Как запрячь коня в телегу.

OwlNight

Участник
Вот случилось мне задуматься о приобретении своих санок и двуколке, как поняла, что не знаю, как правильно запрячь коня в это самые сани и телегу.
Поделитесь пожалуйста опытом, фотографиями, ссылками…Расскажите какие бывают виды упряжи, запряжки. Какая техника управления.? И ,если есть возможность , расскажите где этому ремеслу (кучера) обучают?
 
Самое страшное в упряжи – найти подходящий хомут и дугу. Еще понадобится седелка, вожжи и чересседельник (поперечник). Если местность с крутыми спусками – шлея.
А вообще, учиться запрягать по Интернету – безумие. Столько нюансов! Важно не только уметь заложить, но и подогнать-натянуть-завязать. Меня вот научили чересседельник завязывать – не каждый цыган так умеет… а как Вам объяснить? Это ж фотографий десять надо загрузить! Если и лошадь Ваша запряжки не знает – вообще сложно… надо начинать с вождения на вожжах, чтобы привыкала к голосовым командам и не боялась щекотки вожжами. С запряжкой такой лошади неопытным людям не справиться. Мой совет – поищите все-таки того, кто умеет запрягать и научитесь азам, а дальше мы подскажем…
Еще раз, обратите внимание, как надо подгонять сбрую, все должно быть крепко затянуто. Я долго не могла понять, почему на рыси у меня вся запряжка заваливалась вбок. Оказалось – гужи разные…
Сейчас темно, завтра сделаю пару снимков…
А двуколку приобретать вообще не советую - она должна быть очень точно сбалансирована, чтобы не причинять вреда спине лошади. такой баланс мало кто может гарантировать.
 
Спасибо огромное за ответ Собственно я потому и обратилась за помощью, тк понимаю, что нюансов много. А пока хоть почитаю посмотрю с людьми знающими посоветуюсь, в общем хочу собрать информации дабы не быть чайником =)
Возможно кто-нибудь и посоветует человека, к которому можно обратиться, обучиться .
Коник мой Латвийской упряжной породы с приливом, сам в упряжи ходил долгие годы. Таскал фаэтон в парке. По сему, в отличие от хозяйки – обучен. Еще есть один нюанс, у коня очень высокая холка. (седло шили на заказ) посему думаю отказаться от хомута да и слышала не добрые отзывы. Муж предлагает заменить хомут на шорку. С одной стороны хорошо, с другой говорят можно плечи сорвать. Еще в Е - нете видела рысистые и драйвиноговые упряжи но вот конкретной информации по этим изделиям найти не могу.
По поводу обучения спросила пару людей… «да что там учиться - два раза шлепнул поводьями по крупу она и пошла родимая» - и чего то меня эта простота как то и насторожила…
 
По поводу высокой холки – седелки бывают «горбатые» и плоские. Вам нужна горбатая.
387f290000a0.jpg

Правильно подогнанный хомут на холке не лежит, там кулак проходит. Вся конструкция лежит на спине, за счет чересседельника.

По поводу управления – тоже, что и верхом, только управление голосом еще. Шенкель заменен вожжой. Посылают не двумя, а только одной вожжой, сверху вниз, а не сбоку по ляжке. Вторая в это время слегка натянута. Нужно чувствовать габариты. У меня опыт вождения огромный, но и мне бывает сложно перейти с саней на телегу и фаэтон. Отвыкаю от габаритов, и способ поворота саней и колес разный.
 
упряжь

а что у вас там некто в окресностях упряжными не занимается??? просто там лучше один раз показать, чем СТО раз по инету услышать :roll:
 
чтобы сделать все правильно и было удобно и Вам и Вашей лошадке Вам действительно не обойтись одним интернетом. это все равно, что учиться ездить верхом по картинкам. Сходите на ближайшую к Вам конюшню и Вам с удовольствием все расскажут и покажут. Попросите чтобы Вам дали попробовать запряч самой. тут же возникнет еще куча вопросов, несмотря на то, что минуту назад Вам казалось, что Вы все поняли и запрягать совсем не сложно. А если Вы не умеете завязывать и подгонять по размеру гужи, опять же попросите на той же конюшне. Кстати, в нете наверняка можно найти информацию о том, как подобрать хомут для своей лошадки. и я все же считаю, что правильно подогнанный хомут гораздо лучше шорки. и высокая холка вряд ли может Вам чем - то помешать. а если нет шлеи, можно обойтись одним подбрюшником. а еще почему-то все молчат, что без правильно подогнанных тяжей (на экипаже) Вам далеко не уехать. да и супонь нужно уметь завязывать так, чтобы развязывалась с одного "дёрга".это может спасти жизнь лошади, если не дай Бог...и даже когда Вы научитесь запрягать, советую поучиться управлять подальше от дороги.и только когда будете уверены в своих силах - дерзайте!
 
Я не пытаюсь запрячь коня самостоятельно - не знаю как этого сделать, а тем более по картинке Я всего лишь пытаюсь СОБРАТЬ по этому поводу побольше ИНФОРМАЦИИ, пока не найду человека, способного все это показать наглядно . (пока такой человек не найде, выше об этом уже упоминалось)
Мне нужна информация и я ее спрашиваю здесь - А в противном случае, данный форум просто не имеет смысла!!!

Например что есть Гужи, подбрюшник и тд и как они выглядят,
На какие группы мышц идет давление при запряжке в хомут или в шорку.
Что есть драйвинговая запряжка, и в чем ее отличия от остальных. В Интернете полазив дня два того чего искала не нашла, полно пустых ссылок, или просто творческих рассказов, да и вопросов стало больше.
Например, очень бы хотелось найти схему пособие или что то там где подробно (схематично написано где и что к чему крепиться и как называется)

что лучше деревянные оглобли или Железо(гнутые трубы)

видела два способа пристегивания оглобель к коню
- с дугой
- с шеркой
от сюда вопрос - что лучше амортизирует?
и т д
 
Дуга - чисто русское изобретение. Нигде в мире не используется дуговая запряжка. И чего эти русские только не придумают, чтобы дороги не ремонтировать. :roll: :D Кстати, без шуток. Дуга выполняет роль амортизатора.
 
если чесно, то я запрягал только в русскую дуговую упряжь, что как завязывается знаю, и что куда крепиться, а вот объяснить здесь пожалуй не смогу
 
Еще у меня вопрос -
А вот оголовье используеться Обычное - (рабочее) - или какое- то специальное? :roll:
 
Пpавила запpяжки и седловки лошадей
Виды запряжки лошадей. Существует несколько видов запряжки: оглобельно-дуговая, комбинированная оглобельно-постромочная, постромочно-дышловая, постромочная. Запряжка бывает одноконная, пароконная, троечная, четверкой лошадей и более. Возможны смешанные парные и троечные запряжки, когда к оглобельно-дуговой запряжке припрягают на постромках одну или две пристяжные лошади; запряжка цугом, когда впереди коренника на длинных постромках пристегивают одну или несколько уносных лошадей.

Последовательность оглобельно-дуговой запряжки. Перед запряжкой лошади необходимо проверить состояние обоза (повозки или саней); проверить гужи на хомуте. Отрегулировать длину их так, чтобы при запряжке лошади супонью можно было бы стянуть вместе клещи хомута и укрепить дугу на оглоблях. После этого надевают уздечку на лошадь, застегивают подбородный ремень, вставляют в рот лошади удила. Если дело происходит зимой на морозе, то необходимо, прежде чем вставлять удила в рот лошади, согреть их в руке. Затем на лошадь надевают седелку, делая движение от холки к спине, по ходу шерсти, и пристегивают подпругу к горту седелки. Хомут надевают на голову лошади клещами вверх. После того как голова лошади пройдет через отверстие хомута, его поворачивают клещами вниз. Делать это следует по направлению роста волос гривы. Расправляют шлею и освобождают из-под хомута и шлеи гриву и хвост. Затем берут в одну руку дугу, вожжи, чересседельник и подбрюшник, в другую - повод уздечки и выводят лошадь из конюшни.

Перед запряжкой на левую оглоблю надевают чересседельник и подбрюшник на расстоянии примерно 40 - 50 см от конца оглобли. Затем на левый гуж хомута кладут оглоблю, в образовавшуюся петлю вкладывают ветвь дуги и переносят дугу через шею животного. После этого поднимают с земли правую оглоблю, прикладывают ее к правой ветви дуги и обхватывают конец дуги гужом сверху через оглоблю. Дуга должна быть заложена на одинаковом расстоянии от концов оглобли. Супонь обматывают 2 раза вокруг клещей хомута и затягивают ее так, чтобы клещи сошлись вместе. Если требуется, то для стягивания супони упираются в правую клещу ногой и затягивают супонь силой рук и корпуса тела. Обматывают супонь еще раз, свободный конец ее просовывают между супонью и клещами и протаскивают его под супонь. Подтягивают супонь так, чтобы осталась небольшая петля, протягивают конец супони обратно и оставшийся конец обматывают вокруг петли. Это делается для того, чтобы при необходимости супонь можно было распустить одним рывком. После затягивания супони дуга должна прочно держаться на оглоблях. При ударе рукой дуга не должна отклоняться назад или вперед. Если дуга держится слабо, необходимо ее в обратном порядке снять и укоротить оба гужа. Если клещи стянуть невозможно, то гужи следует прибавить. При этом необходимо следить, чтобы хомут у лошади не сжимал шею, а плотно прилегал к ней. Чересседельник продевают через кольца седелки, пропускают его под правую оглоблю и подтягивают с таким расчетом, чтобы между холкой и хомутом и между шеей и хомутом можно было просунуть 2 - 3 пальца. Конец чересседельника обматывают вокруг оглобли. При этом делают петлю, чтобы ее можно было распустить одним рывком.

Подбрюшник пропускают через шлевку подпруги и туго подтягивают к правой оглобле. Повод, скрестив, перекидывают через шею и продергивают в дуговое кольцо. Можно повод пропустить с одной стороны (безгривой); протягивают его через подбородный ремень уздечки и конец также пропускают через дуговое кольцо, обматывают вокруг дуги или прямо привязывают к оглобле с правой стороны. Повод не должен стеснять движения головы лошади.

Протягивают вожжи поверх чересседельника и гужей по обе стороны шеи и пристегивают вожжи к кольцам удил. Удерживают вожжи в руке и садятся в повозку с правой стороны.

Пpавила запpяжки и седловки лошадей
Последовательность постромочно-дышловой запряжки. Постромочно-дышловая запряжка - парная. Ее применяют при работе на лошадях в сельскохозяйственных повозках и орудиях, имеющих дышло. Перед запряжкой лошадей необходимо выровнять постромки, нагрудники и нашильники. После того как на лошадей будут надеты узды и хомуты, их расставляют с правой и левой стороны дышла, в зависимости от их положения в упряжи. Затем на конец дышла или передний валек надевают нашильник и закрепляют его в кольце нагрудника. Нашильники фиксируют положение хомута и натяжение постромок. Нагрудники закрепляют за мочку хомута и за постромки.

Последние закрепляют на вальке в такой последовательности: сначала внутреннюю, а затем наружную постромку. После этого пристегивают вожжи. Постромочная запряжка (без дышла и оглобель) применяется в пристяжке, в сельскохозяйственных орудиях (плуг, борона), на трелевке леса. При выполнении этих работ рекомендуется использовать седелку и чересседельник. Хомут при постромочно-дышловой запряжке должен быть несколько короче, чем при оглобельно-дуговой.

Техника седловки лошади. Лошадь перед седловкой должна быть тщательно вычищена. Необходимо также проверить состояние спины и холки лошади, для чего провести ребром ладони по холке и спине, сжать холку пальцами. Если у лошади имеются намины, она будет реагировать взмахами головы и хвоста, прогибанием спины, приседанием. Затем надевают узду, осматривают потник. Проверяют рукой внутреннюю сторону потника, чтобы убедиться в отсутствии приставших соломинок, кусочков земли, затвердевшего лота. Все это должно быть удалено с поверхности потника. Подходить к лошади следует с левой стороны; в левой руке держат потник и седло. Взяв потник и седло обеими руками, кладут их ближе к холке и сдвигают назад до правильного положения на спине. Если это не удалось сделать сразу, то следует поднять их над спиной и вновь повторить данное движение. Потник должен располагаться без завертываний, средний шов его должен совпадать с серединой седла, равномерно выступать из-под седла спереди и сзади. Затем перекидывают подпруги на правую сторону. Обходят лошадь спереди, расправляют подпруги, переходят вновь на левую сторону и слегка подтягивают подпругу или подпруги, если их две. При использовании лошади под верхом в гористой местности следует пользоваться нагрудником и подхвостьем; с их помощью фиксируют седло на спине лошади. После того как эти предметы надеты на лошадь, подпруги затягивают накрепко. Подходить к лошади, садиться на нее верхом, спешиваться и расседлывать нужно с левой стороны по ходу движения животного.

Техника седловки лошади под вьюк. Прежде всего необходимо осмотреть состояние лошади, выяснить, нет ли наминов спины и нагнетов холки. Затем зачистить лошадь, надеть на нее узду-недоуздок. После этого увязать груз и приступить к седловке. Седло накладывают на спину лошади и закрепляют подпругами. Передняя подпруга находится на расстоянии 10 см от передних ног, а задняя от передней - на расстоянии 12 - 14 см. После этого пристегнуть переднюю и заднюю шлейки к седлу. Переднюю шлейку следует расположить так, чтобы она лежала на середине груди лошади и не соприкасалась с горловым краем шеи, а задняя шлейка должна свободно лежать посредине ягодиц и быть хорошо натянутой (между телом лошади и шлейкой должны свободно проходить три пальца, поставленные на ребро). На спине лошадь способна переносить груз, равный примерно трети ее живой массы. Масса вьюка составляет около 120 кг, из которых два боковых по 40 - 45 кг, а верхний вьюк - 30 - 35 кг. Груз прочно фиксируют на седле; он не должен натирать кожу и нарушать баланса лошади.

При развьючивании лошади выполняют операции в обратном порядке. После снятия груза лошадь сразу не расседлывают и не ослабляют подпруг, вначале ее выводят в течение 10 - 15 мин. Потом ослабляют подпруги и продолжают выводить лошадь еще 15 - 20 мин, пока она не успокоится. Затем снимают седло и лошадь накрывают попоной, Спустя полчаса-час, если погода благоприятная или лошадь стоит в теплой конюшне, с нее снимают попону и предоставляют полный отдых.

Источник: "Коневодство. Справочник"
 
:idea: А вот еще вопрос по седловки без хомутной запряжки и
:idea: Все таки какие !За и Против ! в использовании дуги с хомутом или шорки :?:
Поделитесь мнениями пожалуйста
 
хомут позволяет наиболее полно использовать тягловую силу. Шорка сгодится в легких экипажах на ровной дороге.
 
ПОРЯДОК ЗАПРЯЖКИ ЛОШАДИ В ЭКИПАЖ ИЛИ ПОВОЗКУ

Многолетней практикой установился определённый порядок запряжки лошади в повозку или экипаж русским способом.
Сначала на голову лошади надевают уздечку и взнуздывают её. В зимнее время перед этим, удила протирают от инея и согревают их в руке иначе мёрзлые удила травмируют слизистую оболочку губ и языка лошади, вызывая болевые ощущения.
Затем с левой стороны лошади одевают седёлку и плотно затягивают её подпругу, чтобы она не скользила в сторону, вперёд или назад во время движения лошади с повозкой.
Потом надевают хомут, предварительно осмотрев его внутреннюю поверхность, опирающуюся на плечи лошади. Войлок хомута должен быть сухим и чистым, гужи - одинаковой длины, иначе при работе возникнет неравномерное давление на плечи лошади, что приведёт к очень серьёзным травмам и долгой неработоспособности животного.
Перед надеванием хомут переворачивают клещами вверх, расправляют шлею и надевают хомут через голову на шею лошади. Затем в наиболее узкой части шеи по ходу свешивания гривы его переворачивают в нормальное положение, вынимают из-под него гриву и надевают на тело лошади шлею.
1.psd.jpg


Лошадь в сбруе заводят в оглобли, левую оглоблю кладут на левый гуж, вкладывают левый конец дуги в гуж, охватывающий оглоблю, перебрасывают дугу через шею лошадии перейдя на правую сторону лошади, накладывают правую оглоблю на прорезь правой стороны дуги и, поддерживая оглоблю грудью, правой рукой закладывают гуж через правую оглоблю сверху вниз на конец дуги, а левой оттягивают хомут, чтобы легче заложить гуж.
8.gif

Далее обматывают супонь 2 раза вокруг клещей хомута, стягивают их и завязывают супонь. После стягивания клещей и завязывания супони, дуга должна стоять перпендикулярно к оглоблям и не подвергаться колебаниям вперёд - назад при надавливании на неё рукою. Конец супони завязывают петлёю так, чтобы в случае надобности её легко было развязать.
Чрезседельник продевают через ушки седёлки. Затем плотно подтягивают, а конец его завязывают так, чтобы было легко развязать. Затем подтягивают подбрюшник.
Повод подвязывают по дуге, причём для быстрой езды с небольшой нагрузкой короче, а для медленной работы с большой нагрузкой - длиннее (чтобы не стеснял движения лошади головой). Затем пристёгивают вожжи. При запряжке проверяют длинну тяжей (атосов) повозки, чтобы они были строго одинаковы и туго натануты (при соотвутствующей ширине дуги). Повозку, точнее её ходовую часть хорошо смазывают.
9.gif

7.psd.jpg
 
УПРЯЖЬ ДЛЯ РАБОЧИХ ЛОШАДЕЙ

Виды запряжек.
Запряжка - это процесс присоединения лошади при помощи упряжи к экипажу, телеге или различным сельскохозяйственным машинам и орудиям. В зависимости от количества запрягаемых лошадей, различают запряжки одиночную, парную, троечную, четверик и др. По способу присоединения лошади к экипажу различают запряжки дуговую, без дуговую, постромочную и комбинированную. Наиболее распостранена одноконная дуговая (русская) запряжка лошадей.
Элементы упряжи. В комплект одноконной русской запряжки входят: уздечка, хомут, постромки, седелка с чересседельником и подбрюшником, шлея, вожжи и дуга.
Уздечка. В свою очередь состоит из нескольких ремней: суголовного (часть узды, к которой прикреплен щечный ремень, подбородный ремень и налобный ремень), подбородного (его длина регулируется с помощью застежки, что не позволяет уздечке соскальзывать на уши лошади), налобного (кожаный ремень, который крепится кверху уздечки и не позволяет ей соскальзывать назад на шею лошади), щечных (это часть уздечки, к которой прикрепляются удила, а также шоры и переносье, если ими пользуются), переносье (кожаный ремень, прикрепляемый к щечному ремню. По всей длине переносья сделаны отверстия).
Шоры - наглазники, ограничивающие поле зрения лошади; крепятся к щечному ремню. Ливерпульские удила - это обычные удила, используемые для лошадей, запрягаемых в повозки. Две или три прорези на металлическом мундштуке делают удила более или менее жесткими, что позволяет наезднику лучше управ-лять лошадью.
Хомут - главная часть сбруи, служит для передачи повозке тягового усилия лошади. Изготавливается из кожи, надевается на шею лошади. Иногда вместо хомута используется шорка.
Гуж — кожаная петля, предназначена для крепления оглобель к хомуту или чересседельнику (в бездуговой запряжке).


Постромки - толстые кожаные ремни, используемые при дышловой (бездуговой) парной запряжке. Они передают тяговое усилие лошади от хомута к валькам.
Седелка - кожаная подушка под чересседельником. Предназначена для поддержки посредством чересседельника в определенном положении хомута и оглобель.
Чересседельник — кожаный ремень, проходящий через седелку. Закреплен обоими концами на оглоблях.
Подбрюшник - длинный ремень. Вместе с чересседельником поддерживает оглобли.
Шлея — состоит из нескольких ремней, пристегивается к хомуту. Служит для удержания хомута на месте при спуске лошади с горы. Продольный (наспинный) ремень - один из ремней шлеи.
Подпруга - предназначена для удержания седелки на спине лошади.
Оглобли - упряжное устройство в виде двух прямых или изогнутых прочных жердей, соединенных с концами передней оси повозки. Запрягаемую лошадь ставят между оглобель.
Вожжи - длинные поводья. Служат для управления лошадью с повозки. Пристегиваются к удилам обычным способом.
Дуга - часть запряжки, скрепляющая хомут с помощью гужей с оглоблями и смягчающая воздействие на лошадь толчков экипажа или повозки.
[/img]
 
Применение того или другого вида тягловой К. с. связано с особенностями природной среды и этническими традициями. Так, у рус-ского крестьянского населения была распространена пре-имущественно дуговая (главным, образом в районах с пересеченной местностью) и хомутовая К. с., а у украин-цев—шорковая К. с. В Средней Азии употребляли спе-циальную К. с. для запрягания лошади в арбу. Некоторые специфические особенности в тягловой К. с. встречаются у многих народов. У тех из них, которые не знали тягло-вую К. с., например у тувинцев, алтайцев, якутов в Сиби-ри, для пользования волокушами и сельскохозяйственны-ми орудиями применялась верховая К. с. (они прикрепля-лись к седлу ремнями).
Как подобрать и подогнать сбрую
Ни для кого не секрет, что без хорошей упряжи нельзя эффективно использовать лошадь. В зависимости от условий работы — на перевозке ли грузов, в поле, под верхом или вьюком — нужна специальная упряжь.
Напомним о составе упряжи и назначении ее элементов для одно- и пароконной запряжек. Сюда входят: недоуздок, узда, хомут или шорка, шлея, седелка, чересседельник, подпруга, дуга, вожжи, постромки, нагрудник, нашильник.
Узда необходима для управления лошадью. Состоит из суголовного, щечного, налобного, подбородного, намордного ремней, удил, поводьев и темляка.
Хомут, основная часть упряжи, служит для передачи тягового усилия лошади на повозку или орудие (плуг и т. л.). Состоит из пары клещей, хомутины, пары подушек, покрышки, двух гужей, супони, горта и подкладки.
Шорку применяют вместо хомута. Она изготовляется только из кожи и состоит из нагрудного двойного широкого ремня и соединяемого с ним при помощи колец (к которым крепят постромки) настрочного и двух поддерживающих ремней.
Седелку (существует два вида — прямая и горбатая) применяют для поддержания в определенном положении хомута, дуги и оглобель с помощью чересседельника и подбрюшника. Чересседельник поддерживает массу хомута, дуги и оглобель на спине лошади, а подбрюшник не допускает резкого колебания оглобель, хомута и других частей упряжи вверх и вниз. Подпруга, изготавливаемая из хлопчатобумажной тесьмы, должна удерживать на спине седелку.
Дуга скрепляет хомут с оглоблями и служит амортизатором толчков повозки.
Вожжи нужны для управления лошадью. На концах они снабжены пряжками с гортвми или специальными крючками — карабинами — для пристегивания к кольцам удил.
Шлея удерживает хомут от сползания вперед, что бывает необходимо при торможении повозки. Шлея состоит из ободового ремня с пряжками на его концах для пристегивания к хомуту, продольного ремня, тоже с пряжкой, двух откосных ремней, идущих от последнего и двух или трех поперечных ремней, соединяющих ободовыи и продольный ремни. Шлеи бывают трех размеров.
Постромки обеспечивают передачу тяговых усилий от хомута к валькам упряжного устройства повозки.
Нагрудник в пароконной дышловой упряжи соединяет хомут с дышлом. Нашильник в такой же упряжи соединяет конец дышла с нагрудником, служит для торможения повозки,
Работоспособность, здоровье лошади во многом зависят от размеров применяемой сбруи, видов и качества ее отдельных элементов. Поэтому владелец лошади должен быть внимательным при выборе сбруи для покупки, уметь ее подгонять к своей лошади и своевременно ремонтировать, чтобы избегать всевозможных наминов, нагнетов, потертостей шеи, спины, холки.
Размеры узды определяются длиной щечного ремня. Длина щечного ремня узды № 1 — 415 мм, № 2 — 435, № 3 — 455 и № 4 — 475 мм. Щечный ремень нормальной длины должен удерживать грызло удил на беззубом крае нижней челюсти, не растягивать углы рта, не вызывать их потертостей грызлами удил, что для лошади очень болезненно. При длинном щечном ремне лошадь стремится выбросить удила изо рта. Длину узды можно несколько изменить за счет сокращения или удлинения суголовного ремня. Для этого на нем имеются пряжка и отверстия.
Удила подбирают в зависимости от темперамента лошади. Энергичной, легко возбудимой лошади нужны более «мягкие», то есть толстые, удила и, наоборот, для флегматичных, маловозбудимых,— жесткие, тонкие. Длина удил должна соответствовать ширине рта.
Правильно выбранный и подогнанный хомут опирается: вверху на гребень шеи у начала холки, по бокам — на мускулатуру, расположенную впереди оси лопатки, в нижней части лопатки — на плечелопаточные сочленения, в нижней части проходит у основания шеи. Для определения размера хомута на лошади измеряют длину и ширину шеи. Для установления длины шеи накладывают метр вдоль основания шеи и измеряют расстояние от гребня шеи у начала холки до плечелопаточного сустава. К полученной цифре прибавляют: для возового хомута — 6, для легкового и пахотного — 3 см. Ширину шеи измеряют специальным циркулем у ее основания. Короткий хомут при нормальной ширине будет давить на шею лошади, затрудняя ее дыхание, длинный же — низко спускаться у плечелопаточных сочленений и далеко заходить на холку вверх, то есть будет бить холку и плечи лошади. Чересчур широкий хомут заходит далеко назад к остям лопатки и бьет их. Нижняя часть хомутины должна быть на 2 см выше клещей, иначе они натрут шею. Хомуты для быстрой езды с небольшим тяговым усилием должны быть легче — до 3—4 кг и для работы с большим тяговым усилием — до 8—10 кг.
Помимо хомута для работы лошади в повозке, есть хомут для работы лошади в сельскохозяйственных машинах и орудиях. Он легок, меньше по размерам, вместо гужей к нему за кожаные или веревочные мочки прикрепляют постромки.
Шорка, нормально подобранная, равномерно опирается нагрудным ремнем на мускулатуру, расположенную над плечелопаточными суставами. Настрочный ремень расположен у начала холки, Шорка путем сближения и разъединения ремней может быть подобрана к разным лошадям. Но она более применима для лошади, работающей с минимальным тяговым усилием на быстром аллюре. Шорка употребляется при запряжке в дышло.
Прямая седелка изготавливается с точеными и обтяжными колодками, размерами № 1 и 2. Горбатые седелки бывают металлические цельноштампованные с качающимися и некачающимися полками. Для таких седелок должен быть потник. Седелку подбирают в зависимости от формы холки и спины. Это очень важно, поскольку повреждения (нагнеты холки и спины), очень трудно поддающиеся лечению, случаются чаще именно в этой части тела.
Шлея должна быть подобрана так, чтобы ободовые ремни проходили на 4—5 см ниже седалищных бугров. Мелкая шлея при движении сваливается в сторону, что ведет к потертостям у корня хвоста. Слишком же глубокая шлея очень низко опускается на бедра, затрудняет движение лошади при сдерживании воза и натирает кожу. Длина шлеи считается нормальной, если между ободовым ремнем и задней поверхностью бедра лошади помещается ладонь, поставленная ребром.
Дуга должна быть упругой и прочной. При слабой дуге невозможна правильная запряжка. Вес легковой дуги — 1,5—2 и ломовой — 4—5 кг.
Вожжи подразделяют на одно- и пароконные, а по конструкции — на цельные и составные.
Постромки изготовляют № 0 и 1. Длина постромок: № 0 — 2100 и № 1 — 2600 мм. Правая и левая постромки должны быть одинаковой длины.
Нагрудник должен быть изготовлен из сыромятных ремней: верхнего — толщиной не менее 2,5 мм и нижнего, подстрочного,— не менее 2,0 мм.
Нашильники выпускаются металлические и сыромятные.

Б. ПАКУЛЕВ
 
А Вы знаете, что доктор Елизаров придумал свой гениальный аппарат для сращивания костей, когда ехал на вызов и смотрел на запряженную лошадь?
оффтоп.
 
Сверху