Моя твоя не понимайт. обучение взрослых.

Добавлю еще, то, с чем чаще всего я работаю: всадник и понимает вроде, и пытается удержать все в фокусе внимания, но контроль за частями тела вызывает огромные трудности. <...> И вот такой "кошмар тренера" все понимает, ездит всеми аллюрами, приходит вновь и вновь, платит деньги, тратит время, читает, спрашивает, готов учиться, прикладывает все силы, а у тренера руки опускаются, и у ученика постепенно наступает тупое отчаяние. Понятно, что вариантов "поведения тела" может быть бесконечно много.

Взрослые всадники часто отличаются перфекционизмом, "синдромом отличницы" и некоторой тревожностью не только в отношении возможных опасностей и травм, но и в отношении своих успехов. Если исправлять их ошибки в стиле "руку - сюда, ногу - туда", особенно если имеется в виду не обе руки и ноги, а по отдельности правая или левая, это часто приводит к тому, что всадник пытается одновременно контролировать многочисленные части своего тела, как отдельные объекты, а это невозможно в принципе. В итоге мозг дымится, зависает и блокирует любые движения. Всадник сидит на лошади, застыв, и не может больше ничего: ни пошевелиться, ни новую информацию воспринять. Поэтому надо стараться по возможности формулировать замечания образно, чтобы у всадника сразу возникало представление не отдельно о руке и ноге, а о состоянии всего своего тела в целом. Но на практике это не всегда получается.
ООО! Какая актуальная проблема!:D Я - как раз тот самый "кошмар тренера":D:D. По моему скромному личному опыту надо все-таки и то, и другое. На начальном этапе цельные образы не работают - очень помогает именно "рук сюда, ногу туда" и обязательно отдельно про правую и левую, а еще отдельно про локоть и кисть, и про бедро и коленку:D. Еще чудненько помогало, когда тренер останавливала, подходила и руками мои ноги клала на место (предварительно, помогая сделать растяжку) - сразу прямо чувствовала, как садилась совсем по-другому! А руки мои клала на свои руки и давала почувствовать, как они там с поводом управляются... Но и позднее нередко какую-то выраженную проблему решает точно указанное тренером узко-конкретная коррекция нужной части тела ("внешнюю руку повыше", "внешний локоть не растягивай! (не подавай вперед)").
А вот прорывы, выходы на следующую ступеньку, получаются только, когда поймаешь цельное ощущение-образ, это да. Моя вторая тренер этой цели добивается, озадачивая меня реально сложными выездковыми элементами, которые лошадь хорошо умеет, а вот я, конечно, изображаю куда как приблизительно и криво. Но зато мозг, занятый премудростями, отключается от контроля за каждой рукой по отдельности, и наконец-то дает телу включиться и работать:D. К примеру, задание делать по три менки в четыре темпа на диагонали очень здорово помогло наконец-то сесть на галопе и проводить лошадь шенкелем в поводу каждый темп, а не просто катиться галопом "вези меня лошадка", потому как без этого ни посчитать, ни команду вовремя подать не получалось:D. В итоге с контактом, нормальным движением в сборе и даже с посадкой на галопе стало намного лучше;).
 
да кстати образы это сильная вещь.надо смотреть по человеку.иногда надо сказать куда девать руки ноги,а иногда проще дать образ.но надо быть уверенной в том что человеку понятно. один тренер давал только образы. мне потребовалось много обьяснений куда девать руки с ногами и как работает лошадь чтобы понять что шагать надо блин веселее. теперь и сама так иногда говорю ,но слежу за реакцией.если ее нет.возвращаюсь к конкретике
 
Тренер думает, что ученик каким-то волшебным образом знает все термины, относящиеся к ВЕ.
Ну, откуда я могу знать, что такое "одержка", "полу(!)одержка", да и всё остальное.
"Постановление" - ??? Постановление правления садоводческого товарищества - знаю. Постановления партии и правительства - о, сколько их изучала! Но "постановление лошади" - ?
Купить справочник? А какой? А ведь без практики не запомнишь сотню, а то и больше терминов. Выучишь десяток - а на занятии услышишь другие.

Много и хорошо под этим сообщением написано. Я не стесняюсь спросить - а что такое "одержка", что такое "полуодержка"? как их выполнить и прочувствовать? Буду, кстати искренне благодарна, если мне внятно ответят на этот вопрос. Да, и еще "контакт со ртом лошади". Мне как чайнику до сих пор непонятны многие конные термины.
 
Лично мне сильно помогает визуальное восприятие. Тренер садится и показывает, как. Желательно на коротком вольту вокруг меня или проезжая рядом со мной. Иногда тренер демонстрирует мне мою ошибку (куда пошла нога/рука) и к чему это приводит, потом показывает, как правильно.
А вот с голосовыми командами - я могу отключить слуховое восприятие, выполняя какое-либо задание. Ибо если сказали - сделай так, я стараюсь сделать так. Я НЕ СЛЫШУ, потому как занята выполнением. Тренер в курсе данной особенности, поэтому, если задание требует голосового контроля, то он напоминает - "Слушай, что я скажу".
 
Влезу на баррикады на стороне возрастных учеников.

Первое.
На мои сомнения в духе: "боюсь", ни разу не получала ответа: "ну и оставайся в жопе"
Варианты ответов тренера мне были такие: "Ну бояться после неудачного падения - это нормально. Давай немного позанимаемся на корде, пока втянешься", "Давай в следующий раз возьмем Риту, чтоб точно не страшно было", "У тебя все получится, верь мне! Я никогда бы не сказал тебе это делать, если б не был уверен, что ты сможешь!"

Второе.
Контролировать корпус, руки, ноги (каждую в отдельностм), пятки, плечи одновременно и сознательно не возможно. Чем на большем числе ошибок пытается заострить внимание тренер, чем больше частей тела старается контролировать ученик, чем больше он старается вообще, тем больше зажимается. Более того, контролировать руки-ноги можно тогда, когда корпус устаканился и контролируется глубокими мышцами, отвечающими за баланс на автопилоте. Дом начинают строить с фундамента. И ученика на лошади устаканивать с фундамента, а потом подвешивать отдельные части тела до автопилота.

Самым непродуктивным указанием было "расслабься" и "не зажимайся"
Из очень удачных: образ удобного рюкзака, позитивное напряжение на примере серфингиста (не расслабься мешком и не зажмись)
Забавным, но очень действенным было указание (извините за откровенность) придерживать сиськи. До этого образ "держать деньги подмышками" приводил к жестким неудобным зажимам верхней части руки и плеча, а тут локоть минимально сдвинулся вперед (куда велено) и начал свободно работать.

Удачным считаю объяснение правильного положения шенкеля, когда устав спорить со мной о нахождении моего центра тяжести и слушать нытье "мне неудобно", тренер просто подняла меня в полевую посадку, велела так проехать кружок, сесть в седло и проверить в зеркале, где мой шенкель теперь и удобно ли.
 
Ну, например, даешь команду подобрать повод, а одновременно подтягиваются вверх ноги, или человек пытается выслать шенкелем, а рука непроизвольно дергается, причем, у большинства это со временем проходит, но есть и такие, которые так продолжают ездить по 5- 10 лет.

Наше психомоторное развитие может, пространственно-временные представления и даже карта собственного тела может иметь много особенностей. Связанность мышц при новых сложных движениях может быть очень жесткой. Многие наблюдали, как маленькие дети, когда учатся писать, высовывают язык. Такие связи могут быть очень устойчивы. Считается, что разбить их можно только до определенного возраста (до 12 лет), а дальше происходит стагнация мозга (новые связи не образовываются), и изменить ничего нельзя. Но есть масса примеров и со времен Великой отечественной войны, и опыт восстановления после инсультов, когда функции погибших частей мозга берут на себя другие части мозга. Короче: невозможного нет, есть недостаточно мотивированные ;)

С учениками, связанными в узел (руку поднял, нога полезла) надо отдельно работать на отделение рук от ног, поясницы от спины и пр. Придумывайте упражнения, когда надо действовать отдельно частью тела, и не ждите мгновенного эффекта. Но эффект будет.
 
Последнее редактирование:
. Более того, контролировать руки-ноги можно тогда, когда корпус устаканился и контролируется глубокими мышцами, отвечающими за баланс на автопилоте.

Поддержу. Когда я вычитала у многими не любимой, но мной обожаемой Сюзанны фон Дитце, что сначала надо посадить корпус и на это время оставить руки-ноги в покое, а потом переходить к периферии, мне стало намного легче. А когда мне вдруг однажды показали, что такое упор в собственную спину, мои руки-ноги получили дополнительную степень свободы в тот же день.
 
а что такое "одержка", что такое "полуодержка"? как их выполнить и прочувствовать? Буду, кстати искренне благодарна, если мне внятно ответят на этот вопрос. Да, и еще "контакт со ртом лошади". Мне как чайнику до сих пор непонятны многие конные термины.
Тут вся проблема в том, что это не столько термины как таковые, сколько комплексные действия-ощущения. Поэтому объяснять по большому счету толку мало - надо почувствовать: вот это - оно! Поймать ощущение (для начала) и научится его воспроизводить (умение), а затем уже загнать в автоматическую реакцию на некие внешние раздражители (навык). Вот когда поймаешь ощущение, то все объяснения вдруг резко становятся понятными. А пока не нащупаешь - как слепой котенок тычешься несмотря на все объяснения. Поэтому-то и нет ощущения "внятного ответа", сколько бы не объясняли.
Так же происходит, к примеру, при обучении пению во взрослом возрасте. Правильные ощущения невозможно транслировать "напрямую", только косвенно к ним пытаться подвести и вовремя закричать: "Вот! Хорошо! Это было оно! Понял? Запомнил?".
 
Обучение вокалу в детском и взрослом возрасте, конечно отличается, то на каждый возраст есть своя методика, ориентированная на физиологию связок и дыхательной системы в данном возрасте. А вот верховая езда... Все говорят надо прочувствовать, или предлагают образы. А у меня нет образного мышления, я понимаю только на точных объяснениях. Букв.куда поставить руку, какая мышца при этом должна работать и пр. Подвести к косвенным ощеущениям и кричать: "Вот оно" - не вариант, т.к. я зачастую не понимаю, как же я сделала то, за что меня похвалили. Когда что-то неправилльно, то тут все просто, не делать так больше и все, а вот когда что-то получилось и ты не знаешь как ....:(
 
Устаканить корпус мне помогли дополнительные занятия, гимнастика отдельно от верховой езды. И "пятка вниз" опустилась тогда, когда упорными растяжками ее удалось раздвигать.
Считается, что разбить их можно только до определенного возраста (до 12 лет), а дальше происходит стагнация мозга (новые связи не образовываются), и изменить ничего нельзя
Это не правда. И на построении новых связей основана методика life kinetik (http://www.lifekinetik.de) Суть ее сводится к тому, что в то время когда мы ПЫТАЕМСЯ построить новые связи, мозг вырабатывает жутко полезные вещества, улучшающие память, координацию и стрессоустойчивость. В упражнениях сочитаются непривычные движения связанные непосредственно с умственными усилиями и концентрацией. Упражнения усложняются сразу же после первого же успеха. Смысл в не '
"Уметь" , а в "пытаться"Классная вещь, я пробовала, теперь жажду продолжения банкета.
 
А у меня нет образного мышления, я понимаю только на точных объяснениях. Букв.куда поставить руку, какая мышца при этом должна работать и пр. Подвести к косвенным ощеущениям и кричать: "Вот оно" - не вариант, т.к. я зачастую не понимаю, как же я сделала то, за что меня похвалили.
Елена, все, что могу сказать в утешение, что это - нормально. По крайней мере, у меня было точно так же. Тут только одно средство: искать, пробовать, ездить, слушать тренера, слушать лошадь, слушать себя и пытаться разобраться в ощущениях. Постепенно оно обязательно проясняется (если тренер хороший и лошадь выезженная). Два раза не поняли, как же сделали то, что нужно, 5 раз не поняли, а на 20-й раз вдруг осенило: вот в чем было дело, оказывается!
Куда какая мышца - объяснить-то можно, но там столько нюансов (особенно в согласовании действий одних мыщц с другими по времени и силе) и столько глубинных мыщц, которые не осознаются в норме, что все объяснения тоже не до конца помогают.
И кстати, правильная верховая езда и грамотное управление лошадью еще более физиологично и тесно связано с биомеханикой, чем пение;).
 
Согласна, кто бы мне биомеханику верховой езды мне объяснил. Вон даже у Иваницкого ее нет.
 
Не знаю, насколько я подхожу к теме, но в свои 26 вроде как уже взрослая. Со всеми тренерами у меня был один и тот же вопрос на который ни один тренер не дал мне ответ, а одна девушка вообще мои слова поняла не так, и я получила неприятную нотацию на ровном месте и с тех пор мы с ней так и не общаемся нормально.

А вопрос на мой взгляд простейший. У меня есть подозрение, что я (уровень продвинутого проката) даю коню некорректные команды, поэтому конь не делает то, что я хочу, а тренер говорит в духе "не слушается с первого раза, помоги себе хлыстом" а я НЕ ПОНИМАЮ: это конь прикидывается дурачком (понял что лох сверху) или я просто даю недостаточно ясные команды. В итоге от игнорирования моего вопроса тема могла перейти в крайность вроде "любишь лошадок и боишься их бить - че пришла сюда, носики гладить невзоровцы ***вы".

В общем так и до сих пор не понимаю: я туплю или конь сел на шею и лапы свесил. До сих пор думаю, что половину времени точно конь получает незаслуженно, от чего совесть меня мучает.
Один тренер дала рекомендацию вроде "конь твой и важно насколько он делает то что ты хочешь в твоей манере давать команду, поэтому если не выполнил, можно помочь хлыстом" но этот ответ тоже не отвечает целиком на поставленный вопрос.

Уезжающую вперед ногу на манежном галопе ни один из 4-х тренеров мне не мог исправить, а на коротких стременах просто тушите свет, а потом знакомая девушка, занимающаяся выездкой позвала в гости на своего коня, записала меня на видео и по чесноку сказала что сижу я хреново и качаюсь в седле и показала видео. и на меня после ее слов снизошло озарение. а человек ни тренер . сказала просто сесть ровно и вот уже три месяца я не понимаю, как я ездила предыдущие 11 лет, я просто потеряла 11 лет галопа...
 
Ilenara, попробую ответить на Ваш вопрос. Да, возможно Вы порой даете некорректные команды и поэтому лошадь не слушается. Но нет на свете такого всадника, который всегда дает идеальные команды. Если лошадь получит опыт неповиновения, поймет, что она может игнорировать всадника, если он не Эдвард Галл - в этом нет ничего хорошего. Галлов на всех лошадей все равно не хватит. Поэтому если уж начали что-то требовать - надо добиваться чтобы лошадь выполнила и по-другому никак. И зря Вы воспринимаете хлыст исключительно как наказание. На воздействие хлыста лошадь подводит зад, а с подведенным задом любую команду выполнить легче.
Не стоит так же считать, что Вы "потеряли 11 лет галопа". Работа над посадкой бесконечна, она никогда не закончится.
 
А есть еще фразы - у меня руки короткие, поэтому они не опускаются на шею лошади.
Моя любимая.)))
Применяется, когда предлагают прихватиться за гривку.))) Не дотягиваюсь я до гривки. Только если наклониться, а тогда я теряю равновесие и выпадаю.)))
Даже если прижать локти и опустить руки.


Но зато мозг, занятый премудростями, отключается от контроля за каждой рукой по отдельности, и наконец-то дает телу включиться и работать:D
Вот вот. Моя тренер тоже заметила, что когда я начинаю над чем-то трудиться с конем, то посадка резко становится лучше. Так что от "руку туда, ногу сюда", мы отказались очень давно, как только стало понятно, что мозгами я уже все поняла, но следить за всем сразу не получается.

Самым непродуктивным указанием было "расслабься" и "не зажимайся"
А мне помогает.
Все-таки все индивидуально.)))
 
Как один из взрослых чайников могу сказать, что возможность посмотреть со стороны на себя - скажем, на записи - очень важна. Многие вещи даже со слов тренера не очень понятны, а когда смотришь видеозапись или "удачное" фото - становится видно, с чем надо бороться. Хотя и не всегда понятно, как именно.

Побочный эффект - у меня этот просмотр обычно рвет в клочья всю самооценку. ;)

Терминологию тоже надо уточнять, да. Ибо иногда чувствуешь себя героем анекдота:
- Петька, приборы?
- Пятьсот!
- Что пятьсот???
- А что приборы?

Одновременный контроль ноги+руки+плечи+еще-что-то-блин!!! - это да, беда. При том, что сама по себе рука или там нога - тоже состоит из нескольких частей.
 
Сверху