Навстречу ветру. Энциклопедия (стр. 202)

Уже больше года катаю сына на спине. Что за детство без игры в лошадки?
Вчера он сел по-другому. Теперь я знаю, как лошадь чувствует разницу между опытным всадником и не очень. Теперь я знаю, почему они не хотели двигаться со мной.
 
Весной планировала рассказать о поездке на Иппосферу и даже начала рассказывать, но вовремя не дописала, и вот уже это событие отодвинулось назад настолько далеко, что уже как-то и настроения нет, тем более что время сильно ограничено. Теперь хочется рассказывать о другом. В черновике уже половина текста готова, так что в ближайшее время начну выкладывать. А вначале игра "угадай страну":
https://pp.vk.me/c836127/v836127760/11fe8/KDQnHTtHHV4.jpg
 
Этот анализ заинтересовал меня прежде всего с точки зрения породы лошадей. Современного понятия породы тогда не было, оно появится лишь в XVIII веке н.э. в Европе.
Обе лошади восточного типа, но достаточно массивные - у египетской это заметно, если принимать во внимание только голову и шею. Шеи с высоким выходом. Обе лошади длинных линий, стайеры. Странно, что у ассирийских такие длинные зацепы копыт, это ненормально. Но они имеют тот же угол, что и наклон бабок, так что не криминально. Возможно, это тоже некая условность, для красоты. Подковы появятся только в раннесредневековой Европе.

тип древней восточной лошади :

"...Какого же типа и какого экстерьера лошади были распространены в царствах древней цивилизации Востока?
Раньше всего мы рассмотрим изображения лошади, сохраненные для нас искусством тех куда лошадь была ввезена, т. е. по преимуществу Ассирии, Вавилонии и Египта, а затем постараемся осветить вопрос о том, что же представляла собой лошадь тех стран, где она была эндемична. Изображения древнеассирийской лошади, а также лошади боевых колесниц Египта рисуют один и тот же тип лошади, подобно тому как мы наблюдаем на этих изображениях и один и тот же тип запряжки, и незначительные изменения в структуре колесниц, видим на этих изображениях лошадь довольно крупную, стройную, сухую, с высоко поставленной шеей, с породной головой, хорошо развитой холкой, не очень глубокую, иногда даже, как на египетских изображениях, кажущуюся нам лещеватой (узкотелой). Художник старается выразить живой темперамент этой лошади, изображает её стремящейся вперёд, легконогой, стоящей на несколько тонких, сухих ногах, без каких бы то ни было намеков на щетки...

...Вместе с тем эти изображения дают ряд деталей убора лошади, мы видим на них заботу, простирающуюся вплоть до того, что гривы у этих лошадей подстрижены и схвачены особыми нагривничками, хвосты заплетены в косу или перевязаны узлом, головной убор коня снабжен украшениями — пышным начельником, укрепленным на особом ошейнике, и большой колыхающейся под шеей кистью — «наузом»...

...Интересно, что на всех раскрашенных египетских изображениях лошади преимущественно рыжие и бурые, золотистые; на передних конечностях ясно изображены каштаны, на задних их нет.
Почти сплошь — жеребцы, кобылы крайне редки
Тип этой лошади не имеет, конечно, ничего общего с типом тех лошадей, на которых европейским художникам древности приходилось изображать своих богов или героев. Художник Запада имел перед глазами только ту лошадь, которая в то время существовала в Европе, и вынужден был своих любимых героев сажать верхом на лошадей чрезвычайно неказистых, неповоротливых, неуклюжих, маленького роста, с грубым головами, с толстыми ногами, обросшими большими щетками

Художники стран Востока имели перед собой совсем другой образец — благородной быстроаллюрной лошади, с которого они и могли делать свои изображения.
Начиная с VII—-VI вв. до нашей эры центр политической жизни Древнего Востока перенеосится из Ассирии и Вавилонии в Иран, ближе к родине восточного коня. Мидо-Персия занимет доминирующее место среди восточных государств. С этого времени появляются документы, позволяющие характеризовать тип и качества лошади основных конепроизводящих районов древности. Геродот пишет в VII книге своей истории:
«Есть в Мидии обширная равнина по имени Несея (N), на этой-то равнине и водятся величественные лошади»...."

Витт В.О.
 
Поле, спасибо, с трудами моего кумира я знакома. Видимо, вы читали невнимательно и не поняли, какова была моя задача при приведенном выше анализе древних памятников искусства.
 
В Европу к пони

Сама поездка была задумана мужем, и главным местом назначения был Брюссель. У мужа была свежая виза, и открывать ее нужно было в Литве, поэтому мы вначале поехали к себе домой, в Клайпеду. Я подумала, что от Бельгии совсем недалеко Голландии, родины аппалуза-пони, одной из пород в моей диссертации, и решила совместить приятное с полезным и заехать в некоторые хозяйства собрать материал. Я нашла их адреса через сайт племенной ассоциации, откликнулись три - два в Голландии и одно в Бельгии.
Мои родители этого не поняли. Они постоянно мотали нам нервы, что мы никуда не успеем, ничего не увидим, работу сделать не сможем, едем в плохой сезон с коротким световым днем и вообще все напрасно.
Мы приехали в Вильнюс рано утром и первым же автобусом выехали в Клайпеду. Уже к полудню были дома. Последние годы я бываю здесь лишь в туристический сезон, все-таки это туристический и транспортный центр местного значения, университетский городок, но осенью нет почти никого. Город вымер, все, кто мог, на заработках в Европе.
Вечером зашли к другу семьи. На второй день поехали на море. Вместо паромов на косу в это время года ходят катера-катамараны. С пляжа уже убрали все скамейки и кабинки, даже ту, к которой мы ходили летом с ребенком. Вернулись в город, походили до темноты и стали собираться. Самолет был очень ранний, одна из страшилок - мы не встанем в 5.00 и вообще не сможем заказать такси. Однако мы справились. Ближайший аэропорт в Паланге, ехать на машине всего 40 минут. Аэропорт маленький, бывший военный аэродром, одна полоса. Самолет тоже маленький, битком набит одними мужчинами - литовскими гастарбайтерами.

Перелет до Копенгагена занял один час, подавали только чай. Было темно и мало что видно внизу, только редкие корабли на Балтике да догонявший нас рассвет.
Вообще я боюсь летать... и люблю. Я паникую при каждом движении самолета, не чувствую земли под ногами и, как мы выяснили опытным путем, чувствую те вибрации, которых не замечают другие.
Еще нас запугали аэропортом в Каструпе, дескать, там все пассажиры теряются и опаздывают на свои рейсы. Мы специально брали полупустые чемоданы, чтобы не сдавать их в багаж и не ждать выдачи. До следующего рейса, на Амстердам, оставалось больше часа. Я хотела поесть, но они принимали только датские кроны, хотя цены зачем-то не забыли указать также и в евро. Потом один из заводчиков рассказывал, как покупал кнабструппера, и цену ему выставили в евро, но выплатить он должен был в кронах. Датчане, они такие. В аэропорту были автоматы для обмена, но я решила, что проще подождать до Амстердама.

В Амстердам тоже летели час. Над Северным морем была облачность, немного разреженная над Данией и Фрисландией, так что были видны и проливы между датскими островами, и знакомая по всем картам гряда островов возле Фрисландии. День мы провели в Амстердаме. Родители говорили сходить в музей Ван Гога, но муж не любитель музеев, и мы просто накручивали круги по центру. Видели коляску, запряженную парой светло-рыжих рейнских тяжеловозов (уточнила у кучера). Чего мы только не видели...
 
Воистину Амстердам - город греха, которым он упивается и которым торгует. Невозможно купить нормальных сувениров, почти все на тему секса, проституток и конопли. Маффины с коноплей, леденцы с коноплей, мороженое с коноплей, еще черт знает что с коноплей... По улицам ближе к вечеру толпы молодых людей с мутными глазами, в магазинах и на улице характерный запах. Кофе-шопы, где курят, на каждом шагу. А грязи-то, грязи на улицах... Я увидела, как они убирают улицу пылесосом: что всосалось, то хорошо, что не всосалось, пусть так и лежит. К вечеру на некоторых пешеходных улицах грудами валяются мешки с мусором и коробки и воняют. В общем, "чистая" Европа не имеет права ничего нам указывать.
Единственный функционирующий по назначению храм - китайско-буддийский. Все кирхи заняты чем угодно, только не христианским культом. В самой большой кирхе - выставка памяти Мэрилин Монро.
Книжных магазинов почти что нет. Мы видели аж три очень хороших магазина, где продают книги на английском (присмотрела там себе книгу по леттерингу). Видимо, собственную литературу в Голландии не читают. Зато издается 6 конных журналов, и это только те, которые мне попались в магазине прессы, причем один посвящен прицельно КС, а один - прицельно выездке.
Очень рано закрываются все магазины. Много народу ходит в общепит. Во всех булочных одинаковый ассортимент: яблочные пироги, здоровенные корзинки с масляным кремом и фруктами.
Старая часть города состоит из почти одинаковых "пряничных" узких фасадов, тесно прилепленных один к другому. Реально много каналов, в некоторых местах нет тротуара, и выход из дома прямо в воду. Местами каналы не огорожены. Наверняка очень удобно выбрасывать трупы, отсюда и много произведений на эту тему - фильм "Амстердамский кошмар", "Щегол" Донны Тартт, где герои пытаются выйти на мафию именно в Амстердаме.
Безумно много велосипедов - больше, чем велосипедистов. Для них двухъярусные парковки возле всех вокзалов. Народ держит по несколько велосипедов в разных местах. Думаю, если бы я покидала половину в воду, никто бы не заметил. При нас по каналу плавала лодка с клешней и шарила по дну. За 5 минут выудила 3 велосипеда.
Правила движения не соблюдает почти никто.

На следующее утро мы выселились из гостиницы и поехали на восток страны. Доехали до Апельдорна, сделали пересадку и добрались до Кларенбека. Вообще с поездами в Голландии бардак: могут поменять платформу за полминуты до прибытия поезда, который стоит минуты две. Очень плохо работает служба движения. Почти все вваливаются в поезд запыхавшиеся. Зато расстояния маленькие, и ехать недолго. Этот переезд занял чуть больше часа.
От станции я позвонила, и за нами заехали заводчики, папа и сын-студент. Повезли нас на свои две конюшни. В первой были лошади на продажу, достаточно высокие для аппалуза-пони, явно с кнабструпперами в ближних рядах родословной.
https://pp.vk.me/c836127/v836127760/11fb6/qqI-UDFNDu0.jpg
https://pp.vk.me/c836127/v836127760/11fc0/SmmKnLuVe-Y.jpg
https://pp.vk.me/c836127/v836127760/11fca/ca90vvwIwcI.jpg
https://pp.vk.me/c836127/v836127760/11fd4/YUbs94iYqDA.jpg
Во второй были крупные пони спортивного типа с жеребятами.
https://pp.vk.me/c836127/v836127760/11fde/HHLuzsFVksQ.jpg

Вообще конюшен там я видела много, в одной леваде даже заметила трех норвежских фьордов. Потом нас отвезли к ним в дом выпить чаю. Дом двухэтажный, но достаточно маленький, набитый животными - две моськи в клетках, две борзые и колли, которая очень стеснялась подходить, но постепенно преодолела смущение. В крошечном дворике еще кроличий садок, голубятня и перепелятник. Обедали мы все вместе в ресторане при конной гостинице на окраине Апельдорна. Подавали суп в виде отдельно бульона и отдельно овощей, чтобы его самостоятельно "доделать". К крем-брюле подали рюмку ликера со взбитыми сливками, хотя я думала, что ликер будет подмешан к десерту, и от него будет только привкус.
 
Заводчики отвезли нас в Апельдорн к нашей гостинице, и там мы распрощались. Уже темнело, мы успели только сделать круг по кварталу, найти вокзал и зайти в пару закрывающихся магазинов (я потом еще пеняла мужу, что мы не пошли в ту сторону, куда хотела я, и в итоге вышли к магазину рождественских подарков только когда он был уже закрыт).

На следующее утро поехали дальше на юго-восток, в Боксмер. Снова с пересадкой, снова добрались почти за час. Это оказался маленький городок с достаточно состоятельным населением. Нас встретили старушка-заводчица и ее семья, с нами больше всего общался ее сын-инженер, т.к. он лучше остальных знал английский. У них конюшня с пастбищами при доме, сарай со всеми инженерными инструментами. Они держат аппалуза-пони, шетлендов и американских миниатюрных, выступают на них в драйвинге на серьезном уровне, некоторые экипажи делают сами. Здесь описывать пони было сложнее, т.к. их мне не выводили по одному, а мы прошли на пастбища, и они крутились вокруг меня.
https://pp.vk.me/c836127/v836127760/11fe8/KDQnHTtHHV4.jpg
Несколько пони с этого хозяйства были проданы в Россию, их легко опознать: у всех в конце клички есть добавление van Stal Anja (старушка-заводчица и есть Anja). Причем проданы были заочно, покупателя заводчики лично не видели, поэтому наш приезд их порадовал.

В этом же городке мы видели единственную за всю поездку старинную мельницу. Ночевали в бывшем монастыре монахинь-кармелиток, который перестал функционировать лишь в 1975 году.
Внутренний двор:
large.jpg


Вид с улицы:
large.jpg


Снова стемнело, и после ужина мы пошли осматривать монастырь. Внутри он украшен старыми фотографиями, и по ним мы нашли много интересного. Церковь там домовая, отдельного строения нет, раньше была роспись по потолку, но зачем-то закрасили.
img_9796_4.jpg


В том же нефе есть и как будто хоры, где тоже раньше стояла статуя для поклонения, а теперь конференц-зал. Мужа возмутило, что в богатом городке, видимо, другого помещения для конференц-зала не нашлось. Мы также обнаружили старый заделанный проход на хоры - по незаметной неровности штукатурки. Где искать, мы определили по фотографиям. Каждый номер сделан из двух объединенных келий, и на деревянном полу еще видны характерные потертости в двух местах у каждого окна, где больше всего ходили, ставили стул и, возможно, молились. Под номером каждой комнаты указано имя монахини, возможно, произвольное, все-таки там многие успели пожить с XVII века, у нас была с. Йозефа.
И безумно холодно, так что мне пришлось накрыть ночью нос одеялом. Вообще в Голландии не топят, но в монастыре стояла какая-то особенно сильная стужа.
Совершенно необыкновенная энергетика места. В церкви я спела "Tantum ergo sakramentum" на польском:
View: https://www.youtube.com/watch?v=qogZzTULCmM
- мой ответ этой безумной протестантской секуляризации всего и вся. Быть может, впервые за очень много лет в этом протестантском захолустье.
 
Вера, потрясающий язык повествования! Я - упиваюсь! Жду продолжения.
 
Вдруг мчится леопард с вершин Арденн

Наутро мы встали очень рано. Третье хозяйство было расположено в Бельгии, и нам предстояло ехать неизвестно сколько и не очень понятно как. Мы вернулись чуть севернее на ближайший крупный ж/д узел в Nijmegen, оттуда поехали на юго-запад поближе к границе. В Розендале сделали вторую пересадку, сели в обшарпанный, изрисованный граффити бельгийский поезд, идущий на Антверпен. В нем пришлось самостоятельно открывать двери - в голландских поездах они открываются сами. Где-то после границы перекусили тем, чего набрали накануне в Боксмере - правильно сделали, ибо поесть в следующий раз нам довелось еще не скоро.
Разница между Голландией и Бельгией заметна уже из окна поезда. Католическая Бельгия, даже ее северная часть Фландрия, не столь аскетична, рельеф более разнообразный, совершенно другая застройка, больше лесов.
Антверпенский вокзал огромный, пути идут в 4 этажа. Сели в ближайший поезд до Брюсселя. Тут мне стал звонить заводчик Арно, спрашивал, когда мы будем. Я думала, что к часу - ничего подобного, сказал Арно, к часу вы не будете, и вообще надо было ехать через Маастрихт (на юго-востоке Голландии), но если едете, то ничего не поделаешь, езжайте дальше. Это последствие схематичных карт ж/д Нидерландов, которые к тому же не показывают соседние страны - но и мой промах, конечно, тоже есть, точный маршрут можно было выяснить дома. Хотя сайт нидерландских железных дорог понять мудрено: он выстраивает и обещает прямые маршруты куда угодно, которых в реальности не существует. Так и в этот раз: мне пообещали прямой путь из Боксмера в Ciney...
В Брюсселе мы совершенно растерялись, оказавшись на ужасно шумном вокзале. Я чудом успела разглядеть на табло, что в Ciney останавливается поезд, идущий на Люксембург, и отходит он через две минуты, а следующий будет неизвестно когда! Мы подхватили чемоданы, побежали вниз по лестнице (хорошо, что недалеко) и еле успели запрыгнуть в вагон. Если бы не моя быстрая реакция, мы бы потеряли час, а то и больше времени и не успели бы осмотреть пони.

В поездах мы в тот день провели 6 часов - очень много по местным меркам. Сине находится в Валлонии в предгорьях Арденн, за Намюром. Дороги там то взлетают, то падают и все время петляют по холмам. Арно заехал за нами на машине, его конюшня находится в деревне. Арно - фламандец, хотя дома они уже говорят преимущественно по-французски. Хрестоматийный образ европейского фермера: пожилой, бородатый, в кепке и сапогах, с мозолистыми руками. Их деревня совсем как во французском кино: пара узких улиц, дома XVI века из серого камня, несколько участков, которые "смотрят" наружу. Кого там только не было. У Арно самое крупное хозяйство по разведению аппалуза-пони из всех, какие я видела: я описала у него больше сорока голов, и это еще не все. Увы, всех просто не успели - спустилась темнота. В одном деннике с пони жил лабрадор. Еще был крупный голштинец, приходившийся родственником Корнету Оболенскому, осел размером с вятку, пегие овцы и датские доги, которых они тоже разводят.
Поинтересовалась породой осла. Арно ответил, что это самый обычный осел, все ослы такие. Ну да, он просто не видел наших мелких кавказских и среднеазиатских.
Ходили в конюшню с матками и молодняком, потом на пастбище. У ворот пастбища я вляпалась в липкую черную грязь и смутно припомнила пушки Наполеона, застрявшие в грязи где-то под Ватерлоо - должно быть, именно в такой. Кстати, в Голландии на пастбищах ничего такого не было несмотря на постоянную влажность - почвы другие. В общем, я правильно сделала, что не стала брать с собой резиновые отцовские сапоги, с которыми ездила весной в Нижегородскую область к советским тяжеловозам. Ниже черной грязи в Арденнах скальное основание из известняка, которое очень хорошо видно, когда едешь по железной дороге, прорезанной в скале, причем видно даже направление синклинали.
Пастбище показалось пустым, но Арно свистнул, и в сгущающихся сумерках послышался слабый топот полутора десятка мелких пони. Я не сразу осознала, что сбылась цитата моего детства: когда-то для самоуспокоения я произносила про себя один фрагмент из любимой "Песни о Роланде":

Вдруг мчится леопард с вершин Арденн,
На Карла прянул он, разинул зев -
Но из дворца проворный пес приспел -

о вещем сне Карла Великого. Есть в нем прелесть предопределенности, хорошо понятная прежде всего обладателям депрессивной акцентуации, да и перевод отличный. Итак, мы были в предгорьях Арденн, мы стояли в нижней части наклонного пастбища, и на нас сверху - с вершин - неслись аппалуза-пони, многие того самого узора, который называется леопардовым.
Если очень часто что-то повторять, оно сбудется, пусть даже в другой редакции. А леопарды, они иногда и с копытами бывают. Кстати, именно там одна пони пребольно укусила меня через ботинок.

Нас пригласили пить чай в дом из серого камня. Оказалось, муж всю жизнь мечтал оказаться в таком доме. Там все старое, есть камины, штукатурка только на внутренних перегородках, на потолке видны все балки, на перилах лестницы висят вестерн-седла, в углу бронзовый скульптурный портрет дога-производителя выше натурального роста. Подносы в Бельгии деревянные, в форме старательского ковша - их мы еще увидим неоднократно. Арно в своем доме у камина смотрелся не просто хозяином - pater familias'ом, опять же как в старом французском кино.

Я не очень поняла мужа, когда мы двинемся дальше, и поэтому не бронировала гостиниц в окрестностях Сине, но нам помог Арно. Он отвез нас в гостиницу в соседнюю деревню (в ней уже было тепло, не то что в Голландии), а утром подвез до станции.
 
В Брюсселе мы вышли на центральном вокзале, и к нам сразу же один за другим пристали три попрошайки из числа иммигрантов с Ближнего Востока.Кому-то из них пришлось четко сказать, чтобы убирался вон. Подействовало.
Вышло недоразумение, и друг, который должен был нас забрать, поехал нас встречать не на центральный вокзал, а на Брюссель-Миди. Разобрались не сразу. Нас отвезли в деревню, где мы смогли передохнуть. До темноты мы все гуляли с собакой по полям, зашли на сельское кладбище, где увидели могилу красноармейца, павшего в бою во Вторую мировую. Попали на сельскую ярмарку по случаю начала Адвента. В ярмарочном шатре было шумно, и впервые за всю поездку мы увидели такое большое скопление людей исключительно европейской внешности. Выпили глинтвейна, накупили мармеладных бельгийских конфет в виде разноцветных конусов. Потом оставили собаку дома, взяли детей и поехали в сельский ресторан к хозяину-марокканцу. По всем углам у него стояли лошадки из всех материалов, каких только можно, на всех картинах тоже были лошади.

Следующий день был воскресеньем, и мы должны были улетать в ночь из Брюсселя. Друг со старшим сыном и собакой вышли на пробежку по полям, мы с его женой пошли за ними. Видели омелу в виде комков на деревьях, сжатые нивы, прошли мимо конного клуба, где дети занимались в смене. На пастбище видели двух тяжеловозов, похожих на арденов. Мне удалось приманить их лекарствами. Оба были молодые, но один уже страдал тяжелой прикуской и при мне несколько раз рыгнул, опершись зубами о столбик.
После обеда съездили во фламандский город Гент, походили по центру, посмотрели позднеготический собор. Накупили шоколада на подарки. Все остальное, более или менее интересное, было недоступно: все закрыто. Заехали домой за чемоданами и отправились в аэропорт.

Я много чего передумала и о европейцах, и о Наполеоне, и о географии. Прихожу к выводу, что от тематического путешествия получаешь в итоге больше, чем от обычного туристического.
А еще мы увидели совсем не ту Европу, которую видят туристы. Я не хочу ходить по Европе в толпе арабов. Собственно, настоящая Европа, видимо, уже осталась только в деревнях.
 
Как там сейчас говорят... Готовить к изданию две книги - бесценно. Не знаешь, за какую верстку хвататься, а обе нужны готовыми как можно скорее.
 
Продолжаю переосмыслять путешествие, продолжаю заметки.

Регион, который мы посетили, сыграл очень важную роль в истории мирового коневодства, поэтому вкратце расскажу о породах лошадей, которые там выведены.
Когда я собиралась в дорогу, подруга-магистрант из Тимирязевки сказала: "Может быть, фризов увидишь...." Я про себя поворчала, что, во-первых, еду вовсе не за фризами, во-вторых, этих фризов на любом Эквиросе сколько хочешь, и ехать за ними в такую даль имеет смысл только ради покупки или прицельного изучения. В итоге вышло так, что единственный фриз попался нам уже только на территории Бельгии у соседей Арно. Поэтому о фризах особо говорить не буду.
Сейчас Нидерланды по праву славятся голландской полукровной породой:
10-31-d2150-gal-nl-totilas-kwpn1_large.jpg

Эту лошадь все знают. Итак, порода спортивного направления, используется в выездке и конкуре.

Там же выведены аппалуза-пони, за которыми мы и ездили. Но кроме них есть в этой стране и еще интересные породы.
Например, голландский тяжеловоз:
26789585-Dutch-Heavy-Draft-Horse-in-a-meadow-near-Sint-Philipsland-in-the-province-of-Zealand-the-Netherlands-Stock-Photo.jpg

Относительно новая порода, выведена после Первой мировой войны на основе брабансонов, арденов и зеландских кобыл. Покрупнее ардена, но помельче брабансона. Из окна поезда я видела немало лошадей такого типа, хотя, конечно, вряд ли можно быть на 100% уверенным, что это были именно они.

Регион, где расположены Апельдорн и Боксмер, называется Гельдерленд, поэтому следующая порода - гельдерлендская:
https://nl.wikipedia.org/wiki/Gelderlander_(paard)#/media/File:Gelderländer_trabend.jpg
Упряжная порода, выведенная на основе местных кобыл с прилитием крови испанских, неаполитанских, нормансдких жеребцов, норфолькских родстеров и голштинцев. У некоторых представителей даже сейчас можно заметить барочные черты. В ХХ веке улучшалась также чк, остфризами (не путать с фризами!), гакне и ольденбургами.
Ах да, "de Gelderlender" - это еще и местная газета:
gelderlander.jpg

Мне она попалась в рекреационном зале в монастыре.

Похожая порода - гронингенская, только более массивная:
e1265ee01feb45a5c7a7398eabb80873.jpg

И происхождение похожее: местные, испанские, неаполитанские, фризские, остфризские, голштинские, арабские лошади, позднее клевелендские гнедые.

На основе этих двух пород в XX веке была выведена голландская упряжная, более легкого типа:
WpBmpGE.jpg

На эту породу влияние также оказал один американский верховой жеребец. Если гельдерлендеры и гронингены используются преимущественно в драйвинге, но голландская упряжная - в США также и в езде сэддл сит.

Но самое главное, что в этом регионе у лошадей когда-то произошла мутация, отвечающая за способность двигаться устойчивой рысью. В Голландии с ее маленькими расстояниями эта способность лошадей (рысаков-гардтраберов) использовалась для бегов местного значения. Тот редкий случай, когда пословица "где родился, там и пригодился" не вполне работает. Но на основе этих гардтраберов в Великобритании были выведены йоркширские упряжные и норфолькские рысаки, или родстеры. Впоследствии эти лошади использовались в США для выведения американского рысака. В России же и голландские лошади, и йоркширские упряжные, и норфолькские рысаки (они могли числиться как английские упряжные) были использованы для создания орловского рысака.
Их способность стабильно бежать ровной и резвой рысью оказалась как нельзя кстати в двух столь далеких странах, общее между которыми - огромные пространства.
Правда, в США вокруг рысаков достаточно быстро сформировалась беговая индустрия, в которой бега стали самоцелью, но это другая история. Для нас же важно, что все современные рысистые породы (а их целых 7) несут в себе кровь гардтраберов из Голландии.

Фото из Интернет-источников
 
Теперь о породах Бельгии. Здесь разводят бельгийских полукровных лошадей, созданных на основе полукровных пород Голландии и Франции (англо-нормандской) с прилитием крови голштинцев и ганноверанов:
Chestnut-Belgian-Warmblood.jpg

Дело в том, что исторически в Бельгии не было своего верхового коневодства, поэтому эта порода создана из иностранного материала. Используется преимущественно в конкуре.

С этой породой не стоит путать бельгийскую спортивную, которая была создана на основе англо-нормандской лошади с прилитием крови английских, ирландских и немецких лошадей:
Dayton1.jpg

По типу она заметно легче бельгийской полукровной. Используется в конкуре и выездке.

Есть также лошадь завода Цангерсхайде, выведенная на ганноверской основе с прилитием чк, англо-нормандских, французских верховых, голштинских лошадей.
http://www.zangersheide.com/userfiles/image/cascor-zstandfotojulien-counete80e0211.jpg
Используется в основном в конкуре.

К этим породам примыкает бельгийский верховой пони (искать по названию Le Poney de selle Belge), выведенный на основе бельгийской полукровной лошади.
2151289207_small_1.jpg


101herosterputte.jpg


image.jpg


Но главный вклад в мировое коневодство этот регион внес благодаря своим тяжеловозам. Во-первых, это лошади из Арденнских гор - ардены:
18f3691997af3eaf835d1871945ada65.jpg


А этих лошадей я сняла во время поездки в окрестностях Брюсселя:
https://vk.com/id18815760?w=wall18815760_552/all

Другая порода, более крупная, - брабансон:
522221.jpg


Есть и менее известная порода - фламандская:
Fideel2011_Large.jpg


Имеет смешанное происхождение: в ее создании поучаствовали и шайры, и суффольки, и булонские тяжеловозы, и мулазье.

Крупные бельгийские лошади известны еще со времен римлян. В XIX веке ардены и брабансоны экспортировались во многие страны Европы и в Россию. Помню, любимый мамин попрек моей походке - "Что ты ходишь, как конь бельгийский". Говорилось это по-польски, причем мама глубокого смысла этого выражения не понимала, хотя она родом из тех мест, где с участием этих самых бельгийцев были выведены ошмянские лошади, а на их основе затем - белорусские упряжные.
Бельгийских тяжеловозов использовали для выведения русских, советских, литовских, румынских тяжеловозов, ими улучшали многие другие породы - бретонскую, итальянского и японского тяжеловозов, контуа, фрайбергскую и многие другие.
Кстати, если встречаете в англоязычных источниках породу под названием "Belgian", уточняйте по контексту, что это такое, т.к. за этим термином могут скрываться американские бельгийцы, выведенные на основе брабансонов, но заметно более легкие:
3bebaafa182690f082e8a9344aed2e45.jpg


Современные генетические исследования показывают, что все тяжеловозные породы мира четко объединяются в один кластер.

Фото из Интернет-источников, кроме лошадей из окрестностей Брюсселя
 
Последнее редактирование:
О конной жизни в странах Бенилюкса вообще - что удалось увидеть

Вообще лошадей здесь много на единицу площади. Едешь в поезде, в машине ли - обязательно проезжаешь мимо каких-нибудь левад. В Кларенбеке целая конюшня стояла прямо рядом со станцией.
Хозяйства в основном мелкотравчатые. Одна-две-три лошади на очень большую леваду. Левады обычно огорожены электропастухами, заборы встречаются редко, есть и колючая проволока.
Удивило, что очень много лошадей в Голландии держат на улице в попонах, в том числе и пони, хотя на улице в конце ноября температура была +9-+14, да и с погодой нам повезло, дождей в наше пребывание не было. Мы спросили о попонах заводчика Роба из Апельдорна - он рассмеялся: "Голландия - хорошая страна для всех, только не для любителей животных. Здесь очень важно, что о тебе подумают и скажут соседи. Так вот попоны для того, чтобы соседи не сказали, что ты плохо обращаешься с животными". В то же время Anja в Боксемере держит своих пони без попон, но это шетленды и мини-аппалузы с примесью шетлендов и американских миниатюрных, они особенно мохнаты.
Осенью в Апельдорне каждый год проходит большая выставка аппалуза-пони.
Из иностранных пород в Голландии разводят чк, немецкие спортивные породы, датских кнабструпперов, шетлендских пони, американских и европейских миниатюрных лошадок, исландских, норвежских фьордов, даже малочисленных у себя на родине фелл-пони. Это то, что я запомнила из разговора с Робом - назвал он гораздо больше пород, но выдумывать не буду.
 
Языки Бенилюкса

Честно говоря, я очень боялась ехать, потому что не привыкла ездить туда, где я не знаю местного языка. Весь мой опыт путешествий ограничивался Литвой (проблемы нет), крупными городами Латвии (в общем, тоже проблемы нет, в музеях и кафе говорят по-русски) и одной поездкой в Бразилию (по-английски говорит мало кто, но отец неплохо говорил по-испански, а лузофоны, оказывается, достаточно хорошо этот язык понимают). Родители меня убеждали, что можно обойтись английским, но как-то не верилось. Из голландского я знала только его систематическое положение, названия мастей и самые нужные слова вроде "лошадь", "жеребец", "кобыла", "масть".
Кстати о названии языка. У нас вы можете встретить названия "голландский" и "нидерландский", если будете искать курсы или самоучитель. Строго говоря, в наше время более правильным считается термин "нидерландский", он делится на два крупных наречия - голландский (Голландия - западная часть Нидерландов) и фламандский (Фландрия - северная часть Бельгии). Кстати, до 1925 года диалектом нидерландского считался также и африкаанс - язык буров Южной Африки.
Страхи оказались напрасными: по-английски в Нидерландах говорят практически все. Меню часто на двух языках. Проблем с этим не было, хотя кое-кто из заводчиков признался, что говорит плохо. При разговоре с ними масти я называла по-голландски, чтобы не было разночтений. Интересно, что Роб потом спросил нас с мужем:
- Как вы называете чепрачную масть - [шабрак]? Тоже какое-то похожее слово...
Я объясняла мужу по-русски некоторые мастевые моменты, которых он, боюсь, ни на каком языке не знает, а голландец, оказывается, внимательно прислушивался. По-голландски это schabrackbont.

Вообще мне очень понравился голландский. Он относится к западной подгруппе германской группы индоевропейских языков наряду с английским, немецким и миноритарным фризским, на котором говорят на родине фризов, но мы там не были. Поэтому голландский похож и на немецкий (фонетикой и морфологией), и на английский (синтаксисом).

В Бельгии официальных языков три - валлонский диалект французского, фламандский (тот же нидерландский с небольшими отличиями) и немецкий. Но немецкоязычный регион очень небольшой, на востоке страны, на границе с Германией и Люксембургом. На северо-западе говорят по-фламандски, на юго-востоке - по-французски. В Брюсселе на спинах у полицейских по две надписи, на обоих основных языках, это понятно. Но самое интересное, что на вокзале в Антверпене, где мы слегка запутались в многоэтажных путях, и пришлось обратиться в справочную службу, я заметила на стекле окна объявление с короткой надписью-билингвой. По содержанию это было явно отрицание типа "билетов не продаем", и оба варианта были очень похожими, французского среди них не было. Единственное разумное объяснение - это были именно голландский и фламандский, ведь Антверпен находится в Фландрии.
Бельгийский заводчик Арно, оказывается, живет в Валлонии относительно недавно, они приехали из Фландрии, сайт его хозяйства на фламандском, но в семье они говорят по-французски, дети учатся в школе тоже на французском, а фламандский язык там не особенно востребован.
Еще в предгорьях Арденн меню было только на французском, причем составитель решил соригинальничать и назвал разделы не по-человечески, вроде "Салаты", "Супы", "Горячее" - а как-то вроде "Вначале...", "А потом...", "И вот наконец...". Это поначалу сбило меня с толку.
Официантки в бельгийской деревне говорили по-английски, на заметно хуже, чем в Голландии. Муж сделала заказ на английском, а у меня с официанткой произошел такой диалог:
- Donnez-moi le langue de veau, s'il vous plait. (Дайте, пожалуйста, телячий язык.)
- Le langue de veau - c'est...., - и она из лучших побуждений высунула свой язык стала показывать на него.
- Je sais. (Я знаю.)
Когда она отошла, муж вдруг сказал что-то, чего я поначалу не поняла:
- Да, только французы будут показывать, как правильно произносить на их языке.
- Это не французы.
- Ну все равно, франкоговорящие бельгийцы.
- Почему ты так думаешь?
- Ну вон же она тебе показывала, как надо правильно держать язык, когда говоришь.
- ???
Я с трудом смогла убедить его, что смысл был не в этом:
- Она думала, что я не знаю, что это такое. Я же язык заказывала.
- Я что, перетрудился, что мне везде преподавание видится?
- Видимо, да.

На сельской ярмарке по случаю начала Адвента я покупала конфеты. Кстати, в Бельгии делают не только шоколад (ужасно жирный, иначе его не налить в фонтан), но и менее известные желейные конусы:
6328231699_3e6e07fc38_z.jpg

(Черные - с лакрицей.)
Итак, я покупала конфеты у производительницы, и друзья зачем-то сказали ей, что я из России - так она стала спрашивать, как по-русски "спасибо", чтобы поблагодарить меня за покупку.
И, наконец, совершенно неожиданно найденная в той же деревне могила красноармейца с надписью на русском...

Бенилюкс - интересный регион, где исторически Pax Romana (лат. Римский мир - территория распространения латинского и затем народной латыни, от которой произошли романские языки) смыкается с миром германских варварских племен. А еще где-то здесь при римлянах были кельты - он от них остались только названия (та же Бельгия - в честь племени белгов) да омела на деревьях, которую они считали священной. Я никогда раньше не видела омелы, а осенью все деревья уже стоят голые - с комками высоко на ветвях, похожими на перекати-поле.
 
Еда в Бенилюксе

Поскольку ездили мы не за едой, то питались нерегулярно, часто оставаясь без обеда. Ни за чем таким специфическим национальным мы не охотились.
В Амстердаме после ужина мы решили купить пирожных, благо пирожные лавки в центре на каждом шагу, чтобы съесть в номере. Но увы, ассортимент во всех этих лавках был одинаковый: куски яблочного пирога, такие-сякие тарталетки с кремом из маскарпоне и наполнением из ягод и фруктов в разных комбинациях - то клубника, то голубика, то клубника с киви и прочее. В принципе, такие и в Москве можно найти, а хотелось чего-нибудь специфически местного. Правда, основное отличие этих тарталеток от московских - размер: в Амстердаме они здоровенные.
Я долго выбирала. Когда мой взгляд в очередной раз сфокусировался на маффине с каннабисом, маячившем на прилавке на уровне моего носа, я решилась: взяли по два яблочных пирога и по тарталетке с фруктовым ассорти. Не брать же маффин с травой в качестве уникального местного продукта.
В номере была маленькая кофе-машина, которую я долго пыталась укротить, пока не залила водой весь стол. Плюнула, и мы обошлись чайником.

В конном ресторане на окраине Апельдорна заводчик Роб сосватал мне суп, вроде как местный и фирменный. Тот самый, который нужно было готовить самому, наливая крепкий мясной бульон в миску с овощами. Все бы хорошо, но овощи были сырые и для супа в итоге непривычно жесткие.

В Бельгии были вафли. Сперва нас ими угостила жена Арно, потом мы ели их прямо на площади в Генте. Вафли хороши. Там же продавались желейные конфеты - я считаю, они куда вкуснее знаменитого бельгийского шоколада. Шоколад я пробовала на Эквиросе, куда каждый раз привозят фонтан. Однажды родители привезли мне из Брюгге жестянку с конфетами, на крышке было фото ардена с ретроповозкой. При всем моем чревоугодии я не могла есть больше одной конфеты в день, настолько он жирный, этот бельгийский шоколад. Поэтому его мы покупали только в подарок.

В бельгийской деревне мужу захотелось выпить наконец местного пива. Из местного было только сильноалькогольное Rochefort - 11%. Заказали его. И на этикетке я прочитала, что это не что-нибудь, а пиво монахов-траппистов! И адрес был указан - аббатство Сен-Реми (Св. Ремигия). Когда я училась в ИФти Св. Фомы, там в течение одного семестра шел дополнительный курс по алкоголю, созданному католиками. В плане занятий значилось шампанское Дома Периньона, ликер "Бенедиктин" - и пиво траппистов там было тоже! Лекции читались раз в две недели по рабочим дням, я очень хотела ходить, но если бы я сказала родителям, что мне нужно дополнительное время на учебу, меня бы не поняли.
Ну и ладно. А пиво траппистов все равно нас нашло.
 
С французским в Бельгии интересно. Я вообще довольно прилично говорю, на произношение никогда не жаловалась, во Франции общаться было легко. А вот в Бельгии меня понимали через раз, видимо, отличается произношение. И я сама тоже понимала людей не очень здорово. Вроде знакомые слова, но звучат как-то не так и смысл ускользает :)
 
У меня проблем с пониманием валлонского французского не было, но я тоже обратила внимание, что произношение отличается: не такое рафинированное, как у французов, как будто более размазанное.
 
Европейцы

Я не буду писать здесь о ближневосточных мигрантах, которых я навидалась в этот раз в изобилии. Этнотипически они мне неинтересны, а интуит способен отсекать не нужную им информацию, особенно если близорук. Поэтому сейчас - о европейцах.
Еще в Европе я разглядывала европейцев. Начала это делать еще в маленьком самолете компании SAS (Скандинавские Авиалинии), когда обратила внимание, какое странно лицо у стюарда - со впавшими щеками и резкими очертаниями скул, будто вырубленное топором, и рыжий окрас. Было раннее утро, за иллюминатором чернота, на взлете выключили верхний свет, и на это странное лицо легли тени - глубокие и недобрые.
Кто он там, швед, а может, датчанин... Боже, это же лицо человека, чьи предки держали в страхе пол-Европы...

На пересадке в Каструпе (Дания) мы пробежали мимо молодого человека, стоявшего прислонившись к своим чемоданам, из-за которого я вспомнила неизвестно чье стихотворение из книги о художнике К. Васильеве:

Смотри, смотри, художник, в небе синем,
Где видится мне старца лик седой,
Что видишь ты? - И отвечал Васильев:
"Мне виден воин с красной бородой!"

Это была настоящая красная борода на ярко-розовом, лишенном следов пигмента лице. И снова: датчанин? швед? норвежец? Куда он летит? Будь сейчас другое время, не летел бы - сидел бы в каком-нибудь драккаре, и в бок ему упиралась бы не ручка чемодана, а собственный меч. Другое время - другие задачи.

В самолете, летящем на Амстердам, литовцев уже, наверное, не было - были поляки где-то у меня за спиной и целая толпа европейцев. Я сжалась и зажмурилась. Я оказалась в замкнутом пространстве среди такого количества непривычных лиц. Мозг усиленно посылал мне тревожные сигналы вроде "Кругом враги". Кто же знал, что на меня это так подействует.

В самом Амстердаме я через какое-то время привыкла к чужим лицам и стала рассматривать их внимательнее. Голландцы похожи на немцев - распространен такой же германский тип с вытянутым лицом, высоким лбом и выступающими скулами. Но есть и отличия: больше светло-рыжих, достаточно много курносых, но даже у них носы не картошкой, а маленькие и узкие. Мужчины красивые (на фото выше можете посмотреть заводчиков, отца и сына, других мы не фотографировали), женщины примерно такие же, только к ним я, конечно, присматривалась меньше.
Типичная сцена: прибывает голландский поезд, из него высыпает толпа юношей в куртках и молодых людей в коротких узких пальто, еле прикрывающих корму, и в шарфиках. Шапки здесь принципиально не носит никто... ну, почти никто. Во всех амстердамских сувенирных лавках висели вязаные шапки с ушами, но в городе я их видела только на подростках и детях. Еще старики носят маленькие шапочки как будто не по размеру, совершенно не прикрывающие уши. Итак, покинув поезд, они по очереди подходят к терминалу на перроне и отмечают на нем свои билеты. И мужчины все одинаковые: короткие стрижки, светлые волосы, вытянутые лица, носы либо курносые, либо чуть горбатенькие.

По дороге к Арно я внимательно смотрела, что за публика подсаживается в поезд. Где-то в районе Брюсселя стали появляться обладатели средиземноморского типа, темные, кудрявые, с выраженными горбинками на длинных носах и выпуклыми глазами. Хотя в целом в Бельгии германский и средиземноморский типы перемешаны.
 
Сверху