У самовара - разговоры о лошадях за чайком) об искусстве и лошадях

Trof может не Советск - Ландышевка. Это где-то там. Так все хорошо начиналось.
А Жагорова в седле видеть приходилось? Фото как-то редко его попадаются( Интересно конечно было бы посмотреть. Уникальный тоже тренер был.
 
Еще одна часть перевода и печальные новости для любителей дончаков под седлом Нуно. Оказывается он выбирал недорогих и проблемных лошадей для своих творческих экспериментов)
Берейтор и Человек
Как объяснить все грани этой сложной, но привлекательной личности? С одной стороны он был
очень открыт и сердечен с новыми знакомыми, которых он хотел очаровать. Но он иногда был
ужасающе неблагодарен и несправедлив со своими самыми верными друзьями и учениками.
Его реакция была непредсказуемой как у художника ранимого беспокойством. Сознавая свой талант он желал заявить о себе в конном мире, который его не знал и иногда это выходило неуклюже и приводило к плохому результату.
В недавно снятом фильме есть эпизод его участия в очень престижном Гала спектакле. Он вновь заставил меня страдать, как и много лет назад. Тогда у Нуно не было готовой лошади и он позаимствовал свою бывшую лошадь, которую продал год назад. Она была совершенно испорчена, а он поездил на ней только один раз накануне спектакля.
Нуно всегда стремился ездить на посредственных лошадях - отчасти из экономии, но также ради собственного удовольствия, поскольку ему удавалась их выездка несмотря на недостатки.
Но к сожалению, даже если выездка продвигалась успешно, невозможно из утки сделать лебедя.
Он был прав говоря мне о плохой лошади: "Знаешь ли ты кого нибудь, кто мог бы довести ее до этого уровня?"
Но эта наивное отношение в итоге оказало ему плохую службу. Он жил в мечтах, они его ослепляли закрывая ежедневную реальность.
Этот великий мастер, который не должен был ни в чем нуждаться, умер в Австралии не имея больших средств на своем банковском счету. Чтобы доставить тело на родину и похоронить, сын Нуно был вынужден продать своих лошадей. И это после двадцати лет успешной международной карьеры и мировой известности.
 
Да, жалко, что так всё закончилось. У нас в России все с пенсионных лет копят на похороны, там такого не принято. Насколько я знаю, там больше дома престарелых популярны. Жалко, очень жалко. Но Нуно Оливейра не смог бы взять с собой туда ни денег, ни лошадь...
Напомнило мне судьбу одного комика - Бенни Хилла(его все знают), он тоже умер в нищете. Хотя был мультимиллиардером.
 
А Жагорова в седле видеть приходилось?
Да, приходилось.В Костроме проходила Спартакиада России и А.А. Жагоров, несмотря на свой солидный возраст, принял в ней участие в качестве спортсмена.Ехал Малый и Средний приз , занял 3 место.Команде нужен был зачет и более молодых спортсменов не нашлось тогда...
Я, тогда еще была совсем неопытным тренером, попросила его посмотреть на мою девочку.
Антон Афанасьевич поработал с моей ученицей,дал несколько дельных советов,за что я была ему очень благодарна.
А ещё как-то проводили в Ростове семинар для российских тренеров. И в рамках этого семинара Жагоров показывал нам свою работу с лошадью. Вышел он с трехлетним конёчком, подвёл его к препятствию, сел с жердочки(возраст уже сказывался).В конце тренировки показал нам хороший пассаж. НО! Руководитель семинара просил присутствующих тренеров это не повторять...
Про Нуно - действительно печально...
 
Это еще не конец перевода).
Dezora интересно, фотографий не сохранилось? Я слышала, что в Москве, подозреваю, что под руководством Инессы, готовят к изданию книгу о Жагорове - воспоминания учеников. Но информация промелькнула и заглохла. С удовольствием бы почитала такую книгу. Очень мало подобной литературы. Спасибо Михаилу Кизимову, что он записал воспоминания отца и издал прекрасную книгу.

Какие впечатления были от мастера? Понравилась его работа несмотря на пассаж на трехлетней лошади? Филлис тоже писал, что на чистокровных он очень рано начинал ради эксперимента, и он отслеживал этих коней, все было в порядке у них со здоровьем. Один из них был чистокровный Поверо на котором выступал Филлис.
 
К сожалению, был период у меня без фотографий...Мой "Зоркий" поломали мои же ученики, а тогдашними "мыльницами" хороших спортивных фотографий было не добиться, да и некогда было снимать на стартах,другие были задачи...
 
Да, иногда жалеешь, что нет под рукой фотоаппарата. Но с другой стороны, когда снимаешь, начинаешь "смотреть" слишком поверхностно. У меня знакомый принципиально отказался от фотографирования, хотя он заядлый путешественник. Говорит, я лучше буду созерцать, чем плодить сотни фотографий, которые потом будут "пылиться" в недрах компьютера.
 
Кстати говоря о любви Нуно к "сложным" для выездки лошадям.
Он не единственный берейтор, кто этим отличался. Если знать историю, то видно, что все известные всадники предпочитали опробовать свой талант на непростых учениках. И все они славились и заслужили славу умением сделать из непригодной лошади лошадь годную.
Это и Боше и Филлис и Бедан и другие мэтры выездки.
Всаднику-берейтору интересно работать со сложной лошадью. Довести свое чувство лошади до максимального совершенства. Показать свое мастерство укротив или выездив животное, которое не подчинялось другим. Что касается Боше, то благодаря его системе "сгибаний" стало возможным выезжать лошадей изначально вовсе не приспособленных для высшей школы и езды верхом.
Всадник-спортсмен выбирает максимально хорошую лошадь годную на то, чтобы принести ему успех на соревнованиях.
И в этом - разница. И оба представителя конного мира правы и оба могут быть мастерами своего дела.
 
Нет, лично его не видела. Где-то в недрах сети есть пара фотографий и в коневодстве видела, которые как-то залегли в памяти и визуально всплывают когда надо. Это фото, что ты выложила среди них, в памяти всплыло.
Ландышевку, вроде, "спасали" годах в начале 2000-х же? Не знала что там Степнов участвовал.
 
Не, Степнова там не было, это я просто спрашивала про Приморск - не тоже самое ли это, что Ландышевка).
В Ландышевке был Анисимов и Кульчицкий, но они оттуда ушли еще до того, как там стало совсем все плохо.
 
Это уже после Разлива? (Анисимов). Я чета в датах запуталась напрочь :D
 
Это уже после Разлива? (Анисимов). Я чета в датах запуталась напрочь :D
Да я тоже) давно это было. Кульчицкий ушел в Ландышевку после Мустанга. И там же работал Анисимов, помню они еще все спорили, потому что совсем разные у них были принципы работы.
 
И завершение перевода. Да, непростая вырисовывается личность.
Если что-то не нравилось Нуно он смотрел на своего собеседника не видя его, как если бы он был прозрачен.
Как-то мы приехали посмотреть лошадь в жокей-клубе Лисабонна. Всадник, как-то несвязно работавший эту лошадь, махнул нам рукой, чтобы мы присаживались. Нуно остался стоять и через несколько минут с надменным видом повернулся ко мне и громко сказал: "Ты понимаешь, что он делает? Я нет!".
В мои первоначальные визиты Оливейра приезжал встречать меня в аэропорт. Но при этом я видел, как он, ездя верхом, не ответил на приветствие важного для него посетителя из-за того, что тот шумно поднимался по лестнице на трибуну.
Мое впечатление, которое разделяют одни, будет оспорено другими. Теми, кто оценил его простоту, веселый характер, доброту и вежливость. Все зависело от времени и места. Если он видел в собеседнике неподдельное восхищение, то он становился самым приятным и простым человеком.
В его постоянном окружении было десяток людей, включая его сына Джоао. На протяжении тридцати лет мы не переставали пользоваться счастливой возможностью получить совет, поучиться, но никто не смог не попасть под его гневное настроение.
Но всегда, в отличии от других учителей скрывающих свои секреты, он не мог видеть наши проблемы спокойно и всегда помогал.
Это был единственный тренер, которого я знаю, который добивался поставленной задачи от своих учеников с их лошадьми.
Ему было все равно, каково социальное положение его учеников. Он не выделял тех, кто мог бы помочь ему финансово. Я знаю, что он занимался с одним из учеников, даже, когда ему нечем было платить. Другому ученику, тренеру из Сомюра, он подарил лошадь, поскольку оценил его талант. Нуно всю жизнь был беден и не оставил после себя ничего.
Нуно был очень горд собой, когда генерал Дюран, в то время являвшийся руководителем Кадр Нуар в Сомюре, пригласил его регулярно приезжать в Школу. Такая же реакция была, когда незадолго до кончины Нуно, по просьбе доктора Климке, я организовал встречу между этими двумя великими, но очень разными всадниками. По возвращению Климке сказал: "Ваш мастер несомненно самый великий всадник своей школы. Как жаль, что у него нет лошадей достойных его мастерства".
Наши отношения нельзя назвать простыми, особенно десять последних лет его жизни. Когда ему предложили руководство Португальской Школой Конного Искусства Нуно был тронут, но отказался, поскольку не хотел ни от кого зависеть, а также поскольку ему часто приходилось уезжать к ученикам в другие страны. Он рекомендовал на эту должность доктора Гилерм Борба, лучшего среди учеников. НО каждый раз когда при нем упоминали о Школе это вызывало у Нуно неоднозначную реакцию, несправедливую, скрывающую под собой болезненное разочарование.

Нуно был очень далек от соревнований. Его волновал не рост лошади, ее аллюры или экстерьер, но ее крайняя чувствительность, тонкость к средствам управления.
Одна из его горячих поклонниц приехала ко мне в Париж с просьбой выбрать двух наилучших лошадей, и она бы их доверила в работу Нуно, считай подарила бы. Мне пришлось объяснить ей, что Нуно распознает заговор, и откажется. Позже я рассказал эту историю Нуно, и он, положив руку мне на плечо сказал - ты хорошо меня знаешь.

И несколько фотографий с Энрике
images

galerie_fandango_passage1.jpg

И Нуно Оливейра
01-the-masters-nuno-oliveira.jpg

d1e819e0103a57423746df3cb274f14b.jpg


Fefa поделилась как-то с желающими книгой Нуно на французском. Так что если вам гости это интересно, переведу что-нибудь из книги. Этот всадник оставил после себя несколько книг изданных на многих языках. К сожалению на русском его переводили только для журналов, выборочно.
 
Последнее редактирование:
А вот одна из последних лошадей Нуно - дончак Бункер. И под музыку Верди в своем крошечном манеже.

А вот интересный фильм о португальской школе. И совсем молодой Паоло, так полюбившийся российским любителям "классической" выездки.
 
Последнее редактирование:
Гости притихли, погода плохая, самое время зарулить на чашку чая с плюшками.
У нас ветер штормовой 9 м в секунду. В Питере вообще потоп, дамбу закрыли.
И в полях, как на море. Нет ничего прекрасней фрегата под парусами и скачущей лошади - сказал Сервантес. Ну вот мы совмещаем - на лошади, почти как на фрегате под парусами.
Покаталась тут на арабской лошади и вот что интересно. Когда проходит время полукровная устает и сдувается, а арабская вначале плетется, потом проходит какое-то время и "покатили". Действительно что-ли метаболизм другой:). Вроде устать должна, а ее только только распирать начинает, работать хочет.
Расскажу про свои увлечения связанные с лошадьми. Вот например нравится мне изучать экстерьер лошади, читать всякие разные книги на эту тему, общаться. Несколько лет назад мы со знакомой моей создали группу Маленькая лошадиная эволюция ВКонтакте.
Именно, чтобы можно было общаться на тему экстерьера и строения лошади. Почему такое название? Было это в разгар того славного времени, когда многие сидели не во Флейме на Проконях, а в группе В Топку Неназываемого. Общение было бурным, страсти кипели будь здоров. Причем обсуждали все подряд. И вот как-то меня в очередной раз надоело постоянное упоминание "революции". А я противник революционных переворотов) Я задумалась - а почему "Революция". Ведь приставка "ре" - значит сброс того, что есть, т.е. "ре" значит обратный процесс, противоположность действия или повторность, возобновление действия: регресс, реконструкция, реорганизация, реэвакуация.
Мы наш, мы новый мир построим. Не надоело? И мы по приколу отчасти создали группу и назвали ее "маленькая лошадиная эволюция". Поскольку эволюция - значит развитие имеющихся знаний, процесс развития, состоящий из постепенных качественных изменений, без резких скачков (в противовес революции.
a_1b2b200b.jpg

В первое время группа пользовалась большим успехом, люди присылали фотографии лошадей и просили разобрать экстерьер. Было много интересных комментариев. Но конечно без такого ажиотажа, как в Топке. Я заметила, что когда людям предлагаешь самообразовываться, думать, анализировать, писать - им сложно. Но многие любят просто собачиться на различных форумах поливая соперника из всех сил. Почему? Не знаю. Думать и писать - это сложно. Но даже если кому-нибудь помогла наша группа - уже хорошо. Кстати собачились и там. Но я сразу старалась банить за это и разводить. Не хотелось поощрять склоки.
Что такое процесс самопознания? Как-то изучала интересную книжку - О влиянии цвета на человека. Как понимаете, мне это интересно. Так вот там вводились интересные понятия "либидо" и "мортидо".
Согласно классической теории психоанализа, в основе человеческой личности лежат два фундаментальных побуждения: креативное (либидо) - направленное на создание чего-либо и деструктивное (мортидо) - направленное на разрушение себя или окружающих. Как и любое качество можно культивировать либо одно либо другое побуждение. Мы все конники и знаем, что у лошади можно подкрепить негативное поведение - и тогда "ой-ой-ой", особенно с жеребцами, либо положительное - и тогда "чмок-чмок" в носик.
Так что я считаю, что ругаясь на форумах мы культивируем как раз свое мортидо, а в итоге, разрушаем и свое психическое состояние). В идеале между этими состояниями должен быть баланс, ибо есть тонкости. Но углубляться не буду.
Я не психолог и не психотерапевт. Мне интересны эти знания с точки зрения понимания творческого процесса. Ибо приходиться преподавать. А преподаватель должен какими-то азами владеть. Нам кстати психологию по полной преподавали в Педагогическом.
И хочу поделиться наблюдениями с гостями) Чтобы в хорошую погоду они не сидели бы на форумах, а бежали бы работать с лошадью сублимируя свое творческое состояние на работу с лошадью)
Согласно википедии Механизм сублимации трансформирует нежелательные, травмирующие и негативные переживания в различные виды конструктивной и востребованной деятельности.
А значит можно очень эффективно отбить парочку денников, перечистить амуницию, лошадку и поработать ее отдаваясь процессу полностью.
 
Наверное гостям скучноваты мои длинные посты про психологию) Ну что поделать. Печатаю я быстро) Поэтому набирать большие посты для меня не сложно.
Но я обещала и развлекать гостей. Поэтому начала переводить книгу Нуно Оливейры
Классические принципы Искусства выезжать лошадь
Хочу заметить, это очень черновой сокращенный перевод ибо есть еще авторские права, которые я уважаю. Но, к сожалению, книги на русском нет, а на иностранных языках у нас не так много кто читает. Но для понимания предмета "история взаимоотношения человека с лошадью и ее обучения" книги подобного рода очень полезны.

Глава первая
Взгляд на современную выездку лошади

Хотя разделяют различные школы выездки, но сегодня мы видим на спортивных площадках лошадей примерно одного типа. Немцы сумели вывести породу лошадей с хорошим экстерьером, менее впечатлительных, чем чистокровные лошади. Естественно немецкие лошади благодаря своему успеху стоят впереди других, как и немецкая система работы с лошадью.
Конечно случается, что на самом высоком уровне мы наблюдаем прием сдачи руки (descente de
main), например если посмотреть записи с Райнером Климке. Но этот прием не является частью
методики. Но самое интересное, что настоящий сбор мы можем увидеть у конкуристов высокого
уровня. Их лошади легки, поводья полу-натянуты, а лошади находятся в лучшем равновесии, чем выездковые.
Однако при отсутствии настоящей легкости невозможно правильно выполнить такие элементы как
пируэт, пассаж, пиаффе и особенно переходы между последними элементами.
Чтобы понимать основы правильной верховой езды надо знать ее историю, истоки и ее эволюцию.
В далекие времена все решала функциональность кавалерии. Когда легкие иберийские лошади
показали в бою превосходство над тяжелыми рыцарскими конями, мода на лошадей начала меняться, как манера выезжать лошадь, и ездить на ней. Постепенно стали появляться первые конные Академии и мэтры, как Гризонне и Плювинель. Затем появилась Академия в Версале и школа в Париже Гериньера. Гериньер был первым, кто подробно описал упражнение плечом внутрь и сдачу руки, когда лошадь сгибает задние ноги в бедрах. Немцы черпали свои знания из этих же источников.
Потом появились чистокровные лошади и манера езды опять стала меняться. Во Франции
появились легкие верховые лошади - помеси английской и арабской пород. Так складывалась
англо-арабская порода.
Франсуа Боше адаптировал прежние знания под новые требования, а также изобрел новые манежные фигуры и описал их. Это, например, менка в темп и другие элементы, которые
вытеснили старинные элементы высшей школы над землей. Их современные лошади делать были не
так приспособленны. Боше стремился к легкости в работе с лошадьми.
Немцы же продолжали ездить на довольно тяжелых армейских лошадях верхово-упряжного склада.
Современником Боше был Густав Штейнбрехт. В своей книге он критиковал методику Боше в
конце каждой главы. Но хорошо разбирающиеся в предмете конники поймут, что два мэтра
говорили о примерно одинаковых вещах, но в разной манере.
Немцы стали приливать к своим лошадям чистокровную кровь, но их лошади все таки остались и остаются более тяжелыми, чем англо-арабская и чистокровная породы.
Выездить чистокровную лошадь до высших ступеней можно. Но нежную тонкую изысканную лошадь надо выезжать также нежно и деликатно, легко. Чем чувствительней лошадь, тем легче должна вестись выездка.
Если вы хотите добиться успеха надо много наблюдать за работой выдающихся всадников - их
общая черта - подчинение лошади и ненапряженное ее состояние (поведение). Если мы
ограничиваемся наблюдением за посредственностью и вращаемся в такой среде, то наш
результат будет таким же, а лошадь будет убога, несчастлива.
Современная выездка, несмотря на свою специфику, притязает на наследие Гериньера. Вспомним
одну из основных мыслей этого конника - грациозность это превосходное украшение искусства.
Без грациозности нет тонкой верховой езды, а без тонкости нет искусства. Грубость, сила -
это удел посредственностей, которые не мечтают о большем......
 
Спасибо за выложенный кусок перевода! Очень интересно! Если будет возможность и желание, то хотелось бы почитать и продолжение (я понимаю про авторские права, но я как раз из тех, кто плохо владеет иностранными языками).
 
Нет-нет, не скучны.
Тогда присоединяйтесь к беседе) а то плюшек молчунам не дам.
alaena, понемногу, основными мыслями выложу. Я сокращаю и пересказываю несколько своими словами. Надеюсь смысл не очень меняется)

Выездить чистокровную лошадь до высших ступеней можно. Но нежную тонкую изысканную лошадь надо выезжать также нежно и деликатно, легко. Чем чувствительней лошадь, тем легче должна вестись выездка.

Мне вот эта мысль понравилась. Сейчас бурно обсуждают текинцев в выездке. Как мне кажется эта фраза имеет к нашим лошадям прямое отношение. Но для такой выездки всадник должен быть
а) Умелым
б) Опытным
с) Умным, думающим
Я все думаю, как же сложилось у Филатова с Абсентом? Сергей Филатов был всадником крепким, но жестким, после ОИ его даже упрекали в жестокости в работе.
И вот как?
Но, как мне рассказывали знающие его люди, он не был "простаком". Изучал методики, понимал что к чему. Жаль, что наши всадники не писали воспоминаниий( "Рим рукоплещет" единственная книга. Очень небольшая.
Вот из нее отрывки. Оказывается Филатов писал стихи) Я давно читала книгу, уже многое подзабыло. Так что чуткий был мальчик. Стихи не все пишут, как мне кажется.
Год 1941-й… Я работаю на машиностроительном заводе "Комсомолец" и оканчиваю ремесленное училище. Мне уже 15 лет! Был у меня друг Ванька - поверенный всех моих тайн. Их не очень много: одна из них - моя неостывшая с годами страсть к лошадям, а вторая - любовь к поэзии. Я писал стихи, и Ване часами приходилось слушать их, не мог я только приохотить Ваню к спорту.

Верхом Филатов ездил только в детстве, в деревне без седла. Потом надолго остался без лошадей, но активно занимался спортом. Пытался записаться добровольцем в кавалерию на фронт. Но из-за возраста его не взяли предложив пойти в Тамбовское кавалерийское училище.
С первого сентября 1943 года я - курсант Второго Тамбовского Кавалерийского училища.
В училище только что прибыло новое пополнение молодых лошадей, так как прежних отправили на фронт. Лошади были с Дубовского завода, буденновской породы. Для меня, конечно, это не играло никакой роли. Что я тогда понимал! Какой породы лошадь, с какого завода? Не все ли равно! И вот я гордо веду под уздцы своего коня Букета…

- Курсант Филатов! - вдруг услышал я. - Как ведете коня?.....

.....Со всем пылом я отдался изучению конного дела. Теперь моя любовь к лошадям была не только личным моим делом, но и воинской обязанностью.

Я учился правильно сидеть в седле, менять аллюры, брать препятствия, рубить лозу. Никогда не уставал повторять движения, которые не получались и старался довести их до полного совершенства.

И вот Филатов оказался в Высшем кавучилище в Москве. И...
Во время занятий ко мне особенно приглядывался Николай Александрович Ситько. Он интересовался моей спортивной жизнью и очень смеялся, когда я рассказал ему о своем малоудачном выступлении в группе фигурной езды.

- А мне кажется, - неожиданно проговорил он, - вы прирожденный наездник по высшей школе верховой езды.

Я удивленно поглядел на него и про себя подумал: "И таким мастерам, как ты свойственно ошибаться" А вслух сказал:

- Нет, меня влечет к себе конкур, троеборье. Я молод, силен, думаю, что и смелости у меня хватит, чтобы стать хорошим прыгуном. Это моя мечта еще с юности.

- Посмотрим, посмотрим, - загадочно проговорил Николай Александрович....
 
Последнее редактирование:
Мы читаем, читаем. Не всегда отвечаем просто ;)
Вообще вся выездка лошади должна быть легкой. Предложение чего-то лошади (издалека), понимание ответа и сил этой лошади, принятие всего этого, понимание откуда начать и как вести, внимание к любой детали, все вовремя, четко, спокойно и т.д. Только так можно выездить и сделать спокойной любую лошадь. Ну по-другому не бывает ведь. Грубятиной и силой ничего не добьешься.
 
Сверху