Статьи, Как защитить свой контент: законы об авторском праве | Prokoni.ru

Как защитить свой контент: законы об авторском праве

8 марта 2019 г.

Елизавета Павлович/источник: инстаграм спортсменки

В век информационных технологий, когда каждый человек имеет доступ к всемирной сети, остро встает вопрос: а как защитить свое творчество от мошенников? Долгое время в нашей стране можно было легко скачать бесплатно все что угодно: программы, фильмы, музыку, фотографии, скопировать любую книгу. Сейчас часть из этого списка по-прежнему остается в свободном доступе, хотя существует устойчивая тенденция к ограничению возможностей для копирования контента. Музыка, кино, ПО, фотографии – это то, что должно быть особенно защищено авторским правом.

Сегодня каждый человек ведет одну/две или несколько страниц в социальных сетях. Популярные блогеры, чья аудитория насчитывает десятки или сотни тысяч фолловеров, уже несколько лет озабочены тем, что особенно «преданные» подписчики копируют своих кумиров. Ведут фейковые страницы, воруют тексты, иногда даже не правя их выдают за свои… фотографии и даже видео. Что же с этим делать?

«Правила пользования» и гражданский кодекс

Для начала определимся, что попадает под защиту закона об авторских правах, а что нет. Фотографии, уникальные видео, видео, смонтированные вами, произведения, написанные вами, а также авторские тексты – это все то, что может быть защищено гражданским кодексом РФ.

«Сообщения о событиях и фактах, имеющие исключительно информационный характер (сообщения о новостях дня, программы телепередач, расписания движения транспортных средств и тому подобное)» - эти посты/тексты не будут защищаться законом.

В Гражданском кодексе в главе 70 статье 1229 прописано:

«Правообладатель может по своему усмотрению разрешать или запрещать другим лицам использование результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации. Отсутствие запрета не считается согласием (разрешением)».

Использование и/или публикация чужого контента не будет считаться плагиатом в следующих случаях:

а) оно опубликовано с разрешения автора;

б) цитирование «Допускается без согласия автора… и без выплаты вознаграждения, но с обязательным указанием имени автора, произведение которого используется, и источника заимствования» — «цитирование…в научных, полемических, критических, информационных, учебных целях, в целях раскрытия творческого замысла автора… произведений в объеме, оправданном целью цитирования…» (согласно пункту 1 статьи 1274 ГК РФ); в) использование в учебных целях.(Статья 1274 ГК РФ).

Согласно «Политике конфиденциальности» любой социальной сети (или, как еще называются этот документ, «Условиям пользования сайтом»), регистрируясь на любом сайте, предоставляя свои данные, пользователь должен ознакомиться с этими правилам. Мы же просто ставим галочку. Не так ли? А вот что там прописано: «осознает, что информация на Сайте, размещаемая Пользователем о себе, может становиться доступной для других Пользователей Сайта и пользователей Интернета, может быть скопирована и распространена такими пользователями; осознает, что некоторые виды информации, переданные им другим Пользователям, не могут быть удалены самим Пользователем».

Что делать, если ваш текст был кем-то скопирован и выдан за свой?

Политика конфиденциальности Facebook и Instagram говорит нам о том, что если вы стали жертвой в подобной ситуации, то лучшее, что вы можете сделать, это пожаловаться администрации сайта. Информация, которой вы делитесь в своем аккаунте, является общедоступной.

Политика Facebook трактует свою позицию следующим образом:

«Общедоступная информация видна всем в наших Продуктах и вне их — в том числе при отсутствии аккаунта. Это ваше имя пользователя Instagram; любая информация, которой вы делитесь со всеми людьми; информация в вашем общедоступном профиле на Facebook; и контент, которым вы делитесь на Странице Facebook, в общедоступном аккаунте Instagram или на любой другой общедоступной площадке, такой как Facebook Marketplace. Вы, другие пользователи Facebook и Instagram и мы можем предоставлять доступ или отправлять общедоступную информацию любым лицам в наших Продуктах и вне их, в том числе в Продуктах других компаний Facebook, в результатах поиска или с помощью инструментов и API. Возможны также просмотр, репост, скачивание общедоступной информации и доступ к ней через сторонние сервисы, такие как поисковые системы, API и обычные СМИ, например ТВ, а также выполнение этих действий приложениями, сайтами и другими сервисами, интегрированными с нашими Продуктами.»

Тексты в социальных сетях не являются литературными произведениями, единственное определение, под которое они могут попадать это «составное произведение (представляет собой результат творческого труда); глава 70 статья 1259 пункт 2 гражданского кодекса РФ». Значит, раз они так или иначе, но попадают под защиту закона об авторских правах. И если на нарушителя не действуют ни ваши личные просьбы, ни администрация сайта не применила к нему санкций, то в таком случае можно сослаться на главу 70 статью 1301 «ответственность за нарушение исключительного права на произведение». Если штраф в размере «от десяти тысяч до пяти миллионов рублей» не произведет должного впечатления, то стоит попробовать подать иск в суд (статья 1302).

Как защищают фотографии?

С фотографиями проще. Любая ваша фотография («фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии») подпадает под закон о защите авторских прав.

Фотографы выкладывают фотографии в плохом качестве или с наложением водного знака – это эффективно. Такие фото если и украдут, их не жалко.

Помните то время, когда появилась компания ArtDariaf? Турнирные фотографы загружают фотографии на узнаваемый и удобный ресурс, откуда его могут просматривать все, кто хочет. Обзору предоставлены фотографии со сниженным разрешением и водяными знаками. Но ведь и такие подойдут, чтобы сохранить и похвалиться перед друзьями. Массовые сохранения и публикация таких фото могла привести к снижению продаж, и компания ввела санкции. За публикацию таких фото - 3 предупреждения, после чего спортсмен вносился в черный список, и его фотографии больше не размещались на сайте. Жестко? Эффективно! Но они имеют на это право. Тем более, что на сайте вполне доступно написано:

«КОПИРОВАНИЕ ЗАПРЕЩЕНО. Все права на материалы, размещенные на сайте, защищены законодательством об авторском праве и смежных правах и не могут быть воспроизведены или каким-либо образом использованы. Любое использование материалов, размещенных на сайте, возможно только с согласия автора на основании договора об отчуждении исключительного права на материал или лицензионного соглашения».

Подведем итоги

Выкладывая что-либо в социальную сеть, вы предупреждены о возможности утечки вашей информации и согласны с этим. В случае плагиата вы можете жаловаться либо администрации сайта, либо, если понесли крупные материальные потери, – подать иск в суд.

Как говорится, свобода слова – свобода действий. Искренне надеемся, что занятие плагиатом в конце концов себя исчерпает.

Комментарии
Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь для комментирования