Навстречу ветру. Энциклопедия (стр. 202)

Вчера впервые сделала себе прививку от гриппа.

Придумала один драматургический элемент. Помните в фильме "Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен" персонажа, который периодически появляется с вопросом "А чё это вы здесь делаете, а?", а его прогоняют?
Допустим, пьеса - производственная, например, из жизни региональных чиновников или даже больница в духе романов Хейли. Периодически (лучше всего в моменты, когда героям точно не до него) открывается дверь, заглядывает один и тот же персонаж. Пусть будет мужчина, невысокий, кудрявый брюнет. Заглядывает с вопросом: "А вы не подскажете, когда будет прививка от коронавируса?"
Наверное, его тоже каждый раз прогоняют. Со словами "Идите, идите, не сейчас".
 
КАЛЯЗИН. ФРЕСКИ ЗАТОПЛЕННОГО МОНАСТЫРЯ
Государственный музей архитектуры имени А.В. Щусева


В Анфиладе Музея архитектуры открылась постоянная экспозиция по случаю завершения реставрации фресок Троице-Макарьева монастыря в Калязине. Монастырь был основан в 1434 г. боярским сыном Матвеем Кожей, в иночестве Макарием. Это был очень крупный монастырь, который посещали Иван Грозный и Борис Годунов, а в 1654 году Алексей Михайлович спасался в нем со своим семейством от чумы.

Так монастырь выглядел когда-то:
c7RHz8UbiCs.jpg


6nBU_k3nRMA.jpg

Старый рисунок. Насколько помню, тушь и акварель

2AUzHYxZumM.jpg

Троицкий собор Троице-Макарьева монастыря в Калязине, XVI век, в XVII веке восстановлен после пожара. Тем же периодом датируются и фрески.

В 1939-1940 годах на Волге строили Угличскую ГЭС. Было понятно, что монастырь попадает под затопление. Рассматривался вариант сохранить памятник архитектуры при помощи обвалования, но в итоге было принято решение все, что можно, демонтировать, а сам монастырь взорвать, руины затопить. Специалисты Академии архитектуры и Музея архитектуры снимали обмеры, делали чертежи, демонтировали какие-то архитектурные фрагменты. Самым сложным было снять фрески; это происходило зимой, в не самых благоприятных условиях.

EJ9BeemPkzE.jpg

Обмерный чертеж

lw29cK0s5Vw.jpg

Реконструкция внешнего облика собора на середину XVII века, 1940 год. Западный фасад. Отмывка тушью

Фрески снимаются методом переводной картинки: их заклеивают с лицевой стороны тканью, потом деревянным долотом отделяют от стены. На выставке есть фотографии снятых фресок на полу до крепления на паркетаж - лежат такие хрупкие корочки. Снять без повреждений удалось не все.

Все, что осталось от монастыря:
KVMu2lzLs_M.jpg

Я видела его таким в 1991 году с теплохода. Где-то у меня в блокноте даже зарисована эта колокольня.

O2HyzGU_pb0.jpg

Фрески: грехопадение, изгнание прародителей из Эдема, не помню что и макет собора. Наверху растения.

HjpdeAd9TOM.jpg

По правой стене: всадники Апокалипсиса, ангелы выливают чаши гнева Божьего на землю.
Макет трапезной (?), журнал ведения работ, фотография группы архитекторов и реставраторов, акт приемки работ на листочке в клеточку.

q-SZxx-ioFQ.jpg

За макетом стоит витрина в виде аналоя с иконой Св. прп. Макария.

BKRcQDglH4M.jpg

В 1990-е был создан другой паркетаж, не деревянный, а пенопластовый. Это позволяет спасти фрески от биологического заражения. Тогда и начался новый этап реставрации, который завершился совсем недавно.
Впереди фреска с изображением служанки, держащей Деву Марию-младенца в сцене Рождества Богородицы.

DlpongkCHSI.jpg

Лик Богородицы. В 1992 году его уронили в мастерской, отбилась левая щека. Здесь заметно, что она другого цвета. Фреска сложная, т.к. расположена на вогнутой поверхности. Изгиб сохранен.

iI75IA-FEXM.jpg

Фрески с изображением царя Алексея Михайловича и царицы Марии Ильиничны (?) среди молящихся

Eu8qAt3h2dA.jpg

Сын Человеческий производит суд подобно жатве и обрезанию винограда. Из цикла "Апокалипсис"
Слева не бассейн и не колодец, а точило - виноградный пресс.

E26CRTqe68Q.jpg

Конь бледный и конь вороной. Из цикла "Апокалипсис"
У бледного всадника арбалет, хотя в евангельские времена их не было, и автор Откровения не мог такое ни увидеть, ни придумать. Конь вороной какой-то бурый, возможно, из-за сохранности краски, но это точно он, т.к. у всадника весы.

J6mLEWN_F7s.jpg

Вавилонская башня

YzhUjOpQWgE.jpg

Травы

Фресок много - несколько залов в Анфиладе на втором этаже главного корпуса. Есть интерактивные панели с фотографиями, архитектурные рисунки собора XIX века и отмывки, которые делали перед демонтажем.

Я мало что понимаю в русских фресках. Знаю только, что они не иконы, и почитание чудотворных изображений на стене - случай в православии редкий.

На выставке у меня случился мелтдаун. Там была фотография реставратора, снимающего ткань с высохшей фрески, стоящей на паркетаже. На лице, в фигуре - особая сосредоточенность. Пристальное внимание к тому, что он делает.
На человеке не написано, верует он или нет, но образ советского человека прочно ассоциируется с атеизмом.
Верующий, умирающий в попытке защитить священное изображение нот поругания, - это нормально.
Коммунист-богоборец, разносящий иконостас, - это, увы, не удивляет.
Даже верующий, разбивающий об пол икону, - такое тоже бывает. История знает и периоды иконоборчества в Византии, и уничтожение русской храмовой скульптуры из богословского невежества и страха нарушить несуществующие догматы.
Но неверующий, положивший жизнь на спасение изображений, которые говорят с ним, но он этого не слышит, и бережно снимающий с них защитную ткань, - это самое странное зрелище, какое я видела.
Когда я это осознала, с выставки пришлось бежать.

И только когда я выходила, я поняла смысл оформления входа на экспозицию - через темный почти тоннель с подсветкой из шевелящихся отсветов на потолке.

fLTrXIRYLCk.jpg


Это блики на воде, вид снизу. Здесь мы там, где и монастырь - под водой.



К выставке выпущен буклет большого формата, но там не все экспонаты; планируется выпуск полного каталога фресок, имеющихся в собрании музея.

Фото из группы МуАр ВКонтакте
 
для меня - этот момент понятен, с реставратором... с нашими людьми, есть такое - они не будут верить, но будут спасать красоту, они увидели взгляд святого - и все, проник этот взгляд им в душу, наши люди будут спасать бриллианты, хотя, не будут ими обладать, они могут понять внутрений мир фрески, картины, камня, да, чего угодно... у нас есть еще такие люди, дай бог, чтобы их было больше
 
И уточнение от @Lunam насчет арбалета: он все-таки был изобретен греками в V в. до н.э., т.е. ранее евангельских событий. Однако римляне почти перестали использовать его в бою, и моя догадка о том, что автор Откровения не знал, что такое арбалет, небезосновательна. Скорее всего, не знал и не видел. если бы он был профессиональным военным, которому положено все это знать, то мог бы, но текст не дает оснований для такого заключения. (Да, по библейским текстам можно кое-что сказать об авторах, особенно по новозаветным, где в целом редакторский вклад меньше, чем в ветхозаветные.)
 
ИНДИЙСКАЯ КЕРАМИКА, МОСКОВСКОЕ ГУНБИ И ЖИВОПИСЬ ТАТЕВОСЯНА
Государственный музей Востока


Попала одновременно на три выставки в Музее Востока. Индийскую керамику музей выставляет впервые. Собрание очень маленькое и выставлено здесь целиком:
hDSdt-PmMGY.jpg


Ткани, на фоне которых представлена керамика, тоже индийские.
Временные экспозиции в Музее Востока размещаются на первом этаже; видимо, это бальные залы усадьбы. Здесь за пределами кадра находится камин с зеркалом. На каминной полке стояла ваза с розой. Когда я только вошла в зал, за меня зацепилась старушка-посетительница. Она указала на розу:
- Ну, как просто - и ничего больше не надо!
- Что? - честно говоря, я первым делом подумала про камин.
- Вот! Цветок! Просто - и не надо больше ничего!

Немного погодя, осмотрев экспозицию, я заподозрила, что эта фиксация на розе была не случайной. Видимо, это было самое сильное впечатление посетительницы от выставки.

Выставка:
MThJGZVF344.jpg


Были представлены изделия из разных штатов Индии, но они мне не понравились. Горшки как горшки, грубой работы. Почти все 1950-х годов - явно подарки эпохи "хинди руси бхай бхай". Только вот эти были XIX века:
rLVvecQeW74.jpg

Здесь действительно какая-то тонкая работа, чуть ли не напыление из настоящего серебра на кувшине, который справа. Кальян слева металлический. Не помню уже, но по форме как будто что-то северо-западное, ближе к Пакистану.

PQMnlKKUiFk.jpg


AMijAgKFOvI.jpg

У этих изделий черепок красный, так что белому цвету не верьте, это эмаль. Белый черепок только у фарфора, да и то не у всякого.

uQnDX2TAL1I.jpg

Единственное изделие с конями. Возле него я услышала диалог:
- Вот с лошадьми горшок. Неплохо было бы устроить конную выставку.
- Да, можно. Сейчас есть много умельцев, которые делают тематические вещи.

Выпущен каталог коллекции индийской керамики, но я брать не стала, несмотря даже на то, что в нем подробно рассказывалось про школы керамики в разных регионах. Дорого и некрасиво.

Вторая выставка называлась "Летний день в горном павильоне", она проходила в рамках 4-го Фестиваля живописи гунби. Показывали картины и веера современных китайских и российских художников, написанные в стиле гунби - детальной живописи.

dkaTLRXyBRk.jpg


В центре одного из залов была витрина с принадлежностями для китайской живописи.
HvcYNIyuA4k.jpg


Какие-то картины были оригинальными, особенно у китайцев, какие-то - копии свитков старых китайских мастеров или что-то по мотивам.

AD7mNSRdKLE.jpg


Такое, например, мне совсем не нравится:
fdP2sno9Am0.jpg

От гунби здесь только принцип тщательной детализации. Но материал совершенно не играет. То же самое точно так же можно нарисовать и цветными карандашами, и акварелью.

pshE2nz1N6w.jpg


ciTWCgDKV9I.jpg

Щеглы

Традиционный и характерный формат для восточной живописи - вертикальный:
gE2QhNo9xDo.jpg

Бодхисатва Гуань-инь

На выставке были две картины Татьяны Калиной:
gSvpedH1K14.jpg


FQfsnPBsqZY.jpg

Это тушь на китайской рисовой бумаге. Только на ней тушь расплывается особым образом, к тому же ее разводят водой. Вот что такое материал играет. Здесь настоящее слияние традиций: пейзажи как будто наши, не средняя полоса, но хвойный лес и горы, однако в России такое тоже есть. Материал ведет себя так, как и должен. Все в дымке и очень влажно; при этом горы (но только с соснами) с тумане - это очень по-китайски.

К выставке выпущен буклет, маленький, но дорогой.

Третья выставка - живопись, эскизы и архивные фотографии художника Эгише Татевосяна. Племянник армянского епископа, который и вырастил Эгише, когда тот осиротел.
Младший современник Поленова, мечтал у него учиться, поступил в его класс, но через полгода Поленов ушел на пенсию. Однако с семьей Поленовых Татевосян очень дружил. Елена Поленова, сестра художника, подтолкнула его к символизму - и здесь мы видим типичный символистский сюжет, с сумерками в парке:
gCMOfYT9DLk.jpg


Картины на библейские темы:
m6vYTyszLMM.jpg

Такие характерные цвета, как на двух картинах справа, дает темпера - тоже материал, который освоили символисты.

На этом символизм, как мне кажется, заканчивается. Картины Татевосяна выставлялись в Музее русского импрессионизма на выставке "Армянский импрессионизм" пару лет назад. Импрессионизма в его картинах явно больше.

C3weuGLFJ6E.jpg


Почти все экспонаты из Музея-заповедника Поленова. Кстати, Татевосян в итоге женился на швейцарке, гувернантке детей Поленовых.

Наверное, лучшая картина (нормальной репродукции нет вообще) - это "Ночь / Проповедь правоверным". Она вся из каких-то темно-изумрудных и тускло-голубоватых пятен, в которых начинаешь распознавать силуэты людей, освещенных слабым лунным светом. За эту картину художник получил премию, и она действительно необычна. Как правило, ночные картины должны иметь какой-то яркий источник света - саму луну, огонь, чтобы был контраст. Очень сложная художественная задача.

Представлен интересный цикл рисунков художницы Елены Киселевой о совместной поездке художников в Париж. В сети не нашла. Это скетчи, в основном о разных курьезных случаях во время поездки. Например, как Татевосян сел не в тот поезд, а остальные бегут за ним по перрону. Затем он вынужден провести время в чужом вагоне в компании каких-то мигрантов. Главный герой на всех скетчах легко опознается по восточному профилю.

Фото из Интернета
 
МУЗЕЙ РУССКОЙ ИКОНЫ

Сегодня у католиков День всех святых, завтра поминовение всех усопших верных, а на очереди как раз обзор тематического музея.

Музей русской иконы - это частный музей, открытый в 2006 году предпринимателем и меценатом Михаилом Абрамовым. Музей русской иконы - единственная в России частная коллекция русских и греческих икон и прикладного церковного искусства, преобразованная в общедоступный музей. В 2019 году создатель музея погиб на вертолете в Греции. Его памяти посвящена небольшая экспозиция в фойе.
EntzKK63-D0.jpg


Располагается Музей русской иконы в особом комплексе на Таганке, на Гончарной улице, где когда-то была гончарная слобода. Позднее там расположилось несколько городских усадеб, а прямо напротив Музея - подворье Патриарха Московского.
A6MXAaovZs4.jpg


Здание необычное: это два доходных дома, объединенных стеклянным атриумом. Вход оформлен в виде русского церковного портала. В здании 4 этажа, и лифт, миновав крышу атриума, оказывается на улице. Оттуда видна высотка на Котельнической набережной, она совсем рядом.
DCAbPkHADqk.jpg


MEGu0L41nZo.jpg

Фойе Музея
Стрелками показаны шахта лифта и вход в эфиопский зал.

В Музее проводятся научные конференции (отдельного зала нет, поэтому они проходят прямо в фойе), издаются каталоги выставок. Увы, оценить последние я не смогла, киоск был закрыт. Мне достались только бесплатные буклеты. Есть большая тематическая библиотека.

Важно: посещение музея, а также экскурсии, бесплатны. Такова была воля основателя. Сейчас можно прийти без предварительной записи, охрана только записывает на входе фамилию и напоминает правило: к иконам не прикладываться. Посетителей очень мало.

В Музее исключительно богатое собрание русской и греческой иконы, а также самое крупное в России собрание религиозного искусства Эфиопии, оно же самое крупное в мире собрание за пределами Эфиопии. Выставлено в двухуровневом зале на первом этаже. В основе купленное у одного немецкого коллекционера собрание и результаты научной экспедиции сотрудников Музея в Эфиопию.
cIlcDhPiams.jpg

Слева направо: латунные кресты для благословения, наивная картина с изображением битвы эфиопов с итальянцами. На полотне все так наивно-подробно, и у каждой враждующей стороны есть госпиталь!
В витрине длинные свитки - это обереги с христианскими текстами, они соответствуют росту человека, для которого пишутся.
В центре зала кресты на пиках - для благословения верующих священником прямо с коня.

eYH8571eum4.jpg

Михаил Абрамов принимает в Музее Патриарха Абиссинского, Католикоса Эфиопии Абуну Матфия.
На выступе стены деревянные кресты для благословения, в углу икона Богородицы с Младенцем, фотографии из Эфиопии.
Они спускаются сюда:
J-MhDqMjaJw.jpg


rhzokH4a1bU.jpg

Эфиопский триптих
Очень характерный для эфиопской иконописи и книжной иллюстрации способ изображения людей.

geGUbZVSBX8.jpg

Створка триптиха: Св. Георгий

ZSVr_2eioW8.jpg

Эфиопская рукописная книга
Она написана на гёэзе - древнеэфиопском, который был разговорным до XI века. Сейчас это только литургический язык Эфиопской православной церкви (это не автокефальная православная церковь, а одна из древневосточных церквей, образовавшихся в результате отказа от принятия решений Халкидонского собора 431 г.) и Эфиопской католической церкви (церковь, заключившая унию с Римом). Язык относится к эфиопской группе семитской языковой семьи. Используется эфиопское письмо, оно также используется такими живыми языками, как амхарский (официальный язык Эфиопии) и тигринья (официальный язык Эритреи). Мне оно кажется чем-то похожим на нашу глаголицу.

Вообще самые сильные впечатления от Музея - эта эфиопская коллекция. Я никогда не видела ничего подобного. Христианская Эфиопия - один из осколков византийского мира, мира, которого уже давно нет. Исторически Эфиопия находилась под влиянием Коптской церкви.
В зале очень много мелкой, примитивной пластики из какого-то грубого камня - фигурки первого христианского царя и всадников-волхвов. Как раз в моем вкусе: мне сейчас скульптура чем истуканистее, тем лучше. Есть образец священнического облачения, барабан, колокольчики, систры - какова традиция, такова и церковная музыка. Музыка здесь африканская.

Расположение залов, посвященных русской иконе, не соответствует хронологическому принципу - наверное, дело в соответствии площади залов размерам коллекций. Поэтому на первом этаже иконы и мелкая пластика XIX - начала XX века - оклады, цаты (нимбы и ожерелья для святых), маленькие складни.
gbxXgFaY_1A.jpg


В отдельной витрине хранится уникальный экспонат - старинный образок Матери Божьей Казанской. Он был подарен великой княжне Татьяне Николаевне во время паломничества в Троице-Сергиеву Лавру. Руководство Лавры заказало для нее новый эмалевый оклад с дарственной надписью сбоку на серебре. На доске сзади видна инвентарная надпись: "Екатерин. Губ. ЧК". Образок оказался среди вещей расстрелянной царской семьи, и именно перед ним великая княжна Татьяна молилась в конце своей жизни. Впоследствии он был продан в США советским правительством и приобретен каким-то коллекционером. В нулевых возвращен в Россию.

На втором этаже русская иконопись XIV-XVI веков, мастерская иконописца (была закрыта) и зал византийского и поствизантийского церковного искусства (тоже закрыт).
7goYT2x4CQI.jpg

E_AuzRQXpWw.jpg


В этом зале есть плакат с пояснением насчет мастей коня (коней) Св. Георгия. В целом правильно. Увы, не сказано, как понимать зеленых лошадей на иконах, а такие бывают. На соседней стене, например, есть образ Свв. Фрола и Лавра с табуном.

На третьем этаже - русская иконопись XVIII века:
WibZYhJUrRQ.jpg

Здесь даже на фото видно, что много икон с изображениями святых подвижников, монахов, основателей монастырей. Они прямо сериями располагаются, по несколько икон, посвященных одному святому.

На четвертом этаже - русская иконопись XVII века, экспозиция церковных рукописных книг, в том числе в песнопениями, написанными крюками, и старообрядческая часовня (была закрыта).
pRRBfFLkdaI.jpg

Здесь иконы, входившие ранее в один иконостас, расположены так же, и одна на подставке, имитирующей аналой.

В общем, один из интереснейших музеев Москвы. Жаль, конечно, что некоторые залы были закрыты. С другой стороны, будет ради чего прийти еще раз.

Фото из Интернета
 
Очень неожиданно про христианское искусство Эфиопии. Впечатляет. Заметила, что лики на иконах светлокожие (хотя губы пухлые)), зато змей (дракон?) темнокожий
 
У эфиопов в книжной и станковой графике цвет лиц героев бывает очень разным. Например, здесь
LBS3fuZjXcs.jpg

есть простор для расово-цветовой интерпретации.

Змей скорее пёстрый. Пестрый, многоцветный в разных культурах имеет негативные ассоциации.
Кстати, в Тропической Африке, где люди совсем чернокожие, черный цвет положительный для героев, а отрицательным будет красный. Красный цвет "плохой" и у европеоидов. Это инфернальный цвет, он связан с подземным огнем и преисподней. Сейчас смотрю фанарт на "Сильмариллион" - Саурона современные художники в юности тоже изобразили "красным" (рыжим).
И только у китайцев красный - традиционно хороший цвет.
 
Приказом №601/нк от 15.10.2020 Минобрнауки России подтвердил решение диссертационного совета на базе РГАУ-МСХА им. К.А. Тимирязева о присуждении мне ученой степени кандидата сельскохозяйственных наук.

Антирекорд - почти 10 месяцев ожидания, обычно это занимает около 6.

Диплом обещали выдать в течение пары месяцев.
 
АГРАРНЫЕ БОГИ

Что вы знаете о религии римлян?

Юпитер, Марс, Меркурий, Церера - любой образованный человек должен знать эти и другие имена. Это не обсуждается, хотела сказать, со времен Просвещения - но все-таки нет, с более давних времен: кажется, еще веке в XVI в Европе считалось нормальным и правильным знать античных богов.

Античных - значит греческих или римских. Или здесь не надо ставить "или"? Как сказать... Наверное, правильнее - всех сразу. Так что запоминаем: Юпитер - римский бог-громовержец, отождествлялся с греческим Зевсом; греческий Арес, бог войны, в Риме зовется Марс. И так далее. Чтобы запомнить, в пятом классе, когда проходят древнюю литературу, надо составить табличку - с ней задача становится на порядок проще.

Тогда же, в пятом классе, когда на продленке нечего было делать, мы инсценировали легенду о рождении Ромула и Рема. Мне выпало играть Весту или статую Весты - можно считать как угодно, - я стояла на стуле посреди класса, пока Рея Сильвия рядом сворачивала из шапок бутафорских младенцев, а самый крупный одноклассник, без особого энтузиазма, "на отвали", играл роль Марса.

Запоминай античных богов, не ленись. Потом, когда окажешься в любом дворце или усадьбе эпохи классицизма и не только, скажешь спасибо всем, кто постарался вложить тебе это в голову: ты и без экскурсовода догадаешься, кто это там показался из волн с трезубцем, и будешь уже по-другому смотреть на юных нимф. Ты будешь знать, что орел - для Зевса, или Юпитера, если при орле девушка - это Геба, юноша - Ганимед и так далее.

Персонажи разных произведений, от Античности до эпохи Просвещения, выстроятся перед тобой в четком и понятном порядке фамильного древа. И если внимательно прочитаешь хрестоматию, то вряд ли будет потом хоть один миф, который ты не сможешь припомнить, пусть и с подсказкой.

Но однажды, быть может, на лекциях по религиям Древнего мира или еще где-то, ты услышишь, что все сложнее, чем ты привык думать. Религия не сводима к мифологии, религия сложнее и тем более сложна римская - в сравнении с ее популярной версией. Конечно, если ты и раньше заглядывал в Мифологический словарь, большой толстый, в синем коленкоровом переплете с серебряным тиснением, ты читал, что Венера, например, богиня вовсе не красоты и любви, а садов и плодородия. А еще ее называли "конной" - но эта информация как-то уходила от твоего сознания, стушевывалась, уступая более простой и распространенной версии, которую транслируют с каждого архитектурного фриза и фарфоровой чашки.

Ты узнаешь, что параллели между греческими и римскими богами ложны. Все это было придумано позднее. Сатурн - бог не времени, как греческий Хронос, а посевов. Марс изначально отвечал не за войну, а за весенние всходы. Вулкан не покровительствовал ремеслам, как Гефест, - он был богом очистительного пламени. Фортуна не занималась распределением судеб - она была покровительницей урожая и женщин.

Кроме известных, у римлян было еще много божеств, отвечавших за более узкие сферы жизни: Конс, хранитель зерновых запасов, Вертумн, бог перемен, Либер, воплощение оплодотворяющей силы и покровитель виноградарства. Их много. Их столько, что запомнить даже половину - трудно, если ты не специалист и не ставишь перед собой такой задачи. Среди них есть... нет, не добрые и злые, а несущие благополучие и способные причинить вред. Лемуры изначально - не смешные пучеглазые зверушки, а злые духи - римские призраки-вампиры.

Римские боги изначально безлики. У них не было человеческого обличья: так, Весту изображали в виде пламени. Собственно, в центре круглого храма на Форуме горел священный огонь и не было никакой статуи. На стул я вставала напрасно.

ZT6UBG0pqN8.jpg


Параллели между римскими и греческими богами, то, ради чего мы составляли таблички, называется эллинизация. Огречевание. Экспансия греческой культуры, причем не архаичной, а классической, более поздней версии, которая в итоге победила и нивелировала уникальность римской религии.

Второй важный момент: римские боги, я бы сказала, в большей степени связаны с аграрным миром, чем греческие. Весь римский политический церемониал был построен вокруг ритуалов, призванных обеспечить плодородие земли, сохранность посевов и зерновых запасов, защиту скота от волков. Римляне, наверное, как никакой другой народ ощущали связь между благополучием аграрного мира и стабильностью государства. В этом, при всей их продвинутости, военных победах и римском праве - архаичность мышления, особое видение мира.

Все картины и статуи позднейших эпох, подписанные "Юнона", "Церера", "Венера", что украшают наши и европейские дворцы и усадьбы, на самом деле не имеют никакого отношения к римской религии. Это лишь фанарт на нее.

Но идея связи аграрного сектора с благополучием страны транслировалась дальше. Рим был мегаполисом своего времени, но именно в нем отправлялись аграрные культы. Украшать здания и сооружения мегаполиса изображениями крестьян, собирающих урожай, несущих плоды и гонящих скот, как мы знаем, к месту жертвоприношения, - на удачу и в благодарность тем, кто обеспечивает страну пищей, - в этом есть что-то до боли знакомое.

JqqrCgtKKWc.jpg


Я вспомнила все это, сидя за накрытым столом в самом аграрном из столичных университетов. У половины ученых мужей фамилии были связаны с животноводством, но как-то причудливо: почти ни у кого из них тотемное, родовое животное не совпадало со специализацией. Привет от архаики - и в то же время разрыв традиций.
Напротив меня сидел председатель совета, носившей имя в честь греческой богини охоты. В архаическую эпоху ее образ тоже не имел ничего общего со статуей прекрасной охотницы - она была богиней-медведицей, жестокой и ужасной: тогда жизнь строилась по принципу "пан или пропал" и не допускала компромиссов.

Я родилась в январские ноны, в месяц, посвященный Янусу - двуликому богу начала и конца, счета времени, входов и выходов.
 
Последнее редактирование:
Спасибо, интересно, как всегда! Про все:)
Поздравляю с изданием приказа о присуждении степени кандидата!
 
Сверху