Навстречу ветру. Энциклопедия (стр. 202)

СНОВА ДРЕВНОСТИ

Оказавшись в Пушкинском музее, не могла не зайти в залы древностей. Вначале зацепилась за фаюмские портреты.
UOw0Mti8Aa0.jpg


Это погребальные портреты, которыми накрывали лица мумий в эллинистическом и римском Египте. У них такое специфическое выражение, потому что на момент написания портретов все эти люди уже были мертвы. Фаюмские портреты считаются предшественниками иконописи как попытки изобразить неизобразимое, т.е. потусторонний мир.
Стилистика очень разная, от поражающей воображение, почти фотографической до весьма так себе, с ошибками, характерными для неумелых художников всех эпох.

Последний раз я была в этих залах в середине 90-х. Многое изменилось. Переставили витрины, спеленатую мумию в египетском зале, которая раньше была на всеобщем обозрении, теперь положили в ее собственный саркофаг и сверху подвесили крышку, так что посмотреть, как она спелената, можно только сильно нагнувшись. Зато рядом хорошо видна мумия кошки - поленце с кошачьей головой, напоминает японские народные куклы-полешки. Исчезла голова отдельная мумии, женщины в сережках.

В месопотамском зале, который мне всегда вспоминался как очень светлый, в этот раз были опущены шторы. Появилась пара новых экспонатов - шумерские головки с бездонными провалами на месте глаз, подарок мецената в 2016 году, так что раньше я их видеть не могла.

Навстречу мне из месопотамского зала выходили две старушки. Они разглядывали крылатых быков и отметили, что у тех двухъярусные бороды. Никогда, что ли, не видели быков, у которых длинная шерсть растет на груди? Вполне может быть, обе на вид такие коренные интеллигентки, которые дальше Садового кольца никогда не жили. В деревне горожанин - сущий дикарь, но об этом в другой раз.

Насмотревшись на быков, старушки сообщили мне, что у тех, оказывается, есть пятая нога. Мы немного поспорили о количестве ног и [двадцать пятом] кадре, как его видели в Ассирии, и разошлись.

Увы, теперь мне было видно, что слепки барельефов из дворца Ниневии сделаны грубовато, а хуже того, как-то странно раскрашены, недостоверно. Зато подлинные печати из полудрагоценных камней всех стран того региона, от Шумера до Персии, прекрасны, как и двадцать лет назад. И таблички, конечно, хоть я и не умею такое читать.

Египетская коллекция очень богатая, но впечатление от нее хуже, чем от эрмитажной. Я говорю, конечно, об экспозиции. Такое впечатление, что в Эрмитаже экспозицию формировали по принципу "лучше меньше, да лучше". В то время как в Пушкинском на витрины выложили всего побольше, в том числе и сильно поломанные артефакты. Я понимаю, что они тоже имеют значение, но их вид меня не вдохновил совершенно.

А в Эрмитаже есть совершенно чудный гробик для рыбки.

Посмотреть зал искусства древнего Ближнего Востока: https://pushkinmuseum.art/museum/buildings/main/floor1/2_ancient_civilisation/index.php

Фото с сайта ГМИИ им. А.С. Пушкина
 
В.Д. ПОЛЕНОВ

В среду была в ЦДХ на Крымском валу на ретроспективной выставке Поленова, посвященной его 175-летию.
Привезли много пейзажей из провинциальных музеев, прежде всего из музея-усадьбы в Тульской области. Отдельный зал посвящен результатам шестилетней пансионерской поездки художника по Германии, Италии и Франции. Здесь для конников примечательна небольшого формата картина "Белая лошадка. Нормандия" из музея-заповедника:
thBFO08D5V8.jpg

Будем считать, что это настоящая нормандская лошадь - представитель старой упряжной породы, чьим потомком является, например, французский рысак.

В соседнем зале - хрестоматийные "Московский дворик" и "Бабушкин сад":
uUb_zlTUGnE.jpg

jOZJPSeuquU.jpg

Я объясняла сыну смысл картины по открытке, и его больше всего взволновало полуаварийное состояние дома.

Вместе с "Двориком" был и первоначальный вариант картины, без людей.

Для написания цикла картин из жизни Христа Поленов предпринял поездку по Ближнему Востоку. Не знаю, что меня впечатлило больше - картины на евангельские сюжеты или все остальное, что он писал на Востоке.

nk9u0-_obaw.jpg

"Храм Изиды на острове Филе"

Образ Иисуса: можно спорить о том, сколько в нем, конкретно в поленовской трактовке, божественного, а сколько земного, но, на мой взгляд, этот образ ближе к тому, кого историки-библеисты называют историческим Иисусом. Что ни в коей мере не умаляет духовного опыта художника, работавшего над такой сложной темой (полагаю, между такими вещами нет прямой корреляции).
Yy8jSbli2Ak.jpg

"За кого меня почитают люди?"

Незадолго до посещения выставки я прочитала у одной френдессы на стене, что ее поразила картина "Голгофа (Стояли вдали...)". Картина привезена из музея в Кирове и очень удачно размещена: на такой высоте, что дорога по-настоящему уходит от зрителя вперед и вниз, плавно стыкуясь с нашей реальностью. С такими большими полотнами, как, например, "Христос и грешница", а также с картинами существенно меньше такого не происходит. Изображенное либо живет где-то там высоко на подмостках, либо мы видим что-то уменьшенное через окошко.

iUOaa2D-GM0.jpg


Может, я была заранее подготовлена, а может, так случайно вышло, что, двигаясь боком, я оказалась возле картины именно на таком расстоянии, что ближайшие фигуры имели нужный, правдоподобный масштаб. Честно скажу, я вздрогнула.

Вообще поражают цвета. В восточных циклах они очень яркие, на грани кислотных, а ведь это старинные краски - светло-бирюзовый, почти оперный розовый, изумрудный. Я бы даже сказала, что почти на всех фотографиях они тусклее, чем в реальности.
wTPa5YMOOqM.jpg

"Генисаретское озеро"

Впрочем, на русских пейзажах они тоже очень насыщенные. В документах, представленных на экспозиции, есть счет художнику за краски (очень длинный перечень, из которого запомнился ван-дик красный) и записи о его экспериментах с цветами.

aKGjZIuitFQ.jpg

"Лопухи"

Поленов преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Выставлены студийные рисунки его учеников и прощальный адрес в обложке в форме прямоугольной палитры. А внутри оказался маленький бонус для конников: акварельный набросок наглядных пособий для рисования, среди которых был конский череп на красной драпировке.

Еще художник занимался архитектурой и оказал влияние на зарождавшийся русский модерн...
G9PVRL6VobM.jpg

(церковь Св. Троицы в Бехово)

... рисовал эскизы к театральным декорациям и, оказывается, писал музыку. В Москве была даже поставлена его опера "Призраки Эллады".

Поленов дожил до выставки в честь своего 80-летия, что выпадает не каждому. Что можно сказать... У арабов есть пословица: если долго жить, можно дождаться всего. Я хочу сказать, если долго жить, есть серьезный шанс прожить очень плодотворную и насыщенную жизнь.

Интересно, что художник участвовал в русско-турецкой войне 1877-1878 гг., но от этого события остались только маленькие, маслом на дереве, этюды солдат и представителей балканских народов. Ни в какие более масштабные работы эти материалы в итоге не пошли - не его это было, не Поленова. Он рано понял, еще во время пансионерской поездки, что исторический и батальный жанры его не привлекают.

Есть каталог к выставке, но очень большой и дорогой. Другие варианты - брошюра из серии "Художник в Третьяковской галерее", "Московский дворик" из серии "История одного шедевра" и маленький, А5, кирпичик... ну, пусть плитка - книга "В Египте и Палестине" из серии "Земной шар глазами художника", кроме репродукций в ней старинные фотографии, документы и много текста.
 
Вера, я сейчас заглядываю сюда редко, но хочу сказать, что мне проще выразить свою благодарность, написав об этом, чем лайкать каждый пост. Спасибо за всё: и за доскональное описание того, куда я не доехала, и за иногда почти интимные подробности.
 
Последнее редактирование:
Тьма бывает благословенной - природная, зимняя северная тьма.

Ноябрьская тьма обманчива: уже не видно воды, на Неве только отблески света, но еще нет шести, а значит, время есть, и сегодня я и до Месопотамии дойду, и навещу Жар-птицу.

В сквере возле Исаакия натыкаюсь на торговца сувенирами. Почему он здесь в любое время суток? Неужели кто-то в темноте покупает магниты?

Фонари оранжевы. Под ними видно почти все, но читать нельзя. Кто-то скажет, что в городе светло, кто-то - темно. Ночь под городскими фонарями парадоксальна, как темно-буланая масть: осветленная, но с потемнением. Разбавление и одновременно накопление цвета. Желтоватый, оранжевый снизу - и черный сверху.

Краски на Большой Морской куплены, пора пить кофе. В первом попавшемся кафе стены оказались черными. За соседним столиком сидели двое мужчин средних лет, оба длиннобородые, в очках, одеты, как одеваются люди профессий, не требующих дресс-кода, - один в свитере, другой в широком кожаном жилете.
- Сейчас я покажу, что он делает, - говорил один, подвигая к собеседнику смартфон и что-то переключая - картинки, должно быть. - Вот такое у него есть. А еще вот такое.
- Хммм..., - другой задумчиво листал пальцем страницы на экране и, прижав руку к губам, изображал интерес, но не торопился с оценками. Понять, нравится или нет то, что ему показали, было трудно.

Они совсем рядом. Вот, у них кто-то что-то рисует или снимает, есть и тот, кому это нужно. Рядом жизнь и работа. Ты живешь, пока ты творишь. Чтобы вернуться к жизни, надо просто сделать несколько шагов назад, поднять то, что выпало из обессилевших рук - продолжить.

Но для этого надо кое-что узнать и понять. Это можно делать прямо сейчас, пока мое время здесь не истекло.

Тьма не страшна, когда она снаружи. Выйдя из кафе, я зашагала в сторону площади, расчерченной на квадраты.
 
Кажется, я заблудилась. Вот что значит ходить в незнакомом месте наугад. Зал в голубых и белых тонах, блеск серебра из каждой витрины. Не знаю, где, но точно не здесь.

Узкий коридор, старинный комод с птичками, выложенными флорентийской мозаикой - интересно, узнал бы сын в них щеглов?

Сокровищ небывалых редкий кладезь,
как в памяти удержишь их названья?
В десятках комнат древностей собранье -
его на сотнях канов* выставляют.
Здесь золотой павлин и золотой петух
под деревом из злата восседают:
В свой час поет петух, и в должный час
павлин танцует плавно и летает.

Автор стихотворения - корейский чиновник Ким Тыннён (1852 - ?), писавший стихи и прозу на китайском языке. В 1896 г. его отправили в составе посольской миссии для представительства на коронации Николая II. Три его стихотворения помещены в сборнике "Рисунки тушью. Корейская классическая поэзия на китайском языке", выпущенном в серии "Золотой фонд корейской литературы" питерским издательством "Гиперион".

Из всех произведений сборника запомнились именно стихи Ким Тыннёна. Конечно, здесь я предвзята: что может сильнее заинтересовать в иноземной поэзии, чем впечатления гостя от твоей страны?

Это самые необычные стихи о Петербурге. Так корейский поэт увидел Зимний дворец: по-восточному отдал должное богатейшей музейной коллекции, а из всех экспонатов его внимание больше всего привлекла не какая-нибудь из Мадонн, не что-нибудь античное ("Там висят картины, Статуи стоят") - нет, заводная птица. Другой взгляд.

Не случайно действие сказки Андерсена "Соловей" о противостоянии живого существа и заводной копии происходит в Китае. Хотя нет, не обязательно: в XVIII веке в Европе тоже была мода на заводные игрушки. В Институте Св. Фомы на философии науки я в свое время узнаю, что они мыслились европейцами как модель реального мира - и возможность создать эту модель на таком уровне, как часы с павлином, означала познаваемость мира и его воспроизводимость.

Тогда людям казалось, что мир полностью познаваем.

Когда-то это казалось и мне. Речь не столько о стопроцентной познаваемости, сколько о возможности поглотить разумом очень многое, значительно большее, чем смогут другие.

Все оказалось не так, привычная деятельность - суетой, а мысли - заблуждениями.

Я вспомнила об этом, стоя перед стеклянной клеткой, похожей на теплицу. Я все-таки успела найти ее до закрытия.

Внутри клетки что-то тикало - часы продолжают отсчитывать время, а механизм, запускающий золотую сказку, стоит на стопоре, решила я. Рядом капала вода, переливаясь из одной мраморной раковины в другую, где-то была щель, и на пол натекла лужа. В ней отражался светильник.

Заблуждения, что индивидуальные, что коллективные, проходят (смею надеяться). А часы с заводными птицами остаются, прекрасные в любом случае.

* Кан - корейская мера площади жилых помещений, ок. 2,12-2,72 кв.м.
 
Я с детства, лет с 8, наверное, обожала Павильонный зал. Но именно часы (а они тогда не работали) не были любимым экспонатом, они вызвали тогда только любопытство, дорогая затейливая игрушка, но не более. А вот именно фонтаны были для меня всегда таинственными. И мозаики, и инкрустацию столиков могла очень долго рассматривать.
А к мумии жреца в Египетском разделе я всегда тащила напоследок уже изрядно уставших родителей в каждый наш визит. Он никогда не пугал, даже в детстве.
 
Эдмунд Шклярский в одном из интервью говорил, что для него египетская тема началась с той же мумии.
Когда-нибудь соберусь исследовать египетские мотивы в его текстах.
 
Была в Государственном музее Востока. Перед рассказом о коллекциях скажу пару слов о востоковедении вообще и востоковедении для меня в частности. Все же имеет значение, насколько и как подготовлен посетитель.

Есть Восток, а есть Восток.
Какое из этих слов произносить с особым ударением, решать вам.

Восток неоднороден. Туда исторически тянуло многих русских и лиц европейской национальности, но не всякий Восток одинаково интересен конкретному человеку. Условный Восток принято делить на несколько крупных регионов, и однажды я даже озадачилась вопросом, какой из этих регионов представляет Восток в целом для носителей русского языка. Исследование по ассоциациям проводила на студентах, результаты получились любопытные: большая часть географических ассоциаций оказалась связана с Японией (23), Китаем (20) и Индией (12), остальные встречались значительно реже.

К слову, Древний Восток упоминался редко: это Персия (2), Вавилон (1) и Шумер (1).

С десятого класса я лет пять изучала корейский в буддийской воскресной школе и играла на корейском барабане. В Институте Св. Фомы начинала изучать санскрит и учила его целый семестр, а потом факультатив прекратился, да и я была не слишком мотивирована на изучение именно этого языка. Санскрит из числа тех языков, которые требуют не только усидчивости и интереса, но и самоотречения. Мой же интерес к нему не выходил за пределы простого почтения и отдания должного языку великой культуры, единственному естественному языку, идеально подходящему для программирования (если бы не письменность), - почтения, свойственного любому нормальному филологу.

Настоящая гармония, на уровне звуков и грамматики, была у меня с грузинским. Это тот язык, который я изучала самостоятельно по зову сердца. Знания мне даже пригодились для небольшой научной работы по рэпу Беры Иванишвили. Хотя сейчас я не знаю, буду ли продолжать это исследование.

Примерно год назад я перекладывала свою библиотеку. Как и следовало ожидать, у меня скопилось немало книг по Корее и Японии. Прочитала я не все, но когда решила продолжить чтение, я выяснила для себя, что на многие вещи смотрю теперь по-другому. То, что вызывало благоговейное любопытство в чужой культуре, теперь кажется просто чуждым и чужим.

Таким чужим, какое никогда не станет моим, даже если речь вести о происходящем в мире идей. Я не хочу не только продолжать в это все погружаться - даже фантазировать об этом не хочу.

Осталось ли что-то, интересующее меня на Востоке? Совсем немного: дальневосточная поэзия и живопись.

А еще к этому списку неожиданно добавилась керамика.
 
Последнее редактирование:
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МУЗЕЙ ВОСТОКА

Я шла на выставку "Тотемы. Мифы. Образы", выставлялась сарматская зооморфная (т.е. звероформная) керамика I-III вв. Идея была интересной: представить несколько древних сосудов с ручками в форме животных, а к ним работы двух современных скульпторов.

Но исполнение не зацепило. Сарматской керамики всего несколько экспонатов, а современные произведения - косенькие фигурки человечков из перекрученных металлических полос, и держали эти человечки белые звериные фигурки, вроде как из фарфора, а по виду будто скрученные из белых гипсовых бинтов. Техника именно фарфоровых деталей меня заинтересовала, но в целом как-то не прослеживаю связи между древними зооморфными образами и современными. А смысл таких художественных проектов именно в связи идей через эпохи.

Кстати, ручки сарматских горшков сделаны так абстрактно, что очень сложно понять, что за звери. Одна ручка, атрибутированная как собака/волк, по мне, ящерица с длинным хвостом.

Музей Востока расположен в т.н. доме Луниных - городской усадьбе начала XIX в. в центре Москвы, стиль русский ампир. Сама усадьба начала XVIII в. и была перестроена после пожара Москвы 1812 г. Внутри, в зоне временных экспозиций, высокий холл с потолочной росписью. Не знаю, менялась ли планировка внутри здания, но помещения расположены как будто по спирали. Интересующие меня экспозиции располагались на 3-м этаже, и чтобы туда попасть, приходилось пройти несколько других залов.

Мне не очень повезло со временем посещения: школьные классы проходили в музее квест, искали ответы на вопросы в витринах, заглядывали в мой блокнот, бегали из зала в зал и шумели.

В зале Среднего Востока в основном экспонаты исламского времени. Однако есть отличной сохранности удила с прямым грызлом и псалиями в виде барашков и симпатичные изразцы в зеленовато-голубой гамме.

На третьем этаже первым в последовательности был зал Кореи.
yhTU-1D_IM4.jpg

Это свадебные костюмы.

6kb6zOqNCGU.jpg


Мужской корейский костюм, шляпы из конского волоса.

В 2001 году я участвовала в корейском фестивале и изображала соискателя, сдающего экзамен на чин. На мне был белый халат и такая же шляпа с полями, как здесь. Корея и другие страны Дальнего Востока заимствовали систему квалификационных экзаменов, разработанную китайцами еще до нашей эры.

h-RrktayF50.jpg

Корейская лаковая мебель, инкрустированная перламутром. Нам на свадьбу корейские друзья подарили шкатулку с перламутровой инкрустацией, там точно такие же бабочки, как на панели этого шкафа.
Между шкафами на подставке - женский праздничный головной убор.
Большая коробка справа, прикрытая платком, - ящик для швейных принадлежностей, тоже с перламутром, внутри ящики поменьше.

Не нашла в Сети фотографий целой серии корейских картинок с бытовыми сценками и традиционной живописи тушью на свитках, а также керамики - фарфора и фаянса с селадоновой глазурью характерных серовато-зеленых и серовато-голубых оттенков. Корейская керамика очень лаконичная, роспись если и есть, то в один-два цвета.

Китайская коллекция очень богатая.
s3urOlxvHwA.jpg


HF8OfQUVM-s.jpg


Здесь керамика совсем другая, разнообразная по форме, и кроме скромных изделий есть парадные, с многоцветной росписью.
Странной формы ваза внизу сделана в виде тыквы-горлянки. На Дальнем Востоке эта форма очень часто повторяется и в посуде, и в украшениях.

DvW6RTUXFuY.jpg

Китайские резные изделия из камня - вверху синий экран из лазурита, прозрачная зубастая горка из горного хрусталя, нефритовый карп - подставка для кистей. Розовые экспонаты (ваза с листьями и бык) - из розового кварца, желтовато-охристые - из мыльного камня.
Внизу в кадр попали образцы китайской живописи, но их там мало.

Много китайских изделий из слоновой кости:
ld1s70aYhFg.jpg


1MBweOVwnxk.jpg

Дьявольский шар - несколько шаров один в другом.

В отдельной витрине - письменный стол со всеми принадлежностями, включая стаканчик для сухих кистей и подставку для кистей влажных в виде горного массива, по которому путешествует учитель с учениками. Еще маленький настольный экран (не знаю, от чего загораживаться), маленькие пресс-папье, тушечница (терка для брусковой туши) и капельница для разведения туши. В общем, мечта офисного работника.

Кое-что из этого у меня даже есть дома: принадлежности, купленные, когда я занималась китайской живописью се-и. Войлочная скатерть (рисовая бумага сильно промокает), тушечница - обычная керамическая палитра (я пользовалась жидкой китайской тушью, у нее особенный запах, близкий к хвойному), подставка под влажные кисти из фарфора, но только примитивная. Вместо капельницы я использовала маленький фаянсовый чайник с коротким носиком.

Почему здесь речь идет о кистях? На Востоке не пользовались перьями, а писали кистями. Поэтому иероглифы имеют такие очертания, что от письма до рисунка даже не полшага, а еще меньше. Кисти делались из бамбука с ворсом волка, козы, кабана и других животных. Сейчас они доступны у нас в художественных магазинах. Некоторые акварелисты даже пользуются китайскими кистями для специфических мазков.

Еще одна интересная витрина:
kDcoFIMADG0.jpg

Это флакончики для нюхательного табака из фарфора, халцедона, фаянса, кости... В пробках обязательно есть ложечки. К этим экспонатам я была подготовлена эрмитажной брошюрой "Китайские флаконы для нюхательного табака" серии In brevi и, признаюсь, над этой коллекцией зависла надолго. Вверху справа - клетки для сверчков.

Японская коллекция
Dk_BgdFgT94.jpg

Есть богатые кимоно со сложным рисунком, керамика разная, как скромная, воплощение принципа ваби-саби, так и по-китайски богатая (можно увидеть справа).

В японских залах было очень много слоновой кости, от больших настольных статуэток
569KghwwsL4.jpg


до крошечных нэцке
Xq1nyksmNjY.jpg


Очень много изображений всяких демонов и чертей полосатых, много крыс. Фигурка "трое скверных" - змея, крыса и слизень что-то объели.
Некоторые нэцке деревянные, иногда с крошечными фрагментами кораллов.
Есть вазы из крупных кусков бивня, сохраняющих в целом его форму, а с поверхности выступают фигурки.

vBhTLN5D8S4.jpg

Один из главных экспонатов - огромный орел на лакированном пне. Орел из дерева, на него поштучно приклеены перья из слоновой кости. Это подарок императора Мэйдзи Николаю II по случаю коронации, целую делегацию в главе с наследным принцем отправили вручать подарок.
На заднем плане ширма, морские волны с брызгами тончайшей вышивки, много серых и сизых полутонов. Увы, она стоит полукругом, все вышитые панели от меня далековато, и рассмотреть вышивку не удалось.

Справа на заднем плане - серия гравюр укиё-э. Это направление по сути низкого, прикладного искусства оказало влияние на европейское искусство, и неоднократно: вначале на импрессионистов (особ. Мане, Моне), потом на постимпрессионистов (у Ван Гога целая коллекция была), а в итоге и на художников-символистов и стиль модерн.

Другие коллекции я смотрела поверхностно, потому что уже торопилась. В экспозиции Сибири и народов Севера есть седла для якутской лошади, уздечка pony-size, изделия из моржовой кости - сказки-комиксы на бивнях, скульптурная иллюстрация к сказке о вОроне (ворон в шубке), шкатулка с песцом на крышке.

Есть путеводители по разным коллекциям музея, но это не каталоги, там много текста и мало фотографий.

Фото из Интернета
 
И самый последний зал - живопись Закавказья и Средней Азии. Маленькая комната перед выходом, постоянная экспозиция совсем скромная. Но там есть "Кутеж" грузинского художника Нико Пиросмани:
mnSGpjECFL0.jpg


Стиль - наивный примитивизм. Пока искала иллюстрацию к посту, пересмотрела много "Кутежей". Художник явно любил этот сюжет. Пожалуй, именно этот вариант - самый продуманный и сбалансированный по композиции.

Вообще вот говорим - примитивизм, художник не учился рисовать... А когда смотришь в реальности (картина большая), как глядят на тебя эти персонажи, так и задумываешься: может, это приглашение присоединиться?..

И, проходя мимо, я зацепилась взглядом за очень яркие, богатые цветами картины. Присмотрелась - а это армянский художник Мартирос Сарьян.
zDW4ZVrxhq4.jpg

"Портрет Симонова"

Другие две прикладывать не буду. Там яркий натюрморт с цветами и фруктами, который я не очень помню и не могу теперь идентифицировать среди других похожих, а вторая - восточная уличная сценка, написанная размашистыми мазками полусухой кисти, имитирующими рисунок восковыми мелками. В Сети все репродукции этой картины сильно перевирают цвета, а Сарьян - это прежде всего цвет.
 
МУЗЕЙ РУССКОГО ИМПРЕССИОНИЗМА

Это один из самых новых музеев Москвы, открыт в 2016 году коллекционером Борисом Минцем. Расположен в бывшем хранилище муки и сахара кондитерской фабрики "Большевик". Здание на вид очень странное, скорее, логичнее смотрелось бы как музей русского авангарда, но никак не импрессионизма:
d7ZF263baS0.jpg


Постоянная экспозиция пока небольшая, но посмотреть стоит. Там собраны картины, наверное, всех или почти всех русских художников, работавших в заявленном стиле в разное время, от его появления в нашей стране (1879 г., картина Поленова "В овраге") до 1980-х гг. Есть пара скульптурных работ.
Основную экспозицию можно посмотреть на сайте музея: http://www.rusimp.su/ru/collection#main

Возле некоторых картин закреплены стеклянные колпачки. Оказывается, это ароматное сопровождение! Рядом с морским пейзажем предлагается нюхать море, рядом с "Натюрмортом с виноградом и чайником" Н. Горлова - аромат "абрикос" (почему? Не нашла, однако, абрикосов на картине).

Есть несколько рельефных репродукций для слепых. Вообще музей активно создает доступную среду для инвалидов: проводит экскурсии на жестовом языке, занятия для посетителей с ментальными проблемами и для колясочников.

Выпускаются подробные, с отличной полиграфией каталоги к выставкам, есть каталог постоянной экспозиции. Хотела его взять, но он дороговат. Быть может, в другой раз.

Основная экспозиция находится на 2 и 3-м этажах, в цокольном - временные выставки. Сейчас проходит выставка известного художника начала XX века Юрия Анненкова. Это автор известных произведений книжной графики, например первых иллюстраций к поэме А. Блока "Двенадцать".
LPZgII1Mw_4.jpg


Портрет Анны Ахматовой
KON0JeqICKE.jpg


Анненков нарисовал большой цикл портретов известных деятелей политики и культуры 1920-х гг., в основном тушью, иногда с графитом и гуашью:
VAcECee73I0.jpg


И для конников:
BhNm9wtLoAA.jpg

К. Ворошилов попросил изобразить себя с конем Маузером, с которым они вместе прошли всю Гражданскую войну. На заднем плане рисунка силуэт всадника.

И портрет, ставший лицом выставки:
jw2p8baNwRw.jpg

"Портрет М.Э. Зарнекау (урожд. Пистолькорс)" - в Интернете можно найти вариант "Портрет неизвестной в зеленом платье на фоне Эйфелевой башни", но вряд ли это правильно.

Портрет выполнен в смешанной технике - акварель, тушь, цветные карандаши и еще что-то.

Были и работы маслом:
0j7Pzd4ArHM.jpg

"Июнь. Лес"

a983QQ7ztOQ.jpg

"Палаццо Дарио, Венеция"

10SlnidxwyQ.jpg

"Площадь Сан-Марко, Венеция"

IRv312DjVos.jpg

"Автопортрет" (в углу на холст наклеена настоящая рамка)

Представлена театральная графика - эскизы декораций и костюмов.

Мне сложно что-то сказать вразумительное об этой выставке, она вызвала у меня смешанные чувства, но проблема во мне. Портреты очень живые, несмотря на своеобразный стиль - с элементами кубизма, но не разрушающими форму, а дополняющими ее, встраивающими в лица героев какую-то дополнительную реальность. Портреты размещены внутри стендов, поставленных кольцом, и зритель оказывается окружен плотным потоком образов. Образов людей, конец многих из которых был весьма печален. Людей, создававших эпоху, которую я не очень хорошо представляю себе и не уверена, что хотела бы знать и представлять лучше.

На 2-м этаже гостят две картины из Ярославского художественного музея кисти Николая Дубовского, художника второй половины XIX века.
c5koglEUsBs.jpg

"Наводнение на Екатерининском канале в Петербурге" (1903)

Жаль, что не выпустили открытки с этой картиной.

Фото из Интернета
 
Наводнение великолепно! Этакий "апокалипсис по-питерски":)
В 1903 было хоть и не рекордное, но одно из крупнейших наводнений за всю историю.

image-wH3wm2-russia-biography.jpg
 
"Мой двор" - хорошая, проверенная тема для сочинения, потому что свой двор есть почти у каждого, кто ведет более или менее оседлый образ жизни.

Для того, чтобы у тебя был свой двор, не обязательно проводить в нем все детство. Я никогда не была дворовым ребенком и не задумывалась о родном дворе, пока не увидела его во сне, предвещавшем беременность. Двор в Литве, который мой дед засадил деревьями - теперь они выросли, полностью закрыв от нас дом напротив. На высокой елке ближе к верхушке, где ветви отходят в сторону, какая-то бестолковая крупная птица устроила гнездо, в котором так никто и не смог жить. Все лето сороки, вороны и вяхири покушались на эту площадку, дрались за нее, а забравшись наконец в середину, с криком выкидывали на землю клочки пакли и пожухлую траву.

В ноябре я ясно ощутила, что в Питере у меня теперь тоже есть свой двор. Не колодец, нет - большой и просторный, не внутри, а между домами. Эти дома считаются по Невскому, вокзал совсем недалеко, но выход из двора загораживает большое здание, так что внутри почти тихо.

Я миновала серое крыльцо частной клиники. Чуть подальше, в высоко расположенных над тротуаром окнах театральной студии туманным осенним утром горел свет. И тогда я прошептала: наконец-то я снова здесь. Я счастлива уже только от того, что ступаю по этому тротуару.

Гостиница пуста, на щитке все ключи висят на своих местах. Я получила номер на втором этаже, и единственным постояльцем кроме меня был какой-то мужчина, что кашлял за стенкой.

Типичные питерские болезни: у него кашель, у меня депрессия.

В центре двора пустая детская площадка, на нее попадаешь по крошечным мостикам, висящим над мелкими пустыми канавками. Разложив вещи, я вышла на улицу. На маленьких деревцах еще оставалось несколько листочков, похожих не то на кленовые, не то на виноградные, и я сорвала один - сыну в гербарий.

Возле детской площадки молодая женщина выгуливала китайскую хохлатую собачку, лысую в попонке. Хозяйка ела булку, собачка просительно заглядывала ей в глаза. Несколько ворон, ходивших по газону, подошли поближе. Я заинтересовалась: обычно вороны недоверчивы, а в этот раз они не боялись и явно чего-то ждали. Подлетела еще парочка. Собачка подошла вплотную к хозяйке, сгруппировалась и подпрыгнула строго вертикально, однако до булки не достала.
- А тебе не дам! ...Ладно, возьми, но совсем чуть-чуть, - собачка получила кусочек, а несколько крошек полетели воронам.
Я угадала: птицы хорошо знали эту женщину.

Двор нужен, чтобы смотреть на него из окна. Я отодвигаю тюлевую занавеску, склоняюсь на широкий подоконник и вижу, как внизу у самой стены по черной земле ходят птицы в поисках еды.

Здесь я впервые встретила пегую ворону, хотя книга "Птицы Петербурга" обещала мне пегих галок.

Впрочем, оперение не так уж важно. Важнее звуки. Звуки, с которыми птицы ходят по крышам - приземляются, прохаживаются, взлетают, царапая жесть. Стоит мне вспомнить мой питерский двор, как я снова слышу это царапанье и тихий стук когтей.
 
Последнее редактирование:
Здравствуйте)
Как же мне нравятся Ваши Питерские заметки!Очень люблю свой родной город и,читая о нем в Вашем дневнике,каждый раз как дома побывала.Спасибо)))
 
В воскресенье была на выставке в очень необычном месте - в библиотеке имени Максимилиана Волошина. Она существует с 1918 года и расположена рядом с Новодевичьим монастырем, тем самым, куда сослали царевну Софью. Для меня это особенное место, потому что на соседней улице я работала когда-то давно, когда еще была юристом. Именно там в обеденный перерыв я набирала на компьютере тексты о шампанских мастях. Монитор барахлил, отходили контакты провода, и я сделала из него стремя. Стоило ослабить натяжение ногой, как соболино-шампанская лошадь на экране из лиловато-пепельной превращалась в зеленую.

Я ушла оттуда в конце 2007 года. Тогда я была совсем другой и думала, что мне будет непросто увидеть эти места теперь. Но все прошло легче, чем я предполагала. Было воскресенье, возле метро "Спортивная" было почти пусто. Уже не было длинных развалов с глянцевыми журналами по дороге от метро. Первые этажи соседних зданий теперь заняты кафе и цветочными магазинами. На улице 10-летия Октября раньше жила стая крупных уличных собак. Однажды приличного вида молодой человек, проходя мимо, дернул собаку за хвост, и она очень испугалась. В другой раз у одной из припаркованных на тротуаре машин выла сирена, напротив нее на земле сидела собака и тоже выла, стараясь попадать и в тон, и в ритм.

На работу надо было сворачивать на Погодинскую улицу, но я прошла прямо, туда, где начинался крутой спуск к Москве-реке.

В библиотеке имени Волошина проходят публичные лекции по востоковедению и египтологии, здесь же преподают древнеегипетский. У них издаются самиздатом книги по египтологии (сейчас в наличии книга Н. Ривза о гробнице Тутанхамона). В маленьком фойе библиотеки разместилась выставка открыток конца XIX - начала XX вв., так или иначе связанных с Египтом. Это коллекции двух ныне покойных филокартистов - В.В. Петракова (изучал, в частности, историю Елисаветградского кавалерийского училища) и египтолога В.Н. Ларченко.

Открытки очень разные: фотографии, реалистичные рисунки, даже карикатуры на европейцев, отправляющихся в Египет вроде как осматривать древности, а на самом деле занятых собой, такая вроде бы мысль в них заложена. На одной картинке местный с факелом показывает туристам древние росписи, а по длинным теням видно, что туристы в это время целуются. На фотографиях собственно египетские статуи и руины, на рисунках, как правило, пирамиды, пейзажи современного Египта и сценки из жизни египтян. Была еще небольшая экспозиция хромолитографий немецкого художника XIX века Вернера на египетскую тему.

Посмотреть такую специфическую выставку было тем более интересно, что как раз на днях я читала о т.н. воображаемом музее. Но на эту тему ничего говорить не буду, пока ее не обдумаю.
 
Есть расхожая фраза: сколько языков ты знаешь, столько раз ты человек. Приписывается А.П. Чехову, но есть и другие версии. В любом случае автор фразы был прав.

Я сейчас пишу статьи на английском о русских породах лошадей. Целевая аудитория - иностранцы. Когда я писала книгу "История лошади...", задумалась о параллелях в развитии конного дела в России и США. Проследила две отчетливые параллели. А сегодня выявила еще одну, весьма неожиданную - и только после того, как перечитала собственный текст на английском языке.

Это не я выявила параллель, а англичанин во мне. Парадоксально, но языковые личности могут очень слабо сообщаться между собой. Например, в подростковом возрасте мне было трудно разговаривать даже с родными (русский, польский) - а на английском говорила много и очень охотно.

Еще наблюдение: прошлым летом потребовалось 2 недели, чтобы я смогла начать говорить в Литве по-литовски. Эти недели я могла ходить за покупками только в супермаркет, потому что там можно расплачиваться молча. Билеты на паром я брала только в автомате. Тогда у меня уже появились первые симптомы реактивной депрессии.
 
МУЗЕЙ В.А. ТРОПИНИНА И МОСКОВСКИХ ХУДОЖНИКОВ ЕГО ВРЕМЕНИ.
РУССКИЙ ПОРТРЕТ XVIII-XIX ВВ.


Побывала в необычном музее. Музей В.А. Тропинина расположен в Замоскворечье, старом купеческом районе столицы, и занимает очень маленькое здание - типичный классический одноэтажный особнячок с мезонином постройки середины XIX в., который сообщается с примыкающим к нему зданием, где есть два зала для временных экспозиций.
9BGSo2MbjZs.jpg

В основе музея - коллекция искусствоведа и собирателя Ф.Е. Вишневского. Вообще Музей Тропинина - пример того, как можно создать наполненное ценными и интересными экспонатами пространство на маленькой площади, потому что важно не количество и размах, а качество. И как много может сделать один человек, если подходит к делу со пониманием и профессионализмом.

Постоянная экспозиция построена вокруг работ В.А. Тропинина, крепостного художника, считавшегося в свое время лучшим мастером московской школы. Ему отведен первый зал... впрочем, "зал" для этого здания понятие условное. Скорее, речь идет о комнатах, причем очень небольших.
FhEZ_FO6enY.jpg


kU360IrfgKY.jpg

В.А. Тропинин, "Автопортрет"

5mV5DfNmTxA.jpg

"Кружевница" (внизу тактильная репродукция)

hv9ZecXYFfc.jpg

"Девушка с горшком роз"

h1cz4PHqtxY.jpg

"Гитарист"
Это один из самых любимых и повторяемых сюжетов художника. Есть мнение, что это портрет одного из сыновей графа И.И. Моркова, чьим крепостным был Тропинин.
В музее еще несколько "Гитаристов". Гитары у всех русские, т.е. семиструнные. (Современная эстрадная музыка создается прежде всего на испанской гитаре - шестиструнной.)

В постоянной экспозиции есть портреты других мастеров, более ранние - Рокотов, Боровиковский и другие, но буквально по одной работе от каждого.

5_F46-7EW40.jpg

Неизвестный художник, портрет Анны Леопольдовны (?), племянницы Анны Иоанновны и матери императора Иоанна VI Антоновича. Этот портрет мне давно известен по детской исторической энциклопедии. Но оказывается, даже сама героиня под вопросом, она или нет.

Совсем немного пейзажей.
IYsNWkn2ylY.jpg

И.-Н. Раух, "Конный двор в Кузьминках"
Странно, что картина вроде как про конный двор, а главный герой - собака, следящая за бабочкой. Возможно, название дано не художником.
Сам конный двор:
JCjO0jGr4eA.jpg


Из графики представлены гравюры с видами Москвы и Петербурга, карандашный рисуночек пчелки чуть больше натурального размера - я даже подумала, что она засушенная, т.е. настоящая. Удивили два пресс-папье, с кроликом, поедающим листья, и собакой - изображения выполнены крошечной нарезки стеклянной смальтой. Похоже на рисунок очень маленькой кистью. Ювелирная работа - сбор таких смальтинок.

Когда я была в музее, там проходила выставка акварельного портрета.
UKrfmgwf9l0.jpg


Экспонаты из коллекции музея и из частной. Акварелью писали на бумаге, белой или кремовой, и на слоновой кости. Иногда добавляли гуашь (для уменьшения прозрачности?), иногда акварельная размывка служила дополнением к карандашному рисунку.
Комната зашторена, свет включается автоматически при появлении посетителей. Это важно: акварель очень слабосветостойкая краска. И я не уверена, что такие работы вообще подлежат реставрации, если с ними что-нибудь случится.

Есть акварели признанных мастеров, больше всего П.Ф. Соколова.
YeaVjitSH2I.jpg


Портрет княгини Елизаветы Ксаверьевны Воронцовой, урожд. Браницкой
Фрейлина, знакомая Пушкина. Очень известен ее портрет кисти английского художника Дж. Хейтера. Он даже был растиражирован на эрмитажной серии почтовых марок. На портрете Соколова на героине чепец, который назывался "мельничные крылья", а цвет платья - "цвет нелинялого попугая". Чепец написан мазками разных тонов серого цвета, полученного в результате смешения красок (ультрамарин + лимонная). Причем это очень маленького формата работа.

XVAiVNo9ojw.jpg

Портрет Анны Алексеевны Олениной

Но, сам признайся, то ли дело
Глаза Олениной моей!
Какой задумчивый в них гений,
И сколько детской простоты,
И сколько томных выражений,
И сколько неги и мечты!..
А.С. Пушкин, "Ее глаза"


Возлюбленная Пушкина, к которой он сватался (неудачно - отказали ее родители). Она вышла замуж за Ф.А. Андро, впоследствии сенатора и президента Варшавы.

sfdP_isbw9Y.jpg

Портрет графа Карла Васильевича Нессельроде

А это уже один из главных врагов Пушкина. Его жена была посаженной матерью Дантеса на его свадьбе с Екатериной Гончаровой, свояченицей поэта.

pMAqZKT-lcw.jpg


Портрет Идалии Григорьевны Полетики, урожд. де Обертей

Тоже ярая недоброжелательница Пушкина. Читая обо всей истории с роковой дуэлью поэта, я представляла себе Полетику женщиной обычной, нейтральной внешности. А она, оказывается, была красавица.

Портреты можно бесконечно рассматривать и показывать, особенно читая краткие биографии изображенных лиц. Есть даже отдельное направление в искусствоведении - иконология, что изучает портреты и судьбы их героев.
Были и работы попроще и похуже, причем авторы большей их части остались неизвестными. Как правило, это совсем маленькие портреты на бумажках или пластинках слоновой кости, в оправе медальонов или складнях, которые дарили на память. Остается провести параллель, что они как фото на паспорт - редко бывают удачными. Среди героев были купцы и даже две православные монахини. У многих изображенных на лицах были признаки разных нехороших синдромов. Например, купец-микроцефал:
GqfpMuC3Qw8.jpg


Конечно, не было у героя микроцефалии. Это типовая ошибка слабых художников - уменьшение мозгового отдела черепа, потому что взгляд задерживается прежде всего на лице, а все остальное вроде как и не важно. Хочется думать, что портретное сходство передано верно, как и выражение лица, и художник хотя бы не остался без оплаты.

Музей Тропинина располагает очень хорошей коллекцией русского стекла и фарфора XVIII-XIX вв., но сейчас она не выставлена, и я ознакомилась с ней только по каталогу.
DYXstR150AA.jpg


В зале временных экспозиций была выставка, посвященная старинному музыкальному салону. Музей регулярно проводит вечера и даже концерты. Старинное пианино с клавишами из слоновой кости используется, если судить по фотографиям, а вот педальная арфа XIX в. в нерабочем состоянии и просто украшает помещение. У нее интересная колонна в готическом стиле, с фигурами ангелов на "капители".

В музее издано несколько каталогов, два больших ретроспективных и несколько маленьких, хорошего качества и вполне бюджетных: обзорный путеводитель по музею, отдельно по коллекциям акварельных портретов Соколова и Гау, пейзажной живописи, московскому купеческому портрету, а также по стеклу и фарфору.

Я не случайно вынесла в заглавие поста "Русский портрет". У него непростая судьба. Есть мнение, что русская живопись и русский портрет в частности не дотягивает до европейского уровня. Может, и так. Но все-таки вспомним, что светская живопись в России появляется на 300 лет позже, чем в Европе. До этого была иконопись, которая вообще не ставила задачи изображать видимый мир, а уж тем более передавать характеры живых, земных людей. В какой-то момент появились парсуны, в которых тоже было много от иконописи. Первыми светскими живописцами, в частности портретистами, в России были иностранцы. Русские учились уже у них. Но если проследить начало русского портретного искусства, особенно лучшие произведения, можно увидеть, что начало вполне достойное. Музей Тропинина как раз дает представление об этом начале - об очень важном периоде в развитии русского искусства.

Фото из Интернета
 
Приятно ездить утренним "Сапсаном". Можно, легко позавтракав, приехать на Ленинградский вокзал не так чтобы рано и не так чтобы поздно. Даже если едешь зимой, на вокзале будет светло.

Можно досыпать прямо в поезде, разложив столик и положив на него руки и сверху голову. Все равно смотреть за окно трудно - слишком быстро все проносится мимо, да и пейзаж, честно говоря, однообразен. Главное не пропустить раздачу сэндвичей и напитков. Скорее всего, она будет около одиннадцати, а значит, уже можно пить кофе.

Кофе в "Сапсане" действительно хорош, как и обещала Олеся, автор той самой книги с котом и сырниками на обложке. Это чувствуешь по запаху, когда его готовят.

Можно не спать, а читать книгу, перекладывая со страницы на страницу магнитную закладку с ирисом, цветком модерна. Прибыть в город к обеду, пройтись до "Кукерии", попробовать пирожное с ревенем, на которое нацеливалась еще в предыдущий приезд.

Но если приехать зимой к обеду, северный световой день будет против тебя. Ты совсем не успеешь осмотреть город. Когда доберешься до Адмиралтейской, сумерки уже начнут скрывать от тебя все: фасады и подворотни, и сквер на Сенатской площади, и финский модерн на Большой Морской. Где еще увидишь такие огромные дома, стилизованные, как ни странно, под чухонские избы. Но вот ты стоишь прямо напротив них, и... что толку, если только угадываешь их очертания.

Надо немного пройти на Запад. Эрмитаж сегодня работает допоздна, а сейчас мне нужно лишь небо со следами закатных красок. В зимнем городе почти не удалось увидеть солнечного света. То, что было в Москве и за окном "Сапсана", не в счет. Это было не здесь, а значит, неправда.

Приятно ездить утренним "Сапсаном" - но лучше ночным поездом. Тогда ты прибудешь ранним утром и, выйдя на площадь к обелиску, а потом, постояв на переходе через Лиговский, начнешь день вместе с Питером.
 
Вера, я рекомендую группу вКонтакте о Питере, посвященную истории города, с ностальгическим названием "Город, которого больше нет" https://vk.com/public998865 Там огромное количество старых и современных фотоматериалов, удобно размещенных по тематическим альбомам.
 
Сверху