Статьи, Исправление недостатков посадки. Основы нейрофизиологии в помощь тренерам и всадникам. | Prokoni.ru

Исправление недостатков посадки. Основы нейрофизиологии в помощь тренерам и всадникам.

15 февраля 2019 г.
Автор - Шевченко Марина, врач спортивной медицины и лечебной физкультуры, участник международной программы по методу Фельденкрайза с Элизабет Блум

За движения и осанку человека отвечает центральная нервная система. Это непреложный факт в нейрофизиологии. Но обычное заблуждение, всадников и спортивных тренеров, заключается в уверенности, что за все движения отвечают мышцы. Важно понять, что мышцы ничего не делают без команд мозга: не напрягаются, не расслабляются.

Управление мышцами идёт двумя путями: первый, древний – неосознанный или автоматический, второй – осознанный или волевой. Первый – это древние структуры мозга – подкорка, она хранит врождённые и приобретённые рефлексы, второй – кора, молодая часть мозга, в ней интеллект, обучение, воля. Большинство действий в жизни выполняются не задумываясь, то есть автоматически. Сила автоматизма велика, она всегда помогает человеку выжить в экстремальных условиях: избежать опасности, найти еду… Даже когда Вы отмахиваетесь от комара, тот самый автоматизм включается, не требуя от Вас внимания, воли и осознанности. Но когда за комаром надо поохотиться, подловить его, включается кора мозга и помогает найти оптимальное решение.

Центральная нервная система выполняет генетическую программу прямохождения человека, поддержания равновесия и баланса, формируя осанку. Это функционирование автоматических структур мозга. Какой будет осанка зависит от многих обстоятельств: условий жизни, профессии, спортивных занятий, заболеваний, модели дыхания и пр. Из-за нынешнего образа жизни, в котором преобладают офисы, машины, компьютеры и стрессы, процветают патологические элементы осанки: сутулость, лопатки-крылья, шея стервятника, поджатый крестец, прогнутая поясница, малоподвижный таз, скованные тазобедренные суставы, деформированные стопы и прочее. Сейчас даже у подростков нет свободы движений и уже есть жалобы на боли.

А теперь представьте, что такой человек садится на лошадь.

Естественная реакция в большей или меньшей степени у любого – это настороженность и напряжение. Чувство ненадёжности не даёт расслабиться, как бы не советовал тренер, и все недостатки осанки многократно усиливаются. Поэтому у новичка подскакивают руки, ползёт вверх пятка, голова уходит в плечи. В ритм лошади он не попадает, дёргает её за рот, цепляется коленями и пинает болтающимися ногами. Всадника трясёт, причиняя боли. Это «лицо страха». Работает автоматизм нервной системы, пытаясь защитить человека от опасности.

Когда желание научиться ездить верхом на лошади сильнее дискомфорта, то ученик, конечно, всячески старается выполнить команды тренера. Например, если он сутулится, то пытается волевым усилием расправить плечи. Но, к сожалению, чем старательнее всадник тянет плечи назад, тем яростнее сопротивляются мышцы, скручивающие их вперёд. В условиях опасности, нестабильности автоматизм сильнее воли. Сознательные импульсы из коры вступают в жёсткий конфликт с импульсами из подкорковых структур, и лопатка и плечи застревают колом. Всадник деревенеет и перестаёт быть способным воспринимать указания тренера. Ситуация схожа с той, как если бы к вагону прицепили локомотивы с разных сторон и одновременно стали тащить его в разные стороны. Но такое ведь никогда не допустят на железной дороге? А в спорте часто борются с собственным телом. Видимо нам очень привычно работать через силу. Только в верховой езде есть трепетный и чуткий наблюдатель – лошадь, которой передаётся напряжение и ограничение движения. Этим верховая езда уникальна как спорт.

Итак, если хотите исправить сутулость всадника, то мудрее сначала «отцепить локомотив» грудных и трапециевидных мышц. Но легко сказать, а как это сделать? Решение много лет назад предложил Моше Фельденкрайз. Математик, физик, мастер восточных единоборств, сначала интуитивно понял бессмысленность принуждения к правильной осанке, а впоследствии нейрофизиологи подтвердили гениальную находку.

Фельденкрайз разработал Уроки для самостоятельного выполнения и методику Функциональной Интеграции двигательной системы, выполняемую специалистом Фельденкрайз-метода. Оба варианта сильно отличаются от обычного массажа и гимнастик. Это особенная, умная практика. В Уроках движения выполняются лёжа, с малой амплитудой и скоростью, исследуя все детали и ища возможности тела. Они очень эффективны, но воздействие Функциональной Интеграции на порядок мощнее. На сеансе Функциональной Интеграции фельденкрайз-практик/тренер определяет действующие «локомотивы», деликатными приёмами «отцепляет» их и затем расширяет объём движений. Сеанс проводится в комфортных условиях до мелочей: не раздевая человека, в тепле, лёжа на просторной кушетке или полу. Этим минимизируются автоматические привычные рефлексы, и нервная система включается в восприятие. Состояние ученика в этот момент внешне пассивное, но кора его мозга активно учится переключать «локомотивы», запоминает новую картину и передаёт информацию подкорке. Опыт показывает, что многие взрослые люди открывают для себя расслабление тела и ранее неведомую свободу движений лишь на таком сеансе. Это воспоминания из детства.

Конечно, лёгкость и свобода не переходят в вертикальную позу, ходьбу и верховую езду сразу. Мы учим кору, она учит подкорку – на это нужно время. Всегда кто-то учится быстрее, кто-то медленнее, не важно, что это, математика, языки или музыка. Но имея желание и системность, навыками овладеть может каждый, хотя бы на среднем уровне.

Верховая езда не исключение. Страх, неуверенность и мышечное напряжение, возникающие у новичков, записываются в память и не дают в будущем всаднику иметь независимую посадку и хорошо чувствовать лошадь. Важно обучать детей и взрослых в безопасных условиях на надёжных лошадях. Недостатки осанки, выявляемые стоя и при ходьбе, на лошади усиливаются и потому так трудны для исправления в момент тренировки. Их надо устранять в условиях, когда мозг может изменить свои сигналы, то есть лёжа в покое, ведь с телом можно только договариваться, а не принуждать.

Повторюсь, что в методе Фельденкрайза Функциональная Интеграция намного эффективнее, чем Уроки, но если нет возможности попасть к практику, то надо обратиться к урокам. В интернете выложена масса их аудио записей. Очень интересен результат, если в ближайшее время после сеанса или урока сесть в седло. Даже новички, которых пугает любое движение лошади, успокаиваются и расслабляются. У них появляется чувство лошади, они говорят: Ооо, я наверно родился в седле! Профессиональные всадники отмечают уменьшение болей в пояснице, шее, плечах, тазобедренных суставах. Их лошади свободнее двигаются, значит они тоже могут что-то хорошее нам рассказать))

Вывод. Для грамотного обучения верховой езде важно знать и уважать законы работы центральной нервной системы. Исправление недостатков осанки и движений человека в момент тренировки процесс напряжённый и долгий, к тому же он часто приводит к скованности всадника и лошади.

Альтернативный и дополнительный, корректный вариант воздействия - это перепрограммирование управления мышц мозгом, используя телесную практику Фельденкрайза. Тогда всадник получит удовольствие от своего труда, улучшит результаты в спорте и сохранит здоровье.

Комментарии
Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь для комментирования