Как покупают и продают лошадей

Здоровья Вальсу и Вам низкий поклон!

пс. Не рассматривали вариант эпилептического приступа?
Относительно похоже (аура, приступ, отходняк)
Также сюда же постепенно восстановление, после приступа гибнут нейроны и восстанавливаются не оч быстро
 
Здоровья Вальсу и Вам низкий поклон!

пс. Не рассматривали вариант эпилептического приступа?
Относительно похоже (аура, приступ, отходняк)
Также сюда же постепенно восстановление, после приступа гибнут нейроны и восстанавливаются не оч быстро
По клинике было не похоже, классический отек легких точно имел место.
 
Какая невероятная история! До слёз и волшебной радости! Долгих вам совместных счастливых лет!
 
Рассказ о Спарте я начала пять с половиной лет назад. Начала, и не закончила. Хотя именно эта лошадь, безусловно, достойна отдельной истории.

Я повторю здесь начало, чуть-чуть дополненное. И потом продолжу.



СПАРТА

Эту пятилетнюю кобылу предложили мне забрать в пробеги. Потому что в родном хозяйстве применения ей не нашлось. Слишком маленькая, слишком шебутная, часто опасная даже для хорошо ездящих всадников. Но бегает быстро и долго.

Любопытства ради решила посмотреть.

Пять лет назад у меня было четкое представление, какой должна быть потенциально перспективная пробежная лошадь. Сейчас оно поменялось, во многом благодаря именно Спарте.

А тогда я была свято уверена, что если в пробеги, то:

--обязательно с арабской кровью. Не обязательно чистокровный араб, но ½ или как минимум ¼ араба. А еще лучше ¾. Потому что араб – это нужный для пробегов метаболизм, выносливость, темперамент, интеллект.

Кроме арабов могут быть в родословной пробежной лошади кабардинцы, карачаевцы, ЧК, дончаки и под. Но ни в коем случае не спортивные полукровные породы.

-- во вторых рост. 158-163 см. Больше – слишком большая нагрузка на связки и суставы. Меньше – не будет той широты и просторности движений, которая нужна сегодня в пробегах. Конечно, знаменитый чемпион Нобби был сильно меньше озвученных мной параметров. Но исключения только подтверждают правила. Да и скорости с лет триумфа Нобби сильно выросли.

-- в третьих, экстерьер. Идеально правильный, без разметов, козинцов, саблистостей ноги. Короткая прочная спина. Легкая голова и шея.

Спарта не отвечала ни одному из этих требований.

В кустах, куда привел меня хозяин, на веревках паслись несколько лошадей. В том числе и это облепленное мухами гнедое НЕЧТО.

Маленькая, хорошо если 152 см в холке. С большой горбоносой головой, тонкой шейкой и длинным туловищем. Ноги прочные, сухие, но постав не идеальный.

При попытке приблизиться, Спарта буйно шарахнулась в сторону. И уговаривали ее дать себя посмотреть минут десять, не меньше. Люди ей были не слишком нужны.

Но договорились. Дала себя потрогать и посмотреть. Очень понравились ее сухожилия – прочные и крепкие, как стальные канаты. Мышц не было, лошадь седлалась от случая к случаю.

А еще мухи сильно, до кровавых язв, разъели ей морду. Выглядела кобыла жалко.

Наверное, именно это чисто женское «жалко» и сыграло свою роль – я не отказалась от Спарты сразу, а попросила поседлать мне ее завтра с утра пораньше, до того, как начнется активный лет насекомых.

Ох, что это была за поездка!

За два часа на Спарте я устала больше, чем обычно устаю после тренинга 3-4х пробежных лошадей.

Было впечатление, что сидишь на пороховой бочке, и не знаешь, в какой момент она рванет.

Спарта боялась всего. Собак, птиц, а встреченный в поле дедок вызвал острый приступ паники с последующим разносом.

Спарта хотела прыгать. И самозабвенно прыгала (иногда высоко и всегда неожиданно) через лежащие на земле ветки, тени, и просто порой травинки.

Спарта хотела бежать. И приходилось цепляться в повод (так как на корпус и шенкель она реагировать приучена не была), чтобы не нестись по буреломным лесным дорогам.

Но к концу поездки выяснились в ней два качества, которые в пробежной лошади могут оказаться важнее роста, экстерьера и происхождения.

Она рвалась вперед! Всегда. Даже после двух часов активной поездки, лошадь, которую никто не тренировал и которая сильно уже устала, все так же хотела бежать и просилась нарастить темп. Причем трех минут шага ей хватало, чтобы отдышаться и начать вкладываться в повод с удвоенной силой.

Во-вторых, для этой лошади не существовало плохого грунта. Она одинаково уверенно, не спотыкаясь и не теряя скорости, шла по скользкой болотной грязи, по глубокой пашне, по каменистой гравейке и по свежей вырубке – с кочками, бревнами, глубокими колеями.

Там, где я на своих лошадях пробиралась бы шагом, Спарта уверенно, не сомневаясь и не задумываясь, предлагала короткий кентер.

Не удивительно. Ведь в этих лесах она бегала за матерью еще подсосным жеребенком. И училась смотреть под ноги, безошибочно выбирать как и куда поставить копыто.

И я решила рискнуть.

На следующий день за Спартой приехал коневоз. И она пополнила ряды моих молодых пробежных лошадей, оказавшись единственной не арабкой в элитной аристократичной компании.
 
Кобыла в работе оказалась сложной.

Безудержный взрывной темперамент. Неутомимость. Пугливость. Опасный коктейль.

При виде мирно пасущихся козочек, мы могли скакать несколько километров неуправляемым карьером. А внезапно шелохнувшийся пакет при дороге приводил к вертикальным свечкам, причем порой с переворотом.

И все же она была великолепна.

Очень устойчивая на любых грунтах. Скоростная. С огромным желанием двигаться вперед. Хорошо знающая, что от нее ждут, и любящая быть впереди всех.

На первых же стартах я уверенно пускала ее вскачь, точно зная, что никто не догонит и не обгонит, а сама Спарта прекрасно восстановится после финиша.

Не обошлось без курьезов. На одном из пробегов с очень сложным грунтом и предгрозовым жарким маревом, мы смогли обойти соперников более чем на час времени (на дистанции 80 км), и выглядела кобыла так, словно никуда не бежала. Пришлось доказывать, что дистанция пройдена честно, без срезания маршрутов. А в резвом финише виноват неожиданно выскочивший за нами олень. От которого Спарта рванула со скоростью курьерского поезда. К счастью, в нужном мне направлении. Останавливать я ее не стала и к старту мы пришли сильно раньше запланированного.

Ее ноги без проблем выдерживали сложные грунты. А сердце прекрасно справлялось со скачкой в жаркие влажные дни.

У арабов быстрая скорость восстановления сердечного ритма после нагрузки – норма. Там другая кровеносная система, прекрасно развитая сеть капилляров, большое по сравнению с габаритами лошади сердце. И мне всегда казалось, что другие породы лошадей им всегда будут уступать.

Но – именно казалось. И Спарта стала первым тому примером.

Сердце – это мышца. И как любая мышца, прекрасно отвечает на тренинг. Длинная медленная работа, плавание, шаг по горкам и глубокому снегу, потом монотонная работа в комфортном для лошади ритме на рыси и небыстром кентере. И уже через год пульс Спарты восстанавливался до пробежной нормы (64 удара в минуту и ниже) так же быстро, как у всех наших арабов.

Второй раз, тоже на 80 км, с нами решили посостязаться всадники-любители на тракененских и рысистых лошадях. Все они были крупнее Спарты, с более продуктивными аллюрами и выглядели куда как презентабельнее. И прямо со старта рванули карьером, с явной целью оторваться и не дать себя догнать.

В тот день вся трасса проходила по лесным дорожкам, извилистым и коварным из-за постоянно торчащих сосновых корней и редко но метко встречающихся камней. Убийственная трасса для любой лошади, кроме Спарты, с детства бегающей по буреломным лесам.

Нет ничего хуже, чем мчаться по такой дороге в хвост другим лошадям. Потому что именно хвост ты и видишь, в дорогу -- нет. И при первой возможности я направила Спарту в толпу лошадей. Она мой порыв прекрасно поняла. Психологически это сложно и для всадника и для лошади – на узкой дороге втиснуться в плотно идущий поток лошадей. Особенно для лошади, которая сама по себе в табуне лидером не является. Но Спарта собралась в комок, нарастила темп, и как нож сквозь масло, прошла через перекрывавших обзор коней, и обогнав их.

Мы мчались по лесной дороге со скоростью околол 38 км/ч, не сбавляя пейс ни на поворотах, ни на вязких и топких местах.

Через 5 километров скачки бегущие сзади лошади стали хрипло дышать и отставать. Еще через 10 просто встали.

Мы финишировали с этапа первыми легкой рысью, восстановились сразу как сняли седло и после получасового отдыха вышли на следующий этап. Ни одна из шести стартовавших с нами в группе лошадей к тому времени так и не вернулась с трассы.

Они пришли в результате почти через час после нас. И из шести только одна смогла пройти промежуточный ветконтроль: пятеро чувствовали себя откровенно плохо, один мерин сильно захромал, еще одного до самого вечера капали в медблоке ветврачи.

А Спарта… Спарта выиграла этот турнир, как и все наши с ней совместные старты в Беларуси.

Сезон подходил к концу и нас ждали первые международные соревнования и одновременно – первый (и пока единственный) Чемпионат Беларуси по конным пробегам.

Этот турнир я ехала на другой лошади и на более длинную дистанцию. А Спарту дала своей ученице – Тане Дорожко. С наказом лошадь беречь, но Чемпионат по возможности выиграть)

Задача это была непростая.

Среди соперников Спарты значился великолепный серый арабский мерин Дорогобуж. Лошадь с феноменальным сердцем, способный после резвого галопа восстанавливаться до 50 ударов за неполную минуту. Араб с прекрасной скаковой родословной – крупный, мощный, скоростной, с хорошим опытом в пробегах и сильной всадницей на спине.

Положа руку на сердце, Спарта уступала Доробожу и в скоростных качествах, и в скорости восстановления, и в опыте. Но у нее было то, что делает лошадь чемпионом – огромное желание быть впереди, без понуканий, а порой и вопреки желанию всадника.

Всадница араба выбрала правильную стратегию – первые этапы держалась рядом со Спартой, берегла силы и ноги лошади, справедливо рассчитывая, что в финальном броске обойдет Спарту.

И вот она – финишная прямая.

Точнее, не совсем прямая, что и решило вопрос противостояния двух великолепных пробежных коней.

Последние 500 метров трассы шли по полевой дороге с горки, с достаточно сильным уклоном и потом еще дорога опасно сворачивала под углом 90 градусов.

Обогнавший было Спарту Дорогобуж перед поворотом притормозил, замедлился, потерял темп. А Спарта вписалась туда не теряя скорости, и кажется, даже прибавив. Это решило исход поединка: на полкорпуса впереди маленькая гнедая кобыла пересекла финишную черту.

Спарта и ее всадница Татьяна Дорожко стали первыми и на сегодняшний день единственными официальными Чемпионами Беларуси.

И это было только начало спортивной карьеры этой удивительной лошади.

Продолжение следует.
 
Последнее редактирование:
1706682927128.jpeg


Таня Дорожко и Спарта, действующие чемпионы Беларуси по конным пробегам.
 
С новыми рассказами -- потому что болею и пока пытаюсь соблюдать постельный режим) С большего)))
А потом опять -- 43 головы лошадей и две конюшни, ученики, тренировки, поездки, административная работа -- и день заканчивается быстрее, чем ты все успеваешь сделать)))
 
Сейчас, по прошествии нескольких лет после расставания со Спартой, я задаю себе вопрос. А какой она была на самом деле? Мы столько времени провели вместе, а что я могу сказать про ее характер, привычки, любимые и не любимые вещи?

Не лидер в табуне. Скорее ведомая. Хотя в обиду себя и не давала.

Не пищевик. На аппетит не жаловалась, сахар и морковку ела с удовольствием, но в то же время без фанатизма, не кусочница.

Очень спокойная в деннике.

Все ветеринарные манипуляции, ковка, погрузка в коневоз – без каких либо проблем.

Малоэмоциональная. Придешь – карманы проверит, позволит себя погладить и возвращается к сену. У меня не было желания подолгу общаться с ней вне работы. Было скучно. И мне, и подозреваю, ей тоже.

Тренировать я Спарту тоже не очень любила. Не то чтобы боялась, но прекрасно понимала, что каждый выезд на такой резкой, склонной к разносам, свечам и переворотам лошади -- это опасно.

Я на тренировках падала несколько раз и с ней вместе, и отдельно от нее. И хотя всегда удачно, без последствий, но все равно было больно и обидно.

А на стартах это был партнер. Хорошо понимающий свою задачу и нацеленный на результат. Ни один наш серьезный турнир не обошелся без падений вместе со Спартой. Но стартовать мне на ней все равно нравилось.

Хорошо помню международный старт на 120 км в Санкт-Петербурге. Ранняя весна. В полях скользко и топко, в лесу еще сохранился снег, и, что самое опасное, есть несколько гололедных участков.

Спарта всегда славилась устойчивостью и под ноги смотрела. Кроме моментов, когда пугалась. В тот раз напугал ее выскочивший из-за поворота фотограф. Спарта резво прыгнула в сторону, попала на лед и эффектно скатилась под ноги бегущим за нами лошадям. Вместе со мной естественно.

Встала. Помогла подняться лошади. Села в седло. Поехала дальше: и я, и лошадь, обе мокрые и с отвратительным настроением.

Три этапа ехали вместе со всеми. А на четвертом, последнем, Муха (Мухамед Калов) погнал своего чемпиона Юпитера во весь опор.

Он делал ровно то, что я годом ранее на Спарте на лесной дороге – навязывал участникам свой темп на не самой хорошей трассе. И, подозреваю, именно с той же целью.

Даже после 100 км пробега, остановить Спарту, решившую во чтобы это не стало догнать лидера, я не смогла. На галопе спрыгнула с седла, удержала лошадь горячившуюся лошадь и повела в обратную сторону. Шагала в руках до тех пор, пока не скрылись из вида кони и Спарта не успокоилась. А потом вернулась в седло и поехала своим темпом. В результате (закономерно!) несколько лошадей захромали, одна не выдержала навязанного пейса и встала. А мы спокойно финишировали и остались третьими.

Еще один яркий старт был у нас в Казани. Тоже международка, тоже дистанция 120 км.

Спарта подошла к ней в отличной форме, на пике. Желание бежать и азарт в ней были огромные.

Скоростная трасса, чуть скользкая после дождя, но в целом дающая возможность ехать быстро и с удовольствием. На весь этап – всего один каменистый участник, метров 300, когда мы все шагали. Все остальное время – резвая рысь и короткий галоп.

Мы со Спартой вели всадников все этапы. Спарта рвалась вперед и был огромный кайф давать ей бежать так, как она хотела.

Даже во время ветчека и отдыха, ее ноги просились бежать. Настолько, что приходилось ставить ее мордой к стенке коневоза и держать на развязках, потому что вместо того, чтобы отдыхать, она возбужденно наматывала круги.

Что испугало ее на спуске с холма за два километра до финиша, я так и не поняла. Устала, расслабилась, ехала на брошенном поводу. И упали мы с ней вдвоем, не слишком удачно – мне она сильно придавила ногу, а сама начала прихрамывать.

И именно я после этого падения не дала ей выложиться в финальном броске. Осторожничала. Придержала на крутом повороте. Упустила те драгоценные секунды, которыми воспользовались те, кто ехал сзади все 120 км.

В прочем, был ли у Спарты шанс против прекрасного арабского Папса – крупного, хорошего скакового класса и не менее прекрасного высококровного Бейлиза? Думаю, да. Но я ей этого шанса не предоставила.

Мы остались третьими, взяли неплохие призовые. И стали готовится дальше.
 
Кааааак нам вас тут не хватало! 😍
А с возрастом Спарта стала попроще в работе или осталась такой же сложной?
нет, не стала. более того, когда окрепла и набрала форму, ее реакции стали еще более резкими, а тормозить становилось все сложнее даже на пеляме.
при этом в конюшне, на корде и плацу -- мегаспокойная ленивая лошадь.
 
нет, не стала. более того, когда окрепла и набрала форму, ее реакции стали еще более резкими, а тормозить становилось все сложнее даже на пеляме.
при этом в конюшне, на корде и плацу -- мегаспокойная ленивая лошадь.
Кобыла по описанию очень похожа на мою, вот я и надеялась узнать наше будущее 🤣 спасибо за ответ.
 
Поправляйтесь! Ну и в дальнейшем может будет появлятся пара минут, что-то рассказать)
43 лошади, офигеть,простите:oops: это вот если про каждую написать, да про старты, да заметки конеперевозчика( не знаю, занимаетесь ли сейчас) это можно еще книгу написать..Ну а вдруг?..)) Пойду пока дневник еще (раз 5?)перечитаю)
 
Сверху