Статьи, Лекции о контакте: введение и исторический аспект | Prokoni.ru

Лекции о контакте: введение и исторический аспект

8 июля 2017 г.
Автор - Сюзан Миснер

Лекции о контакте: введение и исторический аспект

Я неоднократно проводила семинары о гибкости и податливости, о работе молодых лошадей. Но семинаров, посвященных только контакту еще не было...И вот, первый же семинар на эту тему привлек такое количество людей, что желающих присутствовать оказалось больше, чем мест.

Говоря о контакте, мы поднимали тему правильной рамки, в которой следует работать с лошадью. Но главными вопросами, которые мне хотелось задать, и на которые нужно было найти ответ, стали: что мы теперь делаем? Куда нам двигаться дальше после долгих дискуссий о глубокой и круглой рамке, о гиперсгибании?

Все мы знаем, что контакт охватывает и пронизывает все элементы Шкалы обучения. Но что такое контакт? За многочисленными обсуждениями в прессе и в сети Интернет, за многообразием точек зрения многие всадники не видят пути, по которому двигаться вперед. Они теряют уверенность и перестают понимать, что же именно нужно сделать, чтобы добиться от лошади податливости, как разогревать лошадь, к какой рамке стремиться. Они видят фотографии, иллюстрирующие противоречивые статьи в журналах, наблюдают за проведением разминки на международных турнирах, но не знают, что делать, оказавшись один на один с собственной лошадью...

Мне кажется, что большинство современных всадников, фактически, можно отнести к четырем группам. К счастью, первая и самая большая из них старается придерживаться классических принципов и методов выездки.

Всадники второй группы стремятся ездить как всадники топ-уровня, нарочно делая рамку глубокой и короткой, а не длинной и глубокой. В результате они приходят к гиперсгибанию.

Всадников, "относящихся" к третьей группе, мы наблюдаем уже много лет - им нужны деньги. Не важно, как расположена шея, где зад, где голова. Их не волнует благополучие лошадей. Главное - похвастаться красивой рысью и по возможности ее продать.

Всадники четвертой группы так боятся сделать что-то неправильно, что просто предлагают лошади двигаться в слишком длинной рамке. Для них хорошим кажется все то, что не равно гиперсгибанию, и что как можно дальше от него отстоит.

Говоря о "группах", я основываюсь только на своих наблюдениях и, разумеется, не могу говорить о процентах и статистике. Однако, проводя семинар, я надеялась, что среди моих слушателей представителей каждой из групп, узнать об их реакции на мои слова.

Мне кажется, что обсуждение правильного контакта, по сути, гораздо важнее, чем дискуссии об отдельных его составляющих. Контакт связывает все воедино. Говоря о нем, мы вспоминаем о том, что происходит на турнирах, о целях и принципах обучения лошадей, которые завещали нам "классики", о гармонии и сотрудничестве между лошадью и всадником, и, что особенно важно, о том, чтобы поддерживать здоровье лошади на должном уровне в долгосрочной перспективы. Фактически, мы рассуждаем о благополучии лошадей.

Контакт с головой и шеей, несомненно, важен. Эта истина никем не оспаривается. При этом мы знаем, что шея лошади - это балансир, а потому контакт является отражением того, что происходит со всем телом лошади. Контакт делает для нас явным и уровень сбалансированности лошади, и степень сбора, которую она может нам предложить в данный момент времени. Мне кажется, что контакт - это зеркало души лошади. Он рассказывает о том, как она себя чувствует, о ее мировоззрении.

Как мы помним, согласно Шкале обучения, невозможно получить хороший контакт без достижения ритма и податливости. Нет этих двух составляющих - нет контакта. Соответственно, в классической подготовке вы далеко не уйдете. У вас не будет идеального импульса, не будет идеальной прямолинейности (это просто невозможно) и вы не достигнете настоящего сбора. Мы все знаем, что податливость - это самое главное, но как только ваш контакт нарушается, у вас появляются проблемы, и если вы продолжаете идти дальше, ваши проблемы становятся гораздо серьезнее.

Если мы посмотрим на определение контакта в "Принципах верховой езды", то прочтем, что контакт - это устойчивая мягкая связь между рукой всадника и ртом лошади. Лошадь должна двигаться в ритме, эластично, вперед, должна искать контакта с мягкой рукой всадника.

Большинство немецких всадников знают это определение наизусть - без него не пройти тест по верховой езде. Но далеко не все читают дальше, не обращают внимания на более сложные, тонкие уровни контакта, также называемые "beizäumung", когда лошадь уступает и гнется одновременно. Правила же говорят, что такая степень контакта - это не цель, это просто что-то, что должно произойти благодаря правильной езде.

Сегодня вы видите, как всадники садятся верхом, захватывают поводья и пытаются притянуть голову лошади к ее груди, а затем пытаются добиться "продвинутого" контакта. Но в «Принципах» говорится, что для создания этого правильного beizäumung требуются годы.

Я нашла еще одно определение контакта в книге Курта Альбрехта - «Руководство для судей по выездке». Альбрехт был директором Испанской школы верховой езды с 1974 по 1985 год, и является одним из выдающихся теоретиков верховой езды. Он сказал: «Слово Beizäumung очень редко используется, и многие молодые судьи и всадники даже не знают об этом термине. Beizäumung имеет два условия - правильное сгибание затылка и поддержание правильной формы шеи - как выглядит шея и как она функционирует. Только при наличии обоих условий лошадь сможет адекватно реагировать на средства управления, достичь правильного контакта".

Многие всадники и судьи считают степенью сбора то, как лошадь несет свою шею. И если лошадь притянула шею назад, а затылок ее стал самой высокой точкой, они думают, что лошадь собрана, но они не смотрят на всю шею. Их волнует лишь то, находится ли нос по вертикали. Генерал Альбрехт говорит, что это очень опасно, и надеется, что всадники и тренеры вернутся к рассмотрению обоих условий beizäumung: не только затылка,но и шеи. За последние сто лет это проблема обсуждалась многократно (почитайте работы Seunig или Bürger - вы увидите, что они тратят страницы на обсуждение вопросов о контакте), но никогда не становилась настолько острой. Лошадей так или иначе готовили постепенно. Сегодня же все хотят как можно быстрее добиться своей цели.

Люди всегда пытались согнуть лошадиные шеи. На рисунке выше - персидская лошадь, 600 г. до н.э...

На фото выше уже XVII век, и всадники явно используют какие-то варианты вспомогательных поводьев. Шеи снова сгибают.

В течение сотен лет мы, люди, делали что-то с шеей лошади. Это не мое открытие!

Профессор Хайнц Мейер, ипполог, выдающийся теоретик, немногий из тех, кто работает в сфере науки, читал лекции по этому вопросу. Он подчеркнул тот факт, что всадники всегда гнули шеи лошадям. Позвоночник шеи самый гибкий и подвижный. Это настолько ясно и логично...Вы не можете согнуть спину лошади и даже суставы ее ног (они могут вращаться в двух разных направлениях, но не могут согнуться, как шея). Шея является самой слабой частью тела лошади, с которой всадники всех времен пытались и пытаются делать самые разнообразные вещи. Причиной же, по которой люди были так жестоки с лошадьми, проста - стремление добиться абсолютной покорности, получить полный контроль.

Если мы вернемся к истории, то увидим, что всегда были такие люди, как Боше и Филлис, - они работали с шеями лошадей и сгибали их.

В начале 1900-х годов в Руководстве для кавалеристов были изложены первые тезисы Немецких Принципов Верховой Езды. Там указывалось, что только при наличии правильного контакта лошадь сможет работать счастливо, двигаться вперед и сохранять чистоту трех аллюров. Когда мы говорим о контакте, мы в первую очередь должны думать о чистоте аллюров! И я была шокирована, когда в 2007 году FEI заявила, что «гиперсгибание шеи - это метод работы / обучения для обеспечения степени продольного сгибания средней части шеи» и далее: «Должно быть понимание того, что гиперсгибание как метод, должно быть использован осторожно". Таким образом, FEI заявило том, что этот метод можно использовать «правильно». Помните, как мы говорили о методике обучения, которая выглядит точно так же, о работе герцога Ньюкаслского ( семнадцатый век)? Вот оно:

В 2007 году мы шагнули так далеко назад, что начали говорить только о том, что делают всадники с шеями лошадей, и полностью забыли о принципах работы, которые говорили, что шея должна рассматриваться как часть всего организма лошади. Вы не можете отделить работу шеи от работы всей лошади в целом...

Замечательно, что сейчас Федерация от своих взглядов на гиперсгибание отказалась...

Сюзан Миснер (источник); перевод Валерии Смирновой.

Комментарии
Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь для комментирования