Статьи, #ProkoniPersonalBlog: Дарья Аксенова о лошадях на войне | Prokoni.ru

#ProkoniPersonalBlog: Дарья Аксенова о лошадях на войне

9 мая 2020 г.
Автор - Дарья Аксенова

Сегодня мы празднуем 9 мая - День Великой Победы над нацистской Германией.

День победы славится красивыми парадами и обширным празднованием. В этот день мы поздравляем ветеранов, которые рисковали жизнью защищая наше будущее и нашу страну. Вспоминаем тех,кто погиб на фронте. Я уверена, абсолютно в каждой семье есть своя история о Великой Отечественной Войне.

Но сегодня я хочу поговорить о тех, без кого в такое страшное время пришлось бы очень тяжело, кто внес большой вклад в нашу победу - о лошадях.

Можно сказать, что лошадь была основным и незаменимым участником войны, причем и для нас, и для вражеской армии, хотя многие говорили, что кавалерия - это устаревший вид войск.

В Великой Отечественной войне погибло очень много лошадей, которые также сражались за нашу свободу. В первые год войны СССР потерял значительную часть поголовья: в июне 1941 года в СССР насчитывалось 17,5 млн лошадей, к сентябрю 1942 года их осталось всего 9 млн с учетом жеребят.

“Лошади старались, как умели,

Вынесли героев из атак —

Чтоб герои в песнях прогремели,

Только не споют о лошадях…”

(М. Щербаков, «Человек судьбой своей играет»)

Это в нынешнее время лошадь больше ассоциируется с дорогим содержанием и элитным спортом, а раньше эти животные были неотъемлемой частью каждого дома.

В Великую Отечественную войну, в основном, лошадей использовали в качестве транспорта. Лошади имели ряд преимуществ - они были хорошей тяговой силой, хорошо передвигались по бездорожью, не нуждались в топливе, ведь на войне с поставкой топлива были большие перебои. Плюс ко всему лошади достаточно долгое время могли обходиться подножным кормом, особенно, в теплое время.

Для каких же целей использовались лошади в ВОВ:

Для перевозки артиллерии и снаряжения.


Для перевозки и размещения полевых кухонь.

(По льду Ладожского озера прошел первый конный обоз в блокированный Ленинград).

Для перевозки раненых и медикаментов.

Связные и врачи чаще предпочитали для передвижения лошадей.

Лошадь стала незаменимой и для партизан. Руководитель партизанского движения на Украине Сидор Артемьевич Ковпак говорил:«Пеший боец-партизан имел ограниченный радиус действия и этим был привязан к территории базы отряда. Посаженные на коня партизаны-бойцы за зиму 1942 г. превратились в грозную силу, способную наносить врагу мощные удары. Стремительный марш в 80-100 километров за зимнюю ночь, а на рассвете - налет на вражеский гарнизон, живший до этого тихо и спокойно. В условиях партизанской борьбы никакой двигатель, никакая машина не могут заменить коня. Во-первых, машина требует горючего, а корм для коня можно найти повсюду. Во-вторых, самый совершенный глушитель не может заглушить звук мотора, а на коне, обмотав копыта мешковиной, мы проходили в 50-100 метрах от вражеских гарнизонов совершенно бесшумно. В-третьих, для машины нужны дороги, а мы в условиях полнейшего бездорожья в метель, стужу и туман, когда не летали даже самолеты, совершали марши по 50-60 км за ночь».

Все крупные наступления проходили с участием кавалерии.

Летом 1941 года в оборонительном сражении под Смоленском рейды пяти кавалерийских дивизий в немецкий тыл оказали существенную помощь советским войскам. В ходе первого советского контрнаступления под Ельней именно рейдовые действия советской конницы задержали подход германских резервов и тем самым обеспечили успех.

В ноябре-декабре 1941 года во время наступления под Москвой почти четверть советских дивизий были кавалерийскими. Два кавалерийских корпуса, именно в эти дни ставших гвардейскими, играли стратегическую роль в советском контрнаступлении. Конники, стремительно продвигаясь по заснеженным лесам Подмосковья, громили вражеские тылы и резервы.

Утром 2 августа 1942 года казаки 13-й Кубанской кавалерийской дивизии, умело использовав высокую степную траву, в конном строю неожиданно и с успехом атаковали немецкую пехоту у станицы Кущевской.

В операции "Багратион" в 1944 г., когда техники было много, для прорыва на оперативный простор использовалась кавалерия.

26 апреля 1945 года бойцы 7-го гвардейского кавалерийского корпуса начали штурм города Бранденбург, в 40 километрах к западу от столицы Германии. Тем самым именно кавалеристы в ходе финального наступления Великой Отечественной войны замкнули окружение вокруг Берлина.


Каких же лошадей использовали во время Великой Отечественной войны? Абсолютно всех - любая лошадь была полезна на тот момент. Конечно, для особых случаев были свои предпочтения.

Артиллеристы, например, любили лошадей тяжеловозных пород - они без проблем буксировали даже огромные гаубицы. Особенно в фаворите были Владимирские тяжеловозы. А вот когда во время войны советские войска использовали завоеванных немецких лошадей упряжных пород - постоянно удивлялись: “Вроде кони здоровы, а через несколько дней работы почему-то падают.” Все просто: немецкие лошади привыкли к шикарному уходу, первосортному и регулярному кормлению, а вот владимирец более неприхотливая лошадь, которая может пройти огромное расстояние, при этом питаясь подножным кормом, достаточно длительное время.

К сожалению, в связи с пандемией коронавируса, в этом году мы не смогли порадоваться параду Великой Победы - он был перенесен. Но если вы сидите дома на карантине и хотите подробнее узнать о том, как лошади пережили Вторую Мировую Войну - рекомендую посмотреть фильм “Боевой конь”. Не буду рассказывать про него долго, скажу одно - очень грустный и добрый фильм, рекомендую к просмотру немедленно, а особенно сегодня - в день Великой Победы.

А еще поздравьте своих бабушек и дедушек, скажите им спасибо за мирное небо над головой, и не забудьте сказать спасибо своим лошадям за то, что их предки так же сражались за нашу победу.


С уважением, Дарья Аксенова.

Комментарии
Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь для комментирования