О важности переходов в обучении молодой лошади

11 мая 2018 г.

О важности переходов в обучении молодой лошади

Философия классического обучения учит нас, что элементы Высшей школы и Гран-при элементы - пиаффе, пассаж, принимание, менки в темп и даже школьные элементы и прыжки, такие как левада, каприоль и т.д. – это не трюки. Они далеки от трюков, так как являются кульминацией всей подготовки, всего тренинга лошади. Лошадь должна обучаться шаг за шагом; и все ее достижения взаимосвязаны и взаимообусловленны.

Чтобы выполнить эти движения правильно, с легкостью и артистизмом, нужно, чтобы лошадь была физически и умственно подготовлена: физически развита, выпрямлена, гибка, сбалансирована и обладала ритмом. Эти качества становятся результатом наличия стабильных основ обучения, которые являются логичными и прогрессивными. Обучать лошадь в спешке, не тратя времени и усилий на то, чтобы эти основы стабилизировались и закрепились, что позволит тренеру развить лошадь без напряжения и закрепощенности, – это тренировать лошадь, не проявляя к ней уважения.

Переходы - это значительная часть тренинга лошади, один из важнейших шагов на пути к движениям уровня Гран-При. Мы должны наработать мягкие переходы, чтобы при переходе из одного аллюра в другой сохранялась текучесть темпа или ритма. Но помните – лошадь еще находится на уровне "детского сада", поэтому обучение должно быть простым, понятным и легким.

Хороший переход - это баланс

Хороший сбалансированный переход требует, чтобы лошадь двигалась с длинной (не укороченной) шеей, не торопясь, и не была зависима от сильного контакта с поводом. Я даже не могу описать, насколько это важно, особенно на ранних стадиях обучения!

Мы должны начать с основ. Чтобы чувствовать себя комфортабельно и уверенно, лошадь должна понимать, что именно она делает, а всадник должен продолжать укреплять основы ежедневно, чтобы в конце концов, построить прочный фундамент.

Спустя время, лошадь разовьет баланс и ритм, что станет результатом работы в рамке с удлиненной шеей. И она также начнет слышать и понимать всадника все лучше и лучше.

Конечно, лошадь, уже делала переходы, когда всадник просил ее перейти в более быстрый или более медленный аллюр в процессе обучения. Всаднику нужно поощрять переходы с удлиненной шеей, не торопясь, не теряя баланс. Всаднику нужно быть терпеливым и благожелательным, понимая, что поначалу молодой лошади сложно, так как ей нужно нести свой вес и вес всадника, в поисках своего баланса.

Когда лошадь будет с легкостью выполнять эту работу, мы сможем просить ее ускорять или замедлять аллюр то тут, то там. Это приведет к улучшению переходов внутри и вне аллюра.

Когда мы немного замедляем рысь, мы должны быть очень осторожными, прося лошадь вновь двинуться вперед – не позволять ей слишком спешить и заторапливаться. Мы должны осторожно сократить рысь, а затем ускорить ее постепенно, чтобы вернуться к темпу, с которого начинали.

Если мы будем применять слишком много силы, чтобы сократить или ускорить темп, лошадь потеряет баланс или начнет сопротивляться трензелю, ее осанка будет меняться. Мы не хотим этого, так как иначе лошадь потеряет гибкость и расслабленность. Если мы заставим ноги лошади спешить, одновременно притягивая ее голову назад в ложном усилии создания движения вперед и округления, у лошади не останется выбора, кроме как начать сопротивляться, пытаясь убежать или компенсировать недостаток баланса, гибкости и силы. Ее тело будет все больше искривляться и закрепощаться, что создаст долгоиграющее проблемы в дальнейшем тренинге.

Развитие переходов - это устранение любого дисбаланса, изменения в осанке, потери гибкости или потери ритма во время перехода!

Пример дисбаланса при выполнении перехода мы можем наблюдать, когда лошадь внезапно резко поднимает голову очень высоко и делает переход от шага в рысь через четыре или пять коротких шагов, рыся передними ногами и отставая задом. Конечно же, молодая лошадь на ранних этапах обучения мягких переходам может и поднять голову высоко, и опустить ее низко, – это естественно, поскольку она учится находить свой баланс. Однако, если вы чувствуете сопротивление, то это может быть связано с тем, что лошадь боится трензеля: рука всадника работает слишком сильно или же сам всадник слишком жесткий или несбалансированный.

Выполняя восходящие переходы, важно смягчением руки и надавливанием шенкелями поощрять лошадь двигаться с длинной шеей, а не укорачивать ее. Лошадь должна двигаться вперед, вниз, наружу, а не низко, глубоко и округло. Мы убираем «тормоз» (руки) и побуждаем лошадь двигаться вперед (шенкеля).

Чтобы выполнить нисходящий переход, смягчите шенкеля и осторожно попросите лошадь поводом. Если наши руки слишком неподвижны, они работают как «тормоз», лошадь не сможет научиться выполнять переход свободно, сохраняя независимый баланс.

Когда лошадь будет с легкостью выполнять простые восходящие и нисходящие переходы, мы сможем приступить к переходам, содержащим рысь, шаг и остановку. Мы сокращаем рысь, а затем просим лошадь перейти в шаг, затем просим ее остановиться. Шея должна быть длинной, нос перед вертикалью, затылок гибким. Мы выступаем в качестве пятой ноги лошади и не сдерживаем ее, мы помогаем ей найти ее независимый баланс. Мы просим об остановке, сохраняя тонкий и нежный контакт, шея должна быть длинной, так как это удобная поза для молодой лошади. После недолгой остановки, мы переводим лошадь в шаг и хвалим ее, похлопывая по шее, почесывая ее холку.

Примечание. Я предпочитаю начинать работу с переходами на шагу и рыси на прямых линиях, а на галопе - в углу или по кругу, чтобы помочь лошади с подъемом с нужной ноги. В любом случае ключевым моментом будет просить о переходе, то тут, то там, а не делать бесконечные повторения, идущие непрерывно друг за другом. Это самая распространенная ошибка, которую мне приходится наблюдать: всадники делают миллионы повторений, перетруждают лошадь, путают ее, расстраивают, утомляют. Переходы не улучшаются, а становятся все хуже.

Переходы на галопе

Прежде чем приступить к работе над переходами на галопе, важно, чтобы лошадь уже обладала хорошим, ритмичным, правильным галопом. Иначе лошади будет некомфортно работать, что может привести к таким проблемам, как заторопленность и сбои при нисходящих и восходящих переходах из/в галоп, подъем в галоп с неправильной ноги, кривые подъемы в галоп.

Многие всадники инстинктивно пытаются ехать на молодой лошади на галопе очень медленно - они боятся, что она не сбалансирована, им хочется больше контроля над ней или, что еще хуже, они ошибочно пытаются интерпретировать медленный галоп, как начала сбора. Я же ,наоборот, считаю, что хороший галоп вперед в хорошем естественном ритме помогает лошади быстрее достичь баланса.

Чтобы развить прямолинейность (лошадь могла равномерно использовать обе стороны своего тела), всегда сохраняйте равномерный контакт на обоих поводьях и просите лошадь держать шею ровно перед вами с носом слегка впереди вертикали. Всегда сопровождайте руками движение головы лошади. Не пытайтесь удерживать голову лошади или использовать сильный контакт, искусственно округляя шею лошади. Лошадь, а особенно молодая, должна двигать головой на галопе, чтобы балансировать себя.

Вы поймете, что контакт слишком сильный, по тому, как лошадь начинает кивать головой и тяжело «втыкать» копыта в землю. Блокировка лошади таким образом провоцирует закрепощение спины, лошадь начинает, как говорят, бежать ногами (а не работать спиной), и это вполне может стать причиной появления проблем с суставами и сухожилиями. Если ваша лошадь торопится на галопе, просто замедлите ее немного, в частности, во время прохождения углов, чтобы она правильно сгибала свое тело.

Никогда не удерживайте лошадь на медленном галопе - позвоночник лошади будет постепенно блокироваться. Поясница – это первое место, которое пострадает (затем все остальные отделы позвоночника), приводя к появлению проблем с коленями и скакательными суставами. Лучше немного ускорить галоп то тут, то там, лошадь сможет улучшать гибкость и поддерживать баланс.

Если лошадь заторапливается на рыси, она убегает из-под всадника, высоко поднимает голову, ее спина провисает, она может подняться в галоп с неправильной ноги. Если мы позволим лошади так спешить, галоп станет очень жестким. Лошадь, делающая это, находится в замешательстве и обеспокоена, очевидно, что во время обучения были допущены ошибки. Если мы хорошо «зацементируем» основы, прежде чем начнем работать молодую лошадь на галопе, она не будет подниматься с неправильной ноги.

Когда мы просим лошадь подняться в галоп с рыси, она должна соответствовать балансу всадника. Мы ждем, пока лошадь не стабилизируется на рыси, не начнет двигаться с комфортным ритмом. Мы не просим галопа слишком быстро, мы не торопим лошадь, не принуждаем и не даем ей паниковать. Мы позволяем ей организовать себя, подготовиться, тем временем, убеждаясь, что сами готовы. Мы проверяем нашу посадку, удостоверяемся, что используем средства управления четко и ясно, что наше тело гибкое и раскрепощенное, а не жесткое и не уступчивое, так что, когда мы просим от лошади галопа, она с легкостью нас понимает и выполняет то, что мы хотим.

Мы просим о подъеме в галоп четкими и понятными сигналами - наши ноги и руки работают с лошадью дружественно. Некоторым лошадям для подъема в галоп нужна более активная рысь; некоторым легче сделать подъем с обычной. Если мы хорошо знаем нашу лошадь, мы сможем понять, что для нее лучше, даже если мы сначала сделаем несколько ошибок и получим подъем с неправильной ноги. Если лошадь поднимается в галоп не с нужной ноги по ошибке, не нужно сразу же возвращать ее в рысь - вы рискуете напугать или запутать ее еще больше. Пусть она сделает несколько темпов галопа, а затем медленно верните ее в рысь. Когда лошадь станет на удобную спокойную рысь и перестанет думать о галопе, попросите ее подняться вновь.

Если лошадь все равно поднимается с неправильной ноги, прекратите просить о галопе. Остановитесь и проанализируйте ситуацию. Была ли рысь достаточно сбалансированной? Достаточной ли длины был повод? Было ли лошади комфортно? Были ли сигналы правильными и понятными или же лошадь не поняла их или запуталась?

Некоторые молодые лошади предпочитают постоянно галопировать только с одной ноги по какой-либо причине - например, если они испытывают боль, или если всадник кривовато сидит, или отсутствуют мягкость и баланс.

Но, если наше обучение будет таким постепенным и прогрессивным, то до такого доходить не должно. К тому времени, когда вы начнете просить молодую лошадь о галопе, таких проблем уже не будет. Лошадь будет галопировать правильно. Если же нет, нам потребуется вернуться к основам, частично или полностью повторить наши шаги , если необходимо, - найти проблему и устранить путаницу.

Когда лошадь уверенна и сбалансирована при выполнении восходящих и нисходящих переходов, мы можем практиковать их по прямым линиям, но не переусердствовать с повторами.

Важность неукороченной шеи

Чтобы правильно выполнить переход, у нас должен быть хороший контакт - это мягкие руки - и мы должны следовать движениям лошади. Общей ошибкой во время работы над переходами, да и во время прочей работы, является укорачивание шеи лошади всадником, который использует слишком много руки или буквально «несет лошадь на поводьях». Всадник считает, что, укоротив шею, он сможет сократить или собрать всю рамку лошади. В то время как для выполнения элементов уровня Гран-При, таких как пиаффе или пассаж, рамка лошади должна быть собранной, ее шея должна по прежнему оставаться длинной, чтобы лошадь могла правильно балансировать - так же, как балерине нужна длинная, изящная шея, чтобы балансировать свое тело.

Для выполнения пиаффе и пассажа мы сжимаем тело лошади, тонко работая шенкелями, седалищем и поводом для получения сбора. Мы не создаем ложный сбор, сокращая шею. Вместо этого мы поддерживаем легкий, последовательный и равномерный контакт и ищем правильное соотношение между длинной шеей и сжатым телом, что позволяет лошади двигаться самостоятельно, сбалансировано и центрировано. Обучая переходам молодую лошадь, мы стараемся упростить для нее все. Мы, мягко работая рукой, подсказываем лошади, что ей нужно замедлиться, и работая шенкелем, просим ее активнее пойти вперед.

Иногда нам может понадобиться использовать ногу, чтобы согнуть и поддержать осанку лошади, и приподнять ее спину, если лошадь закрепощается и спина начинает провисать во время перехода.

Например, мы можем остановить лошадь, сохраняя мягкий, очень дружественный контакт. Но если лошадь хочет укоротить или слишком удлинить шею, тогда мы можем использовать ногу, чтобы сохранить ее хорошую осанку. При этом следует сохранять осторожность, чтобы не дать лошади сигнал, который ее запутает. Наши руки и ноги должны работать независимо друг от друга, чтобы лошадь могла нас четко понимать.

Дайте лошади необходимое ей время

Только когда переходы станут мягкими и лошадь будет полностью понимать ногу и руку всадника, а также баланс и ритм, мы можем начать работу над некоторыми боковыми движениями, такими как плечо внутрь. Если мы попросим о плече прежде, чем лошадь разберется с предыдущими задачами, она начнет сопротивляться, что приведет к жесткости, закрепощению или искривленности. Если лошадь понимает всадника и гимнастически подготовлена к более трудной работе, боковые движения будут даваться ей легко.

Можно ввести работу над боковыми движениями примерно через год (в среднем) после начала работы с молодой лошадью, но время не должно быть основным фактором. Перед этим этапом тренинга мы должны поработать основательно. Если мы поспешим с чем-нибудь или «сэкономим» время на обучении и «цементировании» основ, если вызовем какую-либо путаницу или травмируем лошадь, мы фактически замедлим ее развитие. Тогда путь к боковым движениям еще больше затянется, так как нам придется сначала решить те проблемы, которые мы вызвали предыдущим тренингом.

Маноло Мендез, совместно с И. Дин и Кэролайн Ларруил (источник); перевод Валерии Смирновой.

Комментарии
Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь для комментирования