Углеводы в рационе лошади, Часть 1

Тема углеводов настолько же обширна, насколько разнообразна сама группа углеводов. Отсюда и масса классификаций: быстрые – медленные; структурные – неструктурные; моно-, олиго-, полисахариды; растворимые - нерастворимые и т.д. Предлагаю попробовать разобраться, какие же из них и зачем нужны лошадям.

С точки зрения ЖКТ лошади наибольший смысл имеет разделить все углеводы на две большие группы:

1. Углеводы, которые перевариваются с помощью собственных ферментов лошади. Условно можно назвать эту группу неструктурными углеводами (хотя, для некоторых неструктурных углеводов у лошадей также не существует ферментов – например, для фруктана)

2. Углеводы, для переваривания которых у лошади не существует своих собственных ферментов, и они могут быть съедены только микрофлорой (бактериями), в огромных количествах населяющей ЖКТ лошади. В основном это – клетчатка или т.н. структурные углеводы, то есть, вещества, придающие структуру (форму) растениям, зернам, плодам.

Неструктурные углеводы
zerno.jpg

в рационе взрослой лошади представлены в основном крахмалом и сахаром. Крахмал – это основная составляющая любого зерна, а сахар в относительно небольших количествах содержится в траве/сене, фруктах и овощах. Ну и в больших - в коробках с надписью «Рафинад», а также в канистрах с патокой (она же – меласса). Попадая в тонкий кишечник лошади, эти углеводы расщепляются на более простые молекулы глюкозы (и фруктозы) с помощью ферментов амилазы (расщепляет крахмал) и сахаразы (расщепляет сахар). Молекулы глюкозы и фруктозы настолько малы, что уже могут спокойно проникать через стенки кишечника в кровь. Непосредственно глюкоза и фруктоза тоже относятся к группе неструктурных углеводов, но им даже не нужны никакие ферменты для усвоения – они всасываются в кровь сразу при попадании в тонкий кишечник.

Глюкоза жизненно необходима любому живому организму. Она - главный поставщик энергии в клетках, в том числе и в клетках головного мозга, один из регуляторов осмоса. Ее уровень в крови постоянный и поддерживается гормонами инсулином и глюкагоном. То есть, как только в кровь из кишечника попадает дополнительная глюкоза, сразу же включается гормон инсулин, который эту дополнительную глюкозу распихивает по организму – в мышцы и в печень в виде гликогена, в жировые отложения в виде жира. Процесс занимает 4-6 часов с момента попадания пищи в желудок лошади, т.е. через 4-6 часов содержание глюкозы и инсулина в крови возвращается к тому уровню, который был перед едой (речь идет о здоровой лошади).

Есть небольшое, но важное исключение из этого процесса: сразу после высокой нагрузки, в процессе которой мышцы лошади активно расходовали свои запасы гликогена, глюкоза из крови попадает в мышцы практически без участия инсулина.

Отсюда следует два очень важных вывода, относящихся к режиму кормления:

1. Дело в том, что процесс расходования гликогена и процесс запасания гликогена регулируются гормонами-антагонистами, поэтому не могут проходить одновременно. Чтобы у лошади не возникало потребности в двух конфликтующих процессах одновременно, не кормите ее неструктурными углеводами позже, чем за 4-6 часов до серьезных нагрузок – дайте ей возможность запасти гликоген, а потом уже его расходовать. Либо уже кормите во время нагрузки, чтобы лошадь могла использовать глюкозу непосредственно из крови для получения энергии (как, например, в пробегах), но здесь нужен очень точный расчет количества глюкозы и времени ее дачи, иначе можно уронить уровень глюкозы в крови ниже плинтуса.

2. После высокой нагрузки, когда уровень гликогена в мышцах лошади существенно снизился (речь идет о таких нагрузках как троеборный кросс, например), появляется примерно часовое окно, во время которого мышцы готовы очень активно поглощать глюкозу из крови. Если покормить лошадь высокоуглеводным кормом в течение часа после нагрузки, это поможет быстрее восстановить запас гликогена и не повлечет при этом всплеска инсулина.


Казалось бы, сахар и крахмал выполняют очень важную роль быстрого насыщения организма источниками энергии. Однако существует два фактора риска, которые нужно очень внимательно оценивать при кормлении лошади неструктурными углеводами:

1. Как я уже писала выше, быстрое всасывание большого количество глюкозы в кровь влечет за собой резкий подъем уровня гормона инсулина (а заодно – изменение уровня других связанных с ним гормонов). В природе лошадь питается почти непрерывно кормом с относительно низким уровнем сахара, поэтому глюкоза поступает в кровь в небольших количествах более-менее постоянно, отсюда и уровень соответствующих гормонов в крови у нее более-менее постоянный. Поэтому на резкие подъемы-спады гормонов лошадиный организм реагирует не очень хорошо. При сильном злоупотреблении неструктурными углеводами и при кормлении ими в количестве, большем, чем обусловлено нагрузками, в итоге такие всплески могут привести к инсулиновой резистентности клеток. То есть, организму будет необходимо все больше и больше инсулина, чтобы вывести съеденную глюкозу из крови. У людей такое состояние обычно приводит к диабету II типа, а у лошадей – к ламиниту!

2. У лошадей, которые в природе не употребляют большого количества сахаров и крахмала, очень мало «производственных мощностей» для их переваривания. Во-первых, у них довольно низкая по сравнению с другими животными активность фермента амилазы. Например, у свиньи этого фермента вырабатывается в несколько раз больше, чем у лошади; также у лошадей практически нет амилазы в слюне в отличие от человека, свиньи и некоторых других животных и птиц, которые начинают расщеплять крахмал уже во рту. Во-вторых, у них относительно короткий тонкий кишечник, где и должна всосаться получившаяся в результате расщепления глюкоза. Пища проходит по тонкому кишечнику довольно быстро – примерно часа два. Таким образом, весь поступивший с пищей крахмал должен быть обработан и превращен в глюкозу за эти два часа! С сахаром проще – это все же дисахарид, состоящий всего из двух молекул – глюкозы и фруктозы, а вот крахмал – это сложная и длинная цепочка молекул, и ее расщепление требует довольно длительной работы.

Крахмал, который не успел перевариться и всосаться за то время, пока пища передвигалась по тонкому кишечнику, попадает в задний отдел кишечника, предназначенный в основном для микробной ферментации клетчатки. В этом случае там начинают активно размножаться лактобактерии, которые питаются сахарами. В процессе своей жизнедеятельности лактобактерии увеличивают кислотность среды вокруг себя, что изменяет состав микрофлоры кишечника, так как целлюлолитические бактерии не любят кислую среду. Все это сильно чревато нарушениями пищеварения и… да-да-да, опять же ламинитом! В данном случае ламинитом может закончиться ситуация, когда лошадь за раз съела ну очень большое количество крахмала (забралась в кормовую, к примеру), все это попало в задний отдел кишечника, там стали массово гибнуть «правильные» бактерии, и их трупы устроили хорошую такую интоксикацию всему организму.

Отсюда еще один очень важный вывод:

Максимальное количество крахмала, которое можно скормить лошади за один прием пищи, не должно превышать 2 гр/кг веса лошади (это примерно 2 кг овса). А если у лошади уже существуют какие-то проблемки с пищеварением или с метаболизмом – диетологи рекомендуют не скармливать больше 1 гр/кг за один прием (т.е. не больше 1 кг овса за раз). Если у лошади уже был ламинит или она в группе риска по ламиниту - крахмал и сахар совместно не должны составлять более 10% всего рациона!

Мое личное мнение: до тех пор, пока лошади хватает низко-углеводных кормов (благо, вариантов таких кормов сейчас более чем достаточно), никакой существенной пользы от зерновых кормов она не получит. Это НЕ значит, что корма, богатые сахаром и крахмалом, нельзя никогда и никому! Это всего лишь значит, что если можно обойтись без них, то лучше обойтись без них или хотя бы почти без них!

Что такое низко-углеводные корма, как переваривается клетчатка, и что она дает лошади – Продолжение следует!
  • Like
Реакции: Ирэн.dvn

Sara

Pro

Ну честно говоря хотелось бы посмотреть результаты этих анализов и методику - они их радиоактивными изотопами метили или как?

Кать, производители ипполакта утверждают, что он доходит до кишечника живым и живым выходит с навозом- проводили анализы вроде как.

Sara

Pro

Честно говоря, пробиотики, особенно у лошадей - это вообще темный лес. Более-менее достоверные исследования есть всего по нескольким штаммам, включая штаммы дрожжей. При этом, как правило, даже живые бактерии в существующем микробиоме не приживаются, они туда попадают, делают свое черное дело какую-то свою работу (полезную или бесполезную) и выходят наружу. Что именно идет на пользу в Ипполакте и идет ли - это вопрос. Если там живые бактерии, то вряд ли они выживают в кислой среде железистой части желудка. А вот безжелезистую часть населяет огромное количество лактобактерий. Там они помогают переваривать углеводы. С одной стороны, увеличивая кислотность в желудке, с другой - уменьшая количество углеводов, которые нужно переварить собственными ферментами.

Sweetie

Активист

...В этом случае там начинают активно размножаться лактобактерии, которые питаются сахарами. В процессе своей жизнедеятельности лактобактерии увеличивают кислотность среды вокруг себя, что изменяет состав микрофлоры кишечника, так как целлюлолитические бактерии не любят кислую среду. Все это сильно чревато нарушениями пищеварения...

Не понимаю, как же тогда работает такой пробиотик как Ипполакт, который состоит из лактобактерий?
Или они там другие и идут на пользу?
Сверху