Еще один взгляд: как лучше разминать выездковую лошадь?

6 августа 2017 г.

Еще один взгляд: как лучше разминать выездковую лошадь?

Credit: Susan J. Stickle

Когда я провожу семинары, меня часто спрашивают: "Можно ли я приду в манеж немного раньше, чтобы разогреть лошадь?". "Конечно", - говорю я только для того, чтобы увидеть всадника, рысящего и галопирующего на длинном поводу в отсутствии контроля над лошадью. Он (или она) думают о работе, которая разогреет мышцы и суставы лошади перед тренировкой. Но что же думает лошадь во время и после разминки? "Супер! Я бегаю, куда хочу и как хочу, с головой в произвольной позиции, а потом меня снова загонят в рамки и потребуют вести себя, как шоу-лошадь". Разумеется, лошади не понравятся новые правила после разминки. Она окажется в замешательстве, как ребенок, которого никогда не укладывали спать вовремя, но внезапно начали приучать к режиму. Она начнет противодействовать.

Именно поэтому я предпочитаю структурировать и планировать заранее всю свою езду, которая включает в себя и разминку. Находясь верхом, я каждую секунду учу свою лошадь чему-то, поэтому разминка ничем не отличается от основной тренировки. Вне зависимости от уровня подготовки лошади или ее возраста, я знаю, что хочу и должен обеспечить три вещи:

1. Проверить и усовершенствовать реакции моей лошади на мои средства управления.

2. Проверить и усовершенствовать свою способность регулировать длину шага моей лошади.

3. Проверить и усовершенствовать свою способность контролировать общую рамку лошади.

Этим трем целям я могу посвятить всю тренировку, если работаю с молодой лошадью, с лошадью уровня Гран-При, такой, как мой олимпийский партнер Chrevi’s Capital, на их достижение уходит 5-10 минут. Я использую разминку не только для того, чтобы разогреть мышцы и суставы лошади.

Вот как я разминаю лошадь, что бы улучшить время реакции, длину шага и общую форму.

Время реакции

Studies show that walking for 20 minutes reduces the chance of tendon and ligament injury. Therefore, I make this an important part of my warm-up. Here, I ride the walk with Don Kontes, owned by Deborah Kinzinger Miculinic. (Credit: Susan J. Stickle )

Практика показывает, что прошагивание в течение 20 минут снижает вероятность возникновения травм сухожилий и связок, поэтому прошагивание - неотъемлемая часть моей разминки. После того, как я пошагал на длинном поводу в течение 20 минут, я поднимаю лошадь в свободную строевую рысь. Я езжу вперед и вниз в обоих направлениях, чтобы убедиться, что лошадь гибкая и тянется за трензелем. Затем я приступаю к переходам внутри аллюра на больших 20-метровых кругах и длинных прямых линиях. Цель на данном этапе - найти ритм и гармонию. Как мы знаем, первый этап Шкалы обучения - это ритм. Однако мы не сможем контролировать ритм, если не контролируем реакции лошади. Следующее упражнение я выполняю чтобы убедиться, что лошадь движется вперед самостоятельно и незамедлительно отвечает на тончайшие воздействия средств управления.

Упражнение 1. Строевая рысь на 20-метровом круге (вперед и назад)

DT-03-dressage-warm-up-marcus

---------- Больше движения вперед;

- - - - Рабочая рысь.

Это упражнение я выполняю со всеми моими лошадьми. Когда я еду по кругу, то чередую рабочую рысь с более широкой рысью с большим движением вперед. При этом я проверяю реакции лошади на мои средства управления, время ответа во время переходов. Я предпочитаю это упражнение более частым переходам (пару шагов одного аллюра - пару шагов другого), потому что они создают излишнее напряжение, а мне этого не нужно. Я также не прошу от лошади настоящей прибавленной рыси. Я добиваюсь лишь незамедлительной реакции на ногу. Если результат мне нравится, я хвалю лошадь, а затем повторяю упражнение.

Вот как я прохожу свой 20-метровый круг на строевой рыси в одной стороне манежа, к примеру, от буквы А:

1. Половину окружности еду рысью и прошу более широких движений вперед от А и до центральной линии.

2. Еду вторую половину круга на обычной строевой рыси от центральной линии до А. Мое внимание сосредоточено на быстроте реакции моей лошади на средства управления, как на сдерживающие, так и на высылающие вперед, на А и на Центральной линии. На А я прошу больше движения вперед. Я ожидаю получить ответ, адекватный примененным средствам управления. Если я чувствую, что лошадь справляется, я хвалю ее: мягко оглаживаю по внутренней стороне шеи или говорю "хорошо". Когда я приближаюсь к центральной линии, то прошу лошадь вернуться на прежний темп рыси, закрываю внешний повод, мягко закрываю колени и расслабляюсь. Я поддерживаю рабочую рысь на этой половине круга, пока не подъеду к А вновь. Если лошадь не реагирует на мягкие средства управления на А, я повторяю упражнение. На этот раз, приближаясь к А, я усиливаю шенкель больше, чем в предыдущий. Отмечу, что после того, как я сделал это, при следующем переходе я вновь предлагаю лошади как можно более мягкое воздействие средств управления - так я проверяю ее реакцию, поняла ли она урок, слушает ли самые легкие сигналы. Я повторяю это упражнение до тех пор, пока лошадь не начнет мгновенно реагировать на мои легкие посылы. После этого я меню направление.

Подсказки: я всегда обращаю внимание на то, как моя лошадь позиционирует свое тело подо мной, как она реагирует на средства управления, когда я делаю переход, остается ли она в равновесии. Если я еду по кругу и лошадь внезапно уходит с траектории, я сразу же обращаю внимание, как она движется, - подо мной или ушла. Я также обращаю внимание на поддержание одинакового импульса - сохраняет ли лошадь такое же желание двигаться вперед на той части круга, где мы едем простой рабочей рысью.

Я хочу, что бы моя лошадь постоянно шла впереди шенкеля, чтобы она сама хотела двигаться даже на более "медленной" стороне круга.

Приведенное упражнение можно выполнять как на рыси, так и на галопе, причем на обоих аллюрах я ожидаю одинаковых результатов. Разница будет лишь в работе моей ноги. Для движения вперед на рыси я использую внутренний шенкель, на галопе - внешний. Чтобы замедлить лошадь и вернуть ее к рабочей рыси или рабочему галопу, я применяю одновременное воздействие шлюсов.

Упражнение 2. Уступка шенкелю по диагонали

DT-06-dressage-warm-up-marcus

---------- Ровно, строевая рысь;

( = Уступка шенкелю, строевая рысь.

Уступка шенкелю по диагонали - отличное упражнение для любой лошади, оно улучшает ее движения, проверяет сбалансированность, прямолинейность и податливость.

1. Двигайтесь по диагонали строевой рысью (M-X-K).

2. На X выполните уступку шенкелю по диагонали, от Х до К.

3. Убедитесь, что корпус лошади во время выполнения уступки параллелен длинной стенке манежа.

4. На К выровняйте лошадь за шаг перед углом, продолжайте движение ровно по короткой стенке.

Мне нравится это упражнение, потому что оно дает значительный гимнастический эффект, когда вы перекладываете лошадь с правого повода в уступку шенкелю направо с левым постановлением, затем с левого повода в уступку шенкелю налево с правым постановлением.

На Х я изменяю свою диагональную позицию так, что моя внутренняя нога естественно ложится на бок лошади, прося ее сделать шаг в новом направлении. Лошадь не может предугадать мои действия, потому что такое упражнение обычно не практикуется. Выполнение уступки в том месте манежа, где лошадь не привыкла ее делать, позволяет с большей точностью оценить ее реальную реакцию на средства управления. Число повторов этого упражнения зависит от каждой конкретной лошади. Если в первый же раз все проходит гладко, и единственное, что изменяется, - это положение тела лошади, я сразу перехожу к выполнению этого упражнения в другую сторону. Если нет, я повторяю его до тех пор, пока лошадь не выполнит поставленную задачу так, как нужно, пока я не почувствую легкость и баланс ее движений.

Корректировка проблем: возможные проблемы с исполнением этого упражнения обычно бывают связаны с горячестью или, напротив, с ленью лошади. Мне нравится работать над ним с горячими лошадьми, поскольку как только я начинаю просить уступку направо, они с легкостью ее выполняют, так как быстро реагируют на высылающие средства управления. Тем не менее, зачастую такие лошади стремятся убежать через изменившийся внешний повод. В таком случае на протяжении всего упражнения я проверяю, как лошадь реагирует на сдерживающие средства управления и внешний повод. Иногда во время уступки я даже прибегаю к переходу в шаг и подъему в рысь снова.

Ленивая лошадь не будет убегать через внешний повод, но на уступке она часто теряет импульс от зада, что усложняет задачу выравнивания ее тела параллельно длинной стенке манежа. В таком случае я уделяю большую часть диагонали уступке. Убедившись, что лошадь параллельна стенке, я контролирую ее реакцию на сдвигающие в сторону посылы, а также фокусируюсь на ее желании двигаться вперед.

Удлинение шагов

Теперь, после того, как моя лошадь начала немедленно реагировать на самые легкие посылы и продемонстрировала желание двигаться вперед, я могу перейти к следующему упражнению, которое помогает отработать удлинение шагов. Во время этой части разминки необходимо не забывать одну важную вещь - избежание потери качества при незамедлительной реакции на минимальные посылы.

Упражнение 3. Переходы в /из средней рыси (рыси с удлинением шага)

DT-07-dressage-warm-up-marcus

( = полукруг на сбалансированной рыси;

| = средняя рысь (рысь с удлинением шага).

Это упражнение - вариация упражнения 1 с упором на качество аллюров. Его цель состоит в том, чтобы сохранить равновесие и ритм во время перехода от рабочей рыси на рысь с удлинением шагов или среднюю рысь, чтобы взять под контроль регулировку длины шага лошади.

Я начинаю на строевой рыси на 20-метровом полукруге, как я делал это во время выполнения Упражнения 1, но теперь я использую длинную стенку манежа, чтобы добиться качественной средней рыси. Работая над Упражнением 1, я был больше озабочен скоростью реакции лошади, а теперь, продлевая круг до овала, я позволяю ей успешно достичь правильного ритма и равновесия. Я могу двигаться по прямой вдоль всей длинной стенки манежа или же лошади потребуется всего половина.

Как же я работаю?

1. Начинаю строевой рысью ездой налево.

2. Еду 20-метровый полукруг от R до S на сбалансированной рыси.

3. Еду от S до V, удлиняя шаг рыси, или средней рысью.

4. Повторяю сбалансированную рысь на 20-метровом полукруге от V к Р.

5. Еду от Р до R, удлиняя шаг рыси, или средней рысью.

Со временем я могу добиться от лошади сбалансированной езды без потери качества на 20-метровом круге без использования дополнительной езды по овалу.

После паузы и прошагивания я повторяю упражнение на галопе. При езде на лошади с невысоким уровнем подготовки мои требования к галопу такие же, как и к рыси. Лошадь должна двигаться комфортно.

Работая с опытной лошадью с высоким уровнем подготовки, я езжу рабочим галопом, стараясь поддерживать его комфортность для лошади, но в большем контакте. Также я фокусируюсь на правильном балансе "в горку".

Рамка лошади

После работы над скоростью реакций и удлинением шагов я обращаю внимание на рамку моей лошади. Многие всадники стараются не поднимать тему контроля над шеей лошади, табуируют ее. Тем не менее, без контроля над шеей и общей рамкой лошади нам не обойтись. Мне нужно добиться от лошади высоты шеи и затылка, какими я хотел бы их видеть на турнире (фото А) и при работе на удлинение и растяжку (фото Б).

Важно помнить, что правильное управление шеей не требует от вас тянуть голову лошади вниз. Возможность правильно регулировать высоту шеи напрямую связна с правильной реакцией лошади на средства управления, с импульсом и регулируемостью аллюров. По этой причине я оставляю эту тему напоследок. Нет такого упражнения, которое бы помогало вам установить контроль над положением шеи и подходило бы любой лошади. Каждая лошадь индивидуальна, и это играет большую роль в моей возможности давать вам конкретные советы, однако можно выделить следующие основные моменты:

1. Лошадь должна всегда двигаться на трензель, от активных задних ног энергия по податливой спине перетекает ко рту лошади, и это не зависит от положения ее шеи.

2. Высота, на которую лошадь поднимает затылок, должна соответствовать ее рамке, высота затылка на соревнованиях - уровню, на котором лошадь работает.

3. Затылок может опускаться низко, пока ваша лошадь продолжает двигаться вперед на трензель, и соответствующий период времени может быть не продолжительным.

4. Способность контролировать шею является прямым отражением того, как лошадь использует задние ноги и спину. Если вы не можете поднять или опустить шею лошади, сначала проверьте, достаточно ли активны ее задние ноги. Если зад не активен, спина начинает провисать, таким образом вы теряете возможность контролировать шею.

5. Если лошадь хочет держать шею и голову высоко, работайте над тем, чтобы опустить их. Если хочет держать низко - поднимайте.

Проработав все эти упражнения на разминке, я получаю лошадь, которая действительно своевременно и адекватно реагирует на мои средства управления, движется впереди шенкеля. Кроме того, у меня появляется возможность контролировать длину шага и положение шеи лошади. Теперь я могу перейти непосредственно к тренировке.

Иногда все занятие мне приходится отвести к работе, которую можно счесть определенной вариацией разминки. Главное для меня - качество, пусть даже в том, что кажется "мелочами".

(A) I need to be able to adjust the height of Don Altena’s neck from where I would want his poll in the show ring (A) to where I would want it in the stretching trot (B). (Credit: Susan J. Stickle )

Фото А.

Мне нужно иметь возможность менять высоту шеи Don Altena. Положение затылка может быть как на боевом поле (А) или как во время удлинения рамки и растягивания по линии верха (Б).

 (B.) The ability to correctly control the height of the neck is directly related to the horse’s correct response to the aids, impulsion and adjustability of the stride. (Credit: Susan J. Stickle)

Фото Б.

Способность правильно регулировать высоту шеи лошади непосредственно связана с ее правильными реакциями на средства управления, импульсом и регулируемостью аллюров.

Дэвид Маркус (источник); перевод Валерии Смирновой.

Комментарии
Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь для комментирования