Подготовка молодой лошади к первым соревнованиям

14 сентября 2018 г.

Подготовка молодой лошади к первым соревнованиям

В течение многих лет я получал квалификацию и принимал участие в Longines / FEI World Breeding Championships for Young Horses (WBFSH), который ежегодно проводится в Европе для пяти-, шести- и семилетних лошадей. Этот чемпионат всегда был отличным шансом не только оценить возможности лошадей по европейскому стандарту, но и обогатиться ценнейшей информацией. Однако в работе молодой лошади главным остается не то, примет ли она участие в престижном чемпионате, а то, сможете ли вы предоставить ей грамотный тренинг, заложить прочный фундамент, благодаря которому она сможет успешно развиваться в дальнейшем.

David Wightman and Hotshot AF, a 6-year-old Oldenburg gelding by Hotline out of a Spielberg mare, owned by Wightman and his wife Kathleen Raine Wightman

Дэвид Уайтман и Hotshot AF, шестилетний ольденбургский мерин от Hotline и кобылы от Spielberg.

Как говорится, важна не вершина, а путь к ней. Поэтому тесты FEI для молодых лошадей следует рассматривать лишь как шаг в развитии лошади от заездки и, если повезет, до Большого Приза.

В этой статье я хочу рассказать об этом шаге, о том, как подходить к тренингу лошади, ставя перед собой цель – участие в соревнованиях для пятилеток FEI Young Horse.

Предпосылки

Прежде всего, я хочу рассказать о том, что я ищу в трех- и четырехлетней перспективной лошади. Трехлетка уже должен шагать, рысить и галопировать под седлом.

На шагу я хочу увидеть большой заступ (заднее копыто должно ступать за отпечаток переднего с той же стороны). Лошадь не должна терять ритм, когда вы просите ее сделать шаги короче, не должна бочить.

На рыси мне нужна эластичность (лошадь должна естественно двигать спиной, а задние ноги должны глубоко ступать под корпус).

Галоп должен быть четким трехтактным аллюром, не слишком широким, поскольку слишком широкий галоп в дальнейшем затруднит работу над сбором лошади.

К концу четвертого года лошадь должна хорошо двигаться вперед и быть в контакте, немного гнуться на 20-метровых кругах и делать небольшую уступку шенкелю от четвертной линии до стенки, а также начинать работать контргалопом.

Ежедневная работа для пятилетней лошади

Итак, представьте, что сейчас январь, вашей лошади пять лет, и ваша цель – сделать ее одной из лучших 15 лошадей страны, претендующей на большой национальный чемпионат Markel / USEF Young & Developing Horse Dressage, который проводится в Lamplight Equestrian Center в Уэйне, Штат Иллинойс, обычно в августе.

Первый вопрос, который вы задаете себе, когда начинаете обучение в этом году: моя лошадь хорошо двигается в контакте на шагу, рыси и галопе? Этот контакт должен чувствоваться как то, что лошадь осторожно тянет вас вперед, когда она движется вперед.

Шаг. Обычно во время каждой тренировки вы, вероятно, начинаете, шагать свою лошадь в течение 10 минут на длинном поводу, прежде чем взять контакт и начинать рысить, не так ли? Но я обнаружил, что часто лучше оставить шаг для конца тренировки. Помните, что ваша молодая лошадь может быть «свежей» или напряженной, особенно если на улице холодно. Поэтому иногда вместо начальной 10-минутной прогулки шагом я часто начинаю рысить сразу или даже могу немного погалопировать. Это помогает снять напряжение. Как только лошадь расслабится, приходит время шага на длинном поводу.

Каждый день я обращаю внимание на контакт с трензелем, прося лошадь становиться более выровненной, кода она идет вдоль длинных стенок.

Углы. Углы являются краеугольным камнем, позволяющим проехать езду хорошо. Поэтому важно потратить время, чтобы объяснить лошади, как правильно согнуть свое тело в углу и сбалансироваться. Этому я начинаю учить лошадь в феврале, добавляя переходы рысь-шаг перед углами. Я приближаюсь к углу на рыси. Около 5 метров до угла я прошу лошадь перейти в шаг. Я прохожу шагом угол и снова прошу рысь. Вскоре я буду рысить, шагать, а затем выполнять уступку шенкелю от моей внутренней ноги и перемещать шею лошади внутрь в углу. В этот момент я не слишком беспокоюсь о своей внешней ноге. Как только я прохожу угол, я снова выравниваю лошадь вдоль длинной стенки.

Corners are the cornerstones of being able to ride a good dressage test. So it’s important to take the time to explain to the horse how to properly bend his body and balance through them. Wightman begins teaching this to the horse by adding trot–walk transitions before the corners.

Обучаем правильному прохождению углов. Рысите вдоль длинной стенки по направлению к углу. Перейдите в шаг за пять метров до угла.

teach correct corners 2

Шагом пройдите угол. Пройдя угол, снова переведите лошадь в рысь.

Рысь. Как только я начинаю рысить, я сосредотачиваюсь на постоянном контакте рта лошади с трензелем. Я хочу «равномерно» чувствовать обе стороны рта. Нужно, чтобы лошадь двигалась вперед на контакт. Это позволит нам начать развивать ритм, прямолинейность и гибкость.

Лошадь будет неоднократно брать повод и сбрасываться с него. Если она взяла повод, я закрываю кисть и ногу, чтобы добавить больше давления. Если лошадь сбросила контакт, я усиливаю воздействие ног и пытаюсь подтолкнуть лошадь на контакт.

В феврале я начинаю просить лошадь двигаться по 12-метровым вольтам (сам сижу учебной рыси). 12-метровые вольты являются ключом к поддержанию лошадью баланса. Нет причин делать их меньше 10 метров, а вот 15-метровые вольты слишком велики. Я буду выполнять 5-6 12-метровых вольтов через день. Это хороший способ поработать над балансом лошади и ее гибкостью.

Галоп/контргалоп. На галопе, как и на шагу, я стремлюсь добиться контакта, в котором мои руки следуют за ртом лошади. Мне не нужен брошенный повод. Я хочу, чтобы мои руки были эластичными и следовали за ртом лошади, когда она двигается.

Приступая к работе над контргалопом, я начинаю, галопируя по диагонали на R или S. Затем я стараюсь поддерживать галоп, когда еду по короткой стенке манежа. Не беспокойтесь, если лошадь перейдет на рысь. Если она это сделает, я продолжаю рысить (не останавливаюсь, так как это только создаст больше напряжения). На следующий день я снова попробую проехать на лошади контргалопом. Если лошадь делает на несколько метров больше контргалопа, я доволен этим прогрессом.

В феврале я начинаю просить лошадь поддерживать контргалоп вдоль всей короткой стенки манежа. Когда я прошу контргалоп, я могу немного пересогнуть лошадь, чтобы помочь ей продолжать двигаться с нужной ноги.

Повороты на заду. В езде для пятилеток вам нужно будет выполнить поворот на заду. Вот как я учу этому лошадей:

1. Я шагаю мимо С, захожу в угол на короткой стенке манежа и использую его, чтобы помочь лошади обучиться повороту на 180 градусов.

2. Я провожу лошадь в полуповорот, используя внутренний повод и внешний шенкель. Так я показываю лошади, чего я хочу. Я не волнуюсь, если поворот не идеален – сейчас он и не должен таким быть. Моя цель – сделать поворот плавным и активным. Лошадь должна думать о движении вперед. Сохранение чувства продвижения вперед – это самое главное.

Я обнаружил, что, как только вы начинаете работать над поворотом на заду, вам придется работать над ним каждый день. При этом не нужно делать 20 поворотов – достаточно двух или трех. Поверьте, к тому моменту, когда наступит август, лошадь будет выполнять этот элемент на «отлично». Но в феврале я все еще делаю большие повороты, слежу за тем, чтобы лошадь, поворачиваясь, двигалась впереди шенкелей.

Обучение повороту на заду. Едем шагом в угол на правом поводу. Начинаем поворот на заду вправо.

teach turn on the haunches 2

Продолжаем поворот вправо. Заканчиваем поворот и едем вперед.

Переходы. Лошадь уже должна выполнять базовые переходы, но теперь нам нужно приступить к работе над переходами шаг-галоп и галоп-шаг.

Когда я впервые прошу лошадь подняться в галоп с шага, моя единственная цель – галоп. Я не беспокоюсь о том, находится ли лошадь в поводу, сделает ли она всего пару темпов. То же касается и переходов галоп-шаг. Если лошадь совершает несколько шагов рыси между галопом и шагом, это нормально.

Когда я перехожу с галопа в шаг, я обычно начинаю, осторожно потянув повод, пока лошадь не перейдет в шаг. Хотя то, что вы тянете повод, обычно не поощряется в выездке, помните, что у вас молодая лошадь, которая раньше этого не делала. Поэтому я каждый день делаю переходы, и они становятся все более плавными и стабильными. Вам нужно, чтобы перед переходом лошадь подвела зад. Таким образом, со временем переход становится предвестником сбора на галопе. Переходы готовят лошадь к развитию прямолинейности и сбора, которые ей понадобятся позже.

Первые соревнования

В январе вам нужно ориентироваться на квалификационные соревнования, которые начинаются в конце марта. За это время вы успеете изучить езду для двух классов FEI Young Horse (предварительный и финальный) для пятилетних лошадей, которые используются в качестве отборочных. В начале марта до нашего первого квалификационного старта остается три недели, поэтому моя цель в этот момент – проехать езду спокойно, укрепляя доверие. Я начинаю работу над ездой дома, чтобы проверить, могу ли я проехать ее без возникновения серьезных проблем – неравномерного ритма аллюров, закрепощенной спины. Если у меня возникнут проблемы, я не буду участвовать в турнире. Но я не обращаю внимания на такие недочеты, как великоватые вольты или лишняя пара шагов рыси на переходах шаг-галоп или галоп-шаг.

Когда я еду езду на турнире, я выезжаю рысью на A и останавливаюсь на X. Очень важно въехать, двигаясь вперед активной рабочей рысью. Это произведет впечатление на судей. Просто убедитесь, что эта рысь сбалансирована и лошадь не убегает.

Итак, я въезжаю на боевое поле рысью и разрешаю лошади сделать пару шагов перед остановкой. Въезд должен быть прямолинейным, и я всегда позволяю лошади сделать шаг или два из остановки перед рысью. Это идеально для молодой лошади – так она останется расслабленной и будет двигаться вперед. Позже на собранной рыси лошадь должна больше подводить зад, чем на рабочей.

Поворачивая на С налево, я готовлю лошадь для сбалансированного прохождения поворота перед серпантином. Как только я делаю первую петлю поворота, я еду, будто хочу показать среднюю рысь – так я лучше продемонстрирую лошадь судьям. Я замедляюсь перед короткой стенкой (надеясь, что это делает мою среднюю рысь шире). Поскольку я довольно хорошо двигаюсь вперед во время выполнения серпантина в три петли, мне нужно показать разницу между рабочей и средней рысью.

Затем я шагом делаю хороший большой поворот на заду – не огромный, просто немного больший и с идеей движения вперед. Как только поворот заканчивается, я выполняю 10-метровый вольт налево на рыси. Тут я по-настоящему стараюсь согнуть и сбалансировать лошадь. Я не хочу, чтобы она валилась вовнутрь, как велосипед!

Поверните налево на E, поверните направо на B. Звучит просто, но это не так. Теперь мне нужно согнуть лошадь налево в левом повороте, а затем направо в правом, затем сделать вольт направо сбалансировано и со сгибанием.

Теперь, когда вольты закончены, я снова двигаю лошадь немного больше вперед и меняю направление на средней рыси. На этот раз я рискую и прошу большего. Я хочу получить максимальную рысь, сохраняя при этом баланс и ритм. Когда вы осваиваете среднюю рысь дома, делайте это в строевой посадке. Помните, у вас очень молодая лошадь!

Я хочу сделать спокойный переход к среднему шагу на букве C. При изменении направления вниз по диагонали на H я стараюсь следовать за ртом лошади своими руками, сохраняя эластичное чувство контакта. Повод должен быть длиннее, чем если бы вы ехали собранным шагом, но короче, чем когда вы едете шагом на длинном поводу. Кроме того, я стараюсь не давать лошади слишком низко опускать затылок.

Далее на среднем шагу на длинном поводу от H до P я хочу, чтобы лошадь растянулась вперед и вниз головой и шеей и держала нос впереди вертикали. Когда я подбираю повод назад, я стараюсь поддержать четырехтактный ритм шага и концентрируюсь на прямолинейности перед переходом в галоп.

Я не беспокоюсь, если лошадь выйдет немного выше трензеля во время перехода в галоп. Теперь мы делаем средний галоп по длинной стенке манежа. Здесь я не слишком рискую. Я просто пытаюсь двигать лошадь вперед и возвращаю ее, удлиняя шаг.

Мы делаем половину круга, чтобы повернуть на E до петли контргалопом. Здесь я не волнуюсь, если поворот немного велик. Я бы предпочел, чтобы поворот был немного большим, и лошадь оставалась сбалансированной. Помните, что лошадь еще молода.

Далее – контргалоп. Здесь я хочу попытаться сохранить ногу и как можно больше баланса. При переходе в шаг я подбираю лошадь на галопе, а затем прошу перехода в шаг. В этот момент меня не беспокоят 1-2 шага рыси. На переходе в галоп я думаю о прямолинейности. Мне нужна оперативная реакция на мои шенкеля.

Далее – средний галоп по длинной стенке. Здесь я подвергаюсь большему риску, потому что здесь на центральной линии нет резкого поворота.

Я меняю повод через короткую диагональ и поддерживаю контргалоп с левой ноги. Особенно важно ехать активным трехтактным галопом. Это не означает торопиться.

Теперь я делаю простую перемену ноги, думая о прямолинейности.

Далее идет переход к рыси, затем растяжение вниз и наружу на половине 20-метрового круга. Здесь очень важно, чтобы лошадь потянулась на контакт. Я стараюсь следовать за ртом лошади вперед и вниз, когда она растягивается. Я хочу настоящей рабочей рыси с носом впереди вертикали, когда мы поддерживаем контакт.

Наконец, мы опускаемся вниз по центральной линии в активной рабочей рыси, останавливаемся на X и приветствуем судей.

Если вы чувствуете, что ваша молодая лошадь талантлива, вы должны попробовать проехать с ней езду для молодых лошадей, потому что очень важно получить отзывы о своем тренинге и качестве аллюров. Удачи!

Дэвид Уайтмэн (источник); перевод Валерии Смирновой.

Комментарии
Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь для комментирования