Статьи, Репортаж: уроки от старшего всадника Испанской школы верховой езды | Prokoni.ru

Репортаж: уроки от старшего всадника Испанской школы верховой езды

25 июня 2018 г.
Автор - Эбби Каптер

Создание гармонии и выразительности.

Не каждый день всадникам выпадает возможность получить знания о методах обучения, передаваемые из поколения в поколения мастерами Испанской школы верховой езды, из первых рук. Мой репортаж стал результатом присутствия на уроках Андреаса Хаусбергера, старшего всадника Школы. Стажировка для всадников под его руководством была организована на конюшне Pasmore Stables в Уайтхолле, штат Вирджиния.

Андреас выступает на шоу в Роттердаме, Нидерланды.

Во время каждой 45-минутной индивидуальной тренировки Андреас, следуя единой структуре урока, обращал внимание всадников на детали, повышающие их уверенность в себе.

Занятия строились следующим образом:

  • Всадники самостоятельно разогревали лошадей за пределами манежа.
  • После приглашения в манеж они демонстрировали строевую и учебную рысь, двигались по кругам, серпантинам и работали по стенке, в то время как Андреас обращал основное внимание на качество рыси и посадку всадника. Как только эти "составляющие" его удовлетворяли...
  • всадники выполняли перемены направления на рыси через 20-метровые круги. Когда их лошади становились сбалансированными и внимательными...
  • всадники приступали к галопу. И снова Андреас искал качество и в аллюрах, и во всадниках.
  • Затем всадники выполняли менки на галопе. Андреас просил их продемонстрировать правильные полуодержки и способность сохранять нужный темп.
  • Во врем короткого перерыва всадникам предлагалось дать лошадям вытянуться, "попросить трензель вниз-вперед".
  • После перерыва следовала работа на собранной рыси в учебной посадке или на собранном галопе, которая была ориентирована на развитие качества боковых движений, развитие более четкого сбора, стойкой выразительности, более четкого ритма и большей гармонии.
  • На каждом занятии лошади работались в руках. В первый день - после работы под седлом, во второй и третий - до. Целью было - улучшить подключение и побудить лошадей нести себя самостоятельно.

В рамках предложенной структуры тренировок Андреас помогал всадникам преодолевать самые разные сложности - от зажимания корпуса лошади коленом до поддержания собственного корпуса в необходимом тонусе и эластичности в целях исправления пересгибания лошади вовнутрь во время выполнения упражнения плечо внутрь.

Правильная посадка во время езды

На ранних этапах тренировки Андреас исправлял ошибки посадки, как значительные, так и не очень, в том числе:

1. Захват коленями и бедрами корпуса лошади

Одна из всадниц, находившаяся на относительно низком уровне подготовки, не понимала того, что она держится за лошадь коленями и бедрами и это мешает лошади двигаться плавно и поддерживать четкий ритм. Чтобы помочь ей ослабить ногу, Андреас заставил ее оторвать от седла колени (шенкеля оставались у боков лошади). Когда всадница возвращалась к своей старой привычке, он снова напоминал ей о том, чтобы она ослабила колено. Разницу в движениях ее лошади стало легко заметить, когда они начали работать над переходами на рыси на 20-метровом круге: если всадница зажимала лошадь коленями, возникали проблемы с поддержанием средней рыси, а собранная рысь становилась тряской, лошадь выглядела зажатой. Когда всадница работала, держа шенкеля так, будто "они лежат задней частью на боках лошади", движения лошади становились более плавными и элегантными.

2. Удержание седалища глубоко в седле

Еще она всадница несколько лет назад перешла из конкура в выездку. Она изо всех сил старалась сидеть глубоко в седле. В результате ее лошадь регулярно "вытягивала" ее из правильного положения. Решение было найдено и выполнялось в два этапа:

Этап 1. Всадница сосредоточилась на том, чтобы побудить лошадь уступить в шее. Чтобы сделать это, она удерживала верхнюю часть руки у корпуса, причем это осуществлялось за счет работы плеч, а не мышц рук. Одновременно она поощряла свою лошадь продолжать выполнять ту же работу с той же активностью на протяжении всего урока. По мере улучшения баланса между контактом и энергией, лошадь начала уступать в шее. Затем Андреас попросил всадницу поднять арку шеи немного выше, что можно было сделать, глубже сев в седло. Результатом стало дальнейшее смягчение в шее лошади, которая перестала упираться в руки всадницы.

Этап 2. Как только лошадь стала легче в руках, всадница бросила стремена и сосредоточилась на том, чтобы сохранять установленное положение шеи лошади на 20-метровом круге. Когда ей приходилось не давать лошади опускать шею слишком низко, ее посадка становилась все глубже и глубже. К концу урока она без стремян выполняла множественные переходы галоп - учебная рысь и средняя рысь - собранная рысь. На второй день она также работала без стремян, но уже с самого начала урока, и лошадь не тянула ее. Посадка всадницы стала более прочной и надежной. Затем они перешли к выполнению плеча внутрь, принимания и езде в более высокой степени сбора.

3. Поддержание корпуса эластичным, запястий мягкими, а плеч - опущенными

Опытный всадник с высоким уровнем подготовки очень старался поддерживать эластичность своего корпуса (без небольших колебаний вперед и назад), сохранять мягкость в запястьях, а плечи держать опущенными. Андреас обратил внимание на расслабление запястий в каждом переходе и в каждом движении, указывая на напряжение, когда оно появлялось. Тенденция к поднятию плеч при этом уменьшалась. Это заставило всадника осознать, как одна небольшая ошибка в посадке может привести к развитию большой. По мере того, как плечи опускались, улучшалась эластичность и стабильность корпуса всадника. Но, чтобы еще более усовершенствовать ее, Андреас увеличил частоту переходов и разнообразил их - восходящие и нисходящие переходы внутри и между аллюрами, на серпантинах и кругах разного размера, на боковых движениях. Он внимательно следил за выполнением и всегда моментально корректировал всадника, когда его запястья вновь застывали, начиная цепную реакцию ошибок.

Боковые движения и сбор

После работы над улучшением посадки, Андреас сосредоточил свое внимание на сборе. Он вновь следовал в работе четкой схеме, но усложнил ее, сфокусировавшись на правильном темпе и способностью лошади нести себя самостоятельно.

Одной из часто появляющихся задач стало предотвращение чрезмерного сгибания головы лошади вовнутрь при выполнении плеча внутрь.

Андреас просил всадников ездить на собранной рыси по кругу и выполнять плечо внутрь. Пока они работали над этим, он напомнил, что цель состоит в том, чтобы внутри было плечо лошади, а не ее голова. Чтобы побудить всадников обращать внимание на пересгибание головы лошади внутрь, он просил их во время езды использовать контр-постановление, сохраняя при этом плечо внутри. С помощью этой простой регулировки у лошадей, имевших тенденцию излишне сгибать голову внутрь, улучшилось положение головы и шеи. Также они показали более четкое и не заторопленное выполнение плеча внутрь с упором на "плечо внутрь" (а позже и принимание). Андреас пояснил, что езда с контр-постановлением побуждает всадника "больше обращать внимание на внешний повод". В таком правильном положении всадники смогли выполнить плечо внутрь по всему манежу а также по центральной линии. Затем он просил всадников менять направление, выполняя от центральной линии 10-метровые вольты и возвращаясь на нее через плечо внутрь влево или вправо.

У некоторых лошадей при выполнении упражнения наблюдались ошибки, но причиной их появления были неподвижность и зажатость всадников в бедрах, ограничивавшие способность лошади хорошо работать. Андреас предложил простое решение: всадники сдвигали седалища к середине седла и их посадка улучшалась.

После того, как всадники поработали над этом упражнением, Андреас включил его в своеобразную схему езды (например, круг плечом вперед - по длинной стенке плечом внутрь - 10-метровый вольт на B или E плечом внутрь на двух аллюрах: галопе и рыси).

Затем Андреас попросил всадников включить в работу принимание, сделав упор на две основные идеи принимания:

1. Перед приниманием всегда должно выполняться плечо внутрь.

2. Двигайтесь медленно. Если лошадь двигается слишком быстро, она как будто "пролетает" упражнение. Если шаги размеренны и спокойны - она плывет вперед и в сторону, расслабляется, становится более уверенной. «Важно то, чтобы лошадь понимала, - говорил Андреас. - Это упражнение не должно быть выполнено идеально».

Он также отметил, что постоянные регулярные изменения (упражнений, темпа, каденции) удерживают всадников и лошадей в таком состоянии, когда они думают во время езды о чувстве "правильности", а не сражаются за "правильность". Это превращает их работу (даже длительную) в игру.

Работа в руках

Часть тренировки каждый всадник должен был провести, работая с лошадью в руках.

Работа в руках - это техника, при помощи которой всадник работает с лошадью с земли, чтобы стимулировать подключение задних ног, побудить лошадь нести себя самостоятельно. Когда Андреаса спросили о преимуществах работы в руках, он сказал: «В ходе такой тренировки работают разные мышцы. Один из важных постулатов науки классической верховой езды, искусства верховой езды - это работать над всеми мышцами лошади, а не только над некоторыми. Работая в руках, лошадь активирует мышцы, которые не всегда используются при езде верхом». Также он отметил, что со спокойной, выезженной или ленивой лошадью, работают в руках перед работой под седлом, чтобы "возбудить" ее, но с энергичной лошадью первичной должна быть работа под седлом.

Для работы в руках лошади подвязывали хвосты. Из амуниции использовались капцунг, надетый поверх уздечки, боковые поводья, прикрепленные к кольцам трензеля, и короткая корда, прикрепленная к верхнему кольцу капцунга. Андреас имел при себе хлыст (немного длиннее обычного ведкового хлыста).

Цель первого дня (не более 10 минут работы) для лошадей, которые никогда не работали в руках, - это контроль скорости и более активное использование суставов. Стоя рядом с головой лошади, спиной вперед, тренер языком тела и легким прикосновением хлыста, побуждал лошадь сделать небольшой шаг вперед. Как правило, лошадь реагировала очень ярко и двигалась вперед, совершая сразу два или три шага. Тренер при помощи короткой корда, пристегнутой к капцунгу, моментально останавливал движение лошади. Затем лошадь снова просили сделать только один шаг. Примерно через 2-3 корректировки лошадь понимала, что от нее требовался только один шаг. Процесс повторялся - количество шагов увеличивалось, пока лошадь не начинала спокойно делать столько шагов, сколько от нее просил тренер. Как только лошадь приобретала этот навык, сессия заканчивалась.

С лошадьми, которые раньше работали в руках (и с теми, кто достиг значительного прогресса в первый день соответствующей работы), тренер проверял лошадь на внимательность к действию капцунга и хлыста. После первой спокойной ходьбы по прямой Андреас слегка прикасался к задней ноге лошади, чтобы активировать ее скакательный сустав и побудить ее сработать бедром, в результате чего лошадь шагала ближе к центру тяжести своего тела, в то же время сокращая продвижение вперед до минимума, что позволило начать двигаться в направлении пиаффе и, в дальнейшем, пассажа. Каждая лошадь, выполняя это упражнение, лучше поднимала перед, так как зад "подсаживался" и принимал вес.

В случае с несколькими лошадьми работа включала побуждение лошади к лучшему подъему передних ног и улучшению артикуляции плеча. Тренер достигал этого, слегка прикасаясь к передним ногам лошади короткой бамбуковой палочкой в те моменты, когда лошадь шагала в сборе.

В результате стажировки всадники не только ощутили прогресс на себе, но и увидели его в работе своих лошадей. Это подтвердило тот факт, что классические принципы обучения выездке остаются такими же актуальными сегодня, как и прежде.

Эбби Каптер (источник); перевод Валерии Смирновой.

Комментарии
Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь для комментирования