Статьи, Синдром самокалечения у лошадей: поведенческая или медицинская проблема? | Prokoni.ru

Синдром самокалечения у лошадей: поведенческая или медицинская проблема?

12 декабря 2017 г.
Автор - Джейн Бергер

Синдром самокалечения у лошадей: поведенческая или медицинская проблема?

В данной статье представлен краткий обзор обсуждения патологического поведения самокалечения у лошадей. Представлены: эпидемиология, классификация, клинические аспекты и патогенез. Обсуждается важность комплексной оценки симптоматики и функций патологического поведения самокалечения у лошадей для планирования лечения.

Патологическое самокалечащее поведение встречается у многих биологических видов, включая человека. К нему относится самоуправляемое, социально неприемлемое, повторяющееся поведение, приводящие к физическим травмам легкой и средней степени тяжести. Термины «физическая травма» и «калечение» часто взаимозаменяемы.

Было выдвинуто предположение, что патогенез ряда этих поведенческих реакций в своей патологии схож с реакциями замещения или грумингом.

Примечательно, что результаты экспериментальных исследований показывают, что применение амфитаминов приводит к самокалечению у мышей, крыс, лошадей и собак. Болезненное раздражение вызывает увеличенный выброс эндорфинов у людей и мышей, свидетельствующий, что может быть задействована опиодид-нейропептид регуляторная система.

Также было выдвинуто предположение, что разнородные расстройства, например, синдром навязчивых состояний могут рассматриваться как непрерывный процесс или как сопутствующая патология при этих заболеваниях. Сообщается, что в 50% случаев у пациентов с поведением самокалечения при синдроме Жилль де ла Туретта страдает дофаминергическая система.

Впервые такое поведение описано у лошадей как самонаправленная агрессия, клинические проявления которой включают косые взгляды в сторону или покусывание боков, или области груди, «козление», лягание, вокализацию, чесание, вращение по кругу или валяние. Кастрация жеребцов приводит к улучшению описанного поведения. Насколько выражено поведение самокалечения у лошадей – неизвестно. Однако сообщается, что такое расстройство зарегистрировано у 0,7% меринов и 1,9% жеребцов из более чем 700, исследованных в Канаде лошадей (по неопубликованным данным U. A. Leuscher и D. B. McKeown).

Некоторые авторы указывают на сходство с синдром Туретта у людей. Поведенческие параллели между синдромом самокалечения у лошадей и синдромом Туретта включают моторные тики головы и шеи, гемибализм (постоянные ненаправленные удары передними задними конечностями), заинтересованность внешними преградами и временами наблюдающаяся странная вокализация. К другим сходствам относятся начало болезни в юношеском возрасте, предрасположенность к заболеванию у мужских особей, наследственный характер заболевания, неизбежное развитие заболевания, усугубление стрессом, улучшение за счет поглощающей активности, ненарушенная работоспособность, случайное получение травм.

В ходе исследований животных и людей было сделано предположение, что серотонин (5-окситриптамин) вызывает дисрегуляцию самоколечащего поведения.

Существует ряд неточных свидетельств роли некоторых из систем нейротрансмитеров в синдроме самокалечения у лошадей. Известно клиническое исследование, в котором две лошади с синдромом самокалечения ответили на терапию антагонистами дофамина. Описание клинического случая засвидетельствовало подавление тика, вызванного синдромом самокалечения, при помощи налмефена, опиоидного антагониста.

Восемь лошадей, кусавших себя за бока вследствие синдрома самокалечения, были включены в исследование поведения и эффектов препаратов, являющихся стимуляторами или ингибиторами центральных опиоидов, дофамина, норэпинефрина и серотонин нейротрансмитерных систем. В ходе исследований поведение регистрировалось каждый час и сравнивались для определения различий между результатами применяемых способов лечений. Значительное уменьшение синдрома самокалечения вызывалось применением как морфина, так и опиоидного антагониста налтрексона. Эффекты морфина проявлялись только к концу первого часа, следующего за применением первой «аналгезирующией дозы», (0,1 мг/кг) при 30-минутной отметке.

Подавление деятельности, связанной с синдромом самокалечения при помощи буспирона говорит о роли серотонинергической модуляции поведения. В данном исследовании буспирон использовался в дозировке (0,5 мг/кг) и действие его продолжалось 2-3 часа. На основе полученных данных авторы поддержали мнение, что синдром самокалечения у лошадей схож с синдром Туретта у людей. В этом исследовании кломипрамин, избирательный блокатор обратного захвата серотонина, не оказывал сколько-нибудь значительного влияния на проявление синдрома самокалечения у лошадей. Удивительно, что значительное снижение проявлений синдрома у лошадей вызывал кокаин, в то время как у людей, страдающих синдром Туретта, он провоцирует судороги. Однако авторы указывают, что действие кокаина сложно идентифицировать, поскольку он блокирует обратный захват ряда моноаминов и стимулирует пресинаптические рецепторы, а эти нейромедиаторы могут вызывать снижение двигательной активности.

Синдромом самокалечения у лошадей как и самотравмирующее поведение являются в равной мере сложными и малоизученными явлениями. Было выдвинуто предложение в зависимости от клинических признаков классифицировать синдром самокалечения у лошадей на 3 типа, где тип I – представляет собой поведенческую реакцию на боль и другие формы дискомфорта; тип II представляет собой самонапарвленную межсамцовую агрессию у жеребцов и некоторых меринов, и тип III включает менее выраженные повторяющиеся последовательности поведения, напоминающие стереотипные поведенческие образцы.

Лучше всего предоставить лечение лошади с синдромом самокалечения ветеринарному врачу. В каждом отдельном случае в процессе принятия решения о лечении рассмотрите все «Пять свобод».

Понятие «Пять свобод», также известное как Отчет Брамбелля от 1965 года, который связывают с выходом книги Рут Харрисон «Животные – машины» в 1964 году. Этот документ является отчетом Технического комитета Великобритании о Благополучии животных. Концепция «Пяти свобод» была в дальнейшем проработана Советом по благосостоянию сельскохозяйственных животных и в конечном итоге приняла формулировку «Пять свобод» (“Five Freedoms”). Указанные в концепции принципы позволяют точно оценить благополучие животного любого вида, включая лошадей.

Пять свобод:

1) Свобода от голода и жажды.

2) Свобода демонстрировать нормальное поведение.

3) Свобода от боли, травм, заболеваний.

4) Свобода от стресса и страха.

5) Свобода от дискомфорта.

Джейн Бергер, доктор ветеринарной медицины Американского колледжа ветеринарных бихейвористов, доктор Американского колледжа благополучия животных, сертифицированный администратор по благополучию животных, Центральная ветеринарная конференция в г. Вашингтон, округ Колумбия.

Перевод Дины Максимовой.

Здесь вы можете ознакомиться с рассказами о лошадях в переводе Дины.

Комментарии
Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь для комментирования