Рассказ.

Лето

Участник
ЕГО ЗВАЛИ АВЕРОН

Смеркалось. Вечерний туман смешивался с изморосью. Старый жеребец лежал на боку на дне неглубокого оврага … И замерзал. Ноги и грудь в воде. Мокрая грива прилипала к мокрой шее.
Чутко поводил жеребец ушами, ловил далекие звуки. Там, на соседнем поле, не спеша, срывая по дороге пожухлую траву, табун брел к дому. Без него…

* * *

Его назвали Аверон. Еще бегая с матерью, он ловил на себе восхищенные взгляды. Вороной без отметин, рослый, костистый, с высоким затылком, с хорошим поставом головы и длинной шеей. «Хороша будет лошадка!» - говорили в заводе.

Свист бича. Пошел, пошел! Железо в рот, седло на спину. Пошел! Сбор, траверс, ранверс, принимания, пируэты, пиаффе… «Какие движения, какой экстерьер!» – хор судей на соревнованиях. Классическая музыка КЮРа, тишина выездкового манежа на Большом, аплодисменты трибун, громкоговорители. Да, он знал вкус побед - километры кругов почета. Пассаж, пиаффе, принимание; пассаж, пиаффе, принимание. А время идет…
«Стареет конь, жалко в прокат, в производители бы ему».

Частный конезавод. «Что нужно жеребцу-производителю? Жрать побольше и кобыл поэкстерьеристей!» «Зачем на нем ездить? В левадке постоит и хорошо!»
Привыкший работать, скучает жеребец. Кругом поля, но тесна левада, негде побегать. Много еды, много кобыл…Овес, дающий силу и горячащий кровь, свинцовой тяжестью наливает ноги. Подолгу сидит он на полу денника, прежде чем собраться с силами и встать, тяжко поднимается на кобыл.
«Накололись мы с жеребцом, мертвая сперма… два года кроет, а толку никакого!. Сплавить надо».

«Нам очень сейчас нужна такая лошадка! А вам на обмен классного жеребца-производителя! Меняем? Староват, правда, но не нарадуетесь! Жеребец! Истинный жеребец!».
Полуразвалившаяся конюшня на окраине. Темно, грязно, тесно. Гордое название – племферма. Мало еды, мало кобыл. Нет и левад. Но есть поля… есть девочка-подросток, тайком докармливающая до полной порции, есть морковь и сахар, как по волшебству появляющиеся в маленьких ладонях.
«Хочешь я покажу тебе пиаффе? Ты не правильно делаешь… Но я понял что ты хочешь. Вот так, тряхну стариной, мне не жалко…». «Смотри, смотри, старикан работает. Сам, сам, всадница-то - ноль!» «Ладно, ладно, потешим публику сегодня, но завтра, чур, в поля, наперегонки с ветром, наперегонки с трехлетком-недоучкой.
«Что, молодость? Да, я стар, но у меня техника, выстраданная часами тренировок». В два скачка с сокращенного в карьер. Четкий, размашистый галоп, темп и ширина, данные природой и отточенные людьми. Петляя между деревьев, легко перекладывается с одной ноги на другую. «Что, парень? В ногах запутался? Отстаешь? Эх, вы, учитесь пока я жив!».
Рад, конь, рад. Радость в глазах, в движениях. Радость путается в развивающейся, нестриженной гриве. «Он еще и брыкается! Верон, легче!»

«Хорошенькие жеребята, жалко только два в этот год. И вообще, где вы такого нашли, мы думали таких уже нет. Ископаемое! Но каков!», - удивляются ВНИИК-ковские специалисты. «Кройте, им кройте, а то ведь сами понимаете, конь-то возрастной».

Осень. Дует ночью ветер в незакрытые окна конюшни, хлюпают под ногами мокрые опилки. Не стало девочки, теплых ладоней, сахара и моркови, не стало недоучки-трехлетка.
«Что в деннике стоять, его ж тогда кормить надо – утром и в обед. Пусть с кобылами гуляет, заодно и разбредаться им не даст».
Ходит табун с одного поля на другой, мочит дождь шкуры, щиплет табун тронутую заморозками безвкусную траву, забредает иногда в деревню, проверить ближайшие помойки. Строжит, пасет кобыл старый жеребец. Процветает племферма.

Вечер и дождь. Опять вовремя не приехали за табуном. А надо домой. Ночью маткам с жеребятами спокойнее в конюшне. Домой! Домой! Жеребец разворачивает табун к дому. Домой! С поля на поле, через овраг.
Бесшабашны и веселы жеребята, осторожны и легки в движениях кобылы. Осторожен и старый жеребец,.. но скользят по мокрому склону растоптанные копыта. Тяжело, с выдохом падает он набок; на боку съезжает в холодную жижу на дне. Не подняться… Стары ноги, последние силы растрачены в осеннем шатании по полям, малы вечерние порции. Не подняться…

* * *

Ушел табун. Без него… Тихо идет дождь, тихо подкрадывается ночь. Тихо зовет старый жеребец: где вы, все те, для кого он жил все годы, где вы, мастера-спортсмены, судьи и восхищенная публика, конезаводчики и зоотехники? Один, в холодной воде и грязи замерзает старый жеребец.

Голоса с поля. Луч фонарика скользит по стенкам оврага, по блестящей мокрой черной шкуре, выхватывает из темноты маклок, пляшет на выступающих ребрах, пробегает по свалянной гриве, останавливается на морде и светит в закрытые глаза…
Но они уже видят иной свет.


октябрь, 2004 г.
 
Очень понравилась сия грустная история. Написано правдиво и жизненно.
 
Можно пару слов по существу? Рассказ "сырой", хотя и написан с душой. Автор плохо выстроил композицию рассказа. Биография жеребца скомкана, прочитана скороговоркой. Автор торопился перейти к финальной сцене, а зря. Основная мысль, если не ошибаюсь, заключалась в том, что жизнь, полная побед, труда, пролетела, как сон, и под конец ничего не осталось от прошлого. Но для выражения этой мысли биографию надо было больше раскрыть. Где они все, эти спортсмены и судьи, вопрошает автор, а вместе с ним и герой. Но читатель этих спортсменов и судей не видит: они были наспех упомянуты, а не прорисованы. Из-за этого смысл рассказа выхолащивается, и в итоге читатель видит только старого умирающего жеребца (конечно, жалко, но ведь не ради этого рассказ писался), а не труженика, чья тяжелая жизнь закончена, а награда так и не получена.
 
Краткость - сестра таланта! :)
Так коротко не потому что торопливо - это выжимка, убрано все вроторстепенное. В сущности, мне кажется, не так уж важны все эти спортсмены, победы, зачем описывать их в делалях, читатель додумает, достроит. Это вода, размывающая основу . На истории каждой спортивной лошади можно написать роман. Это рассказ можно развернуть до большой повести. Зачем? Главное сказано.

Большое спасибо за замечание. У меня все расказы очень короткие. В этом (и не только в этом, конечно) их беда. Я не умею длинно писать. В длинном рассказе как правило появляются диалоги - у меня они исключительно пустые. Куча действующих лиц - характер всех надо расскрывать. Чтобы раскрыть хорошему писателю, нужно пару-тройку строк, удачно выделенных черт - у меня - воды на пол страницы.
Я тут, просто, попыталась оправдаться по поводу скомканность, и очень тактичный намек на любовь к патетическим заключительным сценам.

Если я его начну разворачивать - это будет совсем другая история.
 
Полностью согласна с автором: вовсе не нужно было подробнее останавливаться на "славных" моментах жизни коня. Написано, как будто он сам вспоминает эти моменты так, как они запечатлелись в памяти - скользит мыслями поверх всех событий, всплывают в сознании запомнившиеся фразы... Это создает ощущение незначительности всех тех событий в глазах людей.
Мне очень понравилось :)
 
Ой, спасибо. А то я весь день промучилась. Вроде, знаю, расказ короткий. Но, убей меня, не ощущая я его скомканным. И потом рассписывать подробно где, что, как и с кем - здесь это не реально, потерятеся стиль и общий настрой. Night mare спасибо, еще раз. Прям восстановили мое душевное равновесие.
 
Мне лично рассказ очень понравился! Я тоже считаю, что подробнее описывать жизнь коня было бы излишним. Это бы "отодвинуло" в тень главную идею, которая так чётко прописана.
Лето, МОЛОДЦА!
 
Лето написал(а):
Краткость - сестра таланта! :)
Так коротко не потому что торопливо - это выжимка, убрано все вроторстепенное. В сущности, мне кажется, не так уж важны все эти спортсмены, победы, зачем описывать их в делалях, читатель додумает, достроит. Это вода, размывающая основу . На истории каждой спортивной лошади можно написать роман. Это рассказ можно развернуть до большой повести. Зачем? Главное сказано.

Друг мой, краткость и скомканность - две разные вещи. Есть такое понятие как достаточность. Можно написать кратко, но достаточно, то есть если все необходимое будет сказано, а большего и не надо - это будет лишним. А можно писать и скомканно: прыг-скок, галопом по европам, лишь бы скорее к финалу.

Лето написал(а):
Большое спасибо за замечание. У меня все расказы очень короткие. В этом (и не только в этом, конечно) их беда. Я не умею длинно писать. В длинном рассказе как правило появляются диалоги - у меня они исключительно пустые. Куча действующих лиц - характер всех надо расскрывать. Чтобы раскрыть хорошему писателю, нужно пару-тройку строк, удачно выделенных черт - у меня - воды на пол страницы.

Это кто сказал, что беда? А кто-то только что говорил, что краткость - сестра таланта. Я тоже пишу очень коротко, можете сами в этом убедиться, если отыщете то, что я в этом форуме написала, да если в дневник заглянете ("Навстречу ветру", название неизменно, художественная форма изложения от третьего лица). Я вообще считаю, что кратко писать лучше, чем длинно: не у всех читателей хватит терпения дочитать до конца, если им будет малоинтересно. А когда коротко - сам Бог велел дочитать.
Пустота диалогов, неспособность раскрывать образы в несколько строк - эти ошибки поддаются исправлению. Время покажет. Да еще ваш труд. Решите, что для вас литература - просто захотелось сегодня написать, а завтра желание пропало или же дело всей вашей жизни. Далее действуйте в выбранном направлении. Дерзайте!
 
Ну, вот. Я тут опять заторопилась и все перепуталось. Я понимаю, что краткость и скомканность - две разные вещи. Вот в моем ответе Mrs. John как раз скомканность.
Дело вот в чем. Mrs. John считает, что рассказ не достаточен, т.е. скомкан. Я, преклоняясь перед литературным талантом Mrs. John(читала рассказ "Форсировать страх" - так мне психологических перепетий не описывать никогда), все же (о, ужас!) не нахожу "Его звали.." недостаточным.
Но, неумение писать развернуто (ну, или неспеша, "не прыг-скок") считаю своим огромным недостатком. Я бы и рада развернуть, но если сейчас мое, с позволения сказать, творчество, кому-то и нравиться (кстати, спасибо, всем потратившим время и деньги :) на прочтение), то после "увеличения объема", оных боюсь не останется. (Вот тут мне пришла в голову бредовая мысль - а, может, считать это стилем?)
Остается тихо удивляться, как люди романы пишут? :)
Зато, точно, у коротких рассказом больше шансов быть прочитанными до конца :)
 
Лето написал(а):
...читала рассказ "Форсировать страх" - так мне психологических перепетий не описывать никогда...
Но, неумение писать развернуто (ну, или неспеша, "не прыг-скок") считаю своим огромным недостатком. Я бы и рада развернуть, но если сейчас мое, с позволения сказать, творчество, кому-то и нравиться (кстати, спасибо, всем потратившим время и деньги :) на прочтение), то после "увеличения объема", оных боюсь не останется. (Вот тут мне пришла в голову бредовая мысль - а, может, считать это стилем?)
Остается тихо удивляться, как люди романы пишут? :)
Зато, точно, у коротких рассказом больше шансов быть прочитанными до конца :)

Ну-ну... спасибо за вашу искреннюю похвалу, но что это вы на себе кресты ставите? "Так мне этого не описывать никогда"... Не говорите! Я раньше писала все очень и очень слюняво. А Сталина в слезах по колено не хотите? Но я свою этот недостаток преодолела. Есть вещи, которым научиться нельзя, но есть навыки, приобрести которые вполне реально. Делайте так: напишите рукопись, отложите ее на неделю или две в сторону. Ну, может, на месяц. Это зависит от вашего характера, как быстро у вас проходит период радостного возбуждения, именуемого творчеством (с активным выделением эндорфинов, надо полагать). Так вот, когда эндорфины выветрятся, перечитайте рукопись. Тут же вы увидите то, что раньше для вас было незаметным. Отметьте ошибки, можете даже составить их перечень (как я делаю), неважно, краткий или развернутый, с подробной характеристикой каждой ошибки, главное назвать их все. Ну и впредь старайтесь их не допускать!
Разумеется, отметьте и наиболее удачные места. Похвалите себя за хороший результат! И старайтесь дальше. Но не переживайте, если успехов долгое время не будет: писать люди учатся десятилетиями.
Однажды я говорила с критиком на тему "скороспелости" авторов. Было это примерно так:
- Вот я все комплексую, что еще не один из моих рассказов не опубликован, а мне уже 21, а вот другие мои ровесники в это время...
- Ну и что? А есть писатели, которых публикуют в 10 лет. А к 16 годам они исписываются (потому что привыкли, что все ими восхищаются, и работать не хотят, не повышают свой уровень). И все о них забывают. Не надо комплексовать по поводу того, что не получается сразу, надо работать.

Лично я вспоминаю всякий раз эти слова, когда у меня не получается.

А насчет этого рассказа... Возможно, я сужу слишком строго и он действительно достаточен. Но, согласитесь, мной была подмечена тенденция. А любая тенденция - штука тонкая, как хождение по острой грани.
Не унывайте! Кстати, есть этот форум - старайтесь, чтобы все ваши сообщения были литературными (или, скорее, публицистическими), то есть грамотно выстроенными, "раскрытыми".
 
Спасибо Вам, Mrs. John, за потраченное на меня время. Учту Ваши советы.
 
Молодец!!! мне лично очень понравился рассказик, аж слезу пустила....Слушай, а эта история-правда?
 
Почти в каждом произведение есть доля правды и доля литературного вымысла.
 
IRI, странный вопрос. В любом литературном произведении главное не то, что описывается биография реального Васи Печкина из деревни Гадюкино (утрирую), а то, что такой Вася вполне мог бы существовать, так как очень много людей, на него похожих.
Более того: написанное часто материализуется.
 
это конечно понятно и именно это и трагично, печально... просто в памяти всплыло место, где это могло произойти. Лето поймет, о каком именно месте я говорю.

Кстати, mrs. John, прочитала я Ваш рассказ, ссылку на который Вы оставляли. Очень грамотно написано и также очень печально...
 
Сверху