Статьи, Маноло Мендез: мысли о работе в руках | Prokoni.ru

Маноло Мендез: мысли о работе в руках

25 мая 2018 г.
Автор - Маноло Мендез

Маноло Мендез: мысли о работе в руках

Работа в руках является неотъемлемой частью тренинга лошади - неважно, опытная она или нет. Именно так мы готовим лошадь к комфортной работе под верхом. Работа в руках позволяет нам сначала закладывать хороший фундамент, а затем - помогать лошади продвигаться вперед в ежедневном тренинге, укрепляя основы, оттачивая баланс и ритм, знакомя с движениями и совершенствуя их.

Я убежден, что именно работа в руках является лучшим средством для того, чтобы получить представление об интеллектуальных и физических способностях лошади, а также настроить с ней наиболее эффективные рабочие отношения.

Традиционно работа в руках используется для обучения лошади элементам Высшей школы, пиаффе и пассажу, но я занимаюсь в руках с первого дня тренинга. Так я учу молодую лошадь тому, как ей использовать свое тело, чтобы стать уверенной, сильной, гибкой и сбалансированной. Я помогаю лошади укреплять уверенность и доверие, как ко мне, так и к самой себе, и в то же время я учу ее балансу и ритму.

Хорошая работа в руках требует от нас высочайшей чувствительности - такой, на которую мы можем оказаться неспособны, сидя в седле. Она требует физической подготовки и сочетания осознания собственного тела, чувства и своевременности.

Я говорю об Осознании своего тела, потому что нам нужна способность двигаться быстро и точно, чтобы стать отображением лошади, отзеркаливать то, что мы пытаемся создать в ней. Чтобы помочь лошади гнуться, останавливаться, двигаться вперед и т.д., мы должны знать, как и где двигается наше тело. Мы должны иметь возможность быстро и плавно корректировать наше собственное положение, наблюдая за лошадью и за тем, как она реагирует на наши просьбы.

Я говорю о Чувстве, так как нам нужно соотносить работу с биомеханикой лошади и с ее предшествующим опытом, "историей", не прося ни много, ни мало, зная, что хорошо для каждой конкретной лошади, какой должны быть осанка, ритм, углы.

Я говорю о Своевременности, потому что нам нужно знать, когда именно необходимо влиять на движение и осанку лошади, чтобы работа была эффективной. Также важно просить от лошади сделать что-то, основываясь не только на том, где расположены ее ноги и тело, но и на том, где она находится мысленно.

Осознание, чувство и своевременность нужны и для того, чтобы определить, освоила ли лошадь урок и готова ли двигаться далее, или ей еще необходимо время (возможно, нужно сделать перерыв или переключится на другую работу).

Мы должны использовать свое чувство и осознание, если лошадь не слушается или не понимает нас. Я убеждаюсь, что в большинстве случаев лошадь все же действительно старается понять задачу. Если она этого не делает, то часто это связано с тем, что она боится, не понимает или от нее просят то, что она ни физически, ни умственно не готова дать. В таких случаях мы не должны наказывать лошадь. Мы должны спросить себя, что же мы делаем такого, что провоцирует неправильный ответ, и как нам помочь лошади.

Когда мы учим лошадь чему-то и соединяем вместе уже выученные элементы, как мозаику, мы не должны вести себя резко или жестоко. Кавессон при неправильном использовании может причинить дискомфорт, а работа в руках направлена на обучение лошади и на создание в ней уверенности и желания сотрудничать с человеком. Принуждая лошадь, мы уничтожаем в ней желание работать вместе с нами, уничтожаем ее уверенность в себе и в нас.

Жесткие руки, несвоевременность, принуждение или использование наказания без причины, как в работе в руках, так и под седлом, может разрушить ритм и баланс лошади, создавая проблемы, которые будут нуждаться в исправлении. Работа в руках - это уникальный и очень эффективный инструмент, и он должен использоваться правильно и помогать лошади, иначе он может навредить.

Работа в руках не должна быть механической. Мы не гоняем лошадь по кругу, дожидаясь, когда она устанет. Мы не повторяем одну и ту же команду снова и снова, не обращая внимания на то, понимает ли нас лошадь или нет. Если мы хотим облегчить лошади обучение и помочь ей (в первую очередь) развить прямолинейность, ритм, баланс и уверенность, а затем приступить к изучению боковых движений, в конечном счете добившись выполнения пассажа и пиаффе, мы должны со всей ответственностью и серьезностью фокусироваться на том, как мы общаемся с нашей лошадью.

Нам нужно уметь наблюдать за ответами лошади и анализировать их, а также быть готовыми изменить наши просьбы так, чтобы лошадь понимала их лучше. Проявив спокойствие, наблюдательность и гибкость, мы создадим условия для достижения успеха, а не спровоцируем развитие стресса, который приведет к нашему же провалу.

Успех работы в руках зависит от нескольких факторов: какой была подготовка лошади до начала работы в руках; обусловленность, если такая имеется; и понимание того, что и как мы пытаемся им сообщить. Мы должны работать так, чтобы лошадь не начала бояться и пытаться защитить себя от нас. Она должна слушать и спокойно отвечать.

Успех нашей работы в руках также сильно зависит о нашей способности уделять пристальное внимание телу лошади, выражению и движениям, тому, как она реагирует на наши просьбы и сигналы .

Я не работаю в руках с уздечкой. Только с кавессоном. Я предпочитаю полностью регулируемый легкий испанский кавессон более громоздким и тяжелым немецким и австрийским моделям. Мой кавессон имеет регулируемые затылочный, щечные и носовой ремни, одиночное кольцо (воздействие легче, чем у кавессона с тремя кольцами) и мягкую подложку на носу. Его можно подогнать на голову любой лошади,независимо от ее размера.

Меня часто спрашивают, почему я рекомендую использовать кавессон а не уздечку. Мой опыт свидетельствует о том, что в нечувствительных или "начинающих" руках, трензель может создать массу проблем с неправильным сгибанием, заставить лошадь бояться и сопротивляться из-за того, что происходит с ее ртом.

Кроме того, я обнаружил, что испанский кавессон или "serrata" дает тренеру большую гибкость в работе, и лошадь движется с большим энтузиазмом и свободой, нежели с уздечкой. Поскольку я хочу, чтобы лошадь двигалась свободно и находила свой независимый баланс без «введения в рамку» или сдерживания вспомогательными средствами, кавессон для меня - это лучший выбор. По этой же причине я никогда не использую боковые поводья.

Работа в руках – это отличный способ подготовить лошадь к работе под седлом. На фотографии Маноло работает над испанским шагом в руках. Он очень осторожен и следит, чтобы Динамико двигался вперед, когда поднимает переднюю ногу, и не отставал задом.

2. Маноло попросил Джо порысить и использует момент, чтобы понаблюдать за лошадью и принять решение о следующем шаге. Без какого-либо давления он ставит Джо на круг, убеждаясь, что тот правильно гнется всем телом. Правильный изгиб - естественное сгибание тела от затылка до хвоста, совпадающее с дугой круга. Маноло держит корду в правой руке и направляет лошадь, бамбуковую палочку держит в левой - она направлена на задние ноги Джо, но в текущий момент не высылает. Оставшаяся длина корды безопасно свернута кольцами в левой руке Маноло.

3. Чтобы побудить Джо лучше работать телом, Маноло слегка прикасается бамбуковой палочкой к месту чуть выше скакательного сустава внутренней задней ноги. Правой рукой он принимает немного больше контакта и просит Джо чуть больше согнуться. В то же время, Маноло следит за тем, чтобы самому продолжать двигаться вперед в том же направлении, что и Джо , помогая лошади поддерживать естественный ритм движения вперед.

4. Обучение работе на трех дорожках следов. Прося сгибания левой рукой, лежащей на кавессоне, Маноло правой рукой, в которой находится бамбуковая палочка, просит Джо согнуться и двигаться в три следа. Работа в три следа - это отличный способ собрать лошадь, не укорачивая ее шею. Это метод, который всегда использует Маноло, - обучение и укрепление сбора в руках до начала работы над ним под седлом. Это начало обучения лошади «закрывать» тело, которое однажды приведет к сбору.

5. Маноло воздействует на внешнюю переднюю ногу Клинта бамбуковой палочкой, чтобы активировать внешнее плечо и ногу и создать больше места для того, чтобы лошадь могла глубже ступать под корпус внутренней задней ногой. Обратите внимание, насколько свободна корда, - это поощряет лошадь удлинять шею, сохраняя мышцы мягкими, а горло открытым.

6. В прошлом с этой лошадью мало работали в руках. Клинт не несет шею так, как хотелось бы Маноло, но он начинает учиться находить свой независимый баланс. Клинт может двигаться свободно и он приподнимает шею, но в целом он не закрепощен. Маноло не пытается поставить шею лошади в нужное положение. Вместо этого он фокусируется на создании ритма и активности, касаясь бамбуковой палочкой передней части передней внутренней ноги Клинта. Это в конечном счете дает нужный результат: шея Клинта принимает дугообразную форму, которая устраивает Маноло на данном этапе.

7. Маноло повторяет это же упражнение в другом направлении, чтобы проработать обе стороны тела Клинта. Обратите внимание на положение Маноло - корду он держит во внешней руке, а бамбуковую палочку во внутренней. Он дотрагивается до лошади то тут, то там, чтобы создать каденцию, активировать ее тело и мышечную память.

Рис. 8. Клинт демонстрирует больший подъем в области холки и больше изгиба шеи.

Рис. 9. На этой фотографии Маноло двигает Бадди на 8-9 метровом круге направо. Сам Маноло стоит на внешней стороне круга, кавессон в его левой руке, бамбуковая палочка в правой. Он аккуратно направляет Бадди шагом по кругу, убеждаясь в отсутствии сопротивления. Периодически Маноло просит лошадь перейти от 8-12 метрового круга в движение плечом внутрь или плечом вперед в три следа вперед и наружу. Когда Бадди справляется с этой задачей, двигаясь плавно, расслабленно и мягко, Маноло возвращается к 8-метровому кругу и повторяет плечо вперед или плечо внутрь назад к 12 метрам. Маноло всегда направляет это движение шаг за шагом в очень мягкой, прямой манере. Это упражнение на шагу - отличный способ помочь лошади понять, что вы от нее просите, в начале обучения боковым движениям под седлом.

Как получить максимальную отдачу от начала работы в руках? Нужно поддерживать лошадь в спокойном состоянии, побуждая ее принимать ваши действия.

Прежде чем я начну работать в руках и выполнять разные упражнения, моей лошади нужно научиться двигаться свободно и мягко на шагу, рыси и галопе в обоих направлениях на корде. Она также должна иметь представление об основах баланса, ритма и правильного сгибания.

Как только лошади станет комфортно работать на корде по кругу, я могу начать использовать стенку манежа, чтобы двигать ее прямолинейно и познакомить ее с работой различных частей ее тела и тем, как они могут быть мобилизированы бамбуковой палочкой для работы в руках.

Я использую простую бамбуковую палочку, сухую и легкую. У меня есть несколько разной длины – 1,80, 2,45 и 3,65 м. Диаметр в том месте,за которое я держусь, обычно такой же, как диаметр моего указательного пальца. Конец, которым я касаюсь лошади, очень тонкий и очень легкий. Бамбуковая палочка должна быть прямой и без неровностей.

Когда я ввожу в тренинг работу в руках, я стараюсь все делать предельно простым. Я начинаю с остановки и прошу лошадь идти дальше, касаясь одной ее ноги. Заем останавливаю ее и вновь прошу идти, прикоснувшись к другой ноге. Я повторяю остановку-движение-остановку, касаясь ног попеременно, пока лошадь не будет спокойно реагировать на прикосновения.

Я хочу десенсибилизировать лошадь к прикосновениям бамбуковой палочки к ее ногам, убрать страх и научить ее тому, что, когда я касаюсь ее ног определенным образом, я прошу конкретных реакций. Я могу попросить больше подключения, попросить ступать глубже под корпус, делать шаг вверх или назад. Если я поставил бамбуковую палочку впереди передних или задних ног, я прошу лошадь касаться ее копытом каждый шаг и создавать собственный ритм. Но прежде чем о чем-либо попросить, я добиваюсь того, чтобы лошадь привыкла к бамбуковой палочке.

Моя цель – иметь возможность прикоснуться ко всем четырем ногам лошади во время остановки, а также к разным частям ее тела: шее, груди, бокам, животу, крупу, бедрам и т.д. Я могу почесывать лошадь бамбуковой палочкой, чтобы ей было приятно, водить ею по всему телу, пока лошадь не привыкнет. Я не заставляю лошадь стоять на месте и стараюсь, чтобы она прониклась моим спокойствием и тоже успокоилась.

Если лошадь начинает чувствовать, что ее ограничивает стенка, я могу вернуться в центр манежа, где она ощущает себя уверенно, благодаря предыдущим урокам на корде.

Я работаю с лошадью вправо и влево. Я никогда не знаю, как моя лошадь будет реагировать сегодня, завтра, послезавтра - я всегда наблюдаю за ее ответами, используя корду и стенку.

Как лошадь чувствует себя сегодня? Она вялая или активная? Движется ли она равномерно? Искривлена? Напряжена? Импульсивна? Вы можете поработать с лошадью по прямой, затем остановить и дотронутся до ее ноги. Если лошадь сдвигает ногу, я хвалю ее. Повторяю - двигаю вперед, останавливаю, касаюсь другой ноги. Если она ответит, награждаю. На данный момент вы не должны обращать внимания на направление, в котором лошадь сместит ногу; важен только спокойный ответ.

Я наблюдал за многими лошадьми - они принимают этот процесс, так как ваши действия быстрые и без давления. Далее я добавляю работу рысью. Прошу лошадь подняться в рысь, потом перейти в шаг и остановиться. Во время остановки я по очереди касаюсь каждой ноги.

Важно быть последовательным, чтобы развить в лошади понимание и уверенность. Если мы будем форсировать работу, лошадь может попытаться убежать, и нашей тренировкой мы ничего не добьемся. Нужно продвигаться медленно, спокойно и сосредоточенно.

Очень важно делать переходы между шагом и рысью, чтобы лошадь поняла, чего мы от нее хотим.

Выполняя это упражнение, мы ищем мягкость в теле лошади и правильную осанку. Это ключ ко всем успешным тренировкам в руках. Чтобы у лошади была хорошая осанка и сохранялись мягкость и отсутствие напряжения, мы должны создать регулярность,баланс и гармонию в ее теле, чтобы лошадь могла свободно работать плечами, когда мы касаемся ее задних ног. Когда лошадь сохраняет шею длинной, у нее достаточно места для движения вперед и, что самое важное, она может двигаться мягко. Мягкость определяется как отсутствие напряжения или фиксации в мышцах, поддержание их расслабленными и упругими.

Лошадь должна иметь возможность использовать свою шею для баланса и для обеспечения необходимого места для более глубоких шагов под корпус. Этого не происходит, если шея лошади укорочена. Если мы сдерживаем лошадь и делаем ее короткой спереди, она будет двигаться на переду, на плечах и не сможет сохранять прямолинейность. Она не сможет найти независимый баланс и ритм.

Если это произойдет (даже в незначительной степени), нас ожидают проблемы, когда мы начнем работать над переходами. Как я упоминал ранее, правильная осанка в самом начале - это ключ к созданию сильной, гибкой и сбалансированной лошади.

Проблемы, возникающие во время езды, будут проявляться и при работе в руках. Лошадь более вяло реагирует одной из ног, она не прямолинейна, ее тело не одинаково развито слева и справа. Результат можно увидеть и почувствовать в руках и под седлом.

Что мы будем делать (к примеру), если лошадь не движется равномерно и не ступает под корпус одинаково глубоко левой и правой задними ногами ?

Если мы внимательно понаблюдаем за лошадью, то заметим, что шаг, который делает ее левая задняя нога, меньше, чем шаг правой задней ноги, и, как следствие, лошадь делает более короткий шаг правой передней ногой (то, что делает задняя нога, сказывается на диагональном плече). Поэтому, если мы поработаем с левой задней ногой, то воздействуем и на правое плечо, соответственно улучшая все тело лошади.

В руках , мы можем воздействовать на любую ногу лошади, прося ее работать более активно. Чтобы помочь лошади активизировать левую заднюю ногу так, чтобы она соответствовала правой, мы просим лошадь двигаться по прямой линии и, когда левая задняя нога отрывается от земли, слегка касаемся ее в области скакательного сустава. Мы наблюдаем за результатом, и это помогает нам выяснить, просим ли мы вовремя или слишком рано (слишком поздно, слишком сильно или слишком слабо), и это помогает нам совершенствовать наши Чувство и Своевременность.

Чтобы помочь лошади развиваться, не вредя ее здоровью, очень важно наблюдать за тем, что происходит с ее телом. Наблюдать за ее мышцами во время движения и остановки, обращая внимание на асимметрию: какая сторона тела более развита, какое плечо, какая сторона крупа, какое бедро, какая сторона затылка, какая грудная мышца и т.д. Эти различия - карта, которая говорит нам о развитии лошади, о ее проблемах, которые уже существуют или возникнут в дальнейшем.

Работа в руках требует от нас терпения, наблюдательности и гибкости. Иногда, когда все идет хорошо, мы можем заметить что-то не совсем правильное, и мы должны подумать о том, как мы можем помочь лошади стать лучше.

Что делать, если мы начнем работать над пиаффе и обнаружим, что, хотя задние ноги двигаются хорошо, передние ноги оставляют желать лучшего? Лошадь напрягает шею и плечи, и ее тело не работает гармонично, как одно целое движения механические? Мы должны хорошо вознаградить лошадь за правильную работу задних ног, так как это тяжелая работа (они должны хорошо сгибаться), но нам также нужно научить лошадь использовать свои передние ноги синхронно с задними. Так что же нам делать?

Чтобы помочь лошади научиться работать плавно, целостно и свободно от напряжения, я заканчиваю повторения, прекращаю работу над пиаффе и завожу лошадь в центр манежа. Как я упоминал ранее, для того, чтобы лошадь могла двигаться в равномерном и регулярном балансе, ее тело должно быть мягким и свободным от напряжения. Только так лошадь станет эластичной по линии верха, сможет согнуться, округлить поясницу и опустить круп, как это необходимо для выполнения пиаффе.

Зная это, я мягко прошу лошадь опустить шею и голову, массирую основание ее шеи, чтобы понять, ушло ли оттуда напряжение. Я также могу попросить ее прошагнуть, а затем порысить вокруг меня на 8-12-метровом круге (круг должен быть удобен для лошади, я не прошу ее двигаться по меньшему кругу, который для нее не комфортен) и внимательно наблюдаю за тем, как лошадь использует свое тело, двигаясь налево, а затем направо. Я не тороплю ее ноги, но хочу увидеть ритм, мягкость и правильное сгибание. Когда я пойму, что лошадь правильно отвечает и она смягчилась, я могу возобновить работу над пиаффе.

Мы должны смотреть на все тело лошади и убеждаться, что каждая его часть работает в гармонии с другими.

Когда лошадь поднимает шею очень высоко или опускает ее очень низко, или движется позади вертикали, она говорит нам, что не понимает, как себя нести , или не может найти свой баланс, используя шею. Она демонстрирует нам слабость мускулатуры шеи.

Лошадь должна удлинять шею (от холки до затылка) и сокращать корпус (от холки до хвоста). Если мы сокращаем лошадь от затылка до хвоста, то ее тело со временем будет ослабевать и терять изящество и элегантность. Лошадь не сможет найти свой баланс и разовьет плохую осанку, а уж та, в свою очередь, будет создавать нам проблемы на каждом этапе обучения.

Чтобы сохранять шею лошади длинной, а ее тело коротким, мы можем использовать упражнения в руках. Они напоминают балетные упражнения на вырботку точности, силы и гибкости и дают лучший результат, чем если вы пытались бы добиться его в седле.

Я могу поощрять лошадь удлинять ее шею, аккуратно постукивая по репице хвоста, когда она двигается по кругу, просить ее поднять спину, прикасаясь к основанию ее шеи или к животу. Я могу энергично постукивать по песку бамбуковой палочкой параллельно ногам лошади и попросить ее двинуться немного более вперед. Движение ее тела будет сотрудничать со мной, лошадь удлинит шею для балансирования.

Я могу попросить лошадь сделать простое плечо вперед по кругу вокруг меня на шагу или сделать плечо внутрь у стенки, позволяя ей удлинить шею, в то время, как ее тело сократится, по мере того, как ноги будут ступать под корпус. Я могу изменить направление, побуждая лошадь сделать круг вокруг задних ног или сделать четверть пируэта, прося ее делать каждый шаг медленно и спокойно, прикасаясь к той ноге, которая мне нужна, по мере необходимости, обеспечивая равномерные, синхронизированные шаги.

Я могу попросить лошадь порысить по прямой. Выставляя бамбуковую палочку перед ее передними или задними ногами, я буду побуждать ее двигаться более ритмично, округляя шею, когда ее переда будут отталкиваться от земли. Я могу взять вторую бамбуковую палочку и поработать на прямых линиях, воздействуя на ее передние и на ее задние ноги, или положить одну палочку на грудь лошади , когда я работаю с ее задними ногами, чтобы замедлить ее движение вниз по стенке манежа.

Существует много доступных техник работы в руках. Например, оба конца корды можно пристегнуть к кольцу кавессона - тогда тренер сможет идти или бежать за лошадью, когда она выполняет пиаффе и пассаж. Но учтите, что лошадь должна быть к этому готова и доверять тренеру.

Вариантов работы в руках множество. Такая работа помогает нам развивать уверенность лошади и ее внимательность, поскольку ее способность понимать, что мы от нее просим, растет, и лошадь постепенно обнаруживает, что мы с ней честны, наши просьбы понятны и точны.

Постоянно наблюдая за лошадью и работая на сохранение мягкости ее разума и тела, мы можем углубить нашу с ней взаимосвязь и сделать наше общение более эффективны, как на земле, так и под седлом.

Работа в руках не должна основываться на принуждении. Мы должны стремиться к гармонии и использовать тренировки для того, чтобы лучше понять наших лошадей и найти способы облегчить им работу под седлом.

В результате частой правильной работы в руках Брольга не пугается, когда Маноло работает бамбуковой палочкой и хлыстом одновременно. Он спокойно и охотно выполняет пиаффе под своим всадником.

Маноло работает с Брольга над пиаффе, используя кавессон так. чтобы корда проходила вокруг лошади, оба ее конца прикреплены к носовому кольцу. Маноло поддерживает легкий контакт, побуждая Брольга сохранять мягкость и двигаться впереди вертикали.

Динамико учится испанскому шагу под седлом - спокойно и без напряжения.

Маноло Мендез (источник); перевод Валерии Смирновой

Комментарии
Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь для комментирования