Увидела фото и захотела рассказать про этот самый 80-ти километровый пробег. Начала писать и поняла, что нет, не так. Надо все с начала рассказывать. С открытия сезона и с первого нашего старта – на 80 км.
Часть первая. Тюлюп-тюлюп или работа над ошибками
Конец мая. Грунт уже подсох, вокруг красота неописуемая, лошади уже втянуты в работу. Самое время начинать соревновательный сезон.
С моей конюшни на пробеги готовятся две лошади – Моравия под седлом Ани и Хатанга с Галей-Ингрой. Я выступаю в качестве тренера.
Лошади очень разные, всадницы тоже.
Моравия, текино-белоруска, нервная, пугливая, боится оставаться в поле без компании других лошадей, плохо держит нагрузку на галопе. Зато обладает просто чудесной стелющейся рысью – бежит широко, ровным темпом, легко длительное время на рыси держит скорость 20-22 км в час и при этом хорошо восстанавливается.
Аня, как всадник, ей прекрасно подходит. Сидит цепко, смело, едет очень аккуратно и вдумчиво.
Галя и Хатанга другие. Обе азартны, обе предпочитают двигаться широким машистым галопом. Когда я смотрю, как они наматываю круги по полю, каждый раз удивляюсь, почему Хатанга родилась в приличной тракененской семье.
Не похожа она на тракенку ни капельки! Конституция у нее сухая, шкура тонкая и нежная, мускулатура, что называется, «тонкая». А скорость! Скаковики умерли бы от зависти. На рабочем галопе Хатанга легко держит 40-45 км в час, а если пустить вскачь, то на коротких дистанциях «зашкаливает» за 60.
Зато рысь у Хатанги оставляет желать лучшего. Широкая, пружинистая, но для всадника очень неудобная. Да и сама Хатанга на рыси быстро устает и начинает предлагать кентер.
Сама я эти соревнования еду на англо-буденовском мерине Ротмире. Конь списанный со скачек и овеянный целым букетом легенд. Мол, разносит в полях, пугается собственной тени. А две недели назад сбросил на галопе свою всадницу да так, что у той от шлема только две половинки остались.
Я до этого на Ротмире сидела только один раз. И хотя у меня он впечатление оставил совсем другое (ласковый, добрый, очень воспитанный конь), все равно немного страшно. Но охота пуще неволи! Так что еду.
Стартовые номера мы вытащили очень удачно. Галя едет четвертой, Аня пятой, я шестой. Рассказываю девчатам стратегию. Галя, как потенциальный лидер, стартует резво и пока позволяет трасса, идет галопом, отдыхая на неудобных участках на шагу. Аня пересекает линию финиша и, поскольку Моравия одна бегает плохо, ждет меня с Ротмиром. Всадников выпускаю на трассу друг за другом через каждые две минуты, так что ждать недолго.
Сказано – сделано.
Первой из нашей компании, оставляя за собой лишь облачко пыли, скрывается из вида Галя на Хатанге.
Моравия пересекает линию старта рысцой. Две минуты спустя так же рысью стартую и я, быстро нагоняю Аню и мы начинаем движение по маршруту. Отъезжаем от финиша метров 700 и … встречаем Галю!
Они заблудились! Проехали нужный поворот, не заметили разметки и потерялись. Обе, и лошадь, и всадница, злые, на взводе, и едва выйдя на нужный поворот на бешенной скорости улетают вдаль.
Моравия и Аня мчатся следом. Я только головой качаю. И Галя идет слишком быстро, а Ане с Моравией такой темп и подавно не нужен. Но учить чему-то на соревнованиях уже поздно. Да и понимаю, что иногда лучше дать лошади проскакать и сбросить пыл лучше, чем тратить время на борьбу с ней.
Поэтому махаю на девчонок рукой и еду с Ротмиром в гордом одиночестве. Конь у меня, несмотря на скаковое прошлое, не скоростной. Бежит не слишком быстро. Тюлюп-тюлюп, тюлюп-тюлюп. Я его и не тороплю, упор делаю не на скорость, а на то, чтобы идти ровным темпом, без рывкой и скачков, ведь так лошадь устает гораздо меньше.
Километров через семь неожиданно нагоняю Аню и Галю – они шагают по каменистой лесной дорожке.
Мы трое удивленно смотрим друг на друга. Как так получилось? Ведь их кони скакали, а мы с Ротмиром тюлюпались в меру возможностей. Правда, после резвого галопа мои девчонки шагали больше, дыхание восстанавливали. А Ротмир весь отрезок прошел на рыси. Вот мы по скорости и сравнялись.
Финишировали после первого круга в результате одновременно. Ротмира я отдала отшагивать мужу. Сама занялась кобылами. И только когда обе прошли ветконтроль, кинулась к своему коню. Он тоже уже был готов к ветконтролю – и его мы тут же успешно прошли.
На втором этапе все повторилось. Резвый старт у Хатанги и Моравии, и наше тюлюп-тюлюп с Ротмиром. И опять встреча на середине дистанции и потом общий финиш.
Поскольку в том, чтобы мои лошади выиграли я была заинтересована гораздо больше, чем с собственной победе на чужом коне, и после второго круга я, едва спешившись, кинулась к Моравии и Хатанге. Провела традиционные восстанавливающие процедуры, померила пульс, отправила на ветконтроль. Потом уже занялась Ротмиром.
В пробегах интрига сохраняется до самого конца. Пока судьи не подсчитают все результаты, сказать, кто выиграл, практически невозможно. Ведь учитывается не только скорость движения по маршруту, но и время, затраченное на то, чтобы у лошади пульс восстановился до нормы. Вот и бывает, что вроде всадник проехал быстрее всех, а на ветконтроль лошадь смог подвести только через 20 минут. А тот, кто не никуда не спешил, на ветконтроль лошадь подал через три минуты после финиша и отыграл у первого, таким образом, 17 минут – для пробега на 40 км это время просто огромное.
Словом, по моим прикидкам выиграть пробег должна была Хатанга. И когда Галю вызвали награждать за пятое место, я откровенно расстроилась. Ну, если Хатанга пятая, значит, остальным и вовсе ничего не светит.
И ошиблась!
Моравия осталась четвертой, а мы с Ротмиром заняли третье место.
Вот как оно бывает. Вроде и ехали тюлюп-тюлюп, и с ветконтролем не торопились, а минуту у той же Моравии неожиданно для себя отыграли.
После этого, первого для девчонок старта, был большой разбор ошибок. Даже не я на них указывала – всадницы у меня думающие, многое поняли сами. Изменили график работы лошадей, по-другому стали видеть стратегию соревнований.
И ведь помогло же!
Но об этом с следующем рассказе.