Статьи, Наши отношения с лошадьми - значение Теории привязанности | Prokoni.ru

Наши отношения с лошадьми - значение Теории привязанности

7 декабря 2017 г.
Автор - Эндрю Маклин

Наши отношения с лошадьми - значение теория привязанности

Меня интересует Теория привязанности в той ее части, в которой она может относиться к связи человека и лошади. Я надеюсь, что она может пролить свет на неуловимые иллюзорные вопросы доверия, взаимопонимания и связи. Я убежден, что Теории привязанности может быть применима к обучению лошади, поскольку лошадь - животное социальное.

Недавно эта теория была расширена - были описаны не только взаимоотношения между матерью и младенцем, между воспитателями и воспитанниками, но также и отношения между взрослыми людьми и отношения между человеком и домашними животными. Существует много доказательств того, что собаки и люди привязываются друг к другу так же, как привязываются друг к другу люди, и я думаю, что, вероятно, любое социальное животное, которое находится в пределах нашей среды, способно разделять соответствующие чувства хотя бы в некоторых, пусть незначительных аспектах.

Мы сейчас говорим о лошадях. Лошадь - наиболее пугливое домашнее животное. Ее мозг обладает самым большим миндалевидным телом (часть мозга, которая модулирует страх) среди всех домашних животных. При этом частота сердечных сокращений лошади значительно снижается, когда другая лошадь проявляет к ней внимание, почесывая основание шеи. Было обнаружено, что такое же снижение частоты сердечных сокращений происходит, когда люди почесывают лошадь в области холки у основания шеи. Исследования показали, что поглаживания, окситоцин и снижение частоты сердечных сокращений связаны между собой. Фактически, оказывается, что поглаживания в области холки становятся противоядием от стресса.

Лошадь, имеющая возможность участвовать во взаимном груминге с другими лошадьми, отличается лучшими показателями здоровья. Так, лошади, содержащиеся группами, демонстрируют значительно более низкие уровни показателей стереотипов (связанны со стрессом проблем, таких как прикуска, качка и т.д.). Этого говорит нам о том, что привязанность (в некоторых ее проявлениях) является действительно важным показателем, поскольку она защищает лошадь от страхов и чувства нахождения в опасности. И здесь мы сталкиваемся с теми необъяснимыми с научной точки зрения факторами, которые могут ускорять (улучшать) или тормозить обучение: доверие и взаимопонимание.

Привязанность - это первое, чего я ищу в лошадях, потому что Теория привязанности, представленная психологами, дает нам ценные инструменты для оценивания и исправления поведения. Она особенно интересует меня потому, что тренинг лошади обычно в принципе ее не затрагивает. Мы ведем лошадь, направляем ее во время езды, работаем на корде или в круглой бочке, - мы всегда находимся на расстоянии. Даже когда мы едем верхом на лошади, между нами есть слои. Где та тактильная привязанность, важность которой так важна для тесных отношений? Прикосновения успокаивают. Потребность в прикосновении - это ручей, вода в котором быстро испаряется, и, следовательно, она, в отличие от других первичных потребностей, никогда не может быть удовлетворена полностью.

Прикосновения действительно важны. Но уверены ли вы, что регулярно касаетесь лошади по каким-то причинам, кроме той, чтобы ее почистить? Люди часто похлопывают лошадь, но похлопывания в худшем случае приводят к тому, что лошади становятся более резкими, бдительными и более настороженными. В лучшем случае это становится нейтральным сигналом, который вовсе не улучшает обучение. Но мы не можем перестать похлопывать лошадей, собак и слонов. А это пустая трата времени и эмоций. В результате животные привыкают к нашим действиям, но, если бы мы в ответ на хорошее поведение не похлопывали, а просто поглаживали лошадь у основания холки и произносили бы отчетливо «хороший мальчик», используя голос, как вторичное подкрепление перед поглаживанием, мы бы достигли большего успеха. Особенно, если бы мы действовали так всегда.

Один французский исследователь пытался доказать, что поглаживания холки не являются эффективным подкреплением. На своем семинаре он трижды потер лошадь в области холки, и та не продемонстрировала снижения частоты сердечных сокращений. Однако это факт, что у некоторых лошадей этот показатель не изменяется в течение двух минут на ранних стадиях, вероятно, по тем же причинам, которые присутствуют у одиноких детей, которые иногда противятся контакту. Социальные животные нуждаются в прикосновениях, но не всегда показывают, что хотят их, особенно если они не часто испытывали контакт.

Для меня в работе с лошадьми важность прикосновений безусловна. Они значат гораздо больше, чем простое подкрепление. Речь идет о безопасности животного, которое может жить в мире без прикосновений, но жаждет их, являясь животным социальным. Я считаю, что гениальность революционного метода объездки Келла Джеффри, который был использован мной и другими всадниками (например, Парелли) лежит в эффекте привыкания, возникновения привязанности между всадником и лошадью во время контакта без седла. Объездчик проводит много времени, лежа на спине лошади, поглаживая ее бока, успокаивая прикосновениями. Привязанность является абсолютной редкостью на таких ранних сроках объездки...

Мы должны использовать прикосновения, особенно поглаживания в области холки, как в пони-клубах, так и в спортивных конюшнях с лошадьми топ-уровня. Это замечательная награда для лошади.

Что же еще может быть наградой для вашего коня с его точки зрения? Социальный контакт с помощью прикосновения является естественным, и я наблюдал множество лошадей, которые изначально не любили принимать почесывания от других лошадей (скорее всего, потому что люди так склонны изолировать лошадей друг от друга), но, будучи помещенными в группы, вскоре учились получать удовольствие от прикосновений и почесываний своих товарищей по табуну. Лошади, которые, кажется, изначально не любят прикосновений человека, могут научиться получать от них удовольствие - нужно просто проявить упорство. И это важно для их здоровья - тактильный контакт расслабляет лошадь.

Есть и другие причины, побуждающие меня размышлять о Теории привязанности. Я прочитал книгу о знаменитых экспериментах Гарри Харлоу с макакими-резус, которые продемонстрировали то, что мы уже знали на примере исследований поведения детей, - если обезьяний младенец был лишен прикосновений опекуна, он терял жизненные силы через несколько месяцев и не развивался физически, не начинал общаться ("говорить"), а по прошествии более длительных периодов времени восстановление становилось невозможным и многие обезьянки умирали. Еще один интересный момент - новые исследования по синхронизации между людьми и лошадьми показали, что при хорошем партнерстве между всадником и лошадью частота сердечных сокращений, как правило, синхронизируется. Линда Килинг в Швеции провела несколько увлекательных экспериментов (которые мы собираемся повторить). Они продемонстрировали, что когда человек, ведущий лошадь или едущий на ней верхом, начинает ожидать чего-то плохого, сердечный ритм синхронно возрастает у обоих. Возможно, все так же просто, как когда напряжение всадника передается на лошадь. Может быть, стоит говорить о том, что мы культивируем в лошадях те или иные интересные черты так же, как и у собак, которых мы пока не совсем понимаем.

На мой взгляд, проведение правильных тренировок наряду с использованием правильных инструментов Оперантного обусловливания, а также принятие во внимание возбуждения лошади, ее аффективных состояний и потребностей в привязанности, могут привести нас к совершенному обучению.

operant conditoining 1

Оперантное обусловливание (сверху - вниз, слева - направо): Содействие ответу --> удаление ответа; Отрицательное подкрепление --> негативное наказание; Что-то, что лошадь не любит --> что-то, что она любит; Позитивное наказание --> негативное наказание. Круги: Привязанность. Возбуждение. Аффективные состояния.

Я думаю, нам нужно быть честными в отношении тренинга. Мы должны признать, что, когда средства управления, которые мы используем при обучении лошади, являются освобождением от давления, тогда даже самые незаметные сигналы по-прежнему являются сокращенной версией отрицательного подкрепления. Если мы делаем это плохо, это вредит лошади и приводит к проблемам.

Мы не должны отказываться от отрицательного подкрепления в пользу положительного - это означало бы плохое понимание процессов когнитивной тренировки и отрицание того факта, что лошадь является опасным животным, если у вас нет контроля над ней. Контроль на протяжении веков обуславливался отрицательным подкреплением и позволял всаднику управлять лошадью в ужасе битвы. В спокойной среде это может создать спокойную уверенную лошадь, на которую вы можете положиться в плане безопасности - вы не будете бояться за своего ребенка, если он, находясь на хорошо обученной лошади попадет в сложную ситуацию. Поэтому для меня важно не отрицать отрицательное подкрепление, но принимать его и всегда помнить о том, что мы должны все делать в меру наших возможностей - уменьшать давление до самых легких сигналов и вознаграждать лошадь прикосновением.

Чтобы действительно наладить отношения с лошадьми, мы должны заменить привычные упрощенные понятия уважения, доминирования и подчинения и правильно использовать Теорию обучения. Чем больше вы знаете о ней, тем больше она объясняет то, что ваш разум думает о подчинении и уважении. Даже когда лошадь вторгается в ваше пространство, это значит, что она просто научилась путем негативного подкрепления вытеснять вас. Когда она "вытесняет" вас в седле, она делает то же самое. Когда лошадь не хочет грузиться в коневоз - это отказ принимать ведущее давление , спровоцированный отрицательным подкреплением. Когда лошадь ведет себя агрессивно, когда она ленится, не слушается, висит на руках - происходит то же самое.

Я знаю, что некоторые люди ненавидят науку, потому что они не способны систематизировать знания, смотреть на мир комплексно во всей его многогранности. Мы понимаем мир до тех пор, пока смотрим открытыми глазами на все, что важно, и не боимся открыться перед собственным высокомерием. Я всегда удивлялся тому, как люди, которые не доверяют правдивости научного подхода, могут прыгать с парашютом. Но когда дело доходит до животных, иногда то, что кажется нам мягким и добрым (т. е. разрешение случайно толкнуть вас или подвинуть на земле или под седлом), не является хорошим, потому что все это делает лошадей небезопасными. И здесь нам на помощь приходит Теория обучения.

Но даже при отсутствии глубокого понимания процессов обучения нам нужно помнить, что наша задача - просто обучить лошадь тому, что мы хотим, и так эффективно и основательно, насколько мы можем, что сделает ее настолько безопасной, насколько это возможно.

Эндрю Маклин (источник); перевод Валерии Смирновой.

Комментарии
Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь для комментирования