Моя твоя не понимайт. обучение взрослых.

Продолжаем тему обучения взрослых. Берем тему в понимании поставленных задач. Как часто ваши ученики вас не понимают или понимают, но не так? Какие мантры находите, чтобы донести, что надо сделать? Как быть понятым?

Веселые примеры приветствуются, но рецепты важнее. Собираем!

Из веселых примеров история, рассказанная тренером одной из самых успешных спортсменок: начинающая всадница едет учебной рысью, вся трясется, голова болтается, вот-вот оторвется :). Тренер: держите голову! Всадница бросает повод и хватается руками за голову.

Из рецептов: очень важно не только ставить, но и отменять задачи. Вы удивитесь, если узнаете, что ваши ученики не только помнят, что вы говорили пол года назад, но и до сих пор стараются это сделать, хотя ситуация и даже их уровень могли давно поменяться.
 
Тоже про голову...
Всадница при повороте начинает слишком сильно поворачивать голову внутрь поворота - буквально смотрит на хвост своей лошади. Соответственно вся съезжает наружу и лошадь не поворачивает как надо. Долго талдычу о том, что надо держать свою голову ровно, а всадница все равно продолжает смотреть на хвост. В итоге на мой очередной крик души - голову прямо, она подъезжает и говорит: "Ну не могу я держать голову прямо, разве что руками буду держать. Но тогда повод брошу и не поверну лошадь". На что я сказала, что лошадь прекрасно поворачивает он корпуса и ног и повод тут ни при чем, а вот голова очень даже. Пробуем - получается.
 
"Вынули ноги из стремян, кладем повод на шею..."- всадник одевает повод себе на шею. так вот было и не однажды. стали добавлять : "на шею ЛОШАДИ"
 
Скорость понимания и появление "затыков" от возраста зависят мало. Ну, если не брать в рассчёт совсем уж младенцев, которые право-лево не понимают. И повод себе на шею кладут как взрослые, так и дети :) Но вот, в моей практике, больше всего проблем появляется у взрослых-"читателей", которые в перерывах между занятиями начинают читать всё подряд про то, как ездить на лошадке. И вот тогда да, приходит вот такой начитанный и просветлённый, вроде бы и слышит тебя, но делает так, как в книжке прочитал. И пофиг, что эта книжка была по вестерну или пробегам. И ведь хрен признается, что читал что-то :) Пока уже совсем к стенке не припрёшь и не спросишь, мол, почему в прошлый раз с руками всё было нормально, а в этот раз их упорно выворачиваешь в какие-то неестественные позы?
А ещё у взрослых существует отличный навык придумывания оправданий, уже давно хочется выпустить трёхтомник "Оправдания всадника. Лепим отмазки грамотно" Если ребёнок может прямо сказать "я боюсь делать галоп/прыгать брусья/садиться на эту лошадь", то у взрослого на автомате выдаются отмазки вроде "у меня по гороскопу сегодня Луна в Стрельце, мне нельзя делать галоп/у меня10 лет назад была растянута нога, поэтому на вот той лошади мне на учебную рысь не сесть и я буду ездить строевой/у меня Манька не поднимается в галоп, потому что она (и тут примерно 100500 вариантов того, что не так с Манькой)/я сегодня не буду прыгать брусья, так как дует южный ветер, а при южном ветре я прыгаю только крестики". И вот, вместо того, чтобы разбираться с проблемой в посадке или со страхами, начинаешь пересаживать на более "удобную" лошадь, ждать смены ветра или знаков зодиака.
 
Последнее редактирование:
А есть еще фразы - у меня руки короткие, поэтому они не опускаются на шею лошади. У других опускаются, а у этого всадника нет. Правда стоит локти к корпусу прижать и распрямить руку вниз - вуаля, все получается.
 
Тренер думает, что ученик каким-то волшебным образом знает все термины, относящиеся к ВЕ.
Ну, откуда я могу знать, что такое "одержка", "полу(!)одержка", да и всё остальное.
"Постановление" - ??? Постановление правления садоводческого товарищества - знаю. Постановления партии и правительства - о, сколько их изучала! Но "постановление лошади" - ?
Купить справочник? А какой? А ведь без практики не запомнишь сотню, а то и больше терминов. Выучишь десяток - а на занятии услышишь другие.

А "отмазка" от предложения поехать рысью у меня откровенная: "А кто папу "досматривать" будет?" -"досматривать" не в таможенном смысле. Т.е., кто будет ухаживать за старым человеком, если я убьюсь или покалечусь?
 
А у ученика корона упадёт спросить, о чём речь тренер ведёт? Хотя, я в принципе слабо могу представить ситуацию, в которой я бы с учеником пол-занятия отрабатывала одержки и постановления, а ученик бы потом гуглил, что это такое. Нормальный тренер сначала внятно объясняет, что он собирается сейчас делать с учеником и лошадью, что для этого надо сделать и чего хотим добиться. И как это всё называется, да. А нормальный ученик, если что-то не понял, подъедет и спросит у тренера, а не будет с покерфэйсом кататься по стеночке. А уж если вдруг ученик не может запомнить термины какие-то, то, значит, ему оно не надо :) Ну занимается человек конкуром, барьерки всякие разные перелезает и по именам их знает, а вот пассаж от пиаффе не отличает. Думаю, что и не особо парится по этому поводу, так как то, что ему надо на тренировках, он вполне знает и "чухонец с заложением с левой ноги" от "системы направо и проезда с красными брусьями" сможет различить. Мне вот, например, абсолютно пофиг, как и что называется у рысачников и как они там в этих качалках ездят. И ради этого справочник покупать не собираюсь и даже гуглить лень. Понадобится - на практике познакомлюсь, а забивать голову тем, что мне не пригодится в ближайшее время, не считаю нужным.

А про "отмазку" - зачем тогда вообще на лошадь лезть? Я вот знаю кучу примеров, когда народ калечился и на шагу, и даже не успев залезть на лошадь толком. Кто в таком случае будет папу "досматривать"? Тем более, думаю, что Вы вряд ли занимаетесь у тренера и готовитесь если не на Олимпиаду, то уж на Чемпионат области точно? У меня тоже есть люди, которые приезжают просто поощаться с лошадью, погулять в полях или тупо пошагать (иногда даже без седла). Но они при этом не зовут себя спортсменами, не рвутся на старты и не называют это всё "конным спортом". А вот когда человек приходит на занятия, вроде как нацелен на результат, а потом начинает лепить "отмазки" и отказываться под благовидными предлогами от тех заданий, которые требуют приложения неких усилий, а потом удивляются, что у них прогресс какой-то медленный и, вообще, за что он деньги платит - мне сразу вспоминается замечательная цитата Тёмы Лебедева: "Как мотивировать себя что-либо сделать? - Да никак, оставайтесь в жопе!" (с)
 
Да я вроде никогда не претендовала на то, что занимаюсь конным спортом.
Просто здесь просили приводить примеры, как взрослые люди могут не понимать друг друга или прибегать к "отмазкам", ну, я и привела.
Конечно, сегодняшний день не располагает к веселью ("ПрОводы" у нас не только на 9-й день после Пасхи, но, особенно, на выходных, т.к. большинство людей работает).
Однако посылать меня в жопу, это уже слишком!
И так на душе не весело. Однако хотелось как-то поднять настроение себе и другим, а не "выливать негатив" на других, чтобы на своей душе стало светлее.
Желаю Вам побольше учеников-мазохистов, которым нравятся Ваши манеры!
 
Зюлейка, не обижайтесь! Лично я увидела в посте Martlet довольно типичный тренерский крик души. Этого состояния рано или поздно не миновать каждому тренеру без исключения, но лучше чтобы ученики этот "крик" не слышали. Однако, у нас тут пестрое общество, в которое допускаются все и мне кажется, что этим надо пользоваться чтобы лучше друг друга понять. Или надо сделать отдельные закрытые разделы для тренеров и учеников, чтобы каждый ковырялся в своей песочнице? А как тогда быть тем, кто одновременно и ученик, и тренер? Разорваться?;)
 
Уууу... Чего вы, милые дамы, в такой чудесный вечер друг другу настроение портите, а? ИМХО, налицо непонимание. Зюлейка написала пример про себя скорее для развлечения, чем прямо по теме - по-моему, тут на форуме уже все в курсе, что она спортивных целей не ставит. А Martlet в ответ поделилась своей проблемой о проспортивных формально учениках, которые занимаются самообманом. Видимо, нередкий случай - сегодня случайно попала на подобную ситуацию, там аж тренер развернулась и сказала: "Делай, что хочешь". И как-то сильно подозреваю, что слова Темы Лебедева к Зюлейке и ее примеру никакого отношения не имели и не имеют, и никто этого не подразумевал.
Во! И Снегурочка о том же!

А я вот лучше ближе к теме. С терминами - есть проблема. Слава Богу разные "одержки" и "постановления" мне разжевывали, зато я, к примеру, в силу индивидуальных занятий, практически не в курсе стандартных манежных фигур. И задачи типа: "заезд налево назад" "перемена по короткой диагонали" поначалу заставляли меня теряться: я не понимала, куда лично я должна ехать. "По головному" в смене еще понятно, а вот если про это не сказали, то оно подразумевается или надо "параллельным курсом"? На ходу ориентировалась, конечно, но было дискомфортно. На индивидуалках тренеры, конечно, быстро подстраивались и начинали объяснять "по-простому", а вот в смене прокатской было сложно)))

И вот про какую очень актуальную вещь для возрастного начинающего скажу: раскоординированность+слабые навыки самоконтроля приводят к тому, что выполнение команды тренера бывает очень причудливым несмотря на все старания. Из последних личных примеров:
(Делаем принимание) "Смотри в сторону движения! Ну сколько можно одно и то же повторять!!!". Где-то на 10 раз подряд тренер не знает, то ли биться лбом об стену, то ли прибить меня :D, а я уже готова заплакать, потому что если пару раз я действительно просто забыла проконтролировать этот момент, то во всех остальных случаях я, как мне казалось, старательно смотрела, куда просят. Наконец ситуация выясняется. "Смотри" в моем понимании - это означало чисто глазками, я даже голову почти не поворачивала, только косила взгляд. "Смотри" в понимании тренера - означало "развернись туда верхней частью корпуса".
Еще. "Сработай рукой вниз, вдоль холки. Не вижу. Сработай". Работала так (на оголовье), что мизинец как-то пришлось несколько дней бутадионом мазать - натрудила :D. Толку долго было нуль. А все потому, что "работа рукой" для меня-чайника = потянуть-отпустить, и раз "не вижу", значит надо тянуть сильнее. А сильнее получалось дольше+сильно зажималась рука вплоть до плечевого пояса. Бедная кобыла, короче:oops:. Про "короче и быстрее" мне при этом тоже говорили постоянно, но в мозгу оно никак не складывалось воедино, и предпочтение отдавалось более сильному стимулу: "Не вижу! Ты не работаешь!" - значит надо посильнее, поднапрячься...:D

Ну и самая сложная для исполнения команда - это команда "не". Практически неисполнимы рекомендации типа: "Не дергай локтями", "не тряси руками", "не подпрыгивай на ягодицах", "не хлопай шенкелем по боку" и т.п., потому что все эти движения возникают непроизвольно в результате движения лошади и бессознательных попыток тела найти при этом комфортное положение. Соответственно, чем сильнее я начинаю стараться сделать это самое "не", тем больше фиксируюсь на злосчастной части тела, тем больше ее зажимаю и напрягаю, и тем сильнее она мешает нам с конем жить:D.
Работает то, что можно легко перевести в "+": "держи себя локтями" "локти, как столбы качелей, а ты - между ними" (Татьяна Троф). "Не дергай, а срабатывай кистью" (=действуй не так резко, плавнее и мягче), "едь животом вперед" "сядь в лошадь и катись с ней вместе" (это про прыжки на ягодичных мышцах), "Провались в пятку" (это про летающий шенкель) и т.п.
 
Но они при этом не зовут себя спортсменами, не рвутся на старты и не называют это всё "конным спортом". А вот когда человек приходит на занятия, вроде как нацелен на результат, а потом начинает лепить "отмазки" и отказываться под благовидными предлогами от тех заданий, которые требуют приложения неких усилий, а потом удивляются, что у них прогресс какой-то медленный и, вообще, за что он деньги платит - мне сразу вспоминается замечательная цитата

Вот не могу согласиться с вами. Обозначение цели совсем не означает, что человек готов ради этой цели пожертвовать всем, включая здоровье. Взрослые сильно отличаются пониманием не только возможности травмы, но и ее последствий. Движение к цели - это именно движение, в процессе которого открывается новая информация и для тренера, и для ученика, и корректировка цели в связи с этим - не просто возможна, но и обязательна. И за корректировку вообще-то отвечает тренер, как и за наличие цели. При этом тренеру не надо принимать решений, ему надо обозначить, что от цели сейчас отклоняемся и предложить либо изменить цель, либо что-то делать с отклонением (добавлять ресурсов обычно, больше нечего с отклонением делать). Ресурсами могут быть: другая лошадь (пересесть на более безопасную, научиться ездить сначала на ней), больше занятий, изменение режима тренировки и пр. Запрашивать ресурсы - тоже задача тренера.
 
Практически неисполнимы рекомендации типа: "Не дергай локтями", "не тряси руками", "не подпрыгивай на ягодицах", "не хлопай шенкелем по боку"

Честно говоря, тренер нужен не для того, чтобы критиковать, "не хлопай попой" может сказать, кто угодно. Многие же видят. Тренер нужен для того, чтобы помочь дойти до того, как надо.

Из рекомендаций: если вы ДВА раза попросили ученика что-то сделать, а он не сделал, проверьте: ученик не понимает, что надо сделать, или не может это сделать (вариант может, понимает, но не хочет почти не встречается, хотя многие тренеры ведут себя в такой ситуации как будто ученик именно не хочет).

Если не понимает: покажите (возможно действительно проблема с вербальным взаимопониманием), если понимает, но не может, поменяйте команду. При чем, на какую, вы точно знаете - все, как с лошадью, - попросите сделать что-то более простое для начала.
 
Вот не могу согласиться с вами. Обозначение цели совсем не означает, что человек готов ради этой цели пожертвовать всем, включая здоровье. Взрослые сильно отличаются пониманием не только возможности травмы, но и ее последствий. Движение к цели - это именно движение, в процессе которого открывается новая информация и для тренера, и для ученика, и корректировка цели в связи с этим - не просто возможна, но и обязательна. И за корректировку вообще-то отвечает тренер, как и за наличие цели. При этом тренеру не надо принимать решений, ему надо обозначить, что от цели сейчас отклоняемся и предложить либо изменить цель, либо что-то делать с отклонением (добавлять ресурсов обычно, больше нечего с отклонением делать). Ресурсами могут быть: другая лошадь (пересесть на более безопасную, научиться ездить сначала на ней), больше занятий, изменение режима тренировки и пр. Запрашивать ресурсы - тоже задача тренера.

Да, я с этим полностью согласна. Но основное в этом всём для ученика - не маскировать свои проблемы и страхи, а озвучивать их тренеру. И тогда решение этих проблем будет уже полностью проблемой тренера, а не ученика. И не надо будет идти к цели, пусть даже и откорректированной, длинными окольными путями. Вот если говорит человек прямо, что он хочет, по идее, прыгать метр и даже выше, только вот падать боится - это одно. А если тот же человек говорит, что на прошлой конюшне он 130 маршрутами прыгал на любых конях, а вот тут что-то лошади не особо подходящие и сёдла неудобные, да и спину прихватило чего-то - то подход будет другой, ИМХО
 
Да, но так это не просто, особенно если человек всю жизнь прожил в амплуа "я крут и все могу" :)))))))). Люди вообще не всегда хотят даже осознавать свои цели. И я знаю только один способ помочь человеку понять, истинная цель, о которой мы говорим, или нет: начать к ней двигаться на самом деле. Но вовремя надо спросить (не слишком рано и не слишком поздно): а у нас точно эта цель сейчас?
 
Как часто ваши ученики вас не понимают или понимают, но не так? Какие мантры находите, чтобы донести, что надо сделать? Как быть понятым?
Сейчас отвечу с позиции ученика.
У меня сейчас довольно сложный период. То основное над чем работаю, уже не относится к чётким техническим командам (говоря примитивно, ножками толкнул - лошадь пошла). Многое из разряда "на почувствовать". Плюс воздействие всадника идёт уже комплексное и на нюансах.
Разумеется, не всё сразу получается. И признаюсь, было пару конфликтных моментов, когда я в порыве тормозила лошадь со словами, что, мол, наверное я чего-то не понимаю из требований тренера, но нифига ж не получается.:oops: Тренер ругала меня за желание всё пропустить через голову:"Пробуй, экспериментируй, я скажу, когда будет ОНО."
Тут бывает сложно понять, то ли тренер не может подобрать нужные слова, то ли ты тупишь.
На данный момент, по прошествии некоторого количества времени, считаю, что тренер была права. И стараюсь работать не ожидая инструкции.


Если говорить о приёмах тренеров, выделю то, что советует мой тренер при работе с детьми.

Переспрашивать.
Спрашивать всё ли понятно и (самое важное!) просить повторить поставленную задачу. Можно долго потом недоумевать, как всадник извратил не со зла слова тренера. Многие ошибки во взаимопонимании так вскроются и исправятся.
У детей описанная ситуация усугубляется тенденцией впадать в прострацию, отключаясь от действительности и замыкаясь в себе и своих переживаниях.
Я этот приём проговаривания вижу и в дневниках на тех же проконях. Если как тренер, так и ученик присутствуют на одном форуме, то возможен следующий формат. Ученик описывает тренировку, проговаривает то, что и как он понял, тренер корректирует объяснения ученика.

Второй момент, который хочу вспомнить, это смена тренера. Не обязательно глобальная, а можно в режиме семинара или клиники. Очень освежает восприятие! И часто после нового тренера совершенно по иному воспринимаешь слова своего тренера.
Поэтому считаю, что если тренер - классный и реализовавшийся, то ему стоит отпускать иногда своего ученика погулять на коротком поводке, так сказать.:D Вернётся всадник вдохновлённый и с новыми силами примется за работу!;)
 
если вы ДВА раза попросили ученика что-то сделать, а он не сделал, проверьте: ученик не понимает, что надо сделать, или не может это сделать
Все-таки есть еще и третий вариант: опять отвлекся на остальные задачи и забыл проконтролировать себя.
 
Все-таки есть еще и третий вариант: опять отвлекся на остальные задачи и забыл проконтролировать себя.
Добавлю еще, то, с чем чаще всего я работаю: всадник и понимает вроде, и пытается удержать все в фокусе внимания, но контроль за частями тела вызывает огромные трудности. Ну, например, даешь команду подобрать повод, а одновременно подтягиваются вверх ноги, или человек пытается выслать шенкелем, а рука непроизвольно дергается, причем, у большинства это со временем проходит, но есть и такие, которые так продолжают ездить по 5- 10 лет. И вот такой "кошмар тренера" все понимает, ездит всеми аллюрами, приходит вновь и вновь, платит деньги, тратит время, читает, спрашивает, готов учиться, прикладывает все силы, а у тренера руки опускаются, и у ученика постепенно наступает тупое отчаяние. Понятно, что вариантов "поведения тела" может быть бесконечно много.
 
Тут мне задали вопрос: "А почему же сразу не спросить у тренера, что означает тот или иной термин?".
Так мы же обсуждаем особенности восприятия взрослого (!) "чайника".
Тренер говорит: "Делай то-то!" - пока я спрошу, пока мне объяснят, пока пойму, а лошадь-то живая и, пока мой ум занят, она делает что-то своё. Мне надо было подкорректировать её движение чуть-чуть, а пока я разбиралась в том, что делать, там уже не "чуть-чуть", а "ого-го!".
Я люблю (должна) заранее знать, что отрабатывать будем то-то и то-то, и в случае чего надо делать это и вот это. Т.е., сначала мысленно "прокрутить" действия.
"Даже самый плохой архитектор отличается от самой умелой пчелы тем, что сначала планирует, как он будет строить здание" (Ф.Энгельс? цитирую по памяти).
Это уже с опытом действуешь, как пчела, не думая. Только у неё рефлекс безусловный (?), а у человека вырабатываются условные.
 
всадник и понимает вроде, и пытается удержать все в фокусе внимания, но контроль за частями тела вызывает огромные трудности.
Взрослые всадники часто отличаются перфекционизмом, "синдромом отличницы" и некоторой тревожностью не только в отношении возможных опасностей и травм, но и в отношении своих успехов. Если исправлять их ошибки в стиле "руку - сюда, ногу - туда", особенно если имеется в виду не обе руки и ноги, а по отдельности правая или левая, это часто приводит к тому, что всадник пытается одновременно контролировать многочисленные части своего тела, как отдельные объекты, а это невозможно в принципе. В итоге мозг дымится, зависает и блокирует любые движения. Всадник сидит на лошади, застыв, и не может больше ничего: ни пошевелиться, ни новую информацию воспринять. Поэтому надо стараться по возможности формулировать замечания образно, чтобы у всадника сразу возникало представление не отдельно о руке и ноге, а о состоянии всего своего тела в целом. Но на практике это не всегда получается.
 
Сверху