Статьи, Танцующие лошади? Биомеханика конного балета... | Prokoni.ru

Танцующие лошади? Биомеханика конного балета...

13 сентября 2017 г.
Автор - Жан Люк Корний

Танцующие лошади? Биомеханика конного балета...

«Люди музыки обычно умны, и время, потраченное на объяснения и советы, тратится не даром».

(ABM (Boni) Rietveld, "Травмы танцоров и исполнителей")

«Причинами травм могут быть невезение, усталость и стресс, но, прежде всего, они бывают связаны с ошибочной техникой».

Бони Ритвельд - хирург-ортопед, посвятивший себя профилактике, диагностике и лечению травм танцоров и музыкантов.

К аналогии между людьми и лошадьми следует подходить с особой осторожностью, поскольку между физиологией и нейрофизиологией человека и лошади существуют значительные различия. Однако, как и в случае с танцорами и музыкантами, основной причиной травм лошадей являются ошибочные техники и методы, используемые в их работе.

Доктор Ритвельд сделал свой вывод о связи неверных техник с травмированием в результате 30-летнего опыта работы в соответствующей сфере. Он также указал, что использование ошибочных методов часто связано с неосведомленностью о дозволенных границах, о физическом лимите человека. В течение такого же периода времени я наблюдал, как в тренинге лошадей применялись ошибочные методы, связанные с банальной неграмотностью, незнанием того, какие требования можно предъявлять к лошадям (на том или ином этапе их обучения и физического развития), а какие нет. Тренеры, таким образом, не только не могли выявлять причину возникающих проблем, но и исправлять их.

Большинство тренеров/берейторов знают, как должны выглядеть движения лошади, но не имеют четкого понимания основных законов биомеханики.

В танцах игнорирование физических лимитов формирует структурную предрасположенность к травмам. Точно так же в области верховой езды и конного спорта неправильный анализ или незнание физических лимитов лошадей также становятся источниками травм.

Ритвельд написал: «Учитель танца - первая линия обороны танцоров от травм». Проводя параллель, мы можем сказать, что тренер лошади - ее первая линия обороны от травм.

К сожалению, когда знаний не хватает, тренеры и самопровозглашенные мастера становятся основным фактором возникновения травм у лошадей. Они рекламируют физическое развитие, но несут только ослабление организма. Так, когда лошадь учат выполнять боковые движения без предварительной подготовки, дергая за "веревки" или активно помогая себе хлыстом, невежество тренера, несомненно, заставит лошадь выполнить требуемое. Однако ее тело не будет скоординированным, сбалансированным, что создаст предпосылку к возможным последующим травмам.

Одной из основных причин травм лошадей является работа над движениями и элементами до окончания процесса роста. У людей прежде всего заканчивают расти ноги. Дольше всего "растет" спина. Лошади в этом аспекте развиваются практически аналогично.

У людей полиартикулярные мышцы (прямая мышца бедра, портняжная мышца и мышцы задней поверхности бедра) временно становятся «слишком короткими» и особенно уязвимыми для "болей роста". С лошадьми все происходит так же, только перечень задействованных мышц другой. Главное при этом - принцип.

Д-р Ритвельд заметил: «Из-за этой жесткости и дискомфорта ученик-танцор временно не может поднять ногу полностью или делать высокие махи. В лучшем случае он подвергается критике учителя, который обвиняет его в лени, начинает принуждать больше работать, в худшем случае ученик при этом травмируется".

Примерно то же самое происходит и с лошадьми. Лошади подвергаются критике со стороны тренеров, их обвиняют в лени, принуждают выполнять те или иные движения и...появляются травмы.

Большинство примитивных "психологий тренинга" описывают поведение лошадей в разрезе их социального поведения и лидерства, обозначают сопротивление лошади исключительно как проблему поведения. Исходя из таких же категорий оценивают и лень. Но эти так называемые поведенческие проблемы на самом деле обычно являются криками о помощи! Чувствуя дискомфорт или боль, лошадь защищает свое тело, сопротивляясь движению вперед или боковому сгибанию, другому движению или элементу. Когда у тренера недостаточно знаний, у лошади нет надежды на благополучие.

Ритвельд писал: "Танцоры привыкли к дискомфорту, но из-за их осознания своего тела и из-за высоких физических требований ожидаемая травма замечается на ранней стадии, часто перед тем, как современные технологии обработки изображений покажут отклонение". То же может происходить и с лошадьми, если приоритетом всадника или тренера будет не принуждение , а обучение и точная координациция тела лошади. У лошадей нерешительность, замедленная реакция, небольшие кинематические аномалии могут стать признаками, которые, если их мониторить и анализировать, помогут предотвратить травмы.

Лошадь на видео (видео можно посмотреть на сайте автора), послужившем началом поводом для написания данной статьи, восстановилась после навикулярного синдрома. До того, как она сильно захромала, у нее были проблемы с менками в темп. Она не могла выполнить более трех или четырех менок подряд. Лошади после выполнения короткой серии менок требовалось сделать пару тройку темпов галопом, прежде чем она могла сделать еще одну короткую серию менок в темп. Ее, конечно же, обвинили в лени и принудили выполнять элемент. В результате у нее развилась сильная хромота правой передней ноги и был диагностирован острый случай навикулярного синдрома.

Нарушение кинематики конечностей, вызывающее чрезмерный стресс между глубоким пальцевым сгибателем и челночной костью, является результатом спастического сколиоза в черепной и грудной области, изгибающей грудные позвонки с правой стороны. Исправив дисбаланс мышц спины, вызвавший боковое расположение и обратное вращение грудных позвонков, можно было исправить аномалию кинематики конечностей, чтобы ремоделировать процесс восстановления. Навикулярный синдром - это прежде всего болезнь ремоделирования. Аномальное напряжение отключает процесс ремоделирования, и, поскольку новые клетки больше не создаются, происходит дегенерация. Лошадь оздоровилась и почти год спустя, когда ее попросили выполнить менку в темп, никакой проблемы не возникло даже с большой серией менок. Если бы вместо того, чтобы интерпретировать трудности лошади как лень, их подвергли бы разумному анализу, лошадь не пострадала бы от навикулярного синдрома - он бы просто не развился!

«Травмы коленей, особенно пателло-феморального сустава, являются вторыми наиболее распространенными (25% всех травм) травмами у танцоров», - пишет д-р Ритвельд).

Травмы коленных суставов также распространены и у лошадей. У танцоров такие травмы часто возникают из-за недостаточного наружного вращения бедер. «Колено вращается наружу при сгибании, но не при разгибании. Обычно танцоры не знают о том, что они используют это явление, чтобы компенсировать недостаток движения в бедре: начиная с «demiplié», стопы находятся в положении гиперпронации и максимального внешнего вращения, фиксируются на полу, а колени разгибаются. В результате крутящий момент в коленях приводит к вращательному нарушению в пателло-феморальных суставах и к растяжению медиальных структур. Это называется «выкручивание коленей».

На левом рисунке показано «demiplié», выполненное с правильным наружным вращением бедра. На фотографии справа мы видим то же движение, выполненное одним и тем же танцором, но с неправильным наружным вращением. Танцор компенсирует недостаточное вращение бедер наружу благодаря большему сгибанию и вращению колен. Танцор выкручивает колени.

Всадник выкручивает колени лошади, когда вынуждает их двигаться, воздействуя на них, или манипулировать ими без поддержания надлежащей механики грудного, поясничного отделов позвоночника и таза лошади. Бедра лошади не могут вращаться наружу, как могут это делать бедра человека. Сходство заключается в том, что, если всадник просит совершить движение, воздействуя на ноги лошади при помощи хлыста без надлежащей координации грудного и поясничного отделов позвоночника и таза, аномальные стрессы могут повредить коленные суставы, а также и другие суставы. Это верно при движении вперед, это верно во время боковых движений, таких как плечо внутрь, принимание и др. Например, во время фазы колебания задняя конечность и, следовательно, бедренная кость вращаются вокруг тазобедренного сустава. В синхронизации с маятниковым движением бедренной кости вокруг тазобедренного сустава происходит внутреннее вращение бедренной кости, от медиального к латеральному во время колебания и от латерального к медиальному во время неподвижности. Нормальная кинематика конечностей требует, чтобы подключение задних ног сочетало маятниковое движение конечности вокруг тазобедренного сустава и дорсально-вентральное вращение таза. В своем количественном исследовании, сравнивающем кинематику конечностей и механизм позвоночников лошадей с хорошими движениями, а также кинематику конечностей и позвоночников лошадей с плохими движениями, Микаэль Холмстрем заметил, что у лошадей с хорошими движениями наблюдается хорошее дорсально-вентральное вращение таза.

Если тренер не знает о необходимой корреляции между вращением таза и прямым колебанием конечности и стимулирует большее подключение задних ног, касаясь конечностей хлыстом, поворот будет происходить между бедренной костью и голенью, травмируя коленный сустав. Тренер выкручивает колени лошади...

Жан Люк Корний (источник); перевод Валерии Смирновой.

Комментарии
Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь для комментирования