Работа над боковыми движениями: теория и практика

10 июля 2018 г.

Работа над боковыми движениями: теория и практика

Ключ к успеху в выполнении выездковых движений высшей школы верховой езды - это подготовка, должное развитие лошади на каждом этапе обучения, от начального уровня до Гран-При. Если обучение идет правильно, и лошадь подготавливается тщательно и терпеливо, приходит время, когда она начинает двигаться свободно и плавно в правильном балансе и ритме. Это тот момент, когда лошадь можно знакомить с азами боковых движений, которые в конечном итоге позволят ей выполнять пируэты, пиаффе и пассаж.

Для поддержания равновесия и ритма во время боковой работы лошадь должна уметь плавно выполнять переходы. Если лошадь не может выполнять гладкие переходы, вся боковая работа будет выглядеть и чувствоваться так, будто лошадь закрепощена и выполняет движения по принуждению, ритм потеряется, движения будут низкого качества.

На начальных этапах обучения мы не просим от лошади много сгибания – лишь по чуть-чуть, то тут, то там. Мы должны быть готовыми вернуться к фундаментальным основам обучения для поддержания уверенность лошади в работе. Мы должны избегать бесконечного повторения. Нам не следует поощрять искривление, возникающее в результате слишком жесткого использования средств управления в надежде обеспечить требуемый изгиб. Если мы будем работать спокойно, уделяя приоритетное внимание развитию гибкости, прямолинейности и баланса лошади, мы создадим идеальные условия для достижения хорошей эластичности и сгибания всего тела лошади. Работая терпеливо и постепенно, мы гарантировано разовьем в лошади желание сотрудничать без напряжения. В конечном итоге мы получим боковые движения с ритмом, свободные и выразительные.

Чтобы приступить к работе над элементом плечо внутрь, лошадь должна быть хорошо сбалансирована под весом всадника, легко выполнять восьми-, десяти- и 20-метровые круги, а также петли и серпантины, четко понимать все тонкие команды шенкелей. Когда мы убедимся, что все эти условия соблюдены, тогда можно будет вводить боковую работу с легкого плеча внутрь.

Между плечом внутрь и траверсом находится фундамент для других более сложных движений. Эти два движения очень хорошо дополняют друг друга.

Плечо внутрь - полезнейшее упражнение. Оно развивает гибкость и сбор, поощряя лошадь переместить больше веса назад и освободить плечи. Всаднику оно помогает развить чувство тонкого взаимодействия с лошадью, чьи ответы будут становиться все более утонченными.

У лошади 54 позвонка от затылка до кончика хвоста, и во время выполнения плеча внутрь и траверса ее тело должно сгибаться равномерно по всей длине. Работая с молодой лошадью, мы начинаем с просьбы о небольшом изгибе вокруг внутреннего шенкеля и прогрессируем к движению в три следа.

Существуют различные способы познакомить лошадь с плечом внутрь. Вы можете сделать это под стенкой или на 20-метровом круге, который я использую для работы над сгибанием до того, как введу плечо внутрь. Всю работу я сперва провожу шагом.

Мы можем начать обучение плечу внутрь на 20-метровом круге, потому что молодой лошади так будет проще понять, чего мы от нее хотим. Нам надо, чтобы она равномерно сгибала свое тело вовнутрь по дуге круга от затылка до хвоста (так создается нужный для выполнения плеча внутрь изгиб), чтобы лошадь двигалась вперед и в сторону, ступая внутренней ногой под корпус, насколько это возможно на этом раннем этапе обучения, двигаясь в три следа.

Каждая лошадь индивидуальна, и мы должны чувствовать, что именно подходит именно ей, не требуя ни слишком много, ни слишком мало.

Сперва мы просим о небольшом угле и паре шагов. Мы должны работать аккуратно, не позволяя лошади вываливаться задом наружу (признак того, что мы требуем слишком большого изгиба). Лошади проще выпадать задом именно на круге. Мы должны знать об этом и не дать сформироваться привычке.

Получая нужный (минимальный) ответ от лошади, мы вознаграждаем ее, прекращая просить плечо внутрь и двигаясь по одной дорожке следов. Мы добиваемся пары шагов плеча внутрь и награждаем лошадь снова. Просим несколько шагов то тут, то там, и этого достаточно для каждой тренировочной сессии на данном этапе.

Когда лошадь начинает понимать, чего мы хотим от нее на круге, мы пробуем выполнить движение вниз по длинной стенке манежа. Мы можем начать с 8-10-метрового полувольта на короткой стенке после центральной линии, а затем попросим лошадь сделать несколько шагов плеча внутрь, двигаясь назад на длинную стенку, а затем двинем лошадь по прямой. Позже мы сделаем 8-10-метровый вольт в углу, и на выходе из него попросим лошадь о нескольких шагах плеча внутрь вниз по длинной стенке. Затем двинем лошадь по прямой.

Мы можем повторить круг вдоль длинной стенки и снова попросить несколько шагов плеча внутрь в конце, когда возвращаемся под стенку. Это поможет улучшить гибкость и понимание шенкеля лошадью.

Знакомим лошадь с траверсами

Когда лошадь осознает плечо внутрь, мы будем готовы ввести в работу траверсы, улучшающие гибкость задних конечностей и бедренных суставов. При этом мы должны быть осторожны и не просить слишком большого угла, т.к. есть риск того, что лошади станет слишком тяжело, и она «откроется», т.е. начнет уклоняться от сгибания в позвоночнике, выпрямляя голову, шею и плечи. Движение закончится на четырех дорожках следов вместо трех, а это нежелательно, поскольку не позволяет поддерживать оптимальную диагональную связь, которая есть на двух и трех дорожках.

Нужно помнить, что никакое движение более высокого уровня не выполняется на четырех дорожках. В любой работе нам нужно выполнять упражнения так, чтобы собирать тело лошади вместе и поощрять одинаковое развитие диагональных пар ног, так как нам нужно сохранять и улучшать чистоту аллюров. Диагональные пары включаются в работу на галопе и рыси. Пиаффе и пассаж - это производные рыси, двухтактного диагонального аллюра. Когда мы говорим о пируэте, качество галопа, равномерность контакта и сила, необходимая для сбора, имеют первостепенное значение. Пиаффе и пассаж – двухтактные движения, обеспечивающиеся мощными и одинаково развитыми диагональными парами, которые не только позволяют лошади находиться в правильной рамке, но и дают ей возможность глубоко сгибать суставы задних ног, хорошо отталкиваться от грунта и нести себя в идеальном балансе.Симметричные, ритмичные, равномерные движения диагональных пар на галопе и рыси являются отражением того, насколько прямолинейна, гибка и сбалансирована лошадь.

Движение на четырех дорожках не позволяет диагональным парам работать синхронно, и это препятствует возможности правильно гнуться. Оно также заставляет лошадь слишком сильно, в нездоровой манере работать тазом (вращение в сторону, противоположную направлению движения), что приводит к тому, что она перекрещивает задние ноги под неестественным для скакательных суставов углом. Это справедливо и для передних конечностей, строение которых не позволяет плавно перекрещиваться друг с другом в таком диапазоне движения. Чтобы двигаться в четыре следа, лошади нужно сжать свое тело, а это контрпродуктивно для развития свободы и выразительности движений.

Если мы в нужной степени согнем лошадь и поставим ее под правильным углом, ее ноги будут иметь достаточно свободы, чтобы двигаться под корпусом плавно, плечи и зад не будут заблокированы. Когда мы просим о траверсе в три следа, мы получаем лучший контакт и лошадь лучше округляется от затылка до хвоста. Лошадь сможет легко и плавно двигаться под естественным углом, который удобен для ее тела и не создает сопротивления или блокировок. Так мы «строим» силу и гибкость для принимания.

Мы начинаем с 8-10-метрового полувольта в углу, который превращается в несколько шагов траверса, когда мы возвращаемся назад к длинной стенке. Достаточно 4-5 шагов (затем лошадь идет по прямой). Мы повторяем упражнение, попрося еще нескольких шагов траверса, а затем опять двигаем лошадь прямо. Как и в случае с плечом внутрь, просим только самую малость и всегда хвалим лошадь. Мы работаем постепенно, пока лошадь не начнет легко справляться с траверсом, так же, как мы работали с плечом внутрь.

Нарабатывание плеча внутрь и траверса облегчает работу над приниманием.

На этом этапе мы не просим слишком большого угла ни во время плеча внутрь, ни во время траверса. Выполняя упражнения понемногу, то тут, то там, мы не делаем их сложными для лошади, и она получает удовольствие от сотрудничества с нами. Со временем мы постепенно увеличиваем угол, в конечном итоге стремясь к полной синхронизации и координации всех четырех ног.

Когда лошадь будет с легкостью выполнять эти простые упражнения, не должно буде возникать проблем и с введением в работу принимания. Мы не должны просить слишком много угла, потому что лошадь всегда должна двигаться вперед и продолжать учится двигаться вперед, а также поддерживать свой баланс и ритм. Угол должен составлять около 45 градусов, но начать следует с половины. На принимании многие неопытные лошади начинают терять баланс и ритм. Если мы сохраним упражнение ясным и простым, а угол - правильным, ноги лошади будут свободно двигаться под ее корпусом и тело ее не будет встречать препятствий, двигаясь вперед.

На принимании лошадь должна быть согнута в направлении движения, и мы всегда должны быть уверены, что не просим больше изгиба в какую-то сторону по сравнению с другой. Мы должны поддерживать изгиб очень мягко и ненавязчиво, без принуждения.

Мы начинаем с 10-метрового полувольта в углу и просим лошадь вернуться на стенку в принимании. Мы должны сохранять импульс и не допускать выпадения зада наружу, поддерживая правильный изгиб от затылка до хвоста, не позволяя шее лошади слишком сильно гнуться. Наш собственный вес должен двигаться в направлении принимания (нельзя сползать на внешнюю сторону).

По мере развития уверенности и гибкости лошади, мы просим ее о принимании от центральной линии. Нужно всегда делать несколько шагов прямо, прежде чем приступать к приниманию, так как лошадь может начать предугадывать, пытаться выполнять движение самостоятельно сразу после поворота на центральную линию.

Влияние экстерьера на боковую работу

Можно наработать правильные плечо внутрь и траверс за 3-5 месяцев, если лошадь не считает это трудным физически и если обучение «нежное», постепенное. Иначе дело обстоит, если у лошади есть недостатки экстерьера или нужно корректировать ее естественную манеру двигаться (например, если она слишком высоко несет голову).

Экстерьер может влиять на угол и степень легкости, с которой лошадь выполняет разные движения. Узкая лошадь может легче справляться с приниманием, чем лошадь с более широкой грудью. Упражнения могут легче даваться длинноногой лошади и сложнее – коротконогой, с массивным телом. Лошади, которым экстерьер не позволяет быстро и легко достичь успеха в выполнении плеча внутрь, принимания и траверса, должны обучаться медленно и осторожно.

Лошади, у которой угол колена больше (угол в области между коленным и скакательным суставами), зачастую проще выполнять выездковые движения, особенно более сложные. Лошади с «прямыми» скакательными суставами нужно больше времени для нарабатывания техники основных движений. Мы должны наблюдать за лошадью и стараться почувствовать, какая специализированная работа нужна, чтобы помочь ей усилить те места, где недостаточно развиты мышцы и не хватает мощности.

Но экстерьер – это еще не все. Лошадь, которой трудно справиться с чем-то одним, с легкостью выполняет какую-то другую задачу. На то, насколько легко ей обучаться, влияют также темперамент и характер.

То, что имеет решающее значение, когда мы приступаем к боковой работе, так это осторожная подготовка лошади, сохранение в правильном положении ее шеи, правильного угла расположения ее носа и поддержание правильного контакта. Голова должна быть впереди вертикали, чтобы затылок не закрепощался и не пересгибался. Если мы сожмем рамку и затянем нос лошади за вертикаль, мы ослабим контакт. Если лошадь попытается уклониться от вынужденной рамки, вытягивая повод, контакт станет слишком сильным. Загоняя лошадь в рамку, мы заставляем ее прогибать спину. В итоге теряется взаимосвязь между ее затылком и хвостом, что создает еще больше проблем с контактом и приводит к неправильному изгибу.

Загоняя лошадь за вертикаль на ранней стадии обучения, мы столкнемся с трудностями позже, когда будем работать над движениями более высокого уровня. Так, лошадь не сможет гнуться в той степени, которую требуют продвинутые элементы, не сможет сохранять ритм во время пиаффе, пассажа и пируэтов.

Если мы будем игнорировать необходимость сохранения лошадью правильной длины шеи и увеличения ее силы и уверенности, мы сделаем ее короткошеей, с растянутым корпусом. Она будет весьма ограниченна в возможности использовать важнейшие мышцы своей спины. Движения станут вынужденными, неудобными и жесткими. Истинный сбор - мягкий, легкий и сбалансированный.

Если мы укоротим шею и загоним лошадь за вертикаль, то заблокируем свободу и регулярность движений. Независимо от того, что делают передние ноги, спина и плечи должны двигаться свободно, чтобы задние ноги могли ступать глубоко под корпус. Мы должны быть очень осторожны в том, как мы начинаем вводить все эти упражнения в работу молодой лошади.

Обучение должно улучшать лошадь, а не вредить ей!

Мы можем повредить лошади, работая ее слишком «высоко», но мы можем повредить ей, работая и слишком «низко», например, в низкой, глубокой и круглой рамке. Такая рамка - одна из худших вещей, которые мы может сделать для молодой лошади, потому что она не позволяет ее плечам двигаться вперед. Мы блокируем поясницу и коленные суставы, а скакательные суставы не могут двигаться под корпус. После такой работы ничего не остается, кроме как двигать лошадь хлыстом и шпорами…

Цель тренинга - научить лошадь работать таким образом, который улучшает ее тело, а не ломает его. Лошадь должна быть физически лучше подготовлена, когда она находится на уровне Гран-при, по сравнению с подготовительным уровнем, и она должен быть уверенной в силу того, что хорошо понимает свою работу и знает, что может справиться с любой задачей без труда.

Это настоящая проверка метода обучения: можем ли мы довести лошадь до большепризного уровня, не принося в жертву ее ум и тело?

Чтобы обучать лошадь продвинутым движениям, мы можем использовать хлыст и шпоры, но только чтобы «разбудить» лошадь, если она ленится, а не работая ими, как единственными средствами достижения цели, принуждая ее. Мы подсказываем лошади хлыстом и шпорой, а потом мы вознаграждаем ее. Так она четко и ясно понимает поставленную перед ней задачу.

Обучая лошадь боковым движениям, мы не прекращаем развивать ее, чтобы она могла нести себя более сбалансировано, двигаться более красиво и элегантно. Каждое упражнение, которое мы выполняем вместе с лошадью, должно приближать нас на шаг к истинной легкости, а не отдалять от нее.

Союз боковой работы и истинного сбора

К боковым движениям относятся плечо внутрь, траверс, ранверс и принимание. Нужно развивать лошадь постепенно, чтобы она была счастлива в работе на протяжении всей своей карьеры. Поэтому мы не просим от лошади слишком много бокового сгибания или непрерывных боковых движений. Так, на ранних стадиях мы не выполняем боковых движений по всей длиной стенке, по всей диагонали, всему периметру манежа и т.д. Мы не торопимся, делим работу на части, делаем много перерывов, предоставляя лошади возможность двигаться по прямым. Такая работа не травмирует лошадь, не искривляет ее. Мы сосредоточены не на количестве сгибания, а на развитии независимости лошади. Боковая работа требует, чтобы лошадь двигалась вперед и в сторону одновременно, регулярно и равномерно.

Правильное выполнение боковых движений - критически важный фактор, т.к. оно позволяет всадникам продвигаться вверх по уровням. Боковые упражнения усиливают и делают более гибкими линии верха и низа, увеличивают диапазон и свободу движения плеч и поясницы лошади и повышают эластичность, плавность работы и стабильность всех важных суставов, мышц, сухожилий и связок, которые необходимы для качественных прибавок и сбора, а также выполнения других задач. Боковая работа улучшает, развивает и поддерживает лошадь, позволяя ей выполнять в дальнейшем задачи более высокого уровня. Суть не в том, чтобы просто хорошо выполнять боковые движения. А в том,что боковые движения, являясь частью ежедневной работы, помогают нам улучшать прямолинейность и гибкость лошади, и делать ее более сильной, чтобы со временем она смогла демонстрировать хорошие пируэты, пиаффе и пассаж.

Если основы боковой работы введены неправильно или к лошади применялась сила и принуждение, вы столкнетесь с тем, что продвижение вверх будет похоже на борьбу.

Лошадь начнет сильнее сопротивляться, так как требования всадника станут для нее трудно выполнимыми, как физически, так и психологически. Она будет пытаться уклоняться от работы, искривляясь, двигаясь неровно (разница между работой в одну и в другую сторону станет особо заметной). Лошадь начнет ложиться в повод, перестанет хорошо гнуться и перекрещивать ноги. Когда это произойдет (если, конечно же, лошадь не придет в «негодность» до этого момента), вам будет трудно подготовится даже к ездам Prix St George, находящимся «на полпути» до езд уровня Гран При. Нужно порядка 12 месяцев подготовки или более, чтобы перейти от езд Prix St George к ездам Гран При. Если лошади трудно уже на этом этапе, как вы собираетесь ехать высший уровень со всеми его пируэтами, пиаффе и пассажами?

Ни одна лошадь не станет большепризной, если она не была тщательно и должным образом подготовлена к новым уровням посредством боковой работы. Представьте, что будет, если вы попросите человека, который умеет бегать только вперед, побежать или пройтись шагом в сторону или назад. Прежде всего, мозгу этого человека и его центральной нервной системе пришлось бы обработать информацию о новом способе передвижения, затем этот способ передвижения нужно было бы протестировать и попрактиковать какое-то время. И только после этого человек смог бы выполнить задачу на должном уровне, не падая, не теряя ритма, не уходя с траектории и не выглядя смешно со стороны. Первоначально ему бы не хватало координации и баланса, необходимых для нового способа передвижения и человек был бы вынужден использовать разные группы мышцы, которые у него еще не разработаны. Он бы медленно и постепенно продвигался к цели, стараясь не травмировать себя, не спровоцировать появление болезненности.

Как в случае с этим человеком, мы не должны ожидать моментального успеха от лошади, заставляя ее подниматься по лестнице развития,«проскакивая ступеньки».

Ожидание приводит к сопротивлению

Когда мы приступаем к боковой работе, нам нужно научить лошадь очень многому. Нужно быть очень осторожными, так как она становится очень чувствительной на шенкель и может убегать влево или вправо от него. Ее мозг начинает все быстрее обрабатывать информацию, движения становятся все более знакомыми, развивается мышечная память. Мы быстрее используем средства управления, и лошадь демонстрирует все лучшую координацию. Со временем она начнет реагировать на легчайшие сигналы всадника.

Однако, хотя лошадь и учится, она также может начать неправильно понимать эти новые средства управления. Она может проявлять нетерпение и отвечать до того, как мы закончим посыл, совершая ошибки. Это называется предугадыванием.

Предугадывание начинает проявляться, когда лошадь становится очень чувствительной к нашим сигналам, и связанное с этим ее беспокойство находит выражение в том, что она торопится дать ответ, чтобы поскорее уменьшить давление. Этим давлением может быть слишком большое количество руки, шенкеля, сгибания, слишком частое повторение, слишком большое количество шпоры или хлыста. Слишком много предугадывания и ожидания. Это проблема обучения, а не лошади. И она достаточно серьезна, ведь часто молодая лошадь, которую считают «трудной», потому что она предугадывает сигналы и дает «неправильные ответы», расстраивая всадника, является очень перспективной, развей всадник в ней доверие и уверенность.

Предугадывание может привести и к сопротивлению, потому что лошадь, пытаясь угодить, делает больше, чем она физически готова сделать.

Рассмотрим одно простое упражнение, которое мы практикуем, работая над траверсами и приниманиями: выполняем десятиметровый полувольт от F, а затем просим лошадь вернуться назад к B (или от M до В). Иногда, так как лошадь уже знает, что будет дальше, она, двигаясь по кругу, смещает зад вовнутрь слишком рано. Затем, когда она возвращается на дорожку, ее зад из-за этого оказывается под неправильным углом, что отражается на балансе и общей уверенности. В следующий раз, когда мы попросим ее выполнить это упражнение, она вспомнит свой неприятный опыт и ощущение непосильности выполнения задачи.

Когда лошадь начинает думать об упражнении отрицательно, она начинает сопротивляться, и наша работа в разы усложняется. Чтобы избежать этой проблемы, мы должны быть осторожными и не просить слишком много и слишком рано, не позволять лошади давать нам больше, чем она готова дать. Все задачи и упражнения должны быть представлены так, чтобы увеличивать лошади.

Хорошим примером вышесказанного является ознакомление лошади с приниманием. Мы должны вводить в работу принимания, двигая лошадь от середины манежа к стенке, а не наоборот. Мы делаем 10-метровый полувольт в углу, и он приводит нас к центральной линии, откуда мы просим лошадь выполнить принимание назад к стенке.

Лошадь знает, что, когда она достигнет стенки, упражнение закончится, стенка действует на нее как магнит. Но, если мы попросим ее сделать принимание от стенки к центральной линии, прежде чем она будет легко справляться с предыдущей задачей, лошадь может подумать, что мы хотим, чтобы он сделала принимание через весь манеж. Она знает, насколько велик манеж, и будет заранее ожидать, что ей будет тяжело. Лошадь начнет сопротивляться, отставать передом, терять сгибание, выпадать бедром.

Если лошадь предугадывает, мы не должны наказывать ее. Мы должны попросить ее выполнить что-то простое, с чем она наверняка справится, а затем попросить о выполнении более сложной задачи, но другим способом. Мы можем замедлять процесс обучения, снижать давление, изменять способ выполнения. Мы можем не только выполнять упражнение другим способом, но и делать перерыв в выполнении на несколько дней.

Работая разумно, чутко реагируя на потребности лошади, а не пытаясь заставить ее соответствовать нашим ожиданиям, избегая сопротивления и предугадывания, мы поощряем дальнейшее развитие гибкости, координации и желания сотрудничать.

Работа над плечом внутрь вниз по центральной линии, вид сзади. Обратите внимание, на фото 1 диагональная пара – левый зад и правый перед - только что оттолкнулась от земли и движется вперед. Ноги приземлятся вместе равномерно на трех дорожках следов, как мы увидим на фото. 2. Динамико хорошо согнут от затылка до хвоста, он эластичен и расслаблен.

Плечо вперед, вид спереди. На этом изображении Динамико четко движется в три следа и демонстрирует отличную симметрию. Когда он дойдет до стенки манежа, он не потеряет ни ритма, ни активности.

Тренируясь, мы стремимся постепенно улучшать качество движений. На рис. 4 работа над приниманием. Динамико не очень хорошо согнут, он слегка «застревает» в движении. На рис. 5 Динамико гнется лучше, неся себя, принимание более «текучее», всадник просто направляет его.

Боковая работа и сбор идут рука об руку

«Строительство» гибкости и координация - это только часть большой картины. Другое важнейшее предназначение боковой работы – достижение естественного сбора. Мы понимаем, что настало время двигаться от боковой работы далее, по тому, как лошадь начинает осознавать, что такое естественный сбор, как и где его использовать.

Боковая работа и естественный сбор - два аспекта обучения, которые не могут и не должны идти порознь. Подобно тому, как боковая работа ведет к более продвинутым движениям, естественный сбор ведет к изысканному сбору. Изысканный сбор - это то, что дает нам необходимую легкость и подъем, которые нужны для выполнения таких движений как принимание, менки в воздухе, пируэты, пиаффе, пассажи...

Поскольку лошадь работает над боковыми движениями и ее тело развивается, она узнает и о сборе, практикуя движения, которые постепенно меняют ее осанку и баланс. Поскольку обучение сбору проходит так органично, нам не нужно принуждать лошадь и использовать силу.

Итак, что такое естественный сбор? Лошадь, находясь в нем, дает нам что-то плавно, мягко, проявляя себя наилучшим образом. Когда она ясно понимает, чего мы от нее просим, и знает, как использовать свое тело, чтобы продемонстрировать наилучший результат. Естественный сбор идет «изнутри» лошади, когда она готовится к определенному движению. Она не может хорошо выполнить боковое движение без этой самоподготовки.

Под всадником меняется не только собственный естественный баланс лошади - ей также нужно узнать, как оставаться с ним в гармонии, выполнять движения не спонтанно и по собственному желанию, а в ответ на сигнал.

Так же, как принуждение лошади к боковой работе может привести к сопротивлению, так и принуждение к сбору может уничтожить ее уверенность в себе и способность собираться естественно. Естественный сбор должен прийти так же, как и плавные боковые движения: понемногу, шаг за шагом.

Это не обязательно означает, что всадник никогда не просит чуть больше сбора. Так как лошадь только учится, всадник должен, используя контакт и свое тело, а также вовремя слегка подталкивая лошадь, побуждать ее находить уровень естественного сбора, необходимый для совершения конкретного движения. Но нужно следить за тем, чтобы не просить больше, чем лошадь готова предложить.

Это требует от всадника очень тонкого чувства лошади.

Знание того, когда остановиться, важнее, чем знание того, когда просить больше.

Слева: Между траверсом и приниманием. Когда лошадь предлагает движение, всадник проявляет гибкость и креативность и сотрудничает с ней, повышая уровень ее уверенности. Маноло мягко трансформирует то, что дает лошадь, в то, что он хочет, тактично и с чувством.

Справа: Хорошее плечо внутрь вниз по центральной линии. Эта работа сложнее. Она должна вводиться, когда лошадь легко выполняет боковые движения и двигается вперед и в сторону свободно, не теряя активности, регулярности и изгиба. Лошадь на фото выровненна и двигается, четко выполняя плечо внутрь в три следа.

Траверс вниз по центральной линии. Поначалу траверсы выполняются только у стенки, чтобы лошади было легче учиться. На фото мы видим, что Динамико легко несет себя, Маноло не поддерживает его. Обратите внимание на идеальное выравнивание диагональной пары – правый перед/ левый зад.

Сбор - это совместная работа, это всадник и лошадь, работающие в совершенном взаимопонимании и гармонии, помогая друг другу так, что кажется будто они одно целое.

Мне кажется, что всадник и лошадь похожи на пару фигуристов - они настолько отполировали свое мастерство, что кажется, будто на льду одно существо. Пара фигуристов приближаются к моменту выступления, когда партнер должен поднять партнершу и нести ее над головой. В ту секунду, когда партнерша отрывает конек ото льда, партнер уже подготовился, он находится в лучшей позиции, позволяющей ему поднять напарницу и удерживать ее над собой. Однако ее собственное положение имеет жизненно важное значение для успеха подъема. Если ее баланс не совсем правилен, это повлияет и на его баланс. Если она хорошая фигуристка, то будет корректировать собственное тело и баланс, чтобы помочь партнеру. Может быть, ей нужно будет переместить руку немного вперед или в сторону, чтобы подстроить свой баланс под него, или же держать свою голову немного выше или ниже. Она может почувствовать, как он балансирует, и сделать вывод о том, что ей нужно сделать, чтобы ее баланс способствовал общей гармонии.

Мы должны стремиться к тому, чтобы найти те же баланс и чувство, когда мы едем верхом. Если мы хотим создать партнерство, нам нельзя закрепощать наши тело и ум, так как лошадь закрепостит свои тело и свой ум в ответ. Мы должны развивать в лошади естественный и независимый баланс, так же как мы развиваем свой.

Сбор - это партнерство, в котором лошадь и всадник настолько настраиваются друг на друга, что шесть ног, два ума и два сердца объединяются и работают, как единое целое.

Всадник, который укорачивает шею лошади жестким, нечувствительным контактом, а затем использует шпоры, чтобы «округлить» ее для того, чтобы заставить выполнить искусственное пиаффе, не создает истинного сбора. Постольку, поскольку ложный сбор не является истинным, постольку и техническое выполнение движений не является выездкой. Выездка - это изящество, легкость, красота и гармония.

Маноло Мендес совместно с Изабелой Дин и Кэролайн Ларруил; перевод Валерии Смирновой по материалам сайта https://www.manolomendezdressage.com/

Комментарии
Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь для комментирования