У самовара - разговоры о лошадях за чайком) об искусстве и лошадях

Это да, это недопустимо. Есть прописанные правила, как одевать капсюль. И надо их соблюдать.
 
И всё-таки я не думаю, что капсуль и сопля нужны вообще когда-либо в нормальной работе.
Например, если на корде или в вожжах деревня или мустанг) - логично начинать с капцунга, а железо вешать тогда, когда работа на капцунге завершена как следует.
А уж нормально пригнанный и по размеру капцунг - даже очень мягко обшитый - дисциплинирует и вызывает лошадь на разговор))) так, как никогда не смогут никакое железо и никакие ремешки. :rolleyes:
 
Сегодня наконец-то удалось запихнуться на лошадь, и даже на двух. Ночью выпало немного грунта и я даже порысила чуток.
В связи с этим размышляла о вопросе, который как-то поднимала в другой теме, не у себя в дневнике.
Я попросила объяснить собеседника о том, почему надо ездить внутренний шенкель на внешний повод. Сама я долго довольно размышляла почему так. А я всегда размышляю над разными вопросами работы. Потому что часто задашь вопрос, а ответ не удовлетворяет полностью, поэтому думаешь.
Я ж естествоиспытатель:), во всем мне хочется дойти до самой сути. Но конечно это не возможно, но размышления бывают полезны.
Поэтому счас напишу что-нибудь)

Я не люблю капцунг в принципе. Я работаю на простой железке, а в идеале это конечно мундштук. Но на том уровне, что я работаю, он мне не нужен.
Капцунг для меня - только для совсем уж плохих случаев, агрессии.
С молодыми другой вопрос. Но капцунг капцунгу рознь. Мне понравился вариант Люраши в его фильме, но это надо самим такой шить.
Мне интересен вопрос контакта, а без железа это ускользающий объект. Поэтому мне работа без железа в принципе не интересна. Хотя моя знакомая работает по своей методике и достигла удивительных результатов. Я уважаю чужие методики, если они гуманны и эффективны, но у меня нет желания изучать их всех подряд) это будет слишком запутанно.
 
Я не люблю капцунг в принципе. Я работаю на простой железке, а в идеале это конечно мундштук. Но на том уровне, что я работаю, он мне не нужен.
Капцунг для меня - только для совсем уж плохих случаев, агрессии.
С молодыми другой вопрос. Но капцунг капцунгу рознь. Мне понравился вариант Люраши в его фильме, но это надо самим такой шить.
Капцунг - великое изобретение, ИМХО. Даже не знаю, есть ли у него вообще минусы))), кроме необходимости очень тщательного подбора по размеру и по носу.)
И даже среди самых дешёвых готовых продуктов возможно найти полностью подходящий.
Да, встречается и барахло, и кривые ручки), но если всё делать штатно... осмелюсь сказать, капцунг часто просто незаменим.

Мне интересен вопрос контакта, а без железа это ускользающий объект. Поэтому мне работа без железа в принципе не интересна.
Ммм)... два вида самой что ни на есть классической и притом сложной работы))) - в вожжах и в пилярах - подразумевают безжелезность: капцунг и пилярный недоуздок. :)
И я, конечно, досконально не знаю, как там оно в пилярах), но правильный капцунг обеспечивает прекрасный контакт, и мягкий, и точный.
 
Последнее редактирование:
Да, это вещь полезная, но не панацея. Все таки конечно главное ручки к которым все эти девайсы прилагаются. У меня есть, но немецкого варианта. Громоздкий, жесткий, как раз для хулиганов)

Напишу про внешний и внутренний повод.
Как мы знаем, что частая рекомендация - это ехать на внешний повод от внутреннего шенкеля. Что это значит и зачем так делать?

Как мы помним, главная наша забота в том, чтобы лошадь побежала бы прямо в любых ситуацих. Прямо - значит прямо, а поворачивая, значит прямая на повороте - т.е. задние ноги шли бы по следам передних, а не влево или вправо от них.
Двигаться прямо для лошади сложно. И недаром эта ступень стоит довольно высоко в немецкой шкале выездки. Она предпоследняя, перед "сбором".
Хотя вместо пирамиды я предпочитаю держать в голове слова "Спокойно, вперед, прямо", что, по большому счету, та же немецкая система.
Доверяя всаднику, принимая ритм, лошадь не испытывая скованности, легко подчиняется средствам управления из которых главными являются те, что дают импульс (движение вперед). Ну, и по необходимости можно попросить от лошади сбор, хотя в нем нет необходимости постоянно.

Итак, когда мы едем по площадке имеющей стенки, мы едем прямо-прямо. Логично, как мне кажется, что лошадь должна двигаться ровно в два повода и тем самым принимать руку всадника и контакт с двух сторон равномерно. Это хорошо можно прочувствовать при езде прямо, особенно в экипаже. Правда это довольно часто как раз сложно. Все мы помним рассказы о том, что у лошади зажата одна из сторон, что она хуже поворачивает. Но это другой вопрос.
А в манеже приходится поворачивать. Четыре раза. Т.е. прямо-поворот-прямо итд.
Когда мы готовим лошадь к повороту мы просим ее войти туда не теряя ритма и не заваливая плечо, ну т.е. оставаясь прямой. Т.к. когда лошадь заваливает или вываливает плечо она прямой быть уже никак не может. Она начинает бежать чуть наискосок. Так удобней на самом деле. Так бегают собаки и другие звери, почему бы так не бегать и лошади. Вот еще вопрос - а почему нет)?

Если лошадь принимает внешний повод она не может перенести больше веса на внутреннее плечо, а чтобы это не случилось с внешним плечом, мы напоминаем ей о необходимости держать ритм. Внутренним шенкелем. Поскольку на повороте лошади склонны замедляться теряя заданный ритм.
Примерно похожая картина происходит, когда мы едем с постановлением.
А как быть когда мы едем по прямой? Где в данной ситуации внешний повод, а где внутренний?
И что дает контроль лошади на внешний повод?
Кто что думает?
Когда начинаешь писать об этом то легко запутаться) потому что много нюансов и обо всем не напишешь. Но, мне кажется, что тема интересная, для тех, кто в седле?
 
Честно говоря, я как-то не очень понял :oops: насчёт плеч и переноса веса в зависимости от принятия повода.
Поэтому пока - о терминологии:
Когда мы готовим лошадь к повороту мы просим ее войти туда не теряя ритма и не заваливая плечо, ну т.е. оставаясь прямой.
Не совсем так.
Лошадь должна быть не всегда прямой, а всегда выпрямленной.
Когда она движется прямо, она будет прямой, когда в повороте - прямой не будет и не может быть, а должна быть выпрямленной - по дуге поворота.
 
Последнее редактирование:
Ну да, скорей так. По дуге поворота. С терминологией у меня проблемы иногда.
Я так понимаю вы ездите на кордео, там другие принципы управления, поэтому может там и по другому.
 
Ну, я считаю, что классические основы универсальны, во всяком случае, в части требований к движениям лошади, а не к средствам управления.)))
А о прямизне и выпрямленности) когда-то хорошо написал знаменитый Давид Гуревич: прямизна лошади на вольту (в повороте) означает её выпрямление вдоль траектории движения.)
Но тут есть забавный нюанс: вопреки нек. традиц. принципам и картинкам, лошадь не может согнуться в боку точно по правильной дуге.)))
 
Смотря какая дуга. В принципе 6-метровый вольт не случайно. И не случайно работа на 20-м кругу.
Когда пишешь, задумываешься. Хотя очень сложно описать словами то, что привык ощущать приобретенным чувством. Уважаю тех, кто может это сделать. Но именно поэтому все книги по ве довольно условны. Их можно трактовать по разному. В зависимости от своего опыта.
Есть люди, которым не важно понять. Им сказали, они сделали. А мне вот становится интересно. Почему так, почему не иначе. И мне интересны люди, которые тоже задают вопросы и отвечают на них. Не факт, что они не ошибаются, не факт, что я права, я знаю, но это интересно. Мнения, обсуждения.

Мне вот интересно, кто еще что напишет по этому поводу)
Еще раз по вопросам:
зачем просят ездить внутр. шенкель на внеш. повод
почему надо добиваться прямолинейного движения, ведь наискосок проще
что дает контроль лошади внешним поводом и где внешний повод если мы едем прямо.

По поводу универсальных основ. Я хотела сюда запихнуть картинку из фильма Оствальд, где девочка едет езду на кордео. Там хорошо видно, как ведет себя лошадь, которую не контролируют железом. Это познавательно) И как она держит голову, шею, какая у нее осанка. Вопрос только в том, что эту лошадь изначально, скорей всего готовили на железе. Как Лоренцо. У него все лошади проходят базовую классическую выездку перед тем, как он начинает с ними работать "на свободе".
 
Последнее редактирование:
почему надо добиваться прямолинейного движения, ведь наискосок проще
Я пришёл к убеждению, что движение лошади по вольту со сгибанием - значительно более сложная материя, чем принято считать. В смысле того, как лошадь должна бежать и как не должна, и почему.
 
В книге Майрингера несколько раз он пишет - умеешь правильно проехать вольт, считай ты умеешь все). Верю его опыту.
 
Чего-то я почитала, посмотрела. у меня уже куча страниц. Кто-нибудь знает, как сделать оглавление на первой странице?

А :rolleyes:, вот куда я хочу. Может запрячь кибитку и в путь)
Приглашают художников, искусствоведов, кураторов и писателей на побережье горного озера Сон-Куль в предгорьях Тянь-Шань, местах, где проходил Великий Шелковый Путь. Это призыв к смелым авторам, которые принесут инновационные представления и творческие идеи в жизнь, параллельно получив возможность художественного изучения кочевой культуры во время путешествия и проживания в традиционной кыргызской юрте.
Кочевой Лагерь Искусств объединяет художников разных стран и предоставляет уникальную возможность работать в сферах природы, наследия, культуры и искусства. Б’Art стремится сотрудничать с международными кураторами, художественными учреждениями с целью культурного обмена. По итогам лагеря в Кыргызском Национальном Музее Изобразительных Искусств состоится выставка работ, открытие которой намечено на 5 августа 2016.
 
И да, насчёт повода/шенкеля... я, конечно, сейчас ляпну))), но...
Мне кажется, в этом вопросе попросту царит бардак. Объясню, почему.)
Во-первых, откуда вообще берутся те или иные правила вроде "едем внутренним шенкелем на внешний повод"?
По-моему, с потолка: у кого-то когда-то что-то получилось - и не более того.)
Во-вторых... официальные приёмы и техники вроде тех, что записаны в правилах по выездке - это что? Это, надо понимать, то, что считается наиболее эффективным... только для кого? для готовой лошади - или для сырого молодняка?
Ведь известно, что цель-то можно поставить в общем любую: чтобы лошадь бежала от свистка и от флажка))), разницы нет - но сырой молодняк надо работать только творчески и вариативно, а не по шаблонам, иначе быть беде или просто неудаче.

Это в первом приближении, конечно, без нюансов...
 
Представляете, а я не знала, что Бертранн еще и лошадей фотографирует! Я знаю, видимо, лишь его большой проект "Земля, увиденная с неба"! Вот спасибо, теперь поищу новые его работы!!!
 
Ну внутр шенкель на внешн повод это немецкий автор Штайнбрехт описал. Но у него такой труд, что читать его занудно и долго, даже на французском. На немецком это наверное еще больший мрак. Я честно пыталась. И до сих пор периодически почитываю)
Вот из КиКс

Первым всадником, которого считают основоположником старой немецкой школы, был Гюстав Штейнбрехт (1808—1885). Его имя ставят в один ряд с Ксенофонтом, Плювинелем и Кэриньером.
Штейнбрехт учился у Льюиса Зеэгера, руководил несколькими манежами и почти всю жизнь выезжал лошадей для цирка, но не в цирковой, а в классической манере. В 1857—1858 гг. он написал заметки, которые его ученик Пауль Плинцер после смерти учителя издал под заглавием «Гимназии лошади».
На основе этих заметок были выработаны инструкции для кавалерии 1912, 1926 и 1937 годов, ставшие основным законом для конников не только в довоенной Германии.
Учение Штейнбрехта основано на определении и требовании чистых аллюров, это то же самое требование, которое Подгайский потом характеризовал «как движение лошади под всадником так же, как она двигалась бы без всадника». А в современных научных понятиях — это целесообразная эффективная спортивная техника лошади. Важным условием такой техники можно назвать действие движущих сил на всю массу лошади, на центр ее тяжести без потерь из-за напряжения антагонистических мышц и лишних моментов вращения.
Штейнбрехт сам высказывался об этом так: «... надо систематической последовательностью гимнастических упражнений развить мышцы лошади так, чтобы они давали всем частям скелета такие направления, которые необходимы для верховой езды»; «Направляй свою лошадь вперед и держи ее прямо!».
Это означает заботу всадника держать толкающую силу задних ног постоянно в действии до такой степени, что не только на месте, но даже при осаживании главным стремлением лошади оставалось бы идти вперед;

«Задача берейтора выполнена, и лошадь полностью выезжена, когда обе силы, скрывающиеся в задних ногах, — толкающая сила и несущая сила (последняя в соединении с эластичностью) — развиты до величайшей степени, и всадник может их действие и взаимное соотношение по своему желанию точно регулировать».
Правильную технику движений нельзя определить только механикой, важно, какими мышцами достигается усилие, положение тела, ускорение и т. д., и насколько экономен и целесообразен режим работы мышц.
Начиная со Штейнбрехта, значительно возросло внимание к этой стороне движения взамен достижения внешней формы лошади. «Внешняя форма, достигнутая за счет уменьшения хода,— это в верховой езде преступление», — категорически заявил известный преподаватель кавалерийских школ Шмидт.
Важной характеристикой, правильности работы мышц животного стало понятие «лошади, работающие спиной», противопоставляемое понятию «лошади, работающие ногами».

Работают (ходят) спиной лошади, у которых мускулатура спины раскрепощена, спина «принимает всадника» и мышцы спины участвуют в движении, напрягаясь и расслабляясь ритмично. У лошадей, «ходящих ногами», спина постоянно напряжена, движение создается только ногами, без движения мышц спины.

Эти важные положения созданы не Штейнбрехтом, а братьями Гюнтер в 1859 году. А затем это явление очень подробно описал видный преподаватель Ганноверской кавалерийской школы Холлойфер. Его теорию Штейнбрехт и его последователи немного видоизменили, а именно о действительном вертикальном раскачивании (выгибании и разгибании) позвоночника уже не говорят, а главное внимание уделяют расслаблению и ритмичной работе мышц спины лошади, эластичности задних ног и пружинистому стремлению шеи вперед и вниз, которые являются результатом правильной работы спины.

Всеобщее международное признание этот критерий правильного движения начал находить в судействе выездки только после Олимпиады 1956 года, а во времена Штейнбрехта именно этим иногда объясняется отставание лошадей будто абсолютно подчиняющихся всаднику, от лошадей, которые имеют больше ошибок при исполнении упражнений и даже двигаются менее гармонично с всадником, но становятся чемпионами благодаря особенно хорошим движениям на всех аллюрах.
Другим критерием, введенным представителями этой школы, чтобы выше оценивалась неиспорченность естественных движений, стало особое внимание к прибавлению шага. Такое требование выдвинул Гюстав Pay, чтобы исключить возможность успеха лошадей, у которых естественные движения потеряны торопливой и насильственной выездкой или просто злоупотреблением трудными упражнениями в сборе.

И еще

Представители старой немецкой школы считают свои методы золотой серединой между двумя крайностями — с одной стороны Джеймса Филлиса, с другой — Пауля Плинцера. Плинцера упрекают в изменении и искажении учения своего учителя Штейнбрехта, в неестественных требованиях к лошади, в особом внимании к легкости повода за счет хода. Филлиса ценят больше!, так как он понял сбор в общем правильно и был несомненно лично исключительно талантливым всадником. Но его систему решительно отвергают, когда речь заходит о его понимании свободной осанки лошади. В ней видят противоположную крайность.
Школа выездки ФРГ, несомненно, самая влиятельная в современном конном спорте. Требования ФЕИ все больше соответствуют ее принципам. В последнее время другие методы редко дают шансы на большой международный успех. Изучение системы этой школы стало везде необходимостью. Но немцы из ФРГ сами иногда признают, что в артистичности и в достижении тонкой гармонии спортсмена и лошади им приходится учиться у французских и советских всадников.

Р. КОЛЛОМ

Добавлю, что на сегодняшний момент появилась голландская и, да, возможно, английская методика) Которая создала конкуренцию. Но тот же Карл Хестер учился у немецкого представителя классической школы верховой езды.
 
Ну внутр шенкель на внешн повод это немецкий автор Штайнбрехт описал. Но у него такой труд, что читать его занудно и долго, даже на французском. На немецком это наверное еще больший мрак.
Я никак не соберусь даже просмотреть, всё отвлекаюсь на что-то другое...
 
А зря. Там на самом деле очень все дотошно, все детали, все мелочи. Поэтому и тяжело читать:)
 
Я для себя выбрала несколько книг и частенько к ним возвращаюсь. мне хватает. Все что слышу нового, там есть)
Иначе, увы, каша в голове, когда много читаешь. Раньше много читала, да. Сейчас времени нет. После компьютера сложно сосредоточиться на чтении. На компе я могу параллельно читать и работать, а читать - это надо тихо спокойно.
 
Сверху