Статьи, Исследование: влияние типа личности лошади на процесс ее обучения | Prokoni.ru

Исследование: влияние типа личности лошади на процесс ее обучения

24 августа 2017 г.
Автор - Перевод Валерии Смирновой по материалам сайта https://www.horsetalk.co.nz

Исследование: влияние типа личности лошади на процесс ее обучения

Sequential screenshots of a typical learning trial. (A) The horse is ready in the starting position. (B) The experimenter is giving stage 1 indication toward the left compartment. (C) The horse is entering the left compartment. (D) The horse has successfully entered the left compartment and is going to receive a food reward in the left bucket

Учебный процесс. (A) Лошадь в готовности, в исходном положении. (B) Экспериментатор дает первый индикатор в левом отделении. (C) Лошадь входит в левое отделение. (D) Лошадь успешно вошла в левое отделение и получит награду (корм) в левой кормушке.

Французские исследователи из Национального института сельскохозяйственных исследований (INRA) (Матильда Валеншон, Фредерик Леви, Шанталь Мусу и Леа Лансайд) задались вопросом - какое влияние оказывает стресс, положительное и отрицательное подкрепление и личность лошади на результаты ее обучения.

Было выяснено, что предварительный стресс (факторы стресса не были связаны с задачей обучения) негативно влиял на результаты последующего обучения, главным образом в условиях положительного подкрепления. При этом важное значение имел тип личности лошади.

При отсутствии внешних факторов стрессов лошади, оцененные в результате проведения тестов личности, как наиболее пугливые, лучше обучались с использованием отрицательного подкрепления, и хуже обучались с использованием положительного.

В экспериментах приняли участие 60 уэльских кобыл, каждая из которых предварительно прошла известный тест личности, в ходе которого оценивались боязливость, общительность лошади, ее реактивность по отношению к человеку, уровень двигательной активности и чувствительность к прикосновению.

Затем животных распределили по четырем группам (по 15 лошадей в каждой). От лошадей требовалось выполнить конкретную задачу - зайти в одно из двух помещений, которое ей показывал проводящий эксперимент сотрудник путем подач визуального сигнала.

Две группы обучались путем отрицательного подкрепления, две - путем положительного. При этом одна из групп с отрицательным подкреплением приступала к выполнению задачи сразу после воздействия внешнего источника стресса, так же, как и одна из групп с положительным подкреплением.

В качестве источников стресса выступали громкие шумы (лай собаки, звон колокола, громкая человеческая речь и пр.), неожиданность (шелест брезента, поток воды или воздуха, направленный на лошадь) или незнакомый лошади объект (красочная картонная коробка или воздушные шары).

При отсутствии не связанных с задачей источников стресса эффективность обучения у всех групп не отличалась. Однако было обнаружено, что использование внешних источников стресса ухудшает эффективность обучения.

"Интересно, что эта неэффективность была меньше при использовании обучения с отрицательным подкреплением, - сообщили исследователи в журнале открытого доступа PLOS ONE. - Отрицательное подкрепление, которое считалось источником стресса, связанным с задачей, могло бы уравновешивать воздействие внешнего источника стресса, фокусируя внимание лошади на обучении задаче".

Ученые пришли к выводу, что эффективность обучения зависит от типа личности лошади, наличия или отсутствия предварительного стресса и типа подкрепления.

Результаты показали, что при использовании отрицательного подкрепления - стресса, связанного с задачей - самые пугливые лошади оказались лучшими учениками, когда внешние источники стресса не использовались. Однако они становились худшими, когда внешние источники стресса появлялись. («Когда использовалось положительное подкрепление, самые пугливые лошади обучались хуже, с и без использования источников стресса, не связанных с задачей обучения»).

Вполне возможно, что положительное влияние отрицательного подкрепления на производительность в разрезе фокусирования на задаче, могло быть усилено у пугливых индивидуумов. Это может объяснить их улучшенные показатели при отсутствии источников стресса, не связанных с задачей. "Напротив, положительное подкрепление не является источником стресса и пугливые лошади отвлекались на окружающую обстановку."

"Когда были добавлены источники стресса, не связанные с заданием, эффективность обучения самых пугливых неизменно ухудшалась, независимо от типа подкрепления".

"Нарушение процессов обучения и фокусировки, вызванные источниками стресса, не связанными с задачей, скорее всего, будет более выраженным у боязливых индивидуумов, которые сильнее реагируют на различные формы источников стресса".

Исследование показало, что повлиять на эффективность обучения могут и другие аспекты личности.

"Локомоторная активность была положительно связана с показателями отрицательного подкрепления, независимо от воздействия источников стресса, не связанных с задачей", - отметили исследователи.

Они предположили, что локомоторная активность может в целом отражать тенденцию инициировать действия, поскольку они ранее наблюдали такой положительный эффект, ставя задачи обучения, требовавшие смещения положения тела, аналогичного требовавшемуся в данном случае.

Кроме того, реактивность по отношению к человеку оказалась отрицательно связанной с результатами обучения только в группе отрицательного подкрепления и наличия внешнего источника стресса.

"Лошади, менее боящиеся людей, легче реагировали на источники стресса, не связанные с задачей, потому что они были более внимательны к движениям и сигналам человека".

В группе из 15 животных было выявлено лишь несколько существенных корреляций между переменными личности и результатами обучения.

"Чтобы выявить все влияние личности на способность к обучению, было бы идеально провести данное исследование с большим числом субъектов, возможно, потребовалось бы около сотни лошадей. Кроме того жаль, что невозможно провести эксперимент с таким же количеством представителей различных пород лошадей. Однако мы должны подчеркнуть тот факт, что все вместе взятые эксперименты, проведенные на лошадях, показывают нам последовательные связи между личностью и способностями к обучению. Это означает, что соответствующие корреляции не случайны".

"Наши результаты дают важные подсказки для персонализированного обучения в соответствии с потребностями каждого животного...Настоящее исследование показывает, что положительное и отрицательное подкрепление может привести к эквивалентным результатам обучения в отсутствие источников стресса, не связанных с поставленной задачей.

Учитывая, что в предыдущих исследованиях были отмечены долгосрочные многообещающие последствия позитивного подкрепления на обучение, на взаимоотношения лошади и человека, наши результаты дают дополнительные доказательства эффективности использования положительного подкрепления в обучении лошадей, в то время как использование отрицательного подкрепления по-прежнему доминирует в традиционных методах обучения".

При этом интересно, что использование пищевого вознаграждения в качестве подкрепления в стрессовых условиях может оказаться недостаточным .

"Действительно, потеря мотивации пищей, вызванная стрессом, может сделать подкрепление неэффективным и стать дополнительным источником стресса. Наши анализы, включая анализ личности, свидетельствуют о том, что стресс является ключевым фактором в понимании того, чем животные отличаются в разрезе обучаемости в зависимости от их индивидуальности. Предвидеть реакцию пугливых животных, сталкивающихся с проблемой обучения, возможно, не только оценив уровень стресса, но и характер стресса (связанный или не связанный с задачей) и их возможное взаимодействие".

Чтобы более точно определить, когда происходит переход от благоприятных условий обучения к неблагоприятным в зависимости от типа и интенсивности источника стресса и от того, как он связан с личностью лошади, потребуются новые исследования.

Перевод Валерии Смирновой (источник).

Комментарии
Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь для комментирования