Драйвинг — выездка, конкур и троеборье на колесах | Prokoni.ru

Драйвинг — выездка, конкур и троеборье на колесах

22 января 2020 г.
Автор - Елизавета Егармина

Фото: FEI Driving

В конном спорте существуют всего три олимпийские дисциплины и почти каждый с ними отлично знаком. Но помимо них существует и драйвинг, где есть свои конкур, выездка и троеборье – паркур, дрессаж и марафон.

Владимир Беликов, судья всероссийской категории и победитель соревнований по драйвингу, помог нам немного разобраться с некоторыми тонкостями этой дисциплины.

Владимир Беликов/фотограф: Томас Копперс

С чего начинался драйвинг

И прежде всего, отмечает Владимир, следует начать с небольшого экскурса в историю появления драйвинга и самой его сути. В переводе с английского «driving» — значит управление.

Фото: FEI Driving

И поскольку раньше лошадь в упряжи использовалась в качестве транспортного средства, то это название было самым подходящим и не вызывало ни капли сомнения в том, чем надо управлять. После того, как люди пересели на железных коней, драйвинг постепенно превратился в спортивную дисциплину, соревнования в которой проходят в течение 3 дней.

Драйвинг в России

В России драйвинг как спортивная дисциплина появился сравнительно недавно — в 1999 году прошли первые соревнования, а в 2014 году был создан комитет ФКСР по драйвингу. За последние годы соревнований проводится все больше, в 2018 году наши спортсмены приняли участие в первенстве Европы по драйвингу, а в 2019 отстаивали честь страны на международном турнире CAI3* Ptakowice, Польша.

Найди 3 сходства

Драйвинг, рассказал Владимир, хоть и кажется чем-то совершенно иным, имеет сходства с более привычными нам дисциплинами.

Дрессаж напоминает выездку – управление и движение экипажа производится по определенной схеме с набором элементов и всем арсеналом оценок и критериев, которые используются выездковыми судьями.

Паркур представляет собой аналог конкура, только вместо препятствий стоят конусы с шариками, и драйверу необходимо за определенное время проехать сквозь конусы, не сбив шара и не превысив норму времени. А уж переживания драйверов по поводу «коридора» — специально выстроенных реек — известны всем конкуристам. Наезд колесом экипажа или задевание рейки копытом лошади равноценно сбитому барьеру — и там, и там начисляются штрафные очки.

Фото: FEI Driving

Марафон же, хоть и состоит из нескольких частей, смело можно назвать «кроссом на колесах». Испытание может состоять из нескольких частей, каждая из которых — проверка определенных качеств экипажа. Соревнования уровня А обычно состоят из пяти отрезков: А — дорога на пересечённой местности, B — шаг, С — участок, который должен быть пройден на прибавленной рыси, D — шаговая часть, и, наконец E — отрезок с препятствиями, которые могут быть как искусственными, так и естественными. В соревнованиях категории B количество отрезков сокращается до трех — A, B и E. И все это — на время.

Стиль и мода

Форма одежды — еще одна немаловажная составляющая драйвинга, отмечает Владимир.

Каждый, кто хоть раз наблюдал за выступлением экипажа, сразу заметил, насколько выдержана в одном стиле амуниция лошади, снаряжение и внешний вид драйвера. Недаром требования к внешнему виду в драйвинге одни из самых строгих — в пору зарождения драйвинга были сформулированы требования для экипажей и сбруи, некоторые из которых остаются в силе и по сей день.

Стиль экипажа должен обязательно соответствовать стилю упряжи, одежде драйвера и грума. Существует английский, венгерский и русский стиль одежды.

Английский стиль подразумевает строгость и выдержанность — хомут европейского образца, уздечку с квадратными шорами, сбрую черного цвета и гриву, убранную на правую сторону. На голове драйвера должен быть цилиндр, а груму полагается черный кардиган, белые бриджи, белые перчатки и черная шляпа.

В венгерском стиле приветствуются плетеные украшения упряжи, а сбруя может быть любого оттенка. Форма одежды драйвера — охотничья одежда, мягкая, в идеале соломенная, шляпа, фартук. У грума должен быть простой костюм, перчатки и головной убор. Бич обязательно должен быть с бечевкой на конце.

Русский стиль, наиболее знакомый и понятный нам, требует наличия картуза на голове драйвера, кафтана или русской рубахи.

Русский стиль в драйвинге/фото: horse-driving.ru

В отличии от трех олимпийских дисциплин, где цвет экипировки и одежды может варьироваться, в драйвинге даже оттенок пиджака может сказать о многом — в английском стиле серый пиджак означает то, что драйвер указан владельцем лошади, а черный — наоборот.

Ключевой элемент драйвинга

Как правило, считается, что для выездки нужны лошади с правильными, воздушными аллюрами, внимательные к всаднику и обладающие правильным строением тела. В конкуре от лошади требуется мощность задних ног и хороший захват пространства на галопе. А на что же стоит обращать внимание, выбирая себе четвероногого партнера в экипаж?

Фото: FEI Driving

Владимир пояснил, что в лошади для драйвинга важно все то же, что и для спортивной лошади — хорошее здоровье и психика, стрессоустойчивость, готовность слышать всадника. Но самое главное в выборе — чтобы лошадь соответствовала уровню подготовки драйвера. Если драйвер начинающий, то горячая и импульсивная лошадь вряд ли ему подойдет. А опытному спортсмену, готовому рискнуть на маршруте, будет не так комфортно выступать с простыми «школьными» лошадьми, размеренно двигающимися по схеме.

И хотя для драйвинга не создан отдельный студбук, и в экипаже можно использовать представителей фактически любой породы, качество аллюров все же играет роль. Судьям, отмечает Владимир, гораздо приятнее смотреть на лошадь с четкими и правильными движениями.

Никуда без сложностей

Сложностей, объясняет Владимир, в драйвинге, как и в любой другой дисциплине очень много, начиная от ухода, содержания, подготовки площадок для выступления и заканчивая транспортировкой.

Перевезти лошадь для выездки или конкура на соревнования гораздо проще и менее затратно, чем для драйвинга. Особенно — если спортсмен тренируется на паре, не говоря уже и о четверке лошадей.

Фото: FEI Driving

Отдельным пунктом идет перевоз всего снаряжения и экипажа. Это явно займет гораздо больше места, чем стандартный набор амуниции всадников других дисциплин.

Не стоит также забывать, что команда помощников в драйвинге на порядок больше — одним коноводом тут не обойдешься: грумы, которых бывает несколько, ветеринары и помощники.

Драйвинг, хотя и сравнительно недавно образовавшийся как самостоятельный вид спорта, начинает набирать все большую популярность в России.

Как и любой вид профессионального спорта, драйвинг — это тяжелый и кропотливый труд, требующий мужества и терпения, но вместе с тем и красота, зрелищность и незабываемые впечатления от вложенных в него эмоций и стараний.

Комментарии
Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь для комментирования