Как покупают и продают лошадей

Сейчас во всех социальных сетях и конных форумах обсуждается история Зета, сломавшего плечо и прооперированного в Максиме.

Для меня эта тема очень живая, потому что полтора года тому мы с Мальборо прошли этот путь. Со всеми страхами, надеждами, победами и поражениями.

Сейчас оптимизма в обсуждении истории Зета мало. Более того, все чаще раздаются призывы не мучать лошадь и усыпить ее. И много размышлений о том, где тот край, когда дальше лошадь тянуть не стоит.

Об этом вот крае я и хочу рассказать.



История одних колик. Хейлис

О том, что одной из лошадей, стоящих у нас на постое, стало плохо, я узнала по телефону. Попросила уколоть стандартные анальгин-но-шпу, собрала дорожную аптечку и помчалась к кобыле.

Внешне все было неплохо. Даже в минимальной дозировке лекарства подействовали, Хейлис повеселела, охотно тянулась к сену, но… Не нравилась мне ее перистальтика. Вроде слышно с обеих сторон, но слабо, неравномерно и как-то неправильно. Очень похоже на завал.

А когда через 40 минут лошадь вновь начала беспокоиться и капать ногой опилки, я набрала хозяина и настоятельно порекомендовала ехать на клинику. Он дал добро, лошадь загрузили в коневоз и 30 минут спустя мы заходили в здание Ратомской ветеринарной клиники. Весьма бодро заходили, надо сказать. С фырканьем, перебиранием ножками, мотанием головой – словом, весело и задорно.

Осмотрев лошадь, врачи только пожали плечами. Мол, чего ехали то? Лошадь активная, аппетит есть, перистальтика есть. Но согласились оставить на ночь понаблюдать. Капать, правда, не стали, хотя я и просила влить литров десять. Ну как просила. Не настойчиво, потому что Хейлис действительно чувствовала себя явно хорошо. Признаться, я бы и на клинике не оставила бы, но в этом случае подниматься и проверять лошадь пришлось бы мне. А тут врач дежурит, присмотрит.

Утром я ехала на клинику с коневозом и с полной уверенностью, что лошадь заберу домой. А вместо этого увидела понурую Хейлис и канистру с физраствором. Ночью ей стало хуже. Диагноз завал подтвердился. Но чувствовала она себя тем не менее неплохо, и никто беды не ждал.

К концу суток напряжение возросло. У лошади по прежнему было неплохое самочувствие и довольно приличные для полутора дней колик анализов, на завал, несмотря на все усилия ветов, и не думал трогаться с места.

За ночь ничего не изменилось. Утром изо рта лошади начался гнилостный запах, интоксикация стремительно нарастала, а справится с завалом не получалось.

Четвертый день. Состояние ухудшается, надежды нет. Лошадь стоит с трудом, ей плохо. Очень плохо. Голова опущена, глаза неживые, при пальпации живота начинает стонать. Врачи суетятся, но как то уже совсем безнадежно. И слово «эвтаназия» хотя еще и не произнесено, но сильно подразумевается.

К концу четвертого дня вдруг прорвало. С ужасным гнилостным запахом на опилках появилась первая куча, потом вторая, потом просто полилось все из лошади. Хейлис легчало на глазах. К середине ночи она начала есть, активно шарилась по карманам. Мне хотелось петь и плясать. И я не понимала скепсис врачей. Ведь справились, помогли!?!

И тогда впервые прозвучало из уст врачей: поток мы вызвали, теперь бы его остановить.

А в моей жизни появился новый термин – колит. Это не просто колики и непрекращающаяся профузная диарея. Это воспаление кишечника, страшное обезвоживание и критическое потеря белка.

Казалось бы, ну что такого. Понос и понос. Но как же это жутко на самом деле!

Вливаешь лошади через зонд питательную смесь с лекарствами и оно все тут же, не задерживаясь, выливается через задний проход. Если ничего не вливаешь – все равно выливается, и откуда только берется? Гематокрит ухудшается на глазах, кровь, не смотря на непрекращающиеся капельницы, такая густая и вязкая, что с трудом сочится через толстую иголку. На результаты биохимии страшно смотреть – показатели белка стремительно падают.

Считается, что острый колит, не остановленный в течении 3х дней, резко снижает шансы лошади на выживание. А длящийся более семи дней – шансов не оставляет совсем. Дегидратация, эндотоксический шок и смерть.

За первые 7 дней в лощадь было влито около 500 литров физрастворов. 2 вида антибиотиков – метранидазол и байтрил. Бесчисленное количество препаратов против диареи, против язвы желудка, пробиотики, всего и не упомнишь.

И – ничего. Белок упал даже не до критического минимума, а до показателей, которые по всем источникам обозначают неминуемую смерть лошади. То же и с гематокритом: криминальное обезвоживание, очень густая кровь.

Надо капать дальше, но вены в таком состоянии, что делать это не получается. Надо вводить плазму, но у нас нет плазмы крови для лошади. И не смотря на все мои старания, достать ее не получилось.

Лошади плохо. Тот же потухший взгляд, опущенная голова. Добавилось постоянное скрежетание зубами – от сильной непроходящей боли.

С моей точки зрения, надо было бы отпустить и не мучить. Но не дал хозяин. Любитель, новичок, он не понимал, как можно умереть от поноса и что в этом вообще такого. Вариант эвтаназии даже не рассматривался.

На этом уровне мы застряли на 3 недели. Лошади не становилось ни хуже, ни лучше. Анализы как у трупа. Плохо, больно. Страшная потеря массы – стоит скелет на ножках и скрежещет зубами. Но стоит. И запах такой жуткий от лошади и от ее денника, что слышен метров за 200 до клиники. Выворачивает от вони.

А потом однажды понос прекратился. Сам по себе, или помогла непонятная мутная жидкость под названием «живые бактерии» принесенная сочувствующей конюшней (отчаявшись на традиционные методы, мы перешли к народным и даже оккультным) -- неизвестно. Но на 22й день влитая через зонд питательная смесь с "живыми бактериями" вдруг не вылилась наружу. Ни сразу, ни через час. Ни через два. И вообще не вылилась!

Опорожнялась лошадь по-прежнему водой мутноватого цвета, но уже не раз в десять минут, а раз в 3-4 часа. А еще через двое суток вода эта превратилась в жиденькую лепешку.

Жить при этом лошади по-прежнему не хотелось, было плохо, больно и противно от всех наших манипуляций, но она вопреки всему стала уверенно идти на поправку.

Выписали ее спустя 2 месяца. Страшно худую, с трудом шаркающую ногами, но живую. С моей точки зрения – хроник и инвалид на всю жизнь. Ан нет.

Полгода жили как на пороховой бочке, боялись чего-нибудь не того дать. Кал несформированный, масса набирается очень медленно, живот болит, анализы так-сяк. А потом лошадь пошла на поправку. Сейчас, год спустя, это круглая, блестящая, в меру наглая кобыла, с прекрасным аппетитом и анализами «хоть в космос». Несет полноценные нагрузки, готовится к первым своим соревнованиям.

Да, по-прежнему есть ограничения по питанию и строгий запрет на применение нестероидных противоспалительных препаратов, прежде всего фенилбутазона. Но эвтаназия – о чем вы? Живет лошадь, полноценно живет.

После этого случая я часто думаю, где та грань, когда владелец должен принять решение усыпить животное? Случай Хейлис действительно тяжелый и криминальный. Но в моей практике он не единственный.

Обычно критерием для эвтаназии служит наблюдение хочет ли лошадь жить и бороться. И каковы ее шансы с точки зрения ветеринарной медицины. У Хейлис не было ни желания, ни шансов. Но…
А есть и другие грани: когда лошадь борется, зубами цепляется за жизнь, и клиническая картина не безнадежна. Но умирает. Сложно это все. Неоднозначно.
 
Интересный случай с кобылой. Но. Все же, история с Зэтом несколько другая. Все таки, это перелом, причем уже - осложненный. Причем не в очень хорошем и "удобном" месте. Конь на всю жизнь останется реальным инвалидом, а с таким еще подходом как у хозяйки, что, раз верховым не будет - значит кобыл им крыть начну. Вообще за коня страшно становится. Человек либо реально не осознает, либо...
И даже при удачном исходе операции и удовлетворительной реабилитации после - лошадь будет требовать больших финансовых затрат. А конь молодой, при удачном исходе и хорошей поддерживающей терапии, может прожить не год и не два. И эта будет именно та лошадь, за которой надо глаз да глаз. Просто так отпустить ее в табун и полгода про нее забыть не получится... Чтобы содержать такого коня, надо располагать достаточными финансами, с таким конем может приключится что угодно в один момент. И что опять? Очередной сбор?
 
Я тоже видела коня, который кололся так, что вопрос усыпления стоял ребром. Перистальтика по нулям, не встает, стонет, обезболивание мимо кассы. Однако откачали, попробовав еще один способ чисто от безысходности.

Но переломы это другое.
 
Согласна, главный вопрос по Зету не в том, сможет ли он выжить, а "что дальше"?
Но тут уже идут наши домыслы, мы не можем знать, как повернется на самом деле (хотя и то, что можно домыслить, оптимизма не вызывает).

Нужна ли была в принципе такая операция. Как ни цинично звучит -- считаю что нужна. Пусть и за общественный счет, пусть и в качестве эксперимента. Но ветеринарным хирургам такой опыт очень нужен -- чтобы спасти кого-то еще. Чтобы узнать и впредь учитывать какие-то нюансы. И по операции, и по подвешиванию, и по выхаживанию. За историей Зета следят в том числе наши врачи. И не только по интернету, а напрямую задавая вопросы его хирургам. Такие операции становятся кейсами, которые описываются и которыми делятся врачи по всеми миру.
Перед тем, как оперировать Мальборо, нам удалось найти 3 или 4 описания подобных операций, и это была очень ценная информация.

И еще.
Несколько дней назад у нас возле Минска тяжело травмировался частный конь. Разрыв коленных связок, мениска, внутрисуставный перелом. Тем не менее травма которая до определенной степени лечится. То есть конь будет жить, в зависимости от успеха реабилитации больше или меньше хромать. Прогноз на выживание --хороший. Финансово не дешево, но и не заоблачно, однако реабилитация долгая, нудная и делать ее надо будет хозяевам каждый день. В перспективе получится лошадь, которая сможет при поддерживающей терапии жить долго и счастливо, но с хромотой.
Коня в результате усыпили.

Без обсуждения, правильно или нет, это некорректно, как мне кажется. Точно знаю что это было очень тяжелое и взвешенное решение.
 
где тот край, когда дальше лошадь тянуть не стоит

СтОит или не стОит - может только владелец решать. И не потому, что он собственник, а еще и потому, что он видит лошадь, знает ее как никто другой, знает ее силу и желание жить. А в совсем идеальном варианте, может еще и отделить собственное эго ("не отпущу", "сделаю все для него") от реального шанса для коня, если он есть.

Другое дело, что такие решения нужно принимать самостоятельно, опираясь на свои собственные возможности, в том числе и финансовые. Иными словами, я противник сборов. Не хватает средств - можно занять или взять кредит. Не получается занять такую сумму - тогда действительно нужно задуматься, если ты принимаешь решение лечить и тянуть такую лошадь, сможешь ли ты, реализуя это решение, всегда вовремя предоставить то, что ей нужно? Лекарства, вызовы врачей, рентгены, при необходимости транспортировка и т.д.

Я никого не осуждаю, ни хозяйку коня, ни помогающих людей. Участвовать в сборе или нет, каждый решает сам. Иногда люди, объединившись, делают невозможное возможным. Но я в этом не участвую. Свои "геройские поступки" :D:D предпочитаю совершать самостоятельно.
 
Последнее редактирование:
@Тера Операции подобные проводить стоит. соглашусь. Но, нужно обеспечить грамотный послеоперационный уход, чтобы уже судить о чистоте эксперимента, как бы цинично не звучало, и после этого делать корректировки в ходе следующих операций и учитывать ошибки. А когда операция сделана, а реабилитация после нее неправильная, то о чем можно говорить?...
 
Какая история про кобылу. Чудо.

Про переломы.
Конь сломал путовую кость. Винтовой перелом во всю длину путовой, плюс 5 осколков смещено. задняя нога.

Все почти ветеринары, которых обзвонили после рентгена, рекомендовали одно - усыпить. Брался оперировать НВ - остеосинтез, несколько операций, периодическая перегипсовка под наркозом. прогноз осторожный, шансы на движение давали 25%, но сразу предупредили - выживет - будет газонокосилкой.
Осложнял дело тяжелый ХОБЛ и много было вопросов по сердцу.
Уже коневоз должен был ночью выехать, но решили не делать операцию, боялись не довезти, плюс мысли бились, что конь такое лечение не потянет, помрет из-за Хобла и сердца при операции. За коня готов был взяться еще один ветеринар. Приехал - наложил гипс. Далее - ждать. Усыпить, решили, всегда успеется.

Я много читала в ту пору про такие травмы. С подвесом лошадь гораздо тяжелее вытаскивать по многим причинам, чем без него. Подвес определяет совсем другую схему жизни коня, множество процедур, как писала Тера.

Сам конь очень хотел жить. Он показывал это, как мог. И сделал всё возможное и невозможное для того, чтобы жить.
Люди боялись дико ламинита, непоправимого обострения ХОБЛ. Но конь взял яйца в копыта и показал всем прогнозам фигу.
Жрал, конечно, кучу всего, просто кучу. плюс массажи, растирки и т.д. Хозяйка конюшни с ним очень много возилась.

Многие осуждали и обсуждали. Но решение было принято.
Потом разные доктора, делая очередные рентгены, говорили, что наблюдают чудо, противоречащее их опыту.
Реабилитация заняла год.

Сейчас он может под хорошее настроение вспомнить про свои 15/16 чк и показать в поле, как быстры его "лапищи". С всадником.
Надежная полевая лошадь, настоящий боец и умнейший жеребец. Очень его люблю.

Но я не знаю, что бы решили, если бы конь испытывал постоянные боли и мучения. Сложная очень тема эта.
 
Fenebris Dies. О том, что в послеоперационный уход тоже надо вносить изменения и корректировки.

Как справедливо заметили, жизнь на подвесе имеет множество нюансов и возможных осложнений. Уверена, что врачи, проделав такую работу, заинтересованы в ее успешном исходе. И что не бросили коня на произвол, а руководствуются определенными соображениями при проводимой схеме послеоперационного ухода.
Я мало знакома с Михаилом, доктором Зета. Была у него на консультации, слушала его лекции и доклады на Эквиросе. Очень хорошее впечатление производит. Грамотный и амбициозный доктор.

Rainbow_iron, спасибо за историю. Чудесная. Действительно очень светлая.
 
Как справедливо заметили, жизнь на подвесе имеет множество нюансов и возможных осложнений.
Перелом в любом случае должен быть зафиксирован, смысл тогда в операции если перелом сам по себе, штифт сам по себе, лошадь двигается. К тому же, это все ведет к расхождению швов, которые и так под нагрузкой, когда есть отек.
Но, я не вет. Я сужу по людям. У нас после некоторого остеосинтеза можно и нужно потихоньку ходить на ходунках, разрабатывать ногу. Но, думаю, с лошадью с таким переломом это не тот случай, особенно, если штифт "гуляет" и есть миграция.
Сорри, пишу сумбурно уже. Спать надо... Но, думаю, смысл понятен...
 
К вопросу о том, насколько далеко можно зайти в своей "вселенской любви к животным":

article-1080298-023AB70A000005DC-199_468x326.jpg


article-1080298-023ABBD7000005DC-724_468x483.jpg


Подробнее здесь: http://www.dailymail.co.uk/news/art...horse-saved-slaughter-vet-fits-false-leg.html

Да, человек поистине безжалостен в своих пароксизмах жалости и сострадания!
 
Ну и тут вета не расстреляли за такое, лошадь не усыпили?)
Not long after the procedure, she was trotting, running and even playing, as well as easily bearing the weight of Dr Vlahos’s daughter, whose birthday wish was for Riley to be well enough to ride.


Т.е. я могу понять, когда животное реально страдает и мучается от боли. А тут кто сказал, что есть страдания?
 
Нет, конечно, ну какие тут страдания, вы прям скажете! :D
Ампутированы всего только четыре жизненно важных кости с копытом и надежно прикручен прикольный такой костылёк, с перетяжкой всех наиважнейших артерий и сухожилий задней конечности, какие там страдания, вы чего! :D
Да, вот такая ситуация, лошадь не пристрелили, а вета не усыпили, бывает такое, да.
 
Ампутированы всего только четыре жизненно важных кости и надежно прикручен прикольный такой костылёк, с перетяжкой всех наиважнейших артерий и сухожилий задней конечности, какие там страдания, вы чего!
А если серьёзно? Моральные страдания лошадь вряд ли испытывает. А физические какие, если она бегает и скачет?
 
@Тера Большое вам спасибо за честные и правдивые рассказы и за то, что смело и не стесняясь делитесь таким разным опытом!
 
А если серьёзно? Моральные страдания лошадь вряд ли испытывает. А физические какие, если она бегает и скачет?

Способность к моральным страданиям доступна лишь существам разумным, т.е. наделенным разумом, а таковых на Земле немного, да и то такая способность, увы, присуща далеко не всем особям этого вида. Что же до лошадей, то говорить об их моральных страданиях я пока не возьмусь, для того я еще не достаточно выпил к настоящему моменту. :D

Если вас не затруднит, покажите мне, пожалуйста, видео (или хотя бы уж фото!), где эта лошадь "прыгает и скачет".
Со своей стороны я уже предоставил пару фотографий, где она с полнейшим смирением уныло ковыляет на поводе, и явно не в восторге от фотосессии, да и вообще от этой развеселой жизни в качество топ-модели на костылях!
 
Если вас не затруднит, покажите мне, пожалуйста, видео (или хотя бы уж фото!), где эта лошадь "прыгает и скачет"
Я выше привела цитату с сайта по вашей же ссылке. Не знаете англ языка? забейте фразу в переводчик.


Со своей стороны я уже предоставил пару фотографий, где она с полнейшим смирением уныло ковыляет на поводе, и явно не в восторге от фотосессии, да и вообще от этой развеселой жизни в качество топ-модели на костылях!
Помнится, мастера определять несчастные глазки у лошадки по фото были ещё лет 10 назад, сидели на Чёрной планете, писали по всем форумам. А от меня видео требуете?)
Ок, вы считаете, что лошадь страдает, хозяева её так не считают. И истины тут не будет, кмк.
 
У меня есть свой пример: мой Киндер в 10 лет получил колики, завал, день сами пытались справиться, потом поехали в НВ на операцию. Операция длилась дольше обычного в 22.00 начали, но таки прошла и конь сам встал - в 5.00 утра, вроде хорошие результаты, а 14.00 этого дня мне позвонили и сказали, что его готовят к повторной операции и предупредили, что исход вряд ли будет хорошим. В итоге все прошло. Провели месяц в клинике, были повторные колики, полгода лошадь не могла решить куда же ему, на какой свет, а потом пошел на поправку. НО! в итоге он не восстановился полностью в плане сердца, внешне - толстый, лостный, наглый, но с кучей проблем и ограничений. Живет хорошо и в свое удовольствие, ему уже 20 лет.
Тогда я не могла принять решение, пройдя эти 10 лет я опять в той же позиции и не знаю какое правильное решение.
Я ЗА эвтаназию и я, как коневладелец очень сомневаюсь и не знаю КОГДА пора принимать это решение.
 
Тоже есть история. Конюхи жеребятам-годовичкам, рысакам, в конном заводе дали вместо сухого молока какие-то удобрения (мешки что ли одинаковые были). Один пал сразу, две кобылы помучались и выжили. Один долго болел, стоял под капельницами, тоже долго не мог решить, умирать ему или ещё пока нет. Вытащили.

Прибыл на ипподром заморышем - мало того, что болел, так ещё и время, когда все здоровые жеребята на выпасе гуляют, пробыл в конюшне. На ипподроме при попытке откормить, выдал ламинит, который, правда, поймали в зародыше.

В итоге, вымахал к 5 годам за 170 в холке. Локомотив нового поколения) Резвость приличную показал. У меня, когда я узнала всю его историю, был натурально разрыв шаблона.) Я думала, кто в детстве так тяжело переболел, тот уже таким здоровым не вырастет никогда, ттт
4sLrcDycwjQ.jpg


Но склонность к ламиниту, видимо так и будет у него.
 
Сверху