Приключения русских за границей: как найти работу с лошадьми в другой стране. Китай
У многих российских спортсменов есть мечта перебраться в другую страну для работы и познания тонкостей искусства конного спорта более развитой культуры. Но кого-то останавливает страх перед неизвестностью, кто-то не знает, с чего начать, а кому-то просто мешает собственная нерешительность.
Prokoni продолжают цикл #ProkoniПроЗаграницу: интервью со спортсменами, которые перебрались в другие страны и нашли себе место для работы и саморазвития.
История данного человека еще раз доказывает, что из конной индустрии невозможно уйти. Лошади для нас — смысл жизни. Весной прошлого года она оставила берейторско-тренерское дело и уехала в Китай работать учителем английского. В итоге сегодня она руководит стройкой целого КСК! Героиня этого интервью — небезызвестный для читателей Prokoni “инсайдер из Поднебесной” (#ProkoniPersonalBlog) Арина Владимирова.
Арина Владимирова и Даймонд Зест / из личного архива спортсменки
Prokoni: Многие знают твою историю, однако, не все. Можешь рассказать, как ты уехала в Китай? Почему? (до попадания там на конюшню)
Арина Владимирова: В Москве я около 6 лет работала тренером-берейтором. Со временем я столкнулась с большой проблемой по улучшению условий своей работы: тяжело было просить у клиентов поднять зарплату, лишний выходной. Я молча существовала по старым “расценкам” и договоренностям. Тем самым быстро устала физически и морально. Финансово тоже. Кроме того, что надо обеспечивать себя, я должна была содержать собственную спортивную лошадь.
Я давно хотела уехать заграницу. Раньше я рассматривала исключительно Европу и исключительно работу с лошадьми. Однако, параллельно с тренерской деятельностью, я работала репетитором по английскому и китайскому. Так что возникла идея поехать в Азию учителем английского. В Китае весьма высокие зарплаты, если сравнивать с российской столицей.
Prokoni: Чего к этому времени ты добилась в нашей стране?
Арина Владимирова: Я работала тренером-берейтором — много лошадей в работе и учеников. Получила диплом преподавателя иностранных языков (английский и китайский).
На момент отъезда я стартовала в группе В (по Малому кругу). Не могу сказать, что я обладаю великими регалиями. Мой самый удачный спортивный сезон — 2015 год, когда я выиграла турнир “Гордость России” по молодым лошадям...тогда мы еще много выступали на международных соревнованиях.
В целом, все это далеко не предел мечтаний.
Арина Владимирова и Даймонд Зест / из личного архива спортсменки
Prokoni: Что стало «точкой невозврата»?
Арина Владимирова: То, что я очень долго не могла найти работу! Прошло несколько месяцев ожидания. Я уже начала расстраиваться и хотела бросить эту идею. Но тут, наконец, откликнулся работодатель! Тогда-то я решила — обратного пути нет.
Prokoni: С чего начался твой путь к работе в Китае (Подготовительный этап)?
Арина Владимирова: Перед тем, как уехать в Китай, я взяла себе репетитора по английскому, считая, что мои навыки недостаточны для свободной и беспрепятственной работы заграницей. Сейчас, по факту, я поняла, что и без этой траты времени и денег можно было обойтись. Почему? Потому что большая часть населения Китая плохо говорит на английском. Мой уровень разговорного английского здесь даже, можно так выразиться, немного упал, ведь постоянно приходится упрощать свою речь.
Prokoni: Что нужно обязательно знать/уметь до отъезда?
Арина Владимирова: Необходимо изучить культуру той страны, в которую ты едешь. Особенно, когда страна — экзотическая… Везде свои особенности. Например, в Китае не дают чаевых. Никогда и нигде.
Еще китайцы — люди без комплексов и стеснения. Для них совершенно нормально, увидев человека европейской внешности, подбежать к нему и без спроса делать с ним селфи (я столкнулась с подобным). Это нужно понимать и принимать. Такой менталитет.
Prokoni: Как получить долгосрочную (рабочую?) визу для работы в Китае? И какие документы нужны?
Арина Владимирова: Для получения рабочей визы нужен диплом об образовании — бакалавр-магистр. Что такое специалитет китайцы не понимают.
Дальше необходим опыт работы, как минимум 2 года — требуют справку с предыдущего места. Ну и в конце смотрят все дополнительные сертификаты — зачетная книжка и грамоты входят в этот перечень.
Prokoni: Как найти жилье?
Арина Владимирова: Найти жилье в Китае — сама простая задача. Как правило, с этим помогают работодатели. Непростая задача — найти ХОРОШУЮ квартиру, чистую и без тараканов. Вообще, тараканы на юге Китая — это настоящее бедствие. Они бегают везде: в домах, квартирах. Залетают прямо в окна.
Сейчас мы живем в новом отеле прям на конной базе и далеко от города. И у нас, слава богу, здесь нет проблем с этими насекомыми.
Prokoni: Как ты впервые попала на конюшню? И как найти Ту Самую?
Арина Владимирова: Это вообще невероятная история. Начнем издалека...
В Китае закрытый интернет. Здесь запрещены “гугл”, “инстаграм”, “фейсбук”, даже “вотс-ап”. У китайцев есть свои социальные сети, поисковые браузеры и чаты. Найти что-либо (например, конюшню) в Китае очень сложно — просто “прогуглить” не получится.
Первую нашу китайскую конюшню помог найти знакомый, разбирающийся в китайских картах. В итоге к заданной точке “В” мы пешком шли под адским солнцем (40 градусов) полтора часа. Шли, не понимая куда. Сайта нет, как и вообще какой-либо информации или опознавательных знаков. Лишь точка на карте. И мы дошли! Там действительно были лошади. В итоге на этой конюшне я пару месяцев проработала тренером, совмещая это дело с основной профессией - преподавателем языка.
Фото: инстаграм Арины Владимировой / рекламный баннер на первой конюшне
А теперь расскажу, как мы попали на нынешнее место работы. В Китае много лет живет моя подруга, тоже связанная с лошадьми. Она мне рассказала об этом месте: задача — с нуля построить клуб. Сначала меня испугала ответственность и неизвестность, так что отсутствовало желание туда ехать. Тем более работать управляющей — я грезила быть берейтором или тренером. Однако, мы с мужем рискнули поехать на собеседование...за “спрос”, как говорится, денег не берут.
Потенциальный работодатель, владелец этой базы, купил нам с мужем билеты и мы прилетели. Прилетели и...не захотели уезжать. Нам тут безумно понравилось: место, начальство, люди, отношение к людям и лошадям. Так что с работой вопрос был закрыт.
Prokoni: Что входит в сферу твоих обязанностей?
Арина Владимирова: Абсолютно все. Первое — уход. Конечно, я не отбиваю денники. В штате есть конюха и один мой личный помощник, скажем так — коновод. Я отвечаю за покупку лошадей, продажу, за их работу, состояние, питание, здоровье. Также я отслеживаю процесс стройки. Третье, что входит в сферу моих обязанностей — разработка и реализация тренировок и услуг, которые мы предлагаем гостям. Собственно, за все отвечаю именно я. И если я или кто-то что-то упустил - за это тоже отвечаю я. *смеется*
Prokoni: Где и как вы ищите лошадей для покупки?
Арина Владимирова: Это больной вопрос. В России все легко — “прогуглил”, приехал, попробовал, купил. В “поднебесной”, как я говорила, с интернетом большие проблемы. В Китае есть площадка — программа для общения на подобии “вотс-апа”. Так называемый “ви-чат”. И в этом чате есть группы по интересам. Но ты не можешь, опять же, взять и вступить. Тебя должен пригласить участник этой группы. Да и, по личному опыту заявляю: подходящую лошадь в этом чате можно найти, хотя и сложно, но она будет очень дорого (цены в Китае выше российских). Хотя, конечно, все зависит от ваших целей.
В общем, мы ищем лошадей через мою подругу, которая, как раз, и предложила нам эту работу.
Prokoni: Как обстоят дела с конной инфраструктурой в Китае в целом?
Арина Владимирова: Китай — страна богатая. Люди имеют состояние, чтоб построить конную базу с манежем. Но у большей части местных жителей дефицит “конных” знаний. Конюшня может быть хорошей, но, при этом, лошади стоят на голом бетоне без опилок.
Кстати, хорошие опилки в Китае найти достаточно тяжело. На некоторых конюшнях (например, на той, где я работала тренером) лошади стоят на рисовой шелухе.
Сейчас, когда в стране бушует коронавирус, с поставками крайне тяжело. Опилки, корма, сено, подкормки —хорошо, что мы заранее закупили все необходимое. Так что пока не переживаем.
Фото: инстаграм Арины Владимировой
Prokoni: Сколько времени тебе понадобилось, чтобы полностью перебраться туда?
Арина Владимирова: Мы с мужем сразу полностью перебрались. 2 мая мы улетели с двумя чемоданами. Все остальное мы докупили в Китае. Знаете, сложнее было не уехать в Поднебесную, а уехать из этой страны. Осенью мы должны были полететь в Москву в отпуск и для оформления новой визы. И обратно у нас было 5 чемоданов. Один из них мы отправили на новое место работы — ту самую конную базу при отеле, где сейчас и находимся. И того осталось 4. Спасибо Аэрофлоту, что по направлению “Пекин-Москва” разрешено провозить два чемодана на одного человека.
Prokoni: С какими трудностями ты столкнулась и какие лайфхаки посоветуешь?
Арина Владимирова: Во-первых, медицина. Нет, в Китае нет проблем с медициной. Но китайцы не знают английского. И в аптеках исключительно китайская продукция - невозможно найти европейских лекарств (или, хотя бы, китайских с английской инструкцией). Советую запастись обычными лекарствами от простуд, боли в горле и насморка, обезболивающие.
Китайцы — хитрые лисы. Не стоить доверять их излишней коммуникабельности и доброжелательности. Работодатели очень любят недоговаривать и раскрывать все финансовые тонкости и они умалчивают о “депозитах” за предоставленное жилье и прочие дополнительные расходы.
И самая большая трудность Китая — еда. Я была уверена, что являюсь фанатом азиатской кулинарии. Но Китайская еда отличается…. мне совершенно ничего не нравится из местного “меню”. Советую везти из России отдельный чемодан с продуктами (обязательно закупите сыр и молочные продукты — сыр в Китае очень дорогой, а творог и сметану просто тяжело найти).
Prokoni: Как изменилось твое восприятие конного спорта после переезда? Расскажи о конной индустрии Китая?
Арина Владимирова: Я знала, что в Китае не развит конный спорт. Тут крайне редко проводятся “международки” по конкуру (турниров по выездке такого уровня вообще нет). Китайские спортсмены редко выступают в Европе.
Забыла рассказать основную проблему развития конного спорта Китая — закрытые границы и тяжелый процесс таможенного ввоза. Спортсмены, даже если и хотят приехать на турнир в Китай, сначала пройдут 7 кругов ада, что ввезти лошадей, а потом еще 7 кругов, чтоб вывезти.
И в Поднебесной крайняя нехватка ветеринарии. Отыскать конную клинику еще тяжелее, чем конюшню. Я пока не нашла. Предполагаю, что их тут и вовсе нет. Может быть 1-2 на всю страну…
Prokoni: Что было самым большим открытием?
Арина Владимирова: То, как в китайцах уживаются высокий уровень развития инноваций и экономики и их сказочная наивность и средневековый менталитет. Они словно одной ногой в далеком будущем, а другой в каменном веке.
Prokoni: Как оцениваешь свое развитие в связи со сменой страны?
Арина Владимирова: Конечно, как спортсмен я не развиваюсь. Но, зато я получаю бесценный опыт в сфере менеджмента и руководства конюшней. Я научилась укладывать грунт, разобралась в нюансах строительства конной базы.
Фото: инстаграм Арины Владимировой
Prokoni: Какие успехи можешь отметить на данном этапе?
Арина Владимирова: Достаточно в короткие сроки, полтора месяца, мы успели построить плац и конюшню, поменять грунт в леваде и бочке, купить несколько новых лошадей. Сейчас в планах дополнительные левады. Дальше приступим к большому сеннику и хозчасти для хранения опилок и кормов. Также в проекте еще одна большая конюшня.
Prokoni: Планируешь ли вернуться жить и работать в Россию?
Арина Владимирова: Да, я планирую вернуться в Россию. Хотя, на самом деле, пока не знаю куда бы я вернулась и кем бы я работала. Но я скучаю по семье и коню.
И если еще перевезти свою семью в Китай возможно, то коня — очень тяжело. Да и не хочется из-за отсутствия специалистов.
Prokoni: Если бы ты могла пройти этот путь еще раз, ты бы все равно уехала?
Арина Владимирова: Да, я несомненно бы уехала. Может быть даже немного раньше. И именно в Китай. Только на конную должность.