Статьи, Насколько умна ваша лошадь? | Prokoni.ru

Насколько умна ваша лошадь?

30 апреля 2019 г.
Автор - Татьяна Круглова

Фото: сообщество в вк

Источник: horsemagazine.com

Данная статья является переводной

Andrew McLean сыграл ведущую роль в обучении владельцев лошадей во всем мире, в частности, он пытался донести, как думают лошади. Эта статья появилась в 1995 году, но актуальна и по сей день.

У всех животных со временем вырабатывались определенные механизмы поведения, обеспечивающие их выживание в конкретной среде. У людей, например, есть руки с противопоставленными большими пальцами, способность ходить на двух ногах и мозг, который во многом опережает мозг других животных, он способен понимать и рассуждать. Понимание является высшей формой обучения и может быть определено как способность самопроизвольно соединять несвязанную информацию, хранящуюся в памяти для получения результата или решения проблемы.

Развитие понимания позволяет нам предвидеть, изобретать и придумывать способы изменять окружающую среду. Для людей это всегда было ключом к выживанию. Ведь люди никогда не были хорошими охотниками — сравнительно медленные, без клыков, когтей, и, чтобы выжить, человеку нужно было думать, именно это стало успехом для нашего вида.

Люди уникальны в своих способностях к рассуждению, и первая ошибка, которую мы можем сделать при оценке интеллекта лошади, это думать, что они – это не особо смышлёные люди, заключенные в четвероногом теле. Так вот - нет ничего более далекого от правды…

Лошади – удивительные существа, великолепно приспособленные для выживания, ведь по природе они жертвы. Они не обладает проницательностью или чем-то отдаленно похожим на это. Их мозг работает по-другому, и главная задача состоит как бы не быть съеденными и избежать этого путем бегства.

Именно поэтому лошади так хорошо приспособлены для бега уже с рождения. Но нужно понимать, что стремительное бегство не требует особенных умственных процессов. В этом случае срабатывают инстинкты – любой незнакомый звук, предмет или запах означают одно – бежать. Кроме того, травоядным лошадям в отличие от хищников не нужно думать, как раздобыть пищу.

Это резко контрастирует с мышлением хищников, которым для успешной охоты нужны стратегия и понимание, тесная коммуникация внутри стаи. Лошади сбиваются в табуны по соображениям безопасности.

Это объясняет, почему собак, медведей, тюленей, китов (включая дельфинов) и приматов гораздо эффективнее обучать за счет поощрения пищей (положительное подкрепление), чем за счет отрицательного подкрепления, с помощью которого мы чаще всего тренируем лошадей (поощрение в основном за счет снижения давления).

Лошадям также свойственно формирование повторяющихся моделей поведения. Чем чаще лошадь повторяет какое-то действие действие, тем более прочные нейронные связи формируются в мозгу. Привычка попадает в мозг и становится более устойчивой к изменениям. Именно формирование привычек и быстрая реакция помогают лошадям выживать.

Представьте себе, что вы лошадь и вас атакует хищник, если вы потратите хотя бы полсекунды на размышления о том, бежать или нет, это может стоить вам жизни. Именно поэтому вашему мозгу свойственны молниеносные реакции.

Обучение же приводит к приобретению и формированию у лошадей новых привычек, которые нужны людям. При обучении лошади нужно учитывать интересный факт: они не способны связывать события, между которыми есть хоть какой-то промежуток времени. Что это значит – если вы наказали лошадь через час после проявления нежелательного поведения, то, кроме того, что это не очень этично, такое обучение является неэффективным и, как правило, приводит лишь путанице.

Также не нужно наказывать лошадь, когда источник «плохого поведения» не находится в ее поле зрения. Комментарии «он знает, что сделал неправильно» в корне неверны…

Когда мы говорим, что одна лошадь «умнее» другой, что мы на самом деле имеем в виду и что же такое интеллект? Именно в этот момент приходит понимание, насколько туманным является вопрос интеллекта, когда разговор заходит о лошадях. Когда измеряют интеллект людей, то в основном проверяют способность рассуждать.

В отличие от нас лошади не имеют таких способностей. Уровень интеллекта у лошадей сводится к скорости ассоциации событий. Так что то, что мы называем умом на самом деле является обучаемостью. Тогда возникает следующий вопрос: что представляет из себя способность к тренировкам и каковы характеристики обучаемой лошади?

Лошади различаются по своей способности к обучению. То, что делает одну лошадь более обучаемой по сравнению с другой, связано с тем, насколько она чувствительна (реактивна) и со степенью ее реакции на раздражители (спокойствие). Тревожная реактивная лошадь будет менее обучаемой, чем спокойная нереактивная. Идеальная сочетание – это реактивная лошадь, адекватно реагирующая на внешние раздражители.

Благодаря селекции людям удалось вывести лошадей, которые отличаются повышенной обучаемостью и способны частично подавить в себе инстинкт к бегству. Таких лошадей называют полукровными. Они появились в результате прилива крови от тяжеловозных пород, которые отличаются спокойствием и низкой степенью реактивности к чистокровным скаковым лошадям, которые наоборот отличаются высокой возбудимостью.

Также уровень интеллекта определяется способностью к играм. Так, при выборе будущих служебных собак предпочтение отдается наиболее игривым щенкам. То же самое и с лошадьми – легче обучаются жеребята, которые по природе игривее.

Таким образом, как бы людям не хотелось бы верить, что их лошадь самая «умная», по факту интеллект лошади – это совокупность инстинктов плюс врожденные характеристики обучаемости.

Возьмем, к примеру, известную историю про лошадь, которая научилась открывать денник. Это не такое уж редкое явление, основанное на врожденном любопытстве. Это тоже своеобразная стратегия выживания, поскольку таким образом инстинкт поощряет лошадь добывать корм в своей среде.

Такое любопытство больше характерно выносливым породам, например пони, чьим предкам приходилось в холодном климате добывать еду. И именно любопытство толкало их искать мох и траву даже в труднодоступных местах, куда среднестатистическая лошадь ни за что бы не пошла.

В домашних условиях такие лошади, как правило, теребят своими губами все, до чего они могут дотянуться, включая защелки денника, и когда, по чистой случайности, открывают денник, они это запоминают, ведь это означает для них свободу.

Свобода (от работы, от денника и т.д.) является, пожалуй, самым мощным подкрепляющим фактором.

И когда лошадь делает что-то подобное: открывает дверцу денника, уклоняется от тренировок и т.д., мы интерпретируем это неправильно, проводя параллели с человеческим поведением и говорим, что лошадь умная.

«Очеловечивание» животных свойственно многим. Все мы в детстве смотрим мультфильмы, где животным характерны многие человеческие черты и это убеждение остается с нами в течение жизни.

В прошлом веке один ученый решил доказать свою теорию о том, что животные способны сознательно обдумывать решения проблем почти так же, как и люди. Итак, Вильгельм фон Остен решил научить лошадь базовой арифметике, как будто это был обыкновенный ребенок, награждая ее за правильные ответы кусочками моркови.

К сожалению, с первым «учеником» ничего не вышло, но ему повезло со вторым! Им стал Умный Ганс, который с энтузиазмом выбивал правильные ответы копытом. Когда Фон Остен столкнулся с критикой в свою сторону, он остался непоколебимым в своем убеждении, что Ганс был мыслящей лошадью. Он решил провести научное исследование и обратился к императору Вильгельму II, который приказал провести расследование.

Берлинский психологический институт поручил 13 следователям, включая зоолога, ветеринара, дрессировщика цирка и политика проследить за лошадью, но они не смогли найти ни малейших следов мошенничества. Тогда им приказали провести более тщательное расследование. И в результате было обнаружено, что лошадь не может дать правильный ответ, если его не знает задающий. То есть, когда Остен не знал какая цифра изображена на карточке, которую показывал лошади, Ганс совершал ошибку за ошибкой.

Дальнейшие эксперименты показали, что Умный Ганс реагировал на почти незаметные визуальные сигналы от своего тренера. В ожидании правильного ответа фон Остен менял свою позу, и это было сигналом для лошади прекратить стучать копытом. Даже небольшое поднятие бровей дрессировщика было достаточным сигналом для лошади.

И хотя Ганс утратил свою репутацию «мыслителя», он, тем не менее, был потрясающе обучаем, и доказал, насколько восприимчивой может быть лошадь к позе и выражению лица человека.

Остается только удивляться, в какой степени наши лошади умеют «читать» нас. Мы любим называть это «шестым» чувством. Многие разочаровываются, осознав, что лошади не такие умные, как нам бы хотелось. Но есть и другие качества лошадей, которые бросают вызов даже нашим способностям.

Когда дело доходит до зрительной памяти, лошадям нет равных. Мало того, что лошадь способна почти всегда найти дорогу домой, ее способность анализировать увиденное поразительна, особенно когда дело доходит до обнаружения небольших изменений в пейзаже. Ведро, которого там не было вчера, становится весьма подозрительным объектом. В то время, как вы, скорее всего даже его и не заметили.

Из всего этого следует сделать следующий вывод: лошадь умственно отличается от человека и это должно учитываться во время ее обучения. Именно отрицание этой разницы в результате приводит к появлению «конфликтных» и «необучаемых» лошадей. Вы должны понимать, что ваша задача состоит в том, чтобы выработать у вашей лошади желательные вам привычки, а не перекладывать на лошадь ответственность за ее поведение, наделяя ее большими умственными способностями, чем она обладает. Если вы правильно оцените способности лошади и выберете правильный метод тренинга, то прежде всего, вы сможете заслужить доверие лошади и добьетесь здоровых и гармоничных отношений.

Комментарии
Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь для комментирования