Интервью с Людгером Бербаумом о конном спорте России и Германии | Prokoni.ru

Людгер Бербаум: "У вас есть новое молодое поколение спортсменов, на которых вы можете рассчитывать в будущем"

18 апреля 2019 г.
Автор - Александра Маслакова

Людгер Бербаум и главный редактор Prokoni.ru Александра Маслакова/автор фото: Алина Васильченко @gladdys88

Людгер Бербаум впервые за последние 20 лет посетил Россию с мастер-классом, который состоялся на прошлых выходных в КСК Maxima Stables. Мы не могли упустить возможность взять интервью у великого спортсмена. Четырехкратный олимпийский чемпион оказался очень открытым и приятным собеседником, и поговорить удалось о многом: о немецкой системе спортивного образования и немецкой индустрии в целом (вы не поверите, но даже в этой идеальной системе есть свои спорные моменты), о том, как организовано сотрудничество между племенными фермами и всадниками в Германии, о приверженности традициям и открытости новому, и даже немного о санкциях.

Prokoni: Это не первый ваш визит в Россию, когда вы приезжали сюда в последний раз? И что, по вашему мнению, изменилось в российском конном спорте с того времени?

Людгер Бербаум: Первый раз я побывал в Москве давно, около 20 лет назад. Мне сложно судить об изменениях в конном спорте, потому что очень многое изменилось с того времени, и между моей первой поездкой и сегодняшней я ни разу не был в России. Но, конечно, я могу сказать, что сейчас мы находимся в одном из лучших конноспортивных комплексов из всех, которые я когда-либо видел. А я езжу по турнирам не только в Германии и России. Поэтому, если вы спрашиваете меня, что изменилось, я могу сказать, что Россия в своем развитии сделала большой шаг вперед, сейчас это современная страна, и этот конноспортивный комплекс [Maxima Stables], несомненно, один из лучших в мире. Здесь я большую часть времени общался с молодыми всадниками, не тем поколением, которое выступало 28 лет назад, и я думаю это очень позитивный момент. У вас есть новое молодое поколение спортсменов, на которых вы можете рассчитывать в будущем.

Людгер Бербаум/фото: Frank Fotistica

Prokoni: Этим летом в Москве в этом самом конноспортивном комплексе пройдет квалификационный турнир по конкуру к Олимпийским играм 2020. Что вы можете сказать по этому поводу?

Людгер Бербаум: Я думаю, это очень позитивный момент. Это хорошее мероприятие, которое позволит вам проверить свой уровень и свои стандарты относительно всадников топ-уровня. Это, конечно, в большей степени касается не нового поколения всадников, а основных взрослых российских спортсменов. Для России это, в первую очередь, отличная возможность стать хозяйкой большого турнира и собрать вместе всех причастных к этому событию людей, а для лучших российских всадников – это шанс проверить на каком уровне они находятся в данный момент.

Людгер Бербаум/автор фото: Алина Васильченко @gladdys88

Prokoni: Конный спорт в Германии находится на очень высоком уровне, расскажите, пожалуйста, как именно там устроена система образования для молодых всадников, какие организации помогают спортсменам в начале их карьеры и каким образом они это делают: помогают с обучением, с покупкой лошадей или каким-то другим способом?

Людгер Бербаум: Нет, конечно, никто не помогает всадникам с покупкой лошадей. Я думаю, вы знаете, что история конного спорта и конной индустрии в Германии насчитывает более ста лет. И речь идет не только о верховой езде и обучении будущих чемпионов. Это также касается ухода за лошадью, здоровья лошадей, конезаводства – это очень важный фактор для развития конной индустрии. Все это неразрывно связано с сельскохозяйственным сектором. Очень важно знать, как правильно кормить лошадь, ухаживать за лошадью, ковать ее. Ветеринария у нас также находится на очень высоком уровне. И затем у нас есть Федерация конного спорта, которая организовала, на мой взгляд, хорошую систему начального обучения для детей.

Людгер Бербаум/автор фото: Алина Васильченко @gladdys88

Им необходимо сдать экзамен по теории, они должны знать, как надевать уздечку, как почистить лошадь, как ее кормить и все это еще до того, как они начнут ездить верхом. Затем у них есть уроки верховой езды, где они, в том числе, учатся правильной посадке, практике и теории конного спорта. И до того, как всаднику разрешается принять участие в соревнованиях, ему надо пройти один или два теста, чтобы получить разрешение выступать. Я думаю, что базовое обучение у нас очень хорошо организовано.

Вся индустрия в целом у нас очень хорошо развита, и еще один позитивный момент заключается в том, что границы открыты, мы живем в глобализованном мире. Мы можем распространять свои ноу-хау – лошадей и услуги – в другие страны, это также очень полезный и положительный момент с экономической точки зрения.

сборная Германии выигрывает чемпионат Европы в Хернинге, 2013 год/фото: Ludger Beerbaum Stables

Но у нас есть и слабые стороны, например, в настоящее время, кроме Ахена, турнира, который, несомненно, является очень популярным, для всех остальных турниров сейчас не самое простое время. Сегодня в разных странах проводится очень большое количество соревнований, многие из которых привносят в конный спорт новые возможности и эмоции, новых спонсоров и большие призовые. Поэтому перед организаторами обычных местных турниров стоит совсем непростая задача. Они должны балансировать между тем, сколько денег они могут позволить себе потратить на организацию турнира, каких всадников они хотят пригласить, кроме того, они должны платить довольно большие налоги государству и тд. Все это действительно усложняет жизнь организаторам турниров, и это слабая сторона немецкой конной индустрии.

Людгер Бербаум/фото: Longines Equestrian Beijing Masters

Prokoni: Как организовано общение и сотрудничество между племенными фермами и всадниками в Германии?

Людгер Бербаум: На самом деле, я не думаю, что между немецкими всадниками и конефермами происходит много взаимодействия и сотрудничества. Общение – да, конечно присутствует, потому что конезаводчики ездят на турниры, разговаривают с всадниками, обсуждают мировые стандарты в спорте и конезаводстве. Но, если говорить о тех решениях, которые принимают конезаводчики каждый год – каким жеребцом крыть ту или иную кобылу – здесь они все решают самостоятельно, руководствуясь своим собственным опытом и знаниями. Также многое зависит от личных предпочтений конезаводчика и его цели – нужно ли ему получить красивую выездковую лошадь или конкурную лошадь на хороших движениях и тд.

Людгер Бербаум в Лондоне/фото: Ludger Beerbaum Stables

Я также думаю, например, что немецкие конезаводчики гораздо больше общаются с бельгийскими, голландскими и французскими конезаводчиками, чем с немецкими всадниками. Конечно, когда их лошади подрастают и им исполнятся 3, 4, 5 лет, им нужно обратиться к спортсменам и выяснить, есть ли среди них желающие работать с их лошадьми. Но все же, при принятии решений конезаводчики ни с кем особенно не советуются, полагаясь на собственные знания и опыт. Так что активного общения между конезаводчиками и всадниками нет.

Людгер Бербаум на Chaman/фото: Eszter Alrutz

Prokoni: А конефермы нанимают молодых всадников для работы со своими молодыми лошадьми? И еще один вопрос: стараются ли конезаводчики продать хорошую лошадь именно немецкому всаднику, чтобы сохранить лучших лошадей для своей страны и своих спортсменов?

Людгер Бербаум: И да, и нет. Это не такая уж и распространенная ситуация, когда конефермы держат лошадей у себя подольше и нанимают всадников для работы с ними, не все могут себе это позволить. Очень часто конефермы просто разводят лошадей и продают их еще жеребятами или, если они держат лошадей немного дольше, они стараются отдать их в работу всадникам на других конюшнях. Что касается второго вопроса – стараются ли конезаводчики сохранить лошадей именно для немецких всадников – это скорее исключение, а не правило. Потому что самая лучшая ситуация – это ситуация, при которой конезаводчик заработает больше. Иногда они оставляют лошадь в работу немецкому или голландскому всаднику, но только затем, чтобы иметь возможность позже продать ее подороже, например, в Америку. И я думаю, это нормально.

команда Германии выигрывает финал Кубка Наций/фото: Equestrian Life

Патриотизм – это, конечно, хорошо, и если появляется немецкий коневладелец, готовый заплатить за хорошую молодую лошадь, то почему бы и нет. Я и сам так делаю, время от времени покупаю 5, 6 – летних лошадей. Но думать, что конезаводчики будут специально сохранять лошадей для немецких всадников в ущерб себе – это наивно, так это не работает.

Prokoni: Какие три совета вы бы дали для того, чтобы повысить уровень конного спорта в России?

Людгер Бербаум: Только три?) Я думаю, что первый совет был бы таким – и это то, что понемногу уже происходит в России – сельское хозяйство здесь понемногу становится сильнее по многим причинам, одна из которых – европейские и американские санкции. Из-за них России понадобилось развивать собственное сельское хозяйство и производства и я думаю, что для вас это положительный момент. С усилением и развитием сельскохозяйственного сектора вы сможете разводить собственных лошадей, производить свои корма и другие продукты. Я думаю, это очень здоровая тенденция развивать собственную индустрию. Конечно, если мы говорим о среднесрочной и долгосрочной перспективе.

Людгер Бербаум и Изабель Верт/фото: Ludger Beerbaum Stables

Совет номер два – это стараться развивать конный спорт по всей стране, а не только в Москве. Я знаю, что это сложно, так как Россия – очень большая страна, самая большая в мире. Однако, в тех местах, где это возможно, надо привносить правильную систему, работать с Федерацией конного спорта, посылать людей от Федерации, чтобы обучать людей на местах. Сегодня это стало намного проще со всеми новыми технологиями, планшетами и смартфонами. Стало возможным дистанционно проходить тесты, изучать теорию, учить людей всем аспектам конного спорта.

Людгер Бербаум и Casello в финале Кубка мира-2019/фото: Стас Муляр

И совет номер три – это, конечно, при поддержке государства и Федерации организовывать турниры в регионах. Я имею в виду не пятизвездочные турниры уровня Global Champions Tour, а обычный маленькие соревнования для детей, юношей и юниоров. Надо проводить чемпионаты и серии турниров и делать все для того, чтобы год от года всадники повышали свой уровень.

Prokoni: Сегодня конный спорт очень отличается от того, каким он был в начале вашей карьеры: больше денег, спонсоров, турниров, больше возможностей. Как вы считаете, важно ли меняться самому и следовать за всеми изменениями индустрии или же в конном спорте важно сохранять традиции?

Людгер Бербаум: Это сложный вопрос. И, конечно, здесь не может быть однозначного ответа. Я думаю, мы все понимаем, что необходимо сохранять часть традиций, но конечно не все. Также, сохранять традиции – не значит охранять их от любых изменений и преобразований. Традиции должны развиваться и меняться в лучшую сторону.

Людгер Бербаум и Александра Маслакова/автор фото: Алина Васильченко @gladdys88

Мы не должны стараться сохранить все в том виде, как это было 25 лет назад.

Я также думаю, что надо совмещать традиции с новыми турнирами и сериями. Чем более глобальным становится спорт, тем больше становится понятно, что он не может все время подстраиваться только под страны Западной Европы. Для большого количества стран это просто невозможно. Это, конечно, замечательно, что у нас есть первый дивизион Кубка Наций и Финал Кубка Наций, но всадники из других стран и областей также должны иметь доступ к хорошим турнирам, в том числе и пятизвездочным, и об этом нельзя забывать.

Людгер Бербаум/автор фото: Алина Васильченко @gladdys88

Я также считаю, что очень важно оставаться в системе Олимпийского комитета, следовать его правилам и, при необходимости, защищать все федерации до одной во всех странах мира.

Благодарим Людгера Бербаума за очень интересный и открытый разговор!

Комментарии
Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь для комментирования