Статья р Чемпионате Мира в Бельгии, часть 2...

Нам нужен опыт.

Тренировки, тренировки, тренировки, утром и вечером, в крытом манеже и на улице, напряжение росло…. Волновались спортсмены, за каждую ошибку, просчет на занятиях переживали тренеры, многие лошади, участвующие в соревнованиях впервые, как мой Султашка, вообще, не понимали, куда и зачем их привезли, и чего от них хотят. Ясно было и то, что победить смогут лишь те спортсмены, которые не посредственно перед стартом соберутся с мыслями, оставят все эмоции и нервы за манежем, и полностью будут контролировать лошадь. А это присуще только опытным спортсменам, не раз уже участвующих в подобного рода соревнованиях, ибо опыт есть опыт. За дни пребывания здесь мы уже успели посмотреть на некоторых из наших соперников, оценить все их преимущество и могли только порадоваться за тех лошадей, которых привезли команды Дании, Англии, Голландии, Германии. Как они прекрасно выезжены, как беспрекословно слушались своих необычных всадников, четко и прямо в букве выполняли наисложнейшие элементы выездки Это показывает, на какой высокий уровень поднимается параолимпийский конный спорт. Но везде, особенно в развитых странах, параолимпийский конный спорт имеет мощную помощь, поддержку и заинтересованность со стороны государства и частного предпринимательства, там перед ним открыты все двери, а это главное условие в подготовке сильных спортсменов и команды Но все равно, и думаю, не ошибусь, если скажу, большая честь для каждого спортсмена представлять свою страну на Чемпионате Мира, даже не взяв никакое призовое место. Тем более все понимали, что труднее всех придется нам, спортсменам из России, где параолимпийский конный спорт начинает только становится на ноги, в то время, как во всех странах мира от Канады до Китая, иппотерапия и парраолимпийский конный спорт существуют уже более 30 лет, неразрывно будучи рядом. Ведь опыт приходит с годами, его нужно набираться и приобретать. Эти соревнования дают такую возможность.
И уже 3-го вечером состоялась жеребьевка порядка стартов для командного чемпионата, который должен пройти в пятницу, 5 сентября.
А 4-го после обеда, как всегда на крупных соревнованиях, состоялся семинар для судий и тренеров, на котором организаторы демонстрировали научные достижения для инвалидного конного спорта. Например, здесь впервые испытывалось оборудование, позволяющие всадникам, полностью либо частично потерявшим зрение, лучше ориентироваться в пределах манежа. У каждой буквы в манеже, через которую обычно на езде проезжает спортсмен, поставили высокочувствительные датчики, издающие тонкий вибрирующий звук, когда всадник едет мимо. На наглядном примере это новшество согласилась французская спортсменка VI уровня, незрячая, ходившая по центру с собакой-поводырем – черным Лобрадором. Она, когда выступала, обычно ориентировалась по голосу своего тренера, стоящего у края манежа и выкрикивающего ту или иную букву. На испытаниях этого спец.оборудования французская всадница проехала схему чисто, без особых усилий, и было почти не заметно, что у нее какие-то проблемы со зрением.
Вообще, побывав на данном Чемпионате, я поняла, всякий инвалид с любыми заболеваниями, повреждениями конечностей, проблемами разного характера при большом желании заниматься конным спортом, выездкой по параолимпийской системе может делать это. Таких, как я, а именно с тяжелой формой ДЦП,(колясочников), в мире достаточно много, из 28 –ми спортсменов 1-го уровня 10-12 человек, остальные со сложными переломами позвоночника, прогрессирующем склерозом и различной деформацией костей, суставов. По 2-му, 3-му и 4-му уровню выступали всадники с разными формами генепареза, легким ДЦП, но большинство спортсменов – это люди с врожденными физическими недостатками, уродствами,(неразвившиеся пальцы рук, короткими ногами, руками, локтевыми и голеностопными суставами), и приобретёнными в ходе травм, катастроф недостатками, когда неизбежно надо ампутировать какую-либо конечность и человек по роковому стечению обстоятельств становиться инвалидом на всю жизнь. И такие люди не отчаиваются, не теряются, они находят себя в параолимп.спорте. Конечно, были заболевания, несколько похожие друг на друга, но были и уникальные случаи. Например, в по 3-му уровню выступала спортсменка Беттина Эйстель из Германии, у которой от рождения не было рук. Она отъездила три раза на серебро, держа один повод в зубах, а другой – пристигнув к ногам. Но как она ездила, как переводила лошадь в нужном месте у буквы то в галоп, то в шаг, то рысь, и какие точные были остановки, вольты, переходы – это фантастика. Ведь у нее такое «чувство лошади», которому мог бы позавидовать даже здоровый всадник. У норвежцев, французов и японцев в команде по 2-4-му уровню выступали трое незрячих спортсменов, а у голландцев и датчан были и вовсе глухие. Но все они чувствовали себя на лошади, в манеже столь уверено, что нельзя с первого взгляда сказать, какие у них проблемы. Жаль, но наши инвалиды с такими поражениями лишены возможности заниматься конным спортом, или попросту не хотят, бояться, либо не могут этого сделать. На западе нас считают людьми, а здесь……. И это больно видеть, ибо общение с лошадью способно совершить с инвалидом чудо. Поверьте моим словам.


Великобритания ускакала вперед….

«Скорей бы это все закончилось», ловили мы себя на мысли….
И вот день первых стартов, командная езда. В 8.00 уже стартует первый всадник II Уровня. Спортсмены в Уровнях I и III, как оказалось, будут соревноваться на боевом поле, а в Уровнях II и IV в крытом манеже. И это внесло свои коррективы в наше с Султаном выступление.
Результат командного первенства подводились по сумме результатов трех лучших всадников команды в командном и личном первенстве. Команды, занявшие первые три места получали по 5 лицензий,(мест), команды, занявшие 4-7 места по 4 лицензии и с 8 по 10 место по 1 лицензии для своей страны на Паралимпийские Игры в Афинах в 2004 г. Более сложный подсчет предстоял среди остальных спортсменов. 12 первых мест в Уровнях II, III, IV стартовали в воскресенье в КЮРе «Гранд Приз». В подгруппах a и b Уровня I в туда попадали по 4 спортсмена, занявших первые места. Все остальные спортсмены соревновались в Утешительном КЮРе, где также давали призы, разетки лошадям, но медали и звания уже не присваивались. Кроме того, спортсмены, занявшие по итогам двух обязательных езд в пятницу и субботу с 4 по 6 место включительно, получали одну путевку для своей страны на олимпиаду, но отбор проводился здесь жестко. Малейшая ошибка могла повлиять на результат.
Ещё одно новшество было введено на этих соревнованиях: спортсмены в Уровне I разделены на две подгруппы Ia и Ib. В первом из них выступало 18 спортсменов с наиболее сложными поражениями, (все колясочники), и у них схема только на шагу, а в Ib было 10 спортсменов, им можно по схеме ездить и шагом, и рысью. Если эксперимент пройдет удачно, то на следующих Чемпионатах Европы, Мира и Параолимпийских играх в Пекине в 2008 году это будет внесено в правила Международного Комитета Параолимпийского Конного Спорта…
Наши спортсмены старались, как только могли, но видимо нам, также, как нашим лошадкам, просто не хватает опыта участия в крупных международных соревнованиях, и некоторые из нас, к примеру, Христина и я, выехали, вообще, впервые в составе Сборной России. Лошади – тоже живые существа, им так просто не объяснишь, что им нужно хорошо выступить. Кони наши не понимали, где они, куда мы идем и как сейчас надо себя вести. Это и понятно, т.к. для Султана и Храпушки это был первый выезд в жизни на крупные соревнования, они волновались точно также, как спортсмены. С любопытством смотрели по сторонам, держа нос по ветру и задрав морду, или пугались каждого куста, шарахались в сторону. И всё выступление из-за этого шло на смарку, хотя на тренировках все казалось нормальным.…. Возможно, тут сказывалось и напряжение, и внутренние переживания всадника, которые во время выступления передавались лошади.
Мне пришлось труднее всех, рядом не было моего тренера А.А. Погодиной, которая меня тренирует уже четвертый год, со мной на Чемпионат поехал чужой тренер, не знающий, как нужно готовить и меня, и Султана, и не понимавший до конца, каким образом с нами работать. Несомненно, будь со мной мой тренер, я бы проехала все езды на порядок лучше. Но, несмотря на это, я считаю, что мои результаты -- в 1-й день соревнований 7 место из 18, во 2-й -- 11 из 24, в 3-й -- в утешительном КЮРе 4 место из 8, -- не такой уж плохой, учитывая некоторые внешние факторы и ошибки. Я выступила честно, по своим возможностям. И не могла я соперничать с победителем в подгруппе 1а Анной Дунхам из Великобритании, ведь она не такая, как ваша покорная слуга, у нее не тяжелой формы ДЦП. Опыт верховой езды и участия в соревнованиях у Анны более 25 лет, еще 8 лет назад она выступала в более высоком II Уровне и была золотой медалисткой на Паралимпийских Играх в Атланте. Но ее переквалифицировали из-за развития болезни. - прогрессирующего Склероза. А потом, как мне объяснили, в выездке судьи международного класса никогда не поставят высокие оценки какой-то впервые выступившей, неизвестной паре, нужно длительное время, чтобы спортсмен и лошадь стали бы узнаваемы среди своего круга…. Ну, как говориться, первый блин комом, дальше будет легче. Зато у меня теперь есть мировой ретинг, среди спортсменов моей группы я где-то 14 из 28.
Все награждения проходили в конном строю, как у настоящих спортсменов. И это было так красочно и необычно, что запоминалось надолго. Нас строили в ряд, по номерам мест, занятых спортсменами, и под торжественный марш и аплодисменты зрителей выводили в манеж. Ленты через плечо под цвет бельгийского флага, золотая медаль, разетка и попона доставались Чемпиону Мира и его лошади, другим призерам -- медали, призы, разетки и сладкую морковь – лошадям.
На закрытие турнира 7-го сентября перед участниками и зрителями выступил конный военный оркестр в старинных бельгийских мундирах, удививший всех вертуозной игрой на духовых инструментах и фигурной ездой во время исполнения того, или иного произведения…. Все были поражены. После окончания показательных выступлений оркестранты стали подыгрывать на церемонии награждения и исполнять гимн страны Чемпиона…
Все первые призовые места почти поделили между собой Англия, Германия и Норвегия, дальше, кое—где и в призовых, и до 6-го места включительно в разных программах, проскакивали Дания, Голландия, США, Швеция, Израиль, Франция, Бельгия, Австралия, Канада, Италия. В командном первенстве победили Сборная Англии -- золото, Сборная Германии – серебро, и Сборная Норвегии – бронза…Наша Сборная на 14 месте среди 29 стран, представленных командами.
Большим молодцом показал себя Илья Шульга, который во всех ездах 2-го уровня занимал 5-6 место. И это дает ему право поехать на Параолимпийские игры в Афины летом следующего года. Немного хуже выступила и Наташа Жаворонкова, набравшая в основной езде 6-го чуть более 60%. А мы с Христиной не перешагнули этот рубеж….
Но я уверена, пройдет еще несколько лет и наши спортсмены заявят о себе в полный голос, а наш российский трехколор будет развиваться рядом с флагом Великобритании, Германии, Канады, Голландии, США…… Просто нам нужно набраться терпения, и работать, опыт приходит с годами.

Ой Вы, кони, буры-сивы….
Нам попались сильные соперники, занимающиеся параолимпийской выездкой более 20 лет, это правда, но какой же талантливый всадник без настоящей спортивной лошади???? Итак, я хотела бы остановиться подробнее и рассказать о лошадях, выступавших там под спортсменами -- призерами, думаю, это очень важное замечание. Лошади, привезенные нами из России, несомненно, хорошие, подбирались по каждого спортсмена индивидуально, но они у нас работают и в параолимпийской выездке, и в иппотерапии, это не чисто спортивные лошади. Разными путями эти лошади попали к нам в клуб, кто-то списан по старости, или за несоответствие параметрам породы, кто-то попал из проката,, кого-то мы спасли от безответственных хозяев, или получили в качестве подарка. Они не умеют хорошо делать многих сложных выездковых элементов, их готовят для работы с инвалидами, чтобы они не боялись и не реагировали на наши неправильные движения, но не для выступлений по выездке.
А лошади., которых привезли с собой Сборные Англии, Германия, Норвегия, Дания, Голландия, Швеция, Франция, Бельгия, Италия, а также для своих спортсменов арендовали у немецких и голландских конных клубов Сборные США, Израиль, Австралия, Канада, Японии и Китая, резко отличались от наших. Это были спортивные, отлично выезженные и знающие все элементы выездки, опытные лошади, принадлежащие как клубам по параолимпийской выездке, так и частным владельцам, (примерно половина на половину). Они выступали и выступают под седлами здоровых спортсменов в самых престижных европейских соревнованиях по выездке. Причем, европейские команды, приехавшие со своими лошадьми, например, Англия, Германия, Голландия, Франция, Норвегия, и т.д., распределили лошадей четко между спортсменами. Они тренировались и выступали, -- каждый на своей лошади, в течении нескольких лет, и никто не имел права садиться на лошадь, выделенную спортсмену-параолимпийцу, кроме его самого, тренера, готовившего спортсмена к выступлению, или помощника тренера…. За аренду частных лошадей, которые были во всех командах, их владельцы за время тренировок и выступлений, а это заметьте, не один год, с инвалидных клубов ни потребовали ни евро-цента, ни доллара. Наоборот, владельцу престижно, что его лошадь выступает и побеждает в параолимпийских соревнованиях, для него слава, внимание и помощь общества, в том числе и с его стороны, спортсменам-инвалидам – главное. И пока у нас не будет создана такая база, цивилизованное общество, в котором инвалиды приравнивались бы к здоровым, нормальным людям, обладающим всеми возможностями для самореализации, пока в инвалидных конных клубах не будет хорошо выезженных спортивных лошадей, и российские частные коневладельцы таки будут бояться инвалидов, как огня, перестанут не доверять нам своих скакунов, а мы будем ездить и выступать на крупных соревнованиях на иппотерапистических и прокатных лошадях, не надо ждать от Российских спортсменов-инвалидов лучших результатов. Ведь опытный тренер + усердный всадник + отлично выезжанная спортивная лошадь – вот залог успеха Чемпиона Мира и Олимпийских игр среди инвалидов, и, если разорвать эту цепочку, все остальное рассыпится, как карточный домик. Впрочем, это же можно применить к нормальным спортсменам-конникам.
******

И вот мы снова в Брюсселе, гуляем по узким улочкам, покупаем сувениры родным и близким, любуемся на предзакатные лучи солнца, озаряющим старинные здания. Забавные огромные коровы, в различных позах, сделанные из папье-маше и чугуна, разукрашенные в разные цвета, на улицах города добавляют ему неотразимости. Порой грустные, порой озорные и смешные они радовали взор, улыбались и вызывали невольную улыбку у прохожих…….. Но мы мыслями уже были дома, в России, кто-то думал о работе, учебе, кто-то о предстоящих тренировках, встрече с родными и тренером. Эта поездка стала для нас, и для руководителей, и для спортсменов хорошим уроком, первым опытом участия в крупных турнирах в составе команды, научила дружбе, взаимопониманию и поддержке. Ибо в таких чисто человеческих испытаниях сразу видно, кто есть кто. И пусть этот опыт не очень удачный, но я уверена, он положительно скажется на развитие параолимпийского конного спорта в России в целом, и спортсменах Сборной России в частности. У нас, наконец-то, появятся выездковые лошади, возможность много тренироваться, а главное, постоянные спонсоры, заинтересованные в результатах России на международной спортивной арене и желающие нам помочь в этом. И дальше будет легче….

Член Сборной России по параолимпийской выездке
Ксения Рябова
 
Сверху