Навстречу ветру. Энциклопедия (стр. 202)

Здравствуйте, запишите меня пожалуйста на пятую книгу: Масти в отечественных породах лошадей: история.
Один экземпляр.
[email protected]
 
Елена Белякова, спасибо за пожелание.
ole4kalinka, Елена Белякова, @dia742, всех записала.

Сегодня вернулась из Литвы. Была долго, полтора месяца. Воспользовалась возможностью и съездила в Неманский конный завод и к одному фермеру. Теперь в диссертации будет еще одна порода, близкая к советскому тяжеловозу, - литовский тяжеловоз. Материалы эти пойдут не только в диссертацию, но и в книгу об истории мастей в отечественных породах.

Пока меня не было, выдержку из моей книги "Horse Color Explored" о металлическом блеске перепечатали в дайджесте Ассоциации заводчиков ахалтекинской породы в США.
К тому же эта книга теперь доступна как ebook.

25 августа в 10.15 буду выступать на Иппосфере (г. Санкт-Петербург) с докладом "Изучение мастей в породах лошадей разных направлений хозяйственного использования". Если будет время, возможно, прочту еще один доклад.
Программа здесь: http://horses.expoforum.ru/delovaya-programma?date=25.08.17&eventId=598e1925f033a2fe6bff8a14
 
Последнее редактирование:
Не могу не поделиться: ровно полвека назад состоялась премьера рок-оперы "Волосы" ("Hair") о жизни хиппи.
Эта рок-опера написана композитором Гэлтом МакДермотом на слова Джеймса Рэдо и Джерома Раньи. Премьера состоялась в Нью-Йорке 17 октября 1967 в разгар войны во Вьетнаме. Рок-опера выдержала 1800 представлений на Бродвее и шла вплоть до окончания вьетнамской войны. Экранизацию сделал известный режиссер Милош Форман.
Вот отрывок из фильма, здесь номер с лошадьми. Пославлен хореографом Твайлой Тарп, автором книг "Привычка к творчеству" и "Привычка работать вместе".
 
Питер

За прошедший месяц довелось выступить на двух конных выставках: сперва на Иппосфере, затем на Конной России.
На Иппосферу приехала одним днем, сразу с поезда отправилась в выставочный центр Экспофорум. На бесплатный автобус не попала, поехала на обычном городском. Впрочем, краем уха услышала, что в этот раз с бесплатными автобусами было действительно плохо.
Пока ждала начала семинара "Наука - коневодству", успела намерзнуться в помощении, где климат-контроль почему-то был установлен на режим "заморозка", видимо. Сделала доклад по теме "Изучение мастей в породах лошадей разных направлений хозяйственного использования", поставила вопрос об изменении традиционной классификации пород. После наших докладов был часовой доклад о допинге, нам показывали набор для взятия анализов. Его случайно вскрыли на таможне, и вот теперь приходится исопльзовать как наглядное пособие, чтобы не пропадал зря - а так он уже не годится для анализов.
Потом прошлась по выставке с научным руководителем и доцентом Рябовой с кафедры коневодства, посмотрела парад пород. Показывали минихорсов, пассажирующих анадалузов, четверик советских тяжеловозов, фьордов, кобыл аппалуза-пони с жеребятами, которые, вырвавшись на манеж, брыкались и накручивали огромные круги. Контактная конюшня в этот раз была совсем маленькая, с советским Райханом, двумя вятками, фьордом и пони. Магазинов тоже очень мало. Не найдя, чем занять себя на выставке, я решила вернуться в город.
Когда я стояла на улице в очереди на автобус, меня окликнула молодая дама - оказалось, Анжелика, с которой мы накануне переписывались ВКонтакте и с которой собирались встретиться на выставке. Мы вместе поехали в город и посидели в кафе. Потом Анжелика поехала домой, а я осталась бродить по Питеру, коротая время до ночного поезда.
С погодой мне не повезло, хотя могло быть и хуже. Периодически шел дождь, пару раз я промокла и даже успела высохнуть. Промочила левую ногу. Со скетчингом не сложилось, блокнот забрызгало дождем. Почему я говорю, что могло быть и хуже? Потому что все-таки были отрезки времени совсем без дождя, и я смогла дойти до Невы, где все-таки нарисовала Петропавловский собор, потом перебралась на Васильевский остров, привлеченная каким-то храмом вдали, за ростральными колоннами. На Васильевском оказалось, что до храма еще очень далеко, и я повернула назад и после моста пошла на запад, ориентируясь на купол Исаакиевского собора.
Из сильных впечатлений в этот раз - Казанский собор и облака над Невой. Облака здесь морские. А про собор, наверное, лучше написать в том рассказе, за который я никак не возьмусь, все коплю мысли и впечатления. И если они прирастают, наверное, это к лучшему. Значит, время пока еще не пришло.
 
Конная Россия-2017

Расскажу о презентации "серебристого Регистра". Вскоре после того, как я объявила о его открытии, мне написала Снежана Шабанова из оргкомитета "Конной России" с предложением провести презентацию, на что я, конечно, сразу согласилась. Потом Снежане пришла в голову идея дополнить традиционную презентацию-лекцию в зале еще и выводкой серебристых лошадей. Для меня это совершенно новый формат, но надо было попробовать.
Самое сложное было этих самых лошадей найти. Их уже известно немало, в Регистре сейчас ровно 100 голов, но найти среди них тех, чьи владельцы захотели и смогли бы привезти их на выставку, оказалось большой проблемой. Сперва человек семь сказали, что хотели бы и подумают, но вскоре из их числа выбыли те, кто живет далеко и кому ехать было дорого. Еще одна проблема заключалась в том, что большинство серебристых лошадей беспородные, и смысла участвовать в каких-либо выводках их владельцы не видели. Кто-то просил время на размышление, а его не было совершенно: нужно было скорее бронировать денники.
При подготовке мероприятия пришлось озадачиваться совершенно новыми для меня вопросами: какие документы нужны для лошадей-участников, какие будут денники (откуда я знаю?), как заехать с коневозом на парковку (в спорткомплекс, где я еще ни разу не была).
В последний момент, когда уже прошли все сроки бронирования, отпали еще три участника, причем два из них собирались привезти по две лошади. Итого минус пять голов. К началу выставки осталось только три лошади. Делать нечего, нужно было работать с тем, что есть.
За два дня до презентации случилась неприятность: у меня ужасно разболелся зуб. Такое у меня бывает крайне редко, потому что зубы я регулярно проверяю, но тут ничего нельзя было предотвратить: ниже зуба, закрытого коронкой, выросла большая киста. Под удаление, как мне сказали в поликлинике за день до презентации. Я немного смалодушничала, а с другой стороны, оценила риски: что, если сразу после удаления я еще долго не смогу говорить громко? А люди уже привезут лошадей. В общем, побоялась срыва выводки, перенесла удаление на понедельник и в Максиму приехала, наевшись обезболивающих.
Выехали в воскресенье рано и добрались быстро. Вначале свернули слишком рано, по первому же указателю - и вот он тебе заезд для коневозов. Вернулись на дорогу и проехали чуть дальше. На подъезде к Максиме типично российский пейзаж: через непричесанную дорогу почти рядом со спорткомплексом - обычный поселок, а под обрывом, на котором стоит Максима, пруд, какие бывают на дне карьеров, вокруг следы гусениц, в пруду несметное число белых домашних уток, и над ними стоит приглушенное "кряк-кряк-кряк".
Обошли почти весь спорткомплекс, позавтракали неким подобием английского завтрака и отправились на конкурное поле. Выход из главного здания на боевое поле - вот что мне совершенно здесь не понравилось. Сразу за дверьми идет очень крутая лестница, а ширина ступенек намекает, что малейшее неловкое движение - и полетишь носом вперед. Боюсь подумать, как там зимой. Лестница явно построена с нарушением СНиПов.
Немного посмотрели конкур, мужу это было в новинку. У одной молодой лошади вообще не заладилось, встала перед препятствием, и все. Она явно боялась, но чего? Как бы не минихорсов, которые стояли прямо на поле и показывали аджилити между выступлениями. Для них в маршруте стояли три специальных чухончика. Увы, в маршруте тоже была серьезная ошибка: после последнего прыжка лошадь должна была проскакать вдоль ближней к трибунам стенки, а на ее середине стояло заграждение из искусственных дерьевьев. Т.е. там надо было после прыжка уйти на разворот и резко остановиться. На моих глазах никто в эти дерьевья не въехал, но мог. "Да-а, как же, оказывается, это сложно..."
Потом мы стали разыскивать лошадей-участников. Скалистый Биг Бен из "Роки Хорс" приехал еще накануне, и его мы нашли в гостевом деннике недалеко от гранд-манежа. Жеребец чувствовал себя хорошо, только сосед ему не нравился, а так все было замечательно. Я взяла у него промеры - в дополнение к промерам его детей в Аванпосте.
Две другие лошади подъехали позже. До семинара оставалось менее получаса, мы шли в сторону въезда для коневозов и издалека заметили крупного серебристо-гнедого коня. Мимо проходил вороной шайр, его копыта необычно гулко стучали по асфальту. Серебристый вытянул шею и не отводил от того глаз. "Кузя, ты же мерин, чего тебе? - хозяйка пояснила: - Он только на очень крупных лошадей заглядывается. А все остальные мелочь, правда, Кузя? Мелочь... А вон там, кажется, еще кто-то из ваших идет". Мимо нас провели почти черного коня с запрятанным в чехол белесым хвостом. Да, это был Вавилон, третий участник. Мы двинулись обратно в сторону конференц-зала: пора была начинать.
https://pp.userapi.com/c836522/v836522825/68b04/z2GYAXvdyDU.jpg

c.d.n.
 
c.d.

Наша выводка сперва сдвинулась на полчаса из-за задержки орловского ринга, затем еще на полчаса из-за дончаков. Мои зрители уже уселись на трибунах, я вышла на гранд-манеж через служебный выход, лошади тоже были в полной готовности где-то недалеко, наверное, в предманежнике. Но донской ринг затягивался...
https://pp.userapi.com/c836522/v836522825/68b0e/_8HvlgyR950.jpg

- Ну давайте, ну заканчивайте уже, - гипнотизировала Снежана ведущего на расстоянии, но безрезультатно.
- ...Наша выводка подходит к концу. А сейчас перед вами выступит вольтижировочная команда с показательной программой!
- Они там что, совсем...?! - и Снежана пошла кому-то выговаривать. Вернувшись, она сообщила, что дончакам конца не будет, поэтому выводку серебристых надо проводить прямо сейчас в предманежнике.
Я обежала конюшню кругом, потому что самая короткая дорога была перекрыта, позвала зрителей в предманежник. Вот такое помещение: https://www.facebook.com/photo.php?fbid=975944872545837&set=pcb.975999409207050&type=3&theater Здесь были выставлены минихорсы и не было микрофона.
https://pp.userapi.com/c836522/v836522825/68b54/40zYsp5bA4U.jpg
https://pp.userapi.com/c836522/v836522825/68b5e/yykQJnkySZU.jpg
Жеребец Скалистых гор Big Ben Mountain Trooper, линия Sewell's Sam'а, серебристо-вороной:
https://pp.userapi.com/c841638/v841638291/16c02/OkOVDeLe2DA.jpg
https://pp.userapi.com/c836522/v836522825/68b22/2db4w-VFO9A.jpg
Лошадь испанского типа (американский вариант, для аллюрных лошадей я бы назвала его густым, если по-русски)
https://pp.userapi.com/c836522/v836522825/68b2c/IKuVt-hRIKc.jpg
Здесь можно увидеть специфическую иберийскую форму уха:
https://pp.userapi.com/c841638/v841638291/16c0c/ZGXzuN4TZTQ.jpg
https://www.facebook.com/photo.php?fbid=975978912542433&set=pcb.975999409207050&type=3&theater

Биг Бен не внесен в Регистр, но туда внесено 7 его детей. Лошадь очень значимая для нашего экспериментального коннозаводства.

Вавилон, серебристо-вороной, неизвестного происхождения, по типу - предполоджительно рысисто-тяжеловозная помесь:
https://pp.userapi.com/c836522/v836522825/68b18/ZlY01rBM2b4.jpg
Показываю слабые яблоки:
https://www.facebook.com/photo.php?fbid=975972682543056&set=pcb.975999409207050&type=3&theater

Кузнец, серебристо-гнедой, тяжеловозная помесь, в документах ВНИИК также серебристо-гнедой:
https://pp.userapi.com/c841638/v841638291/16c16/ijBsygkg_PE.jpg
https://www.facebook.com/photo.php?fbid=975973835876274&set=pcb.975999409207050&type=3&theater
https://www.facebook.com/photo.php?fbid=975979115875746&set=pcb.975999409207050&type=3&theater
Читает записи в блокноте:
https://pp.userapi.com/c841638/v841638291/16c2a/QxwZHyrndak.jpg
Попытка положить:
https://pp.userapi.com/c841638/v841638291/16c34/4tLnvd2c94I.jpg
https://www.facebook.com/photo.php?fbid=975979312542393&set=pcb.975999409207050&type=3&theater
Ноги серебристо-гнедой лошади:
https://www.facebook.com/photo.php?fbid=975973955876262&set=pcb.975999409207050&type=3&theater
https://www.facebook.com/photo.php?fbid=975974185876239&set=pcb.975999409207050&type=3&theater

Кузнец и Вавилон хотят дружить:
https://www.facebook.com/photo.php?fbid=975979482542376&set=pcb.975999409207050&type=3&theater
https://pp.userapi.com/c841638/v841638291/16c3e/Fa1cBGjaA54.jpg

Потом нас неожиданно все-таки вызвали на гранд-манеж, а лошадям вручили розетки:
https://www.facebook.com/photo.php?fbid=975979639209027&set=pcb.975999409207050&type=3&theater
https://www.facebook.com/photo.php?fbid=975979902542334&set=pcb.975999409207050&type=3&theater
 
Последнее редактирование:
Рецензия на книгу Ксении Кротовой "Сказки моей жизни" (автобиография)

Я бралась за чтение этой книги без малейшего предубеждения, которое продемонстрировали большинство отписавшихся в теме-объявлении. Автобиография имеет право быть написанной на любом отрезке жизни автора, не помню, чтобы где-либо в авторитетных источниках указывалось обратное. Не могу не согласиться с автором в том, что немало событий постепенно забываются либо стираются из памяти какие-то детали, иной раз важные. В 2012 году я вела утренние страницы по рекомендации Джулии Кэмерон, а когда перечитала два своих блокнота году в 2014, то обнаружила, что многих деталей действительно уже не помню и без этих записей точно не воспроизведу. А еще не помню кто сказал, что любой человек, переживший свое детство, накопил достаточно материала, который ляжет в основу всей дальнейшей жизни.
Не могу также пройти мимо вот этого замечания:
Я говорила только о автобиографии. Для этого да, маловато времени. И живем мы в спокойное время. Что там? Жил, играл, рост. Школа-вуз-работа. Маловато событий.
Кхм... Интересу ради решила набросать примерный событийный план своей автобиографии до 26 лет, если бы я ее писала. В него вошли мои детские впечатления от деятельности организаций "Единство" и "Саюдис", августовский путч, распад СССР (тот декабрьский вечер забыть нельзя), осень 1993 года (костры, холодный асфальт и выстрелы, в реальности похожие на щелчки), первые созывы Думы (хлоп... хлоп... мягко хлопают стеклянные двери)... В средней школе я вела свою хронику войны в Боснии и Герцеговине, надеясь когда-нибудь сделать из этого книгу. Даже сейчас один экземпляр "Генетики" отправился сложным путем в ДНР. В очень спокойное время живем, чего уж там.
Есть и более частные темы: детство в трехъязычной среде, освоение английского языка, который сам по себе целый мир, корейская школа... Вы не торопитесь с выводами, друзья, а еще лучше попробуйте сами набросать подобный план с темами-вешками для себя. И если первые 26 лет вашей жизни прошли не в глухом скиту и не на необитаемом острове, скорее всего, результаты вас удивят.

Ладно, это было вступление, а теперь надо переходить к анализу самой книги. И тут у меня легкий ступор. Не знаю, анализировать ли только форму - или содержание тоже? Наверное, надо рассматривать все, ведь содержание автобиографии, хотя и нельзя как-то принципиально менять, от автора зависит, с одной стороны, выбор событий (нельзя же описывать абсолютно все), с другой - их анализ и оценка.
Чтобы сразу не погрязнуть в анализе, скажу сейчас, что понравилось: "серый часок" над горнолыжной трассой, стихотворение о кумирах и поклонниках - их тенях, впечатления автора от разных городов, лирические зарисовки осени. Еще было небезынтересно читать, как Ксения занималась в детстве в разных секциях.
Что не понравилось: увы, все остальное.

Книга, правда, дала мне ответ на некоторые вопросы о биографии автора. Ксения ни дня не училась в школе, потому что в раннем детстве просто сказала родителям, что туда не пойдет. Ей не понравились школьники, вываливающиеся на школьный двор после окончания уроков, и она остро не захотела в школу. А родители спокойно это приняли. Такие дела.
Дальше она ходила по раным кружкам и секциям. Правда, нотную грамоту на кружке балалайки так и не освоила. Держала дома мышиную ферму, каталась на... всем, что катается, - лошадях, роликах, гидроцикле, велосипеде и проч. Потом пошла работать (продавцом, курьером, инструктором).
Кстати об инструкторстве. В теме, посвященной учебнику ВЕ того же автора, возник вопрос, почему Ксения считает себе такой огромный стаж работы инструктором, - получается, что с 10 лет. И вот в автобиографии мы находим ответ: оказывается, она ходила в этом возрасте на конюшню с папой, и поскольку он присоединился к ВЕ позже, она... иногда объясняла ему, как правильно ездить. Вот так-то, друзья.
Вообще у автора почти все в таком же духе: я не буду клоуном, я уже клоун, мне и учиться на клоуна не надо, а то ишь чего удумали - учить... Открытым текстом говорит, что счастлива, что у нее нет никакого образования - живет незаклейменная... И прочая мизология.
Родители согласились оставить Ксюшу дома, потому что вроде как решили: всему, что мы знаем, мы ее сами научим. Я так и не поняла, чему ее учили дома. О домашней учебе ни слова. Скорее всего, ничему. Русский язык для человека, считающего литературное творчество своей основной профессией, совершенно точно прошел мимо. Книга написана очень корявым языком. Стиля автор не чувствует, он рваный: нередко вклиниваются совершенно неуместные канцеляризмы. Да и просто речевых ошибок много, типа "краски не отмываются от окружающей действительности". Нет плавных переходов между некоторыми блоками текста, местами автор просто повторяется. Очень нудно и с излишними скучными подробностями пишет о судьбе некоторых мышей-производителей на своей ферме. Примерно 1/4 книги посвящена вязко описанным катаниям на роликах. Т.е. построить связный, большой по объему текст не получилось.

При этом автор не знает, в какое место себя поцеловать за то, что она такая необычная, не такая, как все. Очень часто, очень навязчиво повторяется "разрыв шаблона", "ломая все шаблоны", "не втискивалась в стандартные рамки мировоззрения" (а это вообще что такое?). Если честно, я так и не увидела, несмотря на обещание в аннотации и рекламе книги, где там разрыв шаблона. Ну, жила-была девушка, которая не получила образования. Бывает. Как говорится, каждый по-своему сходит с ума. Ну, пыталась найти себя на разных работах, чаще всего низкоквалифицированных - по-моему, это закономерно и ожидаемо. Ну, всякие там любовные истории, когда она достигла соответствующего возраста - что тут странного? ИМХО, ничего.
Разрыв шаблона был бы, если бы она, не имея школьного образования, поступила бы куда-нибудь вроде Оксфорда. Или в 30 лет стала бы доктором наук, что бывает действительно нечасто, а в некоторых областях не бывает никогда - но она смогла! Или самостоятельно освоила бы санскрит, так что все пандиты в Индии ахнули от ее напевного произношения. Или, копая в огороде картошку, случайно раскопала бы какое-нибудь скифское захоронение и так впечатлилась, что с головой ушла в археологию. Или занималась бы сама дома балетом по видеозаписям спектаклей - и была в итоге принята в Большой театр. А так...
Откровенное презрение к обывателям. Основная причина в том, что они не способны познать любовь. Нет, не так: Любовь! (Произносить с придыханием и закатывая глаза.) И не так любят Жизнь (не забудем придыхание и глаза!), как Ксения.
Любовь... Вот не хотела писать, но не получится: уж очень большая доля объема книги посвящена половой жизни автора. Увы, именно так. Упоминания того, в какой момент она была возбуждена, с кем на какую ночь знакомства переспала. Нет, не пугайтесь, половых партнеров у нее, судя по тексту, только два (спокойно выдыхаем, много разврата не будет). Но вообще, друзья мои, такие вещи о себе писать в автобиографии...
Когда я читала об интимной жизни автора, я обычно делала вот так:
large.png

А пару раз у меня были приступы гомерического хохота.

0cd535391af9d142350670b5fcb5af51--sherlock-holmes-funny-sherlock-fandom.jpg

(Вверху я, внизу Ксения.)
Увы, интимная жизнь - такая тонкая материя, в повествовании о которой писатель показывает свой уровень - как писателя вообще. Если читатель (не предубежденный изначально!) местами хохочет, это уже беда. Пассажи о сексе сопровождались рассуждениями о Любви (срочно глаза под лоб, если кто забыл), о Жизни и еще бог знает о чем. Все с претензией на высокую философию. Изучала ли Ксения философию, я не поняла. Скорее всего, нет, а ее философствования - это высказывания своего ИМХО, основанного на пустоте. Так что если вы сейчас полезли за Ясперсом (где там была любовь-борьба?), автор вряд ли поддержит с вами разговор.
В любовных историях автора вышла на поверхность еще одна неприятная вещь. Вот был один мужчина, сильно старше Ксении, сперва они разговоры умные разговаривали на прогулках, она его полюбила, потом они поцеловались - и через неделю он свернул общение, стал пропадать из эфира, а потом и вовсе замолчал. Ах да, еще ставил ей условие возобновления встреч, чтобы за ней начали бегать мужчины. Из этого девушка делает вывод, что с его стороны была необыкновенная Любовь! высочайшая, просто музыка сфер! Хотя в любви, как она подчеркнула, он ей ни разу не признался... Ксения считает себя психологом, но не видит в этой ситуации очевидного.
Нет, ошибки, конечно, мы все так или иначе совершаем, но вопрос в том, что мы видим в этих ошибках спустя какое-то время. Еще один пример - Ксения в детстве покалечила руку, едва не осталась без пальца. В культурном центре, где делала гобелены, залезла в машину для выпрямления шерстяного волокна. Но не жалеет об этом! Наверное, она таким образом спасла кого-то другого... Что тут скажешь... Во-первых, человек абсолютно не самокритичен (ни при каких обстоятельствах!), во-вторых, пожалуй, при желании любое скверное событие можно подверстать под большую идею, было бы это самое желание.

Но самая противная вещь меня поджидала в конце. Ксения призналась, что никогда не боялась рождения ребенка-инвалида, потому что знает, что все проблемы можно решить... чем? Правильно, Любовью! А еще арт-терапией и т.д.
Посмотрела бы я, как она лечит арт-терапией ребенка, у которого счет эпилептических припадков в сутки может идти на десятки.

Что мы имеем в итоге? Читателю обещали разрыв шаблона - в итоге я прочитала совершенно закономерную и ожидаемую биографию девушки, которая жила в свое удовольствие, много чего попробовала (но не все довела до конца, ибо привычки такой нет), человека с большим количеством интересных хобби, перебивающегося разными заработками и всегда уверенного в своей правоте и превосходстве над окружающими. Бережно собирающего в шкатулочку всякие мелкие события и умеющего придавать им какой-то грандиозный смысл - не пару мультиков сделала в кружке, а мультипликатор! не зарабатывала катанием на своих лошадях, а делала бизнес в Москве! В общем, умеющего лучше любого из тупых обывателей надувать щеки. Вот и все.
Скучновато.
Я не считаю напрасно потраченным время, ушедшее на чтение этой книги. Теперь я, по крайней мере, знаю, что вычищать из своего романа, чтобы читателю не было так мучительно смешно (да и мне самой какое-то время спустя). Но я - это я, я и не из таких вещей извлекала для себя пользу. Другим рекомендовать автобиографию Ксении Кротовой к прочтению не могу.
 
Последнее редактирование:
arabikus7, спасибо, вы записаны.

Сегодня вернулась из Йошкар-Олы (Республика Марий Эл) - была в мастевой командировке на Семеновском конном заводе.
Почти закончила собирать первичные данные для диссертации. Набрала серьезный материал для "Мастей в отечественных породах" - по русским и литовским тяжеловозам. Узнала два слова на марийском луговом языке.
И вообще поездки в русскую провинцию расширяют сознание.
 
Семеновский конный завод

Глухомань, подумала я, выйдя из поезда в Йошкар-Оле и увидев, что здание вокзала здесь еще меньше, чем в Саранске. Над входом красовалась надпись "90 лет железнодорожному движению в Марий Эл", обрамленная воздушными шариками, - то есть поезда здесь ходят только с 1927 года, в Мордовии же - с царских времен. К тому же здесь тупик железнодорожной ветки, догадалась я, когда проснулась утром, а поезд шел как будто в обратную сторону.
У путей нас встречал памятник марийскому актеру и поэту Йывану Кырле (по-русски Кириллу Иванову) на ручной дрезине, рельсы под ней шли дугой - весьма интересный и удачный образец провинциальной скульптуры.
aW1nLnRyYXZlbC5ydS9pbWFnZXMyLzIwMTMvMDkvb2JqZWN0MjIyMjY2LzAzMV8wX2QwYTljXzdkMDY1Yjg2X1hMLmpwZz9fX2lkPTQxNzI0.jpg

(с сайта "Сделано у нас", здесь даже освещение именно такое, как в момент моего приезда)
подробнее о скульптуре в Йошкар-Оле
Было 7 утра, на заводе в это время планерка, как меня предупредила старший зоотехник, так что я решила подождать. Где-то с час читала в зале ожидания автобиографию Симоны де Бовуар, потом подумала, что если московский поезд здесь такой один, могут разъехаться все такси. Взяла чемодан и отправилась на площадь искать машину.
Собственно, одна из причин, по которым я выбрала Семеновский конный завод, - его близость к городу: он находится всего в 8-10 км от Йошкар-Олы. (Например, от поездки в одно крупное и интересное хозяйство, разводящее русских и советских тяжеловозов и брабансонов, пришлось отказаться: 200 км от Самары и никакого транспорта.) Марийский таксист брал безбожно много за такое расстояние - 500 рублей. Помнится, от Саранска до села Ичалки (1 час езды) такси стоило 600 рублей. Но других вариантов не было.
Словоохотливый дядька провез меня мимо новых спортивных сооружений - большая арена, бассейн, хоккейный каток - и вдоль набережной. Набережная - копия типичных набережных голландских и фламандских городов плюс копия Кремля. XVI-XVII век, Северо-Западная Европа - и вдруг итальянское барокко.
dost3-nab-brugge.jpg

medium-216339.jpg


0_909d9_6342b11f_orig

0_de4de_5fcb51fd_XL.jpg

фото из Интернета
(вверху справа виден угол спортивной арены)
Причем все эти здания в аренде - когда президента Марий Эл, устроившего все это, посадили в тюрьму, оказалось, что он еще и неслабо на этом заработал. Китч ужасный, но когда столь разные здания поставлены в один ряд, обнаруживается неожиданное сходство - "ребрышки", "кокошники" и наличники, например.
Я попросила высадить себя на первом же повороте по указателю на Семеновский завод. За распахнутыми воротами стояли коровники и контора. В конторе было пусто. Я поднялась на верхний этаж. В коридор вышли две женщины с круглыми плоскими лицами - марийки. Они сказали, что старший зоотехник сейчас в кумысной ферме, к которой надо идти через поля, а здесь стоят только коровы.
Такси я уже отпустила, через поле идти в городских ботинках не хотелось - и так уже перемазалась на подходе к конторе. Я вернулась на трассу и пошла к следующему повороту в поля. Прямо по курсу был длинный белый забор фермы, по обеим сторонам от меня лежали поля - какие-то под паром, какие-то были покрыты стриженной зеленой травой (не стерня и не поле для гольфа) - сенокос? Дул сильный неприятный ветер, а забор все никак не становился ближе. Пока я шла, я успела подумать о многом - о финском субстрате в русском языке, об угро-финских следах в собственной ДНК (мой отец внешне вылитый финн, мое лицо в скулах чуть шире, чем положено чистым славянам), о теории геополитики и о том, как через преодоление таких расстояний ковалась русская нация. Надо было идти только вперед. Но до чего же чемодан с сапогами тяжелый...
Когда я уже была у забора, рядом притормозила машина, за рулем была женщина.
- В деревню?
- На кумысную ферму.
- На конях кататься?
- Нет, тяжеловозов изучать.
В машине играло радио на марийском, по-русски была произнесена только одна фраза - о возрастном ограничении аудитории. Интересно, это горный марийский или луговой? она все понимает? подумала я, но спросить не решилась. Так я попала на место назначения.

c.d.n.
 
Последнее редактирование:
c.d.

На кумысной ферме есть еще и прокатная конюшня с плацем, своя гостиница и гостевые домики. Вид из окна гостиницы: https://pp.userapi.com/c841039/v841039607/3478c/MLyuVpY3Jbo.jpg
Встретила меня Евгения Дмитриевна, главный зоотехник, она занимается и лошадьми, и коровами. Я заселилась в гостиницу, потом влезла в резиновые сапоги, надела под куртку все, что у меня было, поверх куртки - темный халат из химической лаборатории. Он оказался очень кстати, так как лошади меня во время работы все-таки сильно испачкали.
Когда я вышла на улицу, двух кобыл загоняли в коневоз. Лошади в хозяйстве не оповожены (кроме жеребцов), их больше 400 голов, а персонала только 19 человек, этим некому заниматься, да и не нужно: они используются для доения, и важнее другие критерии. Если лошадь неагрессивна и хорошо отдает молоко, можно и без недоуздка. Меня водили смотреть дойку кобыл, дойка идет каждые 2 часа, автоматическая. Заходить можно только через определенную дверь, которая открыта. Увы, были два случая, когда посетители из гостевых домиков полезли ломиться в закрытые двери, зашумели - в итоге у двух доярок сломаны челюсти.
Меня оставили с лошадьми одну, сказав, что можно залезать в левады и подходить сзади - только обязательно окликать. Я провела с ними весь световой день. Очень замерзла и грела руки об их носы. Лошади действительно ласковые и любопытные, все ко мне тянулись, трогали губами, нюхали лицо, хватали за рукава и позволяли трогать себе глаза. Чтобы разделить породы, я описывала только тех рыжих и бурых, у кого могла прочитать тавро. Гнедые же и вороные были только литовскими.
https://pp.userapi.com/c841039/v841039607/347aa/cg7_UxPyG70.jpg
https://pp.userapi.com/c841039/v841039607/34782/BenTxqAaH7s.jpg
https://pp.userapi.com/c841039/v841039607/34764/Re5tyfx3tF8.jpg
https://pp.userapi.com/c841039/v841039607/3475a/-5CjsiAZdzw.jpg
https://pp.userapi.com/c841039/v841039607/34750/8LJCqeggOV8.jpg
Читать тавра было непросто из-за грязи - и из-за того, что как нарочно лошади чаще всего поворачивались ко мне правым боком. Я залезла с ногами на край кормушки: не увижу ли тавра сверху? Так было действительно проще, но лошади опасались иметь со мной дело, когда я оказывалась так высоко. Еще многие отказались давать образцы, даже когда я лазала по левадам. Поняв, что мне от них что-то нужно, они убегали.
Кроме лошадей на ферме были буйволы с кожаными носами, верблюд, буйволенок, як
https://pp.userapi.com/c841039/v841039607/3476e/e0UoxbECD90.jpg
и теленок яка
https://pp.userapi.com/c841039/v841039607/34778/gDaISceObJo.jpg
Теленок, оказывается, свободно вылезает из левады и пугает по ночам конюхов, появляясь то тут, то там и шурша сеном.

c.d.n.
 
c.d.

73566290.jpg


Эта картина Константина Васильева называется "Марийская деревня", поэтому дальше будет про деревню.
Когда я договаривалась о поездке, меня предупредили, что есть на кумысной ферме негде, можно либо чтобы кто-нибудь подвез до столовой на комбинате, либо съездить в Йошкар-Олу на такси, либо привезти еду с собой или купить ее в сельском магазине (и довести до ума на кухне в гостинице). Брать еще два раза за день такси мне показалось разорительно и неразумно, просить кого-то незнакомого меня подвозить... кхм... Оставалось только запасаться едой самостоятельно.
Из Москвы я взяла с собой два контейнера ирландских овсяных сконов, но надо было что-то еще. При этом брать много с собой тоже не хотелось, так что я решила сходить в магазин. Магазин был не на ферме, а в деревне, лежавшей чуть подальше от трассы. Я спросила охранника на проходной, как туда попасть; объяснял он не совсем точно и, как оказалось потом, пропустил одну улицу.
Марийская деревня была серой, теплого серого цвета - цвета стволов и веток оголенных деревьев, но дома, кажется, в хорошем состоянии. Единственный ряд ярких пятен - детская площадка у околицы, большая и новая. Вывески здесь, как и везде в Марий Эл, были на двух языках - русском и марийском (луговом?). Так я выучила слова "урем" (улица) и "кевыт" (магазин).
Я дошла до конца деревни по третьей улице, как мне и сказали, а магазина все не было. Впереди, у последнего ряда домов, залаяли собаки, и я повернула назад. Народу на улице было мало, почти все русские, что-то делали у себя во дворах. Подходить к заборам я не стала, но, поравнявшись на улице с марийкой, катавшей в коляске ребенка, я спросила, где, собственно, магазин. Оказалось, их тут даже два, на соседней улице (охранник просто не посчитал одну из улиц, принял ее за нуль), совсем рядом, но "там сейчас обед до двух, и вы не попадете". До двух оставалось десять минут, и суть проблемы - почему я не попаду в магазин - от меня ускользнула.
А вот на соседней улице было много собак. Кто-то лаял на меня из-за забора, кого-то мой глаз внезапно выхватывал из смешения красок - серой, желтой и желто-оранжевой - на обочине дороги, когда мозг переключался с фона на фигуру. В одном месте за мной попытался погнаться щенок, но вскоре отстал.
Как у нас говорят - дураки и дороги? Дескать, дороги плохие из-за дураков. То есть вопрос в том, почему дороги плохие - но никто не задается вопросом "зачем?". Как вариант, зачем такие дорогие в сельской местности - зачем-зачем, от собак отбиваться. Плохую дорогу очень легко разобрать на составляющие, что я и сделала, когда почувствовала угрозу. До магазина я добралась с парой крупных кусков щебня в руках. Готовить на чужой кухне не хотелось, и я взяла два "роллтона", два йогурта и пакет чипсов - этого должно было хватить мне на обед, ужин и завтрак.
Когда я, возвращаясь на ферму, шла вдоль околицы, я догнала старушку, пытавшуюся приладить детский велосипед на багажник велосипеда взрослого. Улыбаясь, она обратилась ко мне - пожаловалась на непокорный крупногабаритный предмет, который никак не хотел держаться на узком багажнике.
Сперва я даже не была уверена, что она заговорила по-русски - настолько странно звучала ее речь. Но я поддержала разговор, имея свой интерес, и, вслушиваясь, отмечала: так, так... последовательное оканье, что-то с согласными, что?.. не понятно. Да, и еще музыкальное ударение, как у "Бурановских бабушек", - то, чего я даже на занятиях по санскриту затруднялась воспроизвести. Старушка транспортировала таким сложным способом детский велосипед в подарок внуку, который совсем рядом, через несколько домов живет. Она произнесла еще пару диалектных словоформ, которые я, увы, не запомнила, но я была удовлетворена: мне довелось познакомиться и с марийским диалектом русского языка.

c.d.n.
 
Оказывается, это называется набережная Брюгге. Это город в Бельгии, во фламандской ее части. Что ж, похоже. Во Фландрии я была только в Генте, но суть одна: архитектура нидерландоязычных народов.

Напоминаю, что завтра на Эквиросе состоится семинар "Наука коневодству" с фуршетом. Информация о семинаре: http://www.prokoni.ru/forum/threads/seminar-nauka-konevodstvu-ehkviros-17.215689/
Буду рассказывать о рыжей масти - по заявленной теме в советской тяжеловозной породе, но затрону также и ситуацию в русской и литовской породах, проблемы одинаковые.
 
Сверху