Статьи, Лариса Борисова: «Все зависит только от людей» | Prokoni.ru

Лариса Борисова: «Все зависит только от людей»

17 декабря 2022 г.
Автор - Вероника Клюквина

Всероссийский научно-исследовательский институт коневодства и Опытный конный завод №98 в Дивово в свое время добились невероятных успехов в совместной работе. Получить необходимые знания, а также показать свое мастерство на турнирах съезжались конники со всей страны. Во ВНИИКе работали ведущие специалисты конной сферы, а в конюшнях Опытного конного завода были собраны лучшие крови самых востребованных в России пород.

Цветущий, развивающийся, огромный комплекс с развитой инфраструктурой и лучшими разработками – таким помнит ВНИИК Мастер спорта международного класса, тренер высшей и судья всероссийской категории, кандидат биологических наук Лариса Анатольевна Борисова.

Но что изменилось сейчас? Почему остались лишь призраки прошлого в виде заброшенной троеборной трассы, погорелой конюшни и оставленном ипподромном круге, напоминающие нам о былом величии комплекса?

Вместе с Ларисой Анатольевной Борисовой мы окунемся в воспоминания и попробуем разобраться, что послужило трагической потере центра конного спорта России.


Лариса Анатольевна Борисова / Фото: из личных архивов

Расскажите, с чего началась ваша история во ВНИИКе?

Лариса Анатольевна: Я родилась в городе Новосибирск. Моя семья не имела никакого отношения ни к лошадям, ни к сельскому хозяйству в целом. Но меня всегда интересовали лошади.В нашем городе была небольшая секция в семи километрах от города, и в 10 лет я начала там заниматься конным спортом.

Спустя 10 лет на соревнованиях я встретила спортсменов, которые побывали в Институте коневодства на курсах повышения квалификации. Меня и других сибирских всадников очень поразил прогресс, ведь их мастерство вышло на другой уровень, который для нас был недосягаем. Так у меня появилась новая мечта — поехать во Всероссийский научно-исследовательский институт коневодства на курсы повышения квалификации тренеров по конному спорту.

Семья у меня была не самая богатая, поэтому родители в то время не поддержали мое желание. Тем более на курсы была живая очередь из спортсменов со всей России, и далеко не каждому удавалось на них попасть. Но, тем не менее, благодаря помощи ребят из секции, которые помогли мне собрать деньги на билет, я в 1987 году была зачислена в ряды студентов.

Во ВНИИ Коневодства проходили тренировки по трем классическим олимпийским видам конного спорта: выездка, конкур и троеборье. В течение трех месяцев обучения я посещала все тренировки, по вечерам наблюдала за спортсменами с трибун, знакомилась с другими всадниками и тренерами.

Я была в восторге, когда приехала в Рязань во ВНИИК. Здесь работали великие люди, например, Николай Владимирович Сафронов [1], Александр Анатольевич Варнавский [2], которые преподавали на курсах повышения квалификации. Кроме того, в преподавательский состав входили ведущие научные специалисты. Следует заметить, что славные тренерские традиции в поселке были заложены Сергеем Ивановичем Филатовым [3], а продолжали их Оскар Оттович Роге [4], Виталий Николаевич Дорофеев [5] и многие другие. В тот период в институте были собраны действительно лучшие люди, которые росли, развивались и жили конным спортом и коннозаводством.

По окончанию курсов Николай Сафронов предложил мне работу берейтора во ВНИИКе. Я решила принять его и остаться жить в Рязани. Затем я вышла замуж за мастера спорта и очень талантливого тренера Александра Петровича Борисова [6], поступила в Сельскохозяйственную Академию [7], и моя карьера начала складываться в качестве спортсмена.

1. Николай Владимирович Сафронов — заслуженный тренер России, под наставничеством которого Мастер спорта международного класса Михаил Сафронов и многие другие Чемпионы.

2. Александр Анатольевич Варнавский — МСМК, кандидат биологических наук, был старшим тренером сборной России по конкуру и председателем комитета по конкуру.

3. Сергей Иванович Филатов (1926-1997) — советский спортсмен, заслуженный мастер спорта СССР и Олимпийский Чемпион 1960 года.

4. Оскар Оттович Роге (1903-1985) — выпускник кавалерийской Школы, участник Великой Отечественной войны, судья всесоюзной категории, постановщик конных трюков в кинофильме «Смелые люди» (1950), соавтор книги «Вольтижировка и джигитовка» (1972). Возглавлял конюшню кафедры «Коневодство» в Тимирязевской сельскохозяйственной Академии, а также работал тренером во ВНИИКе.

5. Виталий Николаевич Дорофеев (ушел из жизни в 1996 году) — советский троеборец, мастер спорта, неоднократный Чемпион России, серебряный призер Чемпионата СССР, член сборной команды СССР и тренер во ВНИИ Коневодства.

6. Александр Петрович Борисов (ушел из жизни в 2021 году) — спортсмен, тренер, коннозаводчик, мастер спорта и чемпион СССР по троеборью.

7. Рязанский государственный агротехнологический университет имени П. А. Костычева — до 2007 года Сельскохозяйственная Академия.

Каким вы помните ВНИИК, когда сами были спортсменом?

Лариса Анатольевна: Это был ухоженный, цветущий научный поселок с развитой инфраструктурой, который вызывал у меня восхищение. В то время Опытный конный завод занимался разведением русской рысистой, тракененской и других пород лошадей. Существовало спортивное и скаковое отделения, на которые распределялись выращенные лошади.

Процесс заездки и подготовки лошадей в конном заводе происходил согласно разработанным Институтом технологиям тренинга. Например, жеребята с самого рождения не только паслись, но и проходили первые этапы тренинга — еще будучи под матками их выпускали в большой манеж, чтобы они двигались, затем гоняли на пастбища по специальным прогонам. Заводские технологии на тот момент были действительно на очень высоком уровне, поэтому опытный конный завод славился не только по всей нашей стране, но и за рубежом.

Но самое большое мое воспоминание – это пони-клуб, которым руководила Елена Дубровская. Многие именитые сейчас спортсмены, такие как Татьяна Дорофеева, Михаил Сафронов, которых я помню еще совсем маленьких, были выходцами этого клуба.

Елена была настолько увлечена пони-клубом, что в нем занимались практически все местные дети. Пони принадлежали конному заводу, и он оплачивал работу тренеров.

Ежегодно на ипподроме Опытного конного завода проводился праздник Евпатия Коловрата, куда входили соревнования по скачкам и стипль-чезу. Огромный праздник! На него съезжалась вся Рязань. Ходили специальные автобусы, которые привозили зрителей из города. Это было важное событие как для спортсменов, так и для любителей лошадей. Все тщательно готовились к предстоящим соревнованиям. Выступали как спортсмены на лошадях ВНИИКа, так и местные жители, которые держали своих лошадей. Праздник Евпатия Коловрата оставлял множество приятных впечатлений и мотивировал спортсменов на дальнейшую работу и достижения.

Спустя столько лет праздник до сих пор ежегодно проводится на территории ВНИИ Коневодства, но уже в других масштабах. Этому послужило уменьшение отделений. Раньше соревнования были испытаниями для разновозрастных лошадей, каждое отделение готовилось показать результаты. Сейчас турнир носит более традиционный характер.


Лариса Анатольевна и Александр Петрович Борисовы / Фото: из личных архивов

У ВНИИКа есть троеборная трасса, которая раньше пользовалась большим спросом: проводились крупные турниры, съезжались спортсмены со всей России. Что изменилось сейчас?

Лариса Анатольевна: Раньше ВНИИК и Опытный конный завод №98 работали вместе. Институт присылал своих специалистов, руководил селекцией, а завод занимался реализацией практической части. Их сотрудничество действительно очень благотворно влияло на конный спорт в Рязанской области и длилось до 2000-х годов.

Троеборная трасса началась с идеи, которая пришла мне в голову в 1998 году: построить несколько препятствий для тренировок. Совместно с Александром Петровичем Борисовым, ребятами-спортсменами, на голом энтузиазме мы сделали это и даже провели первые соревнования по троеборью, в которых приняли участие 14 спортивных пар.

С каждым годом наша затея развивалась, появлялись новые идеи. После посещения турниров за рубежом мы старались внедрять их в наше «детище». Нас поддерживали ВНИИК и Опытный конный завод, выделяя деньги и технику.

Конечно, всем этим нужно было руководить. В нашу группу энтузиастов входили: Надежда Купцова, Александр Борисов, я, наши дети и спортсмены. Мы все строили своими руками.

Когда Президентом Федерации конного спорта Рязанской области стал Юрий Анатольевич Куприянов, по моей просьбе он выделил деньги на строительство новой троеборной трассы. И с того времени мы с командой начали изготавливать новые переносные и «мертвые» троеборные барьеры. Под моим руководством получилась отличная трасса, на которой удалось провести Чемпионат Центрального Федерального округа, а также несколько турниров уровня трех звезд (с 2018 года четырех звезд).

Как-то раз во ВНИИКе собралось около 120 участников. Конечно это было возможным благодаря тому, что конный завод имел денники для размещения приезжих лошадей, а институт — гостиницу. Все это развивалось до тех пор, пока не случился пожар*, который окончательно поставил точку в «развале» Опытного конного завода.

*20 апреля 2014 года в поселке Дивово на территории ООО “Рязанский конный завод №98” загорелась одна из самых крупных заводских конюшен. Пожарная техника не смогла вовремя подобраться к очагу возгорания из-за плотной системы левад, окружающих конюшню. Большая часть лошадей была спасена, но, к сожалению, без потерь не обошлось. Пожар унес жизни одного жеребенка, одного пони и двух частных лошадей.

В какой момент времени начался «развал» Опытного конного завода?

Лариса Анатольевна: Развал Опытного конного завода начался с развала Советского союза. Работа начала «перекраиваться». Резко стало все дозволено. Институт коневодства больше не мог руководить Опытным конным заводом. Началась постепенная продажа спортивных лошадей за границу.

Но переломным моментом в этой истории стала продажа Опытного конного завода в частные руки. В 2004 году российский бизнесмен Алексей Викторович Душутин* каким-то образом выкупил конный завод.

После этого все наработки конного завода стали рушиться: было уничтожено дойное стадо крупнорогатого скота, затем начали распродавать лошадей. Таким образом было уничтожено русско-рысистое и тракененское поголовье.

Я до сих пор не могу понять, как наше государство смогло потерять рязанский конный завод и отдать его в частные руки. Алексей Душутин немного позже еще и сел в тюрьму за воровство государственного имущества.

Насколько мне известно, во времена Великой Отечественной войны в рязанский конезавод свозилась лучшая кровь из Германии. Почему и лошади были хорошие. Про них до сих пор говорят спортсмены только в превосходной степени. Все эти земли застраивали наши деды и родители, а теперь это все разворовывает один частный владелец. Конечно, это крах нашего коннозаводства.

Почему все случилось именно так? Ответ на этот вопрос до сих пор открыт. Теперь ни у ВНИИКа, ни у конезавода нет земель. Непонятно, кому сейчас принадлежит троеборная трасса, ипподром… Это брошенные земли.

*Алексей Душутин является бывшим руководителем ОАО «Военно-строительного управления Москвы» (ВСУМ), а также фигурантом ряда уголовных дел. Находился 6 лет в российском СИЗО. С 2017 года скрывается в Канаде. С 2018 года объявлен в России в заочный розыск. Последний раз информация об Алексее обновлялась в 2020 году.

Лариса Анатольевна Борисова / Фото: из личных архивов

Произошедшее — катастрофа для отечественного коннозаводства и конного спорта. Есть ли у нас сейчас шанс вернуть все на круги своя? Что для этого нужно сделать?

Лариса Анатольевна: Конечно, это катастрофа для отечественного конного спорта и для коннозаводства в целом. За все это время было подано множество обращений и петиций. Но на сегодняшний день, я думаю, никто не в состоянии это все «поднять». Если только не найдется энтузиаст, который готов положить на это жизнь.

Инфраструктура, в целом, сохранена. На заводе также остались люди, которые готовы работать. Но пока все эти строения стоят на продаже, никто не хочет этим заниматься. А восстановить то поголовье, которое уже исчезло, я думаю, невозможно. Потому что тех кровей уже практически не осталось.

Коннозаводство в России – это неблагодарное дело, которым занимаются единицы энтузиастов, потому система сломана на государственном уровне. Я даже не знаю, как это можно восстановить, потому что все держится исключительно на человеческом факторе. Если человеку интересно, спортивная база, ферма, конный клуб будут существовать. Но как только с этим человеком что-то случается, как правило, «продолжателей» у него нет, к сожалению.

Опытный конный завод повторил участь многих других конезаводов в России. Не он первый, не он последний. По всей России остались единицы государственных конных заводов, и те находятся в плачевном состоянии. Все зависит только от людей, которые либо готовы, либо не готовы с этим работать.


Лариса Анатольевна Борисова / Фото: Надежда Купцова

Комментарии
Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь для комментирования