уровня Гран-При Дрезден Манн с радостью прыгал через кавалетти на Всемирном форуме по выездке 2012 года.

Не имеет значения, к какой дисциплине вы готовите лошадь, - основа обучения всегда одинакова. Мой отец подал мне пример и показал важность универсального подхода, который поддерживает лошадей физически и морально свежими в течение длительного времени. Подготовка лошади до самых высоких уровней требует особого мастерства, но сохранение этого уровня на протяжении многих лет - это уже искусство.

Иногда привнесение в тренировочный процесс разнообразия - это единственный способ вернуть напряженную лошадь в нормальное состояние, и как следствие, снова получить возможность использовать ее в спорте. Классический пример тому - мой большепризный бельгийский мерин Nector van het Carelshof. Когда я взяла его в работу весной 2001 года, он уже был обучен всем элементам уровня Гран-При, но мы не могли их выполнять, потому что он был слишком нервным. Поэтому, чтобы успокоить и расслабить коня, я решила тренировать его как троеборную лошадь. Мы поставили его в денник с выходом в небольшой паддок. Он гулял в леваде, работал на кавалетти и выезжал в лес.

Первые четыре месяца я все еще скептически относилась к тому, смогу ли я добиться его доверия и снизить его напряжение. Шуршание в кустах заставляло его покрываться мылом, я не могла работать вперед и вниз... Я решила прыгать. Сначала в манеже, потом на пересеченной местности, чтобы Nector стал более уверен в себе. Тем не менее, мне потребовался год, пока он наконец не стал мне доверять и не сосредоточился на мне. Я продолжала обучение, и через несколько месяцев он полностью поверил в себя и в меня. Во время моего декрета Nector выполнял легкую работу, и, когда я вернулась в седло, то почувствовала, что он снова со мной, даже по прошествии двух лет. В 2002 году мы вышли в финал Кубка мира по выездке, где заняли седьмое место.

Достижение прогресса маленькими шагами

Ингрид разминает Дрезден Манн перед ездой Intermediaire I. Обратите внимание, как хорошо лошадь потянулась по линии верха.

Что бы мы ни делали, и чего бы ни требовали от наших лошадей в повседневном обучении, мы должны помнить о своей ответственности за благополучие лошади. Мы должны сопереживать нашей лошади и стараться принимать решения в ее интересах. Определение целей и планирование - это хорошо и необходимо, но мой отец всегда учил меня, что в конечном итоге именно лошадь устанавливает график. Чему бы мы не обучали лошадей, мы должны делать это шаг за шагом, причем маленькими шажочками, а не большими.

Иногда всадники просто забывают, что когда мы обучаем лошадь новому, она должна быть подготовлена к новым требованиям физически, и ей также требуется время, чтобы принять их психологически. Поэтому, обучив лошадь новому упражнению, после того, как она начнет выполнять его хорошо, я всегда даю ей отдых - мы на несколько дней переключаемся на совершенно другую (и более легкую) работу. Это дает лошади время подумать о том, что она делает и осознать происходящее. Если я работаю с очень молодой лошадью, то каждый раз после обучения ее новому элементу или движению я предоставляю ей достаточно длительный отпуск для отдыха в леваде.

Делая небольшие шаги и позволяя лошади понять каждый из них, мы проявляем уважение к ее личности. Лошадь, от которой не требуют многого и сразу, которой дают время на то, чтобы она поняла и научилась, чувствует себя любимой своим всадником, и это со временем повышает ее уверенность в себе. Маленькие шаги должны быть основным принципом обучения любой лошади, но следование этому принципу особенно важно, если вы работаете с талантливой лошадью, которая на каждой тренировке предлагает вам все, что она уже умеет. У меня был такой конь - вестфальский жеребец Даймон Хилл. Он попал ко мне трехлеткой, был очень талантливым, невероятно быстро обучался и всегда был готов к сотрудничеству. Каждый день он выходил из своего денника, как будто спрашивая: « Что мы делаем сегодня?" Мне приходилось замедлять его в его стремлениях и отвлекать, меняя программу тренировок.

Езда в полупосаде на галопе.

Психически адекватная лошадь, которая охотно работает и идет на сотрудничество, становится своеобразным искушением для всадника. Но нам следует иметь в виду, что цель всадника не должна заключаться в скорейшем достижении определенного уровня. Прежде всего следует обеспечить поддержание лошади в прекрасном состоянии, здоровой и счастливой на протяжении всего периода ее тренинга.

Даймон Хилл мог достигнуть Гран-при уровня годом ранее, но его физическое состояние, возможно, не было бы идеальным. Поэтому в одну из зим мы просто обеспечили ему счастливое времяпровождение, посвятив время прыжкам и прогулкам в поле. Таким образом, он двигался маленькими шажочками, но не скучал и никогда не терял своего стремления учиться.

Воспитание личности лошади

Мой отец видел неразрывную связь между правильным обучением и развитием личности лошади. Он всегда говорил: «Нам нужно укреплять не только мышцы, но и личность лошади». Как всадники, мы хотим, чтобы наши лошади были уверенны в себе, надежны, внимательны и проявляли бы свою индивидуальность в позитивном ключе. Это особенно актуально для выездки, где такие лошади приносят нам более высокие оценки.

Наиболее известным и успешным выездковым конем моего отца был вестфальский мерин Ahlerich. У него были все те "Именно Эти" качества, которые отец особенно ценил в лошадях.

Если благодаря правильному тренингу мы подготовим лошадь до того уровня, на котором она будет чувствовать себя сильной и с легкостью справляться с задачами, ей будет приятно работать и показывать себя миру. Многие помнят божественную езду Ahlerich, когда он завоевал золото на Олимпийских играх 1984 года в Лос-Анджелесе и во время награждения выполнил 75 последовательных менок в темп на галопе...

Иногда поощрять личность лошади также означает признавать, что мы можем влиять на лошадь, но никогда не доминировать. Мы должны найти тонкие способы контроля даже над буйными лошадьми. Первый, кого я сразу вспоминаю при этом - Dresden Mann. Когда я получила его в работу, он был только что заезженным лицензированным жеребцом, очень сильным и действительно доминирующим. Он обращал внимание не столько на кобыл, сколько на других жеребцов, которых считал соперниками. Хотя я и не чувствовала себя в опасности, находясь на нем верхом, оглядываясь назад, я припоминаю несколько щекотливых ситуаций с другими жеребцами во время разминки перед стартом. В итоге с Alfi, как мы его прозвали, у нас возникали проблемы с фокусировкой на мне. В результате сначала мы просто старались избегать сложных ситуаций, затем работали с известным немецким тренером, но Alfi не сдавался. Он контролировал нас, не позволяя нам контролировать его. Наконец, мы поняли, что бороться с ним бесполезно. К счастью, его владельцы согласились кастрировать его и ситуация улучшилась. После этого, Alfi выиграл оба класса в CDN Münster в своем дебютном Гран-при.

Фокусировка на всаднике

Ингрид Климке и Escada.

Я не могу закончить эту статью, не упомянув о том, что, хотя для моего отца лошадь имела огромное значение, он также знал, насколько важен всадник для лошади. Чтобы справиться с лошадью, всаднику также необходимы перерывы - восстановить энергию и сосредоточиться. Имейте это в виду при работе с лошадьми и не стесняйтесь позволить себе перерыв, если вы считаете, что он вам нужен. Небольшие, но эффективные перерывы бывают особенно полезны перед важными турнирами. Мой отец всегда брал паузу перед выходом на боевое поле и покрывал голову полотенцем, чтобы посидеть и в темноте настроиться на предстоящую езду. Мне повезло больше - сейчас я могу побыть наедине со своими мыслями в своем коневозе. Я закрываю глаза и полностью фокусируюсь на том, что мне и лошади предстоит выполнить.

На Олимпийских играх в Лондоне произошла особая ситуация, из которой я смогла извлечь выгоду и опыт, которая позволила мне сосредоточиться. Когда одна из лошадей убежала на кроссе, мое стартовое время было отложено на один час. На тот момент я не знала точно, как долго это все затянется, поэтому я велела себе оставаться спокойной и сосредоточенной, а не сходить с ума. Чтобы сделать это, я зашла в денник к моему коню Butts Abraxxas и начала проговаривать ему порядок преодоления препятствий на маршруте. Butts положил голову мне на плечо - он был таким внимательным...Мы провели время с пользой друг для друга, и последующий кросс стал лучшим из тех, которые мы проходили вместе.

Как использовать в работе кавалетти на шагу, рыси и галопе

У моего отца был систематический подход к работе на кавалетти в ежедневном обучении всех его лошадей, независимо от возраста, уровня подготовки или специализации. Он описал свой опыт несколько десятилетий назад в книге « Работа с кавалетти». Я продолжаю его традицию со своими лошадьми и убеждена, что такая работа может быть полезна любой лошади. К ее преимуществам относятся: повышение концентрации лошади, улучшение ее мотивации во всей работе, развитие мышц.

При работе с кавалетти желательно обратить особое внимание на следующие моменты:

1. Используйте правильные кавалетти. Чтобы эффективно и безопасно тренироваться, простых жердей, лежащих на земле, недостаточно. Они могут причинить вред, если лошадь наступит на одну из них. В идеале используйте кавалетти, которые позволяют вам изменять высоту. Они необходимы для работы на разных аллюрах. Жерди должны быть длиной от 2 до 3 метров, достаточно толстыми и прочными, чтобы лошадь уважала их.

2. Регулярно практикуйте. Работа на кавалетти требует регулярности. Постарайтесь включать их в свой тренинг не реже трех раз в неделю, но не делайте репризы длительными.

3. Следите за высотой и расстояниями. Обычно я использую четыре кавалетти в ряду по прямой или изогнутой линии. Фактические высота и расстояния должны соответствовать потребностям вашей лошади. Как правило, на шагу я использую кавалетти, расположенные на самой низкой высоте, около 20 сантиметров, на расстоянии около 80 см друг от друга. Для рыси я поднимаю кавалетти на высоту около 30 см, а расстояние увеличиваю примерно до 130 см. Для галопа кавалетти поднимаю до 50 см, расстояние между ними - около 3,5 метра. Не используйте кавалетти, лежащие на земле для работы на рыси или галопе, поскольку лошадь может не уважать их, наступать, цеплять и спотыкаться.

Особенно важной является фаза разминки, потому что, если она не будет успешной, рабочий этап, следующий за ней, также может оказаться не самым успешным. Чтобы помочь лошади устояться на кавалетти, я всегда начинаю с того, что шагаю на свободном поводу. Если это невозможно, возьмите сколько повода, сколько вам необходимо. Если ваша лошадь все еще напряжена, не боритесь, просто продлите эту фазу.

Прошагните на свободном поводу по ряду кавалетти, расположенному по прямой линии. Сфокусируйтесь, приблизьтесь к первому кавалетти по прямой и продолжайте эту линию, иначе расстояние изменится, и лошадь потеряет свой ритм. Слегка сопровождайте движения лошади по жердям верхней частью своего тела. Использование кавалетти в фазе разминки идеально подходит для активации задних ног лошади и округления спины, что в противном случае было бы невозможно на этом первом этапе ежедневного обучения.

В выездке прибавленный шаг является не самым легким движением, так как он требует расслабления, удлинения шагов и растяжения линии верха. При работе на кавалетти вы сможете идеально подготовить лошадь к выполнению всех этих требований, удлинив расстояния между одиночным кавалетти от 80 см до 1 метра в течение рабочей фазы. Как только ваша лошадь приблизится к первой жерди, позвольте ей вытянуть повод из ваших рук, чтобы она имела возможность действительно растянуться. Хотя это упражнение эффективно, не злоупотребляйте им, так как оно является довольно тяжелым для лошади в физическом плане. Используйте его регулярно, но не затягивайте репризы.

Вы можете работать над удлинением шагов вашей лошади и на рыси. Расстояние между отдельными жердями должно быть изменено от 130 до 150 см. Подходите к ряду кавалетти по прямой на рыси. Держите лошадь в мягком контакте. За несколько шагов до первой жерди неуклонно увеличивайте темп, чтобы получить достаточный импульс. Позаботьтесь, чтобы лошадь поддерживала регулярный ритм, иначе она может сорваться в галоп. Не выполняйте это упражнение слишком часто во время одной тренировки.

Поначалу, включение в тренировки прохождения кавалетти на галопе может не показаться вам особенно эффективным. Тем не менее, оно отлично тренирует задние ноги лошади, что очень полезно для работы в сборе. Таким образом активируется внутренняя задняя нога, которая начинает ступать глубже под центр тяжести лошади. Позаботьтесь о том, чтобы кавалетти были подняты на высоту около 50 см, в противном случае лошадь может ускоряться.

Ингрид Климке (источник); перевод Валерии Смирновой.

Комментарии
Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь для комментирования