Статьи, #PROисторию: от разрозненности до консолидации Древней Руси | Prokoni.ru

#PROисторию: от разрозненности до консолидации Древней Руси

15 февраля 2023 г.
Автор - Анастасия Каленкова

История конного разведения в России насчитывает больше десяти веков. Еще когда разрозненные славянские племена жили на территории нашей страны, уже можно было выделить три ярких линии конных пород, которые заложили основу конезаводству. В лесах и полях европейских регионов современной России жили выносливые неприхотливые лошади, приспособленные к резко-континентальному климату. Они легко выносили жаркое лето с обилием корма и долгие зимние месяцы без еды. Степи населяли низкорослые лошадки, способные проходить ежедневно десятки километров и выживать на однообразном рационе, состоящем из травы. Третьей и самой интересной категорией пород были лошади, завезенные славянами с Востока и Средней Азии — они отличались легким телосложением, горячим нравом и устойчивостью к высоким нагрузкам.

В летописях от X-XI века встречаются первые упоминания о лошадях, на которых ездили наши предки. Что характерно, авторами тоже выделяются три вида лошадей: милостные лошади, сумные и подводные. Милостные кони предназначались для знати, на них ездили сами князья, ими награждались подданные. Эти лошади были похожи на современных представителей ахалтекинской и арабской породы, их использовали как «улучшателей» в табунах. Позже, уже в XII-XIII веках, они получили свое название — «фари». Вторая категория — это сумные лошади. Они были более грузными, чем милостные кони, и были похожи на современные вьючные породы лошадей. Выносливые и сильные, сумные лошади возили дружинников в длительные военные походы. Также летописи говорят о так называемых подводных (или товарных) лошадях. В отличие от других своих собратьев, они использовались в основном купцами в обозах и перевозке грузов.

Поход Владимира на Корсунь, миниатюра из Радзивилловской летописи, XIII век

Однако, несмотря на такое развитие конного мира, лошади оставались очень дорогими и поэтому высоко ценились своими хозяевами. Конница же была немногочисленной и достаточно малоподвижной, поскольку передвигалась на сумных лошадях, неприспособленных для быстрой езды. Возможно это и стало одной из причин тотального разорения в период господства Золотой Орды на территории нашей страны. Полноценная конная армия в России впервые сформировалась только при Дмитрии Донском. В 1380 в Куликовской битве участвовали всадники на лошадях, привезенных из Европы через Новгород и Псков — одни из самых богатых городов того времени. Кроме того, в описании Куликовской битвы впервые упоминаются так называемые «кайсаки» — беглые люди приволжской вольницы на резвых, легких лошадях. Уже в 1444 в летописи они получили знакомое нам сегодня название «казаки».

Конное разведение достаточно сильно пострадало от монгольского нашествия. Князья, не желая походить на захватчиков, отказались от «фарей» и перешли на более тяжелых и неповоротливых лошадей. В XVI веке местные породы «улучшались» лошадьми, завезенными с Запада. Наши предки отдавали предпочтение Клепперам и Жмудской лошади. Клепперы были выведены в Ливонии (территория современной Эстонии) — это небольшие крепкие лошадки, способные развивать большую скорость, что было особенно важно для конницы. Жмудская лошадь — это литовская порода лошадей, отличающаяся особенной выносливостью и неприхотливостью, они прекрасно себя чувствуют в болотах и лесах, что сделало их идеальными компаньонами крестьян.

С окончательной консолидацией Руси в XVI веке страна «выдохнула» после междоусобной борьбы. Лошадь стала незаменимым помощником наших предков, превратившись из низкорослой медленной лошадки в выносливую и быструю породу. Именно в этот период начинается расцвет конного разведения: лошади активно завозятся из-за границы, развивается сразу несколько породных линий, которые знакомы нам и сегодня.

В следующем тексте мы расскажем, как Иван Грозный открыл первый в России конный завод, и почему Петр I навсегда изменил облик современных русских лошадей.

Комментарии
Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь для комментирования