У самовара - разговоры о лошадях за чайком) об искусстве и лошадях

Интересно про тренеров, полезно почитать. В группе много интересного. Фейсбук здесь

Академия фигурного катания
ЧЕМ ХОРОШИЙ ТРЕНЕР ОТЛИЧАЕТСЯ ОТ ПЛОХОГО?
Крутой текст. Сами писали! )

Долго мы собирали мнения на этот счёт, но, чувствуем, это - только первый выпуск, и впереди - не одна серия продолжения. Самые противоречивые суждения, которые нам довелось услышать на этот счёт, мы пока оставили за скобками. Остались - практически "железные". Читайте, соглашайтесь, спорьте, добавляйте в комментах свои мнения!

1. ОБРАЗОВАНИЕ

Образование – точно не главное, особенно если вуз был окончен пару десятков лет назад. Надеяться на то, что даже «свежий» диплом гарантирует тренеру такую же свежесть подходов или даёт исчерпывающие знания по меньшей мере наивно: система образования в любой стране гораздо консервативнее любого вида спорта. Тем не менее, профильное спортивное образование тренеру полезно: можно быть уверенным, что ему рассказали по крайней мере о том, как спортсмену не навредить.

2. СПОРТИВНАЯ КВАЛИФИКАЦИЯ

Это момент куда более принципиальный. Если человек некогда сам выполнял элементы ультра-си, он на уровне ощущений понимает, что испытывает спортсмен в каждой фазе движения, в какие именно тупики он заходит при разучивании новых прыжков, вращений или шагов, знает, как из них выбираться, он буквально чувствует, что сработает, а что не даст результата, потому что сам некогда прошёл через те же тернии. Вместе с тем сама по себе высокая квалификация спортсмена конечно, не гарантирует, что из него выйдет хороший тренер.

3. КВАЛИФИЦИРОВАННЫЕ УЧЕНИКИ

Хороший критерий. Только выясните, точно ли это его ученики. Нередко случается, что ученики по той или иной причине «перепадают» тренеру от других специалистов или даже из других стран. Можно ли считать квалификацию таких учеников полностью заслугой его нынешнего тренера? Вряд ли.

4. ФАНАТИЧНАЯ ЛЮБОВЬ К СПОРТУ

Именно так: фанатичная. Тренер зачастую – самый сильный, если не единственный, мотиватор спортсмена, который работает с ним каждый день, и эффективность его мотивационных свойств будет во многом зависеть от того, насколько красочно и убедительно он сможет донести до спортсмена все прелести избранного вида спорта. Степень фанатичности установить в наши дни довольно легко: найдите его аккаунт в социальных сетях, посмотрите, о чём он пишет, какое место спорт занимает в его «неслужебной» жизни. Или задайте ему при случае пару вопросов о настоящем или прошлом фигурного катания, ответы на которые вам известны: если он очевидно хорошо ориентируется в истории, значит, точно – фанат.

5. СЛЕДОВАНИЕ ИНТЕРЕСАМ СПОРТА

Качество, честно скажем, редкое. Но встречается. Хороший тренер никогда не скупится на советы, кто бы к нему ни обратился, даже если это родители ребёнка, тренирующегося у соперничающего тренера. Все «междусобойчики» в тренерском коллективе для него – второстепенны, первичны – интересы вида спорта. Если он чувствует, что может быть полезен ребёнку, тренирующемуся во «вражеском» лагере, он не будет бить себя по рукам – поможет при первом же обращении. Причём бескорыстно.

6. ЛЮБОВЬ К ДЕТЯМ

Да, так просто. Причём любовь эта не обязательно должна выражаться в постоянной заботе о детях, опеке над ними. Проявляется это в другом: в следовании их интересам. Случается, что любовь тренера к спорту или его амбиции подталкивают его к тому, чтобы тащить спортсмена вперёд вопреки всему. Он не воспринимает всерьёз ни учёбу ребёнка, ни другие увлечения, ни семейные дела, ни лёгкие травмы и навязывает эту ценность ребёнку, которого, кстати, может при этом искренне любить. Так вот, рано или поздно две эти любви – к спорту и к ребёнку – могут вступить в конфликт. К примеру, после короткой программы ребёнок идёт первым, впереди произвольная, а у ребёнка – температура под 40. Чёрт его знает, как поступит фанатик: не исключено, что погонит ребёнка на лёд, считая, что результат должен достигаться любой ценой. Во всяком случае, пару раз мы наблюдали такие вещи. Надо вам это? Сомневаемся.

7. ОСМЫСЛЕННАЯ СТРОГОСТЬ

Не манера поведения, не холодность, не хамство, не насмешки над спортсменами, а – осознанное требование дисциплины. Для того, чтобы установить дисциплину на занятиях, тренер в какой-то момент может посчитать необходимым даже временно удалить ребёнка с тренировки. Это – не проявление истеричности или беспомощности тренера: это сигнал расслабившемуся спортсмену и остальным: вышел на лёд – работай, не работаешь – свободен.

8. ЭКСПЕРИМЕНТАТОРСТВО

Постоянный поиск новых решений, интересно устроенный тренировочный процесс – это очевидный плюс. Плохой тренер заморачиваться не станет. А даже если заморочится, вряд ли станет анализировать эффективность новой методики. Нередко наблюдаем картину: прыгает ребёнок, к примеру, аксель и неправильно делает мах ногой. Тренер показывает ему, как правильно, и снова отправляет на круг, и снова – фиаско с махом. Тренер снова показывает, снова запускает спортсмена на прыжок. Результат – тот же. Дальше в зависимости от темперамента, тренер либо бросает это дело, либо кричит спортсмену из-за борта после каждого прыжка одно и то же: «Мах твой где? Где мах?» или «Где руки твои, я не поняла?» «Руки, сколько можно говорить!» Нам кажется, что говорить можно раза 3-4. Если после этого спортсмен не «догоняет», значит, мы выбрали плохой способ объяснить, и – надо зайти в другой стороны. Если и тут не вышло – зайти с третьей. Однако, у многих тренеров очевидно небогатый арсенал средств и методов, и это сразу бросается в глаза даже непосвящённым.

9. УВАЖЕНИЕ К АВТОРИТЕТАМ

В мире не существует единственного «лучшего» тренера. И ни одного самодостаточного, «саморазвивающегося» тренера – не существует. Ни один специалист, знающий себе цену и понимающий суть вида спорта и тренерской работы, не возьмётся утверждать, что ему всё с его работой понятно, и зачем ему этот Евгений Рукавицын со своими советами? Откроем вам секрет: Евгений Рукавицын стал тем, кем стал, ровно потому, что в своё время внимательно слушал советы и не отрицал того, что даёт ему общение с «топами». Да и сейчас – не отрицает. Поэтому наблюдать, как молодые тренеры какой-нибудь провинциальной спортивной школы снисходительно заявляют: ничего нового этот Чемоданов в Йошкар-Оле не дал! – это, как правило, означает только одно: квалификация этих юных тренеров настолько невысока, что они не сумели это новое рассмотреть, не смогли выделить те зёрна, которые этот самый Чемоданов, Урманов, Бестемьянова, Орсер – кто угодно) привёз с собой на сбор.

10. ПЛОТНОСТЬ ТРЕНИРОВКИ.

В фигурном катании это – критически важный момент. Во-первых, стоять на льду – холодно, и если тренер замешкался и спортсмены встали – кто-то из них вполне может простыть. Во-вторых, лёд – очень дорогое удовольствие, и каждая минута на нём должна быть проведена с максимальной пользой. У хорошего тренера очень высокая плотность тренировки.

11. ОПЫТНОСТЬ, ТО ЕСТЬ ВОЗРАСТ.

Вообще не факт. Слишком юный тренер, конечно, всей философии спорта воспитаннику не передаст. Но пожилой тренер при всей своей опытности может ощущать изрядную усталость, выхолащивание, просто потерять жгучий интерес к профессии. Поэтому это ещё большой вопрос, что эффективнее: опыт или амбиции.

12. О ЧЁМ ГОВОРИТ?

Если тренер, рассказывая о работе, говорит только о достижениях своих спортсменов – это не плохо и не хорошо. В худшем случае в нём говорит тщеславие, что в спорте, в принципе, качество не запретное. Но куда лучше, если он говорит о спортсменах: об их целях, их возможностях, о своих планах, связанных лично с ними. Если в дилемме «спортсмен или результат» очевидным преимуществом обладает спортсмен – значит, тренер – наш человек!

13. КТО ВИНОВАТ?

Виноват у хорошего тренера, как правило, он сам. В том, что спортсмен не занял место, которое мог бы. В том, что с коллегами по работе случился конфликт. В том, что никак не идёт у воспитанника тройной лутц. И про себя, и вслух он говорит о своих промахах, ищет причины и возможности в себе.

14. СОБСТВЕННАЯ «СПОРТИВНАЯ ФОРМА»

Разумеется, прекрасно, когда тренер способен сам показать то, чему пытается научить детей. Нет, от него не стоит требовать тройных прыжков – достаточно и двойных и даже одинарных, чтобы исчерпывающе и, если надо, утрированно демонстрировать особенности задачи, решения которой он добивается от спортсменов.

15. ТЕРМИНОЛОГИЯ

Свободное владение терминологией и сленгом. Не просто владение, а способность дать любому термину простое, понятное даже школьнику, определение. Это признак не столько образованности, сколько погружённости в предмет, экспертности, что ли.

16. ОТНОШЕНИЕ К ПОДКАТКАМ

Никогда не предлагает подкатать кого-то сам, но легко отзывается на подобные обращения, спокойно называя цену. Ну а если уж предлагает сам – то принципиально делает это бесплатно. Поскольку если уж тренер решил кого-то подкатать и сам это предложил, значит, у тренера на спортсмена действительно серьёзные виды, и в этой ситуации деньги брать – не слишком этично: ты ведь работаешь на подкатке в том числе на себя: взял перспективного спортсмена и делаешь из него звезду. А не зарабатываешь деньги. Но ещё раз: если просят подкатать, он, если вечер у него свободен, никогда не отказывает.

17. ВТОРАЯ МАМА

Это мы не только о сборах говорим, где тренер поневоле превращается в маму или папу, а – о ежедневных тренировках. Спорт много раз в день создаёт ситуации, из которых можно извлечь воспитательный эффект. Защитить девушку из своей (или чужой) группы от навязчивого внимания хоккеистов, пропустить её вперёд, уступить дорогу тому, кто прокатывает программу или заходит на прыжок, вообще – заботиться о комфортности пребывания на льду для остальных, протереть коньки тому, кто забыл это сделать сам, с пониманием относиться к неудачам товарищей и победам соперников – натурально каждый день случается что-то, что из парня способно сделать мужчину, в девочке воспитать девушку. Но этого не произойдёт, если тренер не направит ситуацию в воспитательное русло. Хороший тренер – не упустит такой возможности.

18. АККУРАТНОСТЬ

Аккуратность в быту скорее всего свидетельствует и об аккуратности в делах. Об обдуманности решений. О готовности доводить дело до конца. О том, что и от спортсмена он будет требовать того же.

19. СУЕВЕРИЕ

Хороший тренер не обязательно суеверен, но само по себе спокойное отношение к суевериям других и пребывание в курсе этих суеверий – показатель, как ни странно, трезвого отношения к реальности и даже – в некоторой степени мудрости. Иногда тренер даже способствуют формированию лёгких внутренних традиций (суеверий) в команде или у конкретного спортсмена. Он понимает: это своего рода психологическая прививка от неудач. Если талисман на месте – спортсмен спокоен: для него перед стартом всё бытие сосредоточено в этом талисмане, и видеть его на месте – значит, верить, что повсюду всё в порядке и можно спокойно выходить на старт. Помните «Легенду 17», где традиция «присесть» перед матчем сохранилась в команде и после отстранения от её руководства Анатолия Тарасова, привнесшего этот обычай в хоккей.

20. МЕСТО ТРЕНЕРА - НА ЛЬДУ.

А не за бортом. Так считают практически все хорошие тренеры, с которыми мы знакомы. И это никак не связано с возрастом.
 
Давно не выкладывала рисунков.
7qFfIEqsA8g.jpg

акрил, 5,5 на 7,5. Это роспись для магнитика. Продается) 500 рэ
My-xuLDMHDg.jpg

И это тоже

А это зимняя еще работа.

87GZH6ZWEm4.jpg


А вот так у нас сейчас

Oy10jF-2HTg.jpg
 
мне последняя очень Лесю напоминает), когда она пасется). Леся конечно по фигуре другая))), но это неважно)
 
Имхо, слишком спорно. Что мы узнали? Что прокатчика надо мотивировать, а не мучить. Это понятно: он кормит тренера и прочих причастных. Но прокатчик - не спортсмен. Спортсмен сам мотивирован на тяжкий труд. Поэтому есть те, кто "зачем-то сам бросает стремена, чтобы...". Убрать элемент "бабла" из схемы и какбэ... теряется всякий смысл. Я бы не стала всерьез относиться к "методу".
И да: лошадь лучше пошла, когда тётя уселась в седло, куда надо.
 
Работа в балансе на стременах действительно много дает. Этот метод не только Угрюмов применяет. Не знаю - его ли это опыт или опыт других тренеров.
Что касается езды без стремян то он опять прав - езда без стремян в том виде в котором ее практикуют большинство тренеров действительно закрепощает посадку. Хотя придает крепость, да, но получается одно лечим другое калечим.
А хороший ученик быстро понимает, что без стремян подсаживаться полезно и станет сам делать репризы без стремян, если есть необходимость.
Если вспомнить Вену и их езду без стремян и повода в течении полугода, то вспомним - на каких лошадях это практикуется. На лошадях испанского типа, липпицианах, от природы обладающих устойчивыми ритмичными аллюрами к тому же сильно улучшенные выездкой. Ведь никто не сажает новичков на молодых лошадей. Нет, на тех, кто находится уже в хорошем равновесии и легко исполняет некоторые фигуры высшей школы. Соответственно ощущение правильной посадки тут будут иные, чем от езды без стремян на рысаках, лошадях "на переду", с дефектами экстерьера и тд и тп.
Угрюмов развивает свою методику, не стесняется ее излагать. Методика основана на канонах классической школы верховой езды плюс современные взгляды.
Безусловно он не небезупречен, но его Школа заслуживает внимания и изучения любопытного инструктора, тренера или всадника.
 
Спасибо, конечно, за тыщщатридцатьшестой ликбез на одну и ту же тему. Почему стараюсь избегать в своих постах красивостей (так назовем, ради уважения к вам) и исторических экскурсов... - просто даже потому, что моего наставника в этом пока что никто не превзошел, а после него сама такое не потяну, и других читать скучно:D Короче говоря, откинув банальности, которые логичным образом применяют все, если требуется, - для изучения практически ничего не остается, кроме педагогической политики Угрюмова по отношению к прокату, что - еще вопрос - насколько каждому необходимо изучать. И, когда комментирую конкретно ролик про посадку, то имею в виду то, что там вижу\слышу, а не "Школу Угрюмова" (а есть уже и такая?:eek:) всю в целом.
 
а я попробовала на двух своих. На облегченной рыси попросила чуть больше добавить веса в стремена (но обязательно утяжеляя пятку и только через нее площадку стремени), следя за тем, чтобы не открутился носок (и с ним бедро) наружу, и разрешила эксперименты с наклоном корпуса, чтобы найти наименее энергозатратное положение. На учебной попросила при малейшем расколбасе или попытке колена полезть вверх вставать в облегченную посадку (но минимально отрываясь от седла, чисто, чтобы заставить бедро-колено плотнее лечь и пойти вниз/пресечь движение вверх), а потом сесть обратно в учебную. На одной девочке сработало на отлично. Она очень четко стала отслеживать момент, когда бедро только начинает плыть вверх, т.е. за несколько занятий можно будет научить ее поправлять себя даже без привставания и видимого переноса веса вперед. Но у девочки хорошая физуха. На второй, без физухи, я за 15 секунд поняла, что это фиаско:confused: На облегченной рыси тут же вылезло раскачивание нижней части ноги и прыганье на носках. От идеи пришлось отказаться. С третьей даже пробовать не буду на строевой - там и так еле отучила со стремян толкаться, а вот связку учебная - облегченная посадка попробовать стоит. Хотя результат не предсказуем - может сильно валить корпус вперед, опять же - еле отучила:) Так что тут все индивидуально, как и с ездой без стремян, кому-то - то, что доктор прописал, а кому-то за пять минут можно похерить все, что нажит непосильным трудом:D
 
Мне его видеоролики нравятся. Во-первых он забавно все это объясняет образно. Во-вторых действительно любопытно взглянуть на тренировки "изнутри".
Да сейчас и редкий спортсмен мотивирован на тяжкий труд. Это действительно редкость. Даже у хороших тренеров не так много людей имеющий в совокупности - желание, возможности, цель, здоровье и волю. Многие у кого это есть тренируются за границей, где турниры, а следовательно заветная цель - ближе.
 
Читаю тут историю по коннозаводству Коптева. В тему попалась фраза.
Суровый Ветхий завет, из притчей царя Соломона, гл 12 строка 10

Праведник милует душы скотов своих: утробы же нечестивых немилостивны.
 
О какой польский клип посмотрела. Машинка кажется советская, нет?
Лошадка классная, девушка симпатичная и играют вполне ничего себе
В целом мило.
 
Что-то все собираюсь написать, пока дойду до компа забываю)
Напишу про чистокровных лошадей. Вот как поезжу, сразу хочется написать про них. Если с рысаками я разучилась ездить галопом, то с чистокровная лошадь прекрасно ему обучает.
Меня удивляет, откуда эти рекомендации в учебниках о подъеме в галоп? Примерно способов десять мне известно поднять лошадь в галоп и каждый тренер выдает несколько свою версию выполнения подъема. От качества подъема зависит и остальной галоп. Поднял хорошо поехал хорошо, поднял плохо - ничего хорошего.
Если мне кого то приходится учить я объясняю по учебнику - постановление, шенкель туда, шенкель сюда и поехал. Потом объясняю, что можно поднимать внутренним, можно внешним шенкелем, можно так, можно сяк.
А как объяснить ощущения? Вот Угрюмов находит интересные образы для своих учеников и они работают, это мне нравится.
Как понять, что ты все сделал правильно? Мне кажется, что становится как-то легко. Лошадь становится легкой, удобной, тебе становится удобно, легко.
А кто как поднимает в галоп?
 
Нас учили поднимать внешним шенкелем, что логично - наружная задняя нога активизируется и лошади ничего не остаётся, как пойти с внутренней ноги. Я так всегда и поднимаю. Однажды довелось поездить на лошади, приученной к подъему от внутреннего шенкеля. Лошадка была выезженная, до МП примерно. Подъем в галоп сначала не получился, потом сказали про внешний шенкель и всё пошло, как по маслу. Непривычно только. Больше таких лошадей мне не встречалось. У нас все от внешнего поднимаются. И начинающих я учу так поднимать.
 
Да, меня тоже так учили конечно. Но потом каждый тренер добавлял свое видение подъема. Вообще конечно верховая езда очень сложный вид деятельности. Я недавно озадачилась как много действий приходится выполнять человеку независимо друг от друга, что стало понятно, почему так сложно научиться хорошо управлять лошадью. Тонко.
Я стала поднимать с внутренней ноги, когда поняла, что лошадь обученная боковым слишком старательно реагирует на отведенный назад шенкель. Тогда я перестала им что-то предпринимать, только уводить назад и выполнять посыл внутренней ногой. Однако посыл шенкелем получается слишком грубым. А вот посыл всей ногой прекрасно понимают лошади, которые прежде никогда не сталкивались с таким подъемом.
У одного из авторов прочитала - удивительно, но лошадь реагирует правильно на любое логичное действие, даже если ранее она с ним не сталкивалась.
Это не самая точная цитата конечно)
Интересно, что когда мне удается правильно выполнить подъем лошадь поднимается в равновесии и идет в равновесии без всякого вмешательства поводом. Его можно и не брать.
Вообще здорово, как лошади помогают нам осознать себя, свое тело. Мы думаем, что учим их, а это они учат нас)
Как сказали еще древние - лошади позволяют летать нам без крыльев. За это наверное мы их так любим - за чувство полета и свободы.

Одна из моих проблем с подъемами была в том, что если лошадь начинала суетиться то и я начинала суетиться, что выражалось в большом шуме при работе средствами управления.
Мы много говорим о том, как важно ездить на лошади правильно выезженной и опытной. Да, это идеальный вариант, действительно такая лошадь учит всему, тренер по большому счету считывает нас со стороны и помогает понять процесс работы, который всадник не в состоянии прочувствовать. Например, он не чувствует, как двигается лошадь, как работают ее ноги и тд. Поэтому с тренером, который много видит работа идет веселей.
Однако в реальности прекрасно выезженных коней не так и много, поэтому приходится ездить на том, что есть)
Но с рысаками это был ужас. Я вообще не могу ездить на лошади просто так или прыгать, если лошадь плохо бежит. Я ее начинаю работать. И до галопа становится далеко, тем более прыжков.
А вот с арабами по другому - лошадь не работалась несколько лет, но ты сел, лошадь в поводу шелковая, всадника слушает, да, конечно изгибается от каждой пылинки, но после веселого галопа уже нормально.
Вот это верховая лошадь сбалансированная самой природой. Хотя и арабы разные бывают. Кому то от природы дан "выездковый" экстерьер, а кто-то как чк - не поработаешь и холка снова проваливается, шея проваливается и начинай все сначала.
 
Последнее редактирование:
Хотите поднять от компрометации равновесия, - внешний. Хотите, чтоб подвелась, - внутренний. Я, конечно, только внутренний (рабочий). На галопе тоже приходится делать много боковых, в т.ч. принимание на контргалопе к примеру, поэтому лошадь четко должна следовать за ногой, а нога не трепать лишнего. Ноги работают независимо друг от друга и только в момент необходимости. На совсем молодом первые подъемы можно внешним объяснять: тут лишь бы понял. Довольно быстро прихожу к подъему вообще от... как бы сказать ... смещения корпуса в определенный момент. А дальше уже внутр. нога контролирует, чтобы лошадь ставила свою внутр. ногу глубже и не теряла сбор.
П.С. Мне кажется, что те, кто обсуждает, как правильно поднимать, той или той, не понимают как и зачем работает шенкель и почему и как лошадь на него отвечает. Иначе вопросов бы не возникало.
 
Хотите поднять от компрометации равновесия, - внешний. Хотите, чтоб подвелась, - внутренний. Я, конечно, только внутренний (рабочий). На галопе тоже приходится делать много боковых, в т.ч. принимание на контргалопе к примеру, поэтому лошадь четко должна следовать за ногой, а нога не трепать лишнего. Ноги работают независимо друг от друга и только в момент необходимости. На совсем молодом первые подъемы можно внешним объяснять: тут лишь бы понял. Довольно быстро прихожу к подъему вообще от... как бы сказать ... смещения корпуса в определенный момент. А дальше уже внутр. нога контролирует, чтобы лошадь ставила свою внутр. ногу глубже и не теряла сбор.
П.С. Мне кажется, что те, кто обсуждает, как правильно поднимать, той или той, не понимают как и зачем работает шенкель и почему и как лошадь на него отвечает. Иначе вопросов бы не возникало.

В старых учебниках пишут, что внешняя нога уводится назад, но посыл выполняется затем внутренней ногой. Думаю пишут правильно, но вот есть нюанс. Не шенкель должен уходить назад, а вся нога всадника, исходя из этого становится понятной рекомендация подать чуть назад внешнее плечо.
А зачем делать принимание на контргалопе?
 
Сверху