Козьи морды. Широка страна моя родная!

Ионика, в своём посте на сайте по Вашей ссылке, Вы писали: "Со Сверчковым все осложнилось еще сильнее. В разных номерах КиКс у него разное отчество. Как же все-таки правильно?"

Дело в том, что церковнославянское имя - Георгий. А уж русский народ трансформировал это имя в Егор, а также - Юрий.

Поэтому, зная этот нюанс, я не удивилась в различном написании отчества Николая Сверчкова. Возможно, где-то сохранились церковно-приходская книга, в которой зарегистрирован Сверчков. Хотя...

Есть ещё вариант - надпись на могильной плите в Царском Селе, где он похоронен. Это если могила сохранилась...

А теперь картина, никак к лошадям не относящаяся. Просто я очень её люблю. Ещё в детстве у бабушки было плюшевое покрывало и там как раз были герои картины. Только умельцы отечественной лёгкой промышленности приделали по бокам оригинального изображения оленей на лужайке и лодочку на воде. )))

Родившиеся и жившие в СССР помнят такое явление - покрывала-ковры с оленями, всадниками и проч.. Их и сейчас много у кого можно увидеть в доме, особенно у старичков. Покрывало это я любила больше, чем другое - с оленями. И когда поступила в вуз и стала жить у бабушки с дедушкой, застилала свой диван именно этим покрывалом. Сейчас оно у меня, совсем облезлое. Только мой любящий взор и видит в нём красивую картину. Помимо покрывала, располагаю репродукцией. Висит на стене и радует меня!

И совсем недавно я, почти через 20-25 лет, узнала автора этой картины.


Пьер-Огюст Кот. Весна. 1873. 127 х 203 см. Находится в Коллекции Фреда и Шерри Росс, США
Pierre-Auguste Cot. Le Printemps.

Источник: http://adgustum.ru/category102/product2608.html
 
Nudnaya+Zabava написал(а):
Вы не против, если я тоже оттуда скатаю к себе в дневник?
Я только за. Мы их специально там размещали, чтобы побольше людей увидело. К сожалению, сейчас совсем времени не хватает на это, да и посетителей на Райтере стало очень мало, мотивации не хватает.
Nudnaya+Zabava написал(а):
Дело в том, что церковнославянское имя - Георгий. А уж русский народ трансформировал это имя в Егор, а также - Юрий.
Это я знаю. Просто обычно все-таки используется один из вариантов, а тут в том же "КиКС" чуть ли не в соседних номерах по-разному.
Вообще предлагаю еще разместить здесь фото исторических орловцев, как арабы в дневнике у Пиончика. Если получится, попробую посканировать в выходной.
И спасибо за ссылки, буду смотреть потихоньку.
 
Ионика написал(а):
Вообще предлагаю еще разместить здесь фото исторических орловцев, как арабы в дневнике у Пиончика. Если получится, попробую посканировать в выходной.
И спасибо за ссылки, буду смотреть потихоньку.

Ионика, пожалуйста! А про фото - я только за! Но я по орловцам совсем не специалист, просто патриот великого творения Орлова.

Всё, что нашла у Сверчкова, постепенно размещу с комментариями, если они найдутся в моих источниках, а их не так уж много, к сожалению. Вот опять меня поглотила книга Бутовича "Мои Полканы и Лебеди", пока искала в ней про Громадного и про Сверчкова. Чую, надо перечитывать в очередной раз. :)

К огромному моему сожалению, сканер приказал долго жить, а новый будет когда рак на горе свистнет... :( Поэтому самое необходимое приходится снимать на фотоаппарат, а качество от этого ухудшается.

Так что буду рада, если читатели заинтересуются предложением Ионики и разместят у меня в дневнике фотографии и картины исторических орловцев.

К слову сказать, во Время Великой отечественной войны в нашем Курганском конном заводе № 7 (давно расформирован он) в эвакуации были лошади Хреновского конного завода, включая великого Улова (Ловчий - Удачная)!!! Есть у меня вырезка из местной газеты, где об этом сказано. После реэвакуации в Хреновое, много кобыл осталось в Курганской области и легли в основу маточного ядра Шадринского конного завода, который, к великой жалости, обанкротился. Его, кажется, купили тюменцы... В Шадринском заводе я была осенью 2006 года. Впечатление, конечно, тягостное...

Прошлым летом, в июле, я была в гостях у родственников в небольшой деревне, недалеко от Шадринска. И там были лошади, как раз из Шадринского конного завода! Чистопородные орловские рысаки и русские тяжеловозы. Стоят все вместе в одной большой леваде.

10.07.2009. с. Соровское Шадринского района Курганской области.

Ухаживает за ними один мужчина, 4 часа в день. Ни о каком тренинге не идёт и речь. Многие даже узды не знают! Под седлом ходит, кажется, одна лошадь, да и та диковатая. Вот её фотография.


10.07.2009. с. Соровское Шадринского района Курганской области.


10.07.2009. с. Соровское Шадринского района Курганской области.

У всех безобразно отросшие копыта, как лыжи. Но летом были все упитанные, блестящие. Что они там наплодят от такого совместного пребывания, одному Богу известно. Молодёжи лошади не интересны, идти работать туда они не хотят. Да и какова зарплата на селе, все знают... Печально.

Вот так гибнет порода, которая находится официально под защитой государства!
 
Дополнила информацию о Кряже и Громадном на странице 2. Загляните!

Чуть позже будут картины Сверчкова.
 
У Бутовича в книге есть интересная история про Сверчкова.

"...В доме Д.А. Расторгуева находилась масляная картина кисти Сверчкова - портретная тройка на шагу. Расторгуев уверял, что это тройка светлейшего князя Меньшикова, что вполне возможно. Мне эта тройка никогда особенно не нравилась, и я удивился, когда магазин Дациаро заплатил за неё 800 рублей. Впрочем, в то время цены на сверчковские картины стояли очень высокие. Купив эту картину, директор магазина Дациаро позвонил ко мне и просил приехать её осмотреть. Я отказался, говоря, что картину знаю и она мне не нравится; Пачче продолжал наставивать и сказал: "Вас ожидает сюрприз". Делать нечего. Заинтересованный, еду на Кузнецкий мост, и у Дациаро мне показывают хорошо знакомую мне тройку. "А где же сюрприз?" - спрашиваю Пачче. Он нажал пружинку сбоку рамы, и из-за первого подрамка появился второй, уже без рамы, и на нём - следующая сцена: великолепный жеребец кроет кобылу, тут же кучер с уздечкой в руках так же поступает с бабой. Я от души рассмеялся, смеялись вокруг меня и итальянцы, а милейший Пачче приговаривал: "О! Это Сверчков, это только он мог придумать!" Когда я рассказал об этом Расторгуеву, он очень жалел, что не знал об этом и, провладев картиной двадцать лет, упустил столько случаев показать друзьям эту диковинку и насладиться их удивлением."

Источник: Бутович Я.И. Мои Полканы и Лебеди. - Пермь. - Издательство "Тридцать три", 2003. - С. 132.

А теперь - портреты Царскосельских гусар кисти Сверчкова.
Статья в тему: http://www.equestrian.ru/other/history/1109


Н.Е. Сверчков. Портрет поручика Волкова верхом на арабской лошади. Холст, масло. 62 х 50 см. Музей коневодства РГАУ-МСХА им. К.Е. Тимирязева.

Перед нами один из многочисленных портретов, выполненных Сверчковым по заказу офицеров гусарского полка, расквартированного в Царском Селе неподалёку от дома художника. Молодой красавец-поручик явно позирует, сидя на великолепном сером жеребце. Это гусарский офицер С.Н. Волков – известный в 1880-х годах спортсмен, владелец небольшого конного завода и скаковой конюшни. Имя его не сходило со страниц скакового календаря. За три года с 1884 по 1886 принадлежащие ему чистокровные верховые лошади выиграли на Московских, Царскосельских и Петергофских скачках 42 приза.

Волков дружил со Сверчковым, бывал у него в доме и приобрёл несколько картин его кисти. Ему принадлежала самая большая картина из написанных Сверчковым в восьмидесятые годы – “Отъезд помещицы из деревни в город”. Ныне эта интересная работа находится в Днепропетровском музее на Украине.
Жеребец под Волковым явно восточных кровей. В описи картин музея он назван арабским, но, судя по его росту, это не чистокровная арабская лошадь, а скорее всего этот, несколько высоконогий, но очень нарядный жеребец, принадлежал к стрелецкой породе, лошади, которые составляли основную массу строевых лошадей под седлом офицеров лейб-гвардии гусарского полка.

Источник: Гуревич Д. По залам уникального музея. // Коневодство и конный спорт. – 1997. – № 1. – 4 стр. обложки.


Н.Е. Сверчков. Портрет гусарского офицера.

Источник: http://www.varvar.ru/arhiv/gallery/anim ... ov_43.html


Н.Е. Сверчков. Обер-офицер Лейб-гвардии Гусарского полка. Холст, масло. Государственный мемориальный музей им. А.В. Суворова.

Источник: http://www.art-catalog.ru/picture.php?id_picture=12139


Н.Е. Сверчков. Лейб-гусар на коне (Портрет К.А. Дружинина?). Холст, масло. Вологодская областная картинная галерея.

Источник: http://www.art-catalog.ru/picture.php?id_picture=12152


Н.Е. Сверчков. Л.А. Татищев. Холст, масло. Государственный мемориальный музей им. А.В. Суворова.

Источник: http://www.art-catalog.ru/picture.php?id_picture=12140


Н.Е. Сверчков. Лейб-гусар чистит строевую лошадь.

Источник: http://www.varvar.ru/arhiv/gallery/anim ... kov_7.html
 
Будем дружить, дневниками:) И приглашаем в наш ахалтекинский домик приехать как-нибудь=))

А вообще - интересно и познавательно, оооочень!!
 
Nudnaya+Zabava написал(а):
"Вас ожидает сюрприз"
Замечательная история. :D
Nudnaya+Zabava написал(а):
Вот опять меня поглотила книга Бутовича "Мои Полканы и Лебеди", пока искала в ней про Громадного и про Сверчкова. Чую, надо перечитывать в очередной раз.
Я видела эту книгу в прошлом году на "Эквиросе", но не рискнула даже спросить, сколько она стоит. Как вижу, очень зря. Посмотрим, может, она будет в этот раз.
Очень жалко читать про банкротство конныхх заводов, у меня есть каталог орловских производителей 1999 года, тогда и Шадринский и Курганский еще функционировали.
 
Shaol написал(а):
Будем дружить, дневниками:) И приглашаем в наш ахалтекинский домик приехать как-нибудь=))

А вообще - интересно и познавательно, оооочень!!
Галя, согласна - будем дружить! Огромное спасибо за предложение приехать. Надеюсь, что наша встреча когда-нибудь состоится, потому что всё же хочу увидать ахалтекинцев НАЯВУ, а не только на фотографиях и по телевизору! Про общение с таким энтузиастом, как ты, Галя (ничего, что я на "ты"? Я ведь ненамного старше. :) ) я вообще помалкиваю. Одно "препятствие" - у меня кони не четвероногие, а двуногие (в количестве трёх голов). Спиногрызы мелкие. ))) Но, думаю, и с этим вполне возможно разобраться.

Я очень рада, что мой дневник интересно читать. Мне самой очень интересно заниматься этой научной работой. Я вообще человек быстро загорающийся. И уж если чем заинтересуюсь, так меня это дело поглощает, целиком, не могу остановиться на полпути, надо докопаться до самой сути. Сейчас вот у меня "болезнь сверчкомания" даже вытеснила "арабоманию". Но про раскопки родословной нашего араба Фаянса я не забываю. Материал набрала, надо всё до ума доводить. Хорошо, что для передышки попался Сверчков. Вообще, давно хотела в инете разыскать его картины, и вот, нашла на свою голову! Все мысли только о его картинах, об орловцах (поскольку именно их он изображал чаще всего).

Ионика написал(а):
Я видела эту книгу в прошлом году на "Эквиросе", но не рискнула даже спросить, сколько она стоит. Как вижу, очень зря. Посмотрим, может, она будет в этот раз.
Очень жалко читать про банкротство конныхх заводов, у меня есть каталог орловских производителей 1999 года, тогда и Шадринский и Курганский еще функционировали.

Ионика, книгу Бутовича я купила ещё в 2004 году, в магазине на Пермском ипподроме (пришлось пожить полгода в Пермской области, но это другая история) за 600 рублей. Даже по тем временам, это была немалая цена (для тех, кто живёт не в Москве :) ) Сейчас, конечно, она стоит ещё дороже, ведь за столько лет количество нераспроданных книг всё уменьшается. Но я не пожалела ни разу о потраченных деньгах!

Мама дорогая! Слазила в интернет. Вышел в свет и второй, и третий том Бутовича!!! Я в ступоре, где взять денег на это сокровище? :( Пока в семье туго с финансами... ААААААААААА!!! (ревёт горючими слезами)

http://www.prpc.ru/gazeta/27/horsey.shtml о написании Бутовичем воспоминаний.
http://www.nevod.ru/local/zvezda/page.p ... 05-10-07/1 о том же.
http://vse-knigi.su/book/68012 Книга Олега Волкова "Погружение во тьму", воспоминания, там есть и про Бутовича в тюрьме. Скачать можно в разных форматах. Вообще, мне этот сайт нравится очень!
http://www.worldtrotting.ru/forum/viewt ... f=14&t=116 отрывки из книги "Мои Полканы и Лебеди" и ""Лошади моей души"
http://www.orlovhorse.ru/?page=55&Id=1 том второй "Лошади моей души"
http://zwezda.perm.ru/newspaper/?pub=412 про выход в свет третьего тома "Лебединая песня"

Курганский конный завод расформирован давно, вместо него стала Государственная заводская конюшня "Курганская" с ипподромом, которая вроде помирать не собирается, и даже достигла некоторых успехов.

Например, серая кобыла Егоза (Залом - Ельцовка), 2003 г. р., стала Абсолютной Чемпионкой по типу и экстерьеру "Жемчужина России" на Всероссийском фестивале орловского рысака в г.Уфе (сентябрь 2008 г.)

Источник: http://www.mkz1.ru/press/publication/600001756/?lang=ru


Егоза (Залом - Ельцовка), 2003 г. р., орловской рысистой породы. Рождена в ФГУ ГЗК "Курганская".

Источник: http://www.trotting.ru/luchshie_rysaki_ ... y/e/egoza/

Также можно посмотреть тут:
http://www.trotting.ru/rez_rec/luchshie ... na_2007_g/
http://rysaki.ucoz.ru/orlov/best_orlov/ ... egoza.html Родословная Егозы. Тут почему-то фотография Егозы не открывается... и год рождения и её отца Залома неверный - указан 1997. А я его в этом году на бегах видела!!! Его тогда из Пермского конного завода купили. На самом деле он родился в 1990 году.

В который раз убеждаюсь в силе исскуства! Картины Сверчкова побудили меня интересоваться - кто на них нарисован, история создания. И вот что я узнала для себя нового о картине, известной, наверное, всем.

"Среди знакомых Н.Е. Сверчкова были многие известные государственные и общественные деятели. Тесная дружба связывала художника с Н.А. Некрасовым, в имени которого Карабихе он часто и подолгу бывал и работал, в числе прочего, написав несколько картин к произведениям поэта. Известно его полотно времен Карабихи – Портрет А.Я. Панаевой на лошади."

Источник: http://www.bg-gallery.ru/autor.php?autor_id=328


Н.Е. Сверчков. Амазонка на лошади орлово-ростопчинской породы. Музей коневодства РГАУ-МСХА им. К.А. Тимирязева.

Источник: Камбегов Б.Д. Коневодство и коннозаводство России. - М.: Росагропромиздат, 1988. - С. 66.

В интернете не нашла качественной репродукции этой замечательной картины, пришлось дома с книги фотоаппаратом снять. И стала я в инете рыскать-искать, кто же эта А.Я. Панаева. И, к своему стыду, узнала следующее:

"Авдотья Яковлевна Панаева (Головачёва) (псевдоним - Н. Станицкий) [31.7(12.8).1820, Петербург, - 30.3(11.4). 1893, там же], русская писательница. Дочь актёра Я. Г. Брянского. Жена И. И. Панаева. Первое и лучшее произведения Панаевой - запрещенная цензурой повесть "Семейство Тальниковых" (1848), в которой она описала своё тяжёлое детство, - вызвало одобрительный отзыв В. Г. Белинского. В 1847-1862 годах Панаева активно участвовала в работе редакции журнала "Современник".

Совместно с Н. А. Некрасовым (который стал её гражданским мужем) написала романы "Три страны света" (1848-1849) и "Мёртвое озеро" (1851). Панаевой принадлежат также романы "Женская доля" (1862), "Роман в петербургском полусвете" (1860). В 1889 году были опубликованы известные "Воспоминания" Панаевой, в которых даны живые, хотя не всегда объективные, портреты многих писателей. К Панаевой обращены многие лирические стихи Некрасова.

А. Н. Богословский. Большая советская энциклопедия."

Источник: http://dilet.narod.ru/days/bio/3/005.html

С 1846 около 15 лет была гражданской женой Н. А. Некрасова.

Источник: http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0% ... 0%B2%D0%B0


А.Я. Панаева.

Источник: http://ru.wikisource.org/w/index.php?ti ... 0419043936

А с другой стороны, многие ли любители лошадей знают, кто эта милая дама? Ведь мы, лошадники, прежде всего на лошадь смотрим! Про орлово-ростопчинскую породу я пока писать не буду, эта информация вполне доступна любому интересующемуся.
Здесь можно прочитать воспоминания А.Я. Панаевой: http://www.zakharov.ru/index2.php?optio ... height=400

Не знаю только, доберусь ли сама до них... Но хочется знать, упомянут ли там Сверчков.
 
А теперь тоже известная картина, на ней изображена дочь Лебедя 4-го, о котором я уже писала ранее.


Н.Е. Сверчков. Серая кобыла Волна (Лихая) с жеребёнком. Музей коневодства РГАУ-МСХА им. К.А. Тимирязева.

Источник: http://otkritka-reprodukzija.blogspot.c ... _9710.html

"Сюжет этой картины предельно прост: кобыла-мать кормит своего жеребёнка. Суровое облачное небо сливается вдали с равниной, старое дуплистое дерево и зелёные кусты оживляют пейзаж, но не отвлекают внимания зрителя от главного - великолепных форм и выразительного взгляда лошади. Художник прекрасно передал тип рысистой кобылы, предельную сухость её сложения, легкую голову, удлиненный корпус, прочные ноги с небольшими щетками, шелковистые гриву и хвост, красивую, почти белую масть. Кажется, протяни руку и ощутишь теплоту и мягкость атласной кожи. Мастер не стал приукрашивать жизнь, он написал кобылу такой, какой бывают кормящие матки, - похудевшие, с утончившейся шеей и проступающими ребрами. Всё её внимание сосредоточено на жеребенке, она словно прислушивается к требовательным движениям его губ, жадно сосущих молоко. И всё же мать зорко следит за окружающим, чтобы не пропустить ни малейшей опасности, оградить от неё своего отпрыска. Очень характерна поза жеребенка: его вытянутая и изогнутая шея, широко расставленные ноги, высоко поднятый хвостик, словно подрагивающий в такт с каждым глотком. Словом, всё в картине жизненно, все пронизано тонким пониманием натуры и передано с высоким мастерством.

Волна заслужила такого портрета. Современники отзывались о ней как о "жемчужине" конного завода К.К. Толя. Родилась Волна в Хреновом в 1842 году от знаменитого производителя Лебедя IV и Дивы. В её родословной по три раза встречались имена лучших сыновей родоначальника Барса - Лебедя I и Любезного I в сочетании с самыми лучшими орловскими матками. Всего несколько месяцев было Волне, когда владелица Хреновского конного завода А. А. Орлова подарила её вместе с матерью своему соседу по Бобровскому уезду А. Б. Козакову. В его заводе Волна выросла и принесла первого жеребёнка. В 1847 году её купил К. К. Толь и отправил в свой конный завод в с. Федоровское Юрьевского уезда Владимирской губернии. Здесь Волна пробыла 13 лет и родила 9 жеребят. Все они стали заводскими производителями или матками, многие потомки Волны блистали на ипподромной дорожке. В 1851 году, когда писался портрет, у Волны родилась серая кобылка Прикащица и, подобно многим серым лошадям, жеребёнком она была вороной. Такой и написал её Н. Г. Сверчков."

Источник: Гуревич Д. По залам уникального музея. // Коневодство и конный спорт. - 1989. - № 11. http://raiter.flyboard.ru/topic448.html

"С большим мастерством художник изобразил дочь Лебедя 4-го, светло-серую Волну (она же Лихая) с жеребёнком - знаменитую в орловской породе заводскую матку. Волна, рождённая в 1842 г. от Дивы, внучки Полкана 3-го, в заводе К.К. Толя принесла в 1854 г. от Машистого (завода В.И. Шишкина) светло-серого Добрыню, отца Гранита 5.23 (рождённого в 1861 г.) - очень породного жеребца с нарядным и дельным экстерьером. Другой сын Волны - серый Летун 4-й, рождённый в 1852 г. от Летуна 3-го, производитель Гавриловского завода Борисовских - был одним из наиболее совершенных по экстерьеру орловцев: обладал капитальным сложением, сухими ногами, прекрасной спиной, лебединой шеей и арабской головой."

Источник: Горин В.А. Орловские рысаки в творчестве художника Н.Е. Сверчкова. // Коневодство и конный спорт. - 2005. - № 1. - С. 31 - 32.
 

В. А. Серов. Летучий. 1886. Музей коневодства РГАУ-МСХА им. К.Е. Тимирязева.

Источник: http://www.varvar.ru/arhiv/gallery/anim ... ov_19.html
Но там эта картина ошибочно показана как кисти Сверчкова.

"Обстановка на даче Николая Павловича Малютина была роскошной и богатой. Стены украшали картины охотничьего или коннозаводческого содержания, портреты знаменитых малютинских рысаков. Однако среди этих картин находилась одна замечательная вещь. Я говорю о портрете Летучего кисти Валентина Серова. Этот портрет висел у Малютина в спальне, над изголовьем, и Малютин очень им дорожил. От Малютина я знаю историю написания этого портрета и, принимая во внимание, что Летучий - дед Крепыша и вообще одна из лучших лошадей российского коннозаводства, расскажу об этом портрете подробно.

Серов ещё молодым человеком жил в доме Малютина на Тверском бульваре. В это же время, в 1886 году, Летучий закончил свою беговую карьеру и должен был уйти в завод. Серов жил очень скромно, и Малютин, зная об этом, предложил ему вместо годовой квартирной платы, которую тот должен был внести, написать портрет Летучего. Молодой художник с радостью согласился. Русское искусство обогатилось замечательным художественным произведением, а иконография нашего коннозаводства - замечательным изображением этой знаменитой лошади. Кроме того, Серову удалось передать тип и формы Летучего. Малютин и не предполагал, давая этот заказ, что оба имени - и Серова, и Летучего - войдут в историю искусства и коннозаводства. Этот портрет достался П.А. Чернову, долгое время служившему наездником у Малютина, и у него был куплен мною. "

Источник: Бутович Я.И. Мои Полканы и Лебеди. - Пермь. - Издательство "Тридцать три", 2003. - С. 91.

"Самой удачной покупкой Якова Ивановича Бутовича был знаменитый портрет Летучего, отца Громадного и деда Крепыша, принадлежавший кисти В.А. Серова. Владелец Летучего, известный коннозаводчик Н.П. Малютин, совладелец Раменской мануфактуры, перед смертью подарил картину своему известному наезднику Павлу Алексеевичу Чернову, у которого и удалось Якову Ивановичу купить этот портрет, не имеющий по своей художественной ценности равных себе во всем мире. Надо отметить, что Яков Иванович, если ему было нужно купить картину или лошадь, умел исключительно искусно уговаривать владельца. Некоторые считали, что он обладал талантом гипнотизера.

Профессор В.О. Витт так описывает этот портрет в нашей книге о Хреновском государственном конном заводе: "Подходя к картине, вы сразу замечаете ярко выраженную индивидуальность жеребца. Летучий представлен в три четверти, без конюха и привязи, и создается впечатление, что он хочет выступить из рамы и следующим своим движением ударить, отбросить непрошеного посетителя, осмелившегося слишком близко подойти к нему. Недоверчиво строгим взглядом смотрит жеребец, и становится ясным, что огневой темперамент лишь с трудом поддается обузданию со стороны человека, с не меньшим трудом, чем поддается запечатлению на полотне кистью художника".

Источник: В. Щекин http://www.orlovhorse.ru/?page=25

"В 1911 году, в июне, я поехал в училище живописи и ваяния, что на Мясницкой улице, дабы познакомиться с русским портретистом Серовым и прозондировать почву, не сможет ли он написать для меня хотя бы один портрет лошади. Думать о том, чтобы Серов взялся за исполнение нескольких портретов, было, конечно, нельзя, так как он был завален заказами, писал медленно, да и те цены, которые он назначал, равнялись если не десяткам, то, во всяком случае, многим тысячам рублей. Желая иметь портрет лошади кисти Серова, я менее всего гнался за модой или же за именем прославленного портретиста. Я действительно считал, что Серов, как никто другой, может справиться с задачей и даст замечательный портрет лошади. Дело в том, что уже в те времена я был собственником совершенно исключительного по живописи и технике портрета знаменитого Летучего, написанного Серовым в 1886 году для Малютина. В этом портрете, помимо всех свойственных одному Серову качеств, верно и тонко был подмечен, если можно так выразиться, дух лошади. Глядя на серовский портрет Летучего, вы ясно видели, что эта лошадь из рода Добродеев, со всеми отличительными чертами этой великой линии, одной из лучших во всём прославленном роду Полкана 3-го. Тип самого Летучего был передан удивительно верно, так исполнить портрет мог только художник-психолог, каковым и был Серов. Удивительно ли поэтому, что я хотел иметь портрет одной из лошадей, бывших у меня в заводе, в душе надеясь, что Серов остановит свой выбор на Недотроге и тем увековечит тип линии Лебедя 5-го или, вернее, Крутого 2-го. Я также справедливо полагал, что этим смогу обогатить коннозаводскую иконографию новым замечательным портретом. Вот, положа руку на сердце, те мысли, которые побуждали меня обратиться именно к Серову.

Признаюсь, что, созвонившись предварительно по телефону со знаменитым художником, я не без трепета перешагнул порог училища живописи и ваяния. Дежурный курьер пошёл доложить обо мне и затем провёл меня в одну из зал. Вскоре вышел Серов, поздоровался со мной и пригласил сесть. Мы уселись в тёмном углу залы на стульях. Я не стану здесь описывать наружности Серова, ибо она достаточно хорошо известна по многочисленным портретам, а лишь замечу, что он производил какое-то тусклое, серое впечатление. "Вот уж метко носит свою фамилию", - подумал я и приступил к разговору. Я изложил цель моего посещения, после чего художник ответил, что он охотно напишет портрет лошади, ибо лошадей любит писать, и что это его развлечёт и успокоит. Цену он назначил в тысячу рублей, то есть для себя небольшую. Я его поблагодарил и сказал, что первую часть лета в Прилепах пишет лошадей Самокиш, который уже приступил к работе, а в августе приедет старик Френц, что я и его прошу также приехать в августе, полагая, что они друг другу мешать не будут. "Нет, это неудобно, - ответил Серов, - лучше я приеду ранней весной будущего года, но ваше приглашение и заказ буду считать состоявшимися". Этот ответ меня очень разочаровал, и я тогда сказал Серову, что напишу Френцу и попрошу его отложить приезд в Прилепы. "Не делайте этого, прошу вас, - вновь заговорил Серов и затем, как-то загадочно улыбнувшись, добавил: - Френц очень стар, ему, вероятно под восемьдесят лет, и он может не дожить до будущей весны, и тогда вы останетесь без его картины. А я моложе, сейчас чувствую себя хорошо и будущей весной обязательно буду у вас". Пригласив меня очень любезно к себе и обещая при этом показать рисунки лошадей, художник простился со мною и вернулся в классы. Мне не суждено было побывать у Серова и больше никогда не довелось его увидеть, ибо в августе того же года он скоропостижно скончался. Об этом я узнал в деревне из газет и глубоко скорбел как за русское искусство, так и за то, что приезд Серова ко мне так и не состоялся. Не мог я также не вспомнить слов Серова о Френце и возможной смерти старого художника и о том, что он, Серов, проживёт дольше. Серов не чувствовал, что дни его сочтены и что для него роковая минута смерти быстро приближается".

Источик: Бутович Я.И. Мои Полканы и Лебеди. - Пермь. - Издательство "Тридцать три", 2003. - С. 255 - 256.
 
Nudnaya+Zabava написал(а):
Портрет А.Я. Панаевой на лошади.
Не видно картинки, надо адрес исправить.
Nudnaya+Zabava написал(а):
за 600 рублей. Даже по тем временам, это была немалая цена (для тех, кто живёт не в Москве
Да как бы для Москвы это тоже немало. Мы тут не все богатые, к сожалению. :) Мне потом сказали, что на Эквиросе она стоила 800. А с учетом новых данных
Nudnaya+Zabava написал(а):
Вышел в свет и второй, и третий том Бутовича!!! (ревёт горючими слезами)
присоединяюсь и тоже реву. Цена 2-го тома 1500. Блин.
Я в этом году присматривалась еще к таблицам орловских маточных семейств, 3 книги, с фотографиями, по 300 р. каждая. Потом подумала, что мне, вроде, ни к чему, я ж не зоотехник-практик. А все равно хочется, наверно, сказывается привычка еще с советско-перестроечных времен увидев конную книгу, тащить ее в норку, поскольку конные книжки очень редко встречались.
А давайте тоже на ты. Меня зовут Оля. :)
 
Ионика написал(а):
Мы тут не все богатые, к сожалению. :)
Я в этом году присматривалась еще к таблицам орловских маточных семейств, 3 книги, с фотографиями, по 300 р. каждая. Потом подумала, что мне, вроде, ни к чему, я ж не зоотехник-практик. А все равно хочется, наверно, сказывается привычка еще с советско-перестроечных времен увидев конную книгу, тащить ее в норку, поскольку конные книжки очень редко встречались.
А давайте тоже на ты. Меня зовут Оля. :)
Оля, приятно познакомиться! :) Конечно, будем на ты.

Про книги ты очень точно подметила. Я прекрасно помню то время, когда пределом мечтания была книжечка "Словарь-справочник по коневодству и конному спорту" Гуревича и Рогалёва... В те годы мне так и не удалось её купить. Проблема провинциальных городков в том, что редко до нас доходили книги на конную тему, а если и доходили, то часто ты оказывалась не в то время не в том месте... В библиотеках тоже было не изобилие, но и то что было, я перечитывала по многу раз. В читальном зале были редкие книжечки, и тогда они мне казались пределом мечтаний. Была там интересная книга Бориса Алмазова "Прощайте и здравствуйте, кони!", но, увы, с выдранными страницами! Так я записалась в другую библиотеку, где эта книга была и на абонементе, и в читальном зале. Та, которую взяла домой, тоже была без нескольких страничек. Но не беда! Я составила список, где чего не было и вручную переписала все недостающие страницы из книги читального зала, и аккуратно вклеила новоделки в книги. Тогда давали книги из читального зала за деньги, и таким образом, пострадавшие книжки были восстановлены. Хоть и без картинок, но зато хоть смысл не терялся.

Сейчас я вряд ли решусь на такую авантюру, но тогда, в 13-14 лет это казалось очень важным и благородным делом.

У меня тоже, как и у тебя, рефлекс на книжки, с советских времён. Ещё в школе я стала зарабатывать деньги. Моя сестра училась в училище и одновременно работала доставщиком телеграмм (тогда были телеграммы, а не мобильные телефоны :) ). Помогали всей семьёй. Я приходила со школы (если училась в первую смену) или перед школой (если училась во вторую смену) и шла на работу. Таким образом, зарабатывала себе на книжки. А тогда только они мне и были нужны. Еженедельно совершала поход по книжным магазинам, возвращаясь с УПК (учебно-производственный комбинат, будущие профессии осваивали там). В те годы я купила немало букинистических книжек, а новых не очень много. Но во второй половине 90-х гг. книжек стало выходить больше, и волнений у меня тоже прибавилось - надо новую книгу вовремя встретить в магазине и чтоб деньги были на её покупку. А вдруг её кто-нибудь купит, пока я домой за деньгами езжу??? Так что немало адреналина меня будоражило.

А в школьной библиотеке были две чудесные (по тем временам, да и сейчас тоже, я считаю) книги - "Коневодство и коннозаводство" Камбегова и "В звонком топоте копыт..." Бегуновой. Мы с подружкой, тоже конницой, их брали по очереди, и держали буквально неделями. Тогда это казалось просто сокровищем. А из Камбегова я тогда начала срисовывать лошадей с портретов различных художников, в том числе и Сверчкова. Сейчас эти рисунки кажутся закаляками, но тогда я была собой весьма довольна.

Так вот, как-то в одном магазине (а книжками тогда тогровали во многих местах, в одном магазине были и книги, и одежда, и промтовары...) я наткнулась на эту книгу Камбегова! И стоила она 45 тысяч (тогда тысячи были). А у меня столько не было, и зарплату с телеграмм ещё не получила. В общем, пришлось подкопить. Но скольких нервов мне это стоило! Я ходила проверяла, не продана ли эта книга. Наконец, с вожделенной суммой я отправилась на покупку мечты.

- Сколько стоит книга? - спросила я.
- 50 тысяч. - ответил дядечка-продавец.
Тут я нагло заметила:
-А в прошлом месяце было 45! (Надо сказать, это был подвиг, так как в те годы я была очень застенчивая, и часто подолгу слонялась у витрин, прежде чем решиться обратиться к продавцу.)
-Ну, бери за 45. - смягчился продавец.

В тот день был настоящий праздник!

И потом, учась в вузе, я свою отличную стипендию (хоть и отличная, но размер всё же оставлял желать лучшего) купила много книг, в ту пору прилавки стали заполонять переводные книги-фотоальбомы, с глянцевыми страницами. Потом книги о лошадях стали встречаться уже не так редко, как в советские времена, да и я уже безумствовала в меньшей степени - на всё, что продают, ведь денег не хватит.

Когда мы с мужем были в Санкт-Петербурге в свадебном путешествии (10 чудесных дней, включая дорогу), то сходили в Дом книги. И там было такое изобилие, по сравнению с нашим Курганом, что я буквально взмолилась - ну давай купим книги! Муж меня понял, поскольку сам любит лошадей, и немалая часть наших денег на развлечения превратилась, кажется, в шесть книг. А ещё я тогда купила советские и иностранные марки с лошадьми, в Зоологическом музее.

И, конечно, я посетила Аничков мост!!! Побывать в Петербурге, и не увидеть коней Клодта? Ни за что! Дело было уже к вечеру, а ходили мы по Питеру с утра. Муж уже еле ноги таскал, но я была полна решимости. Мост нашли. Коней осмотрели. И даже сделали по два фотоснимка каждой скульптуры в разных ракурсах. А кони в том году были как раз после реставрации, как новенькие! Эээх, был бы тогда у меня цифровой фотоаппарат...


Сверчков Н.Е. Конный портрет маркизы Траверсе. 1871. Холст, масло. 113 х 104 см. Музей коневодства РГАУ-МСХА им. К.Е. Тимирязева.

Источник: http://raiter.flyboard.ru/topic448-15.html

"Стройная красавица в тёмной амазонке остановила свою лошадь на широкой парковой дорожке у пруда. Конь тяжело дышит, шерсть его на многих местах лоснится от пота. Как видно, скачка была резвой, недаром, сопровождающий всадницу грум отстал и мчится во весь опор, догоняя хозяйку.

Жеребец под всадницей великолепен, стройный, с небольшой точёной головой на красиво изогнутой шее, длинным и глубоким корпусом, сухими безупречными ногами и аккуратными маленькими копытами. Всё говорит, что перед нами незаурядный представитель чистокровной верховой породы. Под стать коню и дорогое элегантное снаряжение: дамское седло из жёлтой кожи и мундштучное оголовье с голубым – в тон с подпругой – налобником.

Дама на картине – маркиза Траверсе, жена генерала, командира лейб-гвардии кирасирского полка. Предок её мужа маркиз Жан-Луи Траверсе в годы Великой французской революции покинул родину и обосновался в России. Н.Е. Сверчков написал в 1871 г. и портрет генерала маркиза Траверсе в парадной кирасирской форме и парный к нему портрет жены. Оба эти портрета попали к петербургскому антиквару Б.К. Чекато, который продал их в 1910 г. Я.И. Бутовичу за 2600 руб. В 1928 г. эти картины вместе со всей коллекцией Бутовича были привезены в Москву и переданы Музею коневодства. Они и сейчас неизменно привлекают посетителей нашего музея и выставок, проводимых вне его стен.

Я.И. Бутович не без основания считал портрет маркизы Траверсе, как и портрет её мужа, одним из высших достижений Сверчкова."

Гуревич Д. По залам уникального музея. // Коневодство и конный спорт. – 1995. – № 6. – 4 стр. обложки.
 

С.С. Ворошилов. Бережливый, серый жеребец, род. в 1873 г. в заводе М.И. Кожина от Потешного и Бережливой, принадл. Ф.А. Терещенко.

Источник: Бутович Я.И. Мои Полканы и Лебеди. - Пермь. - Издательство "Тридцать три", 2003. - С. 40.

"Бицилли, брандмайор Одессы, часто бывал на бегах, особенно в прежнее время, и знал многих лошадей. Я спросил о том, какую лошадь он считает лучшей из всех им виденных. Он сейчас же ответил: Бережливого. Мы с С.Г. Карузо были настолько удивлены, что невольно переглянулись. Дело в том, что Бережливый был и моим любимцем, сыном великого кожинского Потешного. Мне даже в голову не приходило, что Бицилли мог его знать. Современники так ценили эту замечательную лошадь, что называли его не иначе как рысистым Стоквелем, то есть приравнивали его как производителя к этому великому деятелю чистой породы. Я попросил Бицилли рассказать нам возможно подробнее о Бережливом, и вот что мы услышали.

“Я видел Бережливого один раз в жизни, но не забуду эту лошадь, эту минуту. Я был в Киеве и подымался вверх по одной из улиц; мимо меня вихрем пронеслась белая, как кипень, лошадь ослепительной красоты, запряжённая в одиночные городские сани и покрытая голубой сеткой. В санях сидел пожилой уже господин в бобрах и сердито говорил что-то кучеру. Они пронеслись мимо меня, но я всё же разглядел эту лошадь и побежал вдогонку, так как непременно хотел узнать, кто они. Однако скоро я потерял из виду седока и лошадь. Тогда мне пришла счастливая мысль спросить постового-городового, и он без затруднения ответил, кому принадлежал выезд, и, лениво указав пальцем в переулок, сказал: “Возьмите налево, потом направо, и вы увидите и лошадь, и кучера”. Я буквально побежал в указанном направлении и у здания судебных установлений увидел выезд. Лошадь оказалась знаменитым Бережливым, а седоком был не кто иной, как сам Терещенко, киевский миллионер, сахарозаводчик, землевладелец и знаменитый коннозаводчик. В тот день он был присяжным заседателем. Я больше часа любовался Бережливым. В нём было не менее пяти вершков росту, сухости он был непомерной, красоты неописуемой, голову имел совершенно арабскую, с чёрно-голубоватой оконечностью храпа и чёрными же, большими и выразительными глазами. Спинка была как линейка, а хвост, густой и обильный волосом, ниспадал юбкой. Я никогда не видел ничего подобного. Кучер несколько раз трогал с места и проезжал лошадь: на шагу движения Бережливого были плавны, гармоничны, он особенно выступал, как бы гарцуя перед публикой. Наконец вышел Терещенко, сел в сани, кучер перевёл вожжи, и Бережливый медленно тронул. Ещё через миг они уже летели вниз по улице. Это был какой-то сон – лучшей лошади я не видал и никогда больше, конечно, не увижу”, – закончил Бицилли.

Позднее я имел возможность проверить его рассказ, получив от А.Н. Терещенко в подарок экран, принадлежавший владельцу Бережливого Ф.А. Терещенко и изображающий эту великую лошадь. На экране – лошадь изумительной красоты, причём бросается в глаза её необыкновенный по волосу и густоте хвост. Бицилли верно запомнил этого сына великого кожинского Потешного!”

Источник: Бутович Я.И. Мои Полканы и Лебеди. - Пермь. - Издательство "Тридцать три", 2003. - С. 39 – 41.

“Лучшей работой С.С. Ворошилова я считаю карандашный портрет Бережливого, кстати сказать, единственное дошедшее до нас изображение этой знаменитой лошади. Воспроизведение этого рисунка помещено в издании “Спорт в юго-западном крае”. Портрет Бережливого принадлежит к первым, самым ранним работам Ворошилова, и по нему можно судить, что обещал этот художник.”

Источник: Бутович Я.И. Мои Полканы и Лебеди. - Пермь. - Издательство "Тридцать три", 2003. - С. 340.

"C.И. Гирня, вышедший из низов и сделавший себе карьеру, состояние и положение исключительно ездой, выше всех других лошадей по резвости ставил Проворного. По формам Гирня особенно ценил Бережливого (Потешный - Бережливая), знаменитого производителя в заводе Ф.А. Терещенко. Гирня хорошо знал Бережливого, так как много раз былвал на заводе Терещенко, немало там перекупил лошадей и имел в езде многих сыновей и дочерей Бережливого. Он говорил, что Бережливый был самой красивой лошадью, которую он когда-либо видел. На мою просьбу описать его подробно Гирня сказал, что Бережливый был большого роста, не менее пяти вершков, что у него было "всё хорошо и довольно", как он выразился. Недостатков не было никаких, сух был очень, и красивее его представить невозможно. На мой вопрос, был ли он лучше Хладнокровного, Гирня не только ответил утвердительно, но и добавил, что их даже сравнивать нельзя и что у Хладнокровного к тому же были большие наливы в скакательных суставах. Из особенностей Бережливого Гирня отметил необыкновенной густоты, тонкости и красоты гриву и хвост. Из лиц, которых я ещё спрашивал и имена которых перечислены в списке тех, кто отвечал, видим, что ещё А.Н. Чеховских, А.И. Паншин и Г.Е. Карузо разделяли точку зрения Гирни. Все эти люди немало видели на своём веку лошадей, но Бережливого они ставили выше других. Хорошо также знал Бережливого, правда, глубоким стариком, А.А. Щекин. Именно он купил для графа И.И. Воронцова-Дашкова этого жеребца, и он же отзывался о нём с особой похвалой, находя, что это была необыкновенная по красоте лошадь. К сожалению, я никогда не спрашивал графа о Бережливом, о чём теперь сожалею, так как отзыв такого знатока был бы особенно важен и интересен."

Источник: Бутович Я.И. Мои Полканы и Лебеди. - Пермь. - Издательство "Тридцать три", 2003. - С. 164 - 165.
 
Ох...были же гениальные лошади, гениальные люди. Смотрю на фото, на картины... и ужасаюсь тому -КАК это все успешно потеряли. И талант создавать таких роскошных лошадей, и талант так писать. Не просто рисовать, а передавать эмоции, передавать атмосферу, ощущения, разве что не запахи! По жизни в Третьяковке...с ума от этого схожу. Посмотришь на картины Айвазовского - и ты на море. И чувствуешь и соленый воздух, и шум волн, и брызги ... К примеру. А сейчас... Нет, есть хороший и талантливые люди. Не спорю. Но имхо - все больше вытесняется фотографией. Где с одной стороны - все гораздо проще и быстрее. И хотя да - красиво, но... какой бы не была классной фотография - все равно бездушно. Нет в ней ... индивидульности. Вот. Но то мое... сугубо... что бы никого не обидеть не дай бог:)

А на ты можно ))) Я же не это...мы скромные простые люди!:)
Дык ты по лету собирай всех своих двуногих и приезжай)) Нам помощники нужны :)
 
Внук Летучего, сын Громадного - знаменитый Крепыш, "лошадь столетия".
158551902.jpg

Рождественская Г.А. Орловский рысак – М.: «Аквариум Бук», 2003
Дед Громадного по матери Удалой завода Тулинова.
158551898.jpg

Конь. Человек. Время...
Сост. В.В.Будаков, Л.Ф.Попова. Воронеж: Центр духовного возрождения Черноземного края, 2002
Nudnaya+Zabava написал(а):
Была там интересная книга Бориса Алмазова "Прощайте и здравствуйте, кони!"
У моей подруги такая была дома. Даже не знаю, сколько часов мы провели, разглядывая картинки и читая ее.
Nudnaya+Zabava написал(а):
"Коневодство и коннозаводство" Камбегова и "В звонком топоте копыт..." Бегуновой.
Мне повезло, мои родители всегда покупали мне конные книги по собственной инициативе, так что и ту, и другую я получила в подарок.
Nudnaya+Zabava написал(а):
Надо сказать, это был подвиг, так как в те годы я была очень застенчивая, и часто подолгу слонялась у витрин, прежде чем решиться обратиться к продавцу.
В начале 90-х, когда мне было лет 15-16 мы с подругой часто ездили на Птичий рынок. Помимо всего прочего, там продавали книги, в том числе и на конную тему. Однажды я подошла к одному продавцу и стала смотреть книги. Спросила, сколько стоит одна, другая. А потом мой взгляд упал на книгу "Тренинг рысаков". Когда я спросила, сколько она стоит, продавец подозрительно на меня посмотрел, веско сказал "а это - дорогая книга" и быстро убрал ее под прилавок. В общем, не внушила я ему доверия. :) Мы с подругой очень смеялись из-за этого.
 
Еще Крепыш авторства Семенского
2-16.jpg

Ждем автора с рассказом :roll:
 
Shaol написал(а):
Но имхо - все больше вытесняется фотографией. Где с одной стороны - все гораздо проще и быстрее. И хотя да - красиво, но... какой бы не была классной фотография - все равно бездушно. Нет в ней ... индивидульности. Вот. Но то мое... сугубо... что бы никого не обидеть не дай бог:)
А на ты можно ))) Я же не это...мы скромные простые люди!:)
Дык ты по лету собирай всех своих двуногих и приезжай)) Нам помощники нужны :)
Галя, я с тобой согласна! К сожалению, из всех мега-культурных мест я побывала только в Эрмитаже, но и этого мне хватило, чтобы репродукции казались чем-то второсортным. Конечно, можно сделать копию картины знаменитого художника, но всё равно в ней не будет той искры, которую заложил автор при работе над ней.

Да, фотография проще и быстрее. Люди всё больше не желают приложить усилия для сотворения чего-либо. Идём по пути наименьшего сопротивления: нажал кнопочку спуска - и вот он снимок! Зачем корпеть днями, неделями, месяцами... Несомненно, прекрасных фотографов иппологического жанра немало, и Дай бог им здоровья, ведь они прославляют Лошадь! Но в массе всё же, действительно, одна фотография будет похожа на сотню других. А вот Сверчкова ни за что не спутаешь с Самокишем, Глухарёвым, Френцем, Рубо, Грузинским и многими другими. Это ведь как почерк - у каждого свой.

А насчёт моих двуногих... Это такие бандитки, что караул! Но я подумаю... ))) А лошадей они, кстати, любят. Что немудрено, если дома на стенках висят календари, фотографии, альбомы часто даю им смотреть. Ходим в конюшню нашей секции, там у них любимица - орловка База, светло-серая. Так теперь все белые лошади на фотографиях - это Базы. )))

Оля-Ионика и Afonya, спасибо вам за фотографии и картину! Озадачили. Про Крепыша есть у меня материал, весьма обширный. Надо теперь его в комп забить. Постараюсь сделать это в ближайшее время, также помещу фотографии Крепыша.
Оля, за Удалого спасибо! То, что есть у меня, неудовлетворительного качества. Зато есть история про Удалого из книги Бутовича. Так что ждите, и будет вам счастье! :)

А сегодня размещаю материал, который мне показался интересным и понятно изложенным. Особенно полезен сегодняшний пост будет для тех, кто только начинает интересоваться орловским рысаком. Но я не исключаю возможности, что и бывалые конники почерпнут для себя что-нибудь полезное.

Из истории создания орловской рысистой породы.

В XIX веке началом работ по созданию рысака считали 1775 г. – год привода арабского серебристо-белого жеребца Сметанки (153 см в холке) в подмосковный Островской конный завод. Сметанку в сопровождении усиленной военной охраны вели по суше из Аравии через Турцию, Венгрию и Польшу в Москву. Остальных арабских лошадей привезли в Россию на кораблях. Из приведённых арабских жеребцов лучшими оказались бурый Салтан (приведён в 1771 г.) и серый Сметанка. По описанию В.И. Шишкина они были сильными, правильных статей и отличной красоты. Оба жеребца в заводе оставили ценный приплод. Сметанка очень подходил для скрещивания с упряжными кобылами, поскольку имел удлинённое туловище.

Источник: В.А. Горин. Исторические уроки зоотехнической школы А.Г. Орлова и В.И. Шишкина. // Коневодство и конный спорт. – 2003. – № 5. – С. 2 – 5.


На репродукции - Сметанка, жеребец арабской чистокровной породы, родоначальник орловской рысистой породы.
Автор неизвестен (предположительно Гавриил Васильев). Музей коневодства РГАУ-МСХА им. К.А. Тимирязева.

Источник:
http://commons.wikimedia.org/wiki/File: ... etanka.jpg

В отличие от современников, проводивших бессистемное скрещивание разных пород, сорокалетний А.Г. Орлов представлял себе идеальный тип рысистой лошади и упорно шёл к достижению цели. По выражению В.И. Шишкина идеальный экстерьер рысака – “арабская лошадь, на которую смотрят в увеличительное стекло”. Поиск оптимальных комбинаций скрещивания упряжных и верховых пород продолжался более 30 лет. Единичные удачные экземпляры получались на фоне десятков неудач.
В 1778 г. от Сметанки получили четырёх жеребцов и одну кобылу – это англо-арабские Фелькерзам 1-й, Бовка, Любимец 1-й и арабо-датские Полкан 1-й и кобыла Сметанка. Интересно происхождение клички Фелькерзам. Знакомый А.Г. Орлова генерал Фелькерзам, увидев чрезвычайно красивого и правильно сложенного жеребца, попросил дать ему кличку Фелькерзам. Граф выполнил его просьбу. Так в Хреновом появились Фелькерзамы. (В.И. Коптев, 1872 г.). По данным Н.Д. Лодыгина (1882 г.) Сметанка пал в 1777 г. Согласно предания Сметанка погиб по недосмотру конюха. Морозным утром ранней весной 1777 г. Сметанку вывели на водопой. В это время рядом провели лошадь, жеребец встал на дыбы, поскользнулся, рухнул наземь и, ударившись затылком об обледенелую колоду, тотчас пал. Конюх, потрясённый смертью жеребца и ожидая сурового наказания, повесился на чердаке конюшни.

Почитать в тему и ещё - Nudnaya+Zabava.

Сын Сметанки – Полкан 1-й (серый, 1778 г. р., пал в 1793 г.) – унаследовал от своей матери, буланой датской кобылы, крутую порочную лопатку, большой рост и капитальность сложения. От Сметанки Полкан 1-й получил серую масть, энергичный характер и благородство форм. Недостаточные рысистые способности и связанные движения а рыси Полкана 1-го обусловлены его полукровным арабо-датским происхождением и формой лопатки. Отметим, что упряжная датская порода того времени происходила от андалузских лошадей, которые имели высокое содержание варварийской верховой крови. По данным В.И. Коптева в начале XIXвека датские лошади завода Шереметевых, с преобладанием крови датской породы, имели рост 164 – 169 см, красивые движения, костистые ноги, высоко поставленную шею и объёмные окорока. Но они не были рысакам. Вдумчивый и наблюдательный А.Г. Орлов обратил внимание на недостатки Полкана 1-го и подобрал к нему резвую с развязанными движениями и более косым положением лопатки серую кобылу упряжной голландской породы. А.Г. Орлов нейтрализовал недостатки датской породы прилитием арабо-датскому Полкану 1-му рысистой голландской крови. С этого момента у рысистых лошадей в большинстве случаев кровность по голландской породе стала преобладать относительно датской. В результате многочисленных экспериментов А.Г. Орлов нашёл оптимальное сочетание верховых и упряжных пород. Так был создан арабо-датско-голландский Барс 1-й (серый, 1784 г. р., пал в 1808 г.), родоначальник рысистой орловской породы лошадей.

Мать Барса 1-го серая голландская кобыла № 2 с примесью варварийской крови обладала рысистыми способностями. Напомним, что варварийские верховые лошади серой масти происходили от арабских и местных лошадей Северной Африки. Варварийские лошади были крупными и массивными. По описанию В.И. Шишкина серый в яблоках Барс 1-й имел большой рост (2 аршина и 5 вершков, или 154,5 см), правильный экстерьер, лёгкие движения, большую силу и резво бежал рысью. Барс 1-й получил от арабской породы сухость, благородство, нарядность экстерьера и энергичный характер; от датской – силу, рост, длину и ширину корпуса; а от голландской матери унаследовал рысистый тип, резвость и размашистый, свободный ход на рыси. Красивую шею с изгибом и лёгкость движений Барс 1-й унаследовал от арабского жеребца Сметанки. При этом у Барса 1-го преобладала рысистая голландская кровь. Он имел 1/2 доли крови рысистой голландской породы, 1/4 датской и 1/4 арабской. На самом деле Барс 1-й обладал более высоким содержанием верховой арабской крови, так как его мать и бабка несли соответственно кровь варварийских и андалузских лошадей. В.О. Витт (1952 г.) отмечал, что в отличие от вороных голландских лошадей (впоследствии фризских) серые кобылы имели примесь верховой варварийской крови. Поэтому только от серых голландских кобыл получен выдающийся приплод: Барс 1-й, Мраморный и Баба, мать Мужика 1-го. Затем А.Г. Орлов, опасаясь получить рысака голландского типа, никогда не подбирал голландских кобыл к Барсу 1-му и его сыновьям. Прилитие голландской крови он проводил, как правило, через дочерей арабо-датского Полкана 1-го и серых или вороных кобыл из Голландии. Например, матери Похвального 1-го (1792 г. р.), Усана 1-го (1802 г. р.) и Барсика Большого (мать вороная), 1792 г. р., имели арабо-датско-голландское происхождение. Светло-серый Молодец (1800 г. р., пал в 1827 г.), сын Барсика Большого (пал в 1808 г.) в заводе оставил 9 кобыл, но продолжателя линии не дал. Похвальный 1-й (пал в 1800 г.) в Хреновском заводе оставил хорошего производителя Похвального 2-го (1798 г. р.), который в своё время дал заводских жеребцов Чистяка 1-го, Хвального 1-го, Горностая 3-го и многочисленных маток. Мужская линия Усана 1-го (кастрирован в 1807 г.) вскоре прекратила своё существование, поскольку он был продан в придворную конюшню.

История не сохранила нам портрет Барса 1-го. В 1852 г. академик живописи Н.Е. Сверчков посчитал возможным создать литографию “А.Г. Орлов едет на Барсе 1-м”, взяв за прототип картину крепостного художника Васильева “А.Г. Орлов в санках на Московском бегу” и серого Добрыню 4-го, производителя Хреновского завода. Экстерьер Добрыни 4-го соответствовал описанию родоначальника Барса 1-го. Через 19 лет (в 1871 г.) Н.Е. Сверчков написал картину “А.Г. Орлов-Чесменский в санках на Барсе 1-м”.

Источник: В.А. Горин. Исторические уроки зоотехнической школы А.Г. Орлова и В.И. Шишкина. // Коневодство и конный спорт. – 2003. – № 5. – С. 2 – 5.


Гавриил Васильев, крепостной художник. Первая по времени русская гравюра, изображающая выезд А.Г. Орлова на Барсе 1-м. Выпущена ещё при жизни А.Г. Орлова.

Источник: http://www.worldtrotting.ru/index.php?o ... &Itemid=56


А.Г. Орлов едет на Барсе 1-м. С литографии Н.Е. Сверчкова.

Источник: http://www.worldtrotting.ru/index.php?o ... &Itemid=56


Н.Е. Сверчков. А.Г. Орлов-Чесменский в санках на Барсе 1-м. 1871. Холст, масло. 104 х 153 см. Музей коневодства РГАУ-МСХА им. К.Е. Тимирязева.

Источник: Камбегов Б.Д. Коневодство и коннозаводство России. - М.: Росагропромиздат, 1988. - С. 110.


Н.Е. Сверчков. Свидание в поле (Добрыня 4-й). 1853. Холст, масло. 76 х 98 см. Музей коневодства РГАУ-МСХА им. К.А. Тимирязева.

"На лугу за конюшнями идёт повседневная коннозаводская работа. Один конюх держит в поводу у куста вороную рысистую кобылу, другой – ведёт к ней жеребца. Серый в яблоках красавец-рысак высоко поднял голову. Он косит глазом и ржёт, раздувая ноздри и широко открыв рот. Это известный в своё время питомец Хреновского завода Добрыня 4-й, рождённый в 1845 г., от Добрыни 3 и Таланной. Первоклассный по своему происхождению и замечательный по правильному и нарядному экстерьеру жеребец был оставлен производителем в Хреновом, потом переведён в Московскую заводскую конюшню, а в 1852 г. был продан в частный завод Н.А. Атрыганьева по тем временам по высокой цене – 5000 рублей серебром.

Портрет Добрыни 4-го, видимо, не раз переходил из рук в руки, прежде чем попал к Я.И. Бутовичу, купившему его в Одессе в 1916 г. у коннозаводчицы Тимрот. Сейчас этот портрет висит в музее на одном стенде с картиной “А.Г. Орлов-Чесменский в санях на Барсе”.

Источник: Гуревич Д. По залам уникального музея. // Коневодство и конный спорт. – 1996. – № 1. – 4 стр. обложки.

Полкан 1-й оказался незаурядным призводителем. По описанию Хреновского завода, составленному В.И. Шишиным в 1845 г., от Полкана 1-го получили семерых жеребцов и 21 кобылу. Но в заводе использовали только трёх сыновей (Барса 1-го, Мраморного, Полкана 2-го) и семь дочерей, остальные были племенным браком. Сын Полкана 1-го – Барс 1-й стал родоначальником рысистой породы. Серый Мраморный, рождённый в 1784 г. (пал в 1798 г.) от серой голландской кобылы Большой оставил пять заводских маток. Полкан 2-й серый (1789 г. р.) от Прелести, дочери датского Красавца 1-го и Прелести (Глазунчик, английский верховой – Прелесть, арабская) дал двух кобыл и заводского жеребца серого Полканчика (1794 г. р., кастрирован в 1811 г.). Мать Полканчика – Понятная происходила от Фелькерзама 1-го и Крали Червонной, дочери Старика из Аравии.

В результате скрещивания арабских жеребцов с датскими кобылами, имеющими примесь крови арабской породы, большинство приплода унаследовало тип отцов и было похоже на полукровных верховых лошадей. Только отдельные арабо-датские лошади унаследовали упряжной тип от своих матерей и были использованы в создании рысистой породы. Это прежде всего вышеупомянутый Полкан 1-й; Горностай 2-й (серый 1777 г. р., пал в 1791 г.) от Горностая из Аравии и Бережливой из Дании; Бычок бурый (1782 г. р.) от Старика из Аравии и датской кобылы.

А.Г. Орлов пришёл к выводу, что простое скрещивание двух разнородных по аллюрам пород не может привести к устойчивым результатам. Он применил метод сложного воспроизводительного скрещивания трёх и более пород. В последующей работе он проводил прилитие рысакам крови датской породы только через Полкана 1-го, его дочерей и сыновей: Мраморного, Полкана 2-го и Барса 1-го. При этом Мраморного и Полкана 2-го использовали только для получения маток. Повторное прилитие рысакам крови датской породы А.Г. Орлов не проводил. Освежение крови у хреновских лошадей проводи только через рысистых кобыл – дочерей норфолькского рысака Родне из Англии. Ни Родне, ни его сын Залётный 1-й и внук Залётный 2-й не были штатными производителями. От них получали только заводских маток для подбора к жеребцам, восходящим по прямой мужской линии к Барсу 1-му.

А.Г. Орлов успешно решил одну из сложнейших задач – создание заводских маток для Барса 1-го. Для получения маток он предварительно расшатывал наследственность у помесей первого поколения, а затем приливал им кровь упряжных лошадей: голландской или мекленбургской. Эта методика позволяла значительно снизить отрицательное влияние верховых кровей на рысистые способности потомков Барса 1-го. Некоторые кобылы, предназначенные для Барса 1-го, имели верховое происхождение. Хорошие результаты получены при повторном прилитии верховой арабской крови. Так были получены замечательные сыновья Барса 1-го –
Любезный 1-й от Гнедой (дочери арабо-персидского Араба 2-го и Гнедой из Мекленбурга);
Лебедь 1-й от Невинной (дочери англо-арабского Фелькерзама 1-го и Бурой из Мекленбурга)
и Безымянка 1-й от Надёжной (дочери англо-арабского Любимца 1-го и арабо-турецкой Вострухи).

Безымянка 1-й, гнедой, 1800 г. р. (пал в 1822 г.) происходил от верховой кобылы. Напомним, что персидские и турецкие лошади родственны арабским, поэтому Безымянка 1-й был фактически полукровным по арабской породе, что отрицательно отразилось на его племенной ценности. У Безымянки 1-го 5/8 доли крови верховых пород (1/2 арабской и 1/8 английской) и 3/8 доли упряжных пород (1/4 голландской и 1/8 датской). Безымянка в Хреновском заводе примерно за 15 лет дал производителя Доброго 2-го, 1800 г. р. и 42 матки, но мужская его линия через три поколения ушла в матки.

Обладая огромными финансовыми возможностями, А.Г. Орлов мог себе позволить проводить целенаправленный отбор рысаков по типу, экстерьеру и рысистыми способностям. Такой отбор подавлял в рысаках развитие наследственных признаков верховых пород и способствовал формированию рысистого типа Барса 1-го. Граф проводил многократные испытания лошадей на резвость (4 конца по 200 сажен, 1 сажень = 2,18 м), а также на силу и выносливость на дистанциях 15 – 20 вёрст (1 верста = 1067 м). На короткой дистанции (200 сажен) лошадь бежала рысью с максимальной для неё резвостью, затем шагом возвращалась на старт и снова бежала, и так четыре раза. Расстояние 15 – 20 вёрст лошади преодолевали попеременно рысью и шагом. А.Г. Орлов вырабатывал у рысистых лошадей неприхотливость к корму и условиям содержания, что впоследствии не раз помогало орловцам выживать в трудные военные годы (1918 – 1921 и 1941 – 1945 гг.). по сведениям В.И. Коптева (1872 г.) заводских жеребцов через день постоянно проминали на бегу, размашкой. Заводских маток в зимнее время днём содержали в варках с крытыми навесами. Они находились в течение дня на воздухе и в движении, а ночью в сараях. Ежедневно каждая матка кроме яровой соломы получала сноп немолоченного овса. За месяц до выжеребки маток ставили в денники. Подсосные кобылы получали сено и овсяную муку в виде болтушки. Зимой жеребят-отъёмышей содержали в сараях по десяти голов в каждом, им давали возможность днём выходить на воздух. Примерно 15 апреля маток с жеребятами переводили на хутора, где они находились до первых заморозков.

Ещё раз отметим, что А.Г. Орлов подбирал к Барсу 1-му кобыл, специально созданных сложным воспроизводительным скрещиванием нескольких пород. Простое скрещивание Барса 1-го с кобылами упряжных или верховых пород он применял крайне редко. Например, сын Барса 1-го серый Добрый 1-й (1794 г. р., кастрирован в 1808 г.) происходил от упряжной кобылы из Англии (вероятно норфолькской породы). Добрый 1-й имеет 1/8 доли крови арабской породы и 7/8 долей крови упряжных пород, с преобладанием английской упряжной (1/2). От Доброго 1-го и арабо-голландской Удалой в 1801 г. рождён серый Кролик 1-й, выдающийся производитель, резвый и сильный рысак с исключительно нарядным экстерьером. Кролик 1-й длительное время находился в заводе, он пал в 1825 г. в возрасте 24 лет. Мать Кролика 1-го полукровная арабо-голландская Удалая происходит от арабского жеребца бурого Улана (1782 г. р.) и Удалой, выведенной из Голландии. Кролик содержит 5/16 доли верховой арабской крови и 11/16 крови упряжных пород (3/8 голландской, 1/4 английской упряжной и 1/16 датской). Отметим, что знаменитый родоначальник линии Лебедь 4-й (1831 г. р.) инбридирован на Кролика 1-го в II – III рядах предков. Внук Кролика 1-го гнедой Быстролёт, 1831 г. р. (Догоняй – Борская) оставил в Хреновском заводе родоначальника линии вороного Бурливого (1845 г. р.). Бурливый в 1855 г. был переведён в Московскую заводскую конюшню, а затем в 1862г. продан П.Б. Бестужеву. Из линии Бурливого вышли рекордист и чемпион конской выставки в Париже (1867 г.) вороной Бедуин 5.17 (1856 г. р.) и серый Балагур (1861 г. р.) – один из лучших производителей Хреновского завода. Линия Бурливого через Бедуина и Балагура существовала до конца XIX века.


Быстролёт (Догоняй - Борская).

Источник: В.А. Горин. Исторические уроки зоотехнической школы А.Г. Орлова и В.И. Шишкина. // Коневодство и конный спорт. – 2003. – № 5. – С. 4.

Особо подчеркнём, что А.Г. Орлов при создании рысака из верховых пород предпочитал арабскую и очень умеренно использовал английскую верховую лошадь, даже избегал её. Из 54 производителей Хреновского завода (сыновей, внуков и правнуков Барса 1-го) только пять жеребцов имеют матерей английского верхового происхождения. В.И. Шишкин составил список из 15 лучших дочерей Барса 1-го, от которых происходят ценные линии и маточные семейства (В.И. Коптев, 1872 г.). В этом документе от отдельно показал четырёх дочерей Барса 1-го от английских верховых маток – это Пруссачка, от Пруссачки; Ловкая, от Ловкой; Ахтырка, от Нежоны Акутовой (Акут, сын Эклита) и Противная, от Охотничьей. Из перечисленных кобыл только одна Противная от Любезного 1-го принесла матку Икунью. Приплод Икуньи от остальных жеребцов выбракован. Серая Икунья (1806 г. р.) стала бабкой тёмно-гнедого Упорного (1818 г. р., от Доброго 2-го) и прабабкой серого Хаза (1862 г. р., от Ловкого 1-го). Упорный и Хаз не оправдали надежд в заводе, они кастрированы соответственно в возрасте шести (1824 г.) и пяти (1831 г.) лет.

А.Г. Орлов нашёл способ прилития рысаку верховой крови. Он получил арабо-англо-мекленбургскую Невинную, дочь англо-арабского Фелькерзама 1-го и упряжной мекленбургской кобылы Бурой. В результате подбора Невинной к Барсу 1-му получен родоначальник линии Лебедь 1-й (серый, 1804 г. р., пал в 1822 г.). Лебедь 1-й имеет 5/8 доли крови упряжных пород (с одинаковым содержанием крови голландской и мекленбургской – по 1/4) и 3/8 доли верховых пород (1/4 арабской и 1/8 английской верховой). По описанию В.И. Шишкина: “Лебедь 1-й был жеребец широкий в особо мускулистых крепких статях”. Лебедь 1-й обладал нарядным экстерьером. В заводе от Лебедя 1-го оставили трёх жеребцов и 14 кобыл. Линия Лебедя 1-го была самой многочисленной в породе. К Лебедю 1-му через его знаменитого внука Лебедя 4-го восходят современные линии Воина, Ветра, Болтика, Отбоя, Исполнительного, Пиона и Пилота.

Создав родоначальника породы Барса 1-го, А.Г. Орлов в результате оптимальных подборов и применения инбридинга закреплял его качества и рысистые способности в потомках. Подтверждением факта, что А.Г. Орлов осуществлял подборы не произвольно, а по заранее продуманному плану, является разное происхождение матерей лучших сыновей Барса 1-го, будущих основателей линий в Хреновском конезаводе: Лебедя 1-го, Любезного 1-го и Доброго 1-го. Эти жеребцы были похожи на Барса 1-го. Через данных производителей рысистая орловская порода распространилась по всей России. Линия Безымянки 1-го в Хреновом существовала три поколения, а затем непродолжительное время развивалась в частных конных заводах. От сыновей Барса 1-го: Похвального 1-го, Барсика Серого и Барсика Большого в заводе оставлены всего семь жеребцов. Линии Похвального 1-го и Барсика Серого прекратили своё существование в 1824 г., а Барсика Большого в -1827 г. Сыновья Барса 1-го – Пруссачкин, Постояннихин, Силинский 1-й и Усан 1-й (подарен императору Павлу I) – заводских жеребцов в Хреновом не оставили.

Любезный 1-й (вороной, 1794 г. р.) происходит от арабо-персидско-мекленбургской кобылы Гнедой. Любезный 1-й имеет 5/8 доли крови упряжных пород (1/4 мекленбургской, 1/4 голландской, 1/8 датской) и 3/8 доли верховой арабской крови. По В.И. Коптеву Любезный был среднего роста (158 см), необыкновенно широк, но сух, имел прекрасную шею, арабскую голову и выпуклые выразительные глаза. Любезный 1-й оставил в заводе восемь жеребцов и 48 кобыл, он пал в 1819 г. в возрасте 25 лет. В.И. Шишкин за особые заслуги приказал похоронить жеребца стоя в попоне, капоре и уздечке. Знаменитая линия Любезного 1-го исчезла в Хреновском заводе в 1853 г. К счастью эта линия широко распространилась в частных конных заводах через правнука Любезного 1-го – Молодого Атласного (1816 г. р. у В.И. Шишкина). Молодой Атласный (от Старого Атласного, сына Мужика 1-го и Ловкой, дочери Доброго 1-го) имел 35/64 доли крови упряжных пород (7/32 голландской, 1/8 английской упряжной, 7/64 датской) и 29/64 доли крови верховых пород (25/64 арабской и 1/16 бухарской). К Молодому Атласному восходят современные линии Пролива – Квадрата и Барчука.

В орловской породе сохранились те линии, в которых преобладал тип упряжной лошади. Напомним, что в период консолидации породы В.И. Шишкин создал резвейшую и самую многочисленную линию Полкана 3-го. В Полкане 3-м В.И. Шишкин усилил влияние Барса 1-го (инбридинг на родоначальника в III, IV – III, IV рядах предков) и на Залётного 2-го (3/4 норфолькской крови, III ряд предков).

А.Г. Орлов создал зоотехническую школу, включающую основные положения получения новых пород метом сложного воспроизводительного скрещивания нескольких исходных пород. Это линейность структуры породы, отбор и подбор на основе экспертной оценки типа, экстерьера и результатов испытаний, а также учёта особенностей кормления и условий содержания лошадей.

Многие коннозаводчики XIX века не могли понять и применить на практике уроки зоотехнической школы А.Г. Орлова. Это прежде всего руководители Хреновского конезавода, которые после увольнения в 1831 г. В.И. Шишкина в течение 50 лет (1832 – 1882 гг.) не испытывали рысаков, а отбор (при замкнутом ведении завода) проводили только по экстерьеру. В результате племенной состав завода деградировал и потребовалась его замена. По данным профессора В.А. Щекина (1955 г.) в период 1882 – 1906 гг. в Хреновской завод купили у частных коннозаводчиков примерно 25 рысистых жеребцов и 130 кобыл. Это один из главных уроков истории для коннозаводчиков всех времён, ибо разведение орловских рысаков без испытаний непременно приводит к деградации племенного состава.

Источник: В.А. Горин. Исторические уроки зоотехнической школы А.Г. Орлова и В.И. Шишкина. // Коневодство и конный спорт. – 2003. – № 5. – С. 2 – 5.
 
Привет!
Случайно наткнулась на ссылку на твой дневник, а тут столько всего! Ну ты золотоискатель!!! У меня не хватает ... не знаю чего - терпения, времени или просто догадливости столько всего поискать!
А Фаланга, проданная в Оренбуржье - куда именно была продана, не знаешь? Не в Орск? Там в конноспортивной школе моя сестра троюродная работает, я могу у неё поинтересоваться.
 
Я насмотрелась картин и под впечатлением нарисовала орловского рысака. Два года не рисовала ничего, а тут снова захотелось.
 
Сверху