Катерина75
Pro
Добавлю еще, то, с чем чаще всего я работаю: всадник и понимает вроде, и пытается удержать все в фокусе внимания, но контроль за частями тела вызывает огромные трудности. <...> И вот такой "кошмар тренера" все понимает, ездит всеми аллюрами, приходит вновь и вновь, платит деньги, тратит время, читает, спрашивает, готов учиться, прикладывает все силы, а у тренера руки опускаются, и у ученика постепенно наступает тупое отчаяние. Понятно, что вариантов "поведения тела" может быть бесконечно много.
ООО! Какая актуальная проблема! Я - как раз тот самый "кошмар тренера". По моему скромному личному опыту надо все-таки и то, и другое. На начальном этапе цельные образы не работают - очень помогает именно "рук сюда, ногу туда" и обязательно отдельно про правую и левую, а еще отдельно про локоть и кисть, и про бедро и коленку. Еще чудненько помогало, когда тренер останавливала, подходила и руками мои ноги клала на место (предварительно, помогая сделать растяжку) - сразу прямо чувствовала, как садилась совсем по-другому! А руки мои клала на свои руки и давала почувствовать, как они там с поводом управляются... Но и позднее нередко какую-то выраженную проблему решает точно указанное тренером узко-конкретная коррекция нужной части тела ("внешнюю руку повыше", "внешний локоть не растягивай! (не подавай вперед)").Взрослые всадники часто отличаются перфекционизмом, "синдромом отличницы" и некоторой тревожностью не только в отношении возможных опасностей и травм, но и в отношении своих успехов. Если исправлять их ошибки в стиле "руку - сюда, ногу - туда", особенно если имеется в виду не обе руки и ноги, а по отдельности правая или левая, это часто приводит к тому, что всадник пытается одновременно контролировать многочисленные части своего тела, как отдельные объекты, а это невозможно в принципе. В итоге мозг дымится, зависает и блокирует любые движения. Всадник сидит на лошади, застыв, и не может больше ничего: ни пошевелиться, ни новую информацию воспринять. Поэтому надо стараться по возможности формулировать замечания образно, чтобы у всадника сразу возникало представление не отдельно о руке и ноге, а о состоянии всего своего тела в целом. Но на практике это не всегда получается.
А вот прорывы, выходы на следующую ступеньку, получаются только, когда поймаешь цельное ощущение-образ, это да. Моя вторая тренер этой цели добивается, озадачивая меня реально сложными выездковыми элементами, которые лошадь хорошо умеет, а вот я, конечно, изображаю куда как приблизительно и криво. Но зато мозг, занятый премудростями, отключается от контроля за каждой рукой по отдельности, и наконец-то дает телу включиться и работать. К примеру, задание делать по три менки в четыре темпа на диагонали очень здорово помогло наконец-то сесть на галопе и проводить лошадь шенкелем в поводу каждый темп, а не просто катиться галопом "вези меня лошадка", потому как без этого ни посчитать, ни команду вовремя подать не получалось. В итоге с контактом, нормальным движением в сборе и даже с посадкой на галопе стало намного лучше.