#PROисторию: конезаводство в СССР
После революции советские ученые столкнулись с нелегкой задачей. Они должны были не только восстановить конное поголовье страны, но и увеличить его многократно. В новой статье рассказываем, как развивалась отечественная селекция в условиях плановой экономики и как генетика помогла нашим ученым выйти на международный уровень.
В основу советского коневодства в СССР лег Декрет совета народных комиссаров от 23 июля 1918 года «О племенном животноводстве». Благодаря ему все племенные животные и нетрудовые хозяйства стали собственностью РСФСР, включая и дореволюционные конные заводы. После революции основное поголовье лошадей сохранилось на ипподромах, но, к сожалению, и эти лошади были утеряны после Первой мировой войны. В те времена лошадь по-прежнему оставалась основным помощником в сельском хозяйстве, боевым товарищем и средством передвижения, поэтому государство четко понимало необходимость возрождения российского коневодства в послевоенные годы.
История советского коневодства начинается с 1930-го года, когда постановлением Коллегии Наркомзема СССР был основан Институт коневодства. Именно благодаря этому событию в стране запустились централизованные меры по восстановлению и увеличению конного поголовья, а также был дан мощный толчок к развитию сельского хозяйства и животноводства.
Первой задачей Института коневодства было проанализировать ресурсы страны, особенно в тех регионах, где коневодство было исторически развито — в Казахстане, Поволожье, Средней Азии, на Кавказе и в Украине. Это было необходимо, чтобы селекционеры понимали, какой объем работ предстоит советской селекции и животноводству. В 1937 и 1939 годах соответственно были выпущены два обширных сборника «Конские породы Средней Азии» и «Конские ресурсы СССР», которые систематизировали породный потенциал страны и легли в основу новой волны развития коневодства в нашей стране.
Сборник «Конские породы Средней Азии»
Следующим шагом стало создание опытных станций по коневодству в Тамбове, Ленинграде и других крупных городах. Это были коневодческие хозяйства, которые оптимизировали селекцию: отбирали лучших представителей пород и жеребцов-производителей, а также вели государственные племенные книги (ГПК). С помощью ученых из Института коневодства ГПК были дополнены дореволюционными изданиями по породным стандартам. Помимо этого, были созданы новые племенные книги по породам, которые раньше не были учтены — ахалтекинцы, донская порода, горские лошади. Также в институте велись монографии ключевых пород, которые описывали текущее состояние породы, методы разведения лошадей и дальнейшие рекомендации по развитию поголовья страны. Параллельно с оптимизацией селекции Институт коневодства занимался разработкой рекомендаций по кормлению, содержанию, тренингу и даже строению упряжи для лошадей. Также институт активно сотрудничал с военно-ремонтными коневодческими совхозами, которые занимались разведением лошадей для армии в предвоенные годы.
В 1941 году советское управление приняло решение о переносе всех стратегически важных предприятий на восток страны. Эта директива касалась и конных заводов, которые также «переехали» за Урал. В этот период отечественное коневодство сильно пострадало: почти все поголовье страны было использовано в военных целях, а о сохранении породных ресурсов не могло быть и речи. Также ощущалась острая нехватка лошадей в колхозах, люди пахали на коровах и волах. Ресурсов на сохранение племенного поголовья не было — ипподромы и конные заводы использовались в военных целях, а лошадей переводили в колхозы, где они умирали из-за неадекватных условий содержания. Ситуация изменилась в 1943-1944 годах, когда меры по урегулированию коневодства в стране ужесточились, и местные власти запретили использовать племенных животных в хозяйственных целях. По итогам войны страна потеряла порядка 40% поголовья лошадей.
После Великой Отечественной войны работа над усовершенствованием советского коневодства продолжилась. Еще в 30-е был заложен курс на выведение новых пород в стране, и этот план был успешно реализован в 50-е и 60-е годы. Были выведены русская рысистая порода, советская тяжеловозная, владимирская и торийская. Кроме того, Институт коневодства активно подключается к разведению мясных и молочных пород лошадей. Роль лошади в обществе в эти годы радикально изменилась: теперь упор делался на пищевую промышленность и выведение спортивных пород. В Башкирии, Казахстане и Киргизии Институт коневодства курировал заводы по производству кумыса. В 1962 году был основан Опытный конный завод в Рязанской области, на котором тестировались технологии по увеличению лактации у кобыл и производству кумыса.
Реклама в журнале «Красная нива», № 20 за 1929 год
В середине 50-х годов и начале 60-х годов советские спортсмены выходят на международный уровень на отечественных лошадях. Развивались все дисциплины конного спорта, но особое место занимала русская школа выездки, сочетавшая в себе точность немецкой школы и артистичность французской. Международное сообщество особенно поразили выступления Сергея Филатова на Абсенте на Олимпийских играх в Риме в 1960 году и Елены Петушковой на Пепле на Чемпионате мира в Аахене в 1970 году.
Елена Петушкова и Пепел
В конце 60-х годов Институт коневодства сделал упор на развитие новых технологий для развития советской селекции. Например, был разработан метод глубокой заморозки спермы жеребцов, который позволял хранить ее до 30 лет. 19 апреля 1974 года на государственном уровне было принято постановление «О мерах по ускорению развития молекулярной биологии и молекулярной генетики и использованию их достижений в народном хозяйстве», и с 1 июля 1975 года при отделе селекции в институте был организован сектор иммуногенетики. В рамках проекта учеными был разработан метод иммуногенетического контроля происхождения лошадей и налажено изготовление моноспецифических сывороток для определения групп крови лошадей. Создание сыворотки было важным шагом в развитии отечественного коневодства, поскольку позволило существенно улучшить воспроизводство лошадей. Благодаря сыворотке можно было отследить, чтобы белки плазмы крови у жеребцов и кобыл не совпадали, благодаря чему зажеребляемость кобыл увеличивалась.
Помимо селекции и генетических исследований, институт продолжал заниматься разработкой кормовой базы для лошадей. Отдельный блок исследований был посвящен изучению пищеварения и усвояемости веществ у лошадей. На основе этих научных работ были разработаны комбикорма и премиксы для спортивных и племенных лошадей, производство которых было налажено в конце 60-е и 70-е годы прошлого века.
После развала СССР российское коневодство пришло в упадок. Конные заводы зависели от государственной поддержки, которую потеряли при переходе страны к рыночной экономике. Тем не менее, Институт коневодства продолжал свою работу. В это время была проведена полная компьютеризация лабораторий, а также с 1994 года заработала картотека иммуногенетического контроля для оптимизации селекции.
Положение российского коневодства начало улучшаться в 2008 году, когда дисциплину внесли в Национальный приоритетный проект развития агропромышленного комплекса. С этого момента государственная поддержка коневодства постепенно увеличивалась, достигнув существенных объемов с началом отраслевой программы «Развитие племенного коневодства в РФ на 2013-2015 годы и на плановый период до 2020 года», которая была направлена на увеличение поголовья лошадей в стране.
Сегодня конные заводы в стране вынуждены подстраиваться под реалии рыночной экономики. Государство больше не субсидирует сельское хозяйство так, как это было при СССР, и конные заводы могут рассчитывать только на собственную прибыль. Тем не менее, многие из них смогли успешно реорганизоваться и продолжают поддерживать русское коневодство и сегодня. О том, каких результатов достигли и с какими трудностями сталкиваются современные конные заводы в России мы расскажем в следующих статьях.