Sally Morgan
Новичок
Мягкость или мягкотелость?
В связи с нешуточно разгоревшейся на форуме Старого друга дискуссией по поводу обоснованности применения так называемого «наказания» я решила поделиться своими соображениями по этому вопросу.
Рассуждения мои основываются на работе с 5-летним мерином по имени Красавчик.
Вот его краткая история жизни.
Родился он очень красивым и смышленым жеребенком, за что и получил свое имя. Отцом его был русский рысак Гарный, участвовавший в скачках рысью под седлом, а матерью – рабочая кобыла Лада, которая была известна своим кусачим характером. Эту же черту она передала своему жеребенку.
До 3 лет у Красавчика был хозяин, спортсмен-гонщик. Жеребенка любили и баловали. Ездили на нем исключительно спортсмены-конкуристы: усидеть на молодом жеребчике было не просто: свечки - козлы, козлы – свечки. Кусал Красавчик, наверное, всех и вся, насколько я могу судить по рассказам тех, кто его знал в то время.
Два года назад умер хозяин жеребчика. И Красавчик попал в совхозную собственность. Он стал мерином. Его забрали пасти скот, а потом – возить навоз.
Ну, не вам же мне объяснять, кто и как обращался с бедным малым, когда он проявлял непослушание или делал что-то не так.
Побои.
Еще побои.
Много побоев.
Тощего, изнуренного, ко всему безучастного коня поставили осенью в конюшню, отдав детско-спортивной школе. И сказали: «Откормить, а там посмотрим».
Вот так этот гнедой симпатяга оказался у нас.
А еще через некоторое время мне, чайнику-прокату, предложили сесть на него верхом (на корде). В первый же день, подыграв, Красавчик изящным движением закинул меня к себе на шею…
Ну, не падать же мне с него?!
Поерзав попой по шее, я снова уселась в седло, не прекращая движения, и мы продолжили работу. Тренер спросила: «Тебе понравился Красавчик?» - «Очень!» - ответила я. – «Тогда езди на нем».
И я начала ездить.
Прошло месяца два-три, и я стала замечать, что как-то незаметно Красавчика все больше опутывают всяческими приспособлениями. По неопытности я не придавала этому значения…
Капсюль простой, восьмерка…В один прекрасный день мне дали в руки хлыстик и сказали, что конь теперь не слушается всадника без него (к тому времени на него посадили 13-летнюю девочку из секции). Дальше – больше: мартингал, пелям…
Управление конем превращалось во все более неприятное и трудное занятие. Я перестала чувствовать его рот (раньше он весело жевал железо, не скованный капсюлем); все чаще я оказывалась в положении абсолютной идиотки, которая не может элементарно направить коня на стенку в манеже.
Помимо всего прочего, отъевшись, конь стал вновь пускать в ход зубы, чуть только к нему приближался человек. Чистили его дети, предварительно огрев по морде…
И речи не было о каком-то там контакте с Красавчиком. Коня словно замкнуло, и я тихо радовалась случайным удачам в работе под седлом.
От пеляма и восьмерки, правда, сообща нам удалось избавиться: я ныла, говорила, что я не настолько опытная, чтобы ездить с такими сложностями, мне проще, когда экипировка менее строгая и сложная.
Помогло! Избавились!
Остались: простой капсюль, мартингал (зачем – убейте меня, до сих пор не понимаю), хлыстик. Хоть чуть-чуть полегче.
Одновременно я читала литературу, дабы найти ответы на свои вопросы. Узнала про НХ.
БА! ДА ЭТО ЖЕ МЫ УЖЕ ПРОХОДИЛИ!!
Из трех моих собак две были воспитаны с позиций бихевиоризма (основа НХ – Скиннеровская теория бихевиоризма; отсылаю всех к книге К.Прайор «Не рычите на собаку»), результаты были просто ошеломляющими: животные управлялись – и сейчас, слава Богу, управляются – только интонацией, жестами и взглядом.
Может, это то, что поможет нам с Красавчиком?!
На конюшне, услышав про «метод Парелли», меня начали высмеивать, доходило до обидных ситуаций. Я, что называется, осталась наедине с собой, своими сомнениями. И с Красавчиком.
Прочитав необходимые статьи, начала действовать, справедливо решив на энное время отказаться от работы под седлом; сосредоточиться на установлении элементарного контакта и – что, пожалуй, самое главное – сделать коня на этом этапе работы максимально безопасным для себя (т.е. отучить его от покусов).
Занятия наши начались с 10 марта. Кое-что сразу пошло очень легко и без проблем.
Покусы оставались.
И однажды мне надоело. Вспомнила из прочитанного, что, если одна лошадь кусает другую, то в ответ ее тоже кусают.
КАК МОЖНО МНЕ УКУСИТЬ КОНЯ?!
«Морда» короткая, зубы не те, руки тоже не слишком сильные…Но как-то надо? Укусить? В ответ? А? Или мы так и будем бесконечно играть в Игру «Укуси, а там посмотрим»?
И где гарантия, что именно эта проблема не есть один из основных камней преткновения в нашем общении?
И Я НАШЛА СПОСОБ УКУСИТЬ.
В сочетании с Играми Парелли: сразу отослать из своего пространства и позволить подойти, когда я его приглашу.
А уж когда я его приглашала, обращалась с ним по-прежнему дружелюбно.
Я старалась донести до него свою мысль: «Ты кусаешься – я тебя укушу и прогоню тебя. Если ты исправишься, то сможешь быть рядом со мной: я тебя не обижу, со мной легко и спокойно, если ты со мной аккуратен».
Далее сразу следовала «проверка»: вновь протягивала к нему руку, если следовал укус или попытка укуса, процедура повторялась.
За одно занятие мы это проделали раза 3-5. К концу он перестал прокусывать мои карманы, и морковку аккуратно взял губами из моих рук, почтительно прикоснулся обеими ноздрями к открытым ладоням («поздоровался»). В ответ я подышала ему носом в нос – мол, спасибо, ты - мой дружочек, а я – твой.
В последующие 2-3 дня мне приходилось еще быть внимательной и пару раз повторить урок.
Зато теперь эта проблема снята. АВТОМАТИЧЕСКИ снялась и другая: чистка и прикосновение к разным частям тела. Мы постоянно играем в Дружелюбную и Дикобразную Игры, и в сочетании все это дало мне коня, спокойно стоящего с развешанными ушами, опущенной головой и прикрытыми глазами, когда я мягко и неторопливо чищу его во всех местах, прикасаюсь рукой к заду и паху («хозяйство»).
Работа под седлом только выиграла.
Оставался еще один момент: управление конем в манеже, когда ездят много всадников разного уровня подготовки. Наш манежик, примерно, 20 на 25 метров, а занимается, порой, одновременно, 7-8 всадников, как спортсмены, так и прокат.
И как тут быть, если я нечаянно, по неопытности, создавала опасную для себя и других ситуацию, когда конь выбивался из смены и несся как ему вздумается и с той скоростью, как ему захочется, а это, преимущественно, прибавленный галоп?..
Кто в такой ситуации бывал, тот меня хорошо поймет.
Надо ли говорить, что за мной на конюшне закрепилось мнение, как о всаднице, с одной стороны, мягкотелой, а с другой, ездящей весьма экстремально. Хотя я очень старалась все делать мягко, потому что считала, что наказание (под седлом) – это все, что выходит за рамки применения классической триады корпус-шенкель-повод. Т.е хлыст в руках я воспринимала уже как наказание.
НО ВЕДЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЕГО В НХ НЕ ЗАПРЕЩАЕТСЯ! Но только с позиции указки-подсказки.
Возникал вопрос: «Указка – это как сильно? И куда прикладывается? И когда?»
В один из недавних кошмарных дней я переборола себя и приложила хлыстик одновременно с шенкелем аккурат в тот самый момент, когда Красавчик решил, что ему, вообще-то, домой пора, а не работать на шагу перед самой конюшней…
И – получилось, конь меня понял. Мы развернулись от дверей конюшни, и остаток занятия прошел на свободном поводу.
Вывод?
То, как я раньше сидела в седле (и не только на Красавчике), называлось мягкотелостью, и шло от непонимания поведения лошади. Я никогда не применяла чего-то сильнее, чем робкое ковыряние прутиком бедра лошади по двум причинам:
1.Я жутко боялась «наказывать»: лошадь на меня обидится, откажется работать или вообще скинет со спины.
2.Я не понимала, какое из действий лошади являлось неповиновением чистой воды, а какое – ответом/не ответом на мое невнятное «бурчание», нечеткость и несогласованность посыла.
Начав работу с конем, стала ловить себя на мысли, что я могу прочитать его эмоции, желание или нежелание работать, и поступить в соответствии с ситуацией. А также избавилась от жутко мешавшего комплекса всадника-размазни.
Моя уверенность передалась и коню через руки, голос, взгляд, посадку, ноги; перестали в седле коленки попусту дрожать. Я получила возможность не фиксироваться на управлении, а уделять побольше внимания исправлению положения шенкеля, который у меня, увы, еще очень сильно уходит вперед.
Теперь Красавчик пропускает меня на свою территорию после взаимного обнюхивания «нос в нос»; почтительно отодвигается назад, видя ладонь, вытянутую по направлению к его левому плечу; с видимым удовольствием, опустив свою большую голову, идет ко мне прямо в раскрытые руки и замирает от расслабления, когда после работы я обтираю ему ноги и все тело соломой, разговаривая с ним о том, о сем. И он понимает мое фырканье (я имитирую лошадиные звуки), если мне что-то не нравится.
Конечно, в нашем общении бывают всякие моменты, поэтому я, как главная, всегда внимательна и последовательна.
…А на конюшне Красавчика обзывают дураком и дуболомом. Но кое-кто из детей потихоньку подходит ко мне и спрашивает: «А как ты его учишь?»
Согласитесь – приятно.
В общем, все совершенно верно – надо разговаривать на одном языке. И в первую очередь это относится к людям. Легче легкого осудить, не разобравшись, что имел в виду собеседник.
Всем – успехов!!!
И угадайте, каковы наши ближайшие планы?
Правильно! Выкинуть хлыст, снять капсюль и мартингал.
В связи с нешуточно разгоревшейся на форуме Старого друга дискуссией по поводу обоснованности применения так называемого «наказания» я решила поделиться своими соображениями по этому вопросу.
Рассуждения мои основываются на работе с 5-летним мерином по имени Красавчик.
Вот его краткая история жизни.
Родился он очень красивым и смышленым жеребенком, за что и получил свое имя. Отцом его был русский рысак Гарный, участвовавший в скачках рысью под седлом, а матерью – рабочая кобыла Лада, которая была известна своим кусачим характером. Эту же черту она передала своему жеребенку.
До 3 лет у Красавчика был хозяин, спортсмен-гонщик. Жеребенка любили и баловали. Ездили на нем исключительно спортсмены-конкуристы: усидеть на молодом жеребчике было не просто: свечки - козлы, козлы – свечки. Кусал Красавчик, наверное, всех и вся, насколько я могу судить по рассказам тех, кто его знал в то время.
Два года назад умер хозяин жеребчика. И Красавчик попал в совхозную собственность. Он стал мерином. Его забрали пасти скот, а потом – возить навоз.
Ну, не вам же мне объяснять, кто и как обращался с бедным малым, когда он проявлял непослушание или делал что-то не так.
Побои.
Еще побои.
Много побоев.
Тощего, изнуренного, ко всему безучастного коня поставили осенью в конюшню, отдав детско-спортивной школе. И сказали: «Откормить, а там посмотрим».
Вот так этот гнедой симпатяга оказался у нас.
А еще через некоторое время мне, чайнику-прокату, предложили сесть на него верхом (на корде). В первый же день, подыграв, Красавчик изящным движением закинул меня к себе на шею…
Ну, не падать же мне с него?!
Поерзав попой по шее, я снова уселась в седло, не прекращая движения, и мы продолжили работу. Тренер спросила: «Тебе понравился Красавчик?» - «Очень!» - ответила я. – «Тогда езди на нем».
И я начала ездить.
Прошло месяца два-три, и я стала замечать, что как-то незаметно Красавчика все больше опутывают всяческими приспособлениями. По неопытности я не придавала этому значения…
Капсюль простой, восьмерка…В один прекрасный день мне дали в руки хлыстик и сказали, что конь теперь не слушается всадника без него (к тому времени на него посадили 13-летнюю девочку из секции). Дальше – больше: мартингал, пелям…
Управление конем превращалось во все более неприятное и трудное занятие. Я перестала чувствовать его рот (раньше он весело жевал железо, не скованный капсюлем); все чаще я оказывалась в положении абсолютной идиотки, которая не может элементарно направить коня на стенку в манеже.
Помимо всего прочего, отъевшись, конь стал вновь пускать в ход зубы, чуть только к нему приближался человек. Чистили его дети, предварительно огрев по морде…
И речи не было о каком-то там контакте с Красавчиком. Коня словно замкнуло, и я тихо радовалась случайным удачам в работе под седлом.
От пеляма и восьмерки, правда, сообща нам удалось избавиться: я ныла, говорила, что я не настолько опытная, чтобы ездить с такими сложностями, мне проще, когда экипировка менее строгая и сложная.
Помогло! Избавились!
Остались: простой капсюль, мартингал (зачем – убейте меня, до сих пор не понимаю), хлыстик. Хоть чуть-чуть полегче.
Одновременно я читала литературу, дабы найти ответы на свои вопросы. Узнала про НХ.
БА! ДА ЭТО ЖЕ МЫ УЖЕ ПРОХОДИЛИ!!
Из трех моих собак две были воспитаны с позиций бихевиоризма (основа НХ – Скиннеровская теория бихевиоризма; отсылаю всех к книге К.Прайор «Не рычите на собаку»), результаты были просто ошеломляющими: животные управлялись – и сейчас, слава Богу, управляются – только интонацией, жестами и взглядом.
Может, это то, что поможет нам с Красавчиком?!
На конюшне, услышав про «метод Парелли», меня начали высмеивать, доходило до обидных ситуаций. Я, что называется, осталась наедине с собой, своими сомнениями. И с Красавчиком.
Прочитав необходимые статьи, начала действовать, справедливо решив на энное время отказаться от работы под седлом; сосредоточиться на установлении элементарного контакта и – что, пожалуй, самое главное – сделать коня на этом этапе работы максимально безопасным для себя (т.е. отучить его от покусов).
Занятия наши начались с 10 марта. Кое-что сразу пошло очень легко и без проблем.
Покусы оставались.
И однажды мне надоело. Вспомнила из прочитанного, что, если одна лошадь кусает другую, то в ответ ее тоже кусают.
КАК МОЖНО МНЕ УКУСИТЬ КОНЯ?!
«Морда» короткая, зубы не те, руки тоже не слишком сильные…Но как-то надо? Укусить? В ответ? А? Или мы так и будем бесконечно играть в Игру «Укуси, а там посмотрим»?
И где гарантия, что именно эта проблема не есть один из основных камней преткновения в нашем общении?
И Я НАШЛА СПОСОБ УКУСИТЬ.
В сочетании с Играми Парелли: сразу отослать из своего пространства и позволить подойти, когда я его приглашу.
А уж когда я его приглашала, обращалась с ним по-прежнему дружелюбно.
Я старалась донести до него свою мысль: «Ты кусаешься – я тебя укушу и прогоню тебя. Если ты исправишься, то сможешь быть рядом со мной: я тебя не обижу, со мной легко и спокойно, если ты со мной аккуратен».
Далее сразу следовала «проверка»: вновь протягивала к нему руку, если следовал укус или попытка укуса, процедура повторялась.
За одно занятие мы это проделали раза 3-5. К концу он перестал прокусывать мои карманы, и морковку аккуратно взял губами из моих рук, почтительно прикоснулся обеими ноздрями к открытым ладоням («поздоровался»). В ответ я подышала ему носом в нос – мол, спасибо, ты - мой дружочек, а я – твой.
В последующие 2-3 дня мне приходилось еще быть внимательной и пару раз повторить урок.
Зато теперь эта проблема снята. АВТОМАТИЧЕСКИ снялась и другая: чистка и прикосновение к разным частям тела. Мы постоянно играем в Дружелюбную и Дикобразную Игры, и в сочетании все это дало мне коня, спокойно стоящего с развешанными ушами, опущенной головой и прикрытыми глазами, когда я мягко и неторопливо чищу его во всех местах, прикасаюсь рукой к заду и паху («хозяйство»).
Работа под седлом только выиграла.
Оставался еще один момент: управление конем в манеже, когда ездят много всадников разного уровня подготовки. Наш манежик, примерно, 20 на 25 метров, а занимается, порой, одновременно, 7-8 всадников, как спортсмены, так и прокат.
И как тут быть, если я нечаянно, по неопытности, создавала опасную для себя и других ситуацию, когда конь выбивался из смены и несся как ему вздумается и с той скоростью, как ему захочется, а это, преимущественно, прибавленный галоп?..
Кто в такой ситуации бывал, тот меня хорошо поймет.
Надо ли говорить, что за мной на конюшне закрепилось мнение, как о всаднице, с одной стороны, мягкотелой, а с другой, ездящей весьма экстремально. Хотя я очень старалась все делать мягко, потому что считала, что наказание (под седлом) – это все, что выходит за рамки применения классической триады корпус-шенкель-повод. Т.е хлыст в руках я воспринимала уже как наказание.
НО ВЕДЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЕГО В НХ НЕ ЗАПРЕЩАЕТСЯ! Но только с позиции указки-подсказки.
Возникал вопрос: «Указка – это как сильно? И куда прикладывается? И когда?»
В один из недавних кошмарных дней я переборола себя и приложила хлыстик одновременно с шенкелем аккурат в тот самый момент, когда Красавчик решил, что ему, вообще-то, домой пора, а не работать на шагу перед самой конюшней…
И – получилось, конь меня понял. Мы развернулись от дверей конюшни, и остаток занятия прошел на свободном поводу.
Вывод?
То, как я раньше сидела в седле (и не только на Красавчике), называлось мягкотелостью, и шло от непонимания поведения лошади. Я никогда не применяла чего-то сильнее, чем робкое ковыряние прутиком бедра лошади по двум причинам:
1.Я жутко боялась «наказывать»: лошадь на меня обидится, откажется работать или вообще скинет со спины.
2.Я не понимала, какое из действий лошади являлось неповиновением чистой воды, а какое – ответом/не ответом на мое невнятное «бурчание», нечеткость и несогласованность посыла.
Начав работу с конем, стала ловить себя на мысли, что я могу прочитать его эмоции, желание или нежелание работать, и поступить в соответствии с ситуацией. А также избавилась от жутко мешавшего комплекса всадника-размазни.
Моя уверенность передалась и коню через руки, голос, взгляд, посадку, ноги; перестали в седле коленки попусту дрожать. Я получила возможность не фиксироваться на управлении, а уделять побольше внимания исправлению положения шенкеля, который у меня, увы, еще очень сильно уходит вперед.
Теперь Красавчик пропускает меня на свою территорию после взаимного обнюхивания «нос в нос»; почтительно отодвигается назад, видя ладонь, вытянутую по направлению к его левому плечу; с видимым удовольствием, опустив свою большую голову, идет ко мне прямо в раскрытые руки и замирает от расслабления, когда после работы я обтираю ему ноги и все тело соломой, разговаривая с ним о том, о сем. И он понимает мое фырканье (я имитирую лошадиные звуки), если мне что-то не нравится.
Конечно, в нашем общении бывают всякие моменты, поэтому я, как главная, всегда внимательна и последовательна.
…А на конюшне Красавчика обзывают дураком и дуболомом. Но кое-кто из детей потихоньку подходит ко мне и спрашивает: «А как ты его учишь?»
Согласитесь – приятно.
В общем, все совершенно верно – надо разговаривать на одном языке. И в первую очередь это относится к людям. Легче легкого осудить, не разобравшись, что имел в виду собеседник.
Всем – успехов!!!
И угадайте, каковы наши ближайшие планы?
Правильно! Выкинуть хлыст, снять капсюль и мартингал.