Лошади в изображении Лермонтова

13 апреля 2003 г.

Один из самых известных портретов Лермонтова, едва ли не лучший, тот, где поэт изображен на фоне гор, в бурке, накинутой на куртку с кавказскими газырями. Через плечо, на ремне, перекинута черкесская шашка. Лицо - с огромными печально взволнованными глазами, и хотя черты неправильны - лицо прекрасное, вдохновенное. Замечательно в портрете то, что он гармонирует с нашим восприятием поэзии Лермонтова. Но не менее замечательно, что Лермонтов написал портрет сам, написал акварелью, глядя на себя в в зеркало, и что автопортрет - одна из его лучших живописных работ.

Так сложилось, что среди великих русских писателей Лермонтов долгое время оставался наименее изученным. В 1906 году Александр Блок говорил о загадках его поэзии, о его "нищенской" биографии и призывал искать "лермонтовский клад". В то время к серьезному изучению живописного наследия Лермонтова исследователи по существу не приступали. Хотя о художественных занятиях поэта было известно давно и круг знакомых Лермонтова видел его работы, а некоторые из них воспроизводились в изданиях его сочинений, связь между поэтическим даром и художественными склонностями Лермонтова не привлекала внимания. Лермонтов-поэт воспринимался сам по себе, картины же и рисунки представлялись чем-то отдельным. Между тем глубокая, хотя подчас и скрытая связь дарования Лермонтова-поэта и Лермонтова-художника существует. Впервые на это было обращено внимание только в предреволюционные годы, в последнем томе первого академического издания сочинений Лермонтова.

В течение последнего полувека положение решительно переменилось. Лермонтовым занимаются упорно, изучают его разносторонне. Определились его место и роль в русской и мировой литературе, И все же "лермонтовский клад" до сих пор до конца не раскрыт.

Природа наделила Лермонтова не только высоким даром поэта и удивительной музыкальностью. Она одарила его еще и подлинным талантом живописца, рисовальщика. И если бы он занимался живописью и графикой не между делом, а профессионально, систематически, можно сказать с уверенностью, что он стал бы очень большим художником. Его рисунки необычайно выразительны, динамичны, живописные полотна великолепны по колориту. Пусть рисунки Лермонтова и его картины - творения дилетанта, но от них веет духом лермонтовской поэзии, Нет сомнения, что Лермонтову-поэту и Лермонтову-прозаику часто помогал его глаз художника. И не много рождалось писателей, которые бы не только так прекрасно "слышали" мир, но и "видели" его так объемно, так красочно, так умели бы передать движение, игру света и тени.




Конногренадер. 1832. Тетрадь "Лекции из закона божия".

Виньетка на автографе посвящения к поэме "Аул Бастунджи". 1831

"Кавказский пленник". Фронтиспис. Автоиллюстрация к поэме. 1828

Нападение. 1829

Сражение. 1830

Рыцарь. 1832

Юнкерская тетрадь Лермонтова 1832-1834

Когда в 1880-е годы в Петербурге создавался Лермонтовский музей, среди прочих пожертвований поступила туда тетрадь, содержащая 245 рисунков (из них большинство - лермонтовские) на 68 листах. Дарителем был князь Н. Н. Манвелов, бывший воспитанник школы гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров, приятель и соученик Лермонтова. Он-то и рассказал историю получения этой тетради и раскрыл оригиналы многих изображенных в ней персонажей. "Когда произведены были в офицеры юнкера выпуска 1834 года и в числе их и Лермонтов и приятель его Леонид Николаевич Хомутов, выпущенный в конногренадеры, то я, будучи назначен на место сего последнего старшим отделенным унтер-офицером 4-го уланского взвода, должен был занять и его койку в дортуаре и находившийся при ней шкапик, приводя в порядок который я нашел завалившуюся между стенками выдвижного ящика и стенками самого шкапика тетрадку, виденную мною прежде у Лермонтова и признанную товарищами как принадлежавшую Лермонтову, и так как никто из товарищей моих в школе, ни кто-либо иной не заявлял прав на эту находку, то она так и осталась у меня...".

Содержание тетради многообразно - сцены из юнкерской жизни, карикатуры, портретные зарисовки юнкеров и их воспитателей


Лист набросков (мужские фигуры, всадники)

Лист набросков (всадник)

Коляска, запряженная тройкой

Схватка конных егерей с французскими кирасирами

Лист набросков

Всадники с ружьями

Конный улан и наброски мужских лиц.

Конные уланы с пиками

Сцена из военной жизни

Лист набросков (мужской профиль, 2 всадника и лошадь)

В манеже

Казак с пикой, берущий препятствие

Всадники в восточных костюмах

Тройка, выезжающая из деревни

Кибитка, запряженная тройкой

Зимний возок

Тройка у постоялого двора

Тройка на деревенской улице

Сани, запряженные тройкой

Всадник в лесу

Всадник с охотничьей собакой

Прогулка

Штаб-ротмистр В.И. Кноринг

Лист набросков (всадник)

Лист набросков (голова лошади)

Всадник

Коляска, запряженная четверкой

Всадники

Горцы у реки

Стеляющий на скаку черкес

Кавалерийская схватка казаков с горцами

Уланы

Илюстрация к повести А.А. Бестужева-Марлинского "Аммалат-Бек"

Лист набросков

Черкес с лошадью. 1835-1837

Конный горец со знаменем 1836. Акварель датирована Лермонтовым. Находится в альбоме М. А. Шан-Гирей

Конь на свободе. 1830-е. Находится в альбоме М. А. Шан-Гирей

Конь

Лист набросков из альбома кн. П.А. Урусова. 1840

Воспоминание о Кавказе. 1838
Комментарии
Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь для комментирования
Автор