Ошибки в воспитании лошади: есть ли второй шанс?

22 декабря 2017 г.

Ошибки в воспитании лошади: есть ли второй шанс?

Процесс обучения лошади редко идет одинаково гладко. У всех бывают взлеты и падения, и даже профессионалы не застрахованы от ошибок. И вот, в какой-то момент и вы оказались на неверном пути. Возможно, не смогли правильно объяснить лошади то, что вы от нее хотели, возможно, применили слишком жесткое наказание. Так или иначе, ваши неудачные действия привели к непредвиденным нежелательным реакциям животного. Они закрепились, и теперь вы желаете их устранить. Можно ли все исправить?

Прежде всего, нужно ответить на вопрос: как долго длятся последствия нашей ошибки в обучении лошади?

Недавно я услышала очень верное высказывание: "Если вы несправедливо накажете лошадь, она никогда этого не забудет, но она способна простить".

Приведу пример из моей практики. Когда-то я работала с молодым арабским мерином. У него не было никаких поведенческих проблем, кроме одной, небольшой: он не любил грузиться в коневоз - просто упирался и подолгу отказывался заходить в него. Поскольку мне редко приходилось его грузить, я закрыла глаза на этот пробел в его обучении. Через какое-то время конь был продан всаднику, увлекавшемуся пробегами, и...он, регулярно выезжавший на соревнования, столкнулся с проблемами погрузки...

Чтобы научить лошадь грузиться, были предприняты некоторые решительные меры, но сразу же появилась новая, ранее не существовавшая проблема - конь начал козлить. Владелец решил продать его, но предварительно направил ко мне, чтобы предварительно устранить проблемы с поведением.

Чтобы переучить лошадь, мне потребовалось применить два основных метода терапии поведенческой модификации - десенсибилизацию и переориентирование.

Десенсибилизация - это процесс, который позволяет сделать животное менее чувствительным к внешним раздражителям (мы приучаем лошадь к пугающим ее вещам, и она перестает пугаться).

Переориентирование - процедура, при помощи которой устанавливается новый ответ на стимул в качестве замены нежелательного поведения.

В данном случае я приучила лошадь к погрузке в трейлер - мы грузились так часто, что погрузка перестала смущать ее. Приучение в сочетании с переориентированием помогло развить у животного положительную связь с трейлером. Страх лошади перед прицепом был в конечном счете замещен на ожидание награды/вкусняшки, которая ждала его в кормушке в деннике.

Проблема с козлами была решена как из-за устранением проблем с погрузкой в прицеп, так и в результате использования поведенческих принципов положительного и отрицательного подкрепления и правильно примененного наказания. Поощрение и другие виды подкрепления в изобилии применялись для закрепления и стабилизации надлежащего поведения, в то время как потенциал для быстрой коррекции удерживал неуместные поведенческие тенденции под контролем. В конце концов, оба нежелательных поведенческих проявления были полностью удалены из репертуара лошади.

Нужно отметить один важный момент! Понимание того, что грамотная последовательная работа по переобучению может в конечном итоге исправить множество ошибок, не должно привести вас к мысли о том, что можно смело экспериментировать с различными тактиками обучения! Дело в том, что начальную подготовку лошади, независимо от того, были ли ее ранние уроки правильными или нет, "отменить" очень сложно!

В рамках исследования, проводившегося еще в 1994 г. и описанного в журнале Applied Animal Behavior Science, я работала над обучением 17 ранее никем не подготавливаемых годовиков и двухлеток различать черное и белое ведра для кормления. После того, как каждая из лошадей выяснила, какой цвет "правильный", я поменяла его, чтобы увидеть, смогут ли лошади переучиться? Другими словами, если "верным" для лошади было черное ведро (я давала корм только из черного ведра), сможет ли лошадь переучиться, если я начну давать корм только из белого ведра? Только около трети лошадей смогли отучиться от цветового стимулятора и сделать переход на противоположный цвет! Задумайтесь, большинство (!) тестируемых лошадей не смогли "отменить" свое первоначальное обучение.

Таким образом, важность получения правильного начального обучения переоценить сложно...

В аналогичных исследованиях поведения других видов травоядных животных (крупный рогатый скот) были получены аналогичные результаты, что подтвердило теорию о том, что первый тренировочный опыт имеет решающее значение для общей обучаемости всех видов домашних животных. Разумеется, в процессе тренинга всадник улучшает потенциал лошади, направляя ее, тогда как во время исследований лошади должны были попытаться все выяснить самостоятельно.

Значение имеют не только содержание и последовательность обучения лошади, но и частота, с которой она получает уроки!

В рамках исследования, проводившегося Университетом Корнелл, 15 пони были обучены преодолению небольшого препятствия тремя способами. Группа 1 обучалась семь дней в неделю, Группа 2 - два раза в неделю, а Группа III -только один раз в неделю. Удивительно, но пони, тренировавшиеся только раз в неделю, научились преодолевать препятствия за меньшее количество тренировок, чем пони из двух других групп. Наибольшее количество занятий потребовалось при этом пони из группы 1.

По окончании эксперимента пони перераспределили в две группы и приступили к обучению осаживанию. И снова пони, обучавшиеся только раз в неделю, справились с задачей за меньшее количество занятий.

Возможно, лошади, как и люди, обучаются более эффективно, когда им предоставляют большие перерывы между тренировками. Получается, что для того, чтобы добиться максимального эффекта от обучения, нам следует давать лошадям больше времени между тренировками.

Результаты этих исследований поддерживаются популярными советами многих ведущих тренеров. В своей книге «Конные проблемы» Карен Буш говорит о том, что обучение должно следовать устойчивой логической прогрессии, поскольку попытка обучить лошадь за сеанс большему, чем на способна усвоить, может привести к поведенческим проблемам, связанным с сопротивлением и путаницей, и, в конечном счете, к появлению вредных привычек и к отказу работать. Всадник должен получить контроль с помощью разумного подхода, а не силой, которая порождает недоверие и может провоцировать агрессивное поведение. Она также напоминает о том, что у лошадей отличная и долгая память, особенно на неприятные переживания, и что корень многих проблем с поведением можно найти, изучив прошлое лошади. Автор подчеркивает, лошади должны обучаться посредством повторения, ассоциации и вознаграждения. Для лошади также легко научиться чему-то плохому, как и чему-то хорошему.

Не следует откладывать на потом устранение проблем, возникших после неудачной тренировки! Если проблема с обучением длится достаточно долго, то вредные привычки могут укорениться достаточно прочно, и их корректировка займет гораздо дольше времени. Иногда, чтобы решить проблему долгосрочного поведения, может потребоваться помощь профессионального тренера.

Многие ошибки, будучи обнаруженными и переоцененными до того, как нежелательные ответы станут привычными, могут быть разрешены с меньшими усилиями. Так, одна из моих лошадей, как правило, легко преодолевала водные преграды на пути. После переезда на новую конюшню мы с мужем вместе с лошадьми отправились исследовать новые тропы. Владельцы конюшни рассказали нам, где было лучшее место для преодоления ближайшего ручья. Но, когда мы мы там оказались, то обнаружили, что спуск к воде был достаточно крут. Поскольку лошади имели богатый опыт преодоления водных препятствий, я сразу же пересекла ручей на своей кобыле. Кобыла Стива остановилась, смущенная крутым спуском и мутной водой внизу. Когда Стив стал более настойчивым, она внезапно прыгнула с абсолютной остановки вперед, приземлилась на середине ручья, а затем выскочила на противоположный берег. Стив сделал еще три попытки пересечь ручей - результат не менялся. Я решила сама сесть на эту кобылу и попробовать остановить ее в ручье, чтобы она немного расслабилась. Когда я попытался это сделать, кобыла дернула головой и порвала повод, я потеряла равновесие и упала в ручей. По пути домой, хлюпая головастиками в карманах, я разрабатывала стратегию, которую применила бы в следующий раз при переходе через ручей.

В следующий раз мы вернулись к ручью, когда кобыла была под небольшой дозой успокоительного. Я в руках завела лошадь в ручей. Этот подход восстановил ее уверенность, и после нескольких входов и выходов из воды я села в седло и преодолела воду.

При следующей попытке (кобыла уже была не под седацией) я снова завела лошадь в ручей, а потом села в седло и заехала туда верхом. Я повторила вход и выход из воды несколько раз. На третий раз, когда мы решили преодолевать ручей, я смогла сразу перейти его верхом. Проблема была исправлена.

Почему новая техника сработала, а та, которую мы попробовали в первый раз, - нет?

Новый подход привел к успеху, потому что ранняя (и довольно драматичная) проблема начального обучения была осознана нами, прежде чем плохие привычки укоренились. Мы придумали альтернативный подход, который устранил беспокойство лошади и восстановил ее доверие.

Сделайте шаг назад и переоцените произошедшую ситуацию, если поведение лошади указывает на то, что в вашем подходе что-то просто не работает. Никогда не поздно попытаться исправить свои ошибки в обучении, однако иногда это может занять больше времени, чем вы ожидаете.

Бренда Форсайт Сапингтон, MS, Ph.D. (источник); перевод Валерии Смирновой.

Комментарии
Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь для комментирования