Статьи, Недопонятая полуодержка: азбука верховой езды (Часть 1. Теория) | Prokoni.ru

Недопонятая полуодержка: азбука верховой езды (Часть 1. Теория)

20 июня 2018 г.
Автор - Кристиан Тиесс

Недопонятая полуодержка: азбука верховой езды (Часть 1. Теория)

Feature

Пожалуй, можно утверждать, что нет среди терминов, используемых конниками, более недопонятого, но, тем не менее, часто используемого термина, чем полуодержка. Большинство экспертов говорят о том, что полуодержка - это один из строительных кубиков верховой езды , незаменимый первый шаг в обучении любой лошади, однако мало кто может действительно доступно сформулировать, что именно должен делать всадник, чтобы выполнить полуодержку. Своими соображениями о навыке полуодержке с читателями «TheHorseMagazine» делится эксперт по выездке Кристиан Тисс (Christian Thiess).

Чтобы стать хорошим всадником, недостаточно элегантно сидеть на лошади, недостаточно и баланса с наличием хорошей посадки. Чтобы ездить верхом, вы должны уметь оказывать влияние на свою лошадь и побуждать ее раскрываться наилучшим образом. Любой всадник скажет вам, что вы не можете заставить лошадь раскрыться и продемонстрировать движения. Принуждение создает лишь сопротивление и напряженность. Независимо от дисциплины конного спорта, лошадь, которую наказывают неоправданно, не будет находиться в гармонии со своим всадником.

Верховая езда - это общение. Только лошадь, с которой было достигнуто взаимопонимание, будет охотно выкладываться на все 100%. Лучшие всадники выработали свой "язык" общения, понятный лошади, - серию сигналов, которые позволяют получить желаемый ответ. В классической школе основой этого языка, азбукой верховой езды является полуодержка.

Применяемые правильно, полуодержки могут работать как «волшебные кнопки» - они буквально трансформируют все то, что делает лошадь, делает в нечто легкое, воздушное и элегантное. Напряженные, нервные, запутавшиеся лошади могут превратиться в доброжелательных и спокойных, а ленивые – выказывать желание активно работать, поражая этим своих всадников.

Я убежден, что любой, кто обладает хоть небольшим талантом, интеллектом, волей и координацией, может научиться использовать эти «кнопки», если его научат правильно ими пользоваться. К сожалению, мой более чем 20-летний опыт преподавания верховой езды говорит о том, что понятие полуодержки окружено наибольшим непониманием и вызывает больше всего толкований в сравнении с другими понятиями, связанными с верховой ездой.

Я встречал лишь немногих всадников, знающих, как правильно применять полуодержку, и уверенных в ее исполнении.

Я хочу привести диалог, опубликованный в «Dressage and CT Expresses», одним из участников которого была выдающаяся американская спортсменка Кей Мередит, и вы поймете ситуацию:

Кей Мередит: «Честно, Сьюзи, когда дело доходит до полуодержек, я даже и не знаю, делала ли я хотя бы одну из них в действительности».

Сьюзи: «Мы с тобой в одной лодке. Что до меня, то я просто пытаюсь и надеюсь, что этот навык когда-тот ко мне придет».

И Сьюзи может продолжать «пытаться» еще долгие годы… Как она может рассчитывать на то, что когда-нибудь овладеет навыком выполнения полуодержки, если у нее нет четкого понимания того, что она должна сделать для его достижения?

Неужели полуодержка так и обречена оставаться под покровом мрака?

Ни за что!

В этой статье я попытаюсь устранить путаницу. Когда с полуодержки спадает завеса тайны, оказывается, что она представляет собой очень простую комбинацию средств управления. Когда эти средства скоординированы правильно и применяются в нужный момент, они потенциально могут создать (почти магически!) баланс, ритм, импульс и гармонию.

Если вы готовы внимательно прочитать эту статью и усердно потрудиться над практическими упражнениями, то вы также сможете овладеть азбукой верховой езды и использовать его для создания своей собственной магии.

О термине "полуодержка": Parade или Half Halt?

Я убежден, что одна из причин того, почему среди англоговорящих всадников сохраняется непонимание сути полуодержки, - само ее название – «Half halt» («Половина остановки»). Может создаться впечатление, что средства управления, необходимые для достижения полуодержки, сходны с теми, которые потребуются для незавершенной остановки. Это приводит к тому, что некоторые всадники используют средства управления излишне преувеличенно, мешая движению лошади и иногда даже разрушая ее желание двигаться вперед. Когда это происходит, становится неудивительным, почему некоторые всадники осуждают полуодержки, считая их вредящими подготовке лошади. Но, если быть честными, осуждать следовало бы не полуодержки, а плохо обученных всадников, неспособных правильно использовать средства управления.

Средства управления, применяемые во время полуодержки, имеют сходство со средствами управления, используемыми для остановки, но они, тем не менее, и различаются. Неверное понимание термина не должно провоцировать возникновение путаницы.

В большинстве европейских языков используется французский термин «Half Parade» или просто «Parade». У всадников, которые называют полуодержку таким образом, путаница возникает реже. Итак, чтобы облегчить себе задачу, давайте будем говорить о «Parade», а не о «Half halt». Выкинем из головы любые психологические блоки, возникающие при упоминании слов «half halt». Давайте подумаем о Parade! Итак, что же это такое?

Это почти одновременное, скоординированное применение ног, седалища и повода - три средства управления "Нога", "Седалище" и "Повод".

Теперь мы рассмотрим влияние каждого средства управления на лошадь отдельно, а затем объединим их и получим Parade!

Нога

Важно, чтобы правая нога всадника могла влиять только на одну часть лошади, а именно на ее правую заднюю ногу.

Как всадник вы не можете влиять на передние ноги лошади или на ее левую заднюю ногу своей правой ногой. Вы можете воздействовать только непосредственно на ее правый зад.

Почему? Когда вы воздействуете правой ногой на бок лошади, задействуются ее брюшные мышцы по правой стороне. Брюшные мышцы с правой стороны связаны с мышцами правой задней конечности лошади, таким образом воздействие и осуществляется. Оно заставляет ногу лошади продвигаться дальше под ее корпус, вперед, либо в сторону (это зависит от команды всадника).

Точно так же ваша левая нога может влиять непосредственно на левую заднюю ногу вашей лошади. Вы не можете воздействовать своей левой ногой на передние ноги лошади или ее правый зад.

Это объяснение имеет очень важное практическое значение. Если вы это поняли, то сделаете большой шаг вперед в освоении Parade.

Повод

Теперь давайте проанализируем влияние повода.

Если ваша лошадь правильно принимает железо, когда вы работаете правым поводом, то вы непосредственно через корпус лошади воздействуете на ее правую заднюю ногу. Вы заставляете правую заднюю конечность сгибаться больше.

Правым поводом вы не можете напрямую влиять на передние ноги лошади или на ее левую заднюю ногу. Вы можете действовать только целенаправленно на ее правый зад!

Точно так же левый повод оказывает непосредственное влияние на левую заднюю ногу лошади, а не на передние ноги или правый зад.

Чтобы воздействие поводом было эффективным, лошадь должна принимать железо без сопротивления. Если лошадь неохотно принимает железо, то воздействие поводом не будет эффективным. Так, если лошадь идет через повод, воздействие блокируется в области затылка. Средство управления не проходит через тело лошади, и связь с задними ногами не устанавливается. Ситуацию усугубляет и то, что в этом случае спина лошади провисает. Воздействие поводом будет малоэффективным и в случае, если лошадь открывает рот, переваливает язык через грызло, наклоняет голову набок, кивает, висит на руках всадника, вытягивает повод вниз или прячется за поводом.

Седалище

Седалище и вес всадника - это вспомогательные средства управления. Они поддерживают либо воздействие ногами, либо воздействие поводом, либо оба воздействия одновременно. Не стоит недооценивать их значения. Они являются важными помощниками, особенно в тонкой настройке лошадей более продвинутого уровня подготовки. Воздействия ногой и поводом не смогут достичь полной эффективности без их поддержки седалищем и весом.

Координирование применения средств управления

Мы рассмотрели каждое средство управления по отдельности. Давайте же вернемся к Parade. Поскольку теперь мы знаем, на какую часть лошади влияют наши средства управления, мы можем понять, что можно применить Parade на правой стороне, чтобы повлиять на правую заднюю ногу лошади, или же Parade с левой стороны, чтобы повлиять на ее левую заднюю ногу. Итак, мы можем влиять на обе стороны лошади - Parade слева и Parade справа.

Я хочу подчеркнуть еще раз, что Parade - это почти одновременное (!) воздействие ногами, седалищем и поводом. Нога и седалище всегда должны оставаться преобладающими и координироваться с поводом, который воздействует секунду спустя.

Самый важный аспект, который часто игнорируется во время практического применения Parade, заключается в том, что есть правильный момент для применения средств управления и неправильный момент: Parade должен применяться в координации с движением лошади.

На строевой рыси (на правильной диагонали) всадник поднимается из седла, когда внутренняя задняя нога покидает землю. Это правильный момент, чтобы применить внутреннюю Parade и эффективно воздействовать на заднюю ногу лошади, заставляя ее больше согнуться и ступить глубже под корпус.

Недостаточно просто ездить по манежу и беспорядочно использовать ногу, седалище и повод. Вы можете неприятно удивиться тому, что использование средств управления для Parade в неподходящий момент может сработать против вас!

Итак, когда же наступает правильный момент для Parade?

Чтобы ответить на этот вопрос, давайте вспомним о фундаментальной причине использования Parade. Мы хотим еще больше задействовать задние ноги лошади, заставить их сильнее сгибаться и ступать глубже под корпус. Поэтому мы должны применять Parade только тогда, когда лошадь поднимает свою заднюю ногу от земли. Именно в этот момент мы можем эффективно влиять на нее. Воздействие вашей ногой при его поддержке седалищем может подтолкнуть заднюю ногу лошади ступать глубже под корпус и подключить ее. Ваша рука, поддерживаемая седалищем, заставляет заднюю ногу лошади больше сгибаться.

Мы должны применить Parade на правой стороне, когда правая задняя нога лошади покинула землю и движется под корпус. Точно так же мы должны применить Parade слева, когда левая задняя нога лошади покидает землю. Только если вы примените свои средства управления именно в эти моменты, вы сможете оказать правильное воздействие на лошадь.

Если вы примените Parade в неподходящий момент (когда задняя конечность лошади будет находиться на земле или просто опускаться вниз), вы не получите никакого результата. Более того, попытка повлиять на лошадь в неподходящий момент может ухудшить ситуацию! Лошадь может отреагировать на ваши плохо скоординированные средства управления, ударяя ногой о землю. Поскольку мышцы задней конечности связаны через спину, шею, затылок и рот с вашей рукой, она может использовать толчок о землю для того, чтобы "упасть" вам на руки, оказать сопротивление, уйти через повод. Это не только напрасно тратит энергию, но и излишне закрепощает мышцы спины и задних конечностей лошади, делая ее движения тяжелыми, а не легкими и элегантными.

Если же вы примените Parade в нужный момент, когда задняя нога лошади на соответствующей стороне покинула землю, ваши средства управления сопротивления не вызовут. Это связано с тем, что в этот момент лошадь не может использовать землю в качестве опоры, чтобы упереться в вашу руку. В следующий момент, когда задняя нога опускается на землю и лошадь получает опору для сопротивления, вам пора будет смягчить свое воздействие – вы должны будете перестать нажимать ногой и смягчить повод. Лошадь не встретит сопротивления и не станет сопротивляться сама.

Когда следующая задняя конечность лошади снова покинет землю, вы сможете применить следующее Parade на этой стороне и так далее. Когда правая задняя нога оторвалась от земли - применяем правое Parade, задействуя ногу, седалище и повод. Когда она возвращается на землю, прекращаем воздействие ногой и седалищем и смягчаем повод.

Правильный момент на галопе – момент, когда задняя внешняя нога лошади только что покинула землю и движется под корпус лошади (при этом Parade применяют с внешней стороны). Обратите внимание, что седалище всадника толкается в седле вперед. Parade по внутренней стороне применяется, когда землю покидает внутренняя задняя нога лошади.

Заметьте, что я не говорю о применении Parade с внутренней и внешней сторон одновременно. Некоторые тренеры считают это возможным и правильным, однако я убежден в обратном. Вы должны по-отдельности использовать средства управления слева и справа, так как лошадь поочередно перемещает задние ноги. Вы можете эффективно влиять на правую заднюю ногу только тогда, когда она покинула землю. Также и в случае с левой задней ногой. Если бы лошадь двигалась, как кенгуру, одновременно отталкиваясь задними ногами, то было бы целесообразно использовать Parade слева и справа одновременно. Но лошадь не кенгуру, а потому мы должны координировать свои действия соответственно.

Сила, с которой мы воздействуем, «громкость» Parade, будет зависеть от каждой конкретной лошади. Одни лошади нуждаются в более ощутимых Parade, чем другие. Правильно подготовленная, опытная лошадь ответит и подключится даже от легчайшего воздействия средств управления - небольшого давления ног, очень осторожного воздействия седалищем и «ловли» импульса в мягкую руку. У многих лошадей сильное воздействие средств управления может вызвать сопротивление и зажатость.

Parade не заставляет и не принуждает лошадей собраться. Речь идет об общении, о нашей способности влиять на лошадь так, чтобы всадник мог подключить зад и спину, создать импульс и легкость, оставаясь в полной гармонии с ней.

«Громкость» Parade также может время от времени меняться и при езде на одной и той же лошади. Все может зависеть и от обстоятельств. Самое главное - помнить, что всегда должны преобладать нога и седалище! Рука никогда не должна «звучать громче». Если вам когда-либо потребуется использовать средства управления очень «громко» (например, если лошадь очень нестабильна или проявляет неповиновение), нога и седалище все равно должны оставаться доминирующими.

Thiess4

Внутренняя задняя нога только что покинула землю вместе с внешней передней. Внешнее плечо движется вперед. Время применения внутреннего Parade, чтобы подключить внутреннюю заднюю ногу. Поддержите Parade внешним поводом.

Thiess5

Внутренняя диагональ приближается к земле. Смягчите средства управления.

Но не перегибайте палку и в обратную сторону - не используйте руку слишком мягко. В этом случае лошадь не согнет задние ноги, упадет на перед и увеличит скорость. Должен соблюдаться четкий баланс между количеством ноги, седалища и руки для каждой конкретной ситуации. Каждое нарушение баланса, будь то избыток или недостаток одного средства управления относительно другого, приведет к тому, что Parade окажется неэффективным и выльется в нарушение гармонии движений лошади.

Практические объяснения не должны оставаться тайной. Тренер, который в ответ на возникшую у всадника проблему с использованием средств управления предлагает ему «почувствовать» лошадь и понять, когда нужно использовать то или иное, должен вызвать подозрения. Такой ответ лишь отражает пределы его знаний и умений.

Конечно, приобретение «чувства» является предпосылкой для того, чтобы стать хорошим всадником, но так происходит с любым занятием, требующим мастерства. Может ли пианист играть без «чувства» (водитель - вести машину, автор – писать)? Не могут. Но они не обязательно рождались с этим чувством. Чувство может быть получено, улучшено и усовершенствовано. Иногда оно может достичь уровня, на котором станет совершенным, и тогда человек превратится в мастера в своей специализированной дисциплине. Но, чтобы стать мастером, вам потребуются талант и правильное развитие и усвоение навыков.

Каждый может научиться правильным навыкам верховой езды, если его правильно обучат. Сможет ли человек после этого трансформировать приобретенные навыки в искусство, зависит от его индивидуального таланта и преданности делу. Чтобы стать «художником» в верховой езде, вам понадобится идеальное «чувство», но пока вы не достигнете такого его уровня, вам нужно будет учиться, овладевать навыками, улучшать и развивать потенциал.

Давайте задумаемся над тем, как учится пианист. Прежде всего, он должен познакомиться с нотной грамотой. Ему потребуется хороший учитель, который сможет четко объяснить, продемонстрировать методы, внести исправления и обеспечить поддержку, но этого недостаточно. Ежедневно день за днем, а потом и год за годом в течение (минимум) часа ученик должен будет проигрывать аккорд за аккордом, чтобы усовершенствовать свои навыки.

И что же это за аккорды? Ничего из ряда вон выходящего - упражнения, цель которых - предоставить ученику наилучшую возможность научиться координировать ноты и развивать чувство такта, ритма, темпа и гармонии. Постепенно навыки улучшаются, и в зависимости от таланта ученика и того, сколько он работал, он сможет не только играть с ритмом и тактом, но и выражать в своей музыке магию в соответствии с чувством, которое он развил.

Можно научиться играть на пианино на слух. Одаренные люди путем проб и ошибок могут развить потрясающие навыки и научиться играть, даже не умея читать ноты, но таких людей немного. Если вы спросите у такого пианиста: «Что вы делаете? Какие ноты играете?», ему придется признать свои ограничения.

Конечно, слух очень важен в музыке, так же, как и чувство в верховой езде, но этого недостаточно, если музыкант стремится выйти на более высокий уровень. Нужны понимание и долгие годы практики.

В верховой езде все происходит, как и в музыке.

Очень талантливый всадник может добиться значительного прогресса в езде, опираясь лишь на чувства и работая самостоятельно (особенно, если у него есть возможность проводить много времени в седле). Методом проб и ошибок он добьется многого. Но всадник, полагающийся лишь на чувство, всегда останется ограниченными.

Вы можете спросить у такого всадника, как он сделал то или это, как влиял на лошадь, и он будет вынужден вам признаться, что не знает. Он просто почувствовал и сделал что-то. И поистине сложная ситуация возникает, когда такие всадники начинают учить других. Возможно, сами они имели определенный успех и даже завоевали популярность в своей дисциплине конного спорта, но без правильной подготовки и глубокого понимания проблем верховой езды они не смогут четко и ясно передавать свои знания, помогая ученикам.

Возвращаясь к нашим полуодержкам, я могу сказать, что чувство, несомненно, должно присутствовать, но сначала у вас должно сформироваться четкое представление о том, что такое Рarade. Вы должны полностью понимать теорию и четко знать, что необходимо для ее реализации на практике. Прежде чем научиться читать и писать, вам придется выучить алфавит.

В следующей статье я расскажу об упражнениях, которые помогут вам освоить правильное применение Рarade. Но сначала предупреждение: если вы опытный всадник, вам нужно будет попытаться забыть многие из ваших привычек. Представьте, что вы пианист, который может играть только на слух, и теперь вам нужно обучиться нотной грамоте. Ваши чувство и опыт помогут вам, но вы должны стараться учиться, сохраняя свой разум открытым и чистым, как у новичка.

Работайте над упражнениями каждый день, концентрируясь на их координации с движениями вашей лошади. Будьте старательными и прилежными, отрабатывайте упражнения на каждом аллюре. Практиковаться вы сможете, где угодно – и в манеже, и в полях.

Продолжение

Кристиан Тиесс (источник); перевод Валерии Смирновой.

Комментарии
Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь для комментирования