Навстречу ветру. Энциклопедия (стр. 202)

С 1960-х годов Олег Волков и Софья Мамонтова были активными членами
Человек выжил четверть века в лагерях. Это отдельно заслуживает восхищения этим человеком.
В их честь назван магазин при Музее русского импрессионизма - "Серовин и Коров" (нет, не опечатка).
:)


Для того, чтобы произведение искусства или некая историческая реликвия говорили с человеком, этому человеку совершенно не обязательно быть религиозным. И не только религиозные произведения разговаривают.
Вера, большое спасибо Вам за интересные рассказы. Я еще не все успела прочесть, только до 30 октября. Просто отбегаю сейчас, вот и написала.
 
В понедельник вечером мне вдруг вздумалось купить на утро билет в Третьяковку на одну из временных выставок. По вторникам у сына самый длинный школьный день, мы живем в 40 минутах езды от старых корпусов Третьяковки, что для Москвы считается близко. Так что время у меня было. Каждый раз, когда мне вот так стреляет куда-то бежать, это дурной знак: очень скоро такой возможности не будет. Впервые достоверно такое было в 2005 году, когда меня понесло в Литве на конюшню в ураган. Родители покрутили пальцем у виска, тренер нехотя разрешила поездить в манеже. Через пару дней выше по течению реки прорвало плотину, пойму затопило, и конюшню эвакуировали.
Похожий случай был этой весной с походом на выставку Фаберже. Покупая в понедельник билет, я еще не знала, что на следующий день в Москве будут объявлены новые ограничения.

Итак, с 13 ноября по 15 января закрываются:
Музей русского импрессионизма
Музей-заповедник Коломенское
Усадьба Измайлово
Музей керамики - усадьба Кусково
Музей В.А. Тропинина
Дарвинский музей
Биологический музей им. Тимирязева
Государственный музей А.С. Пушкина (не путать с Пушкинским музеем)
Музей Москвы со всеми филиалами
Мультимедиа арт музей

Закрыты для посещения временные выставки, но остаются открытыми постоянные экспозиции:
Третьяковской галереи
Пушкинского музея
Исторического музея
Государственного музея Востока
Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева
Музея архитектуры имени Щусева
Музеев московского Кремля

Как-то так. У меня еще много недорассказанного, так что буду постепенно писать о том, где успела побывать. Как раз сегодня побывала в странном музее, соблазнившись его архитектурой. На будущее загадывать не хочется.
 
Поздравляю с подтверждением степени.
Единственное изделие с конями.
Гы, "мышка на ковре".
Напротив меня сидел председатель совета, носившей имя в честь греческой богини охоты.
Ребус? Артем, что ли? Представила себе, как бы он отреагировал, если бы знал о Ваших ассоциациях :)
 
Спасибо!

Артем, что ли? Представила себе, как бы он отреагировал, если бы знал о Ваших ассоциациях
Да, Артем Карлович. Весьма сдержанно отреагировал бы, как и на все остальное. Вопросительно посмотрел бы, максимум. Однажды я пришла к нему с вопросом по поводу защиты, и посередине предложения у меня отказала речь. Так что его реакцию на все странное можно предугадать.
 
Новым приказом Министерство культуры закрыло все музеи Москвы с 16 ноября 2020 до 15 января 2021 года.

На самом деле они правы, и ситуация очень серьезная. В октябре мне повезло, я попала много куда, и много куда - впервые. Так что отчетов хватит еще на несколько недель.

Приказано выжить.

Вчера я должна была выступать на Ковалевских чтениях, организованных факультетом социологии СПбГУ, с ковидным докладом. Но подключиться не смогла. В начале декабря будет конференция в Тимирязевке для преподавателей.
 
Последнее редактирование:
Недавно я прошла новый курс в онлайн-школе рисования - "Архитектура и музеи Европы". Рассматривали 5 городов - Париж, Лондон, Мадрид, Рим и Санкт-Петербург, вначале архитектурные стили с конкретными примерами, потом основные музеи.

Конечно, в курсе было далеко не все: например, не затрагивали такие стили английской архитектуры, как георгианский и эдвардианский, а ведь они очень характерные. Но было много интересного. Программу, со стилями и основными объектами, можно посмотреть здесь.

Финальное задание было посвящено Эрмитажу, нужно было рассказать о своих любимых экспонатах. Здесь я о них уже рассказывала, поэтому просто покажу:
-ZZj9sTmn98.jpg

Пальмирский пошлинный тариф, II век н.э., Сирия

aXRqeACnpEw.jpg

Ашшурнацирапал II со своим небесным покровителем, IX век до н.э.

MQdU7isRPQ8.jpg

Часы с павлином, конец XVIII века

BGSs5uZKt_o.jpg

И отдельно моя любимая сова. Телом мохноногий сыч, лицом и темными глазами серая неясыть. Но это как с совой Фридриха.
Сова перебирает когтями, моргает, крутит головой. Странное дело, но те, кого я спрашивала, сову вообще не помнят.
 
Надо же. Когда весь этот ужас пройдет, и я снова буду в Эрмитаже, надо будет рассмотреть эти часы. Разумеется, я проходила мимо них стопятьсот раз, но как-то у нас не принято их любить, что ли? Почему-то мне никогда не приходило в голову, что в них что-то есть. Хотя вокруг них обычно толпа. Но раз Вам они на самом деле нравятся, - наверное, стоит всмотреться повнимательнее. Гы. Выросла, можно сказать, возле этих часов, и вот ;) .
 
Покажу специфическую лондонскую архитектуру. С ней я впервые познакомилась, когда писала роман и бродила каждый вечер по гугл-картам. Поэтому примеры покажу с режима просмотра улиц, именно такими, какими я увидела их.

Георгианский стиль

В широком смысле георгианской называют любую архитектуру, созданную в Англии во времена правления Георгов I, II, III и IV. Они следуют один за другим без промежутка, это XVIII век и начало XIX века. Т.е. Ганноверская династия до Виктории. Стилистически в эту эпоху входит и классицизм, и палладианство как извод классицизма. Но в узком смысле георгианский стиль - это стиль массовой городской и сельской застройки, с симметрией, скромным кирпичом, нередко с белыми наличниками, как здесь:

JI46RjvkK4I.jpg


На георгианский стиль повлияла городская голландская архитектура XVII-XVIII веков.
Здесь еще можно видеть специфический для Лондона (не знаю, как для других английских городов) тип здания - многоподъездный дом, построенный по дуге. Здесь сама улица идет по дуге, и ее название имеет элемент "cresent" - полумесяц. На карте Лондона таких много.


Эдвардианский стиль

Это уже архитектура времен правления Эдуарда VII (1901 - 1910), сына Виктории.

XUC7hWUop7g.jpg


Это XX век, предвоенное время.

Получается, викторианская эпоха, одна из самых продолжительных культурно-исторических эпохи страны, оказалась как-то обойдена... Нет, там были, конечно, свои архитектурные стили, но мне они как-то в душу не запали.

Пока искала эти фотографии для домашнего задания, сходила к дому, где идет основное действие. Гугл-карты в таких крупных западных городах постоянно меняют референсные материалы. Так я узнала, что в том доме сейчас идет ремонт фасада - надо же... Очень странно это наблюдать.
Вообще не так давно я сильно заскучала по этому роману и по героям - как по людям. Никогда раньше такого не было - возможно, потому, что я раньше работала только с малой прозой. Текст подгоняет меня его редактировать?
 
Последнее редактирование:
Как вы думаете, где это?
О! Раз Вы задали этот вопрос, наверное, мои воспоминания правильные. Если не ошибаюсь, я видела это здание в Московской области по направлению Минского шоссе :) Летом 1999-го или 2000-го года, точно сейчас не помню, мои подруги и я были в санатории возле Дорохово. Мы много гуляли там пешком по окрестностям и однажды набрели на это интересное здание.
Истории этого здания, к сожалению, не знаю. Когда мы на него набрели, это было, если правильно помню, одно из зданий какого-то дома отдыха или санатория. Ещё вроде бы на этом здании была мемориальная доска, которая сообщала, что в каком-то году в этом здании что-то делал Ленин.
 
Последнее редактирование:
Приказом №601/нк от 15.10.2020 Минобрнауки России подтвердил решение диссертационного совета на базе РГАУ-МСХА им. К.А. Тимирязева о присуждении мне ученой степени кандидата сельскохозяйственных наук.
Вера, поздравляю!:)
 
О! Раз Вы задали этот вопрос, наверное, мои воспоминания правильные. Если не ошибаюсь, я видела это здание в Московской области по направлению Минского шоссе :) Летом 1999-го или 2000-го года, точно сейчас не помню, мои подруги и я были в санатории возле Дорохово. Мы много гуляли там пешком по окрестностям и однажды набрели на это интересное здание.
Истории этого здания, к сожалению, не знаю. Когда мы на него набрели, это было, если правильно помню, одно из зданий какого-то дома отдыха или санатория. Ещё вроде бы на этом здании была мемориальная доска, которая сообщала, что в каком-то году в этом здании что-то делал Ленин.
Ну да! Кровля вполне совдеповская)
 
Точно! От английской, которая на фото, показанных Верой, отличается :)
 
Последнее редактирование:
Катя, спасибо!

@Mishka права, это то самое здание в Московской области, оно находится под Кубинкой. По стилю это викторианская провинциальная архитектура, а именно неороманика с элементами готики.
Это замок князей Щербатовых в верховьях Москвы-реки. Река в этом месте уже мелкая, с быстрым течением, будто горная - бежит со Смоленско-Московской возвышенности.
Нашла на просторах Сети отчет о посещении усадьбы. Кое-что добавлю от себя.

ZTAT1YLwX_c.jpg

Так усадьба представлена в Википедии, но это старое фото, здесь еще сохранилась береза, которую помню и я. Партер совершенно неухоженный. На башнях смотровые площадки, на самом верхнем этаже круглой башни была бильярдная.

Есть уголок довольно скромный
На берегу Москвы-реки:
Здесь на песок взбегают волны,
Сидят, скучая, рыбаки,

Висячий мостик над рекою,
Людьми забытый монастырь,
Родник с прохладною водою,
Полей нехоженная ширь...

Здесь за рекой село большое
Когда-то было, а теперь
Здесь нехозяйскою рукою
Уж не одна забита дверь.

Здесь бегал раньше Герцен юный,
Былым и думами томим,
А мы в наш век полуугрюмый
Совсем былого не храним.

Для того, чтобы исказить историю, не обязательно врать - иногда можно кое-чего не договорить и особым образом расставить акценты. В советское время и еще в 90-е здесь был санаторий имени А.И. Герцена. В отчете есть фото мемориальной таблички, на которой честно сказано, что Герцен жил в селе Васильевском. Оно на противоположном берегу реки, но санаторий-то здесь и замок здесь. Стихотворение висело на стенде в холле замка. Автор, как мне помнится, не был указан. Если вчитаться, станет ясно, что к замку оно не имеет отношения - но санаторий и поселок рядом с ним нужно было назвать именем "революционного демократа" (на самом деле - того еще либерала).

Нигде не было информации о владельцах усадьбы и, соответственно, заказчиках замка. А это князь Александр Григорьевич Щербатов (1850-1915), президент Московского общества сельского хозяйства, и его супруга Ольга Александровна Щербатова, урожденная Строганова.

jR6g4GiYe88.jpg

В 2003 году была издана эта книга, в ней есть труд князя А.Г. Щербатова и графа С.А. Строганова "Книга об арабской лошади" и записки о путешествии княгини О.А. Щербатовой "Верхом на родине бедуинов".

vTGI2l48LgU.jpg

Так выглядит парадный вход в замок. Справа еще одно крыло, вокруг него что-то вроде крепостного рва.
Первое окно маленькой мансарды справа - там мне довелось пожить несколько дней. Не очень удобно: туалет на этаже, комната маленькая и узкая. Хотя на первых этажах комнаты просторнее. Поэтому нас вскоре переселили в другой корпус, уже советской постройки.

6jpWs9O9J58.jpg

Здесь все отреставрировано, но лестница та же самая. До сих пор помню ее скрип.

p9lZeUYU8Gk.jpg

Неоготика

gLS99XQkAus.jpg

Камин на первом этаже напротив лестницы тот же, но отреставрирован и по-другому оформлен. Поскольку это большой холл в два этажа высотой, раньше над ним висел поколенный портрет Ленина.

L0nUSm6rdg8.jpg

Столовая, за спиной фотографа - тоже камин, над которым висел неплохой графический портрет Герцена.

fYZUiTYicGo.jpg

А эти элементы уже не имеют отношения ни к готике, ни к романике - это т.н. гротески. Они бывают даже на посуде. В таком стиле были разрисованы античные гроты, которые в XV веке раскопали и обнаружили в Риме живописцы, приглашенные Сикстом IV для художественных работ в Ватикане. Обычно это сочетание масок или причудливых получеловеческих масок или морд с лаконичными цветами и гирляндами.

NdEHQSxdoBI.jpg

Гостиная. Раньше была закрыта. На панели просматривается силуэт лошади.

Там я училась ходить по висячему мосту. Там я впервые увидела "месть Сталина" - борщевик Сосновского: тогда он только начинал расползаться по полям, горожане его еще не знали. В санатории при нас был случай: двое мальчиков слегли до самого конца пребывания, поиграв с борщевиковыми трубками. Там я научилась различать фигуры высшего пилотажа и привыкла к бомбардировщикам и истребителям над головой. В Кубинке крупный военный аэродром, и году в 1995 учения шли 5 дней в неделю, в 1996 их продолжительность сократили до 2 дней. Там было много всего.
Больше двадцати лет прошло, а я вспоминаю этот замок почти каждый день.

Фото из Интернета
 
Очень интересно, спасибо, Вера!
По подвесному мосту мы тогда тоже прогулялись. Ох и страху я на нём натерпелась, страшно было по нему идти, я ещё высоты боюсь. Вначале моста не очень страшно было, думала, привыкну, а когда уже стало страшно-страшно, деваться некуда, уже стою на мосту довольно далеко от берега. Подруги мои перешли по нему в одну сторону и вернулись обратно. Я прошла несколько метров по нему и с трудом вернулась обратно, подождала девчонок.
Москва-река там красивая! Даже залезла в нее один раз повыше талии, но хоть это было и в июле, вода для меня была холодной. Течение там все-таки приличное.
 
ЦЕНТР СЛАВЯНСКОЙ ПИСЬМЕННОСТИ "СЛОВО"

В тот день стало известно, что Музей мировой каллиграфии, в который я не успела сходить до самоизоляции, так и не откроется: в соседнем корпусе выставочного центра "Сокольники" теперь ковидный госпиталь. С каллиграфией не выйдет. А хотелось чего-то буквенного. На тот момент альтернатива была.

В Санкт-Петербурге есть Центр исследований древнерусской культуры "ЗЕЛО". Там читают очные (хотя что сейчас может быть очного?) и онлайн-курсы по церковнославянскому языку и русской средневековой иконографии, переводят и публикуют памятники древнерусской книжности, есть онлайн-журнал по русской медиевистике. Основатель Центра - Н.В. Буцких, хранитель древнерусских рукописей Российской Национальной библиотеки (СПб) и преподаватель церковнославянского языка. Он же автор совершенно уникального учебника, но учебник покажу в конце.

В Москве "ЗЕЛО" принадлежит Центр славянской письменности "Слово" - это не музей в смысле хранилища экспонатов и памятников, а выставочно-просветительское пространство. Оно расположено на ВДНХ в павильоне Украинской ССР. Позднее, когда на выставке перешли на экспонирование по отраслям, павильон стал называться "Земледелие". Но остался большой витраж в портале с изображением Переяславской рады - это 1654 год, вступление Войска Запорожского в состав Московского царства.

ghrPjWUpMI0.jpg


Схема центра:
U3k4ZxH3UoM.jpg

Время у меня было ограничено, и я успела осмотреть только правую часть павильона.

"Начало":
DUURP0GxqHc.jpg

Здесь показаны граффити на стенах соборов, белокаменная резьба, факсимильные копии Остромирова Евангелия (древнейшая рукописная книга Киевской Руси, XI век) и Острожской Библии (первое полное издание Библии, XVI век). Первая книга - памятник старославянского языка русского извода.
Старославянский - это первый литературный славянский язык, основанный на диалекте славян, живших в окрестностях Солуни (Фессалоников). Это Греция, а те славяне были предками современных болгар и/или македонцев. Литературный язык был разработан на основе именно этого диалекта с легкой руки святых Солунских братьев, которые по матери были славянами, так что солунский диалект был для них родным.
В образовательный стандарт направления "филология, русский язык и литература" входит старославянский язык и историческая грамматика русского языка.

Старославянский не стоит путать с церковнославянским (Острожская Библия написана именно на нем) - литургическим языком Православных церквей славянских стран, включая РПЦ. Исторически он тоже восходит к солунскому диалекту и по сути является следующим этапом развития книжного славянского языка начиная с конца X века.

Церковнославянский язык тоже имеет разные изводы в зависимости от страны. У закарпатских униатов даже используется латиница. Литургический язык современной РПЦ окончательно оформился в XVII веке в результате книжной справы патриарха Никона, которая и привела к расколу (Iисусъ вместо Iсусъ, например).

Вообще все эти языки очень близки друг к другу. Моя бывшая коллега, кандидат филологических наук, диссертацию написала по учебнику "Риторика" Софрония Лихуда, греческого монаха, одного из первых преподавателей Славяно-греко-латинской академии. Она говорила, что сложно разделить, где русский соответствующей эпохи, а где церковнославянский. Они могут смешиваться в одном памятнике. Только с эпохи петровских реформ начинается четкое разделение сфер использования этих языков.

В результате современный русский и другие восточнославянские языки ближе к южнославянским, чем к западнославянским. Стилистические различия, как между словами "глава" и "голова", смысловые различия ("храм" и "хором", "Господь" и "господин") восходят именно ко временам продолжительного одновременного использования [древне]русского и церковнославянского языков.

Где-то здесь еще берестяные грамоты, на стене - композиция из женских фигурок, какие находят в раскопках, они по очереди подсвечиваются, и светописью же пишутся пассажи из берестяных грамот.

i5JiwHMF724.jpg

Монастырь: место хранения рукописей, справа - "зверь дивный", похожий на мамонта. Это персонаж русского бестиария. Бестиарии были по сути книгами по зоологии и отчасти по географии - в той степени, в какой эти темы могла раскрыть наука того времени. Если вы читаете паблик "Страдающее Средневековье", вы знаете, что сейчас в определенных кругах модно переосмысливать на современный лад и делать мемы из книжных миниатюр как средневековой Европы, так и Руси. Иллюстрации из бестиариев там очень популярны.

CxLaPD8-z9c.jpg

Кстати, одно из направлений работы Центра "ЗЕЛО" - самобытная русская каллиграфия.

PYV-s9DmFI0.jpg

Это XVI век, начало русского книгопечатания.
Книгопечатание было впервые изобретено на Востоке - то ли в Корее в VIII в., то ли в Китае в VI или X в. н.э., данные различаются. В Европе это произошло гораздо позже - в 1445 г.

GxkfzAlqFHk.jpg

Эпоха петровских реформ, картография, здесь еще и первая русская газета - "Ведомости" (1703 г.).

yH31uX6hEzU.jpg

Этой части экспозиции я не видела, это уже карта использования кириллицы.

LD1WkAP4-uQ.jpg

По стене идет периодизация развития кириллицы, русского языка и литературы. Там же указаны ключевые даты из европейской истории, чтобы было проще ориентироваться.

Еще там есть раздел "Дневники" - здесь уже подлинные тетради, которые вели в XX веке носители русского языка, они выставлены в витринах, а на интерактивных панелях все это можно почитать почти полностью в электронном виде. Запомнились три дневника. Один принадлежал юноше-охотнику (середина XX века), содержал не очень регулярные записи о погоде и рисунки птиц. Птицы схематичные, но вполне узнаваемые.
Второй вел подросток, этнический финн из Ленинградской области, во время войны депортированный в Якутию. Холод, болезни с высокой температурой, бытовая неустроенность - и при этом школа и работа. Лет 15 ему было, кажется.
Третий дневник вела в 1990-е девочка 1983 г.р. из Петербурга. Все очень бытовое, много описаний игрушек, которых я не помню. Показ "Просто Марии" как указание на время суток. Исторические события прошли мимо автора, упомянут лишь день снятия Блокады - но как праздник, памятная дата, и все. Я в 1994-1996 гг. вела хронику войны на Балканах. Каждому свое.

Теперь об учебнике.

Vl_-erJquMI.jpg


Он уникален тем, что это не только учебник языка - он содержит еще и сведения о палеографии. Палеография - это наука о надписях на мягких материалах (пергамен, бумага, береста, папирус, может быть). В этой области учитываются еще и особенности начертания букв, расположения их на строке (выше или ниже, титлы, лигатуры - сокращенные начертания буквосочетаний). В рукописных шрифтах важны особенности руки каждого писца, а также способ написания букв - как человека учили. Бывают и неожиданные совершенно вещи: например, в современной Бразилии единица от руки пишется похожей на четверку. Сам не догадаешься. Старинные шрифты тем более иной раз выглядят странно.

Еще развороты:
OrdkRag33_4.jpg



DYrYDVatZ-0.jpg


cp6f9aIcx6g.jpg


nQ-p1qaIF5U.jpg


duxaYZf697k.jpg


Uj0FbUYisK4.jpg


Сайт группы "ЗЕЛО": https://zelomi.ru/
В интернет-магазине кроме книг есть значки с монструозным заЕцемЪ с миниатюры, спички с грешниками, стикеры с монстрами. Русское Средневековье для современного человека.

Фото из Интернета + собственные фото учебника
 
Сверху