Статьи, Стоя на плечах не тех атлантов | Prokoni.ru

Стоя на плечах не тех атлантов

5 июля 2017 г.
Автор - Уильям Миклем

Стоя на плечах не тех атлантов

Ingrid Klimke and FRH Escada JS at Aachen CICO3* 2015. Photo by Jenni Autry.

Ингрид Климке и FRH Escada JS в Аахене CICO3 * 2015.

В последние годы основной системой тренинга выездковых лошадей в европейских странах стала Немецкая шкала обучения. Полагаю, сложно будет найти тематическое учебное пособие или книгу, где бы она не упоминалась. Однако, несмотря на несомненные достоинства, и эта система имеет определенные спорные аспекты, поэтому мне хочется задать вопрос: действительно ли эта методика является лучшей и единственной в своем роде? Стоит ли окончательно признать ее приоритет?есть определенная путаница и недоразумение, и мы можем спросить себя, действительно ли они являются лучшей методикой для нас, которую бы мы использовали в процессе обучения. Огромное количество противоречивых книг о шкале обучения, отказ от шкалы экспертами в области биомеханики и основные проблемы поднятые двумя чрезвычайно уважаемыми профессорами в сфере верховой езды, д-р Томасом Риттером и д-р Эндрю Маклином, все говорит о том, что мы должны искать улучшение. В частности, нам необходимо найти способы сделать этот тип информации более доступным и запоминающимся для тех, кто заинтересован в выездке.

Поиск лучшего пути

Герберт Рехбейн в мире выездки считался профессионалом из профессионалов - гением. Он выиграл Гамбургское выездковое Дерби восемь раз и семь раз одерживал победу на Профессиональных чемпионатах Германии. Международный клуб тренеров признавал его "Тренером года" в 1991 и 1994 годах, а Немецкая федерация конного спорта присвоила ему титул «Мастер верховой езды».

В 1970-х годах мне посчастливилось дважды посетить Герберта на его тренировочной конюшне, Гронволдхоф. Тогда он и поделился со мной своими взглядами. Он рассказал, что по его мнению, множество всадников неправильно понимают и истолковывают Шкалу обучения. Это стало началом моего личного исследования, которое привело к попытке создания новой модели 30 лет назад. Я назвал ее «Постоянные и переменные». Костяк этой модели описан в моей книге «Полное руководство верховой езды», опубликованной в 2003 году.

Рехбейн указал мне на некоторые вещи, первой из которых стало то, что составляющие шкалы не являются классическими принципами в историческом смысле - в то время им было всего лишь 50 лет. Он сказал, что шкала только недавно получила такой авторитет, потому что и тренеры, и всадники отчаянно пытались найти нечто, что было бы простым, правдоподобным и применимом на практике в мире выездки, раздираемом в то время противоречиями и конфликтами между разными школами и традициями. Однако даже сегодня нашим молодым тренерам в процессе обучения говорят, что шкала отражает классические принципы.

Три фундаментальных классических принципа, описанных Ксенофонтом 2400 лет назад это: отказ от использования силы в обучении, естественное развитие лошади и достижение впечатляющего результата, особенно впечатляющего своей простотой.

С тех пор бедная лошадь пережила многовековые эксперименты над собой, многие из которых проводились представителями классических школ верховой езды, предусматривавших использование самых строгих мундштуков, острых шпор и самых разнообразных дополнительных средств управления. Именно поэтому можно сказать, что сегодня использование слова «классический» часто является скорее маркетинговым ходом, чем правдой.

Династия тренеров

Я был счастлив увидеть в Гронволдхофе еще живого коня-легенду, чемпиона мира - принадлежавшего Элвину Шокемюле Дональда Рекса, но что меня удивило и восхитило еще больше, так это наблюдение за работой четырехлетнего Pik Bube. Неудивительно, что он стал всемирно известной большепризной лошадью. Его успех еще больше укрепил репутацию ганноверского студбука, даже несмотря на то, что он был наполовину чистокровным, как и величайшая выездковая лошадь Райнера Климке, вестфалец Алерих.

Герберт Рехбейн тренировался с Буби Гюнтером, который вместе с Вилли Шультесом и Джозефом Неккерманном обучался у отца современной немецкой выездки Отто Лорке. Они, в свою очередь, тренировали Гарри Болда, Райнера Климке и большинство современных тренеров, включая Конрада Шумахера и Жана Бемельманса. Какая династия! Достижения этих людей придают особую важность их словам, опыту и мнениям.

Абсолютного идеала нет

Нам стоило бы признать, что Шкала не всегда идеальна ни с теоретической, ни с практической точек зрения, а потому всадники должны быть способны к ее оценке, не бояться проверять, так ли правильно то, что они делают, не бояться изменений, ведущих к улучшениям.

Жан Бемельманс на Всемирном форуме по выездке в 2007 году сказал: «В Германии существует классическая шкала обучения... Если у вас идеальная лошадь с отличным характером, то нет проблем - вы можете придерживаться классической шкалы и шаг за шагом двигаться к уровню Гран-При. Но если идеальной лошади нет?! У вас может быть нервная лошадь, и тогда вам придется найти свой путь, чтобы правильно ее обучить. Да, у нас есть свои правила, которым мы следуем, но мы не можем уподоблять полицейскому и требовать, чтобы все двигались только в одну сторону".

В сентябре 2008 года мысль Бемельманса развил Конрад Шумахер: "Как тренер, тренирующий тренеров, я ищу лучшие способы для того, чтобы все мы как можно более эффективно работали с нашими учениками, ведя их к прогрессу. И иногда мы должны быть готовы к тому, чтобы отойти от общепринятых стандартов, стать более креативными в использовании шкалы обучения и традиционных методов тренинга для получения лучшего результата".

Другой порядок

Шкала обучения состоит из шести пунктов, расположенных один за другим. Первым идет ритм, а за ним в строгом прядке - LOSGELASSENHEIT (в настоящее время переводится как гибкость или податливость), контакт, SCHWUNG (в настоящее время переводится как импульс), прямолинейность и, наконец, сбор.

В настоящее считается что порядок этих составляющих шкалы может быть изменен с целью улучшения. Как с точки зрения практической подготовки, так и с учетом биомеханики лошади, многие приходят к мысли о том, что прямолинейность должна появиться перед импульсом, многие при этом ставят податливость впереди ритма.

Так, Рейнер Климке всегда в начало шкалы обучения ставил именно податливость. Его примеру следует и его дочь Ингрид. Количество подготовленных ею большепризных лошадей свидетельствует о том, что система Климке работает, и о том, что в обучении важно обращать внимание на три приоритета.

"Мой отец всегда стремился к олимпийской славе, - рассказывает Ингрид. - Но он прекрасно понимал, что не достигнет этой цели, если будет бездумно следовать общепринятым нормам. Он знал, что лучше подождать, чем спешить с обучением лошади. Наша самая высокая цель - сделать наших лошадей более красивыми и сохранить их здоровыми, благодаря тренировкам. Чтобы достичь этого, в нашей работе с лошадьми мы ежедневно руководствуемся тремя принципами: 1) делайте небольшие шаги; 2) сохраняйте разнообразие в обучении и 3) воспитывайте личность лошади ... это означает, что мы никогда не доминируем над нашими лошадьми".

Перевод термина "Losgelassenheit"

Первой реальной сложностью в интерпретации Шкалы обучения является перевод термина losgelassenheit. Что он означает? В настоящее время он обычно переводится как гибкость или податливость, эластичность, а иногда и как расслабление. Но все эти слова переводятся на немецкий иначе.

Итак, почему был использован конкретный термин losgelassenheit? Это существительное, которое было создано из глагола loslassen, что означает «отпускать». Поэтому losgelassen переводится как "отпустить" или «быть морально удовлетворенным». Heit - это просто окончание, которое формирует существительные из глаголов и прилагательных. Ключевым моментом является то, что таким образом данный термин относится к психическому, а не физическому состоянию. Это имеет гораздо больший смысл, так как очевидно, что в качестве основной предпосылки для хорошей физической работы необходимо иметь спокойствие.

Рехбейн подтвердил это, сказав, что податливость - это то, что вы развиваете в лошади в течение длительного периода времени, используя прогрессию упражнений, когда вы работаете с импульсом. Как вы увидите, последняя часть этого предложения о импульсе имеет огромное значение для определения слова schwung.

Schwung - это не импульс

Определение контакта (третий пункт шкалы) вызывает мало споров, но значение этого термина с течением времени определенно изменилось. Сегодня основное внимание уделяется как контакту шенкелей так и контакту поводьев, что шире, чем просто контакт рук всадника со ртом лошади через повод.

Особый интерес представляет определение четвертого пункта в шкале - schwung. Большинство англоговорящих конников описывает этот термин как «импульс», но я считаю, что с этим следует поспорить.

Schwung означает «пружина», и это слово ближе по смыслу к реже используемому теперь слову «каденция», которая предполагает более длительный период подвисания и более короткое время для каждого шага. Это подтверждается тем фактом, что в немецком руководстве четко указано, что невозможно добиться schwung на шагу, поскольку у этого аллюра нет фазы подвисания. При этом импульс на шагу мы иметь, безусловно, можем.

Я считаю, что то, что мы подразумеваем под словом импульс немецкие конники описывают как "развитие движущей силы". И этот импульс возникает, если лошадь уже прошла все элементы Шкалы обучения.

Это приводит нас к сути проблемы неправильного описания Шкалы как пирамиды, а не собственно шкалы. Шкала похожа на ноты для фортепиано, которые используются все вместе для получения лучших результатов.

Развитие управляемой движущей силы или управляемого импульса на практике является основной целью Шкалы в принципе. И это должна быть шкала, где мы непрерывно движемся вверх или вниз. Такое обучение, если представить его в виде образа, будет больше похоже на чешую, хотя пирамида, безусловно, и предлагает нам красивую картинку.

Сказанное, безусловно, отличается от понимания многими людьми Шкалы обучения, но имеет очевидный логический смысл, и вы можете обнаружить его, изучив оригинальное немецкое руководство.

К счастью, мы отошли от ранних целей так называемой «классической» выездки, которая ставила сбор конечной и единственной целью. Это зачастую приводило к катастрофическим и жестоким последствиям для лошадей. Сегодня мы стремимся развить счастливого спортсмена, выполняющего целый ряд упражнений в рамках как собранных, так и расширенных аллюров.

Давайте думать, говорить и спорить

Я знаю, что вопросы, поднятые мною в данной статье, возбуждают много прений, однако важно сохранять спокойствие и не вести себя эмоционально. Мы не получим результата, если уйдем от конструктивного обсуждения в эмоции и потеряем наше чувство юмора.

Уильям Миклем (источник); перевод Валерии Смирновой

Комментарии
Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь для комментирования